УДК 37 Л.П. Феталиева Д.А. Рамазанова
Laura Fetalieva Dzhavgarat Ramazanov
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ
Аннотация. В статье рассмотрена технология работы учителя в инклюзивном классе. Описаны некоторые методы и приемы, которые можно порекомендовать педагогам работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Авторы обосновывают достоинства инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, цели обучения, методы и приемы.
TECHNOLOGY IN THE CLASSROOM OF THE TEACHER IN THE INCLUSIVE CLASSROOM
Annotation. In the article the technique of the teacher in the inclusive classroom. We describe some of the methods and techniques that can be recommended to teachers working with children with disabilities. The authors prove the advantages of inclusive education of children in secondary school.
Keywords: inclusion, inclusive education, children with disabilities, learning objectives, methods and techniques.
Цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Так ли это? Действительно ли каждый ребенок может получить образование и достичь определенного общественного статуса? Сейчас все больше и больше говорят об инклюзии. Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include -заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
В литературе инклюзивное образование рассматривается как «организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах - в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку» или как «совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и лиц, не имеющих таких ограничений» [6]. Мировая практика и опыт российских регионов свидетельствуют о несомненных преимуществах инклюзивного образования. Анализ литературы и образовательной практики позволяет отметить следующие достоинства инклюзивного обучения: во-первых, инклюзия обеспечивает социальное единство, уважение и чувство собственного достоинства детей с отклонениями здоровья; во-вторых, учителя и другие участники образовательного процесса создают позитивный опыт, который приносит радость и пользу от обучения вместе всем детям; в-третьих, школы и учителя подстраиваются и реагируют на потребности каждого ученика, что полезно школе, учителям, родителям и всем учащимся; в-четвертых, инклюзивное образование вовлекает в процесс разнообразные ведомства, родителей, общественные организации, что способствует развитию социального партнерства [1; 4].
© Феталиева Л.П., Рамазанова Д.А., 2015
Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. Короче говоря, отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. Конечно, педагогам нелегко работать в разнородном классе, но результаты того стоят - по мнению исследователей, корректируются даже серьезные задержки в детском развитии. В инклюзивном классе складывается особый этический фон учебно-воспитательного процесса: ведь педагогическое общение с детьми будет проникнуто оптимизмом, уверенностью в том, что совместными усилиями учителя, специалистов, сверстников, родителей, других взрослых, участвующих в процессе инклюзивного образования, все дети получат равные возможности и преодолеют возникающие у них трудности.
Учитель - основное действующее лицо, которое проводит с детьми большую часть времени. В его работу входит проведение учебных занятий, праздников, экскурсий. Каждая из форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки, но есть и определенные моменты, которые относятся к разряду методических и образовательных требований, необходимых к выполнению педагогом, работающим в интегративном классе. Здесь необходимо учитывать преемственность в работе, в отработке навыков и умений поведения ребенка учителем, воспитателем, психологом, учи-телем-дефектологом, логопедом и другими специалистами.
Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные цели. Образовательная должна решать задачи отработки учебного программного материала, овладение детьми учебными знаниями, умениями и навыками. Воспитательная должна решать задачи отработки моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, формирования эмоций. Коррекци-онно-развивающая - должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
Изменение структуры занятия, плана и логики, преемственность планов и последовательность включения детей, упражнения по степени нарастающей сложности - условия успешности всех учащихся, следовательно, и инклюзивного образования. В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке (занятии) для ребенка с особыми образовательными потребностями. Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы:
- составлять отдельно планы для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями;
сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.
Формы могут быть разные, главное - отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе детей «нормы». Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.
Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока или занятия. Их следует умело отбирать и использовать [5]. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки дости-
жений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности. Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент.
1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание). Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания. В инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.
2. В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту - то обсудить можно 3, 4 вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети очень быстро устают).
3. При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)
4. Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя - найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку.)
Рекомендации по формулировке заданий для детей с ОВЗ. 1. Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде. 2. Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом. 4. При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи...). 5. Формулировать задание, стойте ряжом с ребенком. 6. Давайте возможность ребенку закончить начатое дело. Рекомендации по оценке работы ребенка. 1. Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое. 2. Не обращайте внимания на не очень серьезные нарушения дисциплины. 3. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов. 4. Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс. 5. Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу). 6. Используйте систему оценки «зачет-незачет», когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.
Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей. Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому. Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.
С приходом в общеобразовательную школу детей с особыми образовательными потребностями преподаватели стали осознавать важность общения с каждым ребенком как с личностью. Педагоги занимающееся специальным образованием признают, что система общего образования зарекомендовала себя как эффективная для учащихся с ограниченными возможностями. Учителя общеобразовательных школ, в свою очередь, обращаются к системе специального образования в поисках новых методик, позволяющих улучшить результаты обучающихся с особыми потребностями.
Учитель - основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие - наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: учитель-дефектолог, психолог, логопед и другие специалисты. Именно эта единая команда и осуществляет модификацию организации образовательной среды ребенка в соответствии с реальными возможностями ребенка, т.е. создание индивидуального учебного плана и разработку индивидуальной образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями. Индивидуальная образовательная программа - документ, дающий представление о содержании деятельности учащегося,
направленной на реализацию заявленных целей. Образовательная программа проектируется коллективом педагогов-предметников и специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающие занятия. Индивидуальный учебный план - совокупность учебных предметов, выбранных для освоения обучающимися, их родителями (законными представителями).
Дети с ограниченными возможностями не заслуживают того, чтобы от них отвернуться. Кто-то должен отдать им любовь и знания. Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.
Библиографический список
1. Ведихова, Д. С. Развитие инклюзивного образования в России / Д. С. Ведихова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2011. - № 2. - С. 39-44.
2. Гаджиев, Р. Д. Модель формирования технологической компетенции будущего учителя / Р. Д. Гаджиев, М. К. Билалов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2014. -№ 1. - С. 105-110.
3. Иденбаум, Е. Л. Инклюзивное образование в специфических социокультурных условиях: проблемы, предпосылки, некоторые варианты организации и содержания / Е. Л. Иденбаум. - Иркутск, 2008. - 80 с.
4. Инклюзивное образование: ключевые понятия / Сост. Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. - М. ; Владимир : Транзит-ИКС, 2009. - 128 с.
5. Леско, Д. Основные принципы инклюзии [Электронный ресурс] / Д. Леско. - Режим доступа : http://obrazovanie.perspektivainva.ru/index.php? 465 (дата обращения : 14.04.2011).
6. Феталиева, Л. П. Достоинства и недостатки инклюзивного образования и интеграции / Л. П. Феталиева // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 8. - С. 312-316.