Научная статья на тему 'Достоинства и недостатки инклюзивного образования и интеграции'

Достоинства и недостатки инклюзивного образования и интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12946
2704
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / INCLUSION / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTEGRATES TRAINING / АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ADAPTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феталиева Лаура Платовна

В статье представлен обзор источников по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, сопоставляются понятия «интеграция» и «инклюзия». Выявлена значимость инклюзивного обучения детей с проблемами здоровья, описаны достоинства и недостатки интегрированного обучения и инклюзии. Автор обосновывают достоинства инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF INCLUSIVE EDUCATION AND INTEGRATION

The article provides an overview of sources on inclusive education, children with disabilities, compared the concept of «integration-tion» and «inclusion». Revealed the importance of inclusive education for children with health problems, describes the advantages and disadvantages of integrated education and inclusion. The author substantiates the advantages of inclusive education of children in secondary school.

Текст научной работы на тему «Достоинства и недостатки инклюзивного образования и интеграции»

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация. В статье представлен обзор источников по инклюзивному образованию детей с ограниченнъми возможностями здоровья, сопоставляются понятия «интеграция» и «инклюзия». Выявлена значимость инклюзивного обучения детей с проблемами здоровья, описаны достоинства и недостатки интегрированного обучения и инклюзии. Автор обосновывают достоинства инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интеграция, интегрированное обучение, адаптированная образовательная среда, дети с особыми потребностями.

Laura ^aHeva ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF INCLUSIVE

EDUCATION AND INTEGRATION

Annotation. The article provides an overview of sources on inclusive education, children with disabilities, compared the concept of «integration-tion» and «inclusion». Revealed the importance of inclusive education for children with health problems, describes the advantages and disadvantages of integrated education and inclusion. The author substantiates the advantages of inclusive education of children in secondary school.

Keywords: inclusion, inclusive education, integration, integrates training, adapted educational environment, children with special needs.

Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л.И. Акатов, Н.В. Антипьева, Д.В. Зайцев, П. Романов и др. Р. Жаворонков, В.З. Кантор, Н.Н. Малофеев, Е.Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.

В литературе инклюзивное образование рассматривается как организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку или как совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений [4; 5].

Инклюзивное образование - это процесс, который не сводится исключительно к реформе специального образования. Этот процесс должен стать составной часть национальной политики развития общего образования [2].

В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовле-

УДК 37 Л.П. Феталиева

© Феталиева Л.П., 2015

творения различных потребностей в обучении и воспитании детей, а также отмечает, что инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Психологами и педагогами доказано, что отношения и взаимодействие здоровых детей со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья являются важнейшим фактором, обеспечивающим успешность инклюзивного [1; 6].

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) - это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей т.е. процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

Инклюзивное образование — это специально организованная работа педагогов по обеспечению взаимодействия обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в пространстве общеобразовательного учреждения. Такое взаимодействие предполагает создание специальных педагогических условий обучения: адаптивной образовательной среды, организацию психолого-медико-педагогического сопровождения, формирование инклюзивной культуры детей, педагогов, родителей [6]. Инклюзивного образование — процесс «включения» детей-инвалидов в образовательное пространство групп, классов, коллективов детей, не имеющих отклонений в развитии, на основе организации совместного обучения и воспитания, практик коммуникации, сотрудничества детей, конструирование практик взаимодействия на равных» [3].

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала конвенции организации объединенных наций в области прав детей, прав инвалидов. Не случайно 2009 г. был объявлен Годом равных возможностей. Общественные деятели и педагоги согласны с позицией, что инклюзивное образование является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Поэтому возникает задача дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Это потребует иного подхода к организации обучения, означающего реформирование школ, перепланировку помещений, развитие образовательных технологий таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, так чтобы все учащиеся успешно учились совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства.

Таким образом, в мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. В теории и образовательной практике России развивается и другое направление совместного обучения детей с особыми потребностями со здоровыми. Это направление обычно обозначают термином интеграция. Эта категория детей крайне разнородна и интегрирована в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно выделить четыре группы:

— дети, чья интеграция невольна и обусловлена тем, что отклонение в развитии не было выявлено;

— дети, родители которых, зная об особых проблемах ребенка, по разным причинам хотят

обучать их в массовом детском саду или школе; к сожалению, лишь для части из них такую форму обучения можно признать эффективной, многие через несколько лет обучения, не соответствующего особым нуждам детей, все же оказываются в специальных учреждениях или даже полностью «выпадают» из системы образования;

— дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им интегрированное обучение;

— в дальнейшем такие дети, как правило, получают лишь эпизодическую коррекционную помощь, при этом связь между учителем-дефектологом, психологом и педагогами детского сада или школы осуществляется в основном через родителей.

Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками. Главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образования.

Сопоставим понятия «интеграция» и «инклюзия». Интеграция: внимание направлено на проблемы «особых» детей; необходимое требование — изменение субъекта (ребенка с проблемами); преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями; возможно использование специальных методов обучения и терапия. Достоинства интегрированного обучения детей всех категорий связывают с сохранением детско-родительских отношений и возможностью полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи, обретением опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, полноценной речевой средой (результатом постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими). Недостатки интегрированного обучения связаны со сложными акустическими условиями в помещении классной комнаты или спортзала, большой наполняемостью класса, расстановкой учебных столов, лекционной формой подачи учебного материала или постоянной работой на уроке в режиме полилога (значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевой материал; сложностью усвоения норм социального поведения; незнанием особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежеланием педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком).

Инклюзия: внимание направлено на всех детей детского сада, школы, преимущества получают все дети; проводится неформальная поддержка и экспертиза воспитателя детского сада, учителя массового класса. Инклюзивное образование - это осознанное включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства. К достоинствам инклюзивного образования относятся: создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями; создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения; обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами; подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество; формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоува-

жения. Недостатки инклюзивного образования в первую очередь, связаны с отсутствием апробированного на практике и общественно-признанного опыта совместного обучения детей всех категорий, а также недостаточным его научным и методическим обоснованием: в российских социально-экономических условиях и общественном сознании инклюзивное образование носит пока экспериментальный характер.

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Таким образом, будущим учителям начальных классов с учетом указанных достоинств и недостатков необходимо формировать свою профессиональную готовность к совместному обучению детей всех категорий.

Библиографический список

1. Беленкова, Л. Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья : от интеграции к инклюзии / Л. Ю. Беленкова // Интеграция образования. - 2011. - № 1. - С. 59-64.

2. Ведихова, Д. С. Развитие инклюзивного образования в России / Д. С. Ведихова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2011. - № 2. - С. 39-44.

3. Зайцев, Д. В. Концепция инклюзивного образования инвалидов / Д. В. Зайцев // Образование для всех : политика и практика инклюзии. - Саратов : Научная книга, 2008. - С. 327-337. - ISBN 978-5-9758-0577-5.

4. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : метод. пособие / Под ред. М. С. Староверовой. - М. : Владос, 2011. - 167 с. - ISBN 978-5-691-01851-0.

5. Инклюзивное образование : ключевые понятия / Сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. - М. ; Владимир : Транзит - ИКС, 2009. - 48c.

6. Малофеев, Н. Н. Интегрированное обучение в России : задачи, проблемы и перспективы / Н. Н. Малофеев // Особый ребенок : исследование и опыт помощи. - 2000. - Вып. 3. - С. 65-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.