LH
s ^
о
LH
# * *
310
APPLICATION OF COMPUTER TOOLS FOR DEVELOPING AND CORRECTIONAL-DIRECTED EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES OF HEALTH
Rusinova Stella Vladlmlrovna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor; Department of Defectology and Inclusive Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The article is devoted to the problem of using innovative methods of developing and corrective directed education and children with disabilities. The study substantiates the didactic potential of this pedagogical technology, the advantages of its use with children with disabilities. The article discusses foreign and domestic development of computer tools used by speech therapists in the process of development and correction of speech, the formation of pronunciation. For children with visual impairments, computer products for the diagnosis and correction of vision are widely represented on the market M educational institutions, when training children with visual impairments (amblyopia, hyperopia, astigmatism, myopia, strabismus, etc.), medical recovery software is widely used. Programmers are actively developing new software products and defectologists and educators use in their work, aimed at general development and preparation for school, as well as modern multimedia and interactive technologies.
Keywords; children with disabilities; computer technology; multimedia technology; interactive technology; gadgets; correction; de velopmen t.
< ct
LH
DOI 10.24923/2222-243X.;
УДК 376.37(045) ВАК РФ 13.00.02
J Русинова СВ., 2020
-35.65
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИВАЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-НАПРАВЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья посвящена проблеме использования инновационных методов развивающего и коррекционно-направленного обучения и де тей с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании обосновывается дидактический потенциал данной педагогической технологии преимущества ее применения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также рассматриваются зарубежные и отечественные разработки компьютерных инструментов, используемые логопедами в процессе развития и корректировки речи, формирование произношения, Для де гей с нарушениями зрения на рынке широко представлены компьютерные продукты для диагностики и коррекции зрения, В учебных учреждениям при обучении детей имеющих нарушения зрения (амблиопия, гиперметропия, астигматизм, близорукость, косоглазие и др.) широко используют лечебно-восстановительное программное обеспечение. Активно разрабатывают новые программные продукты программисты и используют в своей работе дефектологии педагог и, направленные на общее развитие и подготовку к школе, а также современные муль тимедийные и интерактивные технологии.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; компьютерные технологии; мультимедийные технологии; интерактивные технологии; гаджеты; коррекция; развитие.
РУСИНОВА Стелла Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии И ИНКЛЮЗИВНОГО образования, Ставрополье кий государственный педагогический институт, Ставрополь
Современные научные знания в области трансформации субкультуры и экологии детства привели педагогическую науку к необходимости решения противоречий, которые отчетливо проявляются в тех областях образования, медицины и информационных технологий, которые заняты проблемами оказания своевременной и эффективной помощи семьям с детьми, имеющими особенности здоровья и развития. К числу наиболее острых можно отнести постоянное увеличение контингента детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе, тяжёлые и множественные сенсорные нарушения в развитии, на фоне стремительного совершенствования и расширения доступности инновационных технологий [7].
Интервенцию (внедрение) новых методик и программ в образовательный процесс сегодня не остановить. Особенно стремительно этот процесс можно наблюдать в последние десятилетия развития образования в РФ. С принятием закона об инклюзивном образовании, вопрос создания и использования компьютерных инструмен-
тов развивающего и коррекционно-направ-ленного обучения детей с ОВЗ встал остро. Перед педагогами возникла проблема поиска инновационных, нетрадиционных, эффективных методов, технологий развития и коррекции детей с 083.
В данной статье мы рассмотрим современные коррекционно-развивающие компьютерные инструменты, которые направлены на развитие и коррекцию недостатков детей с ОВЗ.
В контексте новых стандартов в образовании развитие, воспитание и образование детей, немыслимо без компьютерных технологий. Данные инструменты используют в своей коррекционной работе все дефектологи (сурдо-, тифлоло-, олигофренопедагоги и логопеды).
В своей профессиональной деятельности логопеды активно используют набор учебно-коррекционных программ для детей с нарушениями в развитии и корректировки речи: "Солнечный замок" - специализированная логопедическая программа; "Игры для Тигры" -единый программно-методический комплекс для исправления и развития речи; комплекс "Дельфз-130" {"Видимая речь" IBM - 1987г.) -направлен на коррекцию и формирование произношения [3].
В России интерес к данной компьютерной программе возник в конце XX века. 8 Институте коррекционной педагогики РАО в 1991 г. возникла первая русифицированная версия, предназначенная для коррекционной работы с детьми и взрослыми, имеющими нарушенный слух (слабослышащие и глухие).
Интерес к подобным программным продуктам у специалистов Лаборатории компьютерных технологий ИКП РАО сподвиг их на создание собственных специализированных компьютерных программ, помогающих в развитии коррекции и обучение детей с 083, Самыми популярными в образовательном пространстве стали программы:
- Больших И.В., Кукушкина 0,И. - "Математика для тех, кому трудно (Решение задач на движение - версии 1,2. Состав числа)" 1995г.;
- Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. - коррекционно-диагностическая программа "Мир за твоим окном", 1997г.;
- Кукушкина О.И., "Состав слова (Кроссворд)", "Лента времени", "Развивающие игры в среде Лого" и др. [6].
В 1998 г, в Институте Биологической Обратной Связи г. Санкт-Петербурге, был разработан комплекс "Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический" ("БОС", 1998 г., "Биосвязь). Комплекс направлен на
коррекционное и лечебно-оздоровительное воздействие на детей с ОВЗ, а в частности профилактику и коррекцию нарушений голоса и речи. Специалисты активно используют данный комплекс с детьми и со взрослыми с заиканием, алалией, афазией, дисграфией и дислексией, дислалией, дизартрией, ринолалией, расстройствами фонации, функциональной дисфонией, нарушениями темпа речи и др. [4].
Широко представлены и компьютерные продукты в области диагностики и коррекции зрения детей.
Лечебно-восстановительное программное обеспечение для детей с нарушениями зрения включает в себя следующие программы:
- "Световое пероТ80-1" - лечение амблио-пии и других расстройств зрительных функций;
- комплект для паттерн-сгимулирующих упражнений "Мозаика ПСР - 1" - стимуляция органа зрения при амблиопии, гиперметро-пии, астигматизме, а также в качестве послеоперационного реабилитационного средства;
- "Контур"-лечение амблиопии, восстановления и развития бинокулярного зрения;
- "Цветок" - лечение близорукости и амблиопии; "Клинок 2" - лечение косоглазия;
- "Синоптофор СИНФ-1 "-диагностика и лечение косоглазия; "Чибис" - оценка состояния бинокулярного стереозрения и функциональное лечение бинокулярных расстройств [1 ].
Программное обеспечение для диагностики остроты зрения используют следующее:
- "Орбис" (в переводе означает круг, кольцо) - ребенок должен сказать, где на кольце Ландольта расположен разрыв;
- "Visus" - по оптотипам Снеллена;
- "Клинок 2" - дает оценку состояния бинокулярных функций: определение характера зрения, гетерофории, функциональной скотомы, угла косоглазия и фузионных способностей.
В дошкольных учреждениях коррекционно-го и компенсирующего видов широко используются общеразвивающие программные игры и комплексы: "Искатель в школе" (2000); "Незнай-кина грамота" (2001); "Рекс" (Mindscape) (2002); "Алик летние каникулы" (2003); "Искатель фантазер" (2004); "Развивайка для первоклашек" (2010) и др. Данный комплекс общеразвиваю-щих компьютерных программ способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, памяти, внимания, пространственной ориентировки, пространственных предлогов, активизации словаря, мыслительных операций, творческого мышления и др. [2].
LU
s ^
о
LU
< ct
LU
# * *
312
Для дошкольников с целью подготовки к школе также разработаны компьютерные программы:
- "Веселая азбука" - издательство "Кирилл и Мефодий" (2005) - изучение русского алфавита, формирование навыка составления слогов из букв, слов из слогов, предложений из слов;
- "Азбука. Как мышонок буквы ловил" (2006) -совершенствование навыков чтения и письма;
- "Веселая математика" - издательство "Рус-собит-М" (2001) - расширяет кругозор математической области, развивает интеллектуальные способности, укрепляет навык выполнения арифметических действий;
- "Веселое географическое путешествие" -издательство "Руссобит-М" (2000) - расширяет кругозор, знакомит с окружающим миром, с основами географии [5].
Одним из новых направлений в современном компьютерном мире являются мультимедийные технологии. В образовательном процессе данные технологии являются одним из перспективных направлений. Мультимедийные технологии помогают сделать коррекци-онный процесс более эффективным, вовлекая в процесс больше чувственных компонентов ребенка. Современные мультимедийные (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) и интерактивные технологии (интерактивные доски, интерактивные столы, компьютеры и др.) позволяют моделировать различные ситуации из окружающей природной и социальной среды; усиливать мотивацию ребенка, расширять его возможности, овладевать новыми знаниями и навыками.
Интерактивные технологии широко используются в комнатах психологической разгрузки, в сенсорных комнатах:
- "Водно-пузырьковая колонна" - позволяет почувствовать покой и умиротворение;
- настенная интерактивная сенсорная панель "Цветные фигуры" - обеспечивает тренировку раннего цветосенсорного восприятия;
- рисовальная интерактивная доска "led-панель" и интерактивный светозвуковой стол со светодиодной подсветкой - влияют на психосоциальное и эмоциональное развитие ребенка, активизируют познавательную активность, расширяют кругозор;
- проекционная система "Интерактивный пол" - это проекция на пол движений ребенка (шаги, взмахи рук, жесты) с помощью которых возникает интерактивная графика, изображения оживают и получаются прыгающие лягушки, водная гладь, футбольное поле и т.д. Систе-
ма имеет следующие эффекты - релаксационный (бабочки, озеро, аквариум) и с заданиями (шарики, пузыри, книга, космос). Одной из главных задач данной системы является побудить ребенка к движениям, от которых лопаются радужные пузыри, возникают цветы и бабочки, плавают рубки, летают космические корабли и т.д. [5].
Использование в коррекционной работе новых информационных технологий позволяет создавать игровую среду, которая помогает разнообразить подачу информации с учетом коррекционных задач, уровня сложности и оптимального темпа прохождения заданий каждым ребенком.
Дети с ОВЗ в связи с имеющимися ограничениями здоровья не всегда могут полноценно пользоваться компьютерам, Интернетом, в связи с этим в коррекционно-образователь-ном процессе используют дополнительные гаджеты со специальными возможностями:
- для детей с нарушениями зрения используют: программу 'Экранный чтец" (озвучивание информации); синтезатор речи загрузок "NVDA" (управление компьютером слепыми и слабовидящими с помощью подсказок синтетического голоса и азбуки Брайля); текстовый конвертер загрузок "Unicode Text Converter 1.6.1.0" (программа переводитТХТ-файлы в документы с Брайлевским шрифтом, помощник в чтении книг, найденных в сети Интернет); специальную клавиатуру с насечками на клавишах;
- для детей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора;
- для детей с нарушениями опорно-дви-гательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами, могут использоваться специальные пальцевые датчики.
Таким образом, использования инновационных методов развивающего и коррекцион-но-направленного обучения открывает новое поле для исследования педагогами и новые возможности для детей с ОВЗ.
Умение педагога-дефектолога находить, подбирать и использовать в своей работе с детьми с 083 компьютерные инструменты, учитывающие особые образовательные потребности, является важной составляющей профессионализма.
Литература:
1. Аринова К.И., Кударинова A.C. Роль компьютерных технологий в развитии и обучении детей с нарушениями фения // Научное обозрение. Педагогические науки. - 201?. - № 4.
- С. 1 1-14.
2. Атаиое Г.А. Компьютерные "игры" в обучение // Образовательные технологии и общество. - 2004.
- №2, - С.185-189.
3. Бурачевскзя О.В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса е специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития; материалы VI Мсждунар. науч.-практ. комф. - Чебоксары: Интерактив плюс, 2016, - № 2 (6),-С. 95-97.
4. Гаркушина Ю.Ф., Черлина H.A., Манина ЕВ. Новые информационные технологии в логопедической работе Ц Логопед. - М., 2004. -N9 2.
5. Горина E.H. Применение компьютерных тех пологий при обучении учащихся различных категорий // Коррекционная педагогика. - 2013. -№2. -С. 58-61.
6. Кукушкина О.И. Компьютерная программа для детей с отклонениями в развитии // Педагогика. -2009. - №6. -С. 33.-39.
7. Редько Я.Я., Слюсарева Е.С. Потенциал сете вого взаимодействия педагогического вуза и общественных организаций в подготовке специалистов для работы с людьми, имеющими комплексные нарушения в развитии П Вестник Костромского государственного университета. -2019, - № 1, - С, 127-131.
О си О OJ
м
LD
m ги
MODEL FOR THE FORMA TION OF EDUCA TIONAL ACTIONS OF SELF-CONTROL IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS
Sergeeva Bella Viadimirovna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education
Kafachlna Kr/stfna Ateksandrovna, Undergraduate student "
Kuban State University, Krasnodar >
The relevance of the article is determined by the need for primary school teachers to develop a model for the formation of educational actions of self-control in younger students in the lessons of the world and its justification. The purpose of the work is to develop and test the model we have created for the formation of educational self-control actions in the lessons of the surrounding world in elementary school and in highlighting its components. Sources of study were academic work in the field of philosophy and methodology of psychological and pedagogical research, theses of modern pedagogy and psychology affecting the social conditioning of personality formation in activities; works of domestic and foreign scientific researchers on the structure, development and conditions for the development of abilities and creativity. This article talks about the formation of educational actions ofself-control in elementary school students in the framework of the subject "The World Outside" on the basis of a methodology that includes the following structural components: methodological, goal-oriented, substantive, organizational active, and productive-evaluative. The developed model for the formation of educational actions of self-control can be included in the educational process of primary schools in order to increase the effectiveness ofprimary school teachers.
Keywords: self-control; a modei for the formation of educational self-control actions; elementary school students.
00! 10.24923/2222-243Х.2020-35.66
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Актуальность статьи определяется потребностью учителей начальных классов в разработке модели формирования учебных действий самоконтроля у младших школьников на уроках окружающего мира и ее обосновании. Цель работы заключается в разработке и апробировании созданной нами модели формирования учебных действий самокон троля на уроках окружающего мира в начальной школе и в выделении ее составных компонентов. Источниками изучения послужили академические работы в области философии и методологии психолого-педагогических исследований, тезисы современной педагогики и психологии, затрагивающие общественную обусловленность формирования личности в деятельности; труды отечественных и зарубежных научных исследователей о структуре, развитии и условиях развития способностей и творчества, в данной статье говорится о формирования учебных действий самоконтроля у младших школьников в рамках предмета "Окружающий мир"на основе методики, включающей последующие структурные компоненты: методологический, целевой, содержательный, организационно-деятельноетный, результативно-оценочный. Разработанная модель формирования учебных действий самоконтроля может быть включена в учебный процесс начальной школы с: целью повышения эффективности деятельности учителей начальных к/1ассов.
Ключевые слова: самоконтроль, модель формирования учебных действий самоконтроля, младшие школьники.
УДК 378.14 ВАК РФ 13.00.01
? Сергеева Б.В., 2020 J Кала чина К.А., 2020
СЕРГЕЕВА Бэлла Владимировна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики и методики начального образования
КАЛА ЧИНА Кристина Александровна, магистр
Кубанский государственный университет, Краснодар
S
313