Научная статья на тему 'Условия индивидуализация образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья'

Условия индивидуализация образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / СУБЪЕКТНОСТЬ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Г. В.

В статье обсуждается проблема индивидуализации образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Определены и содержательно представлены условия индивидуализации образования: реализация адаптированной образовательной программы, создание развивающей предметно-пространственной среды группы для детей с ОВЗ, отражение и учет в образовательном процессе и содержании развивающей среды субъектной позиции ребенка, использование результатов мониторинга динамики индивидуального развития ребенка в целях отбора содержания индивидуальной работы, использование адекватных возможностям ребенка с ОВЗ современных педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия индивидуализация образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Условия индивидуализация образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Яковлева Галина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра развития дошкольного образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]

В статье обсуждается проблема индивидуализации образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Определены и содержательно представлены условия индивидуализации образования: реализация адаптированной образовательной программы, создание развивающей предметно-пространственной среды группы для детей с оВз, отражение и учет в образовательном процессе и содержании развивающей среды субъектной позиции ребенка, использование результатов мониторинга динамики индивидуального развития ребенка в целях отбора содержания индивидуальной работы, использование адекватных возможностям ребенка с ОВЗ современных педагогических технологий. Ключевые слова: индивидуализация образования, адаптированная образовательная программа, развивающая предметно-пространственная среда, мониторинг динамики развития ребенка, субъектность ребенка.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определен в качестве ведущего принцип индивидуализации образования. В высокой степени данный принцип соотносится с образованием детей дошкольного возраста с ОВЗ [1].

Федеральным законом «Об образовании в РФ» 273-ФЗ определены категории детей, которые относятся к лицам с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями зрения (дети с амблио-пией и косоглазием, слабовидящие, тотально слепые; с нарушениями слуха (глухие и поздно оглохшие); с задержкой психического развития; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями интеллектуального развития; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; множественными нарушениями развития [1].

Классификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения. Многие нарушения, вызванные проблемами здоровья, преодолеваются в результате образовательной и коррекци-онно-воспитательной работы в ДОО [2].

Рассмотрим условия индивидуализация образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: проектирование и реализация адаптированной образовательной программы; создание развивающей предметно-пространственной среды группы для детей с ОВЗ; отражение и учет в образовательном процессе и содержании развивающей среды субъектной позиции ребенка; использование результатов мониторинга динамики индивидуального развития ребенка в целях отбора содержания индивидуальной работы; использование адекватных возможностям ребенка с ОВЗ современных педагогических технологий [3].

Одним из первых условий осуществления процесса индивидуализации образования детей дошкольного возраста с ОВЗ нами выделено проектирование и реализация адаптированной образовательной программы ДОО. В условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, определившего новые подходы к качеству дошкольного образования, механизмом обеспечения достижения каждым ребенком дошкольного возраста, в том числе с ограниченными особенностями здоровья этого качества, является

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

01 г

основная образовательная программа дошкольного образования [1,4].

Исходя из нормативных требований, любая образовательная организация, в том числе дошкольная образовательная организация, в которой обучаются дети дошкольного возраста с ОВЗ, обязана самостоятельно разрабатывать и реализовывать адаптированные основные образовательные программы (далее АООП ДОО). Реализация принципа индивидуализации образования начинается с процесса формирования цели АООП ДОО. Цель программы конкретизируется в зависимости от категории отклонений в развитии детей, направленности профессиональной коррекции [5].

Рассмотрим технологии проектирования на примере АООРП для детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием). Так, в АООП для данной категории детей цель может быть сформулирована следующим образом: создание коррек-ционно-образовательной среды, обеспечивающей ребенку дошкольного возраста с нарушениями зрения личностное развитие, высокий уровень конкурентоспособности в обществе здоровых сверстников, равные со здоровыми сверстниками стартовые возможности освоения содержания дошкольного образования.

При проектировании целевого раздела адаптированной образовательной программы разработчикам важно отразить идеи, принципы и подходы, сформулированные в Примерной адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с амблиопией и косоглазием.

В качестве принципов разработчиками отбираются не только общепедагогические, но и принципы коррекционного образования, и принципы, выделенные ФГОС ДО.

Конкретизация цели и задач адаптированной основной образовательной программы обеспечит определение направлений деятельности по отношению к каждому ребенку с ОВЗ при освоении им содержания образования. Приведем пример формулировок цели и задач АООП для детей с нарушениями зрения. Целью программы является проектирование и создание условий для коррекции имеющихся отклонений в развитии детей с нарушениями зрения с учетом тяжести дефекта. Обеспечение овладения детьми с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием) содержанием адаптированной образовательной программы, присвоения социальных норм; проектирование и применение на практике специальных приемов и способов деятельности, обеспечивающих максимально эффективную ориентировку ребенка в окружающем мире и способствующих социализации детей данной категории [6].

АООП ДОУ обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, особенностей развития детей с нарушениями зрения, и направлена на решение следующих задач:

• охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;

• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Таким образом, уже на этапе проектирования целевого компонента адаптированной образовательной программы ДОУ реализован принцип индивидуализации образования.

Содержательный раздел адаптированной основной образовательной программы ДОО определяет особую направленность в отборе содержания образования по образовательным областям ФГОС ДО, уточняет эффективные технологии организации коррекционно-образовательного процесса с учетом образовательных возможностей и особенностей развития каждого ребенка, конкретизирует учебно-методический комплекс, который позволяет педагогу выстроить индивидуально-ориентированный коррекционно-образовательный процесс.

Особенностью организационного раздела является система взаимодействия всех специалистов, направленная на обеспечение достижения каждым ребенком целевых ориентиров. В качестве форм работы могут быть использованы: комплексное диагностическое изучение детей, Изучение динамики по итогам обучения и воспитания, организация деятельности консилиума, консультации специалистов. Реализация выделенных форм взаимодействия специалистов обеспечит достижение качества дошкольного образования детей с ОВЗ [7].

Следующим условием индивидуализации образования детей с ОВЗ является создание развивающей предметно-пространственной среды группы для детей с ОВЗ. Особенностями развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

1) отражение требований построения развивающей предметно-пространственной среды, определенных ФГОС ДО с учетом психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) отражение в среде содержания тематики недель в соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом возможностей детей в освоении данного содержания;

3) учет принципов гендерного подхода («Уголок маленькой принцессы», «Уголок маленького мастера»);

4) обеспечение индивидуального пространства ребенка, учет его субъектной позиции при построении развивающей среды (содержание уголков познавательной направленности выстраивается с учетом зоны ближайшего развития ребенка, уголок физического саморазвития включает то оборудование, которое ребенок может в силу своих отклонений использовать);

6) среда группы отражает содержание совместных проектов взрослых и детей (социальные проекты, экологические проекты, природоохранные акции и т.д.);

7) развивающая предметно-пространственная среда групп детей с ОВЗ выстраивается в соответствии с содержанием адаптированной образовательной программы, с учетом особенностей развития детей с нарушениями в развитии, клини-ко-психологических особенностей и с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка с ОВЗ [6].

Учет субъектной позиции ребенка с ОВЗ при построении развивающей предметно-

пространственной среды проявляется в:

• мотивации ребенка к деятельности (активность ребенка в среде для освоения содержания адаптированной образовательной программы);

• избирательном отношении к разным видам деятельности (игра, двигательная деятельность, продуктивные виды деятельности в зависимости от возможностей ребенка с ограничениями в здоровье);

• инициативности и желании заниматься тем или иным видом деятельности (строительные игры, лего-конструкторы, организация поисковой и исследовательской деятельности, общение со сверстниками и взрослыми);

• самостоятельности выбора и осуществлении деятельности, в творческих проявлениях способов действий и создании продуктов деятельности (постройка корабля, создание игрового макета, изготовление книжек-малышек для сверстников другой группы) [8].

Создание, использование, своевременное обновление развивающей предметно-пространственной среды обеспечит не только индивидуализацию образования, но и социальное развитие ребенка с ОВЗ.

Одним из основополагающих условий индивидуализации образования детей с ОВЗ является использование результатов мониторинга динамики индивидуального развития ребенка в целях отбора содержания индивидуальной работы [9]. Современные условия функционирования ДОУ позволяют обеспечить педагогов электронными вариантами мониторинга. Для этих целей в ГБУ ДПО ЧИППКРО созданы и прошли апробацию программы для ЭВМ «ДИА-ДЕФ» и ЛО-ДИ», с которыми могут работать учителя-дефектологи, логопеды и воспитатели.

Программа для ЭВМ «ДИА-ДЕФ» (от сокращенного диагностика дефектолога) предназначена

для изучения особенностей развития ребенка раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, выявления и определения основных направлений индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Программа для ЭВМ «ЛО-ДИ» (от сокращенного логопедическая диагностика) позволяет выявить особенности общего и речевого развития ребенка дошкольного возраста:

-состояние компонентов речевой системы, неречевых и речевых функций,

-компенсаторные возможности ребенка, зону его ближайшего развития. Результаты диагностики являются основанием планирования индивидуальной траектории его развития, оценки эффективности коррекционно-развивающих воздействий на основе анализа достижений каждого воспитанника в конце учебного года.

Качественно-количественная оценка позволяет более дифференцированно оценить уровень речевого развития ребенка, выявить его основные затруднения, написать логопедическое заключение с описанием выводов из всех разделов речевой карты.

Программы обладают графическим интерфейсом, который позволяет вводить исходные данные (баллы, проставляемые педагогами в ходе тестирования) и отображает результат в виде готовых отчетов, протокол динамики развития ребёнка на конец учебного года, сводный отчёт и диаграммы к данным документам. На основе полученных рекомендаций педагоги и специалисты планируют индивидуальную работу с детьми.

Еще одним из условий индивидуализации образования детей с ОВЗ является использование адекватных возможностям ребенка с ОВЗ современных педагогических технологий. В качестве основных технологий рассматриваются игровые (арт-терапия, песочная терапия, применение игр в целях создания мотивации детей на коррекцион-ные занятия), проектные, технологии личностно ориентированные, развивающего обучения [10].

Таким образом, индивидуализация образования детей дошкольного возраста с ОВЗ может быть обеспечена только при реализации определенного круга условий: реализация адаптированной образовательной программы, создание развивающей предметно-пространственной среды группы для детей с ОВЗ, отражение и учет в образовательном процессе и содержании развивающей среды субъектной позиции ребенка, использование результатов мониторинга динамики индивидуального развития ребенка в целях отбора содержания индивидуальной работы, использование адекватных возможностям ребенка с ОВЗ современных педагогических технологий.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - М.: Издательство «Омега-Л», 20134.-134с.

2. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования:

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

учеб.-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. - Челябинск: Изд-во Че-ляб. гос. пед. ун-та, 2017. - 253 с. - Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1954

3. Кийкова Н.Ю. Выбор технологий образования детей с особыми образовательными потребностями как средство планирования педагогическими работниками профессионального роста в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров (сентябрь) 3 (32) 2017. С. 35-44

4. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 № 30384) // «Российская газета». - № 265. - 25.11.2013.

5. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием. Примерные программы одобрены Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию 7 декабря 2017 года. Источник: официальный сайт РАО

6. Дружинина, Л. А. Организация предметно-пространственной среды в группе для детей с разной структурой зрительного дефекта / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2017. - № 9. - 32-37.

7. Лаврова Г.Н. Система социально-личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 5 (138). С. 31-40.

8. Солнцева, Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Л. И. Солнцева. - М.: Налоговый вестник, 2004. - 320 с.

9. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. -М.: Издательство «Книголюб», 2008. - 160с.

10. Сваталова Т.А. Функционально-деятельностный подход к определению «ключевых» видов компетентности педагога дошкольного образования//Образование и наука, 2009. № 4 (61). С. 56-64.

Conditions individualization of education of children of preschool age with limited opportunities of health Yakovleva G.V.

Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators

In article the problem of an individualization of education of children of preschool age is discussed with limited opportunities of health. Education individualization conditions are defined and substantially presented: realization of the adapted educational program, creation of the developing subject and spatial environment of group for children about OVZ, reflection and the account in educational process and the maintenance of the developing environment of a subject position of the child, use of results of monitoring of dynamics of individual development of the child for selection of the content of individual work, use adequate to the child's opportunities with OVZ of modern pedagogical technologies. Keywords: education individualization, the adapted educational program, the developing subject and spatial environment, monitoring of dynamics of development of the child, the child's subjectivity. References

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" -Moscow: Omega-L Publishing House, 20134.-134s.

2. Druzhinin, LA Psychological and pedagogical support of preschoolers with visual impairments in an inclusive education: studies.-methodical. manual / L.A. Druzhinina, L.B. Osipova, L.I. Plaksina. - Chelyabinsk: Publishing house Chelyab. state ped. Un-ta, 2017. - 253 p. - Access mode: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1954

3. Kiykova N.Yu. The choice of technologies for the education of

children with special educational needs as a means of planning pedagogical workers for professional growth in the system of advanced training // Scientific support for the system of staff development (September) 3 (32) 2017. P. 35-44

4. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of

October 17, 2013 No. 1155 "On approval of the federal state educational standard of pre-school education" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on November 14, 2013 No. 30384) // "Rossiyskaya Gazeta". - No. 265. - 11/25/2013.

5. Approximate adapted basic educational program of preschool

education of children with amblyopia and strabismus. Approximate programs are approved by the Federal Educational and Methodological Association for General Education on December 7, 2017. Source: RAO official website

6. Druzhinina, L. A. Organization of the subject-spatial environment

in the group for children with different structure of the visual defect / L. A. Druzhinina, L. B. Osipova // Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2017. - № 9. - 3237.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. G. Lavrova The system of social and personal development of

children with disabilities // Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology. 2009. No. 5 (138). Pp. 31-40.

8. Solntseva, L.I. Psychology of education of children with visual

impairment / L. I. Solntseva. - M .: Tax Bulletin, 2004. - 320 p.

9. Levchenko I.Yu., Kiseleva N.A. Psychological study of children

with developmental disorders. - M .: Publishing house "Book lover", 2008. - 160s.

10. Svatalova T.A. Functional and activity approach to the definition of "key" types of competence of a teacher of preschool education // Education and Science, 2009. № 4 (61). Pp. 56-64.

о

(4

in

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.