Научная статья на тему 'Модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ'

Модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2686
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОЗОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ / МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИИ / ВИДЫ ИНКЛЮЗИИ / УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ / INCLUSIVE EDUCATION / NOSOLOGICAL GROUPS OF CHILDREN WITH OVZ / INKLYUZIYA MODELS / TYPES OF AN INKLYUZIYA / A CONDITION OF THE ORGANIZATION OF INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH OVZ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

На основе анализа феномена «модель» автором представлена модель инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ. Предложены цель и задачи реализации модели в практике дошкольного образования. Описаны виды инклюзии: включение детей одной или нескольких нозологических групп в общеобразовательную группу; включение в группу детей с различными нозологиями в группу компенсирующей направленности. Предложены условия реализации модели: нормативно-правовые, кадровые, диагностические, программно-методические, дидактические, условия развивающей предметно-пространственной среды, материально-технические условия. Представлены некоторые примеры содержательного наполнения модели инклюзивного образования детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of inclusive education of children of preschool age with limited opportunities of health in preschooleducational institution

On the basis of the analysis of a phenomenon “model” is presented by the author model of inclusive education of children of preschoolage with OVZ. The purpose and problems of realization of model in practice of preschool education are offered. Types of an inklyuziya are described: inclusion of children of one or several nosological groups in general education group; inclusion in group of children with various nozologiya in group of the compensating orientation. Terms of realization of model are offered: standard and legal, personnel, diagnostic, program and methodical, didactic, conditions of the developing subject and spatial environment, material conditions. Some examples of substantial filling of model of inclusive education of children with OVZ are presented.

Текст научной работы на тему «Модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

Яковлева Галина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кафедра развития дошкольного образования E-mail: galina440@mail.ru

На основе анализа феномена «модель» автором представлена модель инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ. Предложены цель и задачи реализации модели в практике дошкольного образования. Описаны виды инклюзии: включение детей одной или нескольких нозологических групп в общеобразовательную группу; включение в группу детей с различными нозологиями в группу компенсирующей направленности. Предложены условия реализации модели: нормативно-правовые, кадровые, диагностические, программно-методические, дидактические, условия развивающей предметно-пространственной среды, материально-технические условия. Представлены некоторые примеры содержательного наполнения модели инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, нозологические группы детей с ОВЗ, модели инклюзии, виды инклюзии, условия организации инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ.

о с

U

сэ см о см

Отличительной особенностью современной практики дошкольного образования сегодня является инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ОВЗ. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплено право родителей (законных представителей ребенка) на выбор образовательной организации [1]. В этой связи все большее количество детей дошкольного возраста с ОВЗ различных нозологий воспитываются и обучаются в общеобразовательных группах. Образовательный процесс для таких категорий детей должен быть выстроен на особых условиях: должна быть спроектирована и реализована модель инклюзивного образования детей с учетом категории отклонений в развитии.

В педагогической теории под феноменом «модель» понимается схематичное представление реализуемого процесса, включающее в себя его основные особенности.

Рассмотрим модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ для различных нозологических групп.

Основной целью проектирования модели является создание условий для организации образовательного процесса, направленного на обеспечение инклюзивного образования для детей с ОВЗ в условиях ДОУ.

В качестве задач могут быть определены следующие:

1. Обеспечить доступность в получении дошкольного образования детей с ОВЗ (различных нозологических групп).

2. Выстроить иерархию адаптированных основных образовательных программ для выделенных категорий детей с ОВЗ по видам инклюзивной практики.

3. Обеспечить коррекционно-образовательный процесс программными продуктами (пакет адаптированных основных образовательных программ для каждой нозологической группы детей с ОВЗ, рабочие программы учителей-дефектологов, воспитателей, специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования).

4. Управление созданием условий организации инклюзивной практики в ДОУ: нормативно-правовых, кадровых, диагностических, программно-методических, дидактических,

материально-технических, условии развивающей предметно-пространственной среды. Модель включает в себя:

- Виды инклюзии: обучение детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинированной направленности.

- Модели инклюзивной практики:

1) включение детей одной, двух и более нозологических групп в группы детей с нормой в развитии,

2) включение в группу детей одной нозологической группы детей другой нозологической группы (например, в группу детей с амблиопией и косоглазием включение детей с ЗПР; включение в группу детей с амблиопией и косоглазием детей с тяжелыми нарушениями речи; включение в группу детей с амблиопией и косоглазием тотально слепых детей; включение в группу детей с НОДА детей с интеллектуальными нарушениями; включение в группу детей с нарушениями слуха детей с ЗПР и нарушениями интеллектуального развития).

Выделим в представляемых моделях условия организации инклюзивной практики:

- Нормативно-правовые: создание пакета локальных актов по организации групп, которые посещают дети с ОВЗ (групп инклюзивной практики).

- Кадровые условия: обеспечение образовательного и профессионального уровня педагогов, работающих в группах инклюзивной практики, требованиям Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

- Диагностические основания: использование имеющегося арсенала диагностических методик для изучения уровня развития детей различных нозологических групп. Программно-методические условия: проектирование адаптированных основных образовательных программ для детей дошкольного возраста различных нозологических групп; проектирование рабочих программ воспитателя и специалистов, работающих с данной группой детей.

- Дидактические условия: игрушки и материалы для детей с ОВЗ; авторское дидактическое обеспечение деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога, учителя-логопеда); специальные материалы для детей со сложной структурой дефекта и тяжелыми нарушениями в развитии (детей тотально слепых, детей с ДЦП).

- Условия развивающей предметно-пространственной среды учреждения: создание безопасной, доступной, развивающей среды для всех категорий детей с ОВЗ (для различных нозологических групп).

- Материально-технические: архитектурная доступность, оснащенность коррекционно-

образовательного процесса необходимым оборудованием, материалами и средствами. Остановимся более подробно на каждом выделенном выше условии.

Нормативно-правовые условия включают в себя документы Федерального уровня:

• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13)

• Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 годы

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155»Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

• Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

• Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования детей с ОВЗ различных нозологий. Нормативно-правовые условия включают в себя также документы регионального уровня: государственные программы регионального уровня. В качестве примера приведем перечень программ Челябинской области:

• Развитие образования в Челябинской области на 2018-2025 годы,

• Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2015-2025 годы,

• Доступная среда,

• Содействие созданию в Челябинской области (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях. Уточнение целей, задач инклюзивной практики

отражается в локальных актах дошкольной образовательной организации:

• Приказ на утверждение ООП ДОУ,

• Приказ на утверждение АООП для детей дошкольного возраста по каждой нозологической группе,

• Положение о группе компенсирующей направленности в ДОУ,

• Положение о группе комбинированной направленности в ДОУ.

Кадровые условия: в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагоги, работающие в группах комбинированной и компенсирующей направленности, должны иметь высшее дефектологическое образование или профессиональную переподготовку по направлению деятельности, например, профессиональная переподготовка по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготов-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ки «Педагогика и методика дошкольного образования детей с ОВЗ (на 354ч.), повышение квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации например, «Теория и методика воспитания и обучения детей с ОВЗ» (72 часа), а также быть вовлечены во внутрифирменное повышение квалификации (система методической и инновационной методической работы).

Штат службы психолого-педагогического сопровождения должен быть укомплектован профильными специалистами.

Специально организованный коррекционно-образовательный процесс строится на диагностических основаниях. Для этого специалистами отбирается адекватный диагностический инструментарий, соответствующий конкретной категории детей с ОВЗ. Например, для изучения особенностей развития детей с нарушениями зрения может быть применена диагностическая методика тифлопедагогического обследования дошкольников с нарушениями зрения, предложенная Л.Б. Осиповой. Для диагностики задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста может быть использованы рекомендации Г.В. Фадиной. Диагностирование детей с нарушениями интеллектуального развития проводится на основании методик, предложенных Е.А. Стребелевой [2,3,4].

Программно-методические условия рассматриваемой модели включают в себя разработку пакета адаптированных основных образовательных программ для каждой нозологической группы детей с ОВЗ. Например, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования наряду с основной образовательной программой ДОУ реализуются: адаптированная основная образовательная программа для детей с амблиопи-ей и косоглазием, адаптированная основная образовательная программа для слабовидящих детей, адаптированная основная образовательная программа для тотально слепых детей, адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР, адаптированная основная образовательная программа для детей с интеллектуальной недостаточностью, адаптированная основная образовательная программа для детей с НОДА [5].

Каждая из адаптированных основных образовательных программ должна содержать в себе уточненные цель, задачи, планируемые результаты, характеристику контингента воспитанников, для которого она создана, организацию развивающего оценивания (мониторинг личностного развития ребенка с ОВЗ), особенности содержания каждой из пяти образовательных областей и технологии его реализации в образовательном про-5 цессе [6].

о Помимо адаптированных основных образовательных программ программно-методические ус-еЗ ловия включают проектирование рабочих про-Ц грамм воспитателей и специалистов. Данные про-

граммные продукты разрабатываются на основе утвержденной Педагогическим советом ДОУ адаптированной основной образовательной программы, в них конкретизируются содержание и технологии для конкретной возрастной группы, учитываются результаты педагогической диагностики и особенности здоровья воспитанников [7].

Дидактические условия реализации модели инклюзивного образования включают в себя перечень необходимого специального оборудования и материалов, без которых невозможен коррекционно-образовательный процесс. Так, для работы с тотально слепыми детьми необходимы материалы по развитию сенсорной сферы, слухового восприятия (как сохранных анализаторов). Для работы с детьми с ДЦП и НОДА необходимы специальные тренажеры (костюм Адели). Для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи становятся актуальными авторские дидактические игры типа «ходилок», когда ребенок продвигается по игровому пространству, выполняя предложенное игровое задание (например, на закрепление определенного звука).

Условия развивающей предметно-пространственной среды учреждения для организации инклюзивного образования включают создание безопасной, доступной, развивающей среды для всех категорий детей с ОВЗ с учетом принципов ФГОС ДО, отражающей особенности и ровни развития детей с ОВЗ, тематику недель в соответствии с календарно-тематическим планированием, отражать субъектную позицию ребенка при проектировании данной развивающей среды.

Материально-технические условия включают архитектурную доступность, оснащение коррекционно-образовательного процесса техническими и специальными средствами под определенную нозологическую группу детей (например, клавиатура для компьютера со шрифтом Брайля).

Данная модель может быть использована ДОО, реализующими, как работу с детьми в группах компенсирующей направленности, так и в ДОО, работающих с детьми в рамках инклюзивной практики. Выделенные в модели условия обеспечат системность управления данным процессом.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - М.: Издательство «Оме-га-Л», 2013. - 134 с.

2. Осипова, Л.Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения: Методическое пособие. - Челябинск, 2005.

3. Диагностическая методика тифлопедагогического обследования дошкольников с нарушениями зрения/Л.Б. Осипова

4. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое по-

собие / Г.В. Фадина— Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.

5. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 № 30384) // «Российская газета».- № 265. -25.11.2013.

6. Лаврова Г.Н. Технологии анализа коррекци-онно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида и на группах для детей с ограниченными возможностями здоровья/Лаврова Г.Н. // учебно-методическое пособие/ Г. Н. Лаврова; М-во образования и науки Челябинской обл., ГОУ ДПО ЧИППКРО, каф. специального (кор-рекционного) образования, МДОУ ЦРР-Д/С № 398. Челябинск, 2009

7. Ильина А.В., Маковецкая Ю.Г. Развитие методических компетенций педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, в системе дополнительного профессионального образования// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров (март) 1 (38) 201948-57.

models of inclusive education of children of preschool age with limited opportunities of health in preschool educational institution

Yakovleva G.V.,

State budgetary institution of additional professional education "Chelyabinsk institute of retraining and professional development of educators"

on the basis of the analysis of a phenomenon "model" is presented by the author model of inclusive education of children of preschool

age with OVZ. The purpose and problems of realization of model in practice of preschool education are offered. Types of an inklyuziya are described: inclusion of children of one or several nosological groups in general education group; inclusion in group of children with various nozologiya in group of the compensating orientation. Terms of realization of model are offered: standard and legal, personnel, diagnostic, program and methodical, didactic, conditions of the developing subject and spatial environment, material conditions. Some examples of substantial filling of model of inclusive education of children with OVZ are presented.

Keywords: inclusive education, nosological groups of children with OVZ, inklyuziya models, types of an inklyuziya, a condition of the organization of inclusive education of children of preschool age with OVZ.

References

1. The Federal Law "On Education in the Russian Federation" - M .: Omega-L Publishing House, 2013. - 134 p.

2. Osipova, L.B. Psychological and pedagogical (typhlopedagog-ical) examination of preschool children with visual impairment: Methodological manual. - Chelyabinsk, 2005.

3. Diagnostic technique of typhlopedagogical examination of preschool children with visual impairment / LB. Osipova

4. Fadina G.V. Diagnosis and correction of mental retardation of older children of preschool age: a teaching aid / G.V. Fadina— Balashov: "Nikolaev", 2004. - 68 p.

5. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 17, 2013 No. 1155 "On the approval of the federal state educational standard for preschool education" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on November 14, 2013 No. 30384) // "Rossiyskaya Gazeta". - No. 265. - November 25, 2013.

6. Lavrova G.N. Technologies for the analysis of correctional development work in a preschool educational institution of a compensating type and in groups for children with disabilities / Lavrova G.N. // educational-methodical manual / G.N. Lavrova; M-in education and science of the Chelyabinsk region. GOU DPO CHIPPKRO, department. special (correctional) education, MDOU CRR - D / S No. 398. Chelyabinsk, 2009

7. Ilyina A.V., Makovetskaya Yu.G. Development of methodological competencies of teachers working with children with special educational needs in the system of additional professional education // Scientific support for the system of advanced training of personnel (March) 1 (38) 201948-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.