Научная статья на тему 'Использование информационных систем для решения задач управления профессиональным развитием педагогических работников'

Использование информационных систем для решения задач управления профессиональным развитием педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные системы / кадровые условия / профессиональное развитие / оценка профессиональных компетенций / индивидуальный образовательный маршрут.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of information systems for solving problems of managing the professional development of pedagogical workers

В статье актуализируется вопрос совершенствования кадровых условий реализации образовательных программ, описан опыт использования модуля «Организация дополнительного профессионального образования государственной информационной системы «Образование» для формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников в целях их непрерывного профессионального развития.

Текст научной работы на тему «Использование информационных систем для решения задач управления профессиональным развитием педагогических работников»

ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 004.056.5

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ШАГИ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В.В. Хрущева, Т.Ф. Гродина

Авторы представляют опыт организации и проведения мероприятий федерального и регионального уровня по обеспечению информационной безопасности детей в образовательных организациях Новосибирской области.

В статье описано выстраивание системы работы по формированию культуры информационной безопасности на региональном уровне.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационная культура, угрозы информационной безопасности, школьные информационно-методические центры

(ШИБЦ), муниципальное методическое объединение педагогических работников, ответственных за цифровизацию образования (ММО ЦО), система мероприятий, мониторинг информационной безопасности.

Профессор, доктор психологических наук Г. Солдатова в своих работах отмечает, что современные реалии цифрового общества «расширяют пространство жизнедеятельности ребенка и влияют на всю структуру его деятельности как в оффлайне, так и в онлайне» [12]. Для новой социальной ситуации развития современного ребенка, по ее мнению, характерно, что «интернет не просто технологии, это - среда обитания, которая выступает источником развития, это - культурное орудие, способствующее порождению новых форм деятельности, культурных практик, феноменов, значений и смыслов» [12].

В Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года одним из результатов реализации

мероприятий по безопасности обозначено повышение уровня информационной безопасности и цифровой грамотности детей [8].

В связи с этим можно отметить актуальность вопроса, связанного с информационной безопасностью личности, с обозначением рисков и опасностей, которые возникают в информационно-образовательной среде.

В качестве подтверждающего аргумента можно рассмотреть исследование Ростелекома (одного из учредителей Альянса по защите детей в интернете), проведенное в 2021-2022 году и указывающего на тенденцию расширения сферы информационной опасности в сети Интернет [1].

Помимо существующих и широко известных рисков (кибербуллинга, дезинформации, онлайн-мошенничества и других - всего 19 пунктов) исследователями выделены 17 трендов - угроз, с которыми предстоит столкнуться детям в сети Интернет в связи с развитием технологий (например, применение искусственного интеллекта преступниками, дистанционные способы эксплуатации детей, использование цифрового следа и т.д.).

Для Новосибирской области вопрос обеспечения информационной безопасности также является актуальным и важным, что проявляется в выделении его как отдельного направления работы Управления цифрового образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее - НИПКиПРО). Управление института осуществляет организационное, информационно-методическое сопровождение мероприятий, направленных на формирование культуры информационной безопасности.

В регионе накоплен богатый опыт проведе-

ния мероприятий федерального и регионального уровня по обеспечению информационной безопасности детей. Вся деятельность проводится при поддержке Министерства образования Новосибирской области. Партнёрами являются Министерство цифрового развития и связи Новосибирской области, IT-компании, Аппарат уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области, Управление Роском-надзора по Сибирскому Федеральному округу, управления образования муниципальных и городских округов, муниципальные методические центры, «Областная детская библиотека имени А.М. Горького» и «Централизованная библиотечная система им. Д.С. Лихачёва» города Новосибирска, образовательные организации региона.

С целью оптимизации работы в связи с размером региона (35 муниципалитетов) и количеством образовательных организаций (более 900) в поддержку управления цифрового образования НИПКиПРО в регионе создано муниципальное методическое объединение педагогических работников, ответственных за цифровизацию образования (далее - ММО ЦО), в компетенции которого, в том числе, находится организация деятельности по информационной безопасности.

При выстраивании системы работы в Новосибирской области по описываемому направлению мы руководствуемся определением «информационная безопасность» из ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В этом документе впервые вводится понятие «информационная безопасность детей», трактующееся «как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и(или) физическому, психическому, духовному и нравственному развитию» [6].

В контексте культурно-исторического подхода, используемого при выстраивании системы нашей работы, считаем необходимым внести еще одно понимание информационной безопасности с точки зрения психологического подхода, представленного в работах А.Г. Асмолова, Т.С. Кабаченко, А.В. Запорожца

и др. Под информационной безопасностью психологи понимают «защищенность ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции на здоровье и психическое, духовное, нравственное развитие, как создание условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации личности, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения соматического, психического и психологического здоровья и благополучия, формирования позитивного мировосприятия» [4].

Соответственно целью проводимых в регионе мероприятий является формирование культуры информационной безопасности - как «совокупности сформированных знаний, умений и навыков по вопросам информационной безопасности, обеспечивающая безопасное пребывание гражданина РФ в информационном пространстве» [3].

По мнению ученых, нарушение информационной безопасности может возникнуть в двух случаях: в случае негативного информационного воздействия или в случае дефицита или отсутствия необходимой информации.

Поэтому большое значение приобретают мероприятия, направленные на повышение информированности детей и родителей в сфере информационной безопасности.

Необходимо отметить, что законодательная база, регулирующая вопросы информационной безопасности, в настоящее время находится в развитии, совершенствуется и систематизируется [13].

Так, для организации работы в Новосибирской области в дополнение к федеральным разработаны региональные нормативные документы:

1. Региональный план мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на территории Новосибирской области, на период до 2027 года, утвержденный заместителем губернатора Новосибирской области С.А. Нелюбовым, апрель 2021 года 11. В план вошли 124 мероприятия по 14 направлениям, два из которых не посредственно с вязаны с информационной безопасностью детей:

обеспечение безопасности детей и безопасное информационное пространство для детей.

2. Концепция управления качеством образования в Новосибирской области на период с 2022 по 2027 год (Приложение 7 Концепции, п.4 «информационная безопас-ность»)[ 9].

В контексте темы статьи отмечаем, что в качестве целевых ориентиров системы организации воспитания обучающихся в Концепции выделены: расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов; создание условий, методов и технологий для использования возможностей Информационных ресурсов, в первую очередь, сети «Интернет». В целях воспитания и социализации детей требуется воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов, а также создание условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию; обеспечение развития системы профилактики безнадзорности, формирования навыков безопасного поведения, в том числе в сети «Интернет». В документе введено требование мониторинга информационной безопасности, который проводится по системе показателей.

Изучение последних концептуальных документов в области информационной безопасности позволило нам выделить угрозы и приоритеты государства в области информационной безопасности.

В качестве угроз выступают: с технической точки зрения - утечка данных, несанкционированный доступ к информационным ресурсам, нарушение работоспособности информационных систем и другое;

с психологической точки зрения - травля в цифровом пространстве, распространение фейков и вредоносного контента;

с аксиологической точки зрения - изменение представлений о традиционных духовно-нравственных, в том числе, семейных ценностях.

При этом приоритетами государственной политики являются: понимание детства как важного этапа развития человека; определение стратегической цели в области информационной безопасности детей - развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия; выработка комплексного плана мероприятий с целью формирования культуры информационной безопасности.

Таким образом, система мероприятий по информационной безопасности в Новосибирской области включает:

1. Федеральные мероприятия: всероссийская акция «Присоединение к Хартии «Цифровая этика детства», всероссийский образовательный проект «Урок цифры», всероссийский просветительский проект «Цифровой ликбез», конкурсы «Лиги безопасного Интернета» и «Альянса по защите детей в цифровой среде» и др. организаций.

2. Региональные мероприятия: региональный сетевой конкурс «Мой безопасный Интернет», образовательные события на базе ШИБЦ (школьных информационно-библиотечных центров), неделя безопасного Рунета, Единый урок безопасности в сети Интернет и его мероприятия, проект «Школа инфобеза».

3. Мероприятия образовательных 1Т-компаний (Учи.ру и ЯндексУчебник, ИКОП «Сферум»): курсы повышения квалификации для педагогов, олимпиады, мероприятия для учащихся по формированию информационной грамотности.

4. Мероприятия информационной поддержки и представления опыта региона: проект «Интерактивное министерство», участие во всероссийских видеоконференциях и вебина-рах с предоставлением опыта работы региона; участие и ежегодное предоставление опыта работы региональных ШИБЦ на Всероссийской конференции, организуемой РГДБ совместно с РОЦИТ «Вместе за семейный интернет: роль и возможности библиотек»; освещение проводимых мероприятий в СМИ и

другие.

В статье акцентируем внимание на региональных мероприятиях по формированию культуры информационной безопасности.

Более 10 лет в Новосибирской области проводится сетевой региональный конкурс «Мой безопасный Интернет». Конкурс пользуется большой популярностью среди обучающихся и педагогов, что, безусловно, требует от организаторов изменения подходов к количеству и содержанию номинаций, иногда это и усложнение номинаций, в соответствии с актуальными тенденциями в сфере информационной безопасности и привлечения новых партнеров. Необходимо отметить, что к разработке номинаций регионального конкурса, к участию в работе жюри конкурса, оргкомитета привлекаются специалисты компаний: Учи.ру, Яндекс.Учебник, информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум».

В разные годы количество участников составляет от 300 до 800 человек. Тенденция наличия в конкурсе коллективных, групповых работ обучающихся, педагогов сохраняется на протяжении ряда лет.

Каждый год конкурс проводится по уникальным номинациям: интеллектуально-познавательная Игра <^еЬ-дозор», юмористическая открытка «Я Интернет-звезда», эссе «Спасибо Интернету» и «Позитивная альтернатива запретительным мерам в Интернете», буклет «Цифровые вершины. Лучшие Интернет-решения для организации дистанционного обучения», проект «Неделя безопасного Рунета как образовательное событие в школьном информационном центре, Рисунок «Новые герои Вселенной «Заврики» - помощники безопасной работы в Интернете», разработка внеурочного занятия с предоставлением видеоролика занятия с использованием ресурсов Яндекс.Учебника, презентация «Как я советую отличать фейки от правды в сети Интернет. Инструкция для новичков», эссе «Интернет и моя будущая профессия»; мультфильмы или комиксы, которые описывают добрый позитивный контент Вебландии «Нарисую ту страну, где для слёз причины нет»

[5].

С целью активизации участия в федеральных и региональных мероприятиях и проектах по информационной безопасности, а также с целью информационной поддержки на региональном интернет-портале «Новосибирская открытая образовательная сеть» (НООС -https://edu54.ru/) создаются сетевые сообщества и форумы. Форумы выступают как площадки общения, обмена опытом, трансляции идей и сохранения лучших практик [5]. Также на базе НООС в регионе реализуется проект «Интерактивное министерство» - проведение вебинаров, совещаний, мастер-классов и иных просветительских мероприятий для руководителей, педагогов и родительской общественности региона по различным аспектам образования, в том числе вопросам цифровизации образования и формирования культуры информационной безопасности.

Также в Новосибирской области имеется уникальный опыт по формированию информационной безопасности детей, реализуемый в совместной работе со школьными библиотеками. В 2016 году Новосибирская область вошла в проект по развитию школьных библиотек в направлении создания школьных информационно-библиотечных центров (ШИБЦ) [14, 15].

За четыре года работы в проекте было создано 85 ШИБЦ, работа с которыми продолжается и в настоящее время. При планировании деятельности с центрами мы определили один из важных векторов их развития -деятельность по формированию информационной грамотности и обеспечение информационной безопасности с обучающими, с учителями-предметниками. Педагоги-библиотекари, активно участвующие в проекте по модернизации школьных библиотек, делятся опытом работы с коллегами на региональных и всероссийских конференциях и семинарах, а также публикуют свой опыт в профессиональных периодических изданиях, таких как журнал «Библиотечное дело», где был опубликован опыт работы школьный библиотекарей по теме «Безопасность детей в Интернете», «Изучаем активность детей в Интернете».

Ежегодно педагоги-библиотекари принима-

ют участие в качестве участников и выступающих во Всероссийской видеоконференции «Вместе за семейный Интернет: роль и возможности библиотек», которая проводится Российской государственной детской библиотекой (РГДБ) совместно с РОЦИТ (Российский центр Интернета) в Неделю безопасного Рунета. За период с 2021 по 2023 годы педагоги представляли стендовые доклады, видеодоклады по темам: «Дошкольник. Интернет. Безопасность», «Образовательное событие «Неделя безопасного Рунета» как средство развития цифровой грамотности обучающихся», «Система мероприятий, проводимых в школе, в рамках Недели безопасного Рунета» и другие.

Создание ШИБЦ послужило стимулом для расширения списка школьных библиотек, вовлеченных в данную деятельность.

В Новосибирской области на постоянной основе реализуются мероприятия по информированию населения о доступных онлайн-сервисах и программах повышения цифровых компетенций. Например, педагогические работники региона ежегодно проходят курсы повышения квалификации на сайте Единыйу-рок.рф по программам, включающим и задачи формирования информационной безопасности: так в 2020 году курсы прошли 5461 человек; в 2021 году - 10582 человека, в 2022 году -11735 человек.

Как было указано ранее для оценки эффективности проводимых мероприятий проводится мониторинг по показателям, зафиксированным в Концепции управления качеством образования Новосибирской области:

доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях, направленными на обеспечение информационной безопасности в сети Интернет, от общего количества обучающихся;

количество родителей, охваченных мероприятиями, направленными на обеспечение информационной безопасности в сети Интернет и на повышение медийно-информационной культуры обучающихся.

Для организации мониторинга и оперативного сбора сведений разрабатываются онлайн-формы, которые заполняются участниками

ММО ЦО и специалистами управлений образования муниципалитетов по следующим вопросам:

количественные показатели участия в мероприятиях информационной безопасности (количество ОО - участников мероприятия; количество учеников - участников по ступеням обучения; количество педагогов - участников; количество родителей - участников; количество проведенных уроков безопасности);

охват (процент охвата ОО, количество активных ОО в муниципалитете; процент охвата обучающихся);

качественные показатели (формы проведения; перечень проводимых мероприятий; публикация в СМИ, приглашенные спикеры -представители 1Т-компаний и другие).

Анализ полученных данных дает возможность увидеть общую «картину» участия образовательных организаций в данных мероприятиях: например, муниципалитеты со 95%-100% участием ОО; муниципалитеты с наибольшим количеством участников детей, педагогов и родителей; количество участников по ступеням, охват родителей мероприятиями, охват образовательных организаций с наибольшим и наименьшим количеством обучающихся.

В свою очередь, количество участников мероприятий по ступеням, помогает определить востребованность мероприятий в той или иной возрастной группе, а данные по охвату образовательных организаций и обучающихся в муниципалитете позволяют выстроить рейтинг муниципалитетов, выйти с рекомендациями по обобщению опыта.

Активные образовательные организации получают сертификаты активного участника. Данные мониторинга предоставляются в муниципалитеты для информации и построения дальнейшей работы.

Таким образом, реализуемые в регионе шаги по реализации концепции информационной безопасности демонстрирует свои результаты, раскрывая формируемую систему работы по данному направлению:

разнообразие применяемых форм просве-

щения родителей: родительские собрания проводятся в виде лекций и бесед, круглых столов, дискуссий, анкетирования, конкурсов, квестов, родительского онлайн-чата через социальные сети. В 2023 году проведено 1794 мероприятия для родителей на различные темы: «Кибербулинг среди подростков», «Рождённые цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие», «Современный подросток в мире вредных привычек», «Безопасность подростка в социальных сетях», «Интернет - вред или польза?», «О Международном Дне безопасного Интернета», «Этика пользования социальной сетью», «Мошенничество в сети» и другие;

расширение формата проведения уроков безопасности в образовательных организациях - квесты, игры, тренинги, чемпионаты, спектакли, флешмобы, волонтерское движение. Высокий интерес к региональному сетевому конкурсу «Мой безопасный Интернет»;

сохранение тенденции привлечения образовательных 1Т-компаний в качестве партнеров в разработке номинаций и членов жюри и оргкомитета конкурса;

стабильность участия муниципалитетов во всех мероприятиях. Ежегодное увеличение доли обучающихся, принявших участие в мероприятиях по информационной безопасности;

увеличение количества обучающихся, охваченных Уроками цифры (за период с ноября 2022 года по апрель 2023 года прошли тренажеры на сайте Урока цифры около 300 тысяч обучающихся, что составляет около 80% от всего количества обучающихся НСО). Увеличение количества родителей, охваченных мероприятиями, направленными на обеспечение информационной безопасности в сети Интернет;

вхождение региона в списки активных участников мероприятий по информационной безопасности: по итогам пятилетия Всероссийского образовательного проекта «Урок цифры», который проходил с 10 по 12 августа 2023 в рамках форума «Цифровая эволюция», в Калуге, Новосибирская область занимает 7

место в топе-20 регионов по посещению сайта «Урок Цифры» и 16 место в топ-50 активных регионов за пять лет. По результатам участия в 2022-2023 учебном году регион вошел в топ-10. На протяжении 3-х лет, начиная с 2021 года, регион награждается благодарностями и ценными подарками от АНО «Цифровая Экономика» и Минпросвещения РФ. В 2023 году награды получили 10 педагогов региона (учителя информатики и методисты) за активное участие в Уроке цифры. Вхождение региона в списки активных участников просветительской акции «Цифровой ликбез» (в 2022-2023 году Минобразования Новосибирской области получило благодарность от АНО «Цифровая Экономика» и Минпросвеще-ния РФ);

распространение и обобщение опыта региона на конференциях разного уровня: всероссийских, региональных, муниципальных.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что эффективность деятельности в направлении информационной безопасности детей зависит от скоординированности и обоснованности усилий со стороны всех заинтересованных сторон, а также от условий, содействующих процессу формирования ребенка как осознанного и опытного субъекта, активно использующего цифровые ресурсы для своего развития.

Список литературы

1. Исследование «Технологии защиты детей в интернете». - [Б. м.], 2022. - 188 с. -URL: https://www.company.rt.ru/social/kids-safety/Технологии_защиты_детей_Результаты _исследования.pdf (дата обращения: 13.10.2023).

2. Климов, Е. В. Информационная безопасность современного школьника / Е. В. Климов, Е. В. Гнатышина // Молодой ученый. - 2020. - № 22 (312). - С. 529-531. — URL: ^^://то1иЛ.ги/агЛгуе/312/70897/(дата обращения: 15.11.2023).

3. Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации : распоряже-

ние Правительства РФ от 22.12.2022 г. № 4088-р. - URL: http://government.ru/docs/all/145092/ (дата обращения: 13.10.2023).

4. Малых, Т. А. Информационная безопасность несовершеннолетних (методические рекомендации для проведения занятий по информационной безопасности с детьми, их родителями и педагогами). Методическое пособие для практикующих работников / Т. А. Малых, С. В. Кирдянкина; под общей ред. Т. А. Малых. - Иркутск : ИРО, 2015. - 55 с.

5. Новосибирская открытая образовательная сеть : портал - URL: https://www.edu54.ru/ (дата обращения: 13.10.2023).

6. О защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию : Федеральный закон от 20.12.2010 № 436-ФЗ. - URL: https://dou341.ru/wp-content/uploads/2022/10/ fz436o_zashhite_ot_mformacii-prichmj ajushhej _vre.pdf. (дата обращения: 13.10.2023).

7. О перечне федеральных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции, на 2022-2027 годы : приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22.03.2022 № 226.- URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/226-tek stovaya-versiya.pdf?utm_referrer=https %3a%2f%2fyandex.ru%2f (дата обращения: 13.10.2023).

8. О стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года : Указ президента РФ от 17 мая 2023 года № 358 - URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202305170008. (дата обращения: 13.10.2023).

9. Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в РФ и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 2471-р : распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. № 1105-р. -URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/d oc/406740607/. (дата обращения: 13.10.2023).

10. Об утверждении Концепции управления

качеством образования в Новосибирской области на период с 2022 по 2027 год : приказ Министерства образования Новосибирской области от 24.05.2022 г. №1041. - URL: https://www.nso.ru/sites/test.new.nso.ru/wodby_f iles/files/npa/2022/05/files/1041.pdf. (дата обращения: 13.10.2023).

11. Региональный план мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на территории Новосибирской области, на период до 2027 года. утв. зам. губернатора С.А. Нелю-бовым, апрель 2021 года. - URL: https://mtsr.nso.ru/sites/mtsr.nso.ru/wodby_files/f iles/wiki/2017/07/plan_osnovnyh_meropriyatiy_ provodimyh_v_ramkah_desyatiletiya_detstva_na _territorii_nso_na_period_do_2027_goda.docx (дата обращения: 13.10.2023).

12. Солдатова, Г. У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, Т. А. Нестик. -Москва : Смысл, 2017. - 375 с. - ISBN 978-589357-363-3

13. Справочник законодательства РФ в области информационной безопасности (версия 25.09.2023). - URL:https://habr.com/ru/ articles/432466/ (дата обращения: 13.10.2023).

14. Хрущева, В. В. Новые подходы в библиотечно-информационной сфере в условиях современной цифровой среды / В. В. Хрущева, В. И. Вержанская. - // Интерактивное образование : электронная газета. - 2023. -№106, апрель. - URL: http://www.io.nios.ru /articles2/124/3/novye-podhody-v-bibliotechno-informacionnoy-sfere-v-usloviyah-sovremennoy-cifrovoy. (дата обращения: 13.10.2023).

15. Хрущева, В. В. Формирование образовательного опыта школьных библиотекарей Новосибирской области / В. В. Хрущева, В. И. Вержанская // Интерактивное образование : электронная газета. - 2021. - №95, июнь. -URL: http://www.io.nios.ru/avtor/10769. (дата обращения: 13.10.2023).

References

1. Issledovanie «Tekhnologii zashchity detey v internete». - [B. m.], 2022. - 188 s. - URL: https://www.company.rt.ru/social/kids-

safety/Tekhnologii_zashchity_detey_Rezul'taty_i goda : Ukaz prezidenta RF ot 17 maya 2023 goda ssledovaniya.pdf (data obrashcheniya: №358- URL: http://publication.pravo.gov.ru/ 13.10.2023). Document/View/0001202305170008. (data

2. Klimov, E. V. Informatsionnaya obrashcheniya: 13.10.2023).

bezopasnost' sovremennogo shkol'nika / 9. Ob utverzhdenii Konts epts ii

E. V. Klimov, E. V. Gnatyshina // Molodoy informatsionnoy bezopasnosti detey v RF i uchenyy. - 2020. - № 22 (312). - S. 529-531. — priznanii utrativshim silu rasporyazheniya URL: https://moluch.ru/archive/312/70897/(data Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 2 dekabrya obrashcheniya: 15.11.2023). 2015 g. N 2471-r : rasporyazhenie Pravitel'stva RF

3. Kontseptsiya formirovaniya i razvitiya ot 28 aprelya 2023 g. № 1105-r. -kul'tury informatsionnoy bezopasnosti grazhdan URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/d Rossiyskoy Federatsii : rasporyazhenie oc/406740607/. (data obrashcheniya: 13.10.2023). Pravitel'stva RF ot 22.12.2022 g. №4088-r. - URL: 10. Ob utverzhdenii Kontseptsii upravleniya http://government.ru/docs/all/145092/ (data kachestvom obrazovaniya v Novosibirskoy oblasti obrashcheniya: 13.10.2023). na period s 2022 po 2027 god : prikaz Ministerstva

4. Malykh, T.A. Informatsionnaya obrazovaniya Novosibirskoy oblasti ot 24.05.2022 bezopasnost' nesovershennoletnikh g. №1041. - URL: https://www.nso.ru/ (metodicheskie rekomendatsii dlya provedeniya sites/test.new.nso.ru/wodby_files/files/npa/2022/ zanyatiy po informatsionnoy bezopasnosti s 05/files/1041.pdf. (data obrashcheniya: det'mi, ikh roditelyami i pedagogami). 13.10.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Metodicheskoe posobie dlya praktikuyushchikh 11. Regional'nyy plan meropriyatiy, rabotnikov / T. A. Malykh, S. V. Kirdyankina; pod provodimykh v ramkakh Desyatiletiya detstva na obshchey red. T. A. Malykh. - Irkutsk : IRO, 2015. territorii Novosibirskoy oblasti, na period do 2027 - 55 s. goda. utv. zam. gubernatora S.A. Nelyubovym,

5. Novosibirskaya otkrytaya aprel' 2021 goda. - URL: https://mtsr. obrazovatel'naya set' : portal - URL: https://www. nso.ru/sites/mtsr.nso.ru/wodby_files/files/wiki/20 edu54.ru/ (data obrashcheniya: 13.10.2023). 17/07/plan_osnovnyh_meropriyatiy_provodimyh

6. O zashchite detey ot informatsii, _v_ramkah_desyatiletiya_detstva_na_territorii_n prinosyashchey vred ikh zdorov'yu i razvitiyu : so_na_period_do_2027_goda.docx (data Federal'nyy zakon ot 20.12.2010 № 436-FZ. - obrashcheniya: 13.10.2023). URL:https://dou341.ru/wp-content/uploads 12. Soldatova, G. U. Tsifrovoe pokolenie /2022/10/fz436o_zashhite_ot_informacii- Rossii: kompetentnost' i bezopasnost' / prichinjajushhej_vre.pdf. (data obrashcheniya: G. U. Soldatova, E. I. Rasskazova, T. A. Nestik. -13.10.2023). Moskva : Smysl, 2017. - 375 s. - ISBN 978-57. O perechne federal'nykh meropriyatiy, 89357-363-3

napravlennykh na obespechenie informatsionnoy 13. Spravochnik zakonodatel'stva RF v oblasti bezopasnosti detey, proizvodstvo informatsionnoy informatsionnoy bezopasnosti (versiya produktsii dlya detey i oborot informatsionnoy 25.09.2023). - URL:https://habr.com/ru/ arti-produktsii, na 2022-2027 gody : prikaz cles/432466/ (data obrashcheniya: 13.10.2023). Ministerstva tsifrovogo razvitiya, svyazi i 14. Khrushcheva, V. V. Novye podkhody v massovykh kommunikatsiy Rossiyskoy Federatsii bibliotechno-informatsionnoy sfere v usloviyakh ot 22.03.2022 № 226. - URL: sovremennoy tsifrovoy sredy / V. V. Khrushcheva, https://digital.gov.ru/uploaded/files/226- V. I. Verzhanskaya. - // Interaktivnoe obrazovanie : tekstovaya-versiya.pdf?utm_referrer=https%3a% elektronnaya gazeta. -2023. - №106, aprel'. -2f%2fyandex.ru%2f (data obrashcheniya: URL: http://www.io.nios.ru/articles2/124/3/no 13.10.2023). vye-podhody-v-bibliotechno-informacionnoy-

8. O strategii kompleksnoy bezopasnosti sfere-v-usloviyah-sovremennoy-cifrovoy. (data detey v Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 obrashcheniya: 13.10.2023).

15. Khrushcheva, V. V. Formirovanie obrazovatel'nogo opyta shkol'nykh bibliotekarey Novosibirskoy oblasti / V. V. Khrushcheva, V. I. Verzhanskaya // Interaktivnoe obrazovanie : elektronnaya gazeta. - 2021. - .№95, iyun'. - URL: http://www.io.nios.ru/avtor/10769. (data

obrashcheniya: 13.10.2023).

Сведения об авторах

Хрущева Валентина Викторовна -

Почетный работник среднего профессионального образования РФ, старший методист ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Новосибирск

Гродина Татьяна Францевна - методист ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Новосибирск

Information about authors Khrushcheva V.V. - Honourable Worker of the Secondary Professional Education of the Russian Federation, Senior Methodologist of Institute for Advanced Training and Retraining of Education Workers, Novosibirsk

Grodina T.F. - Methodologist of Institute for Advanced Training and Retraining of Education Workers, Novosibirsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.