Научная статья на тему 'БЛАГОПОЛУЧИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСТВА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

БЛАГОПОЛУЧИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСТВА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благополучие и безопасность детства / субъективное благополучие / субъектность ребенка / well-being and safety of childhood / subjective well-being / subjectivity of the child

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Наталия Альбертовна Семенова

Актуальность вопросов благополучия и безопасности детства связана с позицией государства и его деятельностью в социальной сфере. Сегодня уделяется большое внимание этому направлению деятельности: реализуются стратегии, комплексные программы, проекты по обеспечению благополучия и безопасности детства. В настоящий момент существует много социально-экономических и психологических исследований благополучия детства. Социально-экономические исследования сосредоточены на вопросах материального, общественного благополучия ребенка в целом (достаток, доступ к образованию и здравоохранению, соблюдение прав). В случае исследования семьи, изучаются вопросы экономического и социального статуса (полная/неполная семья, образование родителей, их профессиональная деятельности и доход). Исследования психологического благополучия показывают его как многомерное и учитывающее среду, эмоциональный и поведенческий аспекты. Тем не менее вопрос «как обеспечивать безопасность и благополучие?» для педагогов и родительского сообщества остается открытым. Проблема в том, что есть объективная потребность в разработке «педагогики благополучия», а именно в определении и описании педагогического содержания и педагогических инструментов по обеспечению благополучия и безопасности детей. Выявлено, что в исследованиях благополучия большое внимание уделяется понятию «субъективное благополучие». Соответственно, необходимы педагогические разработки форм и методов взаимодействия с детьми в условиях воспитания в семье и в образовательных организациях, которые способствуют формированию субъективного благополучия ребенка. На основании анализа положений новой социологии детства показана значимость организации педагогической деятельности, направленной на формирование субъектной позиции ребёнка, в том числе в отношении обеспечения благополучия и безопасности. Определено содержание исследований, направленных на разработку вопросов обеспечения благополучия и безопасности детства с позиции педагогической науки и практики: выбор и создание педагогического инструментария, способствующего формированию субъективного благополучия детей (например, мягкая педагогика); разработка форм, методов для формирования качеств личности, способствующих построению социально-психологической безопасности ребёнка, выявление педагогических условий развития субъектности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDHOOD WELL-BEING AND SAFETY: PEDAGOGICAL ASPECTS

The attitude of the state and its activity in social matters presupposes the relevance of childhood well-being and safety issues. Nowadays much attention is paid to this focus area: strategies, comprehensive programs, and projects to ensure the well-being and safety of children are being implemented. There are many socioeconomic and psychological studies of childhood well-being currently. Socio-economic research focuses on issues of the child’s material and social well-being (prosperity, access to education and healthcare, respect for rights). The research of the family examines the issues of economic and social status (full/incomplete family, parents’ education, their professional activities and income). Studies of psychological well-being reveal it as multidimensional and taking into account the environment, emotional and behavioral aspects. However, the question “How to ensure safety and well-being?” remains open to teachers and the parent community. The problem is that there is an objective need to develop a “pedagogy of well-being,” namely, to define and describe pedagogical content and pedagogical tools to ensure the well-being and safety of children. It has been revealed that in well-being research much attention is paid to the concept of “subjective well-being”. Accordingly, there is a need for pedagogical development of forms and methods of interaction with children in the conditions of upbringing in the family and in educational organizations that contribute to the formation of the child’s subjective well-being. Based on an analysis of the provisions of the childhood new sociology, the importance of organizing pedagogical activities aimed at forming the child’s subjective position, including in relation to ensuring well-being and safety, is shown. The content of research developing issues of ensuring the childhood wellbeing and safety from the perspective of pedagogical science and practice has been determined: the selection and creation of pedagogical tools that contribute to the formation of the subjective wellbeing of children (for example, soft pedagogy); development of forms, methods for the formation of personality qualities that promote the construction of the socio-psychological safety of the child, identification of pedagogical conditions for the development of the child’s subjectivity

Текст научной работы на тему «БЛАГОПОЛУЧИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСТВА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 4. С. 22-31. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (4): 22-31.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Научная статья УДК 37.01

DOI 10.21510/18173292_2023_102_4_22_31

БЛАГОПОЛУЧИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСТВА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Наталия Альбертовна Семенова

Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия, natalsem@tspu.edu.ru, ORCID 0000-0002-1535-1618

Аннотация. Актуальность вопросов благополучия и безопасности детства связана с позицией государства и его деятельностью в социальной сфере. Сегодня уделяется большое внимание этому направлению деятельности: реализуются стратегии, комплексные программы, проекты по обеспечению благополучия и безопасности детства. В настоящий момент существует много социально-экономических и психологических исследований благополучия детства. Социально-экономические исследования сосредоточены на вопросах материального, общественного благополучия ребенка в целом (достаток, доступ к образованию и здравоохранению, соблюдение прав). В случае исследования семьи, изучаются вопросы экономического и социального статуса (полная/неполная семья, образование родителей, их профессиональная деятельности и доход). Исследования психологического благополучия показывают его как многомерное и учитывающее среду, эмоциональный и поведенческий аспекты. Тем не менее вопрос «как обеспечивать безопасность и благополучие?» для педагогов и родительского сообщества остается открытым. Проблема в том, что есть объективная потребность в разработке «педагогики благополучия», а именно в определении и описании педагогического содержания и педагогических инструментов по обеспечению благополучия и безопасности детей. Выявлено, что в исследованиях благополучия большое внимание уделяется понятию «субъективное благополучие». Соответственно, необходимы педагогические разработки форм и методов взаимодействия с детьми в условиях воспитания в семье и в образовательных организациях, которые способствуют формированию субъективного благополучия ребенка. На основании анализа положений новой социологии детства показана значимость организации педагогической деятельности, направленной на формирование субъектной позиции ребёнка, в том числе в отношении обеспечения благополучия и безопасности. Определено содержание исследований, направленных на разработку вопросов обеспечения благополучия и безопасности детства с позиции педагогической науки и практики: выбор и создание педагогического инструментария, способствующего формированию субъективного благополучия детей (например, мягкая педагогика); разработка форм, методов для формирования качеств личности, способствующих построению социально-психологической безопасности ребёнка, выявление педагогических условий развития субъектности ребенка.

Ключевые слова: благополучие и безопасность детства, субъективное благополучие, субъектность ребенка

© Семенова Н.А., 2023

Благодарности. Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (тема № QZOY-2023-0004 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и педагогов в сфере обеспечения безопасности и благополучия детства»).

Для цитирования: Семенова Н.А. Благополучие и безопасность детства: педагогические аспекты // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №4 (98). С. 22-31.

PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

Original article

CHILDHOOD WELL-BEING AND SAFETY: PEDAGOGICAL ASPECTS

Natalia А. Semenova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia, natalsem@tspu.edu.ru, ORCID 0000-00021535-1618

Abstract. The attitude of the state and its activity in social matters presupposes the relevance of childhood well-being and safety issues. Nowadays much attention is paid to this focus area: strategies, comprehensive programs, and projects to ensure the well-being and safety of children are being implemented. There are many socioeconomic and psychological studies of childhood well-being currently. Socio-economic research focuses on issues of the child's material and social well-being (prosperity, access to education and healthcare, respect for rights). The research of the family examines the issues of economic and social status (full/incomplete family, parents' education, their professional activities and income). Studies of psychological well-being reveal it as multidimensional and taking into account the environment, emotional and behavioral aspects. However, the question "How to ensure safety and well-being?" remains open to teachers and the parent community. The problem is that there is an objective need to develop a "pedagogy of well-being," namely, to define and describe pedagogical content and pedagogical tools to ensure the well-being and safety of children. It has been revealed that in well-being research much attention is paid to the concept of "subjective well-being". Accordingly, there is a need for pedagogical development of forms and methods of interaction with children in the conditions of upbringing in the family and in educational organizations that contribute to the formation of the child's subjective well-being. Based on an analysis of the provisions of the childhood new sociology, the importance of organizing pedagogical activities aimed at forming the child's subjective position, including in relation to ensuring well-being and safety, is shown. The content of research developing issues of ensuring the childhood well-being and safety from the perspective of pedagogical science and practice has been determined: the selection and creation of pedagogical tools that contribute to the formation of the subjective well-being of children (for example, soft pedagogy); development of forms, methods for the formation of personality qualities that promote the construction of the socio-psychological safety of the child, identification of pedagogical conditions for the development of the child's subjectivity.

Key words: well-being and safety of childhood, subjective well-being, subjectivity of the

child

Acknowledgments. The article was prepared within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation (topic No. QZOY-2023-0004 "Psychological and pedagogical support for families and teachers in the field of ensuring the safety and well-being of childhood")

For citing: Semenova N. Childhood well-being and safety: pedagogical aspects. Pedagog-icheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 102(4): 22-31.

Введение. Вопросы благополучия и безопасности детства находятся сегодня в центре внимания. В мае 2023 года Президент России В.В. Путин подписал указ об утверждении Стратегии комплексной безопасности детей в РФ на период до 2030 года [1]. В стране реализуется «План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» [2] и «Концепция информационной безопасности детей в РФ» [3]. Это актуализирует вопросы, связанные с педагогическим сопровождением данной деятельности и представляет серьёзный интерес для исследователей.

Подходы к определению благополучия человека в разные периоды его жизни, являются объектом изучения психологов, социологов, юристов, педагогов. На протяжении последних десятилетий интерес к ним возрастает. Это определяется ускорением темпа жизни, быстрой сменой условий взросления человека, возрастанием влияния информации и технической цифровой среды. Большинство работ по данной теме затрагивают социально-экономические и психологические аспекты проблемы, однако данная проблематика требует решений и в рамках педагогической науки, что позволяет определить особое направление последней - педагогику благополучия, включающую вопросы содержания, форм, методов, средств обеспечения благополучия и безопасности детства, а также вопросы соответствующей работы педагогов с родителями. Последняя особо значима, хотя «меняется сама парадигма развития нашего общества, и "родительский опыт", накопленный годами, всё сложнее применять в современных реалиях» [4]. Поэтому поддержка родительской деятельности, направленной на сохранение и обеспечение благополучия ребенка - это особый аспект проблемы, требующий педагогического решения.

Методология исследования. Исследование нацелено на теоретический анализ существующих подходов к изучению благополучия детства в современных условиях и определение аспектов педагогической работы по обеспечению безопасности детства. Представленные выводы основаны на анализе нормативно-правовых документов и публикаций в области детского благополучия, новой социологии детства, изучении проблемы субъектности ребенка. Объектом исследования выступает процесс обеспечения благополучия и безопасности на разных этапах детства.

Определяя понятие «детство», мы разделяем позицию коллег, рассматривающих его как самоценный и значимый этап жизни: «ребенок не готовится к будущей жизни, а живет здесь и сейчас полноценной жизнью» [5]. Анализ публикаций выявил отсутствие единого подхода к трактовке понятия «благополучие». Тем не менее, в них можно выделить два ключевых направления.

В социально-экономических исследованиях авторы рассматривают благополучие как «сложную взаимосвязь социальных, экономических, культурных факторов» [6], раскрывая его через категории «качество жизни», «уровень жизни». Для определения благополучия за основу берутся показатели или индексы. В числе таких показателей материальное благополучие, доступность каче-

ственного образования, здоровье, статус семьи. При этом наиболее часто авторы обращаются к позиции исследовательского центра ЮНИСЕФ, где определяется набор параметров, которые имеют влияние на жизнь ребёнка в настоящее время и в будущем. Индекс благополучия включает материальное благополучие, здоровье и безопасность, образовательные возможности, взаимоотношения в семье и со сверстниками, поведенческие факторы риска, субъективное благополучие (доклад ЮНИСЕФ, 2007).

В России исследователи используют многомерный подход. Система индексов детского благополучия включает статистический индекс детского благополучия (данные Росстата), субъективный индекс (результаты опросов детей), общий индекс детского благополучия [7]. Ряд исследователей рассматривает проблему благополучия с позиции социального порядка и социализации, ценности общества, социального контекста, который формирует определенные поведенческие стратегии [8].

Интересны исследования с позиции новой социологии детства. Особенность такого подхода заключается в том, что представлена особая социальная значимость детства, утверждающая ребёнка как участника жизни, субъекта деятельности в соответствии со своим возрастом, в некоторых исследованиях - как социального актора [9; 10]. «Исследования детства сегодня - это исследования, проводимые "с" детьми и "для" детей, а не "на" детях и "о" детях» [11 ]. Значимым результатом проведенных исследований, на наш взгляд, является формирование позиции по отношению к ребёнку как к субъекту не только своей деятельности, но и своего благополучия и безопасности.

Психологические исследования - вторая крупная группа исследований детского благополучия и безопасности. Они охватывают эмоциональное благополучие ребёнка, благополучие в деятельности, психологическое здоровье как фактор благополучного развития, вопросы взаимодействия ребёнка с детьми и со взрослыми, уровень притязаний, самооценка и удовлетворённость возрастом [12; 13]. Педагогические аспекты вопросов психологического благополучия достаточно хорошо представлены, особенно в отношении детей дошкольного возраста.

И в рамках социально-экономических исследований благополучия детства, и в контексте исследований психологического благополучия особое место занимает понятие «субъективное благополучие», которое понимают как положительное восприятие, переживание жизни в прошлом, настоящем и будущем при сопоставлении с желаемым образом, удовлетворенность жизнью здесь и сейчас, в том числе учитывая среду жизни и возможность контроля над своей жизнью [6; 10; 14]. Субъективное благополучие связывают с появлением активной позиции человека, его успешностью в деятельности, общении, уверенностью в себе и способностью к позитивному восприятию событий [15]. Поэтому с позиции педагогики значимым вопросом является определение педа-

гогического инструментария, способствующего формированию субъективного благополучия.

Понятие «безопасность» в контексте благополучия детства затрагивается исследователями в обеих представленных позициях. В общем понимании безопасность трактуется как защищённость личности, ее интересов, ценностей. В разных источниках в зависимости от контекстов выделяют физическую, психологическую, экономическую, правовую и многие другие виды безопасности. Говоря о безопасности детства остановимся на понятиях социальной и психологической безопасности. Социальная безопасность рассматривается как «стабильное состояние защищенности социальной сферы от различного рода угроз» [16]; как способность личности к формированию внутреннего ресурса противостояния деструктивным воздействиям [17]. Большая часть исследований социальной безопасности детства затрагивает организационно-правовой аспект проблемы. При обращении к педагогическому аспекту проблемы встает ряд вопросов. Каковы должны быть педагогические условия обеспечения социальной безопасности детства? Какие формы, методы работы могут применять педагоги и родители для формирования качеств личности, способствующих построению социальной безопасности ребенка? Какими свойствами должна обладать образовательная среда, способствующая созданию социальной безопасности? Поиск ответов на них определяет разработку педагогического содержания, адресованного настоящим и будущим работникам образования и родителям.

Психологической безопасности посвящено довольно большое количество научных работ. В широком понимании под ней понимают психологическую защищенность от внешних и внутренних угроз. Далее авторы, как правило, приводят различные списки таких угроз. В рамках нашего исследования особый интерес представляют угрозы, связанные с осуществлением образования. При этом под образованием мы понимаем процесс формирования личности, реализация которого проходит не только в образовательных организациях, но и в семье, в социуме. Описывая вопросы психологической безопасности детей в образовательном пространстве, авторы называют целый ряд факторов, влияющих на нее негативно (избыточные нагрузки, взаимоотношения, несоответствие методов и форм педагогической деятельности и другие). Работа в данном направлении обрисовывает еще одно содержательное поле для педагогических изысканий.

Особое место в дискуссиях о безопасности занимает информационная безопасность, т.е. «защита ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создание условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, а также формирования позитивного мировосприятия детей» [3]. Информационная безопасность может быть обеспечена через разработку соответствующего комплекса педагогических мер,

что на сегодняшний день является одним из самых востребованных направлений деятельности педагогов [18; 19].

Важно обратить внимание на то, что «...благополучное детство - это "вовлеченное" детство, т.к. ребенок вовлечен в общение, игру, познание, т.е. максимально проявляет свою субъектность» [5]. Проблематика субъектной позиции сегодня также решается в разных аспектах, прежде всего с позиции психологического знания. Вопросы субъектности человека разрабатывали

A.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский,

B.И. Слободчиков. Субъект - это носитель активности, способный преобразовывать действительность, осуществлять деятельность, регулировать своё поведение. Субъектность - важнейшее качество, именно субъектность обеспечивает развитие личности, инициирование и осуществление деятельности, основанной на принятой системе ценностей, проявление самостоятельности, способности творить [20; 21]. Тем не менее, интересен именно педагогический контекст вопроса субъектности ребенка, в рамках которого, с одной стороны, констатируется возможность развития и становления субъектности, а с другой - рассмотрение субъектности как важнейшего условия освоения разных видов деятельности, в том числе субъектность важна для обеспечения благополучия и безопасности детства. Педагогическое обеспечение благополучия и безопасности связано с вовлечением ребенка в деятельность, с обеспечением определенных условий, при которых проявляется его субъектность. «Быть вовлеченным - это значит иметь возможность влиять на процесс, внутри которого ты находишься, а не просто выполнять чьи-то задания и указания, смысл которых не ясен» [5].

Исследователи указывают на зависимость благополучия ребенка от взаимодействия со взрослыми - педагогами, родителями [4; 13; 22]. Основываясь на обобщенных показателях благополучия и безопасности детства, можно выделить те из них, которые поддаются влиянию как педагога, так и родителей. Именно с этими показателями можно целенаправленно работать. Это обеспечение безопасности, в том числе информационной в современном цифровом пространстве, коммуникативное благополучие, то есть обеспечение эффективного взаимодействия с окружающими и со средой; образовательная среда и образовательная деятельность, как факторы благополучия ребёнка. Данные вопросы составляют важные направления содержания педагогики благополучия.

Обобщая, можно сделать ряд выводов.

1. Понятие «благополучие» не имеет единой трактовки, тем не менее большая часть исследователей под благополучием детства понимают качество жизни, ее условий, а также положительное восприятие и переживание жизни, удовлетворенность жизнью.

2. Основной массив исследований благополучия детства фокусируется в двух направлениях. Социально-экономические исследования подчеркивают необходимость решения проблем сохранения благополучия и безопасности ребёнка в процессе его социализации, влияния физического и социального окру-

жения на развитие ребёнка, повышение качества жизни на этапе детства. Особое значение имеет парадигма так называемой новой социологии детства, которая рассматривает благополучие и безопасность ребёнка с учётом его позиции как субъекта или даже как актора. Иная группа исследований направлена на изучение психологического благополучия, к которому относится эмоциональная безопасность, психологическое здоровье, уровень психологического состояния, межличностные отношения, взаимодействие с окружающим миром и благополучие деятельности. В обоих контекстах понятие «субъективное благополучие» понимается как система переживания, отражения представлений ребёнка о себе и окружающей его действительности, восприятие ребёнком своей жизни в прошлом настоящем и будущем по сравнению с желательным состоянием. Субъективное благополучие ребенка связано с формированием качеств личности, способствующих успеху в будущем, поэтому является педагогической задачей.

3. Разработанность вопросов благополучия и безопасности детства с позиции социально-экономических и психологических исследований дает основу для серьезного изучения педагогических аспектов данной проблематики. Возможно развитие так называемой «педагогики благополучия» как особого направления, разрабатывающего содержание, формы, методы, средства обеспечения благополучия ребёнка, в том числе субъективного благополучия.

4. Вопросы безопасности и благополучия детства разрабатываются в исследованиях психологов, социологов, юристов. Педагогическими аспектами данной проблематики являются: определение педагогического инструментария, способствующего формированию субъективного благополучия; определение педагогических условий обеспечения социальной и психологической безопасности детства; разработка форм, методов для формирования качеств личности, способствующих построению социальной и психологической безопасности ребенка; описание свойств образовательной среды, способствующей обеспечению благополучия и безопасности детства; важнейшим фактором благополучия и безопасности детства является развитие субъектности ребенка.

5. Обеспечение благополучия и безопасности ребенка возможно только при участии взрослых - педагогов, родителей, которые, в свою очередь, должны иметь возможность педагогического обеспечения своих действий.

Список источников

1. О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 17.05.2023 N 358 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document /View/0001202305170008 (дата обращения: 03.08.2023).

2. План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года // Сайт Правительства Российской Федерации. - URL: http://government.ru/docs/41399/ (дата обращения: 05.07.2023).

3. Концепция информационной безопасности детей в РФ // Сайт Правительства Российской Федерации. - URL: http: //government.ru/docs/48416/ (дата обращения: 15.07.2023).

4. Медведева Е. И., Крошилин С. В. Современное детство и социально-экономические вызовы // Уровень жизни населения регионов России. - 2021. - №3. - С.358-371.

5. Поздеева С. И., Дроздецкая И. А. Концепция благополучного и безопасного детства: сущность, проблемы, рекомендации для родителей // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). - 2023. - № 4 (50). - С. 80-86.

6. Бессчетнова О. В. Благополучие детей как социальная проблема современности // Logos et Praxis. - 2019. - №4. - С.42-52

7. Как измерить благополучие детей в российских регионах: методические материалы / И. Е.Калабихина, О. В Кучмаева, З. Г. Казбекова [и др.]. - Москва: Изд-во МГУ, 2022. - 70 с.

8. Полянина А. К. Паттерн детства как ориентир обеспечения защиты детей от вредной информации // Вестник экономики, права и социологии. - 2021. - №4. - С. 118-121.

9. Козловская А. Ю., Козлова А. В. Детская агентность как предмет теоретической дискуссии и практическая проблема: (антропологический комментарий) // Антропологический форум. - 2020. - №45. - С.11-25.

10. Филипова А. Г., Зубова О. Г., Ракитина Н. Э. Трансформация повседневных практик и субъективное благополучие подростков в период пандемии // Журнал исследований социальной политики. - 2023. - №1. - С.157-174.

11. Митрофанова С.Ю. Дети как объект социогуманитарного исследования: социологический ракурс // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2017. - №2.

- С. 160-168.

12. Андреева А.Д., Москвитина О.А. Психологическое благополучие учащихся 1-5-х классов в контексте современной социальной ситуации развития // Вопросы образования. -2019. - №3. - С. 203-223.

13. Иванова И.Ю., Терещенко М.Н., Артеменко Б.А., Евтушенко И.Н., Челпанова Е.В. Обеспечение психолого-педагогических условий эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - №4 (37). - С. 9095.

14. Архиреева Т.В. Субъективное благополучие младших школьников // Вестник Новгородского государственного университета. - 2017. - №4 (102). - С. 13-16.

15. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие и социально-психологические характеристики личности: монография / Я.И. Павлоцкая; Волгоградский институт управления

- филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС. - Волгоград: Издательство Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС, 2016. - 1 электрон. опт. Диск. - URL: https://docs.vlgr.ranepa.ru/podr/ipc/elizd/Павлоцкая%20Яна%20Игоревна_%28Верстка%29.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

16. Поляков А.В., Унусян У.В. Проблема безопасности детства как приоритет национальной политики Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2019. - №2. - С. 227-239.

17. Замараева З.П., Воронова К.А., Телегина Г.А. Социальная безопасность детства в регионе: ресурсно-потенциальный подход // Ойкумена. Регионоведческие исследования. -2018. - №1 (44). - С. 7-18.

18. Стрельникова В.Н. Системный подход к обеспечению информационной безопасности детства // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2021.

- №4. - С. 92-98.

19. Полянина А.К. Анализ нормативно-доктринальных основ системы информационной безопасности детей // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - №12 (92). - С. 108-112

20. Гребенникова Е.В. Субъектность личности: теоретические аспекты проблемы // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2013. - Вып. 6 (134). - С. 140-142.

21. Кожевникова М.Н. Феномен субъектности: проблемы интерпретации // Ценности и смыслы. - 2020. - №6. - С. 31-44.

22. Худякова Т.Л., Клепач Ю.В., Арпентьева М.Р. Компоненты и критерии психологической безопасности образования // Society and Security Insights. - 2022. - №4. - С. 155-170.

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 17.05.2023 N 358 «O Strategii kompleksnoy bezopasnosti detey v Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda». Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305170008 (data obrashcheniya: 25.10.2022) (In Russian)

2. Plan osnovnykh meropriyatiy, provodimykh v ramkakh Desyatiletiya detstva, na period do 2027 goda. Sayt Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii. - URL: http://government.ru/docs/41399/ (data obrashcheniya: 05.07.2023). (In Russian)

3. Kontseptsiya informatsionnoy bezopasnosti detey v RF. Sayt Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii. - URL: http://government.ru/docs/48416/ (data obrashcheniya: 15.07.2023). (In Russian)

4. Medvedeva Ye. I., Kroshilin S. V. Sovremennoye detstvo i sotsial'no-ekonomicheskiye vyzovy. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii = The standard of living of the population of the regions of Russia 2021; (3): 358-371. (In Russian)

5. Pozdeyeva S. I., Drozdetskaya I. A. Kontseptsiya blagopoluchnogo i bezopasnogo detstva: sushchnost', problemy, rekomendatsii dlya roditeley. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye = Pedagogical Review. 2023; 50 (4): 80-86. (In Russian)

6. Besschetnova O. V. Blagopoluchiye detey kak sotsial'naya problema sovremennosti. Logos et Praxis. 2019; (4): 42-52. (In Russian)

7. Kak izmerit' blagopoluchiye detey v rossiyskikh regionakh: metodicheskiye materialy / I.Ye. Kalabikhina, O.V. Kuchmayeva., Z.G. Kazbekova [i dr.]. Moskva: MGU, 2022: 70 s. (In Russian)

8. Polyanina A. K. Pattern detstva kak oriyentir obespecheniya zashchity detey ot vrednoy informatsii. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii = Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2021; (4): 118-121. (In Russian)

9. Kozlovskaya A. YU., Kozlova A. V. Detskaya agentnost' kak predmet teoreticheskoy diskussii i prakticheskaya problema (antropologicheskiy kommentariy). Antropologicheskiy forum = Anthropological Forum. 2020; (45):11-25. (In Russian)

10. Filipova A. G., Zubova O. G., Rakitina N. E. Transformaciya povsednevnyh praktik i sub"ektivnoe blagopoluchie podrostkov v period pandemii. ZHurnal issledovanij social'noj politiki = Journal of Social Policy Research. 2023; (1):157-174. (In Russian)

11. Mitrofanova S.YU. Deti kak ob"yekt sotsiogumanitarnogo issledovaniya: sotsiolog-icheskiy rakurs. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sotsiologiya = Bulletin of St. Petersburg University. Sociology. 2017; (2): 160-168. (In Russian)

12. Andreyeva A.D., Moskvitina O.A. Psikhologicheskoye blagopoluchiye uchashchikhsya 1-5-kh klassov v kontekste sovremennoy sotsial'noy situatsii razvitiya. Voprosy obrazovaniya = Education issues. 2019; (3): 203-223. (In Russian)

13. Ivanova I.YU., Tereshchenko M.N., Artemenko B.A., Yevtushenko I.N., Chelpanova Ye.V. Obespecheniye psikhologo-pedagogicheskikh usloviy emotsional'nogo blagopoluchiya detey sred-nego doshkol'nogo vozrasta. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal = Baltic Humanitarian Journal 2021; 37 (4): 90-95. (In Russian)

14. Arkhireyeva T.V. Sub"yektivnoye blagopoluchiye mladshikh shkol'nikov. Vestnik Nov-gorodskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Novgorod State University. 2017; 102 (4): 13-16. (In Russian)

15. Pavlotskaya YA.I. Psikhologicheskoye blagopoluchiye i sotsial'no-psikhologicheskiye kharakteristiki lichnosti: monografiya / Volgogradskiy institut upravleniya - filial FGBOU VO RANKhiGS. - Volgograd: Izdatel'stvo Volgogradskogo instituta upravleniya - filiala RANKhiGS, 2016. - 1 elektron. opt. Disk. URL: https://docs.vlgr.ranepa.ru/podr/ipc/elizd/ Pavlotska-ya%20Yana%20Igorevna_%28Verstka%29.pdf (data obrashcheniya: 04.08.2023). (In Russian)

16. Polyakov A.V., Unusyan U.V. Problema bezopasnosti detstva kak prioritet natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya = Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Political Science 2019; 2: 227-239. (In Russian)

17. Zamarayeva Z.P., Voronova K.A., Telegina G.A. Sotsial'naya bezopasnost' detstva v re-gione: resursno-potentsial'nyy podkhod. Oykumena. Regionovedcheskiye issledovaniya = The Ecu-mene. Regional studies. 2018; 44 (1): 7-18. (In Russian)

18. Strel'nikova V.N. Sistemnyy podkhod k obespecheniyu informatsionnoy bezopasnosti detstva. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya = Bulletin of Samara University. History, pedagogy, philology. 2021; (4): 92-98. (In Russian)

19. Polyanina A.K. Analiz normativno-doktrinal'nykh osnov sistemy informatsionnoy be-zopasnosti detey. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: sociology, psychology, pedagogy = 2021; 12 (92): 108-112. (In Russian)

20. Grebennikova Ye.V. Sub"yektnost' lichnosti: teoreticheskiye aspekty problem. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2013; 134 (6): 140-142. (In Russian)

21. Kozhevnikova M.N. Fenomen sub"yektnosti: problemy interpretatsii. Tsennosti i smysly = Values and meanings. 2020; (6): 31-44. (In Russian)

22. Khudyakova T.L., Klepach YU.V., Arpent'yeva M.R. Komponenty i kriterii psikholog-icheskoy bezopasnosti obrazovaniya. Society and Security Insights. 2022; (4): 155-170. (In Russian)

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 14.10.2023; одобрена после рецензирования 25.11.2023; принята к публикации 05.12.2023.

The article was submitted 14.10.2023; approved after reviewing 25.11.2023; accepted for publication 05.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.