Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
434
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ДЕТИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ "РЕБЕНОК-РЕБЕНОК" / "РЕБЕНОК-ПЕДАГОГ" / "РЕБЕНОК-РОДИТЕЛИ" / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Ирина Юрьевна, Терещенко Марина Николаевна, Артеменко Борис Александрович, Евтушенко Ирина Николаевна, Челпанова Елена Владимировна

В статье изложены результаты исследования вопроса обеспечения психолого-педагогических условий эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста, представлен анализ различных позиций современных авторов на определение, структуру и характеристики эмоционального благополучия. Авторы обосновывают актуальность исследования указанной проблемы для современной системы дошкольного образования. Представлены результаты исследования с участием 20 детей средней группы и их родителей. Данные говорят о потребности современной теории и практики дошкольного образования в проведении исследований данного направления. Определение состояния эмоционального благополучия детей выявлялось на констатирующем и итоговом этапах исследования. Исследователями представлена динамика изменения психологических состояний детей в процессе реализации ряда психолого-педагогических условий обеспечения эмоционального благополучия современных детей. Обобщение полученных данных позволило авторам сформулировать психолого-педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия и психологической безопасности детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации: а) организация взаимодействия в системе отношений «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог», «ребенок-родители»; б) создание развивающей предметно-пространственной среды для организации взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми; в) повышение компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия и психологической безопасности детей. Основные рекомендации, к которым пришли исследователи в процессе работы, сформулированы и представлены в выводах данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Ирина Юрьевна, Терещенко Марина Николаевна, Артеменко Борис Александрович, Евтушенко Ирина Николаевна, Челпанова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EMOTIONAL WELL-BEING OF MIDDLE PRESCHOOL CHILDREN

The article presents the results of research on the issue of providing psychological and pedagogical conditions for emotional well-being of children of middle preschool age, presents an analysis of various positions of modern authors on the definition, structure and characteristics of emotional well-being. The authors substantiate the relevance of the study of this problem for the modern system of preschool education. The results of a study involving 20 children of the middle group and their parents are presented. The data indicate the need of modern theory and practice of preschool education in conducting research in this area. Determination of the state of emotional well-being of children was identified at the ascertaining and final stages of the study. The researchers presented the dynamics of changes in the psychological states of children in the process of implementing a number of psychological and pedagogical conditions for ensuring the emotional well-being of modern children. Generalization of the obtained data allowed the authors to formulate psychological and pedagogical conditions for ensuring emotional well-being and psychological safety of children of middle preschool age in a preschool educational organization: a) organization of interaction in the system of relations «child-child», «child-teacher», «child-parents»; b) the creation of a developing subject-spatial environment for organizing the interaction of children with peers and adults; c) increasing the competence of parents in the formation of emotional well-being and psychological safety of children. The main recommendations that the researchers came to during their work are formulated and presented in the conclusions of this article.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37) ИВАНОВА Ирина Юрьевна и другие

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ...

УДК 372 39 iTi ©2021 Контент доступен по лицензии CC BY-NC 4.0

■> А14 ! Z*. D Z* |(сс) IfCg TEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 ltcense

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0020 (https://creatavecQmmQns.0rg/ircenses/by-nc/4.o/)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Автор(ы) 2021 SPIN: 5526-0017 AuthorlD: 738079 ResearcherlD: AAP-5069-2021 ORCID: 0000-0002-3993-3751 ScopusID: 57195485155

ИВАНОВА Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Педагогики и психологии детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])

SPIN: 8434-8140 AuthorlD: 825360 ORCID: 0000-0003-1998-0793

ТЕРЕЩЕНКО Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Педагогики и психологии детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])

SPIN: 5722-8526 AuthorID: 675614 ORCID: 0000-0001-8101-4401 ScopusID: 57202212422

АРТЕМЕНКО Борис Александрович, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой «Теории, методики и менеджмента дошкольного образования»

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454048, Россия, Челябинск, ул. Омская, 87-19, e-mail: [email protected])

SPIN: 8076-2262 AuthorID: 502114 ORCID: 0000-0003-1472-9591 ScopusID: 57211658815

ЕВТУШЕНКО Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])

SPIN: 9626-7908 AuthorID: 758877 ORCID: 0000-0002-4088-7836

ЧЕЛПАНОВА Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Кафедра английского языка и методики обучения английскому языку» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье изложены результаты исследования вопроса обеспечения психолого-педагогических условий эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста, представлен анализ различных позиций современных авторов на определение, структуру и характеристики эмоционального благополучия. Авторы обосновывают актуальность исследования указанной проблемы для современной системы дошкольного образования. Представлены результаты исследования с участием 20 детей средней группы и их родителей. Данные говорят о потребности современной теории и практики дошкольного образования в проведении исследований данного направления. Определение состояния эмоционального благополучия детей выявлялось на констатирующем и итоговом этапах исследования. Исследователями представлена динамика изменения психологических состояний детей в процессе реализации ряда психолого-педагогических условий обеспечения эмоционального благополучия современных детей. Обобщение полученных данных позволило авторам сформулировать психолого-педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия и психологической безопасности детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации: а) организация взаимодействия в системе отношений «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог», «ребенок-родители»; б) создание развивающей предметно-пространственной среды для организации взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми; в) повышение компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия и психологической безопасности детей. Основные рекомендации, к которым пришли исследователи в процессе работы, сформулированы и представлены в выводах данной статьи.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, благополучие, эмоциональное благополучие, дети среднего дошкольного возраста, педагог дошкольного образования, взаимодействие, дошкольное образование, взаимодействия в системе отношений «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог», «ребенок-родители», дошкольное образование, развивающая предметно-пространственная среда, компетентность родителей, совместная деятельность, структура эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

PROVISION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EMOTIONAL WELL-BEING OF MIDDLE PRESCHOOL CHILDREN

© The Author(s) 2021

IVANOVA Irina Yuryevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

«Pedagogy and psychology of childhood»

South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected])

TERESHCHENKO Marina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department «Pedagogy and psychology of childhood» South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected]) ARTEMENKO Boris Aleksandrovich, Candidate of Biological Sciences, Head of the Department «Theory, methods and management of preschool education» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454048, Russia, Chelyabinsk ,st. Omskaya, 87-19, e-mail: [email protected]) EVTUSHENKO Irina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department «Pedagogy and psychology of childhood» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected]) CHELPANOVA Elena Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department «Department of English and English Language Teaching Methods»

South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected]) Abstract. The article presents the results of research on the issue of providing psychological and pedagogical conditions for emotional well-being of children of middle preschool age, presents an analysis of various positions of modern authors on the definition, structure and characteristics of emotional well-being. The authors substantiate the relevance of the study of this problem for the modern system of preschool education. The results of a study involving 20 children of the middle group and their parents are presented. The data indicate the need of modern theory and practice of preschool education in conducting research in this area. Determination of the state of emotional well-being of children was identified at the ascertaining and final stages of the study. The researchers presented the dynamics of changes in the psychological states of children in the process of implementing a number of psychological and pedagogical conditions for ensuring the emotional well-being of modern children. Generalization of the obtained data allowed the authors to formulate psychological and pedagogical conditions for ensuring emotional well-being and psychological safety of children of middle preschool age in a preschool educational organization: a) organization of interaction in the system of relations «child-child», «child-teacher», «child-parents»; b) the creation of a developing subject-spatial environment for organizing the interaction of children with peers and adults; c) increasing the competence of parents in the formation of emotional well-being and psychological safety of children. The main recommendations that the researchers came to during their work are formulated and presented in the conclusions of this article.

Keywords: psychological and pedagogical conditions, well-being, emotional well-being, children of secondary preschool age, preschool teacher, interaction, preschool education, interactions in the system of relations «child-child», «child-teach-er», «child-parents», preschool education, developing subject-spatial environment, parental competence, joint activities, the structure of emotional well-being of preschool children.

ВВЕДЕНИЕ

Определение общей проблемы и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Современное дошкольное образование решает проблему обеспечения условий полноценного физического и умственного развития детей дошкольного возраста. Согласно разделу 1.6 Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, дошкольные образовательные организации должны реализовывать одну из ведущих задач - защиту и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [1].

Современный гиперинформационный мир оказывает на ребенка мощнейшее влияние. Данный факт актуализирует необходимость учета всех условий социализации, в том числе, и негативных - напряженный ритм жизни, негативное влияние средств массовой информации, эмоциональные перегрузки и выгорание, стрессы, демонстрация агрессии, раздражительности, эмоциональной несдержанности со стороны взрослых и сверстников. Негативному влиянию и разного рода отклонениям в первую очередь подвержена эмоциональная сфера детей. В этой связи психологами и педагогами фиксируются тревожности, страхи, трудности в совместной деятельности с другими людьми, проблемы в коммуникации, нарушения самооценки и прочие проблемы у детей дошкольного возраста. Следовательно, коллектив любой дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) в процессе реализации образовательных программ должен решать задачи создания и реализации психолого-педагогических условий, способствующих формированию эмоционально благополучной личности дошкольника.

Анализ последних исследований и публикаций, использованных авторами для освещения различных аспектов проблемы, и выявление тех частей общей проблемы, которые ранее не были решены.

В контексте современных проблем, решаемых психологией и педагогикой, значимость исследования проблемы обеспечения условий эмоционального благополучия детей дошкольного возраста обретает новые перспективы. Современная социальная ситуация развития общества актуализирует проблему обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, также данная проблема привлекает внимание исследователей в области педагогики, психологии. В психологии раскрывается сущность эмоций и эмоциональной сферы личности (В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Е. Изард, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.). В работах О.И. Бадулиной, К.А. Вологдиной, О.А. Воробьевой, Л.В. Доманецкой, Е.И. Изотовой, А.Д. Кошелевой, Г.А. Урунтаевой, И.В. Фаустовой, Г.Г. Филипповой и других рассматриваются условия и характеристики эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Несмотря на актуальность исследуемой проблемы, считаем необходимым отметить, что в научном поле не выработан единый подход относительно трактования термина «эмоциональное благополучие» и условий его формирования, в том числе, с учетом требований «Федерального государственного стандарта дошкольного образования». Данный факт свидетельствует о недостаточной изученности процесса формирования чувства эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста.

Возникает противоречие между:

- социальным заказом, выражающимся в направленности образовательного процесса на создание условий эмоционального благополучия детей дошкольного возраста и наблюдаемом состоянии организации изучаемого процесса в дошкольной образовательной организации (далее - ДОУ);

- наличие достаточного количества теоретического материала по проблеме эмоционального благополучия дошкольников и отсутствие методической литературы

по созданию условий эмоционального благополучия дошкольников с учетом современных требований.

В основе современного образования лежит требование Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования об обеспечении условий для формирования у дошкольников субъективного благополучия [1]. Данное положение усугубляет потребность детской психологии и дошкольной педагогики в изучении и решении проблемы формирования субъективного благополучия ребенка дошкольного возраста.

Логика изложения данной статьи требует проведения анализа базового понятия «благополучие». Нам интересна позиция К. Рифф, которая в понятие «благополучие» вводит следующие компоненты: «автономия, контроль над окружением, личностный рост, позитивные отношения с другими, цели в жизни и самопринятие» [2]. В отечественной психологии проблему субъективного благополучия разрабатывали Л.В. Куликов, Р.М. Шамионов. Л.В. Куликов вводит в содержание благополучия социальное, духовное, физическое (телесное) и психологическое благополучие [3]. Другими элементами наполняет понятие «благополучие» Р.М. Шамионов, понимая его как удовлетворенность собой, жизнью, деятельностью, социальными отношениями [4].

Таким образом, следует отметить, что благополучие многокомпонентное, интегративное понятие, которое наполнено следуюшими составляющими: чувство удовлетворенности, комплекс позитивных эмоций, сопровождающих деятельность, уверенность в своих силах, мотивация на достижение успеха, способность и готовность быть самостоятельным, активным, инициативным, творчески созидающим. Представленные выше характеристики указывают на возможность проявления человеком себя как субъекта выборов, организации, контроля деятельности и отношений.

Благополучие может быть представлено рядом элементов:

а) эмоциональное благополучие: положительные эмоции, чувство удовлетворения результатами своей деятельности;

б) межличностное благополучие: позитивные отношения с окружающими людьми (родителями, педагогами, коллегами);

в) благополучие в деятельности - удовлетворенность результатами разных видов деятельности, мотивация к успеху [5].

Эмоциональный компонент в структуре благополучия личности подчеркивается многими авторами (О.Ю. Данилова, Л.В. Доманецкая, А.Д. Кошелева, М.В. Рагулина, И.В. Фрайфельд). Рассмотрим различные трактовки ключевого понятия нашего исследования:

- положительное, стабильное и комфортное самочувствие; опыт удовольствия, успеха (А.В. Запорожец и др.) [6].

- стабильное, позитивное и комфортное эмоциональное состояние ребенка, лежащее в основе отношения ребенка к миру и влияющее на характеристики переживаний, эмоционально-волевую, когнитивную сферу, особенности проживания стрессовых ситуаций и отношения со сверстниками (А.Д. Кошелева и др.) [7].

- чувство доверия, защищенности, способствующее нормальному развитию личности ребенка, развитию положительных качеств, доброжелательного отношения к окружающим (Г. А. Урунтаева и др.) [8].

- комплекс внутренних проявлений: преимущественно позитивное настроение, незначительные признаки стресса или его отсутствие, нормативный уровень тревожности и страхов, адекватная самооценка, способность к эмпатии (И.В. Фаустова и др.) [9].

Анализ различных подходов к определению эмоционального благополучия показал, что под этим термином понимается положительное эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста, включающее ощущения комфортности, защищенности, успешности, отсутствия

негативных эмоциональных проявлений (страх, тревожность).

Структура эмоционального благополучия детей дошкольного возраста по-разному раскрывается в научных исследованиях. По мнению Г.Г. Филипповой, в структуре эмоционального благополучия (неблагополучия) дошкольника существует пять основных характеристик, которые представляют собой континуум между положительным и отрицательным полюсами:

1) чувство удовольствия (неудовольствия) как содержание преобладающего фона настроения;

2) способы реагирования на успех (неудачу) в достижении цели;

3) проживание комфорта как отсутствия внешней угрозы (дискомфорта);

4) ощущение комфорта в присутствии других людей и в ситуациях взаимодействия с ними;

5) отношение к внешней оценке результатов деятельности ребенка [10].

А.Д. Кошелева выделяет следующие составляющие: а) настроение ребенка, его динамика в течение дня в детском саду; б) успешность деятельности и переживание ее как успешной; в) отсутствие эмоций страха, чувства опасности, тревожности; г) стремление к общению со сверстниками и педагогами; д) проявление интереса к различным видам деятельности [7].

Эмоциональное благополучие ребенка, по мнению И.В. Фаустовой, можно исследовать, опираясь на ряд внутренних проявлений, и представлены они следующими компонентами: а) преимущественно позитивное настроение; б) низкий уровень признаков стресса или их отсутствие; в) нормативный уровень страхов и тревог; г) адекватная самооценка; д) способность сопереживать [9].

Е.В. Иванова, И. Шаповаленко рассматриваются составляющие эмоционального благополучия детей:

а) личностные характеристики (достаточно высокая самооценка, уверенность в себе, удовлетворенные потребности, наличие мотивации и интереса, элементарных ценностных представлений);

6) эмоционально-волевая сфера (преобладание положительных эмоций, низкая агрессивность, тревожность, низкий уровень страхов);

в) коммуникативные навыки (высокий уровень готовности к взаимоотношениям с детьми, взрослыми, способность сопереживать);

г) особенности поведения и деятельности (низкий уровень фантазирования, активность в образовательной и свободной деятельности, умение играть, самоконтроль, низкий уровень импульсивности);

д) состояние физического здоровья (отсутствие невротических проявлений) [11].

Для нашего исследования интересна позиция Е.И. Изотовой, которая представляет в качестве показателей эмоционального благополучия дошкольников: эмоциональные переживания и опыт дошкольника; наличие у ребенка фактора эмоционального напряжения; имеющиеся у него знания и представления о чувствах, эмоциях; эмоциональное поле ребенка; его эмоциональный стиль; экспрессивность (мимическая выразительность) ребенка [12].

О.И. Бадулина в структуре эмоционального благополучия выделяет такие характеристики, как приподнятое настроение, улыбка и жесты, выражающие расслабленность, открытость; стремление вступать в общение и совместные игры с другими детьми. [13].

На наш взгляд интересно мнение И.О. Карелиной, которая считает, что эмоциональное неблагополучие ребенка характеризуют следующие показатели:

1) Неустойчивость и неадекватность эмоциональной реакции. Эмоционально неблагополучные дети демонстрируют недостаточно организованное, неконтролируемое поведение. Отмечается у данной категории детей проблема с контролем эмоциональных реакций и

их проявлений (интенсивность, уместность).

2) Наличие беспокойства. У ребенка, находящегося в состоянии эмоционального стресса отмечается повышенная раздражительность, напряжение, скованность, страх чего-то нового, неизвестного, необычного, сомнения, предчувствие проблем, ошибок, неудач, неодобрения со стороны значимых взрослых людей.

3) Наличие страхов, превышающих возрастную норму, не связанных с возрастом и мешающих нормальной жизни детей. К данной группе относят детей, испытывающих эмоциональный стресс. Дети испытывают страхи, не имеющие ничего общего с конкретным объектом или ситуацией и проявляющиеся как бессмысленный и иррациональный страх.

4) Низкая самооценка. Эмоционально неблагополучные дети имеют низкую самооценку, которая проявляется в болезненном восприятии любой критики, присутствии страха перед новыми задачами. У данной категории детей отмечается низкая мотивация к деятельности [14].

Идее нашего исследования адекватно определение И.В. Фрайфельд [15], где эмоциональное благополучие характеризуется положительно окрашенным эмоциональным состоянием ребенка, сопровождающееся ощущением комфорта, защищенности, успешности. Основными условиями, обеспечивающими эмоционального благополучия детей, автор обозначает следующие: удовлетворение фундаментальных потребностей в безопасности, любовь, принадлежность, самовыражение, общение.

МЕТОДИКА

Формирование целей статьи (постановка задания).

Обобщая изложенное выше, сформулируем цель статьи - рассмотреть проблему обеспечения психолого-педагогических условий эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Исследование проводилось с участием 20 детей средней группы детского сада и их родителей.

Эмоциональное благополучие детей оценивалось по следующим критериям:

- положительное эмоциональное состояние (методика «Паровозик» С.В. Валиева);

- отсутствие негативных эмоциональных проявлений (тревожность) (методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);

- наличие социальных эмоций (методика «Изучение социальных эмоций» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты исследования по методике «Паровозик» показали, что у 20 % детей выявлено позитивное эмоциональное состояние, при выборе карточек они выбирали в основном яркие цвета. Негативное эмоциональное состояние низкой степени выявлено у 55 % детей, средней степени - у 25 % детей. Из 20 человек, прошедших тестирование, 15 % были детьми с высокой тревожностью, 45 % с умеренной тревожностью и 40 % с низкой тревожностью. У детей с высоким уровнем тревожности во время тестирования наблюдались тревога и нервозность. Наблюдалась повышенная двигательная активность: один ребенок грыз ногти, качал ногами, другой - накручивал волосы на пальцы, прикусывал нижнюю губу. Дети со средним уровнем тревожности в процессе тестирования либо вообще не проявляли признаков повышенной тревожности, либо у некоторых из них отмечались отдельные слабо выраженные маркеры тревожных состояний. В результате проведенного наблюдения выявлено, что социальные эмоции сформированы на высоком уровне только у 15 % дошкольников, которые положительно относятся к сверстникам, проявляют к ним положительные эмоции, стремление к взаимодействию. Средний уровень выявлен у 50 %, низкий - у 35 % детей. Треть детей отличаются агрессивностью, конфликтно-

стью, проявлением негативных эмоциональных реакции по отношению к сверстникам (крик, плач).

Обобщив результаты по всем трем методикам, мы определили уровень эмоционального благополучия всех детеИ группы:

- у 25 % детеИ высокий уровень эмоционального благополучия, у них положительное эмоциональное состояние, низкий уровень тревожности и высокий уровень сформированности социальных эмоций;

- 50 % детей показали средний уровень эмоционального благополучия, для них характерно проявление эпизодически негативных эмоций, наличие тревожности, а также недостаточная сформированность социальных эмоций;

- низкий уровень эмоционального благополучия наблюдался у 25 % детей, эти дети отличаются негативным эмоциональным состоянием, повышенной тревожностью, проявлением агрессивности, конфликтности в процессе взаимодействия со сверстниками.

Таким образом, результаты исследования показали, что у дошкольников средней возрастной группы проявляются симптомы эмоционального неблагополучия, в связи с чем проводилась работа по реализации психолого-педагогических условий для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников. Состояние эмоционального благополучия, психологической безопасности формируются в системах «ребенок-педагог», «ребенок-родители», «ребенок-сверстники» при условии адекватности выстраивания взаимоотношений в вышеуказанных структурах. Неадекватность взаимоотношений может привести к противоположным явлениям, появлению эмоционального неблагополучия, нарушению состояния психологической безопасности.

Мы полагаем, что эмоциональное благополучие и, одновременно с ним, психологическая безопасность детей дошкольного возраста в пространстве дошкольной образовательной организации могут быть обеспечены следующими психолого-педагогическими условиями: а) организации взаимодействия в системе отношений «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог», «ребенок-родители»; б) создании развивающей предметно-пространственной среды для организации взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми; в) повышении компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия и психологической безопасности детей.

Рассмотрим первое условие - организация взаимодействия в системе отношений «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог», «ребенок-родители». Авторы М.И. Лисина, Т.А. Репина и др. считают, что удовлетворение потребности в достаточном и качественном общении со взрослыми и сверстниками выступает одним из основных условий эмоционального благополучия детей. Конкретизацию данного условия производит О.И. Бадулина. Автор отмечает, что необходима организация взаимодействия детей друг с другом, руководство педагогом деятельностью ребенка, включая формирование положительной оценки и самооценки, и организация взаимодействия детей и родителей в совместных видах деятельности [13]. В различных видах совместной деятельности - игровой, продуктивной, трудовой - формируются навыки взаимодействия и сотрудничества детей. Взаимодействие детей в совместной деятельности характеризуется следующими умениями: умение ставить цель совместной деятельности, стремление достигать ее совместными усилиями, потребность соблюдать нравственно-этические нормы поведения, умение сдерживать собственные негативные эмоции и чувства, готовность и способность находить конструктивные выходы из сложившихся трудных ситуаций; умение использовать имеющиеся знания и навыки для организации совместной деятельности.

Ранее мы отмечали, что взаимодействие детей может происходить в форме игр, совместной трудовой дея-

тельности, отдыха, развлечений, экспериментирования, конструирования, творческой деятельности и проч. Все указанные формы совместной детской деятельности характеризуются возрастной адекватностью и позволяют реализовать потребность в общении и сотрудничестве, а также обеспечить эмоциональное благополучие детей. Наиболее эффективным видом деятельности, формирующим навыки сотрудничества у дошкольников, является игра. В игре дети имитируют, копируют деятельность взрослых, пытаются таким образом казаться более взрослыми, умелыми, знающими. Играя с ровесниками, организуя совместную деятельность, дети учатся взаимодействовать, управлять своим поведением, контролировать свои эмоции.

Одним из факторов, влияющих на эмоциональное мироощущение и мировосприятие ребенка, выступает влияние других детей, взаимодействующих с ним, данный эффект распространяется и на его эмоционально-мотивационное развитие и обеспечение эмоционального благополучия. Роль сверстника и процесс организации педагогом взаимодействия в системе отношений «ребенок-ребенок», в этой связи, невозможно недооценивать в процессе обеспечения психолого-педагогических условий эмоционального благополучия детей в дошкольной организации. Нам видится, что формирование и поддержание взрослыми доброжелательных, дружеских и позитивных отношений в группе детей, их потребности совместно организовывать и реализовывать различные виды деятельности, содействует развитию коммуникативных умений, навыков коллективной работы, формирует у детей готовность и способность выстраивать конструктивные взаимоотношения со сверстниками, миролюбиво разрешать конфликты. В этой связи функция воспитателя заключается в обеспечении оптимальных условий для взаимодействия детей в разных видах деятельности, которые можно полноценно реализовать средствами адекватного обустройства развивающей предметно-пространственной среды группы и детского сада, созданием спокойной, доброжелательной атмосферы в группе, ритмичной сменой видов и форм организации жизнедеятельности детей, формированием адекватных просоциальных норм и ценностей у детей.

Процесс общения педагога с каждым ребенком в группе, содействующий эмоциональному благополучию детей, предполагает полное принятие чувств каждого ребенка, адекватную работу воспитателя с эмоционально-чувственной сферой детей, внимание к потребностям и интересам детей, создание условий для их максимальной реализации в пространстве детского сада, создание атмосферы доверительных, позитивных, теплых отношений, уважительное отношение к каждому, а также включенность в реализацию данных идей всеми специалистами детского сада.

Педагогическая поддержка воспитателем детской инициативы в выборе видов деятельности и партнеров по взаимодействию, необходимых материалов и ресурсов, самостоятельности, целеустремленности выступает одним из ориентиров во взаимодействии с детьми. При работе с детьми решаются следующие задачи: развивать способность воспринимать и понимать свои чувства и чувства других людей, социальные эмоции и чувства, позволяющие ребенку конструктивно взаимодействовать с детьми разного возраста и взрослыми; обучать эмоциональной регуляции поведения и общения; содействовать овладению детьми способами адекватного реагирования на различные обстоятельства жизни и произвольного контроля эмоций.

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка средствами взаимодействия с родителями ориентировано на оптимизацию и укрепление детско-родительских отношений средствами просвещения, а также активизацию и включение родителей в подготовку, проведение мероприятий и ежедневную жизнедеятельность детей в детском саду. Также данное направление реализует пси-

холого-педагогическое сопровождение семьи, предполагающее педагогическое просвещение, консультирование родителей, оказание им конкретной адресной помощи, особенно актуальной в адаптационный период и ребенка, и семьи к условиям дошкольной образовательной организации, которое позволяет снизить стрессоген-ность ситуации, справиться с острыми переживаниями разлуки детей и родителей [17]. Современными воспитателями используется достаточно большое количество разных форм взаимодействия всех участников образовательных отношений (совместные досуги, праздники, развлечения, участие в конкурсах, выставках, проектная деятельность, волонтерство, акции и проч.), применимость и эффективность которых оценивается с учетом возможностей детского сада и запросов, потребностей, особенностей, включенности семьи в процесс воспитания своих детей. Эти формы работы дают возможность для организации деятельности дошкольников совместно с родителями в условиях дошкольной образовательной организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторым условием обеспечения эмоционального благополучия, на наш взгляд, выступает создание развивающей предметно-пространственной среды для организации взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в пункте 3.2.5 определяет требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть содержательной, трансформируемой, многофункциональной, вариативной, доступной и безопасной, обеспечивать эмоциональное благополучие детей, взаимодействующих с данной средой [1]. Использование ширм, организация уголков «уединения» и «приватности», цветовое решение в дизайне комнаты помогут обеспечить индивидуальный комфорт ребенка. Для поддержания эмоционального баланса детей необходимо использовать материалы и игровое оборудование, способствующее снятию психоэмоционального напряжения и снижению уровня негативных эмоций. Например, созданный в группе центр «Воды и песка». Здесь дети изучают различные свойства предметов, удовлетворяют познавательный интерес, а главное снижают эмоциональное напряжение, ослабляют уровень агрессии, а возможно и проигрывают беспокоящие их ситуации.

Важно расширять знания детей об эмоциях, учить распознавать и понимать эмоции других и собственные эмоциональные состояния, а также вербализовать их [21; 22]. Сегодня в группах оформляют уголок развития эмоциональной сферы детей. В нем могут использоваться пиктограммы эмоций, детские фотографии с изображением различных эмоциональных состояний, игры по развитию эмоциональной сферы, «мешочки настроения», «стаканчики для криков», а также доска «Мое настроение», на которой дети ежедневно отображают свое настроение в символической форме: «смайлики», цвета и др. Наличие в предметно-пространственной среде различных массажных мячей, варежек и рефлекторных дорожек, благотворно влияет на снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения. Упражнения и игры с таким оборудованием помогают укрепить физическое здоровье, а также создают условия для приобретения позитивного эмоционального опыта общения с ровесниками и педагогами. При помощи массажных варежек дети проводят самомассаж и взаимомассаж, что вызывает шквал положительных эмоций, создает хорошее настроение. Включение массажных ковриков и дорожек в игры (точечный массаж стоп) помогает сохранить и укрепить здоровье и обеспечить релаксацию детей.

На психоэмоциональное состояние дошкольников благоприятно влияет изобразительная деятельность. Рисование способствует адекватному выражению детьми своих эмоциональных переживаний, беспокойств, страхов и гнева. В связи с этим, важным является организация зоны изобразительной деятельности в группе

для обеспечения условий эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, в соответствии с требованиями нормативной документации и с учетом возрастных особенностей детей. Центры сенсорики и мелкой моторики, речевые уголки также являются неотъемлемыми атрибутами в предметно-пространственной среде групповых помещений. Пазлы, шнуровки, сенсорные панно, оборудование для дыхательной гимнастики и т.д., позволяют укреплять физическое здоровье, развивать моторику и речевой аппарат детей, вызывают положительные эмоции, развивают произвольность поведения [23; 24].

Поддержанию положительного эмоционального фона и психологической безопасности способствует применение музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и режимных моментов. Спокойная, релаксационная музыка способствует физическому и психическому расслаблению детей и позволяет переключить детей с негативных переживаний на позитивные, и, наоборот, некоторые активные, ритмичные музыкальные композиции пробуждают активность, тонизируют. Следовательно, предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для полноценного развития дошкольников, их индивидуального комфорта, психологической безопасности, эмоционального благополучия.

Третьим условием нашего предположения является идея о повышение компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия и психологической безопасности детей. Необходимость взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации обозначена в Федеральном законе «Об образовании в РФ». Родители в настоящее время выступают партнерами и активными субъектами образовательного процесса, что качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и семьи [1]. Выше мы обращали внимание на необходимость психолого-педагогического просвещения родителей. Акцентируем внимание на том, что для формирования педагогической компетентности родителей в вопросах эмоционального благополучия детей педагогам необходимо проектировать и реализовывать просветительскую деятельность с семьей в следующих направлениях: формирование у родителей представлений о сущности эмоционального благополучия детей, о структуре эмоционального благополучия, о причинах и условиях формирования положительных, доверительных отношений между детьми и родителями, важности детско-родительских отношений. В работе с родителями могут быть использованы традиционные формы (родительские собрания, просмотр открытых занятий, организация и проведение совместные мероприятия, информационный уголок для родителей), и разнообразные нетрадиционные формы, представленные ниже в данной статье [9].

Среди форм взаимодействия с родителями особое место занимает консультирование. В практике работы дошкольной образовательной организации используются как групповые, так и индивидуальные формы консультирования. К различным формам родительского консультирования относят:

а) наглядные консультации для создания условий эмоционального развития детей (памятки, буклеты, брошюры, стенды, инфоматы, интерактивные панели и др.);

б) устные консультации по проблемам эмоционального благополучия детей и оптимизации детско-роди-тельских отношений: беседы по текущим проблемам, ознакомление родителей с результатами диагностической работы, митап-встречи, круглые столы с приглашением других специалистов дошкольной образовательной организации (педагог-психолог, социальный педагог, инструктор по физической культуре), а также специалистов других сфер (психотерапевт, физиотерапевт и др.);

в) дневник для родителей: индивидуальные задания для выполнения дома, рекомендации родителям по ре-

жиму дня, питанию, игровой деятельности, организации досуга и другие вопросы.

Активно практикуемыми воспитателями являются различные занятия (семинары и практикумы в форме дискуссии, игры, тренинга), проектная деятельность, взаимодействие посредством информационных технологий (электронная газета). К условиям консультирования родителей в ДОО относятся: формирование у родителей мотивации к сотрудничеству с педагогами в области воспитания детей; использование инновационных форм и методов сотрудничества педагогов с родителями по воспитанию детей; создание комплекса индивидуальных консультаций по преодолению нарушений детско-роди-тельских отношений.

ОБСУЖДЕНИЕ

Повторная диагностика оценки эффективности психолого-педагогических условий, определенных нами в ходе исследования, позволила произвести сравнительный анализ данных. Результаты исследования с использованием методики «Паровозик» показали, что у 70 % детей выявлено позитивное эмоциональное состояние, при выборе карточек они выбирали в основном яркие цвета. Негативное эмоциональное состояние низкой степени выявлено у 20 % детей, средней степени - у 10 % детей.

Высокий уровень тревожности на контрольном этапе опытно-поисковой работы не выявлен, у 40 % - средний уровень, у 60 % - низкий. Наблюдалось изменение данных, полученных о низком уровне тревожности, процентное соотношение изменилось следующим образом: с 40 % на констатирующем этапе до 60 % на контрольном этапе.

В результате проведенного наблюдения выявлено, что социальные эмоции сформированы на высоком уровне у 60 % дошкольников, которые положительно относятся к сверстникам, проявляют к ним положительные эмоции, стремление к взаимодействию. Средний уровень выявлен у 30 %, низкий - у 10 % детей.

Обобщив результаты диагностики по трем методикам, мы определили уровень эмоционального благополучия всех детей группы:

- высокий уровень эмоционального благополучия был отмечен у 50 % детей, характеризуется положительным эмоциональным состоянием, низким уровнем тревожности и высоким уровнем сформированности социальных эмоций;

- у 40 % детей средний уровень эмоционального благополучия, для них характерно проявление эпизодически негативных эмоций, наличие тревожности, а также недостаточная сформированность социальных эмоций;

- у 10 % детей низкий уровень эмоционального благополучия, эти дети отличаются негативным эмоциональным состоянием, повышенной тревожностью, проявлением агрессивности, конфликтности в процессе взаимодействия со сверстниками.

Динамика результатов исследования представлена на следующей диаграмме (Рис. 1).

Рисунок 1 - Динамика уровней эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста

(количество детей в %) Результаты показывают, что в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем эмоционального благополучия - с 25 % на констатирующем этапе до 50

% на контрольном этапе.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что у детей среднего дошкольного возраста значительно улучшились показатели эмоционального благополучия - преобладание положительного эмоционального состояния, снижение уровня тревожности, повышение уровня сформированности социальных эмоций. Полученные данные свидетельствуют о том, что реализованные психолого-педагогические условия являются эффективными и способствуют формированию эмоционального благополучия дошкольников.

Данные подтверждают необходимость работы в данном направлении. Дальнейшее направление исследования может быть посвящено изучению особенностей и возможностей взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая узкопрофильных специалистов, медицинских работников, педагогов дополнительного образования, семьи и прочих субъектов образовательных отношений дошкольной образовательной организации в решении проблемы обеспечения эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014. № 2. С. 4-18.

2. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.

3. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008. С. 476-510.

4. Шамионов Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности // Современные проблемы общей и социальной психологии. М, 2009. С. 41-47.

5. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. М.: Современное слово, 2018. 768 с.

6. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребёнка //Развитие социальных эмоций у детей дошколь-ного возраста: Психологические исследования / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. С. 7-32.

7. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. М.: Академия, 2003. 176 с.

8. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. М.: Просвещение, 1995. 291 с.

9. Фаустова И.В., Гамова С.Н. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка раз-вития его эмоциональной устойчивости // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 32-39.

10. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии // Детский практиче-ский психолог. М., 2001. С. 195.

11. Иванова Е.В., Шаповаленко И.В. Комплексная оценка эмоционального благополучия дошкольника // Ак-туальные проблемы психологического знания. 2016. № 2. С. 23-35.

12. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М.: Академия, 2004. 288 с.

13. Бадулина О.И. Эмоциональное благополучие детей как фактор готовности к школе //Начальное обра-зование. 2012. № 5. С. 27-31.

14. Карелина И.О. Проблема эмоционального благополучия дошкольника. Рыбинск, 2010. 29 с.

15. Фрайфельд И.В. Проблема формирования эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 2. С. 221223.

16. Комарова А.Ю., Терещенко М.Н., Евтушенко И.Н., Иванова И.Ю. Формирование основ материнства у девочек старшего дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 135-137.

17. Иванова И.Ю. Просветительская деятельность в дошкольном образовании: теоретические основы. Че-лябинск: Изд-во ФГБОУВО «ЮУрГГПУ», 2019. 196 с.

18. Батенова Ю.В., Долгова В.И., Емельянова И.Е., Иванова И.Ю., Пикулева Л.К., Филиппова О.Г. Готов-ность к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса // Перспективы науки и об-разования. 2019. № 5 (41). С. 34-46.

19. Горшунова И.В., Иванова И.Ю. Отцовская депривация как фактор нарушения психологической безопас-ности /В сб.: Психология семьи в современном мире. Екатеринбург, 2017. С. 119-122.

20. Иванова И.Ю., Евтушенко И.Н., Артеменко Б.А. Реализация компетентностного подхода в процессе подготовки студентов к просветительской деятельности в дошкольной образовательной организации //Ази-мут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 111-114.

21. Шульгина Е.В., Терещенко М.Н., Емельянова И.Е.

Педагогические условия формирования основ ценност-но-смысловой сферы личности ребенка на этапе дошкольного детства //Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 253-256.

22. Мартынова Г.А. Теоретические подходы к исследованию эмоционального благополучия детей дошколь-ного возраста // Наука через призму времени. 2019. № 11 (32). С. 53-55.

23. Иванова И.Ю., Евтушенко И.Н., Артеменко Б.А. К вопросу подготовки студентов педагогического вуза к просвещению родителей по развитию координационных способностей детей дошкольного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 5 (171). С. 131-137.

24. Евтушенко И.Н., Иванова И.Ю., Артеменко Б.А., Терещенко М.Н., Пермякова Н.Е. К вопросу об органи-зации здоровьесберегаю-щей среды в дошкольных образовательных организациях // Ученые записки универси-тета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 108-113.

25. Иванова И.Ю., БеломестноваМ.Е. Осмысление проблемы профессионального самоопределения будущих педагогов в области физической культуры и спорта // Спортивно-педагогическое образование. 2021. № 1. С. 39-45.

26. Иванова И.Ю., Евтушенко И.Н. Исследование процесса взаимодействия семьи и дошкольной организа-ции в вопросах развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 3 (169). С. 111-115.

27. Соколова О.В. Изучение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в услови-ях детского сада // Вестник научных конференций. 2018. № 8-2 (36). С. 102-103.

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педаго-гический университет» в рамках научного проекта «Развитие эмоционального интеллекта у детей до-школьного возраста с учетом гендерных различий» договор № ШК-019-21 от 26.03.2021

Статья поступила в редакцию 23.06.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.