Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
621
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / АДАПТАЦИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / КРИТЕРИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вершинина Анна Юрьевна, Горькова Галина Сергеевна

Статья посвящена исследованию эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации в дошкольной образовательной организации. Авторы анализируют значение обеспечения эмоционального благополучия у воспитанников раннего возраста в детском саду. В статье содержатся требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к обеспечению эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста и роль воспитателей в создании комплекса условий для его обеспечения. Авторы приводят анализ разных подходов к определению эмоционального благополучия. В статье выделены некоторые исследования проблемы эмоционального благополучия за последние десять лет. Статья содержит описание цели проводимого исследования, состав воспитанников. Пристальное внимание в статье уделяется критериям определения эмоционального благополучия воспитанников групп раннего возраста в дошкольной образовательной организации. В статье приводится описание карты эмоционального благополучия детей 2-3 лет, используя которую воспитатели групп раннего возраста могут понять степень проблемы у каждого ребенка. Авторы выделяют некоторые показатели эмоционального благополучия, которые легко использовать в практике работы воспитателя: эмоциональные состояния, поведение и общение. Статья включает результаты исследования эмоционального благополучия детей 2-3 лет с подробным описанием проявлений высокого, среднего и низкого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вершинина Анна Юрьевна, Горькова Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE EMOTIONAL WELL-BEING OF YOUNG CHILDREN

The article is devoted to the study of emotional well-being of young children in the period of adaptation in a preschool educational organization. The authors analyze the importance of ensuring emotional well-being in young children in kindergarten. The article contains the requirements of the Federal state educational standard of preschool education to ensure the emotional well-being of children of early and preschool age and the role of educators in creating a set of conditions for its provision. The authors analyze different approaches to the definition of emotional well-being. The article highlights some studies of the problem of emotional well-being over the past ten years. The article contains a description of the purpose of the research, the composition of students. The article pays close attention to the criteria for determining the emotional well-being of pupils of early age groups in a pre-school educational organization. The article describes a map of emotional well-being of children 2-3 years old, using which early childhood caregivers can understand the extent of the problem in each child. The authors identify some indicators of emotional well-being that are easy to use in the practice of a caregiver: emotional States, behavior, and communication. The article includes the results of a study of the emotional well-being of children aged 2-3 years with a detailed description of the manifestations of high, medium and low levels.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 373.23

старший преподаватель Вершинина Анна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Горькова Галина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена исследованию эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации в дошкольной образовательной организации. Авторы анализируют значение обеспечения эмоционального благополучия у воспитанников раннего возраста в детском саду. В статье содержатся требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к обеспечению эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста и роль воспитателей в создании комплекса условий для его обеспечения. Авторы приводят анализ разных подходов к определению эмоционального благополучия. В статье выделены некоторые исследования проблемы эмоционального благополучия за последние десять лет. Статья содержит описание цели проводимого исследования, состав воспитанников. Пристальное внимание в статье уделяется критериям определения эмоционального благополучия воспитанников групп раннего возраста в дошкольной образовательной организации. В статье приводится описание карты эмоционального благополучия детей 2-3 лет, используя которую воспитатели групп раннего возраста могут понять степень проблемы у каждого ребенка. Авторы выделяют некоторые показатели эмоционального благополучия, которые легко использовать в практике работы воспитателя: эмоциональные состояния, поведение и общение. Статья включает результаты исследования эмоционального благополучия детей 2-3 лет с подробным описанием проявлений высокого, среднего и низкого уровня.

Ключевые слова: эмоциональное благополучие, дети раннего возраста, адаптация, дошкольная образовательная организация, оценка эмоционального благополучия, критерии.

Annotation. The article is devoted to the study of emotional well-being of young children in the period of adaptation in a preschool educational organization. The authors analyze the importance of ensuring emotional well-being in young children in kindergarten. The article contains the requirements of the Federal state educational standard of preschool education to ensure the emotional well-being of children of early and preschool age and the role of educators in creating a set of conditions for its provision. The authors analyze different approaches to the definition of emotional well-being. The article highlights some studies of the problem of emotional well-being over the past ten years. The article contains a description of the purpose of the research, the composition of students. The article pays close attention to the criteria for determining the emotional well-being of pupils of early age groups in a pre-school educational organization. The article describes a map of emotional well-being of children 2-3 years old, using which early childhood caregivers can understand the extent of the problem in each child. The authors identify some indicators of emotional well-being that are easy to use in the practice of a caregiver: emotional States, behavior, and communication. The article includes the results of a study of the emotional well-being of children aged 2-3 years with a detailed description of the manifestations of high, medium and low levels.

Keywords: emotional well-being, young children, adaptation, preschool educational organization, assessment of emotional well-being, criteria.

Введение. Одной из центральных задач дошкольного образования на современном этапе его развития является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе, их эмоционального благополучия, что закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) [14]. Дошкольная образовательная организация (далее по тексту ДОО) обязана обеспечить создание такой социальной ситуации развития воспитанников, которая обеспечивает эмоциональное благополучие детей, что также отражено в ФГОС ДО.

Изложение основного материала статьи. Период адаптации ребенка раннего возраста к условиям пребывания в ДОО представляет собой довольно трудное испытание для его нервной системы, общего соматического здоровья, эмоционального благополучия. Это связано с изменением окружающей ребенка среды, режима дня, требований со стороны взрослых, все это приводит к возникновению, так называемого «адаптационного синдрома», который характеризуется переживанием детьми негативных эмоций, страхов, эмоционального стресса, возможно развитие невроза и замедление темпа психофизического развития.

В классических научных исследованиях проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО освещены вопросы создания традиционных условий для успешной адаптации. К ним относятся такие, как: тесное взаимодействие с семьями воспитанников при поступлении ребенка в ДОО, рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке к поступлению ребенка в ДОО, к организации адаптационного периода жизни. Учеными педагогами и психологами исследованы проблемы степени адаптации ребенка к ДОО, раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода.

Однако, остается проблема, которая требует пристального внимания в следствие специфики протекания «адаптационного синдрома» и касается эмоционального благополучия ребенка раннего возраста в период адаптации. Исследователи-психологи: Н.В. Пожиткина, Д.А. Савенок, А.В. Папушина [10] рассматривают эмоциональное благополучие как «центральное образование, определяющее всецело психическое здоровье дошкольника». Мы разделяем точку зрения авторов на понимание сущности эмоционального благополучия, как: «Под эмоциональным благополучием детей подразумевается удовлетворение потребностей в эмоциональной поддержке взрослого, в его общении, в установлении гармоничных детско-родительских отношений, между педагогами и детьми, а также создание благоприятного социально-психологического климата в группах детского сада» [10].

Вопросу эмоционального благополучия воспитанников ДОО посвящены ряд исследований, проводившихся в последнее десятилетие: Н.В. Белинова, А.Ю. Вершинина [1, 2], С.Н. Гамова, И.В. Фаустова

[3], А.С. Дробная [4], Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова [5], Е.П. Ильин [6], В.П. Костина [7], Л.В. Красильникова [8], С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова, Л.Н. Гализузова [9], К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина [11], А.С. Роньжина [12], Л.Э. Семенова [13], Г.А. Урунтаева [14] и другие.

В организации работы ДОО создание условий для эмоционального благополучия воспитанников занимает одно из центральных мест. Так ФГОС ДО содержит следующее требование к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям» [15]. В связи с этим повышенные требования будут предъявляться к уровню профессиональной компетентности воспитателей групп раннего возраста в плане владения знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эмоциональное благополучие воспитанников.

Одним из аспектов профессиональной компетентности воспитателей является умение определять эмоциональное благополучие своих воспитанников.

Исходя из актуальности и значимости исследования вопроса эмоционального благополучия, целью нашего исследования стало изучение эмоционального благополучия воспитанников раннего возраста в ДОО.

Исследование проводилось с детьми 2-3 лет в количестве 24 человека, посещающих ДОО первый год.

Для проведения исследования нами была составлена «Карта эмоционального благополучия ребенка 2-3 лет». Для ее формирования мы опирались на ряд исследований. Так В.В. Одинцова и Н.М. Горчакова [5] подчеркивают интегративный характер эмоционального благополучия и актуальность разработки целостной системы индикаторов его оценки. Исследователи определяют критерии эмоционального благополучия, в качестве которых выступают показатели психического здоровья, т.е. переживания, объединяющие чувства успешности и не успешности субъекта в тех или иных сферах его активности и совокупность аффектов эмоциональной сферы (эмоциональные состояния, чувства, настроения, ощущения-состояния и т.д.).

Авторы выделяют три уровня эмоционального благополучия:

Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при поддерживающем и эмоционально-принимающем типе взаимодействия ребенка и взрослого и характеризуется желанием детей вступать в общение, взаимодействовать длительное время; успешно участвовать в коллективных делах, выполнять лидерские и пассивные роли, умением занять себя, владением адекватными способами выражения внутреннего состояния и т.д.

Средний уровень представлен в поддержании и наличии чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны старших, возможности проявления эмоционального реагирования на события и возможности удовлетворения потребностей индивида.

Низкий уровень, или эмоциональное неблагополучие дошкольников, отличается нестабильностью и неадекватностью эмоционального реагирования, отрицательным эмоциональным фоном на протяжении длительного времени, наличием страхов и тревожности у детей, заниженной самооценки. Респондентам с таким уровнем свойственны преобладание неустойчивого настроения, неадекватная ситуации, частая смена эмоциональных реакций, частое проявление страха, печали, гнева, интенсивность эмоционального реагирования; повышенная тревожность, неуверенность в себе, преобладание сниженного настроения, повышенная впечатлительность, ранимость; склонность к самообвинению.

Таким образом, эмоционально благополучный ребёнок активно взаимодействует с окружающим миром, быстро адаптируется к изменяющимся условиям, имеет положительный эмоциональный фон и низкий уровень тревожности во время игры, проведения режимных моментов, взаимодействии с детьми, педагогами и семьей. Под эмоциональным благополучием понимается состояние комфорта, удовлетворенности собой и межличностными взаимодействиями, общением ребёнка с окружающим миром, в первую очередь, со значимым взрослым и сверстниками. Компонентами эмоционального благополучия ребёнка, является хорошее самочувствие, комфорт (удовлетворение биологических и социальных потребностей ребенка), доминирование положительно окрашенных эмоций в течение дня, спокойная и способствующая гармоничному развитию атмосфера в семье и в дошкольной организации (низкий уровень тревожности).

Основываясь на данных исследований, мы выделили некоторые показатели эмоционального благополучия ребенка раннего возраста. Процедура проведения и оценки эмоционального благополучия воспитанников предполагает наблюдение воспитателя за детьми в течение дня и проставление отметок в карте с помощью условных обозначений:

П - постоянно проявляет

И - иногда проявляет

Н - не проявляет

Карта эмоционального благополучия ребенка 2-3 лет

И. Ф. ребенка Эмоциональное состояние Поведение и общение

Хорошее настроение в течение дня Преобладание положительных эмоций в течение дня Адекватное эмоциональное реагирование на обращение взрослого Адекватное эмоциональное реагирование на обращение сверстника Не проявляет страха и тревожности в течение дня Быстро успокаивается после прихода в детский сад Охотно вступает в общение со взрослым Проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками

После проведения исследования воспитателями групп раннего возраста эмоционального благополучия своих воспитанников 2-3 лет мы обработали полученные данные в процентном соотношении, что представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты исследования эмоционального благополучия детей раннего возраста

Полученные данные исследования показали, что у воспитанников группы раннего возраста наблюдается преобладание среднего уровня эмоционального благополучия - 54,2%. Так дети проявляют нестабильность эмоционального состояния в течение дня, переходы от плача к веселью, иногда проявляют тревожность даже в ходе игр и предметной деятельности совместной с воспитателем. Дети проявляют не всегда адекватное эмоциональное реагирование на предложения и замечания взрослого или какие-то действия по отношению к ним со стороны других детей. Наблюдается длительное успокаивание после того, как ребенка привели в детский сад, не всегда дети охотно вступают в общение со взрослым и со сверстниками, даже в ходе совместных подвижных игр.

Была выделена группа детей с низким уровнем эмоционального благополучия - 25%. У этих воспитанников наблюдаются низкие показатели как в эмоциональных состояниях, так и в поведении и общении. Часто дети находятся в угнетенном состоянии, на протяжении дня преобладает грустное и плаксивое настроение, они проявляют высокую тревожность и необоснованный страх перед вовлечением их в разные виды деятельности. Долго не успокаиваются после прихода в детский, на протяжении дня часто плачут, вспоминая маму. При вступление с ним в общении взрослого или сверстника закрываются, отворачиваются, отталкивают рукой, могут заплакать. Эмоциональные реакции неадекватны и окрашены в отрицательный фон.

Есть также группа детей с высоким уровнем благополучия - 20,8%. Это воспитанники, которые проявляют высокие показатели. Они сохраняют хорошее настроение в течение дня, отрицательные эмоции всегда объективно обоснованы (не поделили игрушку, обидели и т.п.). В течение дня у них преобладают положительные эмоции. На обращение взрослого и сверстников реагируют адекватно. Не замечены проявления страха и тревожности в течение дня. Дети быстро успокаиваются после прихода в детский сад и охотно вступают в общение со взрослым и сверстниками.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование эмоционального благополучия детей раннего возраста показало, наличие достаточно большой группы воспитанников с низким и средним его уровнем. В связи с этим необходимо проведение работы по созданию комплекса психолого-педагогических условий со стороны ДОО для обеспечения эмоционального благополучия воспитанников раннего возраста: повышение профессиональной квалификации педагогов, оптимизации работы с детьми и семьями воспитанников. Только при условии реализации комплекса условий возможно достижение детьми центральной характеристики

психического здоровья - эмоционального благополучия. Тогда ребенок будет находиться в состоянии комфорта, удовлетворенности собой и межличностными взаимодействиями, общением с окружающим миром.

Литература:

1. Белинова Н.В., Вершинина А.Ю. Использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-4. - С. 31-35.

2. Будагова Д.М., Вершинина А.Ю. Сотрудничество детского сада с семьей в процессе развития навыков самостоятельности у детей раннего возраста // Неофит: сборник статей по материалам научно-практических конференций аспирантов, магистрантов, студентов. Мининский университет. - 2020. -С. 91-95.

3. Гамова С.Н., Фаустова И.В. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. -С. 7-14.

4. Дробная А.С. Эмоциональное благополучие, как компонент психологического здоровья дошкольников в ДОО // Психологические науки. - 2016. - С. 135-136.

5. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -288 с.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Мастера психологии- СПб.: Изд. «Питер», 2001. - 752 с.

7. Костина В.П. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. -2006. - С. 34-37.

8. Красильникова Л.В., Олисова Э.Р Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных организациях // Мир науки. - 2018. - Т. 6. - № 3. - С. 29. URL: https://mir-nauki.eom/PDF/15PDMN318.pdf

9. Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О., Гализузова Л.Н. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Синтез, 2014. - 189 с.

10. Пожиткина Н.В., Савенок Д.А., Папушина А.В. Анализ эмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/856.

11. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Владос, 2010. - 176 с.

12. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2015. - 72 с.

13. Семенова, Л.Э., Серебрякова Т.А., Гарахина Ю.Е. Психологическое благополучие и опыт родительства женщин-матерей из разных типов семей // Вестник Мининского университета. - 2018, Том 6, № 2 (2018). URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-15.

14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2016. - 336 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с. (Правовая библиотека образования).

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРИЯ И

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и образовательные аспекты развития геоэкологического образования для устойчивого развития. Раскрыта актуальность темы, научно-геоэкологические и педагогические исследования, раскрывающие генезис и сущность, методологические основания и целеполагание геоэкологического образования для устойчивого развития. Впервые сформулирована сущность и особенности коэволюционного субъектно-деятельностного подхода как ключевого методологического основания становления и развития геоэкологического образования для устойчивого развития. Определена цель геоэкологического образования, которая ориентирована на формирование культуры природопользования, а также этапы её формирования. Представлена авторская программа курса внеурочной деятельности «Геоэкология наука будущего», целью которой является включение обучающихся в познавательную, социально-значимую и природоохранную деятельность, что обеспечивает становления культуры природопользования. Программа внеурочной деятельности может быть использована в школьной образовательной практике.

Ключевые слова: геоэкологическое образование для устойчивого развития, геоэкология, коэволюционный субъектно-деятельностный подход, культура природопользования, программа геоэкологического кружка.

Annotation. The article considers the theoretical and educational aspects of the development of geoecological education for sustainable development. The relevance of the topic, scientific and geoecological and pedagogical research, revealing the genesis and essence, methodological foundations and goal-setting of geoecological education for sustainable development are revealed. The essence and features of the coevolutionary subject-activity approach as a key methodological basis for the formation and development of geoecological education for sustainable development are formulated for the first time. The purpose of geoecological education, which is focused on the formation of a culture of nature management, as well as the stages of its formation, is determined. The author's program of the extracurricular activity course "Geoecology is the science of the future" is presented, the purpose of which is to include students in cognitive, socially significant and environmental activities, which ensures the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.