Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 37.015.31
Б01: 10.32343/2409-5052-2023-17-2-261-272
Научная статья
Показатели эмоционального благополучия
дошкольника
М. Д. Кукушкина
Информационно-методический центр Невского района, г. Санкт-Петербург [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4382-7748
Аннотация.
Введение. Статья посвящена исследованию показателей эмоционального благополучия дошкольников, а также представлений педагогов дошкольных образовательных учреждений о показателях эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. На основе теоретического анализа предложено определение эмоционального благополучия дошкольника и выявлены его компоненты, обусловленные возрастными особенностями и потребностями воспитанника старшей группы детского сада. Проведён опрос с целью выявления представлений педагогов дошкольных образовательных учреждений о показателях эмоционального благополучия дошкольников. Цель статьи: рассмотреть структуру эмоционального благополучия дошкольника, выявить компоненты и показатели эмоционального благополучия и представления о них у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Материалы и методы. В ходе исследования использовались следующие методы: обобщающий анализ научной и научно-методической литературы по проблемам эмоционального благополучия дошкольника, статистический анализ результатов опроса, контент-анализ.
Результаты исследования. С помощью теоретического анализа научной литературы предложены показатели эмоционального благополучия дошкольника на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Было проведено эмпирическое исследование представлений педагогов дошкольных образовательных учреждений, которое позволило определить наиболее значимые, по мнению педагогов, показатели эмоционального благополучия дошкольника.
Заключение. Проведённое исследование позволяет прийти к выводу, что специфика структуры эмоционального благополучия дошкольника определяется, с одной стороны, удовлетворённостью таких возрастных потребностей, как потребность в безопасности, в доброжелательном общении, позитивной оценке личности ребёнка окружающими и им самим, а с другой стороны, такими факторами и характеристиками социальной среды, как принятие ребёнка детским коллективом, принятые в группе стратегии общения и выхода из конфликта. Представления педагогов о показателях эмоционального благополучия дошкольника включают в себя показатели, относящиеся как к эмоциональной, так и поведенческой, и когнитивной сферам личности ребёнка. Отсутствие единства в представлениях педагогов об эмоциональном благополучии дошкольника говорит о необходимости включения знаний о показателях эмоциональ-
© М. Д. Кукушкина, 2023
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
261
ного благополучия в содержание психологического просвещения педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также включения мероприятий по формированию представлений о показателях эмоционального благополучия дошкольника, проявляющихся на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Данные исследования будут полезны не только при разработке системы мероприятий, направленных на информирование и психологическое просвещение педагогов, но и при формировании планов групповой и индивидуальной профилактической и психокоррекционной работы педагогов-психологов, направленной на формирование и поддержание эмоционального благополучия воспитанников.
Ключевые слова: эмоциональное благополучие дошкольника, возрастные потребности дошкольника, психологическое здоровье дошкольника, дошкольное образовательное учреждение
Для цитирования: Кукушкина М. Д. Показатели эмоционального благополучия дошкольника // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 261-272. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-261-272
Indicators of the Emotional Well-Being of Preschool Students
Original article
Maria D. Kukushkina
Information and Methodological Center of the Nevsky District, Saint Petersburg [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4382-7748
Abstract
Introduction. The article is devoted to the study of the indicators of emotional well-being as well as the ideas of preschool teachers about the indicators of the emotional well-being of preschoolers. Based on a theoretical analysis, a definition of the emotional well-being of a preschooler is proposed, and its components conditioned by the age characteristics and needs of a student in the senior group of kindergarten are identified. A survey was conducted to identify the ideas ofpreschool teachers about the importance of indicators of the emotional well-being of preschoolers.
The purpose of the article is to consider the structure of the emotional well-being of a preschooler, identify the components and indicators of emotional well-being, and share ideas about them among preschool teachers.
Materials and methods. The following methods were used in the course of the study: a generalizing analysis of scientific, research and methodological literature on the issues of the emotional well-being of a preschooler, statistical analysis of the survey results, content analysis. Results. The indicators of the emotional well-being of a preschooler at the emotional, cognitive, and behavioral levels are proposed using a theoretical analysis of the scientific literature. We carried out an empirical study of the ideas of preschool teachers, which made it possible to determine the most significant, according to the teachers, indicators of the emotional well-being of a preschooler.
Conclusion. The conducted study allows us to conclude that the specific structure of the emotional well-being of a preschooler is determined, on the one hand, by the satisfaction of such age-related needs as the need for security, friendly communication, and a positive assessment of the child's personality by others and themselves, and on the other hand, by such factors and characteristics of the social environment as the acceptance of the child by the children s team, the strategies of communication and conflict resolution adopted in the group. The ideas of teachers about the structure of the emotional well-being of a preschooler include
262 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 261-272
indicators related to both the emotional and behavioral, and cognitive spheres of the child's personality. The lack of unity in educators' understanding of the significance of indicators of the behavioral and cognitive spheres indicates the need to include knowledge about the indicators of emotional well-being in the content of psychological education for preschool teachers, as well as the inclusion of measures to form ideas about the indicators of emotional well-being of a preschooler at the emotional, cognitive and behavioral levels. These studies will be useful not only in the development of a system of activities aimed at informing and psychologically educating teachers but also in the formation ofplans for group and individual preventive and psycho-corrective work of educational psychologists aimed at forming and maintaining the emotional well-being of preschoolers.
Keywords: emotional well-being of a preschooler, age-related needs of a preschooler, psychological health of a preschooler, preschool educational institution
For citation: Kukushkina M.D. Indicators of Emotional Well-Being of Preschool Students.
Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2023; 17 (2): 261-272 (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-261-272
Введение
Дошкольное детство является периодом активного эмоционального развития ребёнка. Возникновение эмоционального неблагополучия в данный период может быть обусловлено как внешними факторами, то есть угрозами, содержащимися в окружающей ребёнка социальной среде, так и внутренними факторами, связанными с личностными особенностями ребёнка. Поддержка эмоционального благополучия является одной из ведущих задач родителей, педагогов и специалистов службы сопровождения. Особенно данная проблема актуальна для старших дошкольников, поскольку в это время закладываются основные личностные механизмы, эмоции и чувства подчиняют себе все сферы жизни ребёнка, оказывают влияние на становление его личности, характера, поведенческих особенностей в будущем.
Таким образом, эмоциональное благополучие дошкольника является необходимым условием психологического здоровья личности, а также её нормального развития. Необходимость укрепления психического здоровья и поддержания эмоционального благополучия ребёнка выделяется как одна из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и подчёркивается в ряде нормативных документов (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273). Тем не менее в научной литературе наблюдается отсутствие единства исследователей в понимании структуры и показателей эмоционального благополучия дошкольника.
Формирование и поддержка эмоционального благополучия дошкольников в стенах образовательного учреждения возможны лишь при условии системного и комплексного подхода. Следовательно, у всех участников образовательных отношений должно быть единое понимание структуры эмоционального благополучия, компоненты которого и будут определять те сферы, в которых педагогами и психологами будет вестись работа, направленная на поддержку эмоционального благополучия обучающихся. В статье анализируются отечественные и зарубежные источники с целью определения структурных компонентов эмоционального благополучия дошкольника, а также анализируются представления педагогов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
263
о показателях эмоционального благополучия дошкольников. Полученные данные могут послужить основанием для включения в план работы педагогов-психологов мероприятий, направленных на психологическое просвещение педагогов, а также выбора методов диагностики и психокоррекции эмоционального благополучия дошкольника.
Обзор литературы
Отечественные исследователи проблемы эмоционального благополучия (О. Ю. Данилова, Л. В. Карапетян, Г. А. Глотова и др.) отмечают недостаточный уровень изученности структуры эмоционального благополучия, а также отсутствие единого понимания его природы и показателей. Проблема эмоционального благополучия дошкольников исследовалась в работах А. И. Захарова, О. И. Бадулиной, Ю. М. Мила-нич, А. Д. Кошелевой, О. А. Шаграевой, С. А. Козловой и др. В трудах отечественных исследователей эмоциональное благополучие ребёнка, как правило, рассматривается как показатель оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья. Полноценное развитие ребёнка может происходить только при условии удовлетворения потребностей, обусловленных психологическими особенностями дошкольника. Ю. А. Лаптева в качестве ключевых направлений эмоционального развития в дошкольном возрасте выделяет эмоционально-экспрессивное направление; эмоциональное регулирование поведения и общения; развитие социальных эмоций [1].
Согласно исследованиям (Т. И. Ерофеева, Т. С. Комарова, А. А. Рояк, Л. Н. Башла-кова, Т. А. Репина) эмоциональное благополучие дошкольника во многом определяется удовлетворением его потребности в общении и совместной деятельности со сверстниками [2; 3]. В работах М. И. Лисиной и Д. Б. Эльконина отмечается, что дошкольное детство представляет собой сензитивный период для удовлетворения потребностей: в доброжелательном внимании, оценке сверстника, самовыражении (наиболее выражено в 3-4 года), сотрудничестве, уважении, сотворчестве и признании (наиболее выражено в 5-6 лет), взаимопонимании, сопереживании (наиболее выражено в 6-7 лет) [1; 7].
Следует отметить и потребность в безопасности, которая является одной из ключевых у человека (А. Маслоу) и которая на дошкольном этапе онтогенеза имеет особую значимость. Специфика данной потребности обусловлена более низким, чем на школьном этапе онтогенеза, уровнем автономии, а также быстрыми темпами развития эмоциональной сферы у ребёнка 5-6 лет, что обусловливает ведущую роль воспитателя при организации деятельности детей в группе. Такие факторы социальной среды, как принятие ребёнка детским коллективом, позитивная оценка его личности педагогами и другими детьми, используемые в группе модели общения, взаимосвязаны с такими особенностями личности, как уровень самооценки, уровень тревожности и сформированные навыки саморегуляции.
В. В. Одинцова и Н. М. Горчакова рассматривают эмоциональное благополучие как эмоциональную компетенцию, обеспечивающую доступ к эмоциональному опыту, регуляцию и трансформацию не поддающихся адаптации эмоций, выражение и понимание эмоций в межличностном общении [4].
В зарубежных источниках нередко понятие «эмоциональное благополучие» выступает синонимом понятия «психическое здоровье». В работах K. Weare и G. Gray термин «эмоциональное и социальное благополучие» (emotional and social wellbeing) определяется как необходимое условие формирования компетенций ребёнка, необходимых для успешной социализации и развития эмоциональной сферы (emotional and social competence) [5]. Ведущая роль социального аспекта эмоционального благополучия также подчёркивается в работах M. Hamilton и G. Redmond, посвящённых влиянию социальной среды на эмоциональное благополучие ребёнка. Авторы выделяют в анализе эмоционального благополучия два взаимозависимых полюса: индивидуальное измерение, включающее в себя внутриличностные и межличностные характеристики
264 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 261-272
ребёнка и средовое измерение, включающее в себя воздействие на ребёнка внешней среды (семья, значимые взрослые, образовательное учреждение) [6].
В работах зарубежных исследователей, посвящённых эмоциональному благополучию ребёнка, особого внимания, по нашему мнению, заслуживают два подхода: подход, основанный на роли «ключевого человека» («Key person's approach») и «общешкольный подход» («whole school approach»). Поясним, что слово «школа» (school) в работах зарубежных исследователей (K. Weare, G. Gray, Keyes Bertagno и др.) часто используется в отношении дошкольного образования [8; 9].
Подход, основанный на роли «ключевого человека» в развитии ребёнка («key person's approach») применяется в детских дошкольных организациях Великобритании с 2008 года и нацелен на поддержание привязанности между отдельными детьми, их семьями и специалистами. Данный подход основан на теории привязанности, разработанной в 1950-е годы Джоном Боулби и рассматривающей чувство защищённости и безопасности как условие увеличения его познавательной активности [8].
Согласно этому подходу в детской дошкольной организации каждому ребёнку должен быть назначен взрослый человек, роль которого будет заключаться в учёте индивидуальных потребностей ребёнка, помощи в адаптации, позитивном взаимодействии с родителями этого ребёнка.
K. Weare описывает общешкольный подход («whole school approach») как «многокомпонентный процесс, который включает в себя поддерживающую среду и культуру образовательной организации, поощряющую терпимость и признание на всех уровнях, а также способствует благополучию и развитию педагогов и обеспечивает профилактику проблем, связанных с психическим здоровьем учащихся, обеспечивая их раннее выявление [8].
Согласно общешкольному подходу («whole school approach»), политика образовательного учреждения должна быть направлена на поддержку благополучия субъектов образовательной среды. Таким образом персонал, родители, воспитанники и внешние службы работают в этом направлении. Этот подход отличается системностью и включает в себя такие области, как учебный план, школьная политика, образовательная среда и взаимоотношения её субъектов.
Системность и комплексность работы по формированию и поддержке эмоционального благополучия дошкольников говорит о том, что оно рассматривается как необходимое условие эффективной социализации, развития и обучения ребёнка. Социальный компонент выходит на первый план, а образовательная среда в вышеперечисленных исследованиях рассматривается в первую очередь как система взаимодействий субъектов. Данное понимание образовательной среды созвучно целям и задачам нашего исследования, поскольку одной из причин появления рисков возникновения эмоционального неблагополучия могут быть дисфункциональные модели взаимоотношений в образовательной среде детского сада. Они могут быть причиной таких проявлений психологического насилия, как: игнорирование ребёнка, его личностных заявлений, отсутствие эмоциональной стимуляции, эмоционального отклика на просьбы и др.; ограничения, запрещения и изоляция ребёнка в игре, действиях, общении со сверстниками и с другими людьми, унижение достоинства ребёнка, циничное отношение к высказываниям ребёнка; высмеивание ребёнка за альтруизм, открытость в проявлении чувств и эмоций; наказание, критика и угроза за проступки ребёнка и в адрес любимых и близких людей ребёнка; манипулирование ребёнком; отсутствие заботы, любви, внимания, помощи, общения и поддержки ребёнка и др.
В научной литературе выделяют три основных научных направления изучения понятия эмоционального благополучия:
- социально-психологическое (М. Аргайл, Р. Бернс, Н. В. Дмитриева, В. А. Труфа-кин и др.), в котором эмоциональное благополучие связывается с такими социальными
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
265
и психологическими факторами, как положение в обществе, уровень самооценки, позитивная Я-концепция;
- психоаналитическое направление, представители которого (М. Кляйн, В. Оклен-дер, Д. Пайнз и др.) изучали причинно-следственную связь между эмоциональным благополучием, особенностями протекания раннего периода развития ребёнка и наличием соматических патологий;
- психофизиологическое направление (В. М. Бехтерев, П. В. Симонов, К. Э. Изард, Д. Штерн), где исследуется взаимосвязь физического и психологического здоровья человека.
В данной статье мы рассматриваем образовательную среду в первую очередь как систему взаимодействий её субъектов, поскольку, по данным ряда исследований [1; 5; 9], именно стиль и модели взаимодействия оказывают большое влияние на эмоциональное состояние ребёнка. Такие возрастные потребности воспитанника старшей группы детского сада, как потребность в доброжелательном внимании, сотворчестве, сотрудничестве, уважении, проявляются и удовлетворяются во взаимодействии с педагогами и воспитанниками.
Значимость роли факторов образовательной среды в поддержке эмоционального благополучия дошкольника подчёркивается в работах как отечественных [10; 11; 12; 13], так и зарубежных авторов [1; 5]. Анализ исследований, посвящённых проблеме эмоционального благополучия дошкольника, позволяют выделить три группы факторов, оказывающих влияние на эмоциональное состояние ребёнка в образовательной среде:
1. Психологические особенности ребёнка, индивидуальные характеристики, особенности внутреннего мира, потребности и т. п. [10; 1; 5].
2. Удовлетворённость дошкольника характером общения со взрослыми (педагогами, родителями) [13; 14].
3. Удовлетворённость ребёнка характеристиками образовательной социальной среды [15].
Следовательно, эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от того, насколько конструктивны и позитивны модели взаимодействия, а в особенности - модели выхода из конфликта, принятые и одобряемые в образовательной среде группы детского сада, а также от того, насколько ребёнок ощущает себя и хочет быть частью этой среды. Для того, чтобы удовлетворить потребности дошкольника в автономии и исследовательском поведении, образовательная среда, формируемая как педагогами, так и воспитанниками, должна быть разнообразной, мотивирующей к совместной деятельности, а значит, свободной от проявлений психологического насилия. Формирование навыков конструктивного межличностного общения может происходить при условии уважения к личностным особенностям её субъектов, что позволяет им чувствовать себя свободными, проявлять инициативу и высказывать своё мнение. Следовательно, невозможно переоценить роль среды в формировании эмоционального благополучия ребёнка. Перечисленные выше характеристики образовательной среды, такие как отсутствие проявлений психологического насилия, желание воспитанников быть частью среды и положительное отношение к ней характерны для психологически безопасной образовательной среды и зависят от степени выраженности таких её компонентов, как референтность среды, защищённость от психологического насилия и удовлетворённость всех участников характеристиками среды [16].
На основании проведённого теоретического анализа нам представляется возможным предложить определение состояния эмоционального благополучия дошкольника. Эмоциональное благополучие дошкольника - это состояние, которое характеризуется преимущественно положительным эмоциональным фоном, положительным отношением ребёнка к себе, окружающим и образовательной среде, а также удовлет-
266 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 261-272
ворённостью потребностей ребёнка в безопасности, доброжелательном общении и позитивной оценке личности ребёнка окружающими и им самим.
Большинство исследователей отмечают среди показателей эмоционального благополучия преобладание позитивного эмоционального фона, ощущение комфорта и наличие самоконтроля в соответствии с возрастными нормами. К показателям эмоционального благополучия на поведенческом уровне часто относят наличие навыков эмоциональной стабилизации, но этот показатель следует с осторожностью рассматривать по отношению к детям дошкольного возраста в силу недостаточной сформированно-сти эмоциональной сферы.
Таким образом, показателями эмоционального благополучия дошкольника являются:
1. На эмоциональном уровне: преимущественно положительный эмоциональный фон, низкий уровень тревожности.
2. На когнитивном уровне: положительное отношение к себе и окружающим.
3. На регулятивно-поведенческом уровне: навыки контроля эмоций, навыки межличностного общения, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Материалы и методы
С целью выявления представлений педагогов ДОУ о показателях эмоционального благополучия дошкольника в феврале 2023 г. нами был проведён опрос. Выборку исследования составили 206 педагогов 103 детских садов общеразвивающего и комбинированного видов. В исследовании приняли участие педагоги из 7 городов: Санкт-Петербург, Москва, Салехард, Ноябрьск, Муравленко, Лабытнанги, Тарко-Сале. 51 % опрошенных имели педагогический стаж более 15 лет, 32 % респондентов - от 3 до 10 лет, и 17 % респондентов имели педагогический стаж до 3 лет и являлись молодыми специалистами.
Объектом исследования выступили представления педагогов детских садов о показателях эмоционального благополучия дошкольника. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе педагогам было предложено продолжить фразу: «Об эмоциональном благополучии ребёнка можно судить по...». Проведённый контент-анализ ответов педагогов позволил выявить следующие показатели эмоционального благополучия, которые, по их мнению, являются наиболее значимыми: адекватная самооценка, инициативность, положительное отношение к себе и окружающим, отношение к будущему с надеждой и оптимизмом, положительный эмоциональный фон, низкий уровень агрессии и тревожности, адекватные эмоциональные реакции, активность, любознательность, исследовательское поведение, желание общаться с педагогами, воспитанниками, наличие самоконтроля.
Следует подчеркнуть, что данные показатели созвучны компонентам эмоционального благополучия дошкольника, выявленным при помощи анализа научной литературы, и в ответах педагогов присутствовали показатели, относящиеся как к эмоциональному, так и когнитивному и регулятивно-поведенческому уровням. На втором этапе исследования педагогам ДОУ было предложено оценить по шкале от 0 до 5 (где 0 не является показателем эмоционального благополучия, а 5 является наиболее значимым показателем эмоционального благополучия), насколько выявленные при помощи контент-анализа показатели отражают наличие у ребёнка состояния эмоционального благополучия. После чего был проведён статистический анализ результатов опроса и выявлены показатели эмоционального благополучия, являющиеся наиболее значимыми для педагогов ДОУ, а также те, значимость которых очевидна не для всех педагогов.
Результаты исследования
Результаты проведённого опроса представлены на диаграмме: по каждому из вы-
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
267
явленных показателей представлена доля респондентов, отметившая его значимость по шкале от 0 до 5 (где 0 не является показателем эмоционального благополучия, а 5 является наиболее значимым показателем эмоционального благополучия).
Результаты исследования анализировались по двум параметрам: были выявлены показатели, которые были отмечены как самые значимые наибольшим количеством респондентов, а также показатели, которые получили наиболее разнообразные оценки, то есть были отмечены респондентами и как значимые, и как незначимые.
■ 5 14 3 2 ■ 1 ■ О
100
Диаграмма. Показатели эмоционального благополучия дошкольника
Diagram. Indicators of emotional well-being of preschooler
Исходя из ответов педагогов представляется возможным сделать следующие наблюдения:
1. Наиболее значимыми показателями эмоционального благополучия педагоги ДОУ считают положительное отношение к себе и окружающим, положительный эмоциональный фон и низкий уровень агрессии и тревожности. Эти показатели не вызывают у педагогов сомнений и относятся к эмоциональной сфере личности ребёнка.
2. Наибольшее разнообразие ответов встречается среди показателей, относящихся к регулятивно-поведенческому уровню (инициативность, любознательность, исследовательское поведение, наличие самоконтроля, желание общаться с педагогами и воспитанниками). В отличие от большинства показателей, относящихся к эмоциональной сфере, среди респондентов здесь отсутствует единогласие в понимании их как показателей эмоционального благополучия ребёнка.
3. Показатель «отношение ребёнка к будущему с надеждой и оптимизмом», относящийся к когнитивному уровню, является значимым показателем эмоционального благополучия, по мнению 64 % респондентов. В то же время 10 % респондентов оценивают его значимость на 3 балла из 5, 8 % - на 2 балла, и 1 % - на 1 балл из 5.
Следовательно, наиболее очевидными и значимыми показателями эмоционального
268 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 261-272
благополучия ребёнка для педагогов являются показатели, относящиеся к эмоциональной сфере. Как показывает исследование, взаимосвязь поведения ребёнка и состояния у него эмоционального благополучия очевидна не для всех педагогов. В то время как отсутствие активности, любознательности и исследовательского поведения у ребёнка может быть связано, в том числе, с эмоциональным неблагополучием, и ребёнок может нуждаться в помощи педагога-психолога или других специалистов. Понимание педагогами влияния эмоционального благополучия на формирование представлений ребёнка о будущем также необходимо для своевременного выявления и коррекции состояния эмоционального неблагополучия у ребёнка, видящего своё будущее в негативном свете.
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Показателями эмоционального благополучия дошкольника являются, с одной стороны, удовлетворённость таких потребностей ребёнка, как потребность в безопасности, в доброжелательном общении, позитивной оценке личности ребёнка окружающими и им самим, а с другой стороны, такими факторами и характеристиками социальной среды, как принятие ребёнка детским коллективом, принятые в группе стратегии общения и выхода из конфликта.
2. Представления о показателях эмоционального благополучия у педагогов ДОУ, принявших участие в исследовании, оказались созвучны выявленным при помощи анализа научной литературы показателям эмоционального благополучия. Это говорит о том, что предложенная структура и определение эмоционального благополучия дошкольника имеют не только теоретическое обоснование, но и эмпирическое подтверждение.
3. Тесная взаимосвязь компонентов эмоционального благополучия и психологических характеристик образовательной среды, отмеченная как отечественными, так и зарубежными авторами, требует более глубокого исследования.
4. Представления педагогов ДОУ об эмоциональном благополучии дошкольника включают в себя показатели, относящиеся как к эмоциональной, так и к поведенческой и когнитивной сферам личности ребёнка.
Отсутствие единства в понимании педагогами значимости показателей эмоционального благополучия дошкольника говорит о необходимости включения знаний о показателях эмоционального благополучия в содержание психологического просвещения и информирования воспитателей, специалистов и администрации ДОУ. Важно, чтобы система работы с педагогами включала в себя мероприятия по формированию представлений о показателях эмоционального благополучия дошкольника, что будет способствовать выбору педагогами наиболее эффективных методов и форм организации взаимодействия с воспитанниками. Данные исследования будут полезны не только при разработке системы мероприятий, направленных на информирование и психологическое просвещение педагогов, но и при формировании планов групповой и индивидуальной профилактической и психокоррекционной работы педагогов-психологов, направленной на формирование и поддержание эмоционального благополучия воспитанников.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Список источников
1. Мириманова М. С. Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения. М. : [б. и.], 2012. 51 с.
2. Одинцова В. В., Горчакова Н. М. Эмоциональное благополучие как интегратив-
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
269
ная характеристика эмоциональной сферы [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Социология. 2014. № 1 С. 69-77. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-blagopoluchie-kak-integrativnaya-harakteristika-emotsionalnoy-sfery (дата обращения: 16.10.2022).
3. Репина, Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. 1989. № 10. С. 63-65.
4. Рояк А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. 1977. № 2. С. 12-19.
5. Чикова И. В. Особенности внутренней жизни ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы и перспективы развития науки и образования : мат-лы междунар. (заочной) науч.-практ. конф. (Минск, 25 ноября 2015 г.). Минск : Навуковы свет ; Нефтекамск : Мир науки, 2016. С. 134-137. URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_27562839_77225015.pdf (дата обращения: 24.03.2023).
6. Elfer P., Dearnley K. Nurseries and emotional well-being. Evaluating an emotionally containing model of professional development // Early Years. An International Research Journal. 2007. Vol. 27(3). Pp. 267-279. DOI: https://doi.org/10.1080/09575140701594418
7. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.
8. Hamilton M., Redmond G. Conceptualisation of social and emotional wellbeing for children and young people, and policy implications. Publisher: Australian Research Alliance on Children and Youth. 2010. 75 p.
9. Weare K., Gray G. What works in developing children's emotional and social competence and wellbeing? [Electronic resource]. 2003. Pp. 26-27. URL: https://www.research-gate.net/publication/242610650_What_Works_in_Developing_Children's_Emotional_and_ Social_Competence_and_Wellbeing/link/5698f39e08aeeea985944a9a/download (accessed: 22.10.2022).
10. Гаспарова Е. А. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. 1999. № 3. С. 44-57.
11. Гребенщикова Т. В. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации // Известия ВГПУ 2018. № 4 (127). C. 72-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7pedagogicheskoe-soprovozhdenie-emotsionalnogo-blagopoluchiya-rebenka-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 11.12.2022).
12. Глотова Г. А. Структура и индикаторы субъективного благополучия // Международная научная школа психологии и педагогики. 2014. № 7(15). Ч. 2. С. 22-25.
13. Доманецкая Л. В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста : учебное пособие. Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. 160 с.
14. Кошелева А. Д., Кулаковская В. И., Лопатина О. Г. Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ // Ребенок в детском саду, 2010. № 4. С. 9-12
15. Карапетян Л. В. Типологическое исследование эмоционально-личностного благополучия [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 57. С. 11. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.10.2022).
16. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб. : Союз, 2002. 271 с.
References
1. Mirimanova M. S. Pasport ekspertizy psihologicheskoi bezopasnosti doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Passport of examination of psychological safety of preschool educational institution]. Moscow, [b. i.] Publ., 2012. 51 p. (in Russian)
2. Odintsova V V., Gorchakova N. M. Emotsionalnoe blagopoluchie kak integrativnaya kharakteristika emotsionalnoy sfery [Emotional well-being as an integrative characteristic of
270 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 261-272
the emotional sphere]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sociologiya. [Vestnik of Saint-Petersburg University. Sociology], 2014, no. 1, pp. 69-77. Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/emotsionalnoe-blagopoluchie-kak-integrativnaya-harakteristika-emot-sionalnoy-sfery (Accessed 16 October 2022). (in Russian)
3. Repina T., Bashlakova L. Vospitateli i deti, ikh obshchenie [Educators and children, their communication]. Doshkolnoe vospitanie. [Preschool education], 1989, no.10, pp. 6365. (in Russian).
4. Royak A. A. Emotsionalnoe blagopoluchie rebenka v gruppe detskogo sada [Child's emotional well-being in a group of a kindergarten]. Doshkolnoe vospitanie. [Preschool edu-cation],1977, no.2, pp. 12-19. (in Russian).
5. Chikova I.V. Features of the inner life of a preschool child. Aktualnye voprosy i per-spektivy razvitiya nauki i obrazovaniya materialy mezhdunarodnoy (zaochnoy) nauch-no-prakticheskoy konferentsii. nauchno- izdatelsky centr «Mir nauki» [Current issues and prospects for the development of science and education materials of the international (correspondence) scientific and practical conference. Scientific Publishing Center "World of Science"], Minsk, 2016, pp. 134-137. Available at: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_27562839_77225015.pdf (Accessed 24 March 2023). (in Russian).
6. Dearnley K., Elfer P. Nurseries and emotional well-being. Evaluating and emotionally containing model ofprofessional development. Early Years. AnInternationalResearch Journal. 2007, V27 (3), pp. 267-279 (in English) DOI: https://doi.org/10.1080/09575140701594418
7. Elkonin D. B. K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste. [To the issue of periodization of children's psychological development]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 1971, no. 4, pp. 6-20. (in Russian)
8. Hamilton M., Redmond G. Conceptualisation of social and emotional wellbeing for children and young people, and policy implications. Australian Research Alliance on Children and Youth Publ., 2010. 75 p. (in English).
9. Weare K., Gray G. What works in developing children's emotional and social competence and wellbeing? 2003, pp. 26-27. Available at: https://www.researchgate.net/publi-cation/242610650_What_Works_in_Developing_Children's_Emotional_and_Social_Com-petence_and_Wellbeing/link/5698f39e08aeeea985944a9a/download (Accessed 22 October 2022) (in English).
10. Gasparova E.A. Osobennosti raboty pedagogov, psihologov DOU s trudnymi detmi i ikh roditelyami [Features of the work of teachers, psychologists of preschool educational institutions with difficult children and their parents]. Doshkolnoe vospitanie. [Preschool Education], 1999, no. 3, pp. 44-57. (in Russian).
11. Grebenshikova T. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie emotsionalnogo blagopo-luchiya rebenka v doshkolnoy obrazovatelnoy organizatsii. [Pedagogical support of emotional well-being of a child in a preschool educational organization]. Izvestiya VGP^.[News of VGPU], 2018, no. 4 (127), pp. 72-78. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7peda-gogicheskoe-soprovozhdenie-emotsionalnogo-blagopoluchiya-rebenka-v-doshkolnoy-obra-zovatelnoy-organizatsii (Accessed 11 December 2022). (in English).
12. Glotova G.A. Struktura i indikatory subektivnogo blagopoluchiya [Structure and indicators of subjective well-being.]. Mezhdunarodnaya nauchnaya shkola psikhologii i ped-agogiki.[International Scientific School of Psychology and Pedagogy], 2014, no. 7(15), Ch. 2, pp. 22-25. (in Russian).
13. Domanetskaya L.V. Obshenie i emotsionalnoe blagopoluchie rebenka doshkolnogo vozrasta.[Communication and emotional well-being of preschool children], Krasnoyarsk, KSPU named after V P. Astafiev Publ., 2008, 160 p. (in Russian).
14. Kosheleva A.D., Kulakovskaya V.I., Lopatina O.G. Emotsionalnoe blagopoluchie rebenka v DOU [Emotional well-being of a child in the preschool educational institutions]. Rebenok v detskom sadu [Child in the kindergarten], 2010, no.4, pp. 9-12 (in Russian).
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
271
15. Karapetyan L.V. Tipologicheskoe issledovanie emotsionalno-lichnostnogo blagopo-luchiya. [Typological study of emotional and personal well-being]. Psihologicheskie issledo-vaniya. [Psychological Research], 2018, V. 11, no. 57, p. 11. Available at: http://psystudy.ru (accessed 15 October 2022) (in Russian).
16. Baeva I. A. Psikhologicheskaya bezopasnost v obrazovanii: monografiya. [Psychological safety in education: monograph], Saint Petersburg, Soyuz Publ., 2002. 271 p. (in Russian).
Мария Дмитриевна Кукушкина
заместитель директора по инновационной деятельности и стратегическому развитию системы образования Невского района, методист Информационно-методический центра Невского района Санкт-Петербурга
Author ID в РИНЦ: 40449722 SPIN-код: 5228-2831
192171, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, 42, корп. 4
тел.: +7 (812) 5601306
Maria D. Kukushkina
Deputy Director for Innovation and Strategic Development of the Education System of the Nevsky District, Methodologist of the Information and Methodological Center of the Nevsky District of St. Petersburg
Author ID in RSCI: 40449722 SPIN-code: 5228-2831
42 Babushkina St, bldg. 4, Saint Petersburg, Russia, 192171
Tel.: +7 (812) 5601306
Статья поступила в редакцию 18.11.2022, одобрена после рецензирования 10.05.2023, принята к публикации 20.05.2023.
272 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 261-272