Научная статья на тему 'Ручной труд как фактор развития творческой активности пяти–шестилетних дошкольников'

Ручной труд как фактор развития творческой активности пяти–шестилетних дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1268
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активность / творческая активность / факторы развития творческой активности / ручной труд / дошкольники / activity / creative activity / factors of creative activity development / manual labor / preschoolers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопцова Елена Ивановна, Фокина Ольга Анатольевна

В статье рассматривается значимость ручного труда дошкольников в формировании творческой активности детей пяти—шести лет. Рассмотрены такие факторы, способствующие развитию творческой активности у детей в период детства, как потребность в новых впечатлениях, познавательная активность, любознательность, эмоциональное благополучие и самооценка дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопцова Елена Ивановна, Фокина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANUAL LABOR AS A FACTOR OF CREATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT OF 5-6-YEAR-OLDS PRESCHOOLERS

The article discusses the importance of manual labor in the creative activity formation of five six year old preschoolers. It is examined the following factors contributing to the development of creative activity during the period of childhood: the need for new experiences, cognitive activity, curiosity, emotional well-being and a self-esteem of a preschooler

Текст научной работы на тему «Ручной труд как фактор развития творческой активности пяти–шестилетних дошкольников»

УДК 373.24

Е. И. Прокопцова, О. А. Фокина

РУЧНОЙ ТРУД КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЯТИ-ШЕСТИЛЕТНИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается значимость ручного труда дошкольников в формировании творческой активности детей пяти—шести лет. Рассмотрены такие факторы, способствующие развитию творческой активности у детей в период детства, как потребность в новых впечатлениях, познавательная активность, любознательность, эмоциональное благополучие и самооценка дошкольника.

Ключевые слова: активность, творческая активность, факторы развития творческой активности, ручной труд, дошкольники.

Современному обществу нужны люди, обладающие творческим потенциалом, способные своим трудом обеспечивать развитие страны и создавать новые ценности. Обобщение используемых в литературе определений позволяет утверждать, что «творческий потенциал» — это система свойств, качеств и способностей личности, имеющая сложную структуру: «В такую систему включаются скрытые (резервные) возможности личности и реально проявляемые актуализированные способности к самореализации и самоактуализации. Творческий потенциал обеспечивает адаптивность, умение быстро реагировать на изменения условий деятельности, развитие индивидуально-личностных ценностей» [16, с. 292].

Творческий потенциал каждого человека основывается на его природных возможностях, но формируется благодаря творческой активности самого человека начиная с его детства. При этом ранние годы являются оптимальным периодом для развития детского творческого потенциала. Такая особенность детского возраста обязана тому, что ему присуща творческая активность, она является естественной способностью любого ребёнка [21].

Старший дошкольный возраст — это ступень, предшествующая школьному обучению. В современном мире предъявляются высокие

Прокопцова Елена Ивановна — магистрант (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); е-mail: prokopczova76@mail.ru.

Фокина Ольга Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры европейских и восточных языков (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); е-mail: stud_projects@mail.ru.

© Прокопцова Е. И., Фокина О. А., 2019

107

требования к уровню познавательного развития дошкольника, в том числе к уровню развития его творческой активности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования [9] познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста включает в себя различные составляющие, среди которых важную роль играет развитие его творческой активности.

Известно, что активность — это психическое явление, способность преобразовывать внешнюю и внутреннюю среду человека в соответствии с поставленной целью [10], [15]. Активность ребёнка проявляется в познании, прежде всего, как способе действовать в умственном плане.

Творческая активность как высшая ступень активности — это ценностное личностно-деятельное образование, которое представляет собой совокупность психических процессов, обеспечивающих ребёнку возможность субъективного открытия нового и постижение неизвестного [13]. Целенаправленная творческая активность детей в этот период детства возникает не спонтанно, не сама по себе. Её необходимо в той или иной степени поддерживать и развивать [21]. Обычно она формируется в ходе разнообразных занятий как дома с родителями, так и в дошкольных образовательных учреждениях среди сверстников [3].

В «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.» задача включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно-полезную, художественно-эстетическую, физкуль-турно-спортивную и игровую деятельность была отнесена к числу важнейших задач [14].

Вместе с тем согласно эмпирическим данным творческая активность у многих детей в период пяти-шести лет сформирована на уровне, недостаточном для дальнейшего успешного развития и формирования успешной и творческой личности [4].

Недостаточный уровень сформированной творческой активности проявляется в неумении ребёнком придумывать небольшие рассказы творческого характера на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта, сочинять окончания к сказкам и многое другое. В школьные же годы указанное недоразвитие приводит к трудностям при написании изложений и сочинений и, как следствие, — к низкой успеваемости в школе.

Таким образом, формирование творческой активности у воспитанников является важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения для обеспечения его дальнейшей успешности обучения в школе и социализации в обществе.

Известно много факторов, способствующих развитию творческой активности у детей в период детства. Среди основных факторов такого рода специалисты по дошкольному воспитанию детей выделяют: потребность в новых впечатлениях, познавательную активность, любознательность, эмоциональное благополучие, самооценку дошкольника (см., например, [2], [18], [20], [22]).

108

Потребность в новых впечатлениях представляет собой стремление к восприятию и познанию нового. В возрасте полутора лет ребёнок начинает составлять простые конструкции из кубиков. Со временем он начинает «планировать» свои конструкции и действует, пока не достигнет желаемой цели. К пяти — шести годам ребёнок уже умеет делать настоящие репродукции определённых предметов [11].

Познавательная активность вырастает из потребности в новых впечатлениях, присущей человеку с рождения. В дошкольные годы на основе данной потребности у детей формируется стремление познать и открыть для себя как можно больше нового и интересного. Познавательная активность выступает в качестве движущей силы развития дошкольника и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира [8].

В свою очередь, любознательность ребёнка оказывает влияние на развитие его познавательного интереса, ведь она часто сопровождается сильными выражениями эмоций удивления, восторга от познания, удовлетворённости деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного и, становясь устойчивой чертой характера, способствует развитию личности [1].

Эмоциональное благополучие ребёнка является показателем общего психического развития и психологического здоровья дошкольника. Эмоциональное благополучие выражается в уверенности в себе, чувстве защищённости, положительном самочувствии, жизненных успехах, всё это во многом зависит от складывающихся отношений его с окружающими людьми, ведь изначально маленький ребёнок доверяет людям, открыт окружающему его миру. При поддержке окружающих эти качества становятся ведущими на протяжении дошкольного возраста, что способствует развитию уверенности в себе. Открытость миру выражается в стремлении ребёнка активно познавать действительность, не боясь неудач, чувствовать уверенность в своих силах. Эмоциональное благополучие способствует формированию положительных качеств ребёнка, дружественного отношения к окружающим людям [2].

Самооценка дошкольника определяется, в первую очередь, достижениями в совместной активности со сверстниками. Пятилетний ребёнок, как правило, не может адекватно оценить свои умения и их преувеличивает. Позднее, в возрасте 6 — 6,5 лет, происходит резкий скачок в осознании собственных умений, их оценка становится более достоверной и рациональной [18]. При завышенной самооценке ребёнок сталкивается с проблемами в общении со сверстниками из-за преувеличения своих возможностей. А заниженная самооценка способна тормозить развитие творческой активности, так как ребёнок не уверен в себе, в своих силах, в этом случае ему нужна поддержка со стороны взрослых.

Кроме того, среди факторов, влияющих на творческую активность, можно выделить такие, как чувство юмора, любовь к фантазированию,

109

физическое здоровье ребёнка, психологическая обстановка дома и в детском саду и т. д.

Изучению процесса формирования творческой активности дошкольников посвящено значительное количество научных работ. В них рассматривались различные способы и методы обучения, однако недостаточно внимания уделялось вопросам формирования творческой активности в процессе ручного труда детей. Вместе с тем значимость данного вида деятельности достаточно велика. В процессе ручного труда ребёнок проявляет фантазию, творчество, реализует свои идеи и замыслы, реализуется его потребность в новых впечатлениях. Ручной труд может быть органично объединён с занятиями по ознакомлению с изобразительным искусством, математикой, развитием речи, наблюдением за природой, лепкой и т. д. [12].

Ручной труд — это творчество ребёнка, в котором он создаёт нужные и эстетически значимые предметы. Ручной труд является декоративной, эстетическо-прикладной деятельностью ребёнка. При создании художественных предметов дошкольник учитывает качества материалов на основе ранее приобретённых знаний и представлений, практического опыта [17]. В процессе изготовления поделок у детей вырабатывается система индивидуальных навыков и умений. Ручной труд благоприятствует развитию конструкторских умений, играет серьёзную роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его технических и творческих способностей, творческого воображения, любознательности.

В дошкольном образовательном учреждении в процессе ручного труда дети используют такие материалы, как бумага, природный материал, ткань. Изготовление ими поделок и игрушек из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания старших дошкольников. Сделанная собственными руками поделка вызывает у ребёнка положительные эмоции и чувство самоудовлетворения, что положительным образом сказывается на его самооценке и эмоциональном благополучии. Через ручной труд дети получают возможность применить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений [7].

Одним из важных условий успешности ручного труда является применение на занятиях разнообразия и вариантности работы, создание непривычной обстановки, интересное начало работы, увлекательные и многообразные материалы, необычные задания, возможность выбора. Важно, чтобы каждый раз педагог дошкольного образования создавал новую ситуацию, в которой дети, с одной стороны, могут применить ранее усвоенные знания, с другой — придумывают новые решения и творческие подходы, приобретают новые впечатления от созданных собственными руками предметов и конструкций. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

110

Кроме того, в процессе ручного труда создаются условия для развития аналитического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования художественных способностей, формирования познавательной активности детей. Это способствует дальнейшему успешному овладению более сложным учебным материалом. Самобытная деятельность дошкольника, направленная на создание нового продукта, является первым этапом обретения им социально-культурного опыта.

Ребёнок в процессе труда чувствует себя более взрослым. Осознание того, что он трудится как взрослый, вызывает у него радость и подкрепляет его интерес и любовь к труду [19].

Включение в структуру занятий ручным трудом элементов творчества даёт возможность решить важнейшую задачу дошкольного образования — создание условий для развития творческого потенциала каждого ребёнка. Во время таких занятий у детей развивается мелкая моторика рук, повышаются умения и навыки работы с природными материалами, различными приспособлениями и инструментами, формируются старательность, индивидуальность, оригинальность подхода к решению задач, любознательность, умение легко и свободно ориентироваться в окружающем мире [12].

Таким образом, успешному формированию творческой активности дошкольников способствует систематическое применение в дошкольном образовании занятий по ручному труду. Ручной труд направлен на развитие у детей способностей к творческому поиску. Такая деятельность помогает ребёнку отвлечься от грустных мыслей, снять напряжение и страх, улучшить эмоциональное состояние. Ручной труд попытает любознательность, познавательную активность, обогащает и расширяет представления об окружающем мире, стимулируя и развивая творческую активность дошкольника.

А формирование творческой активности дошкольника способствует дальнейшему процессу становления интеллекта ребёнка, его успешной адаптации в школе, повышению его самооценки, формированию и развитию его творческого потенциала.

Список литературы

1. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения / / Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73. C. 3—14.

2. Галеева Е. В., Топченюк О. В., Манзырева Е. С. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей и их влияние на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста / / Балтийский гуманитарный журнал. 2016. № 2(15). URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-kommumkativnyh-sposobnostey-i-ih-vliyanie-na-emotsionalnoe-blagopoluchie-detey (дата обращения: 17.11.2019).

3. Игнатьева К. Д. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности [Электронный ре-

111

сурс] / / Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: https:/ / nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/01/23/razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-detey-starshego-doshkolnogo.

4. Кошалиева С. Ш. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / / Известия ВУЗов Кыргызстана. 2016. № 7. С. 96 — 100.

5. Кутьина Л. Н. Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / / Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. URL: https: / / infourok.ru/ruchnoy-trud-v-razvitii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2932826.html.

6. Лаптева С. В. Развитие любознательности и интереса как проявление познавательной активности у дошкольников [Электронный ресурс] / / Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2015. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/11/22/razvitie-lyuboznatelnosti-i-interesa-kak.

7. Литвин О. Ю. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда [Электронный ресурс] // Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. URL: https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov-v-processe-formirovaniya-navikov-ruchnogo-truda-1990170.html.

8. Орлик Е. С. Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2012. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/ 12/08/aktivnost-kak-faktor-razvitiya-lichnosti-priznaki-i-vidy-detskoy.

9. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_154637/

10. Психологические источники активности личности: сборник научных трудов / под ред. В. Г. Леонтьева. Новосибирск: НГПУ, 2004. 283 с.

11. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество, детство, юность, взрослость, старость / В. А. Аверин, Ж. К. Дандарова, А. А. Деркач [и др.]; под общ. ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Нева, 2002. 656 с.

12. Пышьева Н. С. Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе ручного труда: дис. ... канд. Пед. наук: 13.00.07. Москва, 2009. 243 с.

13. Степаненко В. Н. Педагогические условия и барьеры развития творческой активности дошкольников в художественно-творческой деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 4(28). С. 46—49.

14. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71057260/ #ixzz633h4POMl

15. Толковый словарь Даля [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии. URL: https:/ / gufo.me/dict/dal/активность.

16. Трухина О. А. Профессионально-личностное самосовершенствование преподавателя как фактор развития творческого потенциала студентов вуза / / Развитие творческого потенциала студентов в компетентностной парадигме высшего образования с использованием информационных технологий

112

«Творческий потенциал-2011»: сб. материалов международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодёжи, Самара, 24 - 27 октября 2011 г. Самара, 2011. С. 291 -295.

17. Уварова Г. Ф. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / / Портал педагога. URL: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/ publ?id=15354.

18. Факторы, влияющие на формирование самооценки дошкольника [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.org/14-71640.html.

19. Хамукова Б. Х. Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в ДОУ [Электронный ресурс] // Педсовет: сайт. URL: https://pedsovet.org/publikatsii/doshkolnoe-obrazovanie/organizatsiya-ruchnogo-truda-doshkolnikov-kak-tvorcheskoy-deyatelnosti-v-sisteme-trudovogo-vospitaniya-v-dou

20. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.

21. Lee Il Rang, Kemple K. Preservice Teachers' Personality Traits and Engagement in Creative Activities as Predictors of Their Support for Children's Creativity / / Creativity Research Journal. 2014. № 26. P. 82-94. DOI: 10.1080/10400419.2014.873668.

22. Torrance E. Paul. Scientific Views of Creativity and Factors Affecting Its Growth // Daedalus. 1965. Vol. 94. № 3. P. 663 - 681. URL: www.jstor.org/stable/20026936.

•Jc -Jc -Jc

Prokoptsova Elena I., Fokina Olga A.

MANUAL LABOR AS A FACTOR OF CREATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT OF 5-6-YEAR-OLDS PRESCHOOLERS

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The article discusses the importance of manual labor in the creative activity formation of five - six year old preschoolers. It is examined the following factors contributing to the development of creative activity during the period of childhood: the need for new experiences, cognitive activity, curiosity, emotional well-being and a self-esteem of a preschooler

Keywords: activity, creative activity, factors of creative activity development, manual labor, preschoolers.

References

1. Bozhovich L. I. Cognitive interests and ways to study them [Poznavatel'nye interesy i puti ikh izucheniya], Izvestiya APN RSFSR, 1955, Issue 73, pp. 3 — 14.

2. Galeeva E. V., Topchenyuk O. V., Manzyreva E. S. Psychological and pedagogical conditions for the development of communication skills and their impact on the emotional well-being of preschool children [Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya kommunikativnykh sposobnostei i ikh vliyanie na emotsional'noe blagopoluchie detei doshkol'nogo vozrasta], Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal, 2016, no. 2(15). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-kommunikativnyh-sposobnostey-i-ih-vliyanie-na-emotsionalnoe-blagopoluchie-detey (accessed: 11/17/2019).

3. Ignat'eva K. D. The development of creative imagination of children of preschool age in the process of graphic activity [Razvitie tvorcheskogo voobrazheniya detei starshego doshkol'nogo vozrasta v protsesse izobrazitel'noi deyatel'nosti], Sotsial'naya set' rabotnikov obrazovaniya nsportal.ru. Available at:

113

https:/ / nsportal.ru/ detskiy-sad/risovanie/2017/01/23/razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-detey-starshego-doshkolnogo.

4. Koshalieva S. Sh. The development of cognitive activity of children of senior preschool age [Razvitie poznavatel'noi aktivnosti detei starshego doshkol'nogo vozrasta], Izvestiya VUZov Kyrgyzstana, 2016, no. 7, pp. 96—100.

5. Kut'ina L. N. Manual labor in the development of children of preschool age [Ruchnoi trud v razvitii detei starshego doshkol'nogo vozrasta], Infourok. Vedushchiy obrazovatel'nyy portal Rossii. Available at: https://infourok.ru/ruchnoy-trud-v-razvitii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2932826.html.

6. Lapteva S. V. The development of curiosity and interest as a manifestation of cognitive activity in preschoolers [Razvitie lyuboznatel'nosti i interesa kak proyavlenie poznavatel'noi aktivnosti u doshkol'nikov], Sotsial'naya set' rabotnikov obrazovaniya nsportal.ru. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/11/22/razvitie-lyuboznatelnosti-i-interesa-kak.

7. Litvin O. Yu. The development of creative abilities of preschoolers in the process of forming manual skills [Razvitie tvorcheskikh sposobnostei doshkol'nikov v protsesse formirovaniya navykov ruchnogo truda], Infourok. Vedushchiy obrazovatel'nyy portal Rossii. Available at: https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov-v-processe-formirovaniya-navikov-ruchnogo-truda-1990170.html.

8. Oriik E. S. Activity as a factor in the development of personality. Signs and types of children's activity [Aktivnost' kak faktor razvitiya lichnosti. Priznaki i vidy detskoi aktivnosti], Sotsial'naya set' rabotnikov obrazovaniya nsportal.ru. Available at: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/08/aktivnost-kak-faktor-razvitiya-lichnosti-priznaki-i-vidy-detskoy.

9. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 17, 2013 No. 1155 (as amended on January 21, 2019) "On the Approval of the Federal State Educational Standard for Preschool Education" (Registered in the Ministry of Justice of Russia November 14, 2013 No. 30384) [Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155 (red. ot 21.01.2019) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 14.11.2013 № 30384)], Konsul'tantPlyus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (In Russ.).

10. Leont'ev V. G. (ed.). Psikhologicheskie istochniki aktivnosti lichnosti: Sbornik nauchnykh trudov (Psychological sources of personality activity: a collection of scientific papers), Novosibirsk, NGPU Publ., 2004. 283 p.

11. Reana A. A. (ed.), Averin V. A., Dandarova Zh. K., Derkach A. A. [et al.] Psikhologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti: Mladenchestvo, detstvo, yunost', vzroslost', starost' (Human psychology from birth to death: Infancy, childhood, adolescence, adulthood, old age), St. Petersburg; Moscow, 2002. 656 p.

12. Pysh'eva N. S. Razvitie tvorcheskoy aktivnosti starshikh doshkol'nikov v protsesse ruchnogo truda (Development of creative activity of senior preschoolers in the process of manual labor), Moscow, 2009. 243 p.

13. Stepanenko V. N. Pedagogical conditions and barriers to the development of creative activity of preschool children in artistic and creative activities [Pedagogicheskie usloviya i bar'ery razvitiya tvorcheskoy aktivnosti doshkol'nikov v khudozhestvenno-tvorcheskoy deyatel'nosti], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2008, no. 4(28), pp. 46 —49.

114

14. The education development strategy in the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by the order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r) (Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 g. № 996-r)), Sistema GARANT. Available at: http://base.garant.ru/71057260/#ixzz633h4POMl (In Russ.).

15. Tolkovyi slovar' Dalya (Dahl Dictionary), Slovari i entsiklopedii. Available at: https://gufo.me/dict/dal/aktivnost (In Russ.).

16. Trukhina O.A. Professional and personal self-improvement of the teacher as a factor in the development of the creative potential of university students [Professional'no-lichnostnoe samosovershenstvovanie prepodavatelya kak faktor razvitiya tvorcheskogo potentsiala studentov vuza], Razvitie tvorcheskogo potentsiala studentov v kompetentnostnoy paradigme vysshego obrazovaniya s ispol'zovaniem informatsionnykh tekhnologiy «Tvorcheskiy potentsial-2011»: sb. materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s elementami nauchnoy shkoly dlya molodezhi, Samara, 24 — 27 oktyabrya 2011 g. (Development of the creative potential of students in the competence paradigm of higher education using information technology «Creative Potential-2011»: Sat. materials of the international scientific-practical conference with elements of a scientific school for youth, Samara, October 24-27, 2011), Samara, 2011, pp. 291-295.

17. Uvarova G. F. Development of creative abilities of younger students in extracurricular activities [Razvitie tvorcheskikh sposobnostei mladshikh shkol'nikov vo vneurochnoi deyatel'nosti], Portal pedagoga. Available at: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/ publ?id=15354.

18. Faktory, vliyayushchie na formirovanie samootsenki doshkol'nika (Factors affecting the formation of preschooler self-esteem). Available at: https://studopedia. org/14-71640.html (In Russ.).

19. Khamukova B. Kh. Organization of manual labor of preschoolers as creative activity in the system of labor education in a preschool educational institution [Organizatsiya ruchnogo truda doshkol'nikov kak tvorcheskoy deyatel'nosti v sisteme trudovogo vospitaniya v DOU], Pedsovet. Available at: https://pedsovet.org/publikatsii/doshkolnoe-obrazovanie/organizatsiya-ruchnogo-truda-doshkolnikov-kak-tvorcheskoy-deyatelnosti-v-sisteme-trudovogo-vospitaniya-v-dou

20. Shchukina G. I. Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nykh interesov uchashchikhsya (Pedagogical problems of the formation of cognitive interests of students), Moscow, Pedagogika Publ., 1988. 208 p.

21. Lee Il Rang, Kemple K. Preservice Teachers' Personality Traits and Engagement in Creative Activities as Predictors of Their Support for Children's Creativity, Creativity Research Journal, 2014, no. 26, pp. 82-94, DOI: 10.1080/10400419.2014.873668.

22. Torrance E. Paul. Scientific Views of Creativity and Factors Affecting Its Growth, Daedalus, 1965, vol. 94, no. 3, pp. 663-681. Available at: www.jstor.org/stable/20026936.

* * *

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.