Научная статья на тему 'Использование информационно-комуникационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе'

Использование информационно-комуникационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1182
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-комуникационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Список использованных источников

1. Арунянц Г. Г. Информационные технологии в медицине и здравоохранении: практикум. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 381 с. — (Медицина).

2. Сабанов В. И., Голубев А. Н., Комина Е. Р. Информационные системы в здравоохранении: учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 224 с.

3. Чернов В. И., Есауленко И. Э., Семенов С. Н.Основы практической информатики в медицине: учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 352 с.

Т. А. Фёдорова

Лицей-интернат п. Ургакш Советского района, Республика Марий Эл Использование информационно-комуникационных технологий

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Всем известно, что видеоинформация может вызывать определенное эмоциональное состояние у учащихся, поэтому информационно-комуникационные технологии (ИКТ) делают урок ярким, и одновременно способствуют развитию коммуникабельных навыков учащихся, глубины мышления, помогают формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, а следовательно ребенок будет воспринимать предмет в другом ракурсе. Природоведение — предмет, где ИКТ можно использовать практически на каждом уроке. Наша работа на уроках природоведения планируется по таким направлениям: демонстрация материала; практическая работа; проверка знаний; самостоятельная работа учащихся. Демонстрация материала — важный фактор урока. Все хорошо знают, что без карты нет географических понятий, которые будут необходимы в старшей школе (тема: «Природные зоны»). Мы используем демонстрационные материалы «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и об исчезнувших цивилизациях, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация помогает в игровой форме освоить школьные предметы, пробудить в ребенке жажду открытия нового. Другим прекрасным материалом для познания окружающего мира является диск «Природа и человек. Естествознание для начальной школы». Он предназначен для учащихся 1-4 классов. Содержит материал по основным темам школьного курса природоведения: «Времена года», «Живая и неживая природа», «Живые организмы» и т. д. Мною разработаны и внедряются в учебный процесс презентации для 1 класса по УМК «Школа 2100». Используя возможности программы Power Point, в презентации можно вносить изображения и звук (сделать сопровождение изображения своим голосом, вставить музыкальные фрагменты классической или современной музыки, внести запись звуков природы — шум воды, щебет птиц, шелест листьев и тому подобное). Выполнение практических работ занимает определенную часть уроков природоведения и является неотъемлемой частью программного материала по предмету. Для выполнения практических работ незаменимым помощником является компьютер. Например, в 1 классе при выполнении практической работы «Твердые тела, жидкости и газы» использовался видеофильм, где проводились опыты над телами и учащиеся, промотрев фрагменты фильма, могли заполнять таблицу «Свойства тел». «Наблюдение за погодой» (1-4 классы) и заполнение таблицы «Календарь погоды» (делается на каждом уроке природоведения или литературного чтения) — позволяет менять иллюстративный материал в этом листке, в зависимости от характера погодных условий. Для проверки знаний учащихся по изученной теме мы используем электронные тесты. Так учитель освобождается от монотонной работы — проверки тестов, появляется возможность использовать это время для творческой работы. На уроках по окружающему миру мы используем слайды, выведенные на большой экран. Это прекрасный наглядный материал, который оживляет урок. При изучении курса «Окружающий мир» во втором классе на уроке по теме «Зимние изменения в природе» мы используем презентацию «Животные зимой», которая составлена из фрагментов документальных фильмов и слайдов о птицах, животных, которые сопровождаются фонозаписью. Далее дети познакомились с изменениями в жизни животных с приходом зимы. Урок мы закончили выполнением теста «Зимние изменения в природе», с последующей проверкой. По теме «Живые обитатели планеты», в подтеме «Природа и мы», рассуждали с детьми о бережном отношении к природе. Предложили детям слайды с изображением видов животных и растений, которые занесены в Красную книгу. В ходе беседы ученики узнали, что такое заповедники и познакомились с национальным парком Марий Чодра и заповедником Большая Кокшага, где использовалась презентация «Заповедные места Марий Эл». На следующем уроке предложили детям отправиться на экскурсию в лес, не покидая рабочего места. Перед детьми на экране была яркая картинка с изображением леса и описание растений, которые нужно было найти на активных зонах, анализируя информацию о растениях, они вспомнили те из них, которые занесены в Красную книгу России и нашей Республики. С помощью «1С: Школа. Окружающий мир, 1-4 классы. Тесты» проверяется уровень

М. И. Фоминых

81

знаний учащихся. Например, по теме «Зимующие птицы»: назвать зимующих птиц и перелетных. Или по теме «Животные зимой»: на примере данного текста о белке рассказать о другом животном. Ребятам очень нравится работать с тестами на компьютере. Такая работа развивает навыки чтения, мышление, внимание, память.

М. И. Фоминых

Дворец творчества детей и молодежи, г. Йошкар-Ола

Комбинированная модель обучения в дополнительном образовании Дворца творчества детей и молодежи

Внедрение информационных технологий обучения в содержание дополнительного образования диктуется велением времени. В статье рассмотрено текущее состояние по применению информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе Дворца и отмечены пути их дальнейшего развития, комбинации очного и дистанционного обучения, создание уникальной среды обучения, обеспечивающей личностно-ориентированный подход.

Наша главная задача — не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас, в направлении, которое нам видно.

Т. Крайслер

Создание и развитие современного информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Необходимость развития информационных ресурсов в учреждениях дополнительного образования детей диктуется задачами развития сферы дистанционного образования по различным видам детского и юношеского творчества учащихся.

Дворец является единственным многопрофильным образовательным учреждением дополнительного образования детей Республики Марий Эл, с охватом контингента воспитанников более трех с половиной тысяч детей. Педагогами дополнительного образования Дворца реализуются около ста модифицированных, экспериментальных и авторских программ по всем основным направлениям. Во Дворце уже имеется большой опыт использования информационных технологий в учебной и методической работе.

Все большую актуальность приобретает подготовка в учебном процессе обучаемых к владению методикой применения современных методов поиска, обработки и систематизации знаний для повышения квалификации на протяжении всей жизни.

В настоящий момент в обучении накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность, поэтому на первый план выдвигается задача развития потребностей и умений обучаемого не только самостоятельно добывать и обновлять знания, значимые для будущей профессии, личности и общества, но и осуществлять этот процесс непрерывно.

Одним из вариантов решения сложившейся проблемы является использование смешанного (комбинированного) обучения. Концепция комбинированного обучения предполагает, что в современных условиях обучающийся должен оптимально и в различных сочетаниях использовать все возможности, предоставляемые как классическим обучением, так и применением дистанционных технологий.

Обучающий процесс, построенный на сочетании электронных обучающих программ в реальном времени и элементов индивидуальных занятий преподавателя с обучаемым, это так называемый курс Blended learning. Он позволяет совмещать традиционное обучение с преподавателем и современные технологии, такие как электронное обучение или обучение по Интернету. Подобные технологии уже применяются большим количеством европейских компаний и считаются общепринятыми.

Комбинированное обучение самоценно, т. к. позволяет использовать сильные стороны очной формы обучения и преимущества дистанционных технологий.

В настоящее время во Дворце применяется ряд обучающих технологий с применением ИКТ (информационнокоммуникационных технологий), а так же организации дистанционного обучения.

Использование информационных технологий во Дворце основывается на современной компьютерной технике, внутренней локальной сети с охватом всех рабочих станций и с выходом в Интернет. Информационные технологии используются в учебной деятельности педагогами при подготовке и проведении занятий, разработке мультимедийных пособий, в проектной деятельности, в проведении конкурсов, викторин.

Действует сайт Дворца (http://dtdim.do.am), создаются электронные курсы в Moodle (http://dtdim.org).

Благодаря использованию Moodle, обучаемые могут не только изучать учебные материалы, но и отвечать на тестовые вопросы разных типов, присылать файлы с результатами выполненных работ, отвечать на вопросы опросов, участвовать в чатах и форумах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.