Научная статья на тему 'ИКТ как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ в начальной школе'

ИКТ как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИКТ как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ в начальной школе»

но использовать компьютерные технологии для общения с единомышленниками, решения проблем и распространения информации. В рамках этого движения будем организовывать походы в населенные пункты Республики Марий Эл для поиска новых экспонатов и исторических фактов. Сохранить полученную информацию помогут современные технологии. Увиденное запечатлеем на фотоаппарат, и услышанное из уст коренных жителей запишем на видеокамеру. На интерактивной доске можно захватывать видеоизображения и отражать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним свои комментарии. Народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим объясняется и большое разнообразие ее жанров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни. Благодаря интернет-ресурсам, мы можем погрузиться в прекрасный мир народной музыки, раскрыть тайны звучания народных инструментов, познакомить ребят с настоящими виртуозами своего дела. Сегодня необходимо принципиально новое отношение к предмету «Традиционная народная культура» — бережное и глубокое изучение, сохранение специфики фольклора и механизмов передачи традиций, естественный ввод материала в современную жизнь, опираясь на информационно-коммуникационные технологии.

Список использованных источников

1. Федотовская О. А. Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области: На пути к возрождению. — Вологда, 2001.

2. Крылова Н. Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования // Школьные технологии. — 2004. — № 5. —

С. 59.

Н. В. Шабалина

Казанская школа-интернат, Республика Марий Эл

ИКТ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) на различных уроках в начальной школе дает возможность развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

С поступлением в школу ведущей для ребенка деятельностью становится учебная. Несоответствие уровня развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья препятствует адекватному пониманию учебной задачи и предлагаемой информации. Для данного контингента учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объема памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда — снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые техники и технологии. Автор статьи — учитель начальных классов четырнадцать лет. Всегда стремится сделать уроки насыщенными, продуктивными, современными. Задача учителя — заинтересовать детей своим предметом, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел нас к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся. Использование компьютера значительно повышает возможности коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Использование ИКТ на уроках в начальных классах проходит по следующим направлениям: текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, компьютерные обучающие и развивающие игры. Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения, это то, для чего мы работаем. Использование ИКТ решает следующие задачи: усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся; отслеживание мониторинга их достижений. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. «Презентация» переводится с английского как «представление». Основа любой современной презентации — это облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, учитель продумывает последовательность операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Урок, включающий в себя слайды презентации, видеосюжет,

вызывает у детей эмоциональный отклик, в том числе и у самых инфантильных, заторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться при фронтальной работе с классом. Уроки проводятся чтения по ознакомлению с буквами, по правописанию букв с использованием компьютера. Результат работы — у детей в сознании закрепляются образ буквы и звуки, которые буква обозначает. Так же на уроках математики. На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяются программы с тестовыми системами. При помощи ИКТ проводятся классные часы: виртуальные путешествия «В гостях у сказки», «Г о-род мастеров» и другие. Использование средств ИКТ позволяет сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными. Физкультминутки для учащихся тоже поможет провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах, дети должны под веселую музыку выполнить движения. Используем компьютерные программы-тренажеры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребенка. Современные информационные технологии используются и в проектной деятельности. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, к примеру, проект «Веселый алфавит». Учащиеся совместно с учителем составляли книжку-малышку «От А до Я». Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную функцию, помогает ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Планируя урок в начальной школе, необходимо тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Сегодня трудно представить современный урок в современной школе без использования новых информа -ционных технологий. Уроки и мероприятия с использованием ИКТ становятся неотъемлемой частью учебновоспитательного процесса и являются одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Н. В. Шамова

Казанская школа-интернат, Республика Марий Эл

Использование информационных технологий

НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ШКОЛ VIII ВИДА

Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и коррекционной школе. В связи с тем, что для школ VIII вида применение учителем информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средства обучения пока не является повседневной реальностью, принято говорить об инновационной деятельности педагогов, использующих информационные технологии.

Основными целями использования информационных технологий в специальных (коррекционных) школах являются развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества и мотивация учебно-воспитательного процесса через:

• развитие основ конструктивного мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

• формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

• повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

• выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

В поисках интересных форм и методов преподавания уроков изобразительного искусства хотелось бы ос -тановиться на мультимедийных уроках-презентациях, выполненных в программе PowerPoint. Проектируя будущий мультимедийный урок, стараемся разработать последовательность операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных пособий, репродукций, альбомов по искусству.

Уроки-презентации широко используются:

• во время знакомства с творчеством художников, например на тему «Пришла весна» — И. Левитан «Март», «Первая зелень», К. Юон «Мартовское солнце», беседы об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков — В. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»; Д. Шмаринов «Не забудем, не простим»;

• при изучении жанров изобразительного искусства «Виртуальное путешествие по музеям мира», «Жанр натюрморта»;

• при изучении тем по декоративно-прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома», «Сказочная избушка» и т. д.;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.