Научная статья на тему 'Комбинированная модель обучения в дополнительном образовании Дворца творчества детей и молодежи'

Комбинированная модель обучения в дополнительном образовании Дворца творчества детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоминых М. И.

Внедрение информационных технологий обучения в содержание дополнительного образования диктуется велением времени. В статье рассмотрено текущее состояние по применению информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе Дворца и отмечены пути их дальнейшего развития, комбинации очного и дистанционного обучения, создание уникальной среды обучения, обеспечивающей личностно-ориентированный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комбинированная модель обучения в дополнительном образовании Дворца творчества детей и молодежи»

М. И. Фоминых

81

знаний учащихся. Например, по теме «Зимующие птицы»: назвать зимующих птиц и перелетных. Или по теме «Животные зимой»: на примере данного текста о белке рассказать о другом животном. Ребятам очень нравится работать с тестами на компьютере. Такая работа развивает навыки чтения, мышление, внимание, память.

М. И. Фоминых

Дворец творчества детей и молодежи, г. Йошкар-Ола

Комбинированная модель обучения в дополнительном образовании Дворца творчества детей и молодежи

Внедрение информационных технологий обучения в содержание дополнительного образования диктуется велением времени. В статье рассмотрено текущее состояние по применению информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе Дворца и отмечены пути их дальнейшего развития, комбинации очного и дистанционного обучения, создание уникальной среды обучения, обеспечивающей личностно-ориентированный подход.

Наша главная задача — не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас, в направлении, которое нам видно.

Т. Крайслер

Создание и развитие современного информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Необходимость развития информационных ресурсов в учреждениях дополнительного образования детей диктуется задачами развития сферы дистанционного образования по различным видам детского и юношеского творчества учащихся.

Дворец является единственным многопрофильным образовательным учреждением дополнительного обра -зования детей Республики Марий Эл, с охватом контингента воспитанников более трех с половиной тысяч детей. Педагогами дополнительного образования Дворца реализуются около ста модифицированных, экспериментальных и авторских программ по всем основным направлениям. Во Дворце уже имеется большой опыт использования информационных технологий в учебной и методической работе.

Все большую актуальность приобретает подготовка в учебном процессе обучаемых к владению методикой применения современных методов поиска, обработки и систематизации знаний для повышения квалификации на протяжении всей жизни.

В настоящий момент в обучении накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность, поэтому на первый план выдвигается задача развития потребностей и умений обучаемого не только самостоятельно добывать и обновлять знания, значимые для будущей профессии, личности и общества, но и осуществлять этот процесс непрерывно.

Одним из вариантов решения сложившейся проблемы является использование смешанного (комбинированного) обучения. Концепция комбинированного обучения предполагает, что в современных условиях обучающийся должен оптимально и в различных сочетаниях использовать все возможности, предоставляемые как классическим обучением, так и применением дистанционных технологий.

Обучающий процесс, построенный на сочетании электронных обучающих программ в реальном времени и элементов индивидуальных занятий преподавателя с обучаемым, это так называемый курс Blended learning. Он позволяет совмещать традиционное обучение с преподавателем и современные технологии, такие как электронное обучение или обучение по Интернету. Подобные технологии уже применяются большим количеством европейских компаний и считаются общепринятыми.

Комбинированное обучение самоценно, т. к. позволяет использовать сильные стороны очной формы обучения и преимущества дистанционных технологий.

В настоящее время во Дворце применяется ряд обучающих технологий с применением ИКТ (информационнокоммуникационных технологий), а так же организации дистанционного обучения.

Использование информационных технологий во Дворце основывается на современной компьютерной технике, внутренней локальной сети с охватом всех рабочих станций и с выходом в Интернет. Информационные технологии используются в учебной деятельности педагогами при подготовке и проведении занятий, разработке мультимедийных пособий, в проектной деятельности, в проведении конкурсов, викторин.

Действует сайт Дворца (http://dtdim.do.am), создаются электронные курсы в Moodle (http://dtdim.org).

Благодаря использованию Moodle, обучаемые могут не только изучать учебные материалы, но и отвечать на тестовые вопросы разных типов, присылать файлы с результатами выполненных работ, отвечать на вопросы опросов, участвовать в чатах и форумах.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Создаются смешанные (комбинированные) курсы — учебно-исследовательская деятельность обучаемых в объединениях ДТДиМ (http://dtdim.org/course/view.php?id=2).

При этом ставятся следующие цели:

• формирование и развитие компетенций руководителей исследовательской деятельности учащихся;

• распространение опыта исследовательской деятельностьи через сетевое взаимодействие.

В рамках курса «Электронная автоматика и радиоконструирование» (http://dtdim.org/course/view.php?id=3) рассматриваются основные сведения о радиоэлектронике. Основное внимание уделено практической радиоэлектронике: чтению радиосхем, технологии изготовления, сборке и наладке простых электронных устройств.

Занятия по данным курсам проводятся в очно-заочной (дистанционной) форме. Планируется в основном теоретический материал представлять в дистанционной, а практические занятия в очной формах, непосредственно взаимодействуя с педагогом.

При условии, если взаимодействие очной и заочной дистанционных систем обучения методически грамотно организовано, его результатом становится высокий уровень знаний обучаемых. Перспективными направлениями внедрения информационных технологий в дополнительное образование можно считать построение систем комбинированного обучения, разработку сетевых учебных курсов для всех форм обучения.

В. В. Яриков

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Обучающая система иллюстрации аналитических преобразований

В МЕТОДАХ ИНТЕГРИРОВАНИЯ

Обсуждаются проблемы использования современных обучающих систем, рассматривается механизм создания программного комплекса для иллюстрирования аналитических преобразований в методах интегрирования.

В настоящее время информационные технологии (ИТ) развиваются гигантскими темпами. Применение ИТ в самых различных сферах деятельности человека определяет необходимость их внедрения в образовательный процесс. Приоритетным направлением развития, описанным в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, является внедрение в учебный процесс новейших инновационных образовательных технологий.

Одной из таких образовательных технологий является информационная учебно-тренировочная система, которая предназначена для отработки практических навыков, выработки и совершенствования определенных техник решения задач.

Основной идеей функционирования системы является многократное повторение определенных действий, при необходимости с постепенным увеличением сложности. Аналогичный принцип функционирования наблюдается в спортивных тренажерах по развитию физических способностей человека.

В своей основе система имеет динамическую математическую модель определенной задачи, реализованной в системе. В данном случае мы рассматривали процесс аналитического решения математических задач из раз -дела «Интегрирование» курса математического анализа. Интегральное исчисление является одним из наиболее сложных разделов математики. При решении подобных задач необходимо уметь преобразовывать подынтегральную функцию, сводя исходный интеграл к табличному или под определенный метод интегрирования.

Рассмотрим принципы функционирования системы. В алгоритме, заложенном в систему, реализовано полное аналитическое решение задачи методом интегрирования по частям со всеми промежуточными результатами. Подробно разберем этапы генерации (инициализации) задачи, формализации аналитического решения и его визуализации.

Рассмотрим интеграл сложной функции вида:

I Р(х)0>(х) ёх,

где Р(х) = ах + Ь - а, Ь — коэффициенты, автоматически генерируемые в условии задачи, Р(х) — непрерывно дифференцируемые функции от х.

Функция Q(x) принимает вид одной из трех функций:

Q(x) = sin(kr), Р(х) = ^(кх), Р(х) = екх,

где к — коэффициент, автоматически генерируемый в условии задачи. Функции Р, Q имеют непрерывную производную на всем множестве определения.

Интегралы такого вида берутся методом интегрирования по частям. При сведении интеграла к первообразной функции требуется выполнить элементарные преобразования и замену переменой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.