М. И. Фоминых
81
знаний учащихся. Например, по теме «Зимующие птицы»: назвать зимующих птиц и перелетных. Или по теме «Животные зимой»: на примере данного текста о белке рассказать о другом животном. Ребятам очень нравится работать с тестами на компьютере. Такая работа развивает навыки чтения, мышление, внимание, память.
М. И. Фоминых
Дворец творчества детей и молодежи, г. Йошкар-Ола
Комбинированная модель обучения в дополнительном образовании Дворца творчества детей и молодежи
Внедрение информационных технологий обучения в содержание дополнительного образования диктуется велением времени. В статье рассмотрено текущее состояние по применению информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе Дворца и отмечены пути их дальнейшего развития, комбинации очного и дистанционного обучения, создание уникальной среды обучения, обеспечивающей личностно-ориентированный подход.
Наша главная задача — не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас, в направлении, которое нам видно.
Т. Крайслер
Создание и развитие современного информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Необходимость развития информационных ресурсов в учреждениях дополнительного образования детей диктуется задачами развития сферы дистанционного образования по различным видам детского и юношеского творчества учащихся.
Дворец является единственным многопрофильным образовательным учреждением дополнительного обра -зования детей Республики Марий Эл, с охватом контингента воспитанников более трех с половиной тысяч детей. Педагогами дополнительного образования Дворца реализуются около ста модифицированных, экспериментальных и авторских программ по всем основным направлениям. Во Дворце уже имеется большой опыт использования информационных технологий в учебной и методической работе.
Все большую актуальность приобретает подготовка в учебном процессе обучаемых к владению методикой применения современных методов поиска, обработки и систематизации знаний для повышения квалификации на протяжении всей жизни.
В настоящий момент в обучении накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность, поэтому на первый план выдвигается задача развития потребностей и умений обучаемого не только самостоятельно добывать и обновлять знания, значимые для будущей профессии, личности и общества, но и осуществлять этот процесс непрерывно.
Одним из вариантов решения сложившейся проблемы является использование смешанного (комбинированного) обучения. Концепция комбинированного обучения предполагает, что в современных условиях обучающийся должен оптимально и в различных сочетаниях использовать все возможности, предоставляемые как классическим обучением, так и применением дистанционных технологий.
Обучающий процесс, построенный на сочетании электронных обучающих программ в реальном времени и элементов индивидуальных занятий преподавателя с обучаемым, это так называемый курс Blended learning. Он позволяет совмещать традиционное обучение с преподавателем и современные технологии, такие как электронное обучение или обучение по Интернету. Подобные технологии уже применяются большим количеством европейских компаний и считаются общепринятыми.
Комбинированное обучение самоценно, т. к. позволяет использовать сильные стороны очной формы обучения и преимущества дистанционных технологий.
В настоящее время во Дворце применяется ряд обучающих технологий с применением ИКТ (информационнокоммуникационных технологий), а так же организации дистанционного обучения.
Использование информационных технологий во Дворце основывается на современной компьютерной технике, внутренней локальной сети с охватом всех рабочих станций и с выходом в Интернет. Информационные технологии используются в учебной деятельности педагогами при подготовке и проведении занятий, разработке мультимедийных пособий, в проектной деятельности, в проведении конкурсов, викторин.
Действует сайт Дворца (http://dtdim.do.am), создаются электронные курсы в Moodle (http://dtdim.org).
Благодаря использованию Moodle, обучаемые могут не только изучать учебные материалы, но и отвечать на тестовые вопросы разных типов, присылать файлы с результатами выполненных работ, отвечать на вопросы опросов, участвовать в чатах и форумах.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Создаются смешанные (комбинированные) курсы — учебно-исследовательская деятельность обучаемых в объединениях ДТДиМ (http://dtdim.org/course/view.php?id=2).
При этом ставятся следующие цели:
• формирование и развитие компетенций руководителей исследовательской деятельности учащихся;
• распространение опыта исследовательской деятельностьи через сетевое взаимодействие.
В рамках курса «Электронная автоматика и радиоконструирование» (http://dtdim.org/course/view.php?id=3) рассматриваются основные сведения о радиоэлектронике. Основное внимание уделено практической радиоэлектронике: чтению радиосхем, технологии изготовления, сборке и наладке простых электронных устройств.
Занятия по данным курсам проводятся в очно-заочной (дистанционной) форме. Планируется в основном теоретический материал представлять в дистанционной, а практические занятия в очной формах, непосредственно взаимодействуя с педагогом.
При условии, если взаимодействие очной и заочной дистанционных систем обучения методически грамотно организовано, его результатом становится высокий уровень знаний обучаемых. Перспективными направлениями внедрения информационных технологий в дополнительное образование можно считать построение систем комбинированного обучения, разработку сетевых учебных курсов для всех форм обучения.
В. В. Яриков
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Обучающая система иллюстрации аналитических преобразований
В МЕТОДАХ ИНТЕГРИРОВАНИЯ
Обсуждаются проблемы использования современных обучающих систем, рассматривается механизм создания программного комплекса для иллюстрирования аналитических преобразований в методах интегрирования.
В настоящее время информационные технологии (ИТ) развиваются гигантскими темпами. Применение ИТ в самых различных сферах деятельности человека определяет необходимость их внедрения в образовательный процесс. Приоритетным направлением развития, описанным в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, является внедрение в учебный процесс новейших инновационных образовательных технологий.
Одной из таких образовательных технологий является информационная учебно-тренировочная система, которая предназначена для отработки практических навыков, выработки и совершенствования определенных техник решения задач.
Основной идеей функционирования системы является многократное повторение определенных действий, при необходимости с постепенным увеличением сложности. Аналогичный принцип функционирования наблюдается в спортивных тренажерах по развитию физических способностей человека.
В своей основе система имеет динамическую математическую модель определенной задачи, реализованной в системе. В данном случае мы рассматривали процесс аналитического решения математических задач из раз -дела «Интегрирование» курса математического анализа. Интегральное исчисление является одним из наиболее сложных разделов математики. При решении подобных задач необходимо уметь преобразовывать подынтегральную функцию, сводя исходный интеграл к табличному или под определенный метод интегрирования.
Рассмотрим принципы функционирования системы. В алгоритме, заложенном в систему, реализовано полное аналитическое решение задачи методом интегрирования по частям со всеми промежуточными результатами. Подробно разберем этапы генерации (инициализации) задачи, формализации аналитического решения и его визуализации.
Рассмотрим интеграл сложной функции вида:
I Р(х)0>(х) ёх,
где Р(х) = ах + Ь - а, Ь — коэффициенты, автоматически генерируемые в условии задачи, Р(х) — непрерывно дифференцируемые функции от х.
Функция Q(x) принимает вид одной из трех функций:
Q(x) = sin(kr), Р(х) = ^(кх), Р(х) = екх,
где к — коэффициент, автоматически генерируемый в условии задачи. Функции Р, Q имеют непрерывную производную на всем множестве определения.
Интегралы такого вида берутся методом интегрирования по частям. При сведении интеграла к первообразной функции требуется выполнить элементарные преобразования и замену переменой.