Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в обучении специалистов со средним медицинским образованием'

Информационно-коммуникационные технологии в обучении специалистов со средним медицинским образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоренко Т. А.

В статье рассмотрены вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе отделения повышения квалификации Йошкар-Олинского медицинского колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоренко Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в обучении специалистов со средним медицинским образованием»

Т. А. Сидоренко

Йошкар-Олинский медицинский колледж, г. Йошкар-Ола

Информационно-коммуникационные технологии в обучении специалистов

СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

В статье рассмотрены вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе отделения повышения квалификации Йошкар-Олинского медицинского колледжа.

Компьютерные технологии являются относительно новыми для медицинских работников. Многие из ныне работающих врачей, медсестер не имели возможности получить подготовку в области информатики. Для успешного внедрения в медицину компьютерных технологий назрела настоятельная необходимость в восполнении этого пробела.

При массовой компьютеризации и информатизации учреждений здравоохранения весьма актуальна задача подготовки средних медицинских работников, владеющих новейшими информационными технологиями сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности.

Подготовка медицинских кадров сегодня немыслима без применения информационных технологий, предлагающих средства и приемы для решения поставленных медицинских задач.

Возможности нового поколения средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий, и их реализация осуществляются различными путями:

• обучающие программные средства, методическое назначение которых — сообщение суммы знаний, формирование навыков и умений учебной и практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью;

• программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;

• информационно-поисковые программные средства, информационно-программные средства для формирования навыков и умений по систематизации информации;

• демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала;

• учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций.

Перечисленные средства обеспечивают успешную подготовку специалистов со средним медицинским

образованием, повышают качество ее содержания.

В рамках реализации требований Государственного образовательного стандарта по специальности «Сестринское дело» используются мультимедийные технологии, которые позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка).

Мультимедийные пособия содержат иллюстрированный лекционный материал, контрольные вопросы с гиперссылками на соответствующие разделы лекций, видеосюжеты по выполнению сестринских манипуляций.

На практических занятиях по технике регистрации электрокардиограммы используется программа «Кардис», которая ставит предварительный диагноз исследуемому, что очень нравится слушателям.

На занятиях по медицинской информатике медицинские сестры овладевают навыками работы с электронными медицинскими справочниками, электронными базами данных о пациентах, обучающе-контролирующими программами медицинского назначения.

Для проведения занятий по «Медицине катастроф» используются новые образовательные технологии: фантомно-имитационная подготовка по клиническим дисциплинам, компьютерные обучающие программы, интерактивные доски, электронные учебники, электронные образовательные ресурсы, видеофильмы, презентации, возможность использования Интернета.

В колледже проведена полная информатизация учебных классов, работает компьютерная сеть, что дает преподавателям и слушателям возможность изучать новый материал, создавать необходимые документы, сохранять свою информацию в сети.

Это позволило повысить уровень теоретических и практических знаний, активизировать учебный процесс, его эмоциональную содержательность и творческую направленность.

Информационные технологии призваны коренным образом изменить процесс обучения и самообразования. Программы по использованию в учебном процессе информационных ресурсов, мультимедийных технологий и электронных учебных материалов направлены на увеличение эффективности обучения и расширение контингента учащихся, получающих качественное образование, и, в конечном счете, на формирование информационного общества, способного активно участвовать в инновационных программах страны.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Список использованных источников

1. Арунянц Г. Г. Информационные технологии в медицине и здравоохранении: практикум. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 381 с. — (Медицина).

2. Сабанов В. И., Голубев А. Н., Комина Е. Р. Информационные системы в здравоохранении: учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 224 с.

3. Чернов В. И., Есауленко И. Э., Семенов С. Н.Основы практической информатики в медицине: учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 352 с.

Т. А. Фёдорова

Лицей-интернат п. Ургакш Советского района, Республика Марий Эл Использование информационно-комуникационных технологий

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Всем известно, что видеоинформация может вызывать определенное эмоциональное состояние у учащихся, поэтому информационно-комуникационные технологии (ИКТ) делают урок ярким, и одновременно способствуют развитию коммуникабельных навыков учащихся, глубины мышления, помогают формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, а следовательно ребенок будет воспринимать предмет в другом ракурсе. Природоведение — предмет, где ИКТ можно использовать практически на каждом уроке. Наша работа на уроках природоведения планируется по таким направлениям: демонстрация материала; практическая работа; проверка знаний; самостоятельная работа учащихся. Демонстрация материала — важный фактор урока. Все хорошо знают, что без карты нет географических понятий, которые будут необходимы в старшей школе (тема: «Природные зоны»). Мы используем демонстрационные материалы «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и об исчезнувших цивилизациях, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация помогает в игровой форме освоить школьные предметы, пробудить в ребенке жажду открытия нового. Другим прекрасным материалом для познания окружающего мира является диск «Природа и человек. Естествознание для начальной школы». Он предназначен для учащихся 1-4 классов. Содержит материал по основным темам школьного курса природоведения: «Времена года», «Живая и неживая природа», «Живые организмы» и т. д. Мною разработаны и внедряются в учебный процесс презентации для 1 класса по УМК «Школа 2100». Используя возможности программы Power Point, в презентации можно вносить изображения и звук (сделать сопровождение изображения своим голосом, вставить музыкальные фрагменты классической или современной музыки, внести запись звуков природы — шум воды, щебет птиц, шелест листьев и тому подобное). Выполнение практических работ занимает определенную часть уроков природоведения и является неотъемлемой частью программного материала по предмету. Для выполнения практических работ незаменимым помощником является компьютер. Например, в 1 классе при выполнении практической работы «Твердые тела, жидкости и газы» использовался видеофильм, где проводились опыты над телами и учащиеся, промотрев фрагменты фильма, могли заполнять таблицу «Свойства тел». «Наблюдение за погодой» (1-4 классы) и заполнение таблицы «Календарь погоды» (делается на каждом уроке природоведения или литературного чтения) — позволяет менять иллюстративный материал в этом листке, в зависимости от характера погодных условий. Для проверки знаний учащихся по изученной теме мы используем электронные тесты. Так учитель освобождается от монотонной работы — проверки тестов, появляется возможность использовать это время для творческой работы. На уроках по окружающему миру мы используем слайды, выведенные на большой экран. Это прекрасный наглядный материал, который оживляет урок. При изучении курса «Окружающий мир» во втором классе на уроке по теме «Зимние изменения в природе» мы используем презентацию «Животные зимой», которая составлена из фрагментов документальных фильмов и слайдов о птицах, животных, которые сопровождаются фонозаписью. Далее дети познакомились с изменениями в жизни животных с приходом зимы. Урок мы закончили выполнением теста «Зимние изменения в природе», с последующей проверкой. По теме «Живые обитатели планеты», в подтеме «Природа и мы», рассуждали с детьми о бережном отношении к природе. Предложили детям слайды с изображением видов животных и растений, которые занесены в Красную книгу. В ходе беседы ученики узнали, что такое заповедники и познакомились с национальным парком Марий Чодра и заповедником Большая Кокшага, где использовалась презентация «Заповедные места Марий Эл». На следующем уроке предложили детям отправиться на экскурсию в лес, не покидая рабочего места. Перед детьми на экране была яркая картинка с изображением леса и описание растений, которые нужно было найти на активных зонах, анализируя информацию о растениях, они вспомнили те из них, которые занесены в Красную книгу России и нашей Республики. С помощью «1С: Школа. Окружающий мир, 1-4 классы. Тесты» проверяется уровень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.