меньше. Казалось бы, это замкнутый круг, но ситуацию можно изменить. В своей работе мы используем следующие положительные утверждения:
• Все люди имеют память.
• Память - это функция мозга.
• Мозг работает, как и другие органы, а значит, его можно тренировать.
• Чем чаще вы обращаетесь к памяти, тем легче информация удерживается и сохраняется в ней.
Использование современных образовательных
электронных ресурсов на уроках химии
М.В. Логинова ([email protected])
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Йошкар-Олы»
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем виде к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или СD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.
Эффективное использование ЭОР с пользой для учебного процесса возможно в том случае, когда кабинет оснащен современными техническими средствами обучения.
Благодаря помощи администрации школы, помощи спонсоров, наших выпускников в кабинете химии имеются: компьютер, проектор, кодоскоп, телевизор и видеомагнитофон.
Собрана богатая библиотека электронных образовательных ресурсов:
- видеокассеты с учебными фильмами;
- школьный химический эксперимент на CD и DVD-дисках и видеокассетах;
- весь комплект ЭОР нового поколения с 8 по 11 классы.
Опыт использования современных образовательных ресурсов:
1. Использование видеофильмов.
Тематические видеофильмы используются мной на уроках обобщения или введения в новую тему, иногда фрагментарно для определенной части урока.
2. Использование видеоопытов на уроке.
С 2002 года я начала использовать в своей работе мультимедийные образовательные ресурсы. Ресурсы сети интернет позволили мне создать копилку всех химических опытов для учащихся с 8 по 11 классы, о которых говорится в школьных учебниках. Эти ресурсы помогают мне решать многие проблемы во время проведения урока:
• Демонстрация химических опытов с помощью проектора на большой экран позволяет увидеть опыт не только ученикам, сидящим на первых партах, но и на последних.
• Демонстрировать химические эксперименты, для проведения которых требуются реактивы, запрещенные для использования в школьных кабинетах химии и лабораториях.
• Сложной проблемой в сегодняшнее время стало приобретение некоторых химических реактивов для школы. Приобретение реактивов стало дорогим удовольствием.
• В последние годы появилась еще одна проблема. В школу приходят ученики с различными аллергическими заболеваниями, очень восприимчивые к различным запахам. Видеоопыты помогают решить эту проблему. (Демонстрация видеоопыта «Непрочность ацетиленидов металлов»).
В то же время основные обязательные школьные эксперименты обучающиеся выполняют сами, так сказать в «живую, чтобы почувствовать химию своими руками, увидеть своими глазами и почувствовать своим носом».
В 2008 году Управлением образования администрации городского округа «город Йошкар-Ола» проводился I городской смотр-конкурс кабинетов химии с целью изучения и анализа материально-технической базы кабинетов школ города Йошкар-Олы. По итогам смотра-конкурса кабинет химии нашей школы занял I место (приказ УОА № 159 от 21.03.2008 года) (слайд 5).
3. Использование современных мультимедийных образовательных учебников (комплексов).
Использование мультимедийных обучающих комплексов «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия» на факультативных занятиях по химии в классах медицинского профиля позволяет учащимся
148
ИТО Марий Эл - 2009
вспомнить и обобщить изученный ранее материал по основным темам курса химии и подготовиться учащимся к успешной сдаче экзаменов в форме ЕГЭ. Эти комплексы были разработаны Лабораторией мультимедиа систем МарГТУ. Они рекомендованы Министерством образования Российской Федерации для использования в школах Российской Федерации. В этих комплексах наиболее полно представлен основной теоретический материал как на базовом, так и на углубленном уровнях. Причем он весь озвучен, в них содержится большое количество иллюстрированной графики, формул, химических реакций и фрагментов цифрового видео. Ученик, который работает с комплексом, видит, слышит и делает записи в свой конспект, применяя все виды памяти: зрительную, слуховую и моторную. Кроме того, работая в парах, они проговаривают изучаемый материал друг другу как минимум 2 раза. Пара составляется таким образом, чтобы оба ученика двигались во время работы с компьютером с той скоростью, которая для них приемлема (слайд 6).
Такая технология работы была использована мною во время проведения факультатива «Использование мультимедийных учебников по химии при подготовке к ЕГЭ» в 11 классах. Этот факультатив проводился с 2003 по 2007 годы в классах медицинского профиля (слайд 7). Проведение этого факультатива наряду с другими формами работы с этими учениками дали следующие результаты: с 2001 года из школы выпущено 5 медицинских классов (109 учащихся), 73 % которых учатся по выбранному профилю в высших медицинских учебных заведениях Российской Федерации Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Иванова, Перми, Саратова, Ижевска, Кирова, Нижнего Новгорода, Самары, а 23 % выпускников учатся в медицинском колледже г. Йошкар-Олы (слайд 8).
4. Современные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР).
В 2006-2007 годах мне посчастливилось участвовать в проведении разработок по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения по заказу Федерального агентства по образованию Российской Федерации. Разработанные ресурсы расположены в Федеральном центре информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru; http://eor.edu.ru) и доступны для всех школ Российской Федерации (слайд 9). Эти ресурсы я стала применять на своих уроках с 8 по 11 классы, пока использую только информационные модули. Моя доля участия в работе по созданию комплекса ЭОР - это модуль методической поддержки уроков химии в 8 и 9 классах и составление модулей тестового контроля тоже для 8 и 9 классов ко всем темам базисного учебного плана.
ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.
• Материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге.
• ЭОР имеют хорошо построенную нелинейную систему навигации в виде гипертекстов.
• ЭОР целиком состоят из визуального или звукового фрагмента.
• Учебные материалы представляются множеством различных способов: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.
Какие новые педагогические инструменты используются в ЭОР (слайд 11)?
Всего их пять: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность.
Интерактив позволяет развивать активно-деятельностные формы обучения. Содержание предметной области представляется такими учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
Мультимедия позволяет представить учебные объекты множеством различных способов: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука, то есть используется все, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. Мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.
Моделинг реализует реакции, характерные для изучения объектов и исследуемых процессов.
Коммуникативность обеспечивает возможность непосредственного общения, оперативность представления информаций, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным в сети интернет в режиме он-лайн.
Производительность увеличивает скорость поиска необходимой информации, увеличивает эффективность учебной деятельности.
ЭОР нового поколения - это открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) (слайд 12).
ОМС позволяют решить три основные проблемы современных ЭОР.
Первая: в ЭОР нового поколения могут использоваться все пять новых педагогических технологий.
Вторая: решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании производителя, времени и места производства.
Третья: решена проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся.
Каковы инновационные качества ЭОР (слайд 13)?
Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.
К новым инновационным качествам ЭОР относится:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
- получение информации (демонстрация информационного модуля 007и «Превращение веществ - явления физические и химические»);
- практические занятия (демонстрация практического модуля 008п, лабораторная работа «Признаки химических реакций»);
- аттестация (контроль учебных достижений) (демонстрация контрольного модуля 008т, тест по теме «Чистые вещества и смеси».)
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию вне учебной аудитории таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовка к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективной учебной работы удаленных пользователей.
Что нового дают ЭОР учащемуся (слайд 14)?
Прежде всего - возможность действительно научиться.
Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.
ЭОР позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений и навыков. Домашнее задание становиться полноценным, трехмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объемного голографического изображения.
С ЭОР изменяется и первый компонент - получение информации. Одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое - увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.
Древняя китайская пословица гласит:
«Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать, и я научусь».
Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.
Что дают ЭОР учителю (слайд 15)?
Главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать. Учитель должен научиться разумно использовать ЭОР с пользой для учебного процесса и для каждого ученика.
Литература
1. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. - М.: Агентство «Социальный проект», 2007.
2. DVD-диски. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (2 диска.): 1 диск - предметы: биология, естествознание, математика, физика, химия. 2 диск - предметы: английский язык, география, история, мировая художественная культура и искусство, русский язык.
3. Журнал Завуч школы. - № 2. - М.: «Просвещение», 2007.
4. Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет (для основного общего и среднего (полного) общего образования, выпуск 2006 г., выпуски № 3 и № 4 за 2007. - М.: Федеральное агентство по образованию.
5. Мультимедийный обучающий комплекс «Органическая химия» (10-11 классы). Лицензионная компания «1 С» и Лаборатория систем мультимедия МарГТУ, 2003.
6. Мультимедийный обучающий комплекс «Общая и неорганическая химия» (10-11 классы). Лицензионная компания «1С» и Лаборатория систем мультимедия МарГТУ, 2003.
7. Ресурсы сети интернет: http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru, www.school-collection.edu.ru