Научная статья на тему 'Использование современных образовательных электронных ресурсов на уроках химии'

Использование современных образовательных электронных ресурсов на уроках химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование современных образовательных электронных ресурсов на уроках химии»

меньше. Казалось бы, это замкнутый круг, но ситуацию можно изменить. В своей работе мы используем следующие положительные утверждения:

• Все люди имеют память.

• Память - это функция мозга.

• Мозг работает, как и другие органы, а значит, его можно тренировать.

• Чем чаще вы обращаетесь к памяти, тем легче информация удерживается и сохраняется в ней.

Использование современных образовательных

электронных ресурсов на уроках химии

М.В. Логинова ([email protected])

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Йошкар-Олы»

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем виде к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или СD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Эффективное использование ЭОР с пользой для учебного процесса возможно в том случае, когда кабинет оснащен современными техническими средствами обучения.

Благодаря помощи администрации школы, помощи спонсоров, наших выпускников в кабинете химии имеются: компьютер, проектор, кодоскоп, телевизор и видеомагнитофон.

Собрана богатая библиотека электронных образовательных ресурсов:

- видеокассеты с учебными фильмами;

- школьный химический эксперимент на CD и DVD-дисках и видеокассетах;

- весь комплект ЭОР нового поколения с 8 по 11 классы.

Опыт использования современных образовательных ресурсов:

1. Использование видеофильмов.

Тематические видеофильмы используются мной на уроках обобщения или введения в новую тему, иногда фрагментарно для определенной части урока.

2. Использование видеоопытов на уроке.

С 2002 года я начала использовать в своей работе мультимедийные образовательные ресурсы. Ресурсы сети интернет позволили мне создать копилку всех химических опытов для учащихся с 8 по 11 классы, о которых говорится в школьных учебниках. Эти ресурсы помогают мне решать многие проблемы во время проведения урока:

• Демонстрация химических опытов с помощью проектора на большой экран позволяет увидеть опыт не только ученикам, сидящим на первых партах, но и на последних.

• Демонстрировать химические эксперименты, для проведения которых требуются реактивы, запрещенные для использования в школьных кабинетах химии и лабораториях.

• Сложной проблемой в сегодняшнее время стало приобретение некоторых химических реактивов для школы. Приобретение реактивов стало дорогим удовольствием.

• В последние годы появилась еще одна проблема. В школу приходят ученики с различными аллергическими заболеваниями, очень восприимчивые к различным запахам. Видеоопыты помогают решить эту проблему. (Демонстрация видеоопыта «Непрочность ацетиленидов металлов»).

В то же время основные обязательные школьные эксперименты обучающиеся выполняют сами, так сказать в «живую, чтобы почувствовать химию своими руками, увидеть своими глазами и почувствовать своим носом».

В 2008 году Управлением образования администрации городского округа «город Йошкар-Ола» проводился I городской смотр-конкурс кабинетов химии с целью изучения и анализа материально-технической базы кабинетов школ города Йошкар-Олы. По итогам смотра-конкурса кабинет химии нашей школы занял I место (приказ УОА № 159 от 21.03.2008 года) (слайд 5).

3. Использование современных мультимедийных образовательных учебников (комплексов).

Использование мультимедийных обучающих комплексов «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия» на факультативных занятиях по химии в классах медицинского профиля позволяет учащимся

148

ИТО Марий Эл - 2009

вспомнить и обобщить изученный ранее материал по основным темам курса химии и подготовиться учащимся к успешной сдаче экзаменов в форме ЕГЭ. Эти комплексы были разработаны Лабораторией мультимедиа систем МарГТУ. Они рекомендованы Министерством образования Российской Федерации для использования в школах Российской Федерации. В этих комплексах наиболее полно представлен основной теоретический материал как на базовом, так и на углубленном уровнях. Причем он весь озвучен, в них содержится большое количество иллюстрированной графики, формул, химических реакций и фрагментов цифрового видео. Ученик, который работает с комплексом, видит, слышит и делает записи в свой конспект, применяя все виды памяти: зрительную, слуховую и моторную. Кроме того, работая в парах, они проговаривают изучаемый материал друг другу как минимум 2 раза. Пара составляется таким образом, чтобы оба ученика двигались во время работы с компьютером с той скоростью, которая для них приемлема (слайд 6).

Такая технология работы была использована мною во время проведения факультатива «Использование мультимедийных учебников по химии при подготовке к ЕГЭ» в 11 классах. Этот факультатив проводился с 2003 по 2007 годы в классах медицинского профиля (слайд 7). Проведение этого факультатива наряду с другими формами работы с этими учениками дали следующие результаты: с 2001 года из школы выпущено 5 медицинских классов (109 учащихся), 73 % которых учатся по выбранному профилю в высших медицинских учебных заведениях Российской Федерации Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Иванова, Перми, Саратова, Ижевска, Кирова, Нижнего Новгорода, Самары, а 23 % выпускников учатся в медицинском колледже г. Йошкар-Олы (слайд 8).

4. Современные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР).

В 2006-2007 годах мне посчастливилось участвовать в проведении разработок по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения по заказу Федерального агентства по образованию Российской Федерации. Разработанные ресурсы расположены в Федеральном центре информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru; http://eor.edu.ru) и доступны для всех школ Российской Федерации (слайд 9). Эти ресурсы я стала применять на своих уроках с 8 по 11 классы, пока использую только информационные модули. Моя доля участия в работе по созданию комплекса ЭОР - это модуль методической поддержки уроков химии в 8 и 9 классах и составление модулей тестового контроля тоже для 8 и 9 классов ко всем темам базисного учебного плана.

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

• Материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге.

• ЭОР имеют хорошо построенную нелинейную систему навигации в виде гипертекстов.

• ЭОР целиком состоят из визуального или звукового фрагмента.

• Учебные материалы представляются множеством различных способов: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.

Какие новые педагогические инструменты используются в ЭОР (слайд 11)?

Всего их пять: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность.

Интерактив позволяет развивать активно-деятельностные формы обучения. Содержание предметной области представляется такими учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Мультимедия позволяет представить учебные объекты множеством различных способов: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука, то есть используется все, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. Мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.

Моделинг реализует реакции, характерные для изучения объектов и исследуемых процессов.

Коммуникативность обеспечивает возможность непосредственного общения, оперативность представления информаций, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным в сети интернет в режиме он-лайн.

Производительность увеличивает скорость поиска необходимой информации, увеличивает эффективность учебной деятельности.

ЭОР нового поколения - это открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) (слайд 12).

ОМС позволяют решить три основные проблемы современных ЭОР.

Первая: в ЭОР нового поколения могут использоваться все пять новых педагогических технологий.

Вторая: решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании производителя, времени и места производства.

Третья: решена проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся.

Каковы инновационные качества ЭОР (слайд 13)?

Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

К новым инновационным качествам ЭОР относится:

1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

- получение информации (демонстрация информационного модуля 007и «Превращение веществ - явления физические и химические»);

- практические занятия (демонстрация практического модуля 008п, лабораторная работа «Признаки химических реакций»);

- аттестация (контроль учебных достижений) (демонстрация контрольного модуля 008т, тест по теме «Чистые вещества и смеси».)

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию вне учебной аудитории таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовка к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективной учебной работы удаленных пользователей.

Что нового дают ЭОР учащемуся (слайд 14)?

Прежде всего - возможность действительно научиться.

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.

ЭОР позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений и навыков. Домашнее задание становиться полноценным, трехмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объемного голографического изображения.

С ЭОР изменяется и первый компонент - получение информации. Одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое - увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Древняя китайская пословица гласит:

«Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать, и я научусь».

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.

Что дают ЭОР учителю (слайд 15)?

Главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать. Учитель должен научиться разумно использовать ЭОР с пользой для учебного процесса и для каждого ученика.

Литература

1. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. - М.: Агентство «Социальный проект», 2007.

2. DVD-диски. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (2 диска.): 1 диск - предметы: биология, естествознание, математика, физика, химия. 2 диск - предметы: английский язык, география, история, мировая художественная культура и искусство, русский язык.

3. Журнал Завуч школы. - № 2. - М.: «Просвещение», 2007.

4. Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет (для основного общего и среднего (полного) общего образования, выпуск 2006 г., выпуски № 3 и № 4 за 2007. - М.: Федеральное агентство по образованию.

5. Мультимедийный обучающий комплекс «Органическая химия» (10-11 классы). Лицензионная компания «1 С» и Лаборатория систем мультимедия МарГТУ, 2003.

6. Мультимедийный обучающий комплекс «Общая и неорганическая химия» (10-11 классы). Лицензионная компания «1С» и Лаборатория систем мультимедия МарГТУ, 2003.

7. Ресурсы сети интернет: http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru, www.school-collection.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.