2. Башмаков, М.И. Классификация обучающих сред / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник // Школьные технологии. - 2000. -№ 3. - С. 135-146.
3. Башмаков, М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. - СПб., 1996. - 167 с.
4. Концепция модернизации российского образовании на период до 2010 года // Народное образование. - 2002. - № 4. - С. 254-269.
5. Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В.А. Красильникова // Информатика и образование. -2003. - № 4. - С. 21-27.
6. Крук, Л.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. festival.1september.ru.
7. Павлова, С.А. Информационно-технические средства обучения в начальной школе / С.А. Павлова, Р.Я. Трофимова // Начальная школа. - 2001. - №4. - С. 110-112.
8. Панюкова, С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий / С.В. Панюкова. - М.: изд-во ИОСО РАО, 1998. - 120 с.
9. Чиконина, Г.В. Информатизация как фактор обогащения образовательной среды сельской школы / Г.В. Чиконина // Информационные технологии в образовании: сб. науч.-метод. материалов. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2004. - С. 50-78.
10. Чиконина, Г.В. Использование компьютерной системы развития способностей в учебном процессе / Г.В. Чиконина // Применение новых технологий в образовании: Материалы XI Международной конференции. - Троицк: Тровант, 2000. - С. 79-80.
11. Яриков, В.Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе / сост. О.В. Рыбъякова. - Волгоград: Учитель, 2008.
Возможности использования ИКТ на уроках математики
Л.С. Кутасова ([email protected]), З.С. Таныгина ([email protected])
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3, п. Советский»
По данным исследований, в памяти человека остается одна четвертая часть услышанного материала, одна третья часть увиденного, одна вторая часть увиденного и услышанного. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет создать условия для повышения процесса обучения. Наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в жизни человека.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер помогает в умственном развитии ребенка.
Люди получают за свою жизнь огромное количество информации, однако, большую часть узнанного забывают. Многие люди мирятся с этим, считая, что хорошая память (особенно феноменальная) либо есть, либо ее нет. Но оказывается, что это совсем не так.
Мы предлагаем к рассмотрению новые приемы эффективного запоминания правил посредством создания необычных, нестандартных, ассоциативных, положительных образов, которые применяем при проведении учебных занятий по математике в 5-9 классах.
Для лучшего запоминания с давних пор используются мнемотехнические приемы. Их суть заключается в том, что информация, которую необходимо запомнить, определенным образом структурируется. Например, дату французской революции - 1789 год - легко запомнить, если обратить внимание на последовательность цифр: 7, 8, 9.
Рассмотрим важнейшие принципы мнемотехники. В основе развитой памяти лежат два основных фактора -воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Ассоциация - это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
Для эффективного запоминания правила необходимо привести созданную ассоциацию в движение. «Движение» помогает живо представить образ. Оно делает процесс запоминания не только простым, но и интересным. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными, смешными и нелепыми. Чем банальнее и скучнее будут ассоциации, тем они менее эффективны. И наоборот, чем абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Положительные и приятные образы запоминаются быстрее (они близки, доступны и понятны детям) и процесс запоминания приносит удовольствие.
Все методы обучения очень похожи на увлекательную игру. Есть дети, которые испытывают затруднения при изучении математики: абстрактные цифры, формулы и многое другое их часто пугают. Применяя образы, учащиеся с удовольствием занимаются математикой.
В учебниках математики правила для заучивания длинные. Для тех учащихся, чья память плохо развита, эти правила заучить наизусть трудно. Система образов помогает понимать, с легкостью воспроизводить научную информацию. Учащиеся качественно усваивают знания, у них лучше развиваются творческие способности, процесс запоминания материала становится более эффективным, т.к. задействовано не только левое полушарие головного мозга, отвечающее за логическое мышление, но и правое, способствующее развитию образного мышления.
Физиологи пришли к заключению, что при односторонней загрузке левого полушария головного мозга, ведающего речевыми функциями и абстрактным мышлением, уменьшается продуктивность умственного труда. Когда учение упирается только на логическое мышление, возможности мозга используются частично. Перенапряжение левой половины мозга оказывает тормозящее воздействие на его работу в целом. Активизация работы правого полушария представляет резерв повышения эффективности. Физиологи подчеркивают, что необходимо сочетать логическое мышление с образным.
Нововведением системы являются правила-образы в рисунках.
Образы, рисунки мы называем «запоминалки». Изучив правило в учебнике, мы помогаем увидеть его в рисунке, в образе. За время работы в школе у нас накопился свой материал для уроков математики.
Приведем примеры «запоминалок».
Тема. Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс).
Правило для заучивания в учебнике сформулировано следующим образом:
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
4) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Образ: запятая - это капля, которая стекает с лейки.
Тема. Деление на десятичную дробь (5 класс). Правило. Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
2) после этого выполнить деление на натуральное число.
Образ: запятые - это две обезьяны. У второй обезьяны (в делителе) есть цель - достать банан, который лежит за последней цифрой. Она пытается достать банан, в свою очередь первая обезьяна (в делимом) повторяет действия второй обезьяны, т.е. перепрыгивает через столько цифр, через сколько перепрыгнула вторая.
Тема. Округление чисел (5 класс).
Правило. Если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 5, 6, 7, 8 или 9, то стоящую перед ней цифру увеличивают на 1.
Если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 0, 1, 2, 3 или 4, то стоящую перед ней цифру оставляют без изменения.
Образ: цифры 0, 1, 2, 3, 4 называем «маленькими», а 5, 6, 7, 8, 9 - «большими». Отделяем забором разряд, до которого число необходимо округлить. Через забор могут перебраться только «большие» цифры, при этом цифра, стоящая перед забором, увеличивается на единицу.
Тема. Сложение чисел с разными знаками.
Правило. Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:
1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший;
2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше. Тема. Сложение отрицательных чисел.
Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:
1) сложить их модули;
2) поставить перед полученным числом знак «-».
Образ: черные шашки - это отрицательные числа, белые шашки - положительные. Правила игры: шашка одного цвета «съедает» шашку другого цвета. Выигрывает тот, шашек какого цвета осталось больше.
Тема. Приведение дробей к общему знаменателю. Правило. Чтобы привести дроби к общему знаменателю, надо:
1) найти наименьшее общее кратное знаменателей этих дробей, оно и будет их наименьшим общим знаменателем;
2) разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей, т.е. найти для каждой дроби дополнительный множитель;
3) умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель.
Образ: рисуем домики, обращаем внимание на дополнительные множители, которые сидят на крыше.
Тема. Решение уравнений.
Правило. Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.
Образ: знак «=« - это река, а знак слагаемого «+» или «-» это одежда. Слагаемое переплывает реку и меняет сырую (например, плюсовую) одежду на сухую (минусовую).
Тема. Модуль числа.
Правило. Модуль числа не может быть отрицательным. Для положительного числа и нуля он равен самому числу, а для отрицательного - противоположному числу.
Образ: модуль - это баня, а знак «минус» - грязь. Оказываясь под знаком модуля, отрицательное число «моется» и выходит без знака «минус» - чистым. В бане могут «мыться» (т.е. стоять под знаком модуля) как положительные, так и отрицательные числа.
Тема. Подобные слагаемые.
Правило. Чтобы сложить (или говорят: привести) подобные слагаемые, надо сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть.
Образ: рисуем лица. Девочек «складываем» с девочками, мальчиков - с мальчиками.
Тема. Неравенства.
Образ: Когда начинаем изучать неравенства, то у учащихся появляется сложность заштриховать необходимую часть луча. Чтобы ребятам было понятнее, какую часть луча штриховать, дорисовываем знак неравенства до стрелки. Стрелка указывает направление штриховки.
Образ: особую роль играют «человечки» («положительный» и «отрицательный»), позволяющие наглядно моделировать «Математическое сложение положительных и отрицательных чисел « в 6 классе.
Ассоциативные образы помогают прочно усваивать изучаемый материал, быстро вспоминать правило. Ученикам достаточно назвать ключевое слово, например, «обезьяна», как они вспоминают правило деления десятичных дробей; слово «забор» подсказывает правило округления десятичных дробей. Результаты сравнительного анализа показывают, что в классах, где был использован данный прием запоминания правил, качество знаний возросло в среднем на 10 %.
Гораздо больше людей сомневаются в своей памяти, чем доверяют ей. Чем меньше доверяют, тем меньше хотят ею пользоваться. Чем меньше пользуются, тем меньше она работает и, как следствие, доверяют ей еще
меньше. Казалось бы, это замкнутый круг, но ситуацию можно изменить. В своей работе мы используем следующие положительные утверждения:
• Все люди имеют память.
• Память - это функция мозга.
• Мозг работает, как и другие органы, а значит, его можно тренировать.
• Чем чаще вы обращаетесь к памяти, тем легче информация удерживается и сохраняется в ней.
Использование современных образовательных
электронных ресурсов на уроках химии
М.В. Логинова ([email protected])
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Йошкар-Олы»
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем виде к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или СБ-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.
Эффективное использование ЭОР с пользой для учебного процесса возможно в том случае, когда кабинет оснащен современными техническими средствами обучения.
Благодаря помощи администрации школы, помощи спонсоров, наших выпускников в кабинете химии имеются: компьютер, проектор, кодоскоп, телевизор и видеомагнитофон.
Собрана богатая библиотека электронных образовательных ресурсов:
- видеокассеты с учебными фильмами;
- школьный химический эксперимент на СБ и БУО-дисках и видеокассетах;
- весь комплект ЭОР нового поколения с 8 по 11 классы.
Опыт использования современных образовательных ресурсов:
1. Использование видеофильмов.
Тематические видеофильмы используются мной на уроках обобщения или введения в новую тему, иногда фрагментарно для определенной части урока.
2. Использование видеоопытов на уроке.
С 2002 года я начала использовать в своей работе мультимедийные образовательные ресурсы. Ресурсы сети интернет позволили мне создать копилку всех химических опытов для учащихся с 8 по 11 классы, о которых говорится в школьных учебниках. Эти ресурсы помогают мне решать многие проблемы во время проведения урока:
• Демонстрация химических опытов с помощью проектора на большой экран позволяет увидеть опыт не только ученикам, сидящим на первых партах, но и на последних.
• Демонстрировать химические эксперименты, для проведения которых требуются реактивы, запрещенные для использования в школьных кабинетах химии и лабораториях.
• Сложной проблемой в сегодняшнее время стало приобретение некоторых химических реактивов для школы. Приобретение реактивов стало дорогим удовольствием.
• В последние годы появилась еще одна проблема. В школу приходят ученики с различными аллергическими заболеваниями, очень восприимчивые к различным запахам. Видеоопыты помогают решить эту проблему. (Демонстрация видеоопыта «Непрочность ацетиленидов металлов»).
В то же время основные обязательные школьные эксперименты обучающиеся выполняют сами, так сказать в «живую, чтобы почувствовать химию своими руками, увидеть своими глазами и почувствовать своим носом».
В 2008 году Управлением образования администрации городского округа «город Йошкар-Ола» проводился I городской смотр-конкурс кабинетов химии с целью изучения и анализа материально-технической базы кабинетов школ города Йошкар-Олы. По итогам смотра-конкурса кабинет химии нашей школы занял I место (приказ УОА № 159 от 21.03.2008 года) (слайд 5).
3. Использование современных мультимедийных образовательных учебников (комплексов).
Использование мультимедийных обучающих комплексов «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия» на факультативных занятиях по химии в классах медицинского профиля позволяет учащимся