Научная статья на тему 'Использование интернет-ресурсов в преподавании английского языка'

Использование интернет-ресурсов в преподавании английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1774
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовина Людмила Вениаминовна

Образовательные ресурсы сети Интернет предназначены для использования учителями английского языка и школьниками в учебном процессе, во внеучебной и внеурочной работе, в целях углубления знаний и самостоятельного изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-ресурсов в преподавании английского языка»

Использование интернет-ресурсов в преподавании английского языка

Садовина Людмила Вениаминовна (sadovinalv@yandex.ru)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Йошкар-Олы»

Образовательные ресурсы сети Интернет предназначены для использования учителями английского языка и школьниками в учебном процессе, во внеучебной и внеурочной работе, в целях углубления знаний и самостоятельного изучения иностранного языка.

Пассивность ученика является величайшем грехом с научной точки зрения, так как берет за основу ложное правило, что учитель - это все, а ученик - ничто...

Л. С. Выготский

Мы - учителя 21 века, века информационных технологий, которыми каждый из нас должен обязательно владеть. Они дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Несомненно, умелое использование ИКТ позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным. Уроки, проведенные в компьютерном классе, надолго запоминаются учащимся, они современны и интересны. Учитель может научить ребенка грамотно использовать и компьютер, и Интернет, показать, что они являются не только игрушкой и средством общения с друзьями, но и рабочими инструментами.

Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагает не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особого вида подготовки. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении английскому языку.

Прежде всего, необходимо сказать, что Интернет содержит различную информацию: разнообразные технические руководства, художественную литературу, миллионы иллюстраций, сокровища крупнейших библиотек, уникальные репродукции, самые свежие выпуски газет, научные статьи, посвященные новейшим разработкам, расписание поездов, прейскуранты различных магазинов, прогноз погоды, программы телепередач, коллекции видео- и звукозаписей... Вся эта информация, представленная на английском языке, помогает нам заинтересовать учеников на уроках.

В учебно-воспитательном процессе Интернет используется в следующих направлениях:

■ поиск информации;

■ создание веб-страниц и веб-сайтов;

■ создание мультимедиа-презентаций;

■ тестирование;

■ подготовка к егэ;

■ групповая и самостоятельная работа;

■ проектная деятельность;

■ участие в олимпиадах и конкурсах

■ участие в дистанционных курсах.

Каждый учитель использует образовательные ресурсы сети Интернет. В помощь учителю созданы следующие сайты:

http://www.ege.edu.ru - ЕГЭ;

http://window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам; http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://www.fio.ru - Федерация интернет-образования;

http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»; http://edu.1september.ru/?info=2 - Дистанционные курсы; http://www.eidos.ru - Центр дистанционного образования.

Работая по УМК «Английский язык нового тысячелетия» для 5 класса (четвертый год обучения) под редакцией Деревянко Н. Н., Жаворонкова С. В., Карпова Л. Г. и др., мы постоянно обращаемся к сайту Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), который содержит: демонстрационные материалы, методические рекомендации, книгу для учителя, книгу для ученика, мультимедийное приложение, электронную рабочую тетрадь. Мультимедийное приложение включает 143 ресурса в формате Flash, которые можно использовать как для введения, так и для закрепления новых лексических и грамматических структур. Они интерактивны и помогают создать на уроке игровую атмосферу.

Новизна данного УМК, как подчеркивают авторы, заключается в использовании современных информационных и коммуникационных компьютерных технологий и демонстрации следующих преимуществ использования ИКТ в процессе обучения английскому языку:

- обеспечение интерактивности обучения;

- возможность создания естественной языковой среды и использования более эффективных средств для развития речевых навыков учащихся;

- вариативность объема учебного материала и уровней его подачи;

- возможность поддержания интереса и мотивации учащихся;

- возможность работы в большом, разноуровневом классе;

- организация дифференцированного обучения с учетом различных индивидуальных типов мышления и учебных стилей учащихся.

Разнообразие в нашу работу вносят открытые образовательные модульные мультимедиа-системы (ОМС), разработанные Федеральным центром информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru). Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа-продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Электронные учебные модули разработаны в трех видах: информационные, практические, контрольные. Выбор модуля зависит от целей их использования. Основные функции использования ОМС:

• повышение мотивации учащихся;

• предъявление нового материала;

• закрепление, обобщение и систематизация знаний;

• контроль знаний;

• самоконтроль знаний.

Для учителей, преподающих английский язык в начальной школе, очень полезны сайты британских организаций, которые занимаются образовательной деятельностью. Сайт http://www.mes-english.com/ содержит

следующие разделы: flashcards, workshets, phonics, videos, games, curriculum, certificates, coloring, projects, forums.

Лексика представлена в виде флеш-карт по различным темам, которые изучают на уроках английского языка. Рисунки - яркие, красочные, разных размеров. Изображения соответствуют возрасту детей младшего возраста.

Для лучшего запоминания лексических единиц можно использовать различные виды игр: домино, пазлы, кроссворды, множественный выбор слов, соответствие слов и изображений и т. д. Данные игры формируются в разделе «Worksheets» по изученной лексике.

Для учащихся средних и старших классов будет полезно обратиться к сайту http://www.woodlands-junior.kent.sch.uk/. Данный сайт разработан и обновляется английской школой и содержит информацию страноведческого характера. На данном сайте можно познакомиться с историей и географией Британии, королевской семьей, британской культурой, обычаями и традициями британцев, их национальными праздниками, памятниками архитектуры. Школьные новости можно обсудить с учащимися, используя раздел «School News». Интерактивные игры размещены в разделе «Homework Help».

Если говорить о способах использования Интернет в обучении иностранным языкам, можно выделить следующие как наиболее эффективные:

- переписка по электронной почте со сверстниками-носителями языка и изучающими английский язык как иностранный в других странах (возможность изучения другой культуры);

- участие в телекоммуникационных международных проектах (повышение уровня владения языком, развитие общего кругозора, получение специальных знаний для выполнения конкретного проекта);

- участие в тестовых и голосовых чатах;

- участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании (возможность получить объективную оценку знаний, самоутвердиться, подготовиться к экзаменам);

- возможность оперативной бесплатной публикации творческих работ учащихся (возможность самоутверждения);

- получение самообразования на курсах бесплатного или платного дистанционного обучения, включая обучение в ведущих британских учебных заведениях;

- информационные сайты, которые не ставят своими целями образовательный аспект, но могут служить в качестве аутентичных источников. На таких сайтах можно найти информацию о фильмах, музыкальных группах, тенденциях в современном обществе.

Продолжая тему активного использования интернет-технологий нельзя не отметить, что наши ученики участвуют в различных дистанционных олимпиадах, расположенных по адресам: http://lomonosov.msu.ru/ - олимпиада «Ломоносов»; http://www.macmillan.ru/ - олимпиада для школьников;

http://abiturient.ksu.ru - Межрегиональная предметная олимпиада Казанского университета; http://olimp.hse.ru - Межрегиональная олимпиада школьников.

А участие учителей в методических интернет-объединениях позволяет нам обмениваться мнениями и идеями с коллегами всей страны и земного шара. http://www.it-n.ru/ http://som.fsio.ru/ http://www/englishteachers.ru/

Готовясь к уроку, учитель должен помнить, что он - не единственный источник информации. Учитель организует поиск учащимися информации. Учитель - инициатор новых форм взаимодействия, организатор дискуссий и обсуждений. А ученик - не пассивный участник учебного процесса, а активный участник исследования, обсуждения, дискуссии. Ученик осуществляет поиск необходимой информации и демонстрирует результаты своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.