Научная статья на тему 'Летняя компьютерная школа'

Летняя компьютерная школа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаховская Ирина Станиславовна

Летняя компьютерная школа – это форма организации летнего отдыха, обучение и развитие ИКТ-компетентностей, оздоровление и нравственное воспитание, создание условий для социализации детей и подростков. В этой статье описана подробная информационная карта летней компьютерной школы «КоШко» ЗАТО Первомайский Кировской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Летняя компьютерная школа»

74

ИТО Марий Эл -2010

Использование ИКТ на занятиях по этикету

Жахбарова Алла Николаевна (surgaleva@rambler.ru)

ГОУРМЭ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» имени Иштриковой Т.В.», г. Йошкар-Ола

Аннотация

Оснащение школ современной компьютерной техникой открывает перед учителями и воспитателями новые возможности в области образования и учебной деятельности. При умелом использовании компьютерных технологий не составит большого труда наглядно и ярко преподнести учащимся любой материал. В нашей гимназии все учителя и воспитатели пользуются ИКТ в своей повседневной работе. Это позволяет любое занятие, урок, внеклассное мероприятие сделать привлекательным, информативным и современным.

В преподавании этикета компьютерные технологии могут быть использованы на всех этапах занятия: при повторении пройденного, изучении нового материала, закреплении, контроле. Восприятие нового материала учащимися во многом зависит от уровня иллюстративности. И именно применение ИКТ дает учителю возможность повысить этот уровень. Программное обеспечение интерактивной доски позволяет нам при необходимости прямо на занятии искать материал в Интернете, заглянуть в энциклопедию по этикету Кирилла и Мефодия, открыть презентацию, включить видеофрагмент и т. д. Все, что есть на компьютере можно продемонстрировать детямили показать на интерактивной доске. У учащихся развивается наглядно-образное мышление, их внимание лучше удержать. При проведении занятий с цифровыми информационными ресурсами учитель может охватить большой объем дополнительного материала.

Используя ресурсы Интернета и программу Microsoft Power Point, учитель создает презентации, викторины по этикету, которые использует в своей работе. При изучении темы «Вежливость» мы с ребятами разработали проект «Почему вежливость ничего не стоит, но много дает». Благодаря возможности использовать интернет-ресурсы, дети смогли просмотреть большой объем материала на заданную тему. Они с интересом искали и изучали высказывания великих людей о вежливости и выбирали наиболее понравившиеся. Ребята составляли план действий, разрабатывали анкеты по правилам этикета, проводили опрос среди учеников гимназии. Итоги своей работы они продемонстрировали на интерактивной доске в виде презентации. Все пришли к общему выводу, что ничего не стоит быть вежливым. Но вежливость много дает: друзей, знакомых, успехи в жизни и карьере. Быть вежливым не только нужно, даже выгодно. При изучении тем речевого этикета, демонстрируем учащимся на интерактивной доске видеофрагменты из кинофильмов и мультфильмов. В любой момент демонстрацию можно оста -новить или повторить фрагмент. Особый интерес у детей вызывает проверка знаний в виде викторин по этикету. Удобно викторины оформлять как презентации, материал каждого курса располагать на отдельных слайдах. Благодаря использованию ИКТ конкурсы можно сделать интерактивными, использовать анимацию и звуковые эффекты. Такое яркое разнообразное оформление повышает эффективность занятий, способствует росту интереса детей к предмету, высокому уровню усвоения знаний учащимися.

Использование ИКТ дает возможность учителям и воспитателям осуществлять процессы обуче -ния и воспитания на более высоком уровне. Чередование различных видов деятельности на занятиях позволяет исключить быструю утомляемость детей, повысить их активность. При применении цифровых образовательных ресурсов профессиональная деятельность самих педагогов становится более интересной и насыщенной.

Летняя компьютерная школа

Жаховская Ирина Станиславовна (school2zato@yandex.ru)

МОУ СОШ № 2 закрытого административно-территориального образования, г. Первомайский Кировской области

Аннотация

Летняя компьютерная школа - это форма организации летнего отдыха, обучение и развитие ИКТ-компетентностей, оздоровление и нравственное воспитание, создание условий для социализации детей и подростков. В этой статье описана подробная информационная карта летней компьютерной школы «КоШко» ЗАТО Первомайский Кировской области.

Наша школа находится на территории закрытого административно-территориального образования Первомайский Кировской области. Это единственное общеобразовательное учреждение на территории

ЗАТО. Школа находится в 70 км от областного центра, что накладывает свои отпечатки на информационное развитие детей. Дополнительные трудности создает закрытость военного городка, большая миграция населения (большинство семей военнослужащих).

В 2008 году был разработан и внедрен в жизнь проект «Летняя компьютерная школа «КоШко».

Идея данного проекта возникла не случайно. Из года в год в школах организуются мероприятия по информатике и информационным технологиям.

В нашей школе это и компьютерный клуб «ЬапРаЛу», и традиционные ежегодные соревнования по киберспорту, и исследовательские работы, например, по теме «Рынок труда и образовательных услуг ЗАТО Первомайский» (экономика + информатика), и конкурс компьютерного рисунка (ИЗО + ИКТ), и фотовыставка, и фестиваль видеофильмов и прочее.

Такая деятельность обычно осуществляется во время учебного года, то есть с сентября по май, а летом дети предоставлены сами себе, будто бы о них забыли. Конечно же, можно отправить ребенка летом в оздоровительный лагерь, а с сентября снова начинать работу по привлечению учащихся к работе компьютерного кружка, организации детского коллектива.

Так и возникла идея организации летней компьютерной школы, которая явилась логическим продолжением деятельности учителя по вовлечению ребят к познанию компьютерных технологий и организации свободного времени. Была создана программа, которую одобрили администрация школы и Собрание депутатов ЗАТО Первомайский. При их основной поддержке и был реализован данный проект.

Название летняя компьютерная школа «КоШко» получила от сокращения слов КОмпьютерная и ШКОла.

Что такое ЛКШ «КоШко»? Это форма организации летнего отдыха, обучение и развитие ИКТ-компетентностей, оздоровление и нравственное воспитание, создание условий для социализации детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет.

Символ школы - кошка, умное, самостоятельное животное, способное быстро оценить обстановку и принять решение.

У школы есть свой логотип, флаг и гимн.

Целями и задачами проекта ЛКШ «КоШко» являются:

- организация летнего отдыха детей и подростков ЗАТО Первомайский Кировской области;

- развитие информационных компетентностей у детей и подростков, интереса к углубленному изучению информатики, к возможностям современных информационных технологий;

- выявление талантливых, заинтересованных в овладении информатикой и информационными технологиями детей и подростков;

- создание условий для развития интереса к учебному процессу средствами информационных технологий у учащихся с различной мотивацией к обучению, всестороннее развитие, нравственное воспитание, создание условий для социализации учащихся.

Основное содержание и сроки действия программы. Проект рассчитан на три сезона. Каждый сезон включает в себя подготовительный, основной и заключительный этапы.

Для проведения летней компьютерной школы, в которой обучаются и воспитываются дети с разными социальными условиями жизни и разным уровнем подготовленности по информатике необходима тщательная подготовка. Поэтому от работы на подготовительном этапе реализации программы зависит то, как пройдет работа ЛКШ и как сложатся отношения среди участников проекта. Тщательно разрабатываются образовательная и воспитательная программы ЛКШ, которые переплетаясь, дополняют друг друга.

Основным этапом реализации программы является очный этап ЛКШ, который проходит летом. За две недели работы предметного лагеря учащиеся получают новые знания из области информационных технологий, имеют возможность развивать логическое мышление на обучающих занятиях.

Обучающие занятия. Преподавание ведется по авторским разработкам педагогов школы, занятия проходят в увлекательной форме. Темы занятий:

- совершенствование работы в текстовом редакторе и по созданию мультимедийных презентаций;

- решение и составление различных видов логических задач;

- возможности применения полученных знаний и умений по ИКТ при изучении других школьных дисциплин;

76

ИТО Марий Эл -2010

- изучение тем, не входящих в школьный курс (основы работы с инженерной графикой, основы создания и обработки фотографий и видео и др.).

Обучающие занятия не дублируют знания, получаемые учащимися на уроках информатики и ВТ, а базируются на них. Основная идея занятий - использование возможностей ИКТ в обычной жизни. Первый год - общие сведения о компьютерной технике, создание и обработка текстовых документов, презентационного материала и иллюстраций. Второй год - создание и обработка фотографий на компьютере, создание реклам, коллажей. Третий год - создание видеороликов и анимации.

Кроме обучающих занятий в течение двух недель с учащимися проводятся воспитательные мероприятия нравственно-эстетической и спортивно-оздоровительной направленности. При этом мероприятия планируются таким образом, чтобы во время подготовки и проведения учащиеся использовали знания, полученные на учебных занятиях. Среди них фотостори, фотокросс, сканография и другие.

Ребята учатся уважительному отношению друг к другу и окружающим вне зависимости от их жизненного статуса, а также учатся самопознанию, самооценке, самоопределению в различных жизненных областях.

Это познавательные игры из цикла «Берегись бед, пока их нет!» («Пивной алкоголизм», «Жизнь с наркотиками»), спортивно-развлекательные игры, мастер-классы, познавательные игры серии «Что? Где? Когда?», занятия в «Поэтическом цехе», «Театре эстрадных миниатюр» и другие. На протяжении всей смены детям прививаются навыки гигиены, самообслуживания, бережного отношения друг к другу; они учатся бесконфликтному общению, жизнелюбию, гуманизму, умению жить и развиваться в коллективе.

На основном этапе для учащихся создаются все условия для развития творческих и деловых качеств.

Заключительным этапом программы становится заочный этап компьютерной школы, который проходит осенью во время учебного года с сентября по ноябрь. В этот период ученики выполняют итоговые самостоятельные творческие задания, в которых отражены все их вновь полученные умения и навыки за время обучения в «КоШко». Преподаватели проводят индивидуальные и групповые консультации, как при личных контактах, так и дистанционно, используя возможности Интернета. Тем самым совершенствуя навыки работы учащихся в глобальной сети.

Участники программы:

• Ученический коллектив: учащиеся МОУ СОШ № 2 ЗАТО Первомайский в возрасте от 10 до 17 лет. Группы определяются оргкомитетом по возрасту.

• Преподавательский коллектив школы набирается из числа практикующих педагогов образовательных учреждений ЗАТО Первомайский и г. Кирова.

• Помощники воспитателей - из числа учащихся школы.

• В работе ЛКШ по приглашению оргкомитета или личной инициативе участвуют организации: клуб физического развития населения «Прогресс», Отделение внутренних дел, ГИБДД, ОАО «Автобус», администрация ЗАТО Первомайский, войсковая часть 44200.

Материально-техническое обеспечение программы. Работа ЛКШ «КоШко» проходит на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 закрытого административно-территориального образования Первомайский Кировской области. Для работы школы используются: 2 компьютерных класса, ноутбуки, мультимедийное оборудование, актовый, спортивный и тренажерный залы, 2 учебных кабинета, музыкальная аппаратура, караоке-центр, фотоаппараты и видеоаппаратура.

Полученные и ожидаемые результаты:

- организованный отдых детей и подростков от 10 до 17 лет во время летних каникул;

- приобретение учащимися дополнительных знаний в области информатики и ИКТ, которые впоследствии используются детьми при изучении других школьных предметов и в жизни;

- приобретение практических навыков общения детей вне зависимости от их социального статуса и статуса их родителей, удовлетворение потребностей в общении участников проекта, уважительное отношение друг к другу и окружающим;

- отсутствие правонарушений, совершаемых учениками школы в летний период;

- получение правовых знаний учащимися;

- участие учеников ЛКШ в работе школьного компьютерного клуба «LanParty» и работе видеомастерской клуба во время учебного года;

- учащиеся школы - дипломанты Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», дипломанты Всероссийской детской телекоммуникационной конференции увлечений «Ум@ник», дипломанты и участники областного кинофестиваля «Дебют» и районного фестиваля короткометражных фильмов «КИНО-шанс»;

- творческие работы учащихся.

Перпективы. В развитии деятельности летней компьютерной школы планируется проведение семинаров и мастер-классов для родителей учащихся, а также организация дистанционного обучения.

Использование интернет-ресурсов в обучении английскому языку

Загайнова Наталья Анатольевна, Иерусалимская Анна Александровна (ieanna@yandex.ru)

ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация

Интернет является незаменимым и уникальным помощником в работе преподавателя иностранных языков, а также в самостоятельном изучении языков. Возможности использования интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой студентам и преподавателям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодежи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т. д.

Как информационная система Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Интернет - это неисчерпаемый источник различных материалов для чтения (в первую очередь), письма, говорения, аудирования, по грамматике и страноведению.

Обучение аудированию. http://www.esl-lab.com Randall ESL Cyber Listening Lab (американский вариант). Эта широко известная ссылка является образцовой, с точки зрения методики, организации интернет-ресурсов для занятий по развитию навыка аудирования. Упражнения, представленные на сайте интерактивны, поэтому их очень удобно давать в качестве самостоятельной (домашней или аудиторной работы). Каждая аудиозапись сопровождается интерактивным тестом, при помощи которого можно измерить уровень понимания речи на слух. Все аудиозаписи поделены на три уровня сложности: Easy, Medium и Difficult.

Обучение чтению. Этот аспект крайне разнообразно представлен в сети, поскольку он значительно выигрывает, когда им занимаются самостоятельно в интерактивном режиме. В Интернете можно найти множество полных интерактивных курсов по развитию навыка чтения и еще больше отдельных упражнений, собранных в циклы соответственно тематике, уровню сложности, виду чтения, цели, типу интерактивного теста и пр. http://www.bbc.com - это один из интереснейших сайтов для изучающих английский язык.

Обучение письму. Создание совместных учебных проектов.

Учащиеся не просто делятся информацией с партнерами с разных концов земного шара, а совместно работают над каким-либо проектом: выбирается тема, разрабатываются методы исследования, создается свой стенд, куда и помещаются полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже предложенных кем-то на лист-сервере или поместить туда свою и ждать ответных контактов.

^рановедение. Трудно переоценить те возможности, которые дает Интернет преподавателю и студенту в подготовке уроков, посвященных страноведению. Все от географических карт до описа -ния исторических событий, биографии знаменитых людей, фотографии, викторины по страноведению, разработки уроков и т. д. можно отыскать в Интернете.

К примеру, на официальном сайте Британской королевской семьи (www.royal.gov.uk) можно найти фотографии всех членов королевской семьи, семейное древо, фотографии и информацию о дворцах и замках, принадлежащих королевской семье и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.