Научная статья на тему 'Современный учитель – ключевая фигура для введения информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду школы'

Современный учитель – ключевая фигура для введения информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канянина Татьяна Ивановна, Власова Галина Сергеевна

В статье представлен опыт Первомайской школы No 2 Нижегородской области по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду школы и о позитивном влиянии на этот процесс образовательных инициатив Intel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канянина Татьяна Ивановна, Власова Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный учитель – ключевая фигура для введения информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду школы»

подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, что налагает определенные требования на организацию учебного процесса. Прежде всего, каждый ребенок имеет свой тип темперамента, который необходимо учитывать при выборе темпа и режима работы. Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы детей: одни имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой, третьи - зрительно-двигательный и т. д. У одних наглядно-образное мышление, а у других - абстрактно-логическое. Поэтому необходимо подавать учебный материал в такой форме, при которой будут задействованы все органы чувств учащихся. При обычных способах организации учебного процесса индивидуализация учебной работы весьма затруднена. Данную проблему можно решить с помощью использования электронных средств обучения. Применение компьютера в начальной школе регулируется двумя требованиями: гигиеническими и учебно-методическими [2, 3].

Для эффективного обучения информатике младших школьников необходимо учитывать закономерности возрастного развития и индивидуальные особенности детей.

Литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: ТЦ Сфера, 2002. 464 с.

2. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118 // Российская газета. - 2003. № 120 (3234).

3. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе // Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе / Ю.А. Аверкин, Н.В. Матвеев, Т.А. Рудченко, А. Л. Семенов. М., 2004. С. 14-19.

Современный учитель - ключевая фигура для введения

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ШКОЛЫ

Канянина Татьяна Ивановна (tkanyanina@gmail.com), Власова Галина Сергеевна (vlasova38@yandex.ru)

«Нижегородский институт развития образования» (ГОУДПО НИРО), МОУ СОШ № 2, г. Первомайск, Нижегородская область

Аннотация

В статье представлен опыт Первомайской школы № 2 Нижегородской области по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду школы и о позитивном влиянии на этот процесс образовательных инициатив Intel.

«Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы»

(Наша Новая Школа)

Развитие современного общества определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителей в соответствии с задачами модернизации российского образования. «Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» (Концепция модернизации российского образования). Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» - к «знаю, умею и могу применять на практике». Одним из приоритетных методов является метод проектного обучения.

Муниципальное образовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа № 2» Нижегородской области имеет все предпосылки для внедрения и использования современных

информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. В первую очередь это касается материально-технической базы школы. На 1 января 2010 года модернизированы технически устаревшие компьютеры и приобретены новые. Для проведения уроков, внеклассных мероприятий и занятий дополнительного образования с компьютерной поддержкой созданы все условия: имеется локальная сеть, где к единому серверу подсоединены три компьютерных кабинета, приемная, учительская, учебная часть, кабинет директора; имеется локальная сеть для электронного документооборота для администрации. Вся локальная сеть имеет выход в Интернет. На каждом ПК стоит контент-фильтр, ограничивающий доступ к запрещенным сайтам. В двенадцати предметных кабинетах имеется компьютер, проектор, экран для проведения уроков с компьютерной поддержкой, в пяти кабинетах школы установлены интерактивные доски.

Постоянно обновляются материалы школьного сайта (http://pervomay-school2.narod.ru/). Учителя и учащиеся школы имеют собственные методические разработки, которыми пополняют школьную методическую копилку и собственные портфолио. Педагоги школы - разработчики персональных сайтов и активные участники школьного сайта в Интернете, материалы с которых используются в учебно-познавательной деятельности школьников. Для обработки и подготовки необходимых материалов персональные компьютеры имеются в кабинетах психолога, социального педагога, библиотеке. В школе очень хороший кадровый потенциал. За последние 5 лет численность учителей школы, умеющих работать на персональных компьютерах в профессиональных целях, увеличилось в 5 раз и составила 98 %.

Обратимся к расшифровке основных понятий ИКТ-компетентности. ИКТ-грамотность это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. Под «уверенным владением» следует, прежде всего, понимать умение применять навыки ИКТ-грамотности в решении разного рода практических информационных задач. С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни постоянно: делая покупки, бронируя гостиницы, выбирая лекарства, создавая статью и т. д., и т. п. В процессе решения задачи каждый из нас проходит определенные этапы работы с информацией (определение информации, управление информацией, доступ к информации, интеграция информации, оценка информации, создание информации, передача информации).

ИКТ-компетентностью является «общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школь -ных уроках, а не только на уроках информатики». Каждый педагог в действительности должен заниматься решением проблемы подготовки ИКТ-компетентных граждан современного информационного общества.

В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для ее формирования: компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Подавляющее большинство педагогов-предметников считает, что задача формирования ИКТ-компетентности школьников лежит на учителях информатики. Видимо, очень прочной оказалась эта семантическая связка между названием предмета и видом компетентности. Задача учителя сегодня - попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету, внести в канву традиционных умений по предмету те, которых сегодня требуются учащимся, в частности, умения, составляющие ИКТ-компетентность. Еще одним условием подготовки ИКТ-компетентных граждан является высокий уровень ИКТ-компетентности самих учителей.

Повышению ИКТ-компетентности учителей способствовала участие школы в образовательных программах Intel, внедряемых в Нижегородском регионе Нижегородским институтом развития образования.

В 2009 году, педагог начальных классов М.А. Гринина, прошедшая обучение как тьютор по программе «Обучение для будущего. Курс для начинающих» обучила большинство педагогов школы по программе Intel «Введение в информационные и образовательные технологии 21 века».

В 2008-2009 гг. прошли обучение по программе Intel «Обучение для будущего» разные категории учителей нашей школы. Программа Intel «Обучение для будущего» оказала влияние на улучшение преподавания всех предметов школьного стандарта, способствовала внедрению передовых информационно-коммуникационных и педагогических технологий в практику работы учителей школы. Так, учителями нашей школы разработаны и реализованы проекты по экономике «Бюджет в семье» (автор М.А. Лалыкина), по математике «Наследие великого Эйлера» (автор Н.Л. Фалина), по информатике «В мире чисел» (автор Н.В. Калеева) и другие.

Отправным моментом к широкому использованию педагогами и школьниками ИКТ-технологий стала образовательная программа корпорации Intel «Путь к успеху», которая реализуется в нашей школе с 2007-2008 учебного года.

Г.С. Власова, заместитель директора по УВР, в январе 2007 года прошла обучение по программе Intel «Путь к успеху» и, став фасилитатором (тьютором) программы, обучила более 100 учащихся школы. С апреля 2008 года Власова Галина является региональным тренером программы Intel «Путь к успеху», под ее руководством прошли обучение по данной программе 15 педагогов Первомайского района Нижегородской области.

В настоящее время по программе «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» в школе работает три кружка, в том числе один - с детьми, состоящими на учете в милиции, один кружок работает по программе «Путь к успеху. Технологии и профессия». Педагоги школы, учителя начального звена Л.Б. Горынина, В.И. Вострова, учитель информатики А.В. Титов, учитель экономики М.А. Ла-лыкина в настоящее время ведут занятия, активно продвигая программу в стенах школы, участвуя вместе с воспитанниками в различных муниципальных и региональных конкурсах проектов.

В январе и мае 2008 года состоялись первые защиты детских работ по программе Intel «Путь к успеху», способствующие развитию проектной деятельности в школе.

В декабре 2008 года прошла районная конференция «Живи, родник, живи!», она продемонстрировала не только ИКТ-компетентность учащихся и педагогов района, но и развитие социальных компетенций, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в развитии своего местного сообщества (например, проект «У истоков Алатыря» учащихся Первомайской СОШ № 2).

В марте 2009 года в школе проходила научно-практическая конференция по защите проектов, подготовленных учащимися под руководством педагогов «Первые шаги». Всего было просмотрено 19 проектов, из них 17 учебных и 2 социальных. Все проекты были отмечены и получили достойную оценку. Они находятся в школьном медиацентре, где любой желающий может с ними ознакомиться и использовать их по мере необходимости в свое профессиональной или учебной деятельности.

В декабре 2009 года состоялась конференция «Ее величество вода!». Проекты, разработанные в рамках одной темы «Вода», были представлены учителями всех методических объединений в рамках учебных тем по предметам. Обобщенная тема учителей начальной школы «Вода в устном народном творчестве», учителей истории «Водные сражения» и т. п. Темы некоторых из них: «Тема воды в поэме Пушкина «Медный всадник»« (автор И.Л. Гущина, учитель литературы и русского языка), «Образ водной стихии в поэзии романтиков» (автор Т.В. Глухова, учитель литературы и русского языка), «Ее величество вода» (автор В.И. Вострова, учитель начальных классов), «Окрыленная вода» (автор А.В. Бантурова, учитель начальных классов), «Умная вода» (автор А.В. Бантурова, учитель начальных классов), «Без воды нет жизни» (автор В.Н. Гераськова, учитель начальных классов), «Вода в устном народном творчестве» (автор Е.В. Харитонова, учитель начальных классов) и другие.

Первомайская СОШ № 2 является участником многих региональных конкурсов учебных и социальных проектов. Проект Лалыкиной М.А. и команды школьников «Детский мир» стал победителем пятого конкурса социальных проектов по программе Intel «Путь к успеху», проект Л.Б. Горыниной «И славен Первомайск людьми» стал лауреатом этого же конкурса, проект М.А. Грининой «Алгоритм не роскошь, а средство достижения цели» стал участником регионального конкурса учебных проектов по программе Intel «Обучение для будущего».

Внедряя с 2006 года ИКТ в учебно-воспитательный процесс школы, можно видеть хорошие результаты по использованию ИКТ-технологий школьниками. Во-первых, все старшеклассники умеют работать на персональных компьютерах и использовать сеть Интернет в различных целях, включая учебные. Мотивы профессионального применения современных ИКТ вызывают у школьников желание

использовать возможности Интернета при решении разных учебных задач, включая задачи по расширению и углублению информационно-коммуникативной компетенции школьников. Во-вторых, школьники участвуют в международных проектах, связанных с использованием ИКТ в учебно-познавательной и воспитательной деятельности. Участие в сетевом проекте «Дом, в котором я живу», организованном НИРО и корпорацией INTEL, принесло победу ученице 3-го класса - Фалиной Светлане. В-третьих, учащиеся под руководством учителей создают дополнительные учебные материалы для школьной медиатеки.

Внедрение ИКТ в деятельность учителей проводилось в форме выступлений на школьных педсоветах, семинарах, заседаний ШМО. Школа стала ресурсным центром района, в рамках которого в нашей школе проводятся районные семинары учителей географии «Применение ИКТ на уроках географии», учителей химии «Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе ОУ», межрайонные (Ардатовский, Первомайский) семинары учителей химии, семинары администраторов образовательных учреждений района. Интересной и новой формой работы школы в сфере использования ИКТ-технологий стал скайп-мост, организованный 10 декабря 2009 г. совместно с кафедрой информационных технологий Нижегородского института развития образования, на районном семинаре заместителей директоров школ по воспитательной работе.

Среди педагогов нашей школы много инициативных, талантливых, творчески работающих учителей, которым по плечу реализовать любые проекты, способствующие повышению качества образования и созданию всех условий для развития личности учащегося и формирования его как образованного, нравственного, предприимчивого, информационно компетентного человека, который может самостоятельно принимать ответственные решения в современном обществе. Программы Intel в данной ситуации вносит заметные позитивные эффекты.

Литература

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2009/0505.htm

2. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. 2006. № 7. С. 4-6.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

Организация сетевого взаимодействия посредством сервисов GOOGLE

Карпова Наталья Александровна (karpova.n.a@gmail.com), Гвасалия Дарья Александровна (gvasaliya@fit-herzen.ru), Гомбоцыденова Арюна Бальжинимаевна (gombotsydenova.a.b@fit-herzen.ru)

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Рассматриваются возможности использования сервисов Google для организации эффективного интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса и для организации совместной работы по решению различных образовательных задач.

В последнее время все чаще при организации очного обучения используют элементы дистанционных технологий для решения различных организационных задач: предоставления доступа к учебным материалам, проведения тестирования студентов, мониторинга их учебной деятельности. Применение дистанционных технологий позволяет также решить одну из важнейших задач организации современного учебного процесса - организацию эффективного взаимодействия преподавателя и студентов, студентов между собой.

Для обеспечения дистанционной поддержки учебных курсов и для организации коммуникационного взаимодействия участников образовательного процесса можно использовать как различные электронные системы управления обучением (LMS - learning management system), такие как Moodle, Sakai, Blackboard и других, так и различные социальные сервисы - белые доски, дискуссионные форумы, сервисы совместной работы над содержимым. Несмотря на очевидные преимущества электронных систем управления обучением, их использование предполагает наличие серьезной технической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.