известия вгпу
Л.М. МАТВИЕНКО (Волгоград)
использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку: особенности и перспективы
Раскрыта роль информационно-коммуникационных технологий на занятиях по английскому языку со студентами неязыковых факультетов. Описаны особенности и перспективы применения ИКТ в процессе обучения английскому языку. Представлены примеры информационных ресурсов, полезных для усовершенствования форм организации языкового обучения.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, иностранный язык, информационные ресурсы.
В последнее время вопрос о необходимости применения информационных технологий в образовательном процессе не вызывает дискуссий. Это связано со стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, которое порождает радикальные изменения в нашей жизни, особенно в связи с возрастающей долей дистанционного обучения в образовательном процессе.
Использование информационных технологий влечет за собой обновление методов и форм обучения, а также поиск новых подходов к образовательному процессу. В итоге становится очевидным, что для повышения эффективности данного процесса необходимо построение новой модели системы образования с применением современных информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), что окажет положительное влияние на качество образования, увеличит его доступность, будет способствовать гармоничному развитию личности и, таким образом, достижению основной цели модернизации образования.
В этой связи ИКТ используются как с целью изучения собственно информационных технологий, являясь объектом изучения (например, в информатике), так и в процессе преподавания множества дисциплин, в том числе иностранного языка (далее ИЯ), где они являются средством обучения. Среди них:
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
- электронные энциклопедии и справочники;
- тренажеры и программы тестирования;
- образовательные ресурсы Интернета;
- DVD- и CD-диски с картинами и иллюстрациями;
- видео- и аудиотехника;
- научно-исследовательские работы и проекты [10].
Преимущества современных ИКТ над остальными средствами обучения заключаются в способности представлять большие объемы информации в различных формах, возможности интерактивного диалога с обучающимися, а также повышении их уровня заинтересованности и мотивации [11, с. 62].
Следует также заметить, что существует ряд проблем, вызванных неготовностью многих образовательных учреждений и преподавательского состава к введению и применению ИКт. Существование этих проблем и поиск путей их решений объясняет актуальность рассматриваемой темы.
Задачами данного исследования являются раскрытие роли ИКт в процессе преподавания ИЯ, выявление особенностей, преимуществ и перспектив использования ИКт, а также разработка перечня информационных ресурсов, применяемых как на очных занятиях, так и в онлайн-формате.
Результаты данной работы способствуют расширению осведомленности участников педагогического процесса в разнообразии и потенциале современных информационных технологий, а также могут привлечь внимание педагогов и обучающихся к современным средствам, которые совершенствуют процесс преподавания и изучения ИЯ таким образом, чтобы он удовлетворял как целям и принципам формирования иноязычной коммуникативной компетенции, так и целям информатизации.
Новизна полученных результатов состоит в том, что была предпринята попытка описания и систематизации системы использования ИКТ в процессе организации языкового обучения, соответствующей требованиям современной развивающейся информатизации общества.
Информатизация образования в первую очередь направлена на разработку методов и средств, ориентированных на реализацию
О Матвиенко Л.М., 2022
основных воспитательных и образовательных педагогических целей с помощью использования новейших достижений компьютерной техники. В научных источниках отмечается, что ИКТ - это совокупность новых методов, способов, устройств и процессов процесса сбора, обработки, передачи и хранения информации [13]. Согласимся с точкой зрения ученых Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, которые дополнили данное определение и рассматривают информационные технологии как систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связей [1, с. 90].
Существует немало классификаций всевозможных электронных технологий. Не вдаваясь в технические особенности этого вопроса, отметим, что классификация, предложенная О.И. Пащенко в учебно-методическом пособии «Информационные технологии в образовании», определяет основными средствами информатизации образования аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение [8, с. 33]. Целостный подход к организации системы образования с применением ИКт заключается в использовании всех этих компонентов и при условии их грамотного применения гарантирует выполнение целей повышения эффективности образовательного процесса, обеспечивая нестандартность и многообразие в обучении.
Использование разных видов информационных технологий позволяет педагогу своевременно обновлять и расширять свой педагогический инструментарий, делать занятия более эффективными, интересными и интерактивными. Системы электронного обучения позволяют сократить рутинную работу педагогов, которые имеют возможность создавать разнообразные учебные курсы, приложения, интерактивные материалы, презентации, тесты, обучающие игры с целью использования их в процессе обучения ИЯ. Однако даже самые качественные материалы не могут гарантировать качество обучения и не свидетельствуют об овладении педагогом образовательной технологией [6].
Именно с этим связан один из недостатков внедрения информационных технологий в педагогический процесс. Значительное количество педагогов не умеют пользоваться техническими новшествами, у них часто возникают затруднения, вызванные информационной неграмотностью, особенно это отмечается у представителей старшего поколения. Мо-
кие науки -
лодое поколение преподавателей в основном также не стремится осваивать методику работы с ИК, мотивируя отказ отсутствием технического оснащения вуза, трудоемкостью и значительными временными затратами на подготовку к занятиям с применением ИКТ.
Следует согласиться с фактом, что не все образовательные организации, в том числе и вузы, в достаточной степени оснащены компьютерами, проекторами, принтерами, интерактивными досками и другими устройствами и аппаратами, а также стабильным доступом в сеть Интернет [11]. В основном у преподавателя в наличии имеется один компьютер или ноутбук, который в современных условиях используется как способ демонстрации учебного материала. К сожалению, в большинстве случаев на этом и заканчивается применение ИКТ. На следующий этап, в ходе которого на занятиях используются электронные учебники и компьютерные программы, позволяющие самостоятельно изучать учебные материалы, выполнять тренировочные упражнения на его активизацию, проходить тесты на выявление уровня усвоенного материала, переходят далеко не все преподаватели вуза. однако самые значительные проблемы возникают с организацией третьего этапа, при котором подключается работа с использованием сети Интернет как источника многочисленных материалов. Преподаватели используют материалы, представленные в Сети на своих занятиях (тексты на ИЯ, аудиозаписи с речью носителей языка и др.), но организация занятия в Сети - это значительно более сложный и трудоемкий процесс, требующий от педагога знания определенной методики, принципов организации и критериев обора материалов, благодаря чему уровень эффективности занятия переходит на новый уровень. Именно проведение подобных занятий, по мнению автора, является перспективой использования ИКТ, т. к. на подобных занятиях можно организовать выполнение совместных проектов, участие в научных конференциях, создание веб-квестов и других онлайн-мероприятий, что не только совершенствует иноязычную коммуникативную компетенцию студентов, но и повышает их уровень самообразования, творческой активности, а также значительно влияет на их уровень мотивации изучения ИЯ.
Например, на одном из занятий по ИЯ студентам предлагается принять участие в научно-творческом конкурсе проектов на иностранном языке «Самообразование - мой путь к профессиональному мастерству», который
кафедра АЯиМП ВГСПУ организует ежегодно на платформе «Мирознай». После ознакомления с требованиями конкурса онлайн, просмотра проектов прошлых лет возникает необходимость изучить правила создания презентаций на ИЯ, чтобы представить свой проект на конкурс. С этой целью преподаватель предлагает студентам пройти онлайн-курс «Презентация на английском языке: как подготовиться к публичному выступлению?», который создан преподавателями той же кафедры (Т.П. Резник, Л.М. Матвиенко). Изучив материалы курса, студенты создают ряд презентаций на ИЯ и принимают участие в конкурсе. Приведенный пример демонстрирует алгоритм организации совместной работы с использованием ИКТ, которая занимает не одно занятие, включая внеаудиторную занятость студентов, но организация подобной деятельности способствует развитию иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в аспекте совершенствования способности студентов к созданию презентаций на ИЯ, необходимой для межкультурной профессиональной коммуникации, а также формированию и развитию навыков и умений иноязычного коммуникативного взаимодействия в рамках проектной деятельности [7].
Известно, что Интернет - бесконечный источник информации об изучаемом языке, культуре и традициях ИЯ, его реалиях и особенностях. К сожалению, сегодня нет единых критериев, предъявляемых к качеству интернет-ресурсов. Следовательно, вся ответственность ложится на преподавателя, который должен заранее организовать поиск необходимых сайтов и произвести их тщательный и полный анализ, прежде чем предлагать их обучающимся для проведения самостоятельной работы [2]. Важно выработать правильное критическое отношение к информации, представленной в Интернете [9]. Вопросы отбора критериев обсуждаются как в зарубежной методической литературе (J. Barker, J. Ormondroyd, M. Krauss), так и в отечественной методике. Согласимся с российскими учеными П.В. Сысоевым и М.Н. Евстигнеевым, которые определили следующий ряд критериев:
- языковая сложность материала;
- культурная сложность материала;
- источник информации;
- надежность информации;
- актуальность информации;
- культуросообразность информации;
- объективность информации [12].
Данный перечень можно дополнить такими критериями отбора, как иллюстративность,
презентабельность материала, учет интересов, национальной и религиозной принадлежности обучающихся [5].
При разработке критериев оценки интернет-ресурсов можно прибегнуть к помощи студентов путем анкетирования, где категориями такого оценивания могут быть: содержание сайта, источники информации, его новизна и полнота представленной информации, ее достоверность, надежность, доступность, а также возможности и дизайн сайта, его посещаемость. Именно совместная педагогическая деятельность студентов с преподавателем позволит выработать более объективные критерии к отбору материала для учебных целей.
В организации процесса обучения ИЯ в вузе с применением ИКТ для студентов неязыковых факультетов также важно учитывать несколько принципов, среди которых принцип «от простого к сложному» (постепенное усложнение используемых элементов информационно-коммуникационных технологий); принцип системности изложения материала; принцип наглядности, доступности и практической направленности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учет степени владения обучающимися языковыми средствами и уровня их мотивации).
Использование всех вышеперечисленных принципов крайне необходимо, т. к. практика показывает, что уровень подготовки студентов неязыковых факультетов по предмету «Иностранный язык» является достаточно низким, что вызывает затруднение в достижении цели изучения ИЯ в вузе - развитие способности к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Педагогам приходится ликвидировать пробелы в знаниях студентов, развивая объем понимаемой и используемой лексики; умение понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аутентичных аудио- и видеотекстов; умение чтения с основным пониманием иноязычных текстов учебно-познавательной и социально-культурной тематики и перевода с реферированием текстов на профессиональные темы; умение правильно выстраивать речь в соответствии с грамматическими нормами в устной и письменной речи.
Конкретизируя обучение лексике, например, следует отметить, что оно включает в себя следующие компоненты: лингвистический (лексические единицы, которыми обучающиеся должны овладеть на конкретном этапе) и психологический (задействование раз-
личных видов памяти) [3]. Каждый компонент легко встраивается в рамки организации занятия с применением ИКТ, на котором можно использовать такие компьютерные программы, которые позволяют формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом: слово, которое появляется на экране вместе с картинкой, имеет звуковое сопровождение, что обеспечивает наглядность представления лексического материала. Работая индивидуально с компьютерной программой, студенты могут повторять и усваивать слова, составлять комбинации слов и предложения, а затем использовать лексические единицы в речи, составляя диалоги в парах или готовясь к монологу.
При изучении грамматического материала следует помнить об нескольких этапах: иллюстрация образа речи, тренировочные упражнения и использование в речи. Первый этап позволяет понять само грамматическое явление, его формульную основу и базовое употребление. Второй этап состоит из отработки грамматики и формирования навыков использования грамматики для коммуникации. На данном этапе определяющими будут операции по соединению слов, исходя из их употребления, составлению предложений из изученных слов с помощью той или иной грамматической конструкции. Третий этап - это этап формирования речевых умений и навыков с применением изученного грамматического материала.
При компьютерном ознакомлении с лексическими и грамматическими правилами соблюдается принцип индивидуализации обучения. Компьютер дает возможность проделывать упражнения, направленные на отработку той или иной операции в зависимости от трудностей, испытываемых отдельными студентами. Это ведет к улучшению качества знания изучаемых лексических единиц и грамматических явлений каждым обучающимся.
Следует отметить, что учебные задания должны чередоваться с контролирующими, тем самым обеспечивается пошаговая обратная связь и, следовательно, пошаговая управляемость учебного процесса [2].
Сейчас на занятиях по ИЯ для обучения лексики и грамматики в основном применяются следующие ИКТ-ресурсы: мультимедийные презентации и готовые мультимедийные продукты и обучающие программы на CD-ROM, которые являются дополнением к используемым учебникам и пособиям. Пользование данными ИКТ не вызывает затруднения, т. к. эти материалы служат подкрепляющим материалом, использование которого не требует от пе-
дагога ИКТ-грамотности. В дальнейшей практике преподавания ИЯ нужно нацеливать педагогов на работу по освоению средств, предложенных в Интернете, где студенты смогут учиться в режиме онлайн, используя множество ресурсов и программ Сети. Например, ресурс www.gamestolearnenglish.com/ содержит большой выбор онлайн-игр на закрепление словарного запаса, английской грамматики и т. п. На данном сайте преподаватель может создавать собственные разработки. Ресурс http://www.city.net/ также делает возможным изучение новой лексики во время путешествия по разным странам с посещением их достопримечательностей. А www.toolsforeducators.com/ является бесплатным ресурсом для создания различных материалов, выполненных в игровой форме, которые можно распечатать и раздать, чтобы разнообразить процесс изучения и повторения лексики. Есть возможность создать карточки для запоминания в виде домино, кроссвордов, таблиц с множеством букв, среди которого необходимо различить слова, пройти по лабиринту и др. На занятиях также можно использовать ресурс http://video-english.ru/, который содержит интерактивные видеоролики, разбитые на короткие фрагменты. После проигрывания каждого фрагмента студентам нужно расставить произнесенные слова в правильном порядке. Данный ресурс может использоваться не только для изучения лексики, но и для тренировки аудиовосприятия и развития интуитивного понимания грамматики.
Все вышесказанное говорилось про обучение лексике и грамматике ИЯ, но существуют информационные средства, направленные на обучение чтению, аудированию, говорению и культурным особенностям страны, язык которой изучается. Они также направлены на визуализацию при изучении правил, оптимизацию времени проверки заданий, создание доступных источников, необходимых для обучения информации и материалов к занятиям. Вот только некоторые примеры: www.123listening. com - сайт, на котором приведены тексты для аудирования и задания к ним и к которому есть специальное приложение, позволяющее создавать собственные задания; www. learnenglishkids.britishcouncil.org/en - сайт Британского совета, предлагающий множество материалов для прослушивания, которые сопровождаются видеорядом, что облегчает понимание текста, а также заданиями к ним.
Для обучения чтению можно использовать онлайн-версии зарубежных газет, из которых наиболее часто используются: http://english. mn.ru/english/ - сайт Moscownews; http://www.
whitehouse.gov/ - официальный сайт Белого дома; http://www.bbc.co.uk/home/today/in dex.shtml - домашняя страница ВВС; http:// www.washingtonpost.com/ - сайт The Washington Post; http://cnn.com/WORLD - CNN World News, где взаимодействие читателей с редакцией и между собой возможна в рамках рубрики DISCUSSION, имеется место для беседы (CHATROOM) и связь с редколлегией (FEEDBACK). The New York Times, помимо вышеперечисленного, предлагает своим читателям учебную версию газеты с готовыми поурочными разработками.
В процессе обучения говорению с помощью ИКТ возможно создать условия, максимально приближенные к реально речевому общению на ИЯ при отсутствии естественной языковой среды. Просмотр тематических новостных передач, учебных видеоматериалов, художественных фильмов и других материалов позволяет не только разнообразить занятие, но и развивать иноязычную деятельность студентов. Поскольку говорение на ИЯ представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего [3], следует ориентировать студентов не столько на просмотр материалов, но и на активное участие в иноязычной речевой деятельности. Для этого можно использовать следующие ресурсы:
• italki.com - сайт для личного общения и участия в групповых дискуссиях;
• rosettastone.com - сайт для преподавателей и студентов, предусматривающий общение с другими пользователями, которые проверят выполненные упражнения и объяснят все тонкости употребления различных конструкций; запись звукового файла с последующей проверкой и комментарием носителя английского языка;
• mylanguageexchange.com - сайт для он-лайн-общения на английском языке в мини-группах до 4 человек;
• busuu.com - сайт, где можно вырастить виртуальный «сад» при помощи своих знаний и увидеть прогресс в изучении ИЯ;
• englishdom.com/classes/group - тематические разговорные клубы как один из способов отработать разговорный английский язык и другие ресурсы.
Для педагогов также будут интересны следующие программные средства, которые могут быть использованы на любом уроке.
• Microsoft PowerPoint - наиболее известная программа для создания мультимедийных презентаций, обладающая большим количеством инструментов, которые могут быть использованы для того, чтобы сделать презентацию наиболее привлекательной, интерактивной и содержательной. Доступна в пакете программ Microsoft Office, который является платным; веб-версия доступна бесплатно.
• LibreOfficelmpress - упрощенная альтернатива PowerPoint для создания презентаций. Не имеет такого объема опций, но совершенно бесплатна и доступна на всех платформах;
• www.canva.com - сервис для создания разного рода дидактических материалов. Можно делать презентации в виде слайд-шоу. На сайте также предлагаются шаблоны для флаеров, брошюр, плакатов, можно придумывать и сохранять собственные шаблоны.
• www.miro.com - ресурс для создания интерактивных досок, с помощью которых можно организовать проектную и командную работу, визуализировать некоторый процесс, устроить интерактивное занятие.
• www.powtoon.com - предназначен для создания анимированных презентаций, которые можно сохранить как видеоролик или как файл со слайдами для PowerPoint. Сервис англоязычный, но для работы с ним достаточно среднего уровня знания этого языка.
• www.diagrams.net - инструмент для создания различных диаграмм, схем и интеллект-карт. Позволяет визуализировать и структурировать логику рассуждений. Доступна в онлайн-режиме и для скачивания бесплатно.
• GoggleClassroom - бесплатный онлайн-сервис для организации дистанционного образования. Позволяет создать собственный курс, пригласить пользователей на обучение, добавлять задания, проводить тестирования, обмениваться файлами, планировать видеовстречи и оценивать работы.
таким образом, в результате исследования были сделаны следующие выводы.
1. Применение ИКТ в процессе обучения ИЯ способствует формированию коммуникативной компетенции студентов, делает занятие более эмоционально-окрашенным и увлекательным, что, в свою очередь, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности студентов неязыковых факультетов на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и «горячих» проблем, интересующих студентов.
2. ИКТ, являясь эффективным средством обучения ИЯ, имеют ряд преимуществ: воз-
можность организации личностно ориентированного обучения (студенты могут работать на занятии в индивидуальном режиме, продвигаясь в своем темпе согласно своему уровню ИЯ); возможность рациональной организации учебного процесса (можно представлять большие объемы информации в различных формах) и усовершенствования контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков, что ведет к повышению эффективности занятий; возможность интерактивного диалога с обучающимися и активизации навыков их самостоятельной работы; повышении их уровня заинтересованности и мотивации.
3. Увеличение количества занятий, на которых студенты могут работать непосредственно в сети Интернет, занимаясь не только изучением ИЯ, но и научной и творческой деятельностью на ИЯ, является перспективным направлением использования ИКТ, особенно в свете дальнейшей профессиональной деятельности студентов.
4. Разработанный перечень информационных ресурсов поможет более эффективно решать целый ряд дидактических задач: формировать умения чтения, непосредственно используя материалы Сети разной степени сложности; совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Сети; совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов Сети; совершенствовать умения письменной речи, составляя письма, ответы партнерам и др.; пополнять свой словарный запас; получать культуроведческие знания о стране изучаемого языка.
список литературы
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2007.
3. Аракелян Э.С. Применение инновационных технологий при обучении английскому языку в начальной школе: метод. разработка по английскому языку [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal. ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/ 2014/10/17/primenenie-innovatsionnykh-tekhnologiy (дата обращения: 17.07.2022).
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие. 3-е изд., стер. М., 2006.
5. Гутарева Н.Ю. Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 8(88). С. 912-914. URL:
https://moluch.ru/archive/88/17061/ (дата обращения: 17.07.2022).
6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебник. 8-е изд., перераб. и доп. М., 2013.
7. Мирознай. ВГСПУ [Электронный ресурс]. URL: https://auth.miroznai.ru/?k=ab2f6b27b81186d58 09d0e77bca10549&consumer=creation (дата обращения: 20.07.2022).
8. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие. Нижневартовск, 2013.
9. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 3. С. 39-41.
10. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. М., 2005.
11. Степанова В.А. Использование ИКТ-тех-нологии на уроках английского языка: методическая разработка [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/20 18/06/25/ispolzovanie-ikt-tehnologii-na-urokah-angliy skogo (дата обращения: 20.07.2022).
12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учеб.-метод. пособие для учителей, аспирантов и студентов. М., 2009.
13. Шабалина Т.С. Актуальность использования интернет-ресурсов для обучения навыку говорения на уроке английского языка // Современные тенденции развития системы образования: сб. ст. Чебоксары, 2019. С. 68-72.
1. Azimov E.G., Shchukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). M., 2009.
2. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. M., 2007.
3. Arakelyan E.S. Primenenie innovacionnyh tekh-nologij pri obuchenii anglijskomu yazyku v nachal'noj shkole. Metodicheskaya razrabotka po anglijskomu yazyku [Elektronnyj resurs]. URL: https://nsportal. ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/ 2014/10/17/primenenie-innovatsionnykh-tekhnologiy (data obrashcheniya: 17.07.2022).
4. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika: ucheb. posobie. 3-e izd., ster. M., 2006.
5. Gutareva N.Yu. Kriterii otbora uchebnyh in-ternet-resursov v ramkah obucheniya anglijskomu yazyku v neyazykovom vuze [Elektronnyj resurs] // Molodoj uchenyj. 2015. № 8(88). S. 912-914. URL: https://moluch.ru/archive/88/17061/ (data obrashcheniya: 17.07.2022).
* *
*
6. Zaharova I.G. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovaniya. 8-e izd., pererab. i dop. M., 2013.
7. Miroznaj. VGSPU [Elektronnyj resurs]. URL: https://auth.miroznai.ru/?k=ab2f6b27b81186d5809d0e 77bca10549&consumer=creation (data obrashcheniya: 20.07.2022).
8. Pashchenko O.I. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii: ucheb.-metod. posobie. Nizhnevartovsk, 2013.
9. Polat E.S. Internet na urokah inostranno-go yazyka // Inostrannye yazyki v shkole. 2001. № 3. S. 39-41.
10. Sajkov B.P. Organizaciya informacionnogo prostranstva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: prakti-cheskoe rukovodstvo. M., 2005.
11. Stepanova V.A. Ispol'zovanie IKT-tekhnologii na urokah anglijskogo yazyka: metodicheskaya raz-rabotka [Elektronnyj resurs]. URL: https://nsportal. ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2018/06/25/ispol zovanie-ikt-tehnologii-na-urokah-angliyskogo (data obrashcheniya: 20.07.2022).
12. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Metodika ob-ucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem no-vyh informacionno-kommunikacionnyh internet-tekh-nologij: ucheb.-metod. posobie dlya uchitelej, aspi-rantov i studentov. M., 2009.
13. Shabalina T.S. Aktual'nost' ispol'zovaniya in-ternet-resursov dlya obucheniya navyku govoreniya na uroke anglijskogo yazyka // Sovremennye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya: sb. st. Cheboksary, 2019. S. 68-72.
The use of the information and communication technologies in foreign language teaching: peculiarities and prospects
The article deals with the role of the information and communication technologies at the classes of the English language with the students of the non-linguistic departments. There are described the peculiarities and prospects of the use of the information and communication technologies in the English language teaching. The author presents the examples of the information resources that are useful for the improvement of the forms of the organization of the linguistic education.
Key words: information and communication technologies, foreign language, information reso-urces.
(Статья поступила в редакцию 05.07.2022)
о.о. путило, Л.Н. САВИНА
(Волгоград)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАйН-ДОСКИ
в школьном литературном образовании
Представлен опыт использования виртуальной доски в процессе школьного литературного образования. На примере изучения монографической темы «Жизнь и творчество И.С. Тургенева» в 10-м классе показаны различные варианты работы с онлайн-доской, доказывающие преимущества размещения образовательного контента в едином интерактивном пространстве.
Ключевые слова: литературное образование, дистанционное обучение, сервис Веб 2.0, онлайн-доска, виртуальная доска, интерактивная онлайн-доска.
Глобальный процесс информатизации общества не мог не затронуть и сферу применения различных образовательных ресурсов: в начале XXI в. в классах появилась интерактивная доска, объединившая проектор и сенсорную панель, а затем, в период дистанционного обучения, широкое распространение получила онлайн-доска.
онлайн-доска (или виртуальная доска) -это сервис Веб 2.0, который предоставляет возможность размещения учебно-методических материалов на бесконечном поле, доступ к которому осуществляется посредством Интернета. При помощи данного ресурса можно выстраивать в любом порядке текстовые записи, изображения и видеоролики, рисовать, добавлять комментарии, передвигать объекты и сохранять результаты проделанной работы. Совместная деятельность с использованием онлайн-доски оптимальна при организации групповой работы, прежде всего, при коллективном планировании и обсуждении промежуточных и итоговых результатов.
Основным достоинством виртуальной доски в условиях дистанционного обучения является возможность удаленного сотрудничества в режиме реального времени любого количества участников: от небольшой группы до целого потока. Ее главный недостаток - необходимость подключения к сети Интернет -устраняется за счет применения обучающимися личных мобильных устройств: смартфонов или планшетов. Онлайн-доска актив-
О Путило о.о., Савина Л.Н., 2022