Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / СЕРВИСЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дашкевич Лилия Федоровна, Хаустова Галина Алексеевна

Освещается компьютеризация образования, которая является неотъемлемой и важной составной частью образовательных процессов в вузе. В условиях современного общества особое значение имеет способность людей к самообучению и самообразованию, что позволяет им быть востребованными на сегодняшнем рынке труда. Рассматриваются преимущества использования Интернета и социальных сетей в самостоятельной работе студентов при изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дашкевич Лилия Федоровна, Хаустова Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE INDEPENDENT LEARNING ACTIVITIES OF STUDENTS STUDYING A FOREIGN LANGUAGE

The article deals with the computerizing of education that is an integral and important component of the educational processes in the university. In the context of a modern society the people’s ability to self-teaching and self-education is essential that allows them to be required at a today labor market. There are considered the advantages of the use of the Internet and the social networks in the independent work of students while studying a foreign language.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

известия вгпу

2. Арутюнов А.Р., Чеботарев П.Г., Музру-ков Н.Б. Игровые задания на уроках русского языка: книга для преподавателя. М., 1984.

3. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. M., 1994.

4. Леонтьева А.В. 50 игр на уроках русского языка: учеб. пособие. М., 2018.

5. Сергеева O.E. Лингводидактические основы коммуникативно-игрового метода обучения русскому языку как иностранному детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005.

* * *

1. Akishina A.A., Zharkova T.L., Akishina T.E. Igry na urokah russkogo yazyka: ucheb. naglyadnoe posobie. M., 1988.

2. Arutyunov A.R., Chebotarev P.G., Muzrukov N.B. Igrovye zadaniya na urokah russkogo yazyka: kniga dlya prepodavatelya. M., 1984.

3. Igry - obuchenie, trening, dosug / pod red. V.V. Petrusinskogo. M., 1994.

4. Leont'eva A.V. 50 igr na urokah russkogo yazyka: ucheb. posobie. M., 2018.

5. Sergeeva O.E. Lingvodidakticheskie osnovy kommunikativno-igrovogo metoda obucheniya rus-skomu yazyku kak inostrannomu detej doshkol'no-go vozrasta: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2005.

Pre-communicative games in the process of teaching Russian Language as a Foreign Language

The article deals with the analysis of the pre-communicative games in the teaching methods of the Russian Language as a Foreign Language. There are emphasized the basic groups and the "hybrid" varieties of the pre-communicative playing forms. There are considered some themes used in the context of the pre-communicative playing forms of the work, there are given the examples of the specific games.

Key words: pre-communicative games, listening, dependent criteria, social motive, secondary characteristics, behavior task, accentual task, motivation.

(Статья поступила в редакцию 17.05.2021)

л.ф. дашкевич, гл. хаустова

(Барнаул)

использование информационных и коммуникативных технологий

в самостоятельной работе студентов, изучающих иностранный язык

Освещается компьютеризация образования, которая является неотъемлемой и важной составной частью образовательных процессов в вузе. В условиях современного общества особое значение имеет способность людей к самообучению и самообразованию, что позволяет им быть востребованными на сегодняшнем рынке труда. Рассматриваются преимущества использования Интернета и социальных сетей в самостоятельной работе студентов при изучении иностранного языка.

Ключевые слова: электронное обучение, электронные технологии, Интернет, социальные сети, электронные ресурсы, сервисы, самостоятельная учебная деятельность.

В последние годы возникло много методик, авторы которых изучали совершенствование типов речевой деятельности, создание разных аспектов языка и формирование межкультурных знаний через аутентичные интернет-сайты образовательного назначения. Оценка преподавательского опыта в средней и высшей школе говорит о том, что в наши дни большая часть преподавателей в ходе обучения иноязычной речи применяют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

ИКТ - это инновация, которая включает сбор, обработку, хранение и представление информации, а также сотрудничество и общение. ИКТ могут использоваться по-разному и в разных сферах в зависимости от целей и задач. однако эта роль возрастает, и она занимает важное место и в системе образования.

В соответствии с заявленными в вузах программами освоение дисциплины «Иностранный язык» включает в систему обучения формирование не только основных, но и дополнительных компетенций по иностранным языкам. Например, О.В. Воронушкина в своей статье «Профессионально ориентированное обучение иностранному языку студентов не-

О Дашкевич Л.Ф., Хаустова Г.А., 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

языковых специальностей АлтГПУ» выделяет следующие компетенции [1, с. 18]:

- формирование готовности обучающихся к осуществлению самообразования и совершенствованию самоорганизации в процессе профессионально-педагогической деятельности с целью решения актуальных профессиональных и культурно-просветительских задач, личностного развития;

- развитие способностей обучающегося самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, применять в процессе саморазвития и самообразования современные информационные технологии, осваивать новые области знания и новые сферы деятельности, в том числе непосредственно не связанные с профессиональной;

- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия и др.

Практика показывает, что благодаря своим исключительно дидактическим параметрам вместе с совершенствованием речевых умений и созданием языковых знаний сегодняшние информационные и коммуникативные методики могут заметно обогатить учебный процесс. Мы полагаем, что применение в ходе учебы нынешних ИКТ формирует условия для развития у учащихся добавочных навыков и знаний. Это было невозможно в такой степени, как считает П.В. Сысоев, на основании обыкновенных средств [4]. Новые инструменты ИКт, такие как ноутбук, интерактивная доска, Интернет и социальные сети, помогают учащимся использовать английский в естественной, реальной, коммуникативной среде. Применение компьютерных технологий в учебной деятельности обеспечивают обучение, ориентированное на изучающего язык, что позволяет преподавателям мотивировать студентов с различными интересами, предоставляет возможности обучения за пределами учебных аудиторий и позволяет учитывать больше индивидуальных различий студентов.

Совершенно ясно, что в условиях массовой информатизации сегодняшнего общества особую значимость получает способность людей извлекать требуемые сведения, получать их, синтезировать, вырабатывать новую информацию и распространять ее. Эти навыки самообучения позволяют им быть востребованными на сегодняшнем рынке труда. Насколько ученики будут способны к самообразованию в течение всей своей жизни, зависит от развития навыков самостоятельной образовательной деятельности в ходе учебы.

Самостоятельная учебная деятельность, как отмечает Н.Ф. Коряковцева, - это «вид познавательной деятельности, регулируемой и управляемой учащимся как субъектом этой деятельности и направленной на освоение предметных знаний и умений и культурно-исторического опыта» [2, с. 14]. По ее мнению, участие в данной деятельности означает, что учащийся:

- включается в выявление целей освоения иностранной речью и сравнивает их со своими настоящими запросами интересами и потребностями;

- принимает участие в создании итога освоения иностранной речи и выявлении параметров его оценки;

- с педагогом и своими соучениками отбирает оптимальные и результативные формы и способы учебы;

- мониторит процесс и успешность своего движения в освоении языка;

- анализирует подлинные свершения и потенциал использования иностранного языка в реальной жизни;

- оценивает результативность и опыт своей учебной работы;

- оценивает себя, определяет «я-пози-цию» [Там же, с. 16].

В самостоятельной учебной деятельности учащихся играет роль огромный потенциал Интернета и социальных сетей. Социальная сеть - это мощный инструмент, который делает возможным совместное общение. Стандартные социальные сети предоставляют возможность отправлять сообщения, публиковать фотографии, находить интересных пользователей через своих друзей. Социальные сети обеспечивают быстрое, качественное и постоянное социальное общение между пользователями Интернета. Это создает уникальные условия, в которых местонахождение перестает быть преградой для общения или любого другого интерактивного взаимодействия. В дополнение к иностранному языку, в социальной сети представлена культура страны, язык которой изучается.

При использовании языковых социальных сетей роль учителя существенно меняется. Если в процессе традиционного образования он является наставником, то при использовании языковых социальных сетей учитель становится только координатором. Следовательно, самоконтроль студента, мотивация и независимость возрастают. Чтобы ученикам было легче найти информацию, необходимую для выполнения задания, учитель должен правильно организовать самостоятельную рабо-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ту ученика. В качестве подготовительной работы он может дать студентам список сайтов, которые могут помочь с поиском информации. Этот вид работы развивает навыки поиска студентов, помогает выделить необходимый материал в потоке различной информации, проанализировать и систематизировать собранные данные, стимулировать интерес студентов к самостоятельной работе. С точки зрения Ю.С. Мушниковой, правильная организация самостоятельной работы студентов преподавателем является залогом успешного процесса изучения английского языка [3].

Использование социальных сетей в работе преподавателя иностранного языка позволяет объединить преподавателей английского языка по всей стране и за рубежом для обмена опытом и профессионального развития, дает возможность находить полезные материалы, идеи для уроков, информацию о предстоящих событиях; участие в онлайн-вебинарах, онлайн-мастер-классах; погружение в иноязычную среду.

Для самостоятельной языковой практики можно предложить следующие социальные сети:

- InterPals, Italki - удобные социальные сети для поиска друзей по переписке;

- Howdoyoudo.do - ресурс, на котором помимо устного и письменного общения с носителями языка из США и Великобритании можно оценить свой уровень владения языком, найти материалы по грамматике, аудиомате-риалы для совершенствования навыков говорения;

- Lang-8 - ресурс для общения с носителями языка, направленный на проверку орфографии;

- MyLanguageExchange - сервис для поиска друга по переписке, где после регистрации можно описать своего «идеального языкового партнера»: его язык, страну, пол, возраст, интересы и т. д.;

- My Happy Planet - еще один ресурс для поиска носителей языка в других государствах, с хорошей библиотекой видеоуроков от участников;

- Tandemapp, Tandem - мобильные приложения для общения с носителями языка;

- HelloTalk - еще одно мобильное приложение, в котором можно разыскать собеседников, подходящих с точки зрения географии, например иностранцев в своем городе;

- Easy Language Exchange - ресурс для обмена сообщениями среди жителей разных стран, многие из которых являются англого-

ворящими людьми, желающими практиковать свой русский язык;

- English, Baby! - сеть, где есть аудиома-териалы по различным темам, теория грамматики, задания для TOEFL и даже специальный раздел для учителей английского языка;

- HiNative - сеть, где задают вопросы носителям языка, а те, в свою очередь, на них отвечают, вопросы могут включать и фонетику, и лексику, и грамматику, ответы на вопросы можно читать и слушать;

- Polyglot Club - ресурс, где можно общаться, создавать видеочаты, получать исправления от носителей языка;

- Gamelingu - ресурс, на котором помимо общения можно участвовать в играх, направленных на закрепление новой лексики, общаться в форумах и отслеживать свой прогресс;

- The Mixxer - ресурс американского колледжа Дикинсона, где можно найти собеседника в Skype, здесь также прилагаются аудио-уроки от консульств и университетов;

- Ling - социальная сеть, предназначенная для людей с любым уровнем знания языка, где акцент делается на расширение словарного запаса и свободное общение, при этом все выученные слова могут быть сохранены в вашем профиле.

На основе анализа рассматриваемых социальных сетей мы вслед за Д.В. Шурпако-вой [5] выделяем следующие лингвистические и дидактические преимущества:

- наличие готовой коммуникационной платформы с готовым и продуманным интерфейсом;

- повышение мотивации к изучению иностранного языка;

- способность общаться с неограниченным количеством людей, в том числе со многими носителями языка;

- возможность быстрого обмена актуальной информацией;

- использование аудио-, видео- и текстовых материалов на английском языке в рамках одного ресурса;

- самостоятельность и возможность чувствовать себя активным участником образовательного процесса (реальные субъект-субъектные отношения не в теории, а на практике);

- чувство естественности и непринужденности, которое со временем устраняет страх совершить ошибку, создает условия для общения, максимально приближенного к реальному, что, в свою очередь, способствует формированию и развитию навыков использования

педагогические науки

английского языка как основные средства общения в мультикультурном электронном пространстве.

Наличие большого количества аутентичных материалов, таких как изображения, анимация, аудио- и видеоклипы, облегчают изучение языка, делают его привлекательным. Учащимся предоставляется возможность брать на себя ответственность за собственное обучение. Студенты могут свободно выбирать материал, подходящий для своих стилей обучения. Кроме того, ИКТ обеспечивает подлинные ситуации и среду обучения в реальной жизни.

Для оптимизации самостоятельной учебной деятельности студентов также возможно создавать собственные онлайн-курсы или проводить вебинары - как альтернативу записанным и залитым в любую социальную сеть (например, VK) или хостинг (например, YouTube) занятиям. Обучающиеся могут пропускать занятия по причине болезни, порой длительной, выпадая из учебного процесса, кроме того, из-за праздников, олимпиад пропадает достаточное количество учебных часов, которые невозможно восстановить из-за нехватки времени. таких систем довольно много, например виртуальные классы Googeclass и Edmodo, а также Teachbase и Eliademy.

Перечисленные платформы объединяют сервисы, организованные специально для учебы, оптимизируя деятельность и преподавателя, и студентов. Система позволяет создавать свои онлайн-курсы, тесты. Курсы можно распределять по группам, уровням, отделам (если говорить о корпоративном обучении, например). Создавая свой курс, можно организовать запись обучающихся, обеспечить их материалами, разместить задания, тесты, отлеживать прогресс. Teachbase и Eliademy - это онлайн-системы обучения с возможностью проводить полноценные вебинары с чатом, экраном, возможностью поделиться учебным материалом и т. д. Googleclass и Edmodo такой возможности не предоставляют, что можно отнести к недостаткам, однако у Google имеется для этого отдельный сервис - GoogleHangouts, который позволяет проводить трансляции и онлайн-встречи с обучаемыми. Googleclass активно задействует сервисы Google, например хранит материалы курса, выполненные задания и тесты на диске GoogleDrive и имеет интеграцию с GoogleDocs, GoogleGorms, GoogleCalendar и Gmail.

Говоря о самостоятельной работе, нельзя не сказать о системе Moodle. Moodle - виртуальная обучающая среда (англ.) - представляет собой систему управления курсами. С ее по-

явлением в 2002 г. у преподавателей высшей школы появилась уникальная возможность создавать полноценные курсы для онлайн-об-учения.

Преимущества пользования системой Moodle состоят в доступности обучения для большого числа студентов, в том числе тех, кто территориально удален от вуза. Система Moodle и во время отсутствия человека в учебном заведении помогает продолжать (независимо от местонахождения) полноценное обучение. Успешно также разрешается проблема приобретения учебных материалов и пособий (студенты получают их бесплатно - в электронном виде). При этом система позволяет использовать в качестве ресурсов курса самые разнообразные форматы электронных документов. У студента есть доступ ко всем имеющимся в наличии курсам, на которых он зарегистрирован. На расстоянии можно ознакомиться с теорией, выполнять практические работы, сдавать тесты, контролировать результаты, общаться с одногруппниками и преподавателем посредством внутренней электронной среды общения или по электронной почте. Для преподавателей имеют особое значение возможность облегчить систему оценки знаний студентов; использование современных мультимедийных технологий в обучающей информации; постоянное взаимодействие со студентами, подписанными на курс.

Применение современных информационных и коммуникационных технологий существенно увеличивает объем самостоятельной учебной деятельности учащихся, что совместно с выстраиванием персонального образовательного курса реально готовит их к активной самостоятельной деятельности. Самостоятельная учебная деятельность студентов означает присутствие интереса и потребности в этой деятельности, определение прогресса достижений в своем обучении и возможность использования иностранного языка в реальной деятельности.

список литературы

1. Воронушкина О.В. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей АлтГПУ // Вестн. Алт. гос. пед. ун-та. 2018. № 3(36). С. 17-26.

2. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителя. М., 2002.

3. Мушникова Ю.С. Социальные сети как интерактивная форма обучения иностранному языку в старшей школе // Мол. ученый. 2017. № 33. С. 62-63.

известия вгпу

4. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностр. яз. в шк. 2012. № 2. С. 2-9.

5. Шурпакова Д.В. Применение социальных сетей в обучении английскому языку в рамках ФГОС [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal. ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/libra ry/2015/09/30/primenenie-sotsialnyh-setey-v (дата обращения: 23.03.2021).

* * *

1. Voronushkina O.V. Professional'no orientiro-vannoe obuchenie inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh special'nostej AltGPU // Vestn. Alt. gos. ped. un-ta. 2018. № 3(36). S. 17-26.

2. Koryakovceva N.F. Sovremennaya metodika organizacii samostoyatel'noj raboty izuchayushchih inostrannyj yazyk: posobie dlya uchitelya. M., 2002.

3. Mushnikova Yu.S. Social'nye seti kak inter-aktivnaya forma obucheniya inostrannomu yazyku v starshej shkole // Mol. uchenyj. 2017. № 33. S. 62-63.

4. Sysoev P.V. Informatizaciya yazykovogo ob-razovaniya: osnovnye napravleniya i perspektivy // Inostr. yaz. v shk. 2012. № 2. S. 2-9.

5. Shurpakova D.V. Primenenie social'nyh se-tej v obuchenii anglijskomu yazyku v ramkah FGOS [Elektronnyj resurs] // Social'naya set' rabotnikov obrazovaniya. URL: https://nsportal.ru/shkola/ino strannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2015/09/30/ primenenie-sotsialnyh-setey-v (data obrashcheniya: 23.03.2021).

The use of information and communication technologies in the independent learning activities of students studying a foreign language

The article deals with the computerizing of education that is an integral and important component of the educational processes in the university. In the context of a modern society the people's ability to self-teaching and self-education is essential that allows them to be required at a today labor market. There are considered the advantages of the use of the Internet and the social networks in the independent work of students while studying a foreign language.

Key words: e-learning, electronic technologies, Internet, social networks, electronic resources, services, independent learning activity.

(Статья поступила в редакцию 01.07.2021)

м.р. ванягина

(санкт-Петербург)

интерактивные технологии обучения иностранным языкам в высшей школе

Интерактивные педагогические технологии характеризуются активным взаимодействием участников в процессе обучения для достижения образовательных целей. Выделяются принципы интерактивного иноязычного обучения. Рассматриваются виды интерактивных технологий иноязычного обучения с примерами их применения (игровые, проблемно-ситуационные, проектные, визуализация и имитация, привлечение разных текстовых дискурсов).

Ключевые слова: иноязычное обучение, интерактивные технологии, активное взаимодействие, вовлеченность, игровые технологии обучения, проблемно-ситуационное обучение, проекты.

Изучение иностранных языков в наше время приобрело большое значение. Владение иностранными языками дает представителям разных сфер неоспоримое преимущество в современном мире в свете тенденций глобализации, цифровизации и интеграции. Происходящие изменения в обществе, диктующие потребность в специалистах, обладающих коммуникативной компетенцией, приводят к изменению требований к образовательному процессу в высшей школе. Большинство педагогов-исследователей говорят о необходимости искать «средства, которые должны обеспечить построение личностно-развивающего образовательного пространства» [9, с. 4]. Мы согласны с С.А. Писаревой, А.П. Тряпициной в том, что возникают новые цели образования в современном мире, «сформулированные как универсальные компетенции, ключевые компетенции... предлагаются различные модели достижения этих целей, которые базируются на идеях персонализированного обучения в условиях цифровизации образования» [12, с. 12]. Высшее образование стремится следовать актуальным тенденциям и отвечать потребностям общества в сфере подготовки квалифицированных специалистов. На наш взгляд, в эру интеграции и цифровизации качество обучения иностранным языкам воз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О Ванягина М.Р., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.