Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЕРЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / БЛОГФОЛИО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюкович Елена Юрьевна

В статье анализируются информационные технологии в преподавании английского языка в техническом ВУЗе. Рассматриваются дидактические свойства и функции информационных технологий, а также их влияние на интенсификацию процесса обучения английскому языку. Освещаются различные формы практического использования образовательных технологий в процессе обучения английскому языку в техническом ВУЗе. Показаны возможности использования данных технологий в работе со студентами, что способствуют развитию общения, укреплению межличностных отношений, умению выслушивать и аргументировать свою позицию. Автор приходит к выводу, что использование ИТ в обучении английскому языку в техническом ВУЗе, позволяет значительно расширить и разнообразить виды деятельности обучающихся, что в свою очередь позитивно влияет на результаты образовательного процесса. Следовательно, на сегодняшний день информационные технологии выступают одним из основных инструментов повышения эффективности в преподавании английского языка в техническом ВУЗе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюкович Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY IN TEACHING ENGLISH IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The article analyzes information technology in teaching English in a technical university. The didactic properties and functions of information technologies are considered, as well as their influence on the intensification of the process of teaching English. Various forms of practical use of educational technologies in the process of teaching English are highlighted. The possibilities of using these technologies in working with students are shown, which contribute to the development of communication, strengthening interpersonal relations, the ability to listen and argue their position. The author comes to the conclusion that the use of IT in teaching English in a technical university can significantly expand and diversify the types of activities of students, which in turn has a positive effect on the results of the educational process. Consequently, today information technology is one of the main tools for increasing the efficiency in teaching English.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

3. Использование наглядных средств обучения на уроках по ОБЖ положительно повлияло на формирование навыков, в частности повысились показатели сформированности умений, которые впоследствии станут навыками. Полнота овладения умением оказания первой помощи в среднем повысилась на 0,24.

4. Экспериментальная работа по применению наглядных методов обучения в преподавании ОБЖ выявила положительную динамику показателей знаний: количество обучающихся с низким уровнем усвоения содержания учебной информации по ОБЖ в экспериментальном классе понизилось на 26,6%, а со средним и высоким уровнем повысилось на 13,3%; уровень качества знаний и успеваемость выросли на 26,6%.

Литература:

1. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-мет. пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - Москва: Высшая школа, 1989. - 141 с.

2. Педагогика: учебник для студентов учреждений ВПО / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 624 с.

3. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы: тесты, игры, кроссворды, задания с картинками / авт.-сост. Г.П. Попова. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград: Учитель. - 2018. - 121 с.

4. Особенности методики преподавания ОБЖ в условиях реализации ФГОС [Электронный источник] // Режим доступа: https://школасегодня.рф/ шИс^/7640 (дата обращения 10.09.21)

5. Суворова Г.М. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебник для вузов / Г.М. Суворова, В.М. Горячева; ответ. редактор Г.М. Суворова. - 2-ое изд. перераб. и доп. - М: Юрайт, 2021. - 346 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Костюкович Елена Юрьевна

Московский государственный строительный университет (г. Москва)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье анализируются информационные технологии в преподавании английского языка в техническом ВУЗе. Рассматриваются дидактические свойства и функции информационных технологий, а также их влияние на интенсификацию процесса обучения английскому языку. Освещаются различные формы практического использования образовательных технологий в процессе обучения английскому языку в техническом ВУЗе. Показаны возможности использования данных технологий в работе со студентами, что способствуют развитию общения, укреплению межличностных отношений, умению выслушивать и аргументировать свою позицию. Автор приходит к выводу, что использование ИТ в обучении английскому языку в техническом ВУЗе, позволяет значительно расширить и разнообразить виды деятельности обучающихся, что в свою очередь позитивно влияет на результаты образовательного процесса. Следовательно, на сегодняшний день информационные технологии выступают одним из основных инструментов повышения эффективности в преподавании английского языка в техническом ВУЗе.

Ключевые слова: информационные технологии, обучение английскому языку в техническом ВУЗе, дидактические свойства, презентация, онлайн-тренажеры, электронный учебник, блогфолио, электронное портфолио, интернет-ресурсы, английский язык как иностранный.

Annotation. The article analyzes information technology in teaching English in a technical university. The didactic properties and functions of information technologies are considered, as well as their influence on the intensification of the process of teaching English. Various forms of practical use of educational technologies in the process of teaching English are highlighted. The possibilities of using these technologies in working with students are shown, which contribute to the development of communication, strengthening interpersonal relations, the ability to listen and argue their position. The author comes to the conclusion that the use of IT in teaching English in a technical university can significantly expand and diversify the types of activities of students, which in turn has a positive effect on the results of the educational process. Consequently, today information technology is one of the main tools for increasing the efficiency in teaching English.

Keywords: information technology, teaching English in a technical university, didactic properties, presentation, online simulators, electronic textbook, blog folio, electronic portfolio, Internet resources, English as a foreign language.

Введение. Всеобщая информатизация общества отказывает значительное влияние как на систему образования, так и на нашу жизнь в целом, в силу чего заслуженное внимание стало уделяться информационным технологиям (далее - ИТ) в преподавании английского языка, в том числе в техническом ВУЗе.

ИТ расширяют границы всех сфер деятельности человека, включая знание и иностранный язык. Их использование в преподавании иностранного языка способствует активизации познавательной деятельности студентов, развивает их творческие способности, или креативность, в контексте общих интеллектуальных способностей [1].

ИТ в преподавании английского языка повышают интенсивность учебного процесса, реализуя индивидуальный подход к каждому студенту, повышая интенсификацию самостоятельной работы. При обучении с их использованием количество усваиваемого материала значительно больше, чем за такое же время при традиционном обучении, да и материал, как показывает практика, усваивается прочнее. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность избранной темы исследования.

Обучение иностранному языку в техническом ВУЗЕ подразумевает профессиональное позиционирование будущего специалиста в среде коллег специалистов из других стран [2, с. 36]. В связи с этим появляется необходимость в подготовке студентов к ориентации в мультилингвальном сообществе, достижению коммуникативных целей с помощью инновационных технологий [3, с. 17].

Использование ИТ в преподавании иностранных языков в техническом ВУЗе предполагает выбор и адаптирование подходящих Интернет-ресурсов, их применение для создания различных заданий, организацию межкультурной коммуникации и создание учебно-методических материалов на основе программных продуктов Интернета [4, с. 36].

У студентов технического вуза в результате освоения английского языка должны сформироваться следующие общие профессиональные компетенции:

- способность в устной и письменной речи свободно пользоваться английским языком как средством делового общения;

- способность находить творческие решения социальных и профессиональных задач, готовность к принятию нестандартных решений;

- готовность к коммуникации в устной и письменной формах на английском языке для решения задач профессиональной деятельности.

Информационные технологии - это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств [5, с. 55]. Выделяют следующие цели применения ИТ при обучении английскому языку [6] в техническом ВУЗе (рисунок 1):

-повышение мотивации к изучению языка.

развитие речевой компетенции;

■увеличение ооъема лингвистических знании.

расширение объема знании о с о цио культур но и специфике страны изучаемого языка.

-развитие спосооностп и готовности к самостоятельному изучению английского языка

Рисунок 1. Цели применения ИТ при обучении английскому языку в техническом ВУЗе

В ходе преподавания английского языка в техническом ВУЗе средства ИТ позволяют эффективно выполнять обширный ряд дидактических задач. Например, компьютер и другие средства ИТ помогают педагогу при формировании навыков и умений чтения, письменной речи, позволяют более плодотворно пополнять словарный запас студентов, положительно влияют на формирование устойчивой мотивации к изучению английского языка.

К наиболее часто используемым средства ИТ, применяемым при обучении английскому языку в техническом ВУЗе, относят (рисунок 2):

Г- электронные учебники и пособия, демонстрируемые 1 [ компьютера и мультимедийного проектора ; помощью

[ - образовательные ресурсы Интернета

- видео- и аудпотехнпку

- электронные энциклопедии и справочники

- 1)\Т) и СГ) диски с картинами и иллюстрациями

- тренажеры и программы тестирования

- научно-исследовательские работы и проекты

Рисунок 2. Средства ИТ, применяемые при обучении английскому языку

С точки зрения направленности средства ИТ можно классифицировать следующим образом (рисунок 3):

-для поиска информации (Yandex.ru, ru. Mail ru. Google сот)

- для работы с текстами (Microsoft Office)

- для автоматического перевода (translate google ru, Abby Lingvo)

- для хранения и накопления информации (CD и DVD диски, flash-l накопители)

-для обработки и воспроизведения графики и звука (Microsoft Media Player. WinAmp. PhotoShop, CorelDraw)

- для общения (ICQ. Skype, Whats up, Viber )

Рисунок 3. Классификация средств ИТ с точки зрения направленности

Использование Интернет-ресурсов очень важно в современном образовании, особенно в проектной технологии. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс. Он помогает студенту проявлять самостоятельность при планировании своей деятельности, а также ее организации и контроле [7, с. 47].

Проектная методика при обучении английскому языку в техническом ВУЗе может использоваться практически по любой лексической теме. Предлагаемые проектные работы подходят для организации самостоятельной работы студентов технического ВУЗа с применением ИТ:

1. Нефтегазовая промышленность России, Великобритании и США (Oil and gas industry in Russia, Great Britain and in the USA).

2. Современные процессы металлообработки (Modern metal working processes).

3. Современные двигатели внутреннего сгорания (Modern internal combustion engines).

4. Высшее образование в России и США (Higher education in Russia and in the USA).

5. Химическая технология в России и США (Chemical Technology in Russia and in the USA).

6. Информатика и вычислительная техника в России, Великобритании и в США (imputer Science and Computer Engineering in Russia, Great Britain and in the USA).

В ходе защиты проекта студент должен показать обоснованность выбора темы, отразить элементы исследовательской деятельности в проекте, продемонстрировать умение обобщать и делать выводы, аргументированно отвечать на вопросы по проекту, использовать наглядность и технические средства.

Основными и наиболее эффективными методами использования ИТ обучения английскому языку в техническом ВУЗе являются следующие:

- занятия с использованием мультимедийных обучающих программ;

- практические занятия с использованием компьютерных презентаций, позволяющие интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме: слайды, видеофильм, графика;

- компьютерное тестирование;

- телекоммуникационные проекты, работа с аудио- и видео ресурсами;

- дистанционное обучение, которое включает все формы образовательной активности, осуществляемые без личного контакта преподавателя и студента [8];

- голосовой чат по локальной сети, используемый для обучения фонетике. Для реализации данного чата могут применяться нижеперечисленные бесплатные программы: Net Speakerphone или Speaker, позволяющие вести общение в режиме: преподаватель-студент, студент-студент, режим конференции;

- аудитория, оборудованная лингафонными устройствами, включающая в себя преподавательскую консоль и рабочие места студентов по одной из следующих схем: аудиопассивной, аудиоактивной или аудиокомпаративной. Аудиопассивные устройства имеют целью предоставить студентам возможность прослушивать фонограммы через наушники; аудиоактивные устройства позволяют студентам прослушивать фонограммы и самим тренироваться в громкой речи через микрофон, аудиокомпаративные устройства позволяют записывать свою речь на диктофон, а затем прослушивать эту запись и сравнивать ее) [8];

- языковое портфолио как эффективное средство контроля и самоконтроля тодержит в себе такие ключевые моменты как самомониторинг и рефлексию. Особенно в условиях самостоятельной работы студента, портфолио является перспективной технологией рефлексивного обучения. Образовательная технология «языковое портфолио» формирует возможности неформального оценивания достижений обучающихся [9, с. 111].

При помощи сайта LearningApps.org можно относительно быстро создать упражнения, направленные на формирование языковой компетенции обучающихся и на закрепление учебного материала [10, с. 18].

Применение Интернет-ресурсов необходимо для более прочного усвоения правил и структур, и проверки их понимания. Электронная информационная среда может рассматриваться как средство обучения английскому языку, переводящее учебный процесс в техническом ВУЗе на более качественной новый уровень [11, с. 15]. Благодаря ИТ повышается эффективность проведения самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы студентов [12, с. 185].

Кроме того, к эффективным средствам ИТ в преподавании английского языка можно отнести различные онлайн-тренажеры. Их использование позволяет реализовать целый ряд дидактических свойств и функций ИТ, таких как многоуровневость, мультимедийность, гипертекстовая структура, разнообразие функциональных типов ресурсов, возможность автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организации управления учебной деятельностью обучающихся и ее контроль, выстраивание индивидуальной образовательной траектории, а также развитие умений самостоятельной учебной деятельности.

Среди интерактивных заданий с использованием ИТ следует отметить следующие (рисунок 4):

обмен электронными письмами с преподавателем и другими студентами.

создание впкп-страшщ.

ведение слогов и создание комментариев.

создание интерактивных опросов.

создание интерактивных заданий для формирования орфографических

навыков в ходе взаимообучения (например, на сайте LearningApps.org ).

Рисунок 4. Интерактивные задания с использованием ИТ

Использование различных заданий помогает реализовать весь спектр дидактических свойств и функций ИТ, что в значительной мере поможет интенсифицировать процесс обучения английскому языку в техническом ВУЗе, так как средства ИТ предоставляют реальную возможность общения студентов с преподавателем, с сокурсниками, а также с носителями языка.

Немаловажным является тот факт, что современные средства ИТ позволяют использовать сетевые базы данных, различные поисковые системы, библиотечные каталоги и т.п., помогающие преподавателю и студентам приобщиться к мировым информационным ресурсам. Как следствие, учебная деятельность как на уроках, так и во внеурочное время выходит на принципиально более высокий и эффективный уровень.

Например, одним из преимуществ использования ИТ при обучении английскому письму в техническом ВУЗе является тот факт, что сам процесс обучения приобретает больший динамизм. Студенты самостоятельно набирают и правят тексты своих сообщений и сочинений, учатся эффективно работать с текстовыми редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, работают с электронными версиями различных словарей. Они получают возможность использовать знания и навыки, полученные на занятиях и осознать практическую значимость приобретенных знаний, чему активно способствует переписка со сверстниками из других стран, отправление своих творческих работ преподавателю, принятие участия в различных проектах.

Ролевые игры делают учебно-познавательную деятельность более личностной и мотивированной. В качестве примеров ролевых игр для студентов технического ВУЗа можно привести следующие:

1. На Международной научной конференции вы встречаете известного ученого в области нефтегазовой промышленности и начинаете диалог.

2. На Международной научной конференции вы встречаете американского ученого и начинаете диалог о защите окружающей среды в России и США.

Наиболее распространенным и удобным видом деятельности с помощью ИТ на уроке английского языка в техническом ВУЗе является создание презентаций.

Помимо презентаций, следующим нововведением в образовательном процессе является электронное портфолио. Если презентации представляют собой отличный способ объяснения нового материала обучающимся, то электронные портфолио являются прекрасным способом оценить знания и навыки обучающихся.

Так, портфолио - это коллекция работ обучающегося, отобранная им самим или с помощью преподавателя и демонстрирующая его прогресс в обучении. Портфолио предоставляет возможность индивидуальной оценки обучающегося и часто используется в иноязычном образовании. Электронные портфолио - это та же коллекция работ обучающегося, однако данные работы включают в себя ещё аудио- и видеоматериалы, собранные на одной электронной платформе [13].

Разновидностью электронных портфолио является блогфолио (Ь^РзНо), который набирает свою популярность в иноязычном образовании. Блогфолио - это интерактивный онлайн блог, созданный учащимися с определенной образовательной целью. Блоги зачастую используются в иноязычном обучении с целью улучшения чтения и письма на английском языке, увеличения вовлеченности в образовательный процесс, а также для предоставления возможности самовыражения и развития креативности у студентов.

Блогфолио имеет определенные критерии, при соблюдении которых их использование будет эффективным средством для изучения английского языка в техническом ВУЗе (рисунок 5) [14]:

1 Выбор темы, на которую учащиеся будут вести дискуссию в своих блогфолно.

2 Предоставленнересурсов, с использованием и анализом которых студенты смогут улучшить и расширить свои знания по выбранной тематике блогфолно

3 Постепенное наполнение блогфолно материалом, который студенты выбрали на основе предоставленной им информации

-<

4 Студенты должны не только закончить наполнение своего слога, но и создать презентацию (например, с помощью облачного сервиса РгегГ) и на ее основе записать собственное видео, в котором будет раскрываться ^выбранная для блогфолно тема_

Рисунок 5. Критерии подготовки эффективного блогфолио

Выводы. Анализ, проведенный в настоящей статье, позволяет прийти к следующим выводам. В настоящее время изменились приоритеты и условия обучения студентов неязыкового технического вуза профессионально-ориентированному английскому языку. Современные информационные, в том числе мультимедийные, обучающие программы имеют преимущество перед традиционными методами обучения, так как с помощью электронной информационной среды расширяются возможности дальнейшего совершенствования умений и навыков владения английским языком. Интегрирование ИТ через использование разнообразных мультимедийных программ в обучение английскому языку способствует успешному формированию профессиональных компетенций студентов технического ВУЗа.

Кроме того, использование ИТ при преподавании английского языка в техническом ВУЗе позволяет более полно реализовать педагогические цели, в первую очередь, те, которые направлены на развитие личности обучаемого, подготовку его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества. Главное достоинство современной обучающей техники в ее простоте и высокой мотивации студентов.

Следовательно, на сегодняшний день ИТ выступают одним из основных инструментов повышения эффективности в преподавании английского языка в техническом ВУЗе.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Возможности информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку в современном вузе: материалы межвузовского круглого стола, 28 июня 2019 г. - Оренбург: Оренбургский ин-т (филиал) Московского гос. юрид. ун-та им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2019. - 94 с.

2. Комочкина Е.А. Обучение иностранным языкам в неязыковом вузе: история и современность // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 7. - С. 30-37.

3. Евстигнеева И.А. Развитие дискурсивных умений обучающихся средствами современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 2. - С. 17-21

4. Низовая И.Ю. Новые сервисы и прикладные программы в практике преподавания иностранных языков // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 10. - С. 36-41

5. Писаренко В.И. Новые информационные технологии обучения иностранным языкам // Открытое образование. -2010. - №4. - C. 54-63.

6. Журавлева Н.В. Использование ИКТ на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiyyazyk/library/2013/02/08/ispolzovanie-ikt-na-urokakh (дата обращения: 12.02.2021)

7. Хайруллина Д.Д., Черникова В.О. и др. Интерактивные методы обучения иностранному языку в техническом вузе // Материалы Международной научно-методической конференции «Интеграция науки и образования в вузах нефтегазового профиля - 2016». - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2016. - С. 47-49.

8. Сиразева А.Ф. и др. Инновационные технологии обучения иностранному языку в ВУЗе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - URL: http:// www.science-education.ru/123-l7983(дата обращения: 12.02.2021)

9. Жаринов Ю.А. Языковое портфолио как эффективная образовательная технология // Сб.: Innovations and modern pedagogical technologies in the education system: materials of the VI international scientific conference on February 20-21, 2016. -Prague: Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2016. - P. 110-111.

10. Шалова В.В. Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование ресурсов сети Интернет // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 6. - С. 16-22.

11. Александров К.В. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 5. - С. 15-20.

12. Стрелкова Г.Г., Жаринов Ю.А. Применение интернет-ресурсов на занятиях по английскому языку в нефтяном ВУЗе // Тезисы докладов Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука. Технология. Производство - 2015». - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2015. - С. 185-187.

13. Brown J.D. (2013). New ways of classroom assessment. Alexandria, VA: Teachers of English to Speakers of Other Languages

14. Ananyeva M. (2014). "Blogfolios" and their role in the development of research projects in an advanced academic literacy class for ESL students. Boston: Springer US

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.