Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Телегина Ольга Владимировна, Ваганова Наталья Вячеславовна, Архипова Мария Владимировна

Статья посвящена возможностям использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Большое внимание уделяется повышению уровня мотивации как одной из ключевых предпосылок успешного обучения. Подчеркивается невозможность эффективного обучения учащихся при наличии негативного отношения к процессу освоения материала, урока в целом. Авторы рассматривают причины низкой учебной мотивации, способы повышения ее уровня. В статье освещены особенности применения в учебном процессе популярных обучающих интернет-ресурсов (GrammarUp, BBC LearningEnglish, iSLCOLLECTIVE, Kahoot, Wordwall, цифровая платформа LearningApps.org,Мentimeter). Эти программы показали свою эффективность не только в повышении уровня знаний, но и являются отличными помощниками в развитии мотивации обучающихся. Особую роль в работе с современными учениками играет смешанное обучение. Смешанное обучение предполагает изучение иностранного языка онлайн и традиционных форм преподавания, осуществляемых в соответствии с учебным планом. Его преимущества дают учителю возможность преподавать дисциплины по специальности, эффективно организовывать самостоятельную работу при помощи информационных технологий. Данная форма обучения позволяет индивидуализировать процесс обучения, развивать личностные качества учащихся, повысить интерес к предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Телегина Ольга Владимировна, Ваганова Наталья Вячеславовна, Архипова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES TO INCREASE MOTIVATION FOR LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the possibilities of using information and communication technologies in the educational process. Much attention is paid to increasing the level of motivation as one of the key prerequisites for successful learning. It is impossibleto teach students if they have a negative attitude towards the educational process. The authors consider the reasons for low educational motivation, ways to increase its level. The article highlights the features of the use of popular online learning resources in the educational process (GrammarUp, BBC LearningEnglish, iSLCOLLECTIVE, Kahoot, Wordwall, digital platform LearningApps.org, Mentimeter). These programs have shown their effectiveness not only in rising the level of knowledge, but also they are found to be excellent assistants in developing the motivation of students. Blended learning plays a special role in working with modern students. Itcombines learning a foreign language online and traditional forms of teaching carried out according to the curriculum. Its advantages give an educator the opportunity to teach disciplines in the specialty, effectively organize independent work with the help of information technologies. This form of education enables teachers to individualize the learning process, develop personal qualities of students, increase interest in the subject.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Литература:

1. Агаева, И.Б. Инновационная полифункциональная среда как средство коррекции психофизического развития дошкольников / И.Б. Агаева // Сибирский вестник специального образования. - 2013. - № 1 (19). - С. 7-13

2. Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес; Пер. с англ. Юлии Даре. - Москва: Теревинф, 2009. - 272 с.

3. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Воронеж: МОДЭК, 1996. - 384 с.

4. Бабкина, Н.В. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики / Н.В. Бабкина, И.А. Коробейников // Клиническая и специальная психология. - 2019. - № 3. -С. 125-142

5. Баряева, Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития / Л.Б. Баряева: монография. - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 319 с.

6. Баряева, Л.Б. Роль двигательного анализатора в развитии ребенка со стертой дизартрией / Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина, И.А. Филатова // Специальное образование. - 2021. - № 3(63). - С. 6-22

7. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. - Москва: Когито-Центр, 2009. - 192 с.

8. Бобрик, Ю.В. Физическая абилитация детей с замедлением психического развития / Ю.В. Бобрик, Н. Хаит // Научный вестник Крыма. - 2020. -№ 1(24). - С.1-4

9. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - Москва: Просвещение, 1988. - 144 с.

10. Вечканова, И.Г. Сущность абилитации детей с задержкой психического развития в современном научном и образовательном пространстве / И.Г. Вечканова // Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 23-32

11. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития / Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина. - Москва: Педагогика, 1984. - 256 с.

12. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, Ю.С. Галлямова. [и др.]. - Москва: УМЦ «Добрый мир», 2018. - 331 с.

13. Замиралова, О.В. Особенности сенсорно-перцептивных функций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / О.В. Замиралова, К.С. Зиблая // Auditorium. - 2019. - № 2 (22). - С. 158-161

14. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольника / А.В. Запорожец, А.П. Усова. - Москва: АПН РСФСР, 1963. - 227 с.

15. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Дефектология. - 2006. - №3. - С. 15-28

16. Полифункциональная интерактивная среда развития детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Л.Б. Баряева, О.Г. Приходько, И.Г. Вечканова [и др.]. - Москва.: МГПУ, 2021. - 144 с.

17. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития: Учебное пособие / У.В. Ульенкова. - 2-е изд., испр. и доп. - Нижний Новгород: Издательство НГПУ, 1994. - 228 с.

18. Чораян, О.Г. Взаимосвязь сенсорно-речевого и сенсорно-перцептивного способов кодирования информации с уровнем интеллектуального развития / О.Г. Чораян, И.О. Чораян // Валеология. - 2013. - № 1. - С. 14-21

19. Isbell, Ch. Sensory integration: a guide for preschool teachers / Ch. Isbell, R. Isbell. - North Carolina: Gryphon House Books, 2007. - 144 р.

20. Conners, C. Psychological assessment of children with minimal brain dysfunction / C. Conners // Annals of the New York Academy of Sciences. - 1973. - № 205. - P. 283-302

21. Miller, L.J. Sensational Kids: Hope and Help for Children with Sensory Processing Disorder (SPD) / L.J. Miller. - New York: Random House, 2020. - 384 р.

Педагогика

УДК 37.01

кандидат филологических наук, доцент Телегина Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат филологических наук, доцент Ваганова Наталья Вячеславовна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ

МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена возможностям использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Большое внимание уделяется повышению уровня мотивации как одной из ключевых предпосылок успешного обучения. Подчеркивается невозможность эффективного обучения учащихся при наличии негативного отношения к процессу освоения материала, урока в целом. Авторы рассматривают причины низкой учебной мотивации, способы повышения ее уровня. В статье освещены особенности применения в учебном процессе популярных обучающих интернет-ресурсов (GrammarUp, BBC LearningEnglish, iSLCOLLECTIVE, Kahoot, Wordwall, цифровая платформа LeamingApps.org,Mentimeter). Эти программы показали свою эффективность не только в повышении уровня знаний, но и являются отличными помощниками в развитии мотивации обучающихся. Особую роль в работе с современными учениками играет смешанное обучение. Смешанное обучение предполагает изучение иностранного языка онлайн и традиционных форм преподавания, осуществляемых в соответствии с учебным планом. Его преимущества дают учителю возможность преподавать дисциплины по специальности, эффективно организовывать самостоятельную работу при помощи информационных технологий. Данная форма обучения позволяет индивидуализировать процесс обучения, развивать личностные качества учащихся, повысить интерес к предмету.

Ключевые слова: мотивация, информационно-коммуникационные технологии, смешанное обучение, современные технологии обучения, Интернет-ресурсы.

Annotation. The article is devoted to the possibilities of using information and communication technologies in the educational process. Much attention is paid to increasing the level of motivation as one of the key prerequisites for successful learning. It is impossibleto teach students if they have a negative attitude towards the educational process. The authors consider the reasons for low educational motivation, ways to increase its level. The article highlights the features of the use of popular online learning resources in the educational process (GrammarUp, BBC LearningEnglish, iSLCOLLECTIVE, Kahoot, Wordwall, digital platform LearningApps.org, Mentimeter). These programs have shown their effectiveness not only in rising the level of knowledge, but also they are found to be excellent assistants in developing the motivation of students. Blended learning plays a special role in working with modern students. Itcombines learning a foreign language online and traditional forms of teaching carried out according to the curriculum. Its advantages give an educator the opportunity to teach disciplines in the specialty, effectively organize independent work with the help of information technologies. This form of education enables teachers to individualize the learning process, develop personal qualities of students, increase interest in the subject.

Key words: motivation, information and communication technologies, blended learning, modern learning technologies, Internet resources.

Введение. Модернизация системы языкового образования и системы образования в целом требует пересмотра традиционных и поиска новых способов организации образовательного процесса [1, 81. Мотивация безусловно играет огромную роль в освоении учебного материала. Мотивация учащихся в образовательном процессе - это искусство педагога, его грамотность и компетентность [51 Несомненно, каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики преуспели в жизни, учились только на хорошо и отлично, интересовались и охотно посещали занятия, вовремя выполняли домашнее задание. Но, к сожалению, учителям в своей работе приходится иметь дело с нежеланием учеников учиться, с отсутствием мотивации. Невозможно эффективно обучать учащихся, если они публично демонстрируют негативное отношение к учебе, освоению нового материала. Поэтому для школ очень важно решать проблему развития и повышения мотивации учащихся к посещению образовательного учреждения и учебе с целью обеспечения результативности учебного процесса.

Ребенку очень важно не просто учиться, а научиться учиться, потому что без мотивации и интереса к обучению нельзя достигнуть успешных результатов, которые так необходимы в дальнейшей жизни. Следственно, мотивация является одним из основных условий для успешного обучения в повседневной школьной жизни. Учащиеся должны быть готовы учиться. Их внутренняя мотивация может привести их к успеху, так как они будут учиться быстрее и продуктивнее. Самой важной проблемой, которая волнует всех педагогов, является проблема формирования позитивного отношения и положительного мотива к обучению и познанию у школьников. Эта проблема актуальна в психологии и педагогике, так как именно от этого зависит эффективность учебного процесса. Итак, какой же один из самых главных критериев, определяющий нежелание детей учиться? Конечно же, слабая учебная мотивация. Учебная мотивация является системной, характеризуется динамичностью, направленностью и устойчивостью. В основе учебной мотивации лежат социальные и познавательные мотивы. Мотивация учебной деятельности имеет иерархичную структуру и состоит из побуждений. Этот вид мотивации отличается преобладанием внутренних мотивов, которые связаны с содержанием деятельности и ее реализацией. Причинами ее нехватки могут являться недостаточное одобрение со стороны родителей или учителей, что отражает внешнюю мотивацию или отсутствие осознания зачем нужен предмет и внутренней привлекательности к деятельности, что характеризует внутреннюю мотивацию. Также, низкая мотивация может быть следствием низкой самооценки обучающегося, которая формируется в следствии реакции других людей. У большинства учеников есть страх совершить ошибку в классе и быть опозоренными перед одноклассниками. Для таких детей это обозначает потерять «свое лицо», что напрямую влияет на мотивацию к обучению.

Исследования И.А. Малининой показали, что на формирование и развитие внутренней мотивации к изучению иностранного языка большое влияние оказывают современные методы обучения, в частности: коммуникативно-деятельностный подход, ориентированный на учащегося, и цифровые информационно-коммуникационные технологии, такие как смешанное обучение (blendedlearning) [4]. Целью исследования является изучение особенностей и роли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Изложение основного материала статьи. Смешанное обучение предполагает изучение иностранного языка онлайн и традиционных форм преподавания, осуществляемых в соответствии с учебным планом. При этом изучению иностранного языка онлайн должно отводиться от 30 до 45% учебного процесса.

Смешанное обучение дает учителю возможность преподавать дисциплины по специальности, эффективно организовывать самостоятельную работу при помощи информационных технологий, индивидуализировать процесс обучения, развивать личностные качества учащихся (в особенности ответственность, самодисциплину), повысить интерес к предмету.

Электронные обучающие средства используются для различных аспектов образовательного процесса. Так, с их помощью можно симулировать сложные реальные эксперименты; визуализировать абстрактную информацию с помощью динамического представления процессов; развивать когнитивные структуры учащихся [71.

С помощью электронных обучающих средств информация предоставляется таким образом, что ее восприятие происходит одновременно несколькими органами чувств, а не последовательно, как при традиционном обучении. Если осуществлять комбинированное воздействие на учащихся через слух и зрение и вовлекать его в активные действия, то усвоение учебного материала может составить 75% [3, 91.

Вовлекая в процесс обучения большинство чувственных компонентов обучаемого, электронные обучающие средства тем самым способствуют обогащению процесса обучения иностранному языку. С их помощью устная наглядность становится динамической. Исследования Т.С. Петровской и И.Е. Рымановой показали, что около трети опрошенных (34%) хотят в дальнейшем общаться на профессиональные темы с иностранными коллегами через Интернет [6]. Этот фактор можно отнести к мотивации развития личности - развитию профессиональных компетенций.

ИКТ - это большая развивающаяся группа технических средств, устройств, интернет источников, предоставляющие большой простор для использования, в том числе в целях образования.

Средства ИКТ оказывают помощь в решении некоторых дидактических задач:

• организация работы учащихся над совместными проектами,

• помощь в организации дистанционного обучения,

• активное формирование коммуникативных навыков,

• развитие умения добывать, обрабатывать и анализировать информацию.

ИКТ мотивирует не только учащихся, но и учителей развивать навыки в информационной сфере. Все это благотворно влияет на развитие общеобразовательных умений, таких как:

• умение взаимодействовать с информацией (создание архивов и баз данных),

• умение записывать и проводить аудио- или видео конференции,

• умение оперировать дополнительными источниками для получения информации,

• умение работать с программами, графическими редакторами (такие как «PowerPoint») для повышения качества обучения,

• создание гипермедиа сообщений.

В современных Российских реалиях закреплены стандарты ФГОС по использованию ИКТ на уроках, направленные на развитие уровня мотивации обучающихся, активацию познавательного интереса детей.

В настоящее время не существует доступных онлайн-платформ, способных полностью заменить квалифицированного преподавателя. Так, например, персональный компьютер не способен существенно усовершенствовать грамматические навыки обучающихся в продуктивных видах речевой деятельности (в говорении и письме), потому что у компьютера отсутствует творческое мышление и воображение. Однако, что касается рецептивных видов речевой деятельности (аудирования и чтения), компьютерные технологии широко используются для их развития и совершенствования.

Тем не менее имеющиеся обучающие сетевые ресурсы и сервисы могут быть прекрасным дополнительным инструментом как для учителей, так и обучающихся [91.

К примеру, в последнее время стремительно набирают популярность обучающие приложения для смартфонов. В настоящий момент существует большой выбор онлайн-платформ, сайтов и приложений, с помощью которых можно синхронно изучать и совершенствовать свои грамматические навыки. К самым популярным из таких ресурсов можно отнести GrammarUp, BBC LearningEnglish, iSLCOLLECTIVE и др.

Приложение для совершенствования грамматических навыков GrammarUp содержит правила и примеры употребления грамматических явлений в речи. С его помощью можно из контекста понимать использование определенной грамматической конструкции, артикля и т.д.

На сайте BBC LearningEnglish пользователи могут найти видео и аудио подкасты аутентичных радио и телепередач. К данным материалам прилагаются задания на формирование и развитие умений в четырех видах речевой деятельности. Приложение также полезно для развития лингвистических и лингвокультурных компетенций.

В ходе анализа доступных цифровых технологий была выявлена и бесплатная онлайн-платформа обучения грамматике английского языка iSLCOLLECTIVE, предназначенная для преподавателей и обучающихся разного возраста и уровня знаний.

iSLCOLLECTIVE имеет удобную навигацию, и подойдет как для онлайн, так и для оффлайн использования. Материалы можно найти по ключевым словам в поисковой строке, либо по фильтрам: grammar, vocabulary, materialtype, level, studenttype, videogenre, videolength.

Ученикам средней ступени обучения особенно сложно усвоить нюансы грамматики, когда переплетаются сразу несколько форм прошедшего времени, например, PastPerfect и PastSimple, будущего времени FutureSimple и конструкции tobegoingto. Материалы основаны на тестировании грамматического материала и применении следующих приёмов построения тестов: gap-fills, clozeexercise, multiplechoice, definitionswithblanks, alternativeanswers и т.д. Именно визуализация и активизация грамматического материала делает видеоурокиiSLCOLLECTIVE незаменимым инструментом на уроке.

Существует множество онлайн-программ викторин, с помощью которых можно определить знания всей группы в целом и определить лидеров этой группы. Эти программы эффективны не только для оценки успеваемости, но и являются отличными помощниками в развитии мотивации обучающихся (Kahoot, Wordwall, цифровая платформа LearningApps.org).

С помощью LearningApps.org можно организовать коллективную деятельность по совместному поиску информации, хранению закладок, использованию медиаматериалов, редактированию гипертекстов, использованию электронных таблиц, презентаций, формированию карт, схем.

Интересным и полезным сервисом для учителей может быть конструктор для онлайн-опросов и викторин Mentimeter. Он обеспечивает мгновенную обратную связь cклассом. Его можно использовать на уроке при наличии у учащихся доступа к интернету.

При помощи сервисаMentimeter преподаватель может быстро создать:

• QR код со ссылкой на быстрый опрос;

• динамическую диаграмму предпочтений;

• экспортировать результаты опроса в Excel.

Данную программу можно активно применять как на уроке в классе, так и при организации занятий в дистанционном формате.

Индивидуальное голосование учащихся эффективно в системе формирующего оценивания. Оно необходимо тогда, когда необходимо определить общий уровень понимания темы, элемента урока учениками. Имеет ряд положительных аспектов:

• позволяет избежать стереотипного мышления;

• выражает личное мнение опрашиваемого;

• отсутствует критика;

• результаты опроса более точные;

• ученики не подвержены давлению со стороны.

Важным аспектом в поиске и выборе материала учителем является его нормативность, соответствие уровню знаний учеников, их интересам, новизна, актуальность [2].

Выводы. Таким образом, на данный момент цифровые технологии не могут полностью заменить традиционные, но они являются эффективным дополнением, служат незаменимым помощником преподавателя в организации учебного процесса. Кроме того, Интернет-ресурсы отвечают потребностям и интересам современных детей, что в свою очередь способствует повышению мотивации к обучению.

Литература:

1. Воронина, Д.К. Профессионализация иноязычной подготовки студентов нелингвистических вузов: подходы, технологии, приемы и способы / Д.К. Воронина, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 2. - С. 5.

2. Григорьев, С.Г. Педагогические аспекты формирования образовательных ресурсов / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун // Вестник Московского государственного университета. - 2005. - №5. - С. 21-30

3. Костромина, С.Н. Психологические факторы усвоения студентами учебной информации в зависимости от типа мультимедийной презентации / С.Н. Костромина, Д.С. Гнедых // Вестник СПбГУ. - 2014. - №6. - С. 114-125

4. Малинина, И.А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе / И.А. Малинина // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10 (30). - С. 42.

5. Минеева, О.А. Особенности мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка / О.А. Минеева, М.И. Колдина // Карельский научный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 17-20

6. Петровская, Т.С. Мотивация изучения английского языка студентами технического вузы при смешанном обучении / Т.С. Петровская, И.Е. Рыманова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 7(37). - Ч. 1. -С. 152-154

7. Суярова, З.К. Место мультимедийных технологий в учебном процессе / З.К. Суярова // Молодой ученый. - 2015. -№ 3 (83). - С. 80-83

8. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 2. - С. 3.

9. Фукалова, Е.И. Применение мобильных приложений при обучении лексике английского языка / Е.И. Фукалова, О.А. Минеева // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы Междунар. научно-практ. конф. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, 2019. - С. 277-280

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Теленская Дарья Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье «Развитие творческого потенциала студентов как фактор успешного освоения профессии и специальности в области художественного образования» рассматриваются основные подходы к определению понятия творчества и факторы формирования творческой активности в исследованиях современных ученых. Цель данной работы -определить влияние творческой деятельности на личностное развитие студентов, обучащихся в педагогических вузах по специальности «Учитель изобразительного искусства». Для этого мы проанализировали учебные программы по основным дисциплинам и пришли к выводу о том, что творческая активность формируется в процессе освоения профессии и подготовки собственных проектов.

Ключевые слова: творческая активность, художественное образование, творческий потенциал, творческая деятельность, изобразительное искусство.

Annotation. The article "Development of students' creative potential as a factor of successful mastering of a profession and specialty in the field of art education" discusses the main approaches to defining the concept of creativity and factors of formation of creative activity in the research of modern scientists. The purpose of this work is to determine the influence of creative activity on the personal development of students studying at pedagogical universities in the specialty "Teacher of fine Arts". To do this, we analyzed the curricula in the main disciplines and came to the conclusion that creative activity is formed in the process of mastering the profession and preparing our own projects.

Key words: creative activity, art education, creative potential, creative activity, fine art.

Введение. Развитие современного общества и постоянные изменение социально-экономических условий в стране и мире достигли такого уровня, при котором от личности требуется новый тип мышления, способность нестандартно мыслить и искать новые подходы к более эффективному решению проблем. Успешная личность должна быть готовой быстро и осознанно делать выбор, действовать, иметь навыки целеполагания и достижения целей, быть ответственной за собственные решения. Всё это свидетельствует о том, что система образования должна развивать творческую личность, формировать у обучающихся активную жизненную позицию.

Современная система образования активно внедряет инновационные процессы, направленные на модернизацию системы. Их сопровождают различные вариации программы, использование возможностей теории и практики, чтобы существенно увеличить эффективность идей образования и обучающих технологий. Любые инновации в образовании всегда должны проводиться, ориентируясь на развитие творческих способностей обучающихся.

Для активного формирования творческих способностей школьников особое место занимают высшие учебные заведения. Обучение в них должно быть направлено на развитие следующих умений и навыков:

• развитие инициативности и навыков самостоятельного принятия решения;

• стремление к проявлению творческой активности;

• воспитание художественного вкуса;

• формирование практических умений и навыков;

• развитие фантазии, воображения, уникального мироощущения.

Творческая активность развивается во время осваивания систематической программы обучения, если соблюдаются определённые психолого-педагогические условия. Одним из самых важных фактором считается организация процесса образования таким образом, чтобы во время учебной деятельности активно использовалась продуктивная творческая деятельность студентов. То, насколько качественно будут профессионально подготовлены будущее специалисты, во многом определяется их мотивационно-творческой активностью. К ней относится:

• потребности в обучении новому;

• гибкость и дивергентность мышления;

• стремление к творческим успехам;

• продуктивность творческой деятельности;

• умение формировать различные способы решения задачи при изменяющихся условиях;

• возможность предвосхищать возможные варианты развития деятельности.

При вовлечении студентов к процессу саморазвития, изменения себя и актуализации собственной деятельности важное значение имеет не только определённый набор базовых ЗУНов деятельности, но и творческая активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.