Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / АНГЛИЙСКИЙЯЗЫК / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / ОТКРЫТЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савкина Ольга Александровна, Савкин Александр Евгеньевич, Архипова Мария Владимировна

Внедрение различных образовательных ресурсов в учебных процесс повышает интерес обучающегося как к конкретному предмету, так и к образовательному процессу в целом. Открытые образовательные ресурсы являются одним из возможных инструментов, направленных на решение данной задачи. В данной статье рассмотрены открытые образовательные ресурсы, такие как «Wordwall», «Quizizz» и «ISLcollective». Целью данной работы было доказать эффективность применения данных образовательных ресурсов для повышения мотивации при обучении английскому языку. В статье дается определение термину «открытый образовательный ресурс», описываются результаты проведенной экспериментальной работы по внедрению рассматриваемых ресурсов в процесс обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савкина Ольга Александровна, Савкин Александр Евгеньевич, Архипова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPEN EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING EFL

Various educational resources are used in the educational process to increase students’ interest to studying. Open educational resources are one of the possible tools aimed at boosting their motivation to study. The article describes open educational resources such as "Wordwall", "Quizizz" and "ISLcollective and proves their effectiveness in increasing motivation to learn English. The article defines the term "open educational resource", describes the results of the experimental work with these resources implemented in teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

• разработка виртуальной обучающей информационной среды (кафедры) университета, выстроенной на средствах и методах педагогического дизайна с целью адаптивного обучения студентов по различным дисциплинам, с активным внедрением цифровой среды в процесс обучения студентов бакалавриата ТГПУ им. Л.Н. Толстого;

• проверка эффективности разработанной модели системы адаптивного обучения будущих учителей.

Выводы. Все вышеперечисленное убедительно говорит о том, что организация адаптивного обучения будущих учителей требует от преподавателя не только высокого уровня профессионального мастерства, гибкости, но и применения особой системы организации обучения, которую предполагается разрабатывать в виртуальной среде с применением средств педагогического дизайна.

Литература:

1. Кирилина, А.В. Профессионально ориентированная математическая подготовка будущих учителей физики и астрономии / И.Ю. Реброва, А.В. Кирилина // Новации и традиции в преподавании физики: от школы до вуза: Сборник материалов VI международной научно-практической конференции, Тула, 26-27 марта 2020 г. / Под общей ред. В.А. Панина. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2020. - С. 186-189.

2. Кирилина, А.В. Формирование и развитие цифровой экосистемы предуниверситетского образования / И.Ю. Реброва, А.В. Кирилина // Решение проблем учебно-методического обеспечения при реализации ФГОС ВО 3++: Материалы XLVII научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Тула, 21-23 декабря 2020 г. / Под общей ред. В.А. Панина. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2020. - С. 297-300.

3. Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся: педагогический аспект: Монография. Книга 5 / В.М. Липатова, С.В. Митрохина, В.А. Романов, А.А. Шерстнева; Под общей ред. Митрохиной С.В. -Тула: Изд-во Тульский полиграфист, 2017. - 192 с.

4. Романов, В.А. Самообразование выпускника вуза как процесс педагогического сопровождения его профессиональной подготовки / В.А. Романов // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 62. - Ч. 1. - С. 239-242.

5. Стоянова, Ю.В. Из опыта сотрудничества университета и цифровой платформы: организация практики студентов / И.Ю. Реброва, Ю.В. Стоянова // Инновационные подходы к обучению математике в школе и вузе: материалы Всероссийской" научно-практической" кон-ференции (Омск, 1-3 марта 2021 г.). - Омск: ОмГПУ, 2021. - С. 8-11.

6. Стоянова, Ю.В. Кейс-метод: вопросы формулировки и методологии оценивания / И.Ю. Реброва, Ю.В. Стоянова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. -2021. - № 4 (58). - С. 41-47. - DOI 10.25688/2072-9014.2021.58.4.05.

7. Стоянова, Ю.В. Функциональная компетентность будущего педагога в условиях цифровой трансформации образовательной среды / И.Ю. Реброва, Ю.В. Стоянова // Решение проблем учебно-методического обеспечения при реализации ФГОС ВО 3++. Материалы XLVII научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Под общей ред. В.А. Панина. 2020. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2020. - С. 290-293.

8. Стоянова, Ю.В. YouTube как средство и инструмент реализации педагогических технологий в онлайн-обучении / И.Ю. Реброва, Ю.В. Стоянова. - Текст: непосредственный // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы Сборник статей по материалам XVI национальной заочной научно-практической конференции (с международным участием) «АРТЕМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» . под общ. ред. М.А. Родионова. Пенза, 2020. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2020. - С. 186-189.

9. Царев, Р.Ю., Тынченко, С.В., Гриценко С.Н. Адаптивное обучение с использованием ресурсов информационно-образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25227 (дата обращения: 25.03.2022).

10. Gluzman, N.A. Forming the Basics of Future Mathematics Teachers' Professionalism by Means of Multimedia Technologies / N.A. Gluzman, T.V. Sibgatullina A.A., Galushkin, I.A. Sharonov // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2018. - Т. 14. - № 5. - С. 1621-1633.

11. Romanov, V.A. Implementation of educational technology to stimulate independent work of bachelors and undergraduates in physical education / V.A. Romanov, S.V. Mitrokhina, L.V. Rudneva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury - 2020. - № 3. -S. 60. http://www.teoriya.ru/ru/node/11380

12. Romanov, V.A. Training system of future specialists: quality control / V.A. Romanov, V.N. Kormakova, E.N. Musaelian // Науковий вюник нацюнального прничого ушверситету. - 2015. - № 2 (146). - pp. 130-137.

Педагогика

УДК 37.01

учитель иностранного языка высшей категории Савкина Ольга Александровна

МБОУ «Школа № 75» (г. Нижний Новгород);

учитель иностранного языка Савкин Александр Евгеньевич

МБОУ «Школа № 75» (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ

ЯЗЫКУ

Аннотация. Внедрение различных образовательных ресурсов в учебных процесс повышает интерес обучающегося как к конкретному предмету, так и к образовательному процессу в целом. Открытые образовательные ресурсы являются одним из возможных инструментов, направленных на решение данной задачи. В данной статье рассмотрены открытые образовательные ресурсы, такие как «WordwaИ», «Qшzizz» и «ВЬсоИей^е». Целью данной работы было доказать эффективность применения данных образовательных ресурсов для повышения мотивации при обучении английскому языку. В статье дается определение термину «открытый образовательный ресурс», описываются результаты проведенной экспериментальной работы по внедрению рассматриваемых ресурсов в процесс обучения иностранному языку. Ключевые слова: обучение, английскийязык, геймификация, открытыеобразовательные ресурсы, мотивация.

Annotation. Various educational resources are used in the educational process to increase students' interest to studying. Open educational resources are one of the possible tools aimed at boosting their motivation to study. The article describes open educational resources such as "Wordwall", "Quizizz" and "ISLcollective and proves their effectiveness in increasing motivation to learn English. The article defines the term "open educational resource", describes the results of the experimental work with these resources implemented in teaching a foreign language.

Key words: The English language, gamification, open educational sources, motivation, secondary school.

Введение. Трудно представить современный мир без новых технологий. Все больше сервисов внедряются в нашу повседневную жизнь. Многие ресурсы также могут стать помощниками учителя в образовательном процессе. Гипотезой данного исследования является утверждение, что применение открытых образовательных ресурсов может привести к росту учебной мотивации обучающихся. Основной целью является проверка данной гипотезы. Для решения цели были поставлены следующие задачи:

1. дать определение термину «открытый образовательный ресурс»;

2. изучить открытые образовательные ресурсы «Wordwall», «Quizizz» и «ISLcollective»;

3. провести опытно-практическую работу по внедрению рассматриваемых ресурсов в процесс обучения иностранному языку.

В ходе работы были использованы такие методы исследования как: классификация, анализ, опытно-практическая работа, анкетирование, наблюдение, обобщение, измерение, сравнение, дедукция.

Изложение основного материала статьи. Открытые образовательные ресурсы - это молодое явление, возникшее впервые в 2001 году в Массачусетском Технологическом Институте, где была создана открытая среда курсов - площадка, предоставляющая практически все материалы этого учебного заведения на безвозмездной основе. Данная практика позднее стала получать распространение и в других университетах мира. Более 150 университетов уже применяют и распространяют эту практику. Например, Тюбингенский университет (Германия) стал записывать лекции на платформе YouTube. Открытые образовательные ресурсы считаются настолько важными для мирового сообщества, что ЮНЕСКО поддерживает их создание и развитие [1].

Существует множество определений открытых образовательных ресурсов. Первое определение было дано ЮНЕСКО. Согласное ему «открытые образовательные ресурсы - учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами» [3, С. 1] В свою очередь, Хилен Джан называет открытые образовательные ресурсы «цифровыми материалами, которые могут быть повторно использованы для преподавания, обучения, исследований и прочего, которые сделаны доступными с помощью открытых лицензий и которые позволяют пользователям материалов то, что не было бы просто разрешено согласно одному лишь авторскому праву» [10, C. 38].

В настоящее время открытые образовательные ресурсы получили свое развитие не только в формате лекций, например с использованием таких ресурсов как Coursera, TED и других, но и в формате площадок для создания и обмена интерактивными упражнениями с открытой лицензией. Примером таких платформ могут выступать Wordwall, Quizizz, ISLcollective.

Wordwall - открытый образовательный ресурс, расположенный на сайте https://wordwall.net. Ресурс является конструктором упражнений, основанных на определенных шаблонах, представленных на данной платформе. «Во-первых, необходимо сказать о возможности выбора готовых шаблонов для интерактивных игр. При необходимости преподаватель может внести свои коррективы: изменить графику, звуки, шрифт, установить таймер и т.п. Во-вторых, стоит упомянуть функцию «назначения студентам», предоставляющую учащимся доступ к собственным устройствам. В этом случае преподаватель имеет возможность давать материал в качестве домашнего задания. Что немало важно, результаты каждого ученика фиксируются, тем самым значительно упрощая работу учителя. В-третьих, данная цифровая платформа предлагает различные варианты многопользовательских игр. Суть данного формата заключается в том, что студенты, каждый используя свое устройство, одновременно выполняют задания» [6, С. 181]. Четвертым преимуществом является наличие библиотеки готовых заданий по различным тематикам, созданные иными пользователями данного ресурса. Говоря о недостатках, стоит отметить, что обучающимся необходима регистрация на платформе, в случае если необходимо одновременное прохождение, с отслеживанием результата. Вторым недостатком является ограниченное количество игр, которые можно создать в бесплатной версии конструктора (не более 5 в месяц).

Платформа Quizizz дает возможность бесплатно создавать онлайн викторины, тесты и опросы. Учащиеся могут отвечать на созданные учителем тесты с планшетов, ноутбуков, смартфонов, с любого устройства, имеющего доступ к Интернету. Учитель регистрируется на сайте https://quizizz.com, создает свой аккаунт, а также может воспользоваться готовыми тестами по разным темам [4]. Особенностью данной платформы является возможность создания полноценных презентаций, внутрь которой могут быть встроены тестовые задания. Однако данная опция ограничена в бесплатной версии, ввиду ограничения на прикрепления определенного типа файлов, аудио и видео. Из ключевых недостатков можно выделить отсутствие введение повышенной стоимости для вопросов повышенной сложности, а также отсутствия разнообразия шаблонов [2].

Открытый образовательный ресурс ISLcollective (InternetSecondLanguageCollective) - площадка для свободной публикации и использования дидактических материалов. Интернет-ресурс предлагает различные виды упражнений, начиная от кроссвордов и заканчивая заданиями, встраиваемые в ютуб-видео [8].Данный ресурс имеет и свои недостатки, а именно отсутствие интерактивности, по сравнению с другими открытыми образовательными ресурсами рассмотренными здесь.

Для подтверждения гипотезы данного исследования была организована и проведена опытно-практическую работа на территории МБОУ «Школа №75» Канавинского района города Нижнего Новгорода. Она проводилась в 3 этапа:

1. Подготовительный - анализ УМК, проведение первичной оценки уровня мотивации обучающихся.

2. Основной - разработка уроков и дидактического материала, а также проведение уроков.

3. Заключительный - повторный срез оценки уровня мотивации обучающихся, анализ результатов опытно-практической работы.

Опытно-практическая работа проводилась во всей параллели 8-х классов. Основным УМК данной параллели является УМК "Spotlight-8", Ваулиной Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е. и Эванс В. Данный УМК состоит из учебника, рабочей тетради, книги для учителя, языкового портфеля, книги для чтения, контрольных заданий, аудиокурса, рабочей программы, тренировочных упражнений в формате ОГЭ. Данный УМК рассчитан на 104 часа из расчета 3 часа в неделю аудиторных заданий. Из них 96 часов аудиторной работы и 8 резервных уроков. Всегопредусмотрено 8 тематическихмодулейпотемамSocializing, FoodandShopping, Greatminds, Beyourself, GlobalIssues, CultureExchanges, Education, Pastimes. Каждый из модулей включает 12 уроков по 45 минут. Учебная деятельность направлена более на

саморазвитие и самообразование, за счет разделов AcrosstheCurriculum/GoingGreen. Также второй дополнительный раздел «GoingGreen» рассчитан на бережное отношение к окружающей среде.

Каждый урок направлен на всесторонне развитие всех видов речевой деятельности, однако каждый урок концентрируется на определенный вид речевой деятельности, указанный в названии: ReadingandVocabulary, ListeningandSpeaking, Grammarinuse, VocabularyandSpeaking, WritingSkills, Englishinuse. Следом идут уроки, направленные на культурологический аспект знаний и его развитие. ЭтоурокиSpotlightonRussia, Culturecorner, AcrosstheCurriculum/GoingGreen. В УМК содержится достаточное количество разноуровневых заданий, которые сбалансированы по своему количеству. Учебник образует единую дидактическую систему с другими элементами УМК. УМК способствует формированию интереса к изучению языка. Так как он входит в состав общего курса «Английский в фокусе», данный учебник обеспечивает преемственность в изучении иностранного языка. Особое внимание следует обратить на вводную страницу в каждом модуле - она нацеливает учащихся на прогнозирование будущих умений, навыков и знаний, которые они приобретут в ходе изучения этой темы.Формулирование учебных задач в такой форме положительно влияет на мотивацию учащихся, так как они получают возможность прогнозирования собственных учебных результатов, настраиваются на активный поиск знания в соответствии с ожиданиями.

В качестве основного дидактического материала использовались открытые образовательные ресурсы, а именно «Wordwall», «Quizizz» и «ISLcollective». Опытно практическая работа проходила во время прохождения обучающимися модуля «GreatMinds».

В качестве основы для изучения мотивации обучающихся был использован и адаптирован под цель исследования опросник «Учебная мотивация» для 5-8 классов Карповой Г.А. Опросник включает вопросы, направленные на исследование мотивов обучающихся: познавательные, коммуникативные, эмоциональные, мотивы саморазвития, позиции школьника, достижения успеха и одобрения.

Опытно-практическая работа проходила в 8 классах. Общее количество обучающихся - 89 человек. Все обучающиеся изучают английский язык 7 год. На изучение иностранного языка отведено 3 часа в неделю. Каждый класс поделен на 2 подгруппы, в среднем по 15 обучающихся. На предварительном этапе первый срез мотивации показал, что 7% обучающихся имеют высокий уровень учебной мотивации, 64% имеют средний уровень мотивации и 29% обучающихся имеют низкий уровень учебной мотивации.

Помимо повышения мотивации обучающихся, уроки имели различные задачи, направленные на развития всех видов речевой деятельности, ввиду предполагаемого использования открытых образовательных ресурсов на каждом из уроков. Ввиду этого уроки имели следующую структуру.

1. Подготовительный этап. На данном этапе происходила мотивация обучающихся, повторение пройденного материала, введение нового материала. Часто для повторения пройденного материала применялся открытый образовательный ресурс Wordwall, а именно Колесо Фортуны. Дополнительная мотивация обучающихся также проходила за счет использования открытого образовательного ресурса Quizizz, в котором вводились вопросы для обсуждения, в формате голосования.

2. Основной этап. Урок проходил согласно рекомендациям, подготовленными составителями УМК, однако многие материалы оцифровывались и переводились на платформы открытого образовательного ресурса. Например, обучающиеся выполняли задание по аудированию с помощью сервиса Quizizz. Задания по чтению отлично сочетались с платформой Wordwall, позволявшей подготовить вопросы на сопоставление, заполнение пропусков. Сервис Quizizz мог предоставить вопросы True/false. Ко всему прочему некоторые уроки и задания уже были готовы и находились на платформе в свободном доступе, что облегчало подготовку уроков. Отдельного внимания заслуживает открытый образовательный ресурс ISLcollective с заданиями, выполняемыми во время просмотра видео на YouTube. Данный тип заданий позволяет обучающимся слушать аутентичную речь, узнавать современные реалии языка, одновременно закрепляя пройденный материал. Кроме того «просмотр аутентичных видеоматериалов способствует мотивации обучающихся и может стать толчком для самостоятельного знакомства с фильмами на английском языке, что приведет к значительному совершенствованию знания языка» [7, С. 136].

3. Заключительный этап. В ходе данного этапа подводились итоги урока. В этом помогал открытый образовательный ресурс Quizizz, с помощью которого можно было понять оценку обучающихся за урок. Кроме того, в качестве поощрения за хорошую работу и настрой на позитивное продолжение дня, обучающимся предлагалось посмотреть забавные видео, связанные с тематикой урока и выполнить задания через ISLcollective и/или пройти небольшую викторину по теме урока через сервис Wordwall.

Открытые образовательные ресурсы воспринимались обучающимися в качестве средства повышения мотивации, ввиду новизны их применения в данной образовательной организации. Каждый урок планировался согласно используемому УМК в формате традиционного урока с дополнением в виде данных открытых образовательных ресурсов.

В ходе проведения уроков возникла трудность ввиду отсутствия у некоторых обучающихся подключения к сети Интернет. Ввиду этого учитель распечатывал материалы для обучающихся или же предлагал работать в парах, рассаживал обучающихся таким образом, чтобы присутствовало одно устройство с подключением к Интернету на пару.

В ходе последующего измерения уровня мотивации обучающихся, был обнаружен заметный рост.

Рисунок 1. Уровень мотивации обучающихся 8х классов до и после проведения опытно-практической работы

Исходя из данных можно сделать следующие выводы:

1. Произошел рост количества обучающихся с высоким уровнем мотивации на 5%.

2. Произошел рост количества обучающихся со среднем уровнем учебной мотивации на 11%.

3. Произошло падение количества обучающихся с низким уровнем учебной мотивации на 21%.

Выводы. Открытые образовательные ресурсы - это учебные и научные ресурсы, распространяемые на безвозмездной основе или с открытой лицензией. Согласно результатам данной работы, проведения опытно-практической работы по оценке эффективности использования платформ ISLcollective, Wordwall, Quizizz наблюдается значительный рост мотивации обучающихся, что свидетельствует об эффективности применения открытых образовательных ресурсов в обучении английскому языку.

Литература:

1. Андреев. А. Открытые образовательные ресурсы. Высшее образование в России, 2008 г.

2. Гончарова, Т.В. Преимущества и недостатки интерактивных приложений learningapps, Quizizz и Kahoot в качестве средств контроля усвоения лексики в условиях дистанционного обучения / Т.В. Гончарова, С.З. Доржиева // Лингвистика и лингводидактика в свете современных научных парадигм: Сборник научных трудов / Отв. редактор А.В. Федорюк. -Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. - С. 222-229.

3. Карен Кроппер, Патрик Мак Эндрю Открытые образовательные ресурсы и права интеллектуальной собственности Аналитическая записка, ЮНЕСКО, 2011 г.

4. Кузнецова, Н.С. Приложение Quizizz как один из способов повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка / Н.С. Кузнецова // Человекознание: Сборник статей XLVII Международной научной конференции, Кемерово, 09 декабря 2019 года. - Кемерово: Издательский дом "Плутон", 2019. - С. 4-6

5. Лебедева О.В., Повшедная Ф.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №4. - С. 11

6. Митькова. Э.И. Возможности платформы "wordwall" как средства создания интерактивных лексических игр / Э.И. Митькова // Вопросы педагогики. - 2021. - № 4-2. - С. 181-183.

7. Моисеева, Е.С. Аутентичные видеоматериалы как способ повышения мотивации к изучению английского языка / Е.С. Моисеева, А.Д. Берестова // Интеллектуальный потенциал общества как драйвер инновационного развития науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Тюмень, 26 июня 2019 года. - Тюмень: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САИНС", 2019. - С. 134-137.

8. Толкачева, К.Ю. Использование преподавателем интернет-ресурса ISLCollective.com для подготовки к учебным занятиям / К.Ю. Толкачева // Куляшоусюячытанш: Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, Могилев, 18-19 апреля 2019 года / Под редакцией Т.В. Мосейчук. - Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2020. - С. 400-403.

9. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №2. - С. 4

10. Hylén Jan Giving Knowledge for Free: The Emergence of Open Educational Resources. - OECD Publishing, 2007. - P. 30

Педагогика

УДК 37.012.3

доктор педагогических наук, профессор Савотина Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); старший преподаватель Реймер Мария Валериевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Хохлова Дария Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТЫ АНАЛИЗА АВТОРСКИХ МЕТОДИК

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье раскрывается значение содержащихся в учебно-методическом комплексе сведений о стилистике и речевых стилях, которые позволяют организовать изучение стилистики в функционально-языковом и воспитательном аспектах: сделать устную и письменную речь учащихся стилистически грамотной, эстетически выразительной, сформировать умения и навыки самостоятельно составлять тексты, выступления, выполнять творческие работы. Показано, что использование в этой работе текстов по разным направлениям воспитания позволяет обогатить воспитательный потенциал русского языка в формировании важных личностных качеств школьников. Анализируются наиболее рациональные приемы работы с текстом, которыми должны овладеть школьники. Приводятся результаты опроса по определению эффективности использования текстового материала при изучении темы «Стили речи».

Ключевые слова: речевое развитие, учебно-методический комплекс, стилистика, функциональные стили, функционально-языковой контекст.

Annotation. The article reveals the significance of the information contained in the educational and methodological complex about stylistics and speech styles, which allow to organize the study of stylistics in functional, linguistic and educational aspects: to make the oral and written speech of students stylistically literate, aesthetically expressive, to form the skills and abilities to independently compose texts, speeches, perform creative work. It is shown that the use of texts in this work in various areas of education allows to enrich the educational potential of the Russian language in the formation of important personal qualities of schoolchildren. The most rational methods of working with text that schoolchildren should master are analyzed. The results of a survey to determine the effectiveness of the use of text material in the study of the topic "Speech styles" are presented.

Key words: speech development, educational and methodological complex, stylistics, functional styles, functional-linguistic context.

Введение. Современному учителю, несущему ответственность за речевое развитие школьников, приходится решать комплекс задач, связанных с развитием словарного запаса и грамматического строя речи, овладением нормами литературного языка, его выразительными возможностями и стилистическим богатством. В этой работе важно понимать взаимообусловленность двух составляющих: первое - обеспечивать обучение восприятию текстов разных стилей; второе -обучение созданию собственного текста разных стилей и жанров. В этой работе важную роль играет понимание речевой организации учебника, учебного текста и профессиональной речи учителя. Текст учебника должен предусматривать возможность для обучения речевой (и, шире, учебно-познавательной) деятельности, формирования речевого и познавательного опыта, развития учащегося как языковой личности и субъекта познания. Современная нацеленность программ на речевое развитие учащихся выдвигает задачу обогащения словарного запаса, овладения нормами русского литературного языка, стилистически грамотной, эстетически выразительной речи, сформировать умения и навыки самостоятельно составлять тексты, выступления, выполнять творческие работы [4]. Авторы статьи ставили целью показать вклад в решение задач по речевому развитию учащихся на примере анализа раздела «Стили речи» учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской.

Изложение основного материала статьи. В лингвистической литературе стилистика трактуется как учение о стилях, лингвистическая наука, описывающая функциональную сторону языковой системы в ее современном состоянии и диахронии, объясняющая закономерности использования языка в процессе речи [1, С. 6]. Проблемами изучения функциональной стилистики в средней школе занимались многие лингвисты: М.Н. Кожина, С.Н. Иконников, Л.Г. Барлас, Л.С. Панов, А.М. Пешковский, Н.А. Пленкин, П.С. Пустовалов, Д.Э. Розенталь, В.В. Бабайцева, М.П. Сенкевич, В.Г. Костомаров и др. Они начинали свои экспериментальные исследования по определению содержания и методов стилистической работы на уроках русского языка.

М.Н. Кожина выделяет пять основных стилей речи, соответствующих пяти типам деятельности людей - типовым сферам общения:1. Сферу научного общения обслуживает научный стиль; 2. Сферу официально-деловых отношений -официально-деловой стиль; 3. Общественно-политическую сферу - публицистический стиль; 4. Сферу искусства слова -художественный стиль; 5. Сферу обиходно-бытового общения - разговорный стиль [2, С. 98].

Задача учителя состоит в том, чтобы, основываясь на наличном речевом опыте обучающихся, проинформировать их о самом факте существования стилевых разновидностей речи (без терминологического экскурса). Сначала школьники узнают о том, что «обобщенной речи» не существует: она меняется в зависимости от обстановки, различных ситуаций общения. Необходимо донести до учеников, что в своей жизни человек использует стилевые разновидности речи, соответствующие той или иной сфере деятельности и взаимодействия.

Цель данной статьи - анализ разделов по теме «Стили речи» учебно-методического комплекса по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М. М. Разумовской в функционально-языковом и воспитательном контекстах.

Анализ УМК под редакцией М.М. Разумовской с 5 по 9 класс.

Тема «Стили речи» в учебном пособии под редакцией М.М. Разумовской [3] для 5 класса включает три параграфа, которые относятся к основному учебному блоку и подразумевают первый год изучения данного материала: вся информация, содержащаяся в них, является для обучающихся новой. Параграф «Что изучает стилистика» предоставляет ученикам обширную теоретическую базу: раскрывает сущность определения «стилистика», выстраивает логическую связь между высказыванием и речевой ситуацией, дает подробную классификацию. Практическая часть состоит из упражнений, преимущественно направленных на толкование смысла отдельных слов и группировку разнообразных примеров по указанным характеристикам, способствующим развитию речевой деятельности школьников. В качестве закрепления и проверки степени усвоения изученного материала в заключительном упражнении ученикам предлагается самостоятельно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.