ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
М.А. Кузнецова, студент
Балашовский институт (филиал) Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (Россия, г. Балашов)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11570
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию актуального вопроса возможности изучения предметной области «Английский язык» посредством дистанционного обучения. В статье дается определение дистанционному обучению, выделяется специфика обучения английскому языку в образовательных организациях согласно ФГОС, рассматриваются возможности применения ИКТ средств и ресурсов сети Интернет, особенности непосредственно дистанционного обучения английскому языку. Выделяются достоинства и недостатки данной технологии обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, английский язык, Интернет, информационно-коммуникационные технологии, учебный процесс.
События, связанные с вирусной пандемией и самоизоляцией граждан, бросили вызов многим сферам общественной жизни, вынуждая общество подстраиваться под изменения. Происходящее не могло не затронуть сферу образования, поэтому прежнюю традиционную систему необходимо было в кратчайшие сроки адаптировать под новые условия, диктуемые самоизоляцией.
Вопрос использования электронных ресурсов и сети Интернет в образовательном процессе является не новым, так как с наступлением XXI века заметно возросла роль Интернет технологий в образовании [1, с. 166]. Такое непрерывное и стремительное развитие Интернет-технологий, средств информационно-
коммуникационных технологий (далее ИКТ), применение их в системе образования и протекающая информатизация всех сфер жизни человека благодаря своим возможностям позволили довольно быстро перевести весь процесс обучения в дистанционный формат.
Многочисленные исследования на протяжении нескольких лет доказывают, что введение новых информационных интернет-технологий в систему образования повышает эффективность учебного процесса, делает уроки английского языка более
продуктивными и результативными [2, с. 90].
В настоящее время исследователи и практики дистанционного обучения (далее ДО) не могут дать единого определения сущности данного термина. Тем не менее, в статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено следующее определение ДО: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [3].
Иными словами, ДО предполагает обучение и контроль за усвоением материала с помощью компьютерной сети Интернет, а также использование технологии on-line и off-line.
ДО имеет ряд специфических черт и характеризуется: удаленностью субъектов образовательного процесса и источников информации; набором современных технологий, обеспечивающих взаимодействие обучающегося и педагога; сочетанием online и off-line технологий; преобладанием самостоятельной образовательной деятельности обучающихся.
Проблема изучения английского языка посредством ДО стоит очень остро в виду специфики данной предметной области. По этой причине, необходимо так организовать ДО, чтобы оно строилось с учетом всех особенностей, характерных для этой дисциплины. Главной спецификой изучения иностранных языков в целом является овладение обучающимися коммуникативной компетенции, то есть владение языком, как средством межкультурной коммуникации и общения, инструментом познания мира и самостоятельного приобретения новых знаний о нем и т.д. [4].
Достижение коммуникативной компетенции необходимо осуществлять посредством развития видов речевой деятельности (далее ВРД): говорения, аудирования, чтения, письма. Современные средства ИКТ и сеть Интернет уже на данном этапе развития позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления и введения нового материала, его тренировки: вербальные и образные (т.е. графика, звук, анимация, видео) и его контроля. Существующие разнообразные ресурсы для обучения предлагают широкий функционал и инструментарий, потенциально позволяющий обучающимся быстрее и глубже усваивать новый учебные материал и дающий возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения пройденного материала и уровень развития ВРД.
Образовательный процесс при ДО обычно состоит из последовательных и чередующихся периодов контактного и неконтактного времени, длительность которых может варьироваться. Однако в некоторых случаях контактный период может вообще отсутствовать. Так, при ДО учитель и обучающийся в условиях пространственного разделения могут взаимодействовать с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля через Интернет.
Обеспечение процесса ДО происходит на основе использования средств ДО, к которым относятся: специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные
учебники, учебные пособия, сетевые учебные материалы, тренинговые компьютерные программы, базы данных и знаний с удаленным доступом, компьютерные лабораторные практикумы, тренажеры, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, сервисы Web 2.0, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи [5].
Методы и средства обучения, используемые при ДО могут обеспечить качественное достижение необходимых целей в ходе урока по английскому языку в случае, если для этого будет иметься необходимая материально-техническая база, а у преподавателя будет возможность выбрать организационную сторону обучения, например, формы урока.
Социальные сети и блоги прочно заняли свое место в сфере образовательных услуг [6, с. 263]. В неконтактные периоды обучения занятия могут проходить в форме: чат-занятия (посредством чат-технологий, могут проводиться синхронно, например, с помощью Viber, WhatsApp, Вконтакте); веб-занятия (представляют собой дистанционный уроки, деловые игры, лабораторные занятия и т.д., которые проводятся на специализированных образовательных веб-форумах; могут проводиться асинхронно); телеконференций (список рассылки с использованием электронной почты) и др.
Процесс ДО по английскому языку может также включать следующие компоненты: цифровые интерактивные образовательные платформы (например, Google класс; Российская электронная школа; Учи.ру; Яндекс учебник); интерактивные приложения и программы (например, PlayPosit; Quizizz; Flippity, Learningapps, Wordwall, Quizlet; Google forms, ClassMarker) [7].
Перечисленные образовательные платформы и программы могут включать в свой функционал различные инструменты для организации взаимодействия между субъектами образования, для создания интерактивных заданий, тестов, викторин, домашних заданий (в том числе в формате игры), осуществления видеозанятий и
трансляций, просмотра интерактивных уроков, подготовленных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), осуществления контроля и оценки полученных знаний, умений и навыков.
Все эти сервисы и платформы можно условно разделить на две категории: платформы, призванные помочь в освоение и введении нового учебного материала, а также программы и приложения, направленные на оценку достижения тех или иных результатов по дисциплине.
Данные средства могут помочь учителю приблизиться к созданию естественной языковой среды, обеспечивая таким образом возможность повышения эффективности обучения и формирования коммуникативной компетенции по английскому языку, что, зачастую, является труднодостижимым при традиционной системе обучения особенно в условиях ограниченности времени и учебных часов. Помимо этого, такая информатизация учебного процесса может положительно сказаться на мотивацию обучающихся к изучению предметной области за счет своей связи со средствами ИКТ и сетью Интернет.
Применение ДО в предметной области «Английский язык» имеет как преимущества, так и недостатки.
К преимуществам можно отнести: индивидуализация и персонификация процесса обучения за счет гибкости расписания и возможности обучения в индивидуальном темпе; отсутствие географической привязанности; формирование информационной компетенции у обучающихся; доступность для обучающихся с ОВЗ;
комфортная среда обучения; возможное повышение мотивации за счет применения ИКТ и возможностей сети Интернет; широкий доступ к разнообразным информационным и образовательным ресурсам; интерактивность; проведение виртуальных учебных занятий в режиме реального времени с организацией непосредственной обратной связи, а также сохранение лекций, вебинаров в базе; организация оперативной консультационной помощи; возможность разнообразить учебный материал; развитие самостоятельности обучающихся; возможность организации естественной языковой среды и т.д.
Однако у ДО также имеется и ряд недостатков, таких как: необходимость формирования дополнительной мотивации и интереса к обучению у обучающихся с низким уровнем самоконтроля и мотивации; высокая зависимость от наличия материально-технических средств и их слаженной и стабильной работы; невозможность проконтролировать самостоятельность выполнения тех или иных заданий обучающимся; отсутствие физического взаимодействия со сверстниками и учителем и др.
Таким образом, несмотря на ряд недостатков, ДО дает обучающимся доступ к богатой по своим возможностям учебной среде. Интеграция звука, движений, образов, текста может обеспечивать эффективное развитие ВРД и достижение коммуникативной компетенции. При грамотной организации и дальнейшем развитии ИКТ данная технология может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям ФГОС.
Библиографический список
1. Камардина Ю.С. Веб-квест технология на уроках английского языка Инновационные стратегии развития педагогического образования // Сборник научных трудов Тринадцатой Международной очно-заочной научно-методической конференции: В 2 ч. Ч. 1. - Саратов: Изд-во СРОО «Центр «Просвещение», 2017. - С. 166-168.
2. Камардина Ю.С. Технология разработки <^еЬ-квеста» при изучении английского языка // Научный журнал «Дискурс». - 2019. - №6 (32). - С. 90-96.
3. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab7 9с23ГО055са4/ (дата обращения 08.12.20)
4. Федеральные государственные образовательные стандарты. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 08.12.20).
5. Попова Н.Е. Технологии дистанционного обучения как инновация в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения / Н.Е. Попова, О.А. Чикова // Вестник НГПУ. - 2014. - №2 (18). - С. 17-26.
6. Камардина Ю.С. SMART-технологии в обучении английскому языку / Инновации и рискологическая компетентность педагога: Сборник научных трудов. В 2 ч. Ч. 1. - Саратов: Саратовский источник, 2020. - С. 262-264.
7. Гудина М. Обучение иностранному языку в школе в условиях реализации дистанционного образования // Просвещение. Иностранные языки. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iyazyki.prosv.ru/2020/08/обучение-иностранному-языку-в-школе-в/ (дата обращение 08.12.20)
LEARNING THE ENGLISH LANGUAGE IN THE CONDITIONS OF DISTANCE
LEARNING
M.A. Kuznetsova, Student
Balashov Institute (branch) of the Saratov State University (Russia, Balashov)
Abstract. This article is devoted to the study of the topical issue of the possibility of studying the subject area "English" through distance learning. The article gives a definition of distance learning, highlights the specifics of teaching English in educational institutions according to the Federal State Educational Standard, discusses the possibilities of using ICT tools and resources of the Internet, especially distance learning English. The advantages and disadvantages of this teaching technology are highlighted.
Keywords: distance learning, English, Internet, information and communication technologies, educational process.