Научная статья на тему 'Использование системы Moodle в дистанционном обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями'

Использование системы Moodle в дистанционном обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ / КУРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / ЭЛЕМЕНТЫ КУРСА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DISTANCE LEARNING SYSTEM FOR DISABLED CHILDREN / COURSE / EDUCATIONAL PLATFORM / COURSE ELEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганшин Кирилл Андеевич

В статье рассматриваются особенности образовательной среды Moodle в системе дистанционного образования, описываются ее основные инструменты и приемы с учетом изучаемого языка. Указываются актуальные методы взаимодействия обучающихся в дистанционной образовательной среде при изучении английского языка. Актуальность использования образовательной среды Moodle обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. Физические ресурсы, такие как: учебно-методические комплексы, учебные пособия, быстро устаревают на фоне развивающихся цифровых технологий. В связи с этим возникает потребность в них, они смогут быстро и продуктивно предоставлять учебную информацию, ускорят педагогический процесс, от проверки домашнего задания, до проведения контрольных работ. Такой является образовательная среда Moodle, которая позволяет решать насущные педагогические задачи в системе дистанционного образования при обучении детей-инвалидов английскому языку. Учитывая специфику обучения детей с ограниченными возможностями, образовательная среда Moodle дает возможность преодолеть многие педагогические трудности, возникающие в процессе изучения английского языка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганшин Кирилл Андеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MOODLE IN DISTANCE ENGLISH LANGUAGE TRAINING OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article examines the features of the Moodle educational environment in the distance education system, describes their basic tools and techniques, taking into account the language being studied. Pointing out the modern methods of interaction of students in a distance learning environment in the study of English. The urgency of using the educational environment Moodle is determined by the specifics of the current educational situation. Physical resources such as: educational-methodical complexes of teaching aids, quickly become obsolete against the background of digital technologies. In this regard, there is a need for them, they can quickly and efficiently provide educational information, accelerate the pedagogical process, from checking the homework, to carrying out tests. This is the educational environment of Moodle, which allows solving urgent pedagogical tasks in the distance education system when teaching disabled children to English. Providing opportunities for teaching children with the possibility of expansion, educational environment. Moodle provides an opportunity to overcome many pedagogical difficulties encountered in the process of teaching English.

Текст научной работы на тему «Использование системы Moodle в дистанционном обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями»

УДК 377

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

К.А. Ганшин

Аннотация. В статье рассматриваются особенности образовательной среды Moodle в системе дистанционного образования, описываются ее основные инструменты и приемы с учетом изучаемого языка. Указываются актуальные методы взаимодействия обучающихся в дистанционной образовательной среде при изучении английского языка. Актуальность использования образовательной среды Moodle обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. Физические ресурсы, такие как: учебно-методические комплексы, учебные пособия, быстро устаревают на фоне развивающихся цифровых технологий. В связи с этим возникает потребность в них, они смогут быстро и продуктивно предоставлять учебную информацию, ускорят педагогический процесс, от проверки домашнего задания, до проведения контрольных работ. Такой является образовательная среда Moodle, которая позволяет решать насущные педагогические задачи в системе дистанционного образования при обучении детей-инвалидов английскому языку. Учитывая специфику обучения детей с ограниченными возможностями, образовательная среда Moodle дает возможность преодолеть многие педагогические трудности, возникающие в процессе изучения английского языка.

Ключевые слова: образовательная среда, система дистанционного обучения детей инвалидов, курс, образовательная платформа, элементы курса.

THE USE OF MOODLE IN DISTANCE ENGLISH LANGUAGE TRAINING OF CHILDREN WITH DISABILITIES

K. Ganshin

Abstract. The article examines the features of the Moodle educational environment in the distance education system, describes their basic tools and techniques, taking into account the language being studied. Pointing out the modern methods of interaction of students in a distance learning environment in the study of English. The urgency of using the educational environment Moodle is determined by the specifics of the current educational situation. Physical resources such as: educational-methodical complexes of teaching aids, quickly become obsolete against the background of digital technologies. In this regard, there is a need for them, they can quickly and efficiently provide educational information, accelerate the pedagogical process, from checking the homework, to carrying out tests. This is the educational environment of Moodle, which allows solving urgent pedagogical tasks in the distance education system when teaching disabled children to English. Providing opportunities for teaching children with the possibility of expansion, educational environment. Moodle provides an opportunity to overcome many pedagogical difficulties encountered in the process of teaching English.

Keywords: educational environment, distance learning system for disabled children, course, educational platform, course elements.

Современная образовательная ситуация требует кардинальных изменений в подходе к обучению иностранному языку. Проблема устаревания физических ресурсов на фоне развивающихся цифровых технологий становится особо актуальной. В связи с этим возникает потребность в новых информационных технологиях, которые смогут быстро и продуктивно предоставлять учебную информацию, ускорят педагогический процесс и облегчат изучение иностранного языка. Применение дистанционных технологий в образовании приобретает особую актуальность в условиях инклюзивного обучения.

Образовательная среда Moodle позволяет решать насущные педагогические задачи в системе дистанционного образования при обучении детей-инвалидов английскому языку. Учитывая специфику обучения детей с ограниченными возможностями, образовательная среда Moodle

дает возможность преодолеть многие педагогически трудности, возникающие в процессе овладевания английским языком. Проблема нераспространенности на практике этой образовательной среды заключается в ее комплексном характере и невостребованности в деятельности педагогов.

Адольф В.А., Юрчук Г.В. полагают, что технологизация вооружила образование новейшими техническими, информационными средствами. Ученые-педагоги и педагоги-практики, которых «подтолкнули» (взято в кавычки нами) к этой идее учащиеся, предложили использовать следующее: не только работать с дополнительными техническими, информационными средствами обучения, но попытаться саму суть процесса образования превратить в инструмент (машину, компьютер), который бы работал так же безотказно как техника. Таким образом, возникает технология

педагогических, интерактивных методов. Адольф В.А. и Юрчук Г.В. называют педагога «учитель-инженер»: он занимается

проектированием целей обучения и воспитания, а весь производственно-технологический процесс составляют педагог (коммуникатор), дети (реципиенты) и средства обучения. [2].

Федеральный Закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ (ред. от 29.12.2017), статья 32, пункт 2, подпункт 5 гласит, что на сегодняшний день дистанционное обучение является одним из самых современных форм получения знаний. Его популярность растет вместе с потребностями в образовании. Дистанционные образовательные технологии -это образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [5].

Главное условие эффективности работы дистанционной образовательной системы является создание нового, глубоко специализированного Интернет-продукта,

который должен быть адаптирован по содержанию и по форме к потенциалу, интересам и потребностям детей с ограниченными физическими возможностями. В сети Интернет существует много ресурсов, которые интересны по содержанию и наполнены полезной информацией. Но часто совокупность заболеваний и их проявлений затрудняет детям с ограниченными возможностями пользоваться всеми ресурсами, даже если их содержание вполне устраивает. Мелкий шрифт текста, сложный формат представления информации, специфичный механизм навигации и другие технические условия создают непреодолимые препятствия для детей-инвалидов.

Следовательно, даже виртуальная среда имеет свои барьеры, которые необходимо преодолевать. Также существуют некоторые проблемы, связанные с принятием системы дистанционного обучения педагогами, главной из которых является ограниченность представлений об имеющихся информационных инструментах и обучающих программах, обусловленная недоступностью большинства информационных ресурсов учителям индивидуального обучения, пассивной позицией педагогов, привыкших работать «по-старинке».

Адольф В.А считает, что дидактический потенциал развития информационной компетентности педагога школы целесообразно рассматривать с позиции оптимального сочетания теории и практики осуществления

профессиональной деятельности. Дидактические возможности образовательной платформы раскрываются через готовность педагогов: решать поставленные перед ними учебно-познавательные задачи, формулировать и решать профессиональные задачи через проектирование учебной деятельности с использованием платформы Moodle на уроках с учащимися [6].

Агапонов С.А. выделяет виртуальную платформу Moodle, как основную современную форму дистанционного обучения, в которой можно применять сетевые технологии Интернет. Система Moodle известна в мире с 2003 года [1].

Moodle (от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) - это система управления обучением, направленная на организацию взаимодействия между учителем и обучаемым [4].

Дмитриева Е.И., наряду с другими отечественными исследователями, выделяет ряд требований, необходимых для обучения на расстоянии: тщательное планирование процесса обучения, организация, постановка задач и целей обучения и использование учебных материалов. Интерактивность является ключевым понятием образовательных программ дистанционного обучения. Это обеспечивает полное взаимодействие между учеником и изучаемым материалом, дает возможность организации обучения в небольших группах. Наиболее важный элемент любого курса дистанционного обучения - это мотивация, для чего созданы различные инструменты в системе Moodle [3].

На основе данной виртуальной платформы мы создали курс, наполнили его теоретическим и практическим содержанием и внедрили в процесс обучения. При создании элементов курса нами задействован почти весь доступный инструментарий: презентации, практические задания, тесты для контрольных занятий, схемы, лекции, таблицы, ссылки на другие ресурсы и т.д. При разработке курса нами были использованы принципы наглядности, доступности, сознательности. Эти принципы имеют методологическое значение для успешного обучения английскому языку дистанционно. Нами сформированы элементы курса - это учебные инструменты, позволяющие организовать интерактивное общение: задания, опросы, тесты, форумы и т.д. Такой формат позволяет ученикам выступать в активной роли. Они решают поставленные перед ними задачи, не обращаясь к помощи сторонних ресурсов. Модули оболочки организовывают

самостоятельную работу учащихся: поисковую, исследовательскую, творческую, коллективную проектную и др. Нами проводились

конференции в чате и форуме, тренинги с использованием специальных обучающих систем, контрольные работы и др. Оболочка позволила нам создать глоссарий по курсу. Каждый ребенок имеет возможность вести тетрадь в on-line режиме. Нами создано

несколько интерактивных уроков с использованием видео- и аудиоресурсов. Материал разбит на дидактические единицы, в конце каждой из единиц даются контрольные вопросы на закрепление материала.

«в ex 1а "vocabulary" sU ex 1а "make up the sentences" чЫ ex 2 "reading" ■ ¡J ex 3 "speaking"

grammar Study Skills Ps. 0>j grammar Study Skills Pc. slj ex 4 "Grammar" ^fl ex 5 "Ps or Pc" sä ex 6 "Writing" (an e-mail) J Новостной форум

Рисунок 1. - Пример структуры одного из уроков

ex 1а "vocabulary"

lifestyles

a) Licsten to the sounds. What can you sce/smcll/hcar? How do they make you fell ( stressed? relaxed? free? worried? happy? lonely?)

b) Use the phrases and your own ideas to tell the teacher about your preferences. ( don t mind, very important to me, can t stand)

1 1 -Pn9 ^ 2.png Îi

Ex. 1a. p. 6.mp3

Скачать папку

Рисунок 2. - Пример: ресурс - это структурный блок учебного содержания курса, в котором учитель создает информационно-образовательную среду для учеников

ex 1а "vocabulary"

lifestyles

a) Liestcn to the sounds. What can you scc/smcll/hcar? How do they make you fell ( stressed? relaxed? free? worried? happy? lonely?)

b) Use the phrases and your own ideas to tell the tcachcr about your preferences. ( don t mind, very important to me, can t stand)

1 .png 2.png

Ex. 1a. p. б.трЭ

Скачать папку

Рисунок 3. - Пример теста Система высчитывает оценку сама от вернет

заданных параметров учителя и в зависимости от результатов ученика, переведет его на следующий уровень изучения материала или

к предыдущему, что играет существенную роль в изучении английского языка. Таким образом, мы считаем, что платформа Moodle является центром создания

учебного материала, обеспечивает

интерактивное взаимодействие между педагогом и учеником. Педагог следит за посещением и выполнением заданий, ученик имеет возможность обучаться с удобством и получать помощь от учителя дистанционно. Данная образовательная среда позволяет учитывать индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями при разработке учебного курса по английскому языку. Если у ребенка проблемы со зрением, в системе можно увеличить текст. Если ребенок не пишет, то вся система позволяет вносить ответы в специальные поля. Если ребенок не успевает освоить материал урока, у него будет возможность повторно изучить материал, доступ всегда открыт. Автономность курса позволяет сократить время на подготовку урока, экономит время урока. Если у ребенка проблемы со слухом, всегда есть возможность представить текстовый вариант информации. Система предоставляет возможность выбора,

альтернативы разрабатываются учителем, но именно Moodle дает возможность осуществить разнообразие и адаптивность к конкретному ученику.

Подводя итог, стоит отметить, что дистанционное обучение дает возможность повышать уровень обучения и способствовать познавательной деятельности. Дистанционные технологии обучения позволяют получить доступ к широкой базе знаний, что особенно важно для детей с ограниченными

возможностями здоровья при изучении английского языка. Благодаря интерактивному стилю общения и оперативной связи в дистанционном обучении можно

индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения иностранному языку. Мы можем применять индивидуальную методику обучения в зависимости от образовательных потребностей ученика, а также предлагать дополнительные, ориентированные на конкретного учащегося блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы и т.д. Образовательная среда Moodle имеет значительный реабилитационный ресурс. Такая образовательная среда предоставляет возможность учащимся вступать в контакт с другими участниками курса и носителями иностранного языка; имитирует очную коллективную форму обучения. Общение с учителями и друг с другом может осуществляться на on-line практических занятиях и консультациях, Интернет-конференциях, форумах и чатах образовательной среды, а также с помощью электронной почты. Программа Skype помогает видеть и слышать друг друга, выполнять совместные задания. Дистанционное образование с использованием интерактивной образовательной среды Moodle, является технологией открытого образования, которая направлена на формирование ключевых компетенций учащихся в обучении иностранному языку.

1. Агапонов С.А. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. БХВ -Петербург. - 2003. - 336 с.

2. Адольф В.А., Юрчук Г.В. Профессиональная социализация личности в процессе субъектно-ориентированного образования // В.А. Адольф, Г.В. Юрчук / Известия саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития, выпуск 1(21). - 2017. - Том 6. - С.5-9.

3. Дмитриева Е.И. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения

иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. -2010. - № 5, 6.

4. Попов А.Э. Информационные технологии в науке и образовании // М: НОУ ИКТ/ 2013. - 175 с.

5. Федеральный Закон «Об образовании».

6. Шелковникова О.А Развитие информационной компетентности педагога в контексте требований профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2017. - № 1. - 234 с.

Сведения об авторе:

Ганшин Кирилл Андеевич (г. Красноярск, Россия), аспирант, учитель, ШДО (школа дистанционного образования), e-mail: runfastdowell@mail.ru

Data about the author:

K. Ganshin (Krasnojarsk, Russia), postgraduate, teacher, DlS (distance learning school), e-mail: runfastdowell@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.