ЗАБИРОВА Венера Хажиахметовна,
старший преподаватель кафедры лингвистики и переводоведения Сургутского государственного университета, e-mail: [email protected]
КОПТЯКОВА Елена Евгеньевна,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и переводоведения Сургутского государственного университета, e-mail: [email protected]
КЛЫКОВА Алина Дмитриевна,
студентка 4-го курса направления «Лингвистика» Сургутского государственного университета, e-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей применения современных мультимедийных инновационных технологий в обучении иностранному языку. Мультимедийные технологии, являясь областью информационных технологий, представляют собой комплекс современных средств аудио- и телевизуальных, а также виртуальных коммуникаций. Авторы отмечают важность и широкий потенциал технологий для активизации учебной деятельности и улучшения навыков индивидуальной работы учащихся. Анализ инновационных платформ Wordwall, Google Forms и Wizer позволяет сделать вывод об их эффективности при усвоении лексического материала и поддержания мотивации обучающихся.
Ключевые слова: педагогическая инноватика, обучение иностранному языку, мультимедийные технологии, инновационные платформы и сервисы.
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-267-270 NIION: 2018-0076-2/22-473 MOSURED: 77/27-023-2022-2-672
ZABIROVA Venera Khazhiahmetovna,
Senior lecturer of the Department of Linguistics and Translation Studies, Surgut State University
KOPTYAKOVA Elena Evgenjevna,
PhD in Philology, Associate professor, Associate Professor of the Department of Linguistics and Translation Studies, Surgut State University
KLYKOVA Alina Dmitrievna,
Undergraduate of the Linguistics program, Surgut State University
INNOVATIVE MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN EDUCATION
AT THE PRESENT TIME
Annotation. The article is devoted to the study of modern multimedia innovative technologies and peculiarities of its use in teaching a foreign language. Multimedia technology, as a field of information technology, is a complex of modern means of audio-visual and virtual communication. The authors state the importance and broad potential of the technologies in enhancing learning activities and improving students' individual work skills. The analysis of Wordwall, Google Forms and Wizer platforms has led to the conclusion that they are effective in practicing lexical material and keeping students motivated.
Key words: pedagogical innovation, foreign language teaching, multimedia technologies, innovative platforms and services.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
На сегодняшний день всё более актуальным становится применение новых образовательных технологий, которые обладали бы всеми необходимыми компонентами для успешного обучения [2; 5].
Современное общество не стоит на месте, в связи с этим, организация обучения иностранными языкам тоже нуждается в обновлении, помочь в этом могут различные виды инновационных процессов.
Устаревшее традиционное обучение не может реализовываться в условиях модернизированного общества, поэтому учитель иностранного языка в школе обязан осознать широту возможностей использования современных педагогических технологий и менять подход к обучению и образовательный процесс в целом.
Одной из важнейших тенденций усовершенствования образовательного процесса является личностная установка обучения, которая несёт в себе гуманистический характер. В центре внимания ставятся потребности и интересы обучающихся.
В современном процессе обучения ученик и его личностные особенности занимают первое место. Исходя из этого, учителю необходимо строить образовательный процесс, используя такие методы и формы организации, которые бы способствовали совершенствованию личности ученика.
Инновация - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Термин «инновация» происходит от лат. novatio, что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки т, которая переводится с лат. как «в направление», если переводить дословно Innovatio - «в направлении изменений».
Термины «инновация в образовании» и «педагогическая инновация» были сформулированы и аргументированы Р.Н. Юсуфбековой [7].
Педагогическая инноватика занимается исследованием педагогических способов, методов и технологий, которые способствуют подтверждению роли педагогических новшеств, а также помогают в реализации и внедрении педагогических инноваций в процесс образования [7].
Во главу своих исследований педагогическая инноватика ставит интересы и особенности учеников с использованием современных педагогических методов и приёмов.
Инновационная технология должна отвечать на вопросы: какие существуют правила организации учебной деятельности и способы управления
этой деятельностью для достижения поставленных целей; какими навыками, знаниями и умениями должны обладать субъекты, чтобы процесс обучения был эффективным и успешным.
Применение мультимедийных инновационных технологий в обучении иностранному языку включает в себя не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения [8]. Учителю необходимо во время проведения урока создать среду для применения иностранного языка на практике, также учителю важно подобрать способы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить инициативу и воображение, а также стимулировать коммуникативные процессы в обучении иностранному языку [4].
Учитель иностранного языка при использовании инновационных мультимедийных технологий на уроке должен учитывать, что новые технологии, помимо новейших компьютерных технологий, включают также современные методы и способы обучения.
Успех применения инновационных мультимедийных технологий зависит от среды, которую организует учитель на уроке. Учителем должны быть созданы такие условия, которые способствуют проявлению инициативы ученика и заставляют работать воображение. Более того, очень важно, чтобы среда на уроке стимулировала коммуникативные процессы во время обучения иностранному языку.
Неоспоримым является тот факт, что инновационные мультимедийные технологии играют очень большую роль в образовании на современном этапе.
Мультимедийные технологии, являясь областью информационных технологий, представляют собой комплекс современных средств аудио- и телевизуальных, а также виртуальных коммуникаций.
Они обладают широким потенциалом для развития личности обучающихся, особенно, если не вступают в противоречие с их увлечениями, целями и умениями [3].
Применение инновационных мультимедийных технологий весьма важно для упрощения понимания и усвоения больших объёмов учебного материала [6].
Платформы для создания мультимедийных упражнений являются эффективным способом для активизации учебной деятельности и улучшения навыков индивидуальной работы учеников [1].
Рассмотрим несколько инновационных платформ для создания мультимедийных упражнений.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
Платформа для создания интерактивных упражнений Wordwall. Данный сервис позволяет создавать интерактивные упражнения и мини-игры.
В данном приложении возможно моделирование следующих видов упражнений:
- задания на выбор одного или нескольких ответов;
- задания на восстановление последовательности;
- задания на установление соответствий;
- задания на заполнение пропусков;
- задания на сортировку;
- викторины «Игровое шоу».
Платформа Wordwall отличается простотой
в использовании, что позволяет учителям разрабатывать упражнения, а ученикам выполнять задания без особых трудностей. Большим преимуществом этой платформы является то, что большинство шаблонов для упражнений бесплатные, благодаря этому учителя иностранного языка могут создавать упражнения различных видов и делать урок более разнообразным. Платформа Wordwall является очень актуальной в условиях дистанционного обучения, т.к. на сервисе есть режим «Многопользовательская игра», что упрощает проведения контроля. Поделиться заданием можно с помощью ссылки или QR-кода.
Однако среди недостатков использования платформы Wordwall можно выделить то, что возможности данной платформы достаточно ограничены, она позволяет отрабатывать только лексические и грамматические навыки. Более того, сервис можно использовать только при подключении к сети Интернет.
Следующая платформа Google Forms - это онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. С помощью Google Forms можно создавать онлайн-о-просы и тесты, а также отправлять приглашения для их выполнения другим пользователем. Google Forms также легко использовать как учителям, так и ученикам. Платформа достаточно мобильна, её использование возможно как с компьютера, так и с телефона или планшета. Google Forms поддерживает любые мультимедийные файлы. Данная платформа подходит для отработки навыков письма,чтения и аудирования.
Недостатком сервиса Google Forms является то, что оснащение школы не всегда позволяет использовать данную платформу. Сервис подходит только для домашнего использования или классов, оснащенных компьютерами.
В качестве еще одного сервиса для создания мультимедийных упражнений нами была выбрана платформа Wizer. Данная платформа представляет собой веб-страницу, на кото-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
рой можно разместить учебный материал и различного типа задания для учащихся. Wizer предлагает следующие типы заданий:
Open Question - открытый вопрос. Можно задать размер поля, в который будет введен ответ. Ответ может быть напечатан, а может быть записан в виде аудиофайла. Ответы оцениваются учителем.
Multiple Choice - выбор ответов из предложенного списка. В качестве вариантов ответа может быть текст, картинка. Правильный вариант ответа задается, проверка автоматическая.
Blanks - вставка пропущенных в тексте слов. Проверка автоматическая.
Fill On An Image - подписи на изображении. Можно задать ответы для автоматической проверки.
Matching - соответствие. Установить соответствие, соединив линией. Только текст. Автоматическая проверка.
Table - таблица. Можно задать количество строк и столбцов и содержание ячеек - вопрос или ответ.
Sorting - сортировка, классификация. Распределение по группам. Можно сортировать текст, картинки, аудио. Автоматическая проверка.
Более того, платформа Wizer даёт возможность поделиться заданием с обучающимися, создав классную комнату, все участники которой будут иметь доступ к упражнениям. Так же можно отправить электронную ссылку или разместить задания на странице учителя.
Изучив все возможности платформы Wizer, мы предлагаем использовать её как презентацию-сопровождение во время урока. Так как веб-страница может содержать в себе как весь урок, сопровождая речь учителя яркими картинками, текстом с материалом, аудио- и видеофайлами, а также упражнениями, так и отдельную его часть, охватывая отдельную тему или грамматическое правило.
Таким образом, к положительным аспектам использования сервиса Wizer можно отнести:
- понятность и удобство использования;
- разнообразие возможностей использования;
- возможность добавления подробной инструкции (не только письменной, но и голосовой);
- платформа поддерживает различные файлы мультимедиа (изображения, видео, аудио файлы, презентации);
- большинство доступных типов заданий бесплатные;
- автоматическая оценка заданий;
- возможность создания открытых обсуждений;
- организована обратная связь с учениками;
- возможность использования как при дистанционном обучении, так и в классе.
Среди недостатков платформы Wizer можно выделить то, что для использования данного сервиса требуется не только подключение к сети Интернет, а также специальное оборудование в классе, без которого невозможно выполнение некоторых заданий.
Таким образом, анализ инновационных мультимедийных платформ позволил нам сделать вывод о том, что мультимедийные технологии позволяют создавать разноплановые упражнения, которые положительно влияют на усвоение лексического материала и поддержание интереса обучающихся и рост их мотивации.
Список литературы:
[1] Буланов Д.С. Роль инновационных технологий в обучении иностранному языку в высшей школе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -Т. 19. - С. 7 - 10. - Режим доступа: http://e-koncept. ru/2017/770394.htm (дата обращения: 22.01.2022).
[2] Монахова Г.А., Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Социальные аспекты трансформации российского образования в условиях цифровизации // Образование и право. - 2020. - № 6. - С. 208 - 214.
[3] Мухаммедова Н.К. Инновационные технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза [Электронный ресурс] // Academy. - 2019. - № 2 (41). - С. 62 - 64. - Режим доступа: https://cy berleninka.ru/article/n/ innovatsionnye-tehnologii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-tehnicheskogo-vuza (дата обращения: 22.01.2022).
[4] Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
[5] Прончев Г.Б., Любимов А.П., Гончарова И.В., Михайлов А.П. Киберугрозы для образовательного процесса в период пандемии коронави-руса SARS-COV-2 // Представительная власть -XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2021. - № 7-8 (190-191). - С. 24 - 34.
[6] Соболева А.В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 119-123.
[7] Юсуфбекова Р.Н. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М.: Педагогическое общество, 1991. - 91с.
[8] Шагбанова Х.С., Шагбанов И.Ф. Внедрение CLIL в образовательный процесс российских вузов // Образование и право. - 2018. - № 6. - С. 249 - 252.
Spisok literatury:
[1] Bulanov D.S. Rol' innovacionnyh tekhnologij v obuchenii inostrannomu yazyku v vysshej shkole [Elektronnyj resurs] // Nauchno-metodicheskij elek-tronnyj zhurnal «Koncept». 2017. - T. 19. - S. 7 - 10.
- Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2017/770394. htm (data obrashcheniya: 22.01.2022).
[2] Monahova G.A., Monahov D.N., Pronchev G.B. Social'nye aspekty transformacii rossijskogo obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 6. - S. 208 - 214.
[3] Muhammedova N.K. Innovacionnye tekh-nologii v obuchenii inostrannomu yazyku studentov tekhnicheskogo vuza [Elektronnyj resurs] // Academy. 2019. № 2 (41). - S. 62-64. - Rezhim dostupa: https:// cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-teh-nologii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studen-tov-tehnicheskogo-vuza (data obrashcheniya: 22.01.2022).
[4] Passov E.I. Osnovy kommunikativnoj meto-diki obucheniya inoyazychnomu obshcheniyu. - M.: Russkij yazyk, 1989. - 276 s.
[5] Pronchev G.B., Lyubimov A.P., Goncharova I.V., Mihajlov A.P. Kiberugrozy dlya obrazovatel'nogo processa v period pandemii koronavirusa SARS-COV-2 // Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonod-atel'stvo, kommentarii, problemy. - 2021. - № 7-8 (190-191). - S. 24 - 34.
[6] Soboleva A.V. Ispol'zovanie mul'timedijnyh tekhnologij v obuchenii inostrannym yazykam // Ped-agogika: tradicii i innovacii: materialy IV mezhdunar-odnoj nauchnoj konferencii (g. CHelyabinsk, dekabr' 2013 g.). - CHelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2013. -S. 119-123.
[7] Yusufbekova R.N. Obshchie osnovy peda-gogicheskoj innovatiki. Opyt razrabotki teorii innovacionnyh processov v obrazovanii. - M.: Pedagogich-eskoe obshchestvo, 1991. - 91s.
[8] SHagbanova H.S., SHagbanov I.F. Vnedrenie CLIL v obrazovatel'nyj process rossijskih vuzov // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 6. - S. 249
- 252.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022