Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЯДА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ'

ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЯДА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ / БИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хотулёва Ольга Викторовна, Ющенко Юлия Алексеевна, Недосекина Ирина Игоревна

В настоящее время особое значение приобретает возможность доступа студентов к дистанционным технологиям в процессе обучения, которые позволяют заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. С внедрением компьютерных технологий в образовательный процесс открываются широкие возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса к предмету, появляется возможность сформировать информационно-коммуникационную компетентность обучающихся. В данный момент в обучении приоритетным является умение решать ситуативные задачи. В связи с этим, основное внимание уделяется разработке методики, развивающей у студентов желание, способности и умение учиться. В статье авторы приводят, исходя из собственного опыта работы, наиболее хорошо зарекомендовавшие бесплатные системы видеоконференций, комплекты педагогических программных средств, мобильных приложений. В качестве примера приводятся различные информационные ресурсы при изучении темы «Иммунная система. Иммунитет» по дисциплине «Анатомия». Для контроля усвоения знаний предлагается использовать тесты, созданные при помощи такого ресурса как Classtime. Данный ресурс позволяет мгновенно создавать тесты в ходе проведения занятия или Online. Кроме того, охарактеризована широко используемая платформа Moodle. С помощью которой можно легко создавать контент, позволяющий дистанционно обучать большую группу обучающихся, создавать задания, формировать интерактивные тесты. В выводах указывается, что построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого обучающегося возможно только лишь с применением новых образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хотулёва Ольга Викторовна, Ющенко Юлия Алексеевна, Недосекина Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF USING A NUMBER OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN DISTANCE LEARNING BIOLOGY

Currently, the possibility of students' access to remote technologies in the learning process, which allow them to study at a convenient time, in a convenient place and at a pace, is of particular importance. With the introduction of computer technologies into the educational process, wide opportunities open up, allowing to create conditions for the development of cognitive interest in the subject. In addition, it becomes possible to form the information and communication competence of students. At the moment, the ability to solve situational problems is a priority in training. In this regard, the main attention is paid to the development of a methodology that develops students' desire, abilities and ability to learn. In the article, the authors cite, based on their own work experience, the most well-proven free video conferencing systems, sets of pedagogical software, mobile applications. As an example, various information resources are given when studying the topic "The immune system. Immunity" in the discipline "Anatomy". To control the assimilation of knowledge, it is proposed to use tests created with the help of such a resource as Clastime. This resource allows you to instantly create tests during a class or Online. In addition, the widely used Moodle platform is characterized. With the help of which you can easily create content that allows you to remotely teach a large group of students, create tasks, form interactive tests. The conclusions indicate that it is possible to build an educational process taking into account the needs and abilities of each student only with the use of new educational technologies.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЯДА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ»

2. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец, Л.В. Лопатиной. -М.: Просвещение, 2021. - 336 с.

3. Арсеньева, М.В. Изучение связной речи и речемыслительной деятельности дошкольников с ТНР на материале художественной литературы / М.В. Арсеньева // Диагностика и коррекция нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза: Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 06 ноября 2013 года. - Санкт-Петербург: Центр диагностики, консультирования и игровой поддержки развития детей профессора Л.Б. Баряевой, 2013. - С. 16-22.

4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT, 2006. - С. 158.

5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 74-75.

6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием /

B.П. Глухов. - Москва: Аркти, 2002. - 142 с.

7. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, Ю.С. Галлямова [и др.]. - Москва: УМЦ "Добрый мир", 2018. - 331 с.

8. Корницкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно - повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович // Нарушение речи у дошкольников; сост. Р.А. Белова-Давид. -М.: Просвещение, 1972. - С. 181-199.

9. Лебедева, И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности / И.Н. Лебедева // Специальное образование. -2012. - № 1(25). - С. 166-183.

10. Леонтьев, А.А. Признаки связности и цельности текста / А.А. Леонтьев // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. - Киев: Высшая школа, 1978. - 230 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Психология речи: Сборник статей / С.Л. Рубинштейн. - Ленинград: [б. и.], 1941. - 304 с.

12. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 62-67.

13. Ходякова, А.С. Оценка запаса лексических единиц в связном высказывании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / А.С. Ходякова, Е.В. Грузина // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 6. -№ 3. - С. 468-472. - DOI 10.30853/ped210038. - EDN BJELSS.

14. Щербак, С.Г. Изучение особенностей связной монологической речи детей с дизартрическими расстройствами /

C.Г. Щербак // Дефектология. - 2010. - №1. - С. 47-56.

15. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант кафедры биологии и экологии Недосекина Ирина Игоревна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЯДА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ

ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Аннотация. В настоящее время особое значение приобретает возможность доступа студентов к дистанционным технологиям в процессе обучения, которые позволяют заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. С внедрением компьютерных технологий в образовательный процесс открываются широкие возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса к предмету, появляется возможность сформировать информационно-коммуникационную компетентность обучающихся. В данный момент в обучении приоритетным является умение решать ситуативные задачи. В связи с этим, основное внимание уделяется разработке методики, развивающей у студентов желание, способности и умение учиться. В статье авторы приводят, исходя из собственного опыта работы, наиболее хорошо зарекомендовавшие бесплатные системы видеоконференций, комплекты педагогических программных средств, мобильных приложений. В качестве примера приводятся различные информационные ресурсы при изучении темы «Иммунная система. Иммунитет» по дисциплине «Анатомия». Для контроля усвоения знаний предлагается использовать тесты, созданные при помощи такого ресурса как Classtime. Данный ресурс позволяет мгновенно создавать тесты в ходе проведения занятия или Online. Кроме того, охарактеризована широко используемая платформа Moodle. С помощью которой можно легко создавать контент, позволяющий дистанционно обучать большую группу обучающихся, создавать задания, формировать интерактивные тесты. В выводах указывается, что построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого обучающегося возможно только лишь с применением новых образовательных технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение компьютерные технологии, видеоконференции, электронные пособия, биология.

Annotation. Currently, the possibility of students' access to remote technologies in the learning process, which allow them to study at a convenient time, in a convenient place and at a pace, is of particular importance. With the introduction of computer technologies into the educational process, wide opportunities open up, allowing to create conditions for the development of cognitive interest in the subject. In addition, it becomes possible to form the information and communication competence of students. At the moment, the ability to solve situational problems is a priority in training. In this regard, the main attention is paid to the development of a methodology that develops students' desire, abilities and ability to learn. In the article, the authors cite, based on their own work experience, the most well-proven free video conferencing systems, sets of pedagogical software, mobile applications. As an example, various information resources are given when studying the topic "The immune system. Immunity" in the discipline "Anatomy". To control the assimilation of knowledge, it is proposed to use tests created with the help of such a resource as Clastime. This resource allows you to instantly create tests during a class or Online. In addition, the widely used Moodle platform is characterized. With the help of which you can easily create content that allows you to remotely teach a large group of students, create tasks, form interactive

tests. The conclusions indicate that it is possible to build an educational process taking into account the needs and abilities of each student only with the use of new educational technologies.

Key words: distance learning computer technologies, video conferences, electronic manuals, biology.

Введение. Одной из основных задач образования на данном этапе времени, помимо овладения суммой знаний, является развитие творческого, самостоятельного мышления учащихся, формирование навыков и умений самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Немаловажным критерием оценки степени информативности учебного процесса в наше время является возможность доступа в глобальные сети с целью использования в образовательных целях материалов видео-и телеконференций, электронной почты и т.д. Необходимо отметить, что в системе дистанционного образования используются все обучающие возможности информационных технологий.

Дистанционное обучение или E-Learning - это способ, с помощью которого учебный контент преподается с помощью электронных технологий.

Дистанционные технологии позволяют студентам заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе; они могут одновременно обращаться к большому количеству учебной интернет-информации; использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии [1].

Достаточно хорошо в дистанционном обучении себя зарекомендовали - бесплатная система видеоконференций https://meet.jit.si/, корпоративная видеоконференцсвязь с обменом сообщениями и контентом в реальном времени https://zoom.us/, сетевой и удаленный класс Microsoft Teams.

Комплекты педагогических программных средств позволяют усвоить обучающимся огромный поток информации. С внедрением информационных компьютерных технологий в учебный процесс открываются широкие возможности, позволяющие развить познавательный интереса к предмету, сформировать информационно-коммуникационную компетентность обучающихся через интеграцию цифровых технологий в образовательный процесс. Для дистанционного обучения биологическим дисциплинам хорошо зарекомендовали себя такие технологии, как использование Google-карт, создание мультимедийных викторин и интерактивных упражнений (LearningApps), составление онлайн тестов (Online Test Pad). Как известно многие биологические процессы отличаются сложностью. Например, такой многоступенчатый процесс, как биосинтез белка (этап трансляции) довольно тяжело усваивается студентами с недостаточным образным мышлением. С помощью программы LearningApps, обучающиеся могут сами «конструировать» процесс, объединяя текст с аудио или видео-ресурсами.

Использование мобильных приложений, таких как Plickers, Mentimeter позволяют проводить промежуточную и текущую аттестацию в период дистанционного обучения. Технологии дополненной реальности My Cardiac Coach, Quiver-3D, Coloring App дают возможность глубже изучать предмет, разнообразят учебную деятельность, формируют положительную мотивацию к обучению, повышают уровень осведомленности в информационно-коммуникационных технологиях, стимулируют развитие критического мышления.

Студенту предоставляется возможность самостоятельного выбора материалов и технологий, с помощью которых он может получать новую информацию, что существенно влияет на качество полученных знаний и навыков.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время в обучении приоритетным является не информированность учащегося, а умение решать ситуативные задачи. В связи с этим, основное внимание уделяется разработке методики, развивающей у студентов желание, способности и умение учиться [2].

В рамках дистанционного обучения большое значение имеют электронные пособия, позволяющие обеспечить программированное управление процессом обучения биологии.

Электронные пособия существенно увеличивают долю самостоятельности учеников в изучении нового материала, оптимизируют работу с текстом, дают возможность установить свой уровень биологической подготовки, формируют умение оценивать собственные знания на текущий момент времени [3].

Возможности и преимущества использования информационно- коммуникационных технологий в дистанционном режиме на занятиях по биологическим дисциплинам заключается в том, что на одном занятии можно демонстрировать процессы, которые в реальных условиях проходят на протяжении месяцев, лет, а порой и столетий (например, рост и развитие организмов, эволюцию живых систем и др.); демонстрировать особенности строения объектов живой природы, их процессов жизнедеятельности и механизмы биологических процессов в динамике (например, размножение бактерий, рост растения, опыление цветков и др.); проводить эксперименты с моделями биологических систем и явлений; демонстрировать явления, имеющие звуковое сопровождение (голоса птиц, кваканье лягушек и др.); проводить лабораторные и практические работы в виртуальных лабораториях; осуществлять текущих и тематический контроль знаний учащихся в режиме реального времени.

На сегодняшний день в образовании достаточно эффективной технологией формирования универсальных учебных действий у учащихся, является визуализация учебной информации. Визуализация- формирование зрительного, наглядного образа, графический способ подачи данной информации. Использование конструктивной и визуальной передачи информации в форме образов и ассоциаций стало возможным благодаря новой образовательной среде - инфографике.

Такой формат подачи учебной информации способствует развитию образного мышления, составляющими которого, являются такие процессы, как сравнение, анализ, интерпретация. Он позволяет учитывать способности каждого обучающегося, обеспечивает индивидуальность в темпе и виде работы ученика с материалом. Нужно отметить, что при визуализации любой объект, становится для ученика более интересным, информативным, что позволяет добавить больше интереса к изучению естественнонаучных дисциплин.

Использовать визуализацию удобно, когда необходимо быстро и качественно преподнести большой объем информации.

Тема визуализации знаний в современном обществе актуальна, как никогда в обучении школьников, студентов, применение такого средства визуализации учебного материала будет непременно способствовать росту качества новых образовательных результатов обучающихся (как предметных, метапредметных, так и личностных).

При проведении занятий по возрастной анатомии и физиологии часто используются электронные презентации, созданные с помощью мультизадачного онлайн-сервиса Genially. Сервис содержит более тысячи различных шаблонов, с помощью которых можно создавать интерактивный контент (презентации, интерактивные изображения, карты, отчеты, инфографики, викторины, тесты, плакаты, видео, игры, виртуальные учебные пособия и тому подобное). Весь контент сервиса хранится в облачном хранилище, что делает его доступным с любого устройства в любое время.

Созданные с помощью онлайн-сервиса Genially презентации содержат интерактивные слайды, которые можно использовать на разных этапах занятия. Это позволяет сфокусировать внимание студентов на учебном материале. Кроме того, для максимального вовлечения учащихся в учебный процесс, имеется QR-код, отсканировав который, студенты могут использовать собственные гаджеты для самостоятельного изучения учебного материала и выполнения заданий для

самостоятельной работы. Интерактивность презентации позволяет делать комментарии к объектам, открывать всплывающие окна, делать гиперссылки на слайды и внешние ресурсы. Во всплывающих окнах презентации, кроме рисунков, открывается текстовый материал с гиперссылками, что позволяет повторить изученный учебный материал.

При изучении темы «Иммунная система. Иммунитет» по дисциплине «Анатомия», которая стоит в плане на 1 курсе, используется ресурс HHMI BioInteractive, содержащий обучающие фильмы, анимации, карточки-задачи, схемы, презентации, интерактивные модули. Это англоязычный ресурс, но современные интернет-браузеры существенно нивелируют проблему понимания цифрового контента всеми студентами, независимо от уровня знания языка. Ресурс используется преимущественно для самостоятельной работы учащихся, например, во время выполнения домашних заданий, либо как дополнительный источник для расширения знаний по теме. Для контроля усвоения знаний студентов используются тесты, созданные при помощи такого ресурса как Classtime, который позволяет мгновенно создавать тесты в ходе проведения занятия или Online Test Pad - бесплатного многофункционального конструктора кроссвордов, логических игр.

Игровая обучающая платформа kahoot.com - позволяет использовать мобильные технологии для контроля за усвоением материала непосредственно на занятии. Студенты выполняют созданные преподавателем тесты с помощью собственных гаджетов, имеющих доступ к интернету. Сервис имеет также базу готовых вопросов и заданий.

Так же, одной из современных технологий, является технология «Web-квест». В первую очередь, для поиска информации обучающиеся используют сеть Интернет, во вторую очередь, задания должны носить проблемный характер, т.е. должно прослеживаться развивающее обучение. Бесспорно, выполняя квест, обучающиеся учатся критически мыслить, систематизировать биологическую информацию, происходит углубленное изучение биологических понятий и терминов.

Web-квесты проводились для обучающихся основного звена школы. С целью ознакомления обучающихся с биологической информацией, связанной с раскрытием факторов, влияющих на здоровье и жизнедеятельность людей в целом, были разработаны Web - квесты экологического содержания. Таким образом, образовательный веб-квест - интернет ресурс, с которым работают обучающиеся, выполняют ту или иную учебную задачу.

Перед проведением веб - квеста прежде, чем разделять обучающихся на группы учитель погружает ребят в изучаемую проблему. Перед проведением веб-квеста учебный материал отбирается таким образом, что каждая группа обучающихся знакомится с одним аспектом изучаемой проблемы. В ходе решения веб - квеста, обучающиеся должны прийти к общему выводу по обсуждаемой проблеме. Таким образом, веб - квесты формируют проектные умения. В качестве примеров можно привести следующие разработанные «Web-квесты»: «Птицы родного края» и «Человек и его здоровье». При помощи квеста «Птицы родного края» обучающиеся изучали домового воробья, полевого воробья, синицу лазоревку, большую синицу, дятла, серую ворону и грача, а так же узнавали об особенностях гнездования птиц, их местообитаниях, определили их фенотипические различия.

Веб-квест «Человек и его здоровье» познакомил обучающихся с основными антропометрическими показателями и правилами здорового образа жизни.

Следует отметить, что при выполнении заданий с технологией «Web-квест» необходимы гаджеты с приложением для считывания QR-кода. Так же, в вузе широко используется платформа Moodle. С помощью Moodle возможно легко создавать контент, позволяющий дистанционно обучать большую группу студентов. Данный ресурс позволяет удобно управлять созданным контентом, выкладывать материалы в разных форматах (текст, презентации, аудио, видео). Платформа дает возможность создавать задания, формировать интерактивные тесты. Кроме того, возможно устанавливать сроки выполнения заданий, практических работ, а также выставлять оценку в автоматическом режиме. К размещенным материалам можно избирательно давать доступ.

Не всегда на занятиях по биологическим дисциплинам, таким как цитология, генетика, молекулярная биология, возможно и продуктивно использовать реальные объекты. Зачастую очень сложно объяснить различные биологические процессы исключительно с использованием биологического и химического инструментария. В таком случае натуральные объекты и инструменты целесообразно заменить адекватными компьютерными моделями. В качестве интерактивного и развивающего педагогического инструмента хорошо зарекомендовала себя платформа Cell Collective. Это web-платформа, используемая для создания и моделирования динамических моделей различных биологических процессов. Студенты могут сами создавать модели, либо использовать существующие. Эта платформа позволяет смоделировать различные клеточные структуры и процессы, проходящие в клетке, например, клеточный цикл, работу генома, белков-ферментов и т.д. С помощью моделей формируется понимание того, как генетический код влияет на структуру белков, вырабатываемых в клетке.

Выводы. Построить образовательный процесс, учитывая потребности и способности каждого обучающегося, можно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно участвовать в построении учебного процесса, осуществляется глубокое и сознательное усвоение содержания учебных предметов. Весьма значимым представляется развитие у обучающихся умения автономно работать, творческой инициативности, логического мышления.

Литература:

1. Абдуллаев, С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения / С.Г. Абдуллаев // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. - N 3. - С. 85-92.

2. Зайнчковская, Т.С. Непрерывность профессионального образования - важнейшее условие его инновационности: сборник методических материалов для преподавателей системы профессионального образования / Т.С. Зайнчковская, Т.Г. Мозжерина, А.М. Тетерева // Министерство сельского хоз-ва Российской Федерации, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Омский государственный аграрный университет», Институт экономики и финансов. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008. - 72 с.

3. Хотулёва, О.В. Методы и технологии формирования специальных компетенций на уроках биологии / О.В. Хотулёва, Г.В. Егорова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2018. - № 61-2. - С. 224-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.