Научная статья на тему 'СЕНСОРНАЯ СРЕДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ И ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ'

СЕНСОРНАЯ СРЕДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ И ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕСТИБУЛЯРНАЯ И ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СРЕДА / РЕБЕНОК С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ АНАЛИЗАТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Творогова Анна Владимировна, Юрченко Татьяна Ивановна

В статье представлено описание методики изучения особенностей вестибулярной и проприоцептивной информации у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза и нормотипичным развитием. Представлены сравнительные результаты исследования. Рассматриваются возможности совместного использования нескольких сенсорных систем детьми с задержкой психического развития. Описываются недостатки развития межсенсорных связей у этой категории детей, которые приводят к снижению у них результативности процесса восприятия вестибулярной и проприоцептивной информации. Описаны особенности практических действий взрослых с детьми, направленные на формирование двигательных ориентировочно-исследовательских операций. Они значимы для их ознакомления со свойствами объектов и последующего когнитивного и физического развития. Представлен опыт образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специально созданной полифункциональной сенсорной среды. Эта среда направлена на развитие сложных сенсорно-перцептивные функции на основе интегративной деятельности зрительно-двигательных анализаторов. Для формирования вестибулярной и проприоцептивной информации у дошкольников с ЗПР и детей с нормотипичным развитием кратко описывается полифункциональное игровое оборудование. Предлагается модуль для составления программы занятий в полифункциональной сенсорной среде для формирования вестибулярной и проприоцептивной информации у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Творогова Анна Владимировна, Юрченко Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSORY ENVIRONMENT FOR THE FORMATION OF VESTIBULAR AND PROPRIOCEPTIVE INFORMATION IN PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

The article describes the methodology for studying the features of vestibular and proprioceptive information in preschool children with mental retardation of cerebral organic genesis and normotypic development with the presentation of comparative results of the study. It shows the possibilities of joint use of several sensory systems by children with mental retardation. It describes the disadvantages of the development of intersensory connections of children with mental retardation, which lead to a decrease in their effectiveness of the process of perception of vestibular and proprioceptive information; features of practical actions of adults with children aimed at the formation of motor research operations. It is important for their familiarization with the properties of objects and subsequent cognitive and physical development. The article presents an experience of educational activities with preschool children with mental retardation in a specially created multifunctional sensory environment. This environment is aimed at the development of complex sensory-perceptual functions based on the integrative activity of visual-motor analyzers. Multifunctional play equipment is briefly described for the formation of vestibular and proprioceptive information in preschoolers with mental retardation and children with normotypic development. A special module is proposed for drawing up a program of classes in a multifunctional sensory environment for the formation of vestibular and proprioceptive information.

Текст научной работы на тему «СЕНСОРНАЯ СРЕДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ И ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Педагогика

УДК 376

руководитель коррекционно-развивающей студии «Цветы жизни» Творогова Анна Владимировна

Обособленное структурное подразделение Территориальная клубная система «Кунцево» Государственного бюджетного учреждения культуры г. Москвы

«Объединение культурных центров Западного административного округа» (г. Москва); заведующий Юрченко Татьяна Ивановна

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 комбинированного вида Фрунзенского района (г. Санкт-Петербург)

СЕНСОРНАЯ СРЕДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ И ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация. В статье представлено описание методики изучения особенностей вестибулярной и проприоцептивной информации у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза и нормотипичным развитием. Представлены сравнительные результаты исследования. Рассматриваются возможности совместного использования нескольких сенсорных систем детьми с задержкой психического развития. Описываются недостатки развития межсенсорных связей у этой категории детей, которые приводят к снижению у них результативности процесса восприятия вестибулярной и проприоцептивной информации. Описаны особенности практических действий взрослых с детьми, направленные на формирование двигательных ориентировочно-исследовательских операций. Они значимы для их ознакомления со свойствами объектов и последующего когнитивного и физического развития. Представлен опыт образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специально созданной полифункциональной сенсорной среды. Эта среда направлена на развитие сложных сенсорно-перцептивные функции на основе интегративной деятельности зрительно-двигательных анализаторов. Для формирования вестибулярной и проприоцептивной информации у дошкольников с ЗПР и детей с нормотипичным развитием кратко описывается полифункциональное игровое оборудование. Предлагается модуль для составления программы занятий в полифункциональной сенсорной среде для формирования вестибулярной и проприоцептивной информации у детей.

Ключевые слова: вестибулярная и проприоцептивная информация, полифункциональная сенсорная среда, ребенок с задержкой психического развития, зрительно-двигательные анализаторы.

Annotation. The article describes the methodology for studying the features of vestibular and proprioceptive information in preschool children with mental retardation of cerebral organic genesis and normotypic development with the presentation of comparative results of the study. It shows the possibilities of joint use of several sensory systems by children with mental retardation. It describes the disadvantages of the development of intersensory connections of children with mental retardation, which lead to a decrease in their effectiveness of the process of perception of vestibular and proprioceptive information; features of practical actions of adults with children aimed at the formation of motor research operations. It is important for their familiarization with the properties of objects and subsequent cognitive and physical development. The article presents an experience of educational activities with preschool children with mental retardation in a specially created multifunctional sensory environment. This environment is aimed at the development of complex sensory-perceptual functions based on the integrative activity of visual-motor analyzers. Multifunctional play equipment is briefly described for the formation of vestibular and proprioceptive information in preschoolers with mental retardation and children with normotypic development. A special module is proposed for drawing up a program of classes in a multifunctional sensory environment for the formation of vestibular and proprioceptive information.

Key words: vestibular and proprioceptive information, multifunctional sensory environment, child with mental retardation, visual-motor analyzers.

Введение. В исследованиях рассматриваются вопросы о связи между сенсорной системой и органами движения. Исследовательские позиции основываются на идее о единстве сенсорно-перцептивной организации человека. В рамках этой системы формируются сенсорные структуры. Они отличаются межфункциональностью, а также многоуровневыми сенсорными цепями [3, 9, 14, 18].

Установлена потребность совместного использования нескольких сенсорных систем. Именно недостаточность этого процесса приводит к снижению результативности процесса восприятия у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Нарушения развития двигательного анализатора у дошкольников с ЗПР обнаруживает себя через неточные и нескоординированные движения, двигательную неловкость, проблемы повтора позы с ориентацией на образец. Одной из самых очевидных причин выступает низкая скорость при приеме и переработке поступающей через сенсорные системы информации. Возможной причиной нарушений сенсорно-перцептивного развития при ЗПР является нарушение формирования перцептивного действия, направленного на решение первоочередных перцептивных задач. У изучаемой категории детей возникают трудности в рамках трансформации отдельных элементов сенсорной информации и их консолидации, что не позволяет достичь целостности в образе объекта [2, 4, 5, 7, 8, 12, 13, 17, 19]. Среди причин, приводящих к дефектам сенсорно-перцептивного свойства при ЗПР, выделяется низкий уровень развития ориентировочной деятельности [15, 17, 18, 20, 21].

Изложение основного материала статьи. Изучение особенностей формирования вестибулярной и проприоцептивной информации у детей с ЗПР и нормально развивающихся дошкольников проводилось в образовательных организациях в группах комбинированной направленности. В процессе подготовки к проведению диагностического этапа исследования и для получения качественного и обоснованного анализа полученных данных мы сформировали экспериментальную группу (ЭГ) - дошкольники средне-старшего возраста с задержкой психического развития и контрольную группу (КГ) - дети с нормотипичным развитием этой же возрастной категории.

Изучение особенностей вестибулярной и проприоцептивной информации у детей дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза и детей с нормотипичным развитием строилась на основе ряда методик [6, 19, 21]. Исследование переработки вестибулярной и проприоцептивной информации детьми с разным уровнем интеллектуального развития - КГ и ЭГ проводилось в комплексе. По результатам выполнения каждого задания определялся количественный уровень развития изучаемых систем. Нами была разработана балльная школа для оценки следующих проб: «Балансир», «Прыжки на двух ногах», «Прыжки на одной ноге», «Классики», «Ходьба по прямой линии», «Перешагивание через предметы», «Хождение по сферам», «Лодочка», «Поймать мяч», «Подбрось/поймай мяч», «Цапля».

Необходимо отметить, что 86,6% детей КГ получили максимальный показатель упражнения «Балансир» - 4 балла. Дети могли удерживать равновесие на балансире более одной минуты. Дети ЭГ (41% детей) получили максимум 3 балла за

выполнение данного упражнения, что соответствует возможности удержания равновесия на балансире детьми с ЗПР до 40-50 секунд. При этом пояснения к выполнению упражнения детям ЭГ приходилось неоднократно повторять, а в ряде случаев показывать способ постановки на балансир для выполнения упражнения. Этого не требовалось наибольшему числу детей КГ, которые сразу же правильно вставали на балансир и сосредотачивались на правильности удержания в равновесии на нем. Дети КГ проявляли желание повторять многократно упражнения на балансире, чего не наблюдалось у детей ЭГ.

После выполнения упражнения «Прыжки на двух ногах» мы установили, что средний показатель ЭГ и КГ составил примерно одинаково 1 балл. Дети обеих групп могли выполнять прыжки на двух ногах. После выполнения упражнения «Прыжки на одной ноге» мы установили, что 50% детей ЭГ не выполнили упражнение. Количество не выполнивших упражнение детей в КГ составило 19%. У ряда детей наблюдалось эпизодическое выполнение этого задание. Дети прыгали на одной ноге, потом начинали прыгать на двух ногах и снова на одной. Дети КГ стремились объяснить свои действия тем, что еще не всегда могут выполнять это упражнение, переживали свои неудачи. Дети ЭГ действовали молча и не комментировали свои действия. Это было значительным отличием в речевых реакциях детей с ЗПР от их нормально развивающихся сверстников.

Средний показатель в ЭГ по результатам упражнения «Классики» равен 2-3 баллам. Это соответствовало тому, что в процессе выполнения задания дети с ЗПР все прыжки выполняли на двух ногах или однократно перепрыгивали на одной ноге и возвращались к прыжкам на двух ногах. Аналогичный показатель КГ равен 4 баллам (проба выполнена правильно с учетом заданной программы переключения прыжков, одна нога-две ноги), что на 44% выше, чем в группе детей с ЗПР. 7,7% детей КГ выполнили упражнение на 3 балла (наличие одной, двух ошибок в замене перепрыгивания с двух ног на одну). 59% детей ЭГ не преодолели данный показатель, который является минимальным показателем КГ. Хотя минимальная граница КГ при выполнении упражнения «Классики», находится на уровне среднего показателя, полученного в ЭГ снижение показателя очевидно и существенно.

Показатель, полученный в ЭГ (72% детей) по результатам упражнения «Ходьба по прямой линии», равен 2 баллам (удержание линии после нескольких повторов). Аналогичный показатель КГ равен 3 баллам (четкое удержание прямой линии). Только 7,7% детей КГ получили по 2 балла за выполнение этого задания. У детей с ЗПР при выполнении задания наблюдались сложности контроля за своими действиями, что значительно отличало их от детей с нормальным психическим и физическим развитием.

После выполнения детьми упражнения «Перешагивание через предметы» получены количественные данные, аналогичные выполнению задания «Классики». 27,7% детей ЭГ получили максимальный показатель, который близок к среднему показателю, полученному в КГ, где всего 11,5% детей получили минимальную оценку. Она на 8% выше среднего показателя ЭГ.

В упражнении «Хождение по сферам» средний показатель у детей ЭГ равен 2 баллам (чередуется самостоятельное удержание равновесия с хождением по сферам с поддержкой за руку). Средний показатель у детей КГ равен 3 баллам.

Наиболее сложным для нормотипичных детей и детей с ЗПР было упражнение «Лодочка». Количественные результаты выполнения упражнения «Лодочка» показывают, что средний показатель ЭГ ниже среднего показателя КГ всего на 5%. Большинство детей двух групп не могли вращаться вокруг своей оси с удержанием горизонтальной позиции рук (1 балл). 4,5% детей ЭГ вообще не смогли выполнить это упражнение. Практически не наблюдалось детей, которые могли бы вращаться вокруг своей оси с горизонтальным удержанием рук.

Средний показатель в ходе выполнения упражнения «Ловля мяча» в КГ равен 3 баллам (мяч пойман три раза из четырех попыток). В ЭГ средний показатель соотносится с 2 баллами (два раза из четырех попыток пойман мяч). Разница между показателями двух групп составляет 34,4%. В ЭГ всего 4,5% детей смогли получить максимальный балл, который в КГ получили 34,6% детей. 68,2% детей ЭГ получили оценки ниже среднего показателя КГ.

В результате выполнения упражнения «Цапля» нами установлено, что средний показатель в группе детей с ЗПР равен 2 баллам (удержание позы под счет до 5-8). Этот показатель на 35,7% ниже такого показателя, полученного в результате выполнения данного упражнения в КГ. В этой группе детей он равен 3 баллам - удержание позы при счете до 10. 84,6% детей КГ получили максимальную оценку в ходе выполнения данного упражнения (удержание позы при счёте от 10 и более). Минимальную оценку получили 3,8% детей этой группы (удержание позы под счет до 5), а максимальный показатель был выявлен у 13,6% детей. Минимальный показатель обнаружен у 36,4% детей с ЗПР (удержание позы под счет до 5).

Основу коррекционно-образовательной работы по формированию вестибулярной и проприоцептивной информации составило построение единого пространства на основе интеграции образовательных областей посредством многопрофильной сенсорной среды в дошкольной организации [1, 2, 5, 16, 19]. Для формирования вестибулярной и проприоцептивной информации у дошкольников с ЗПР и детей с нормотипичным развитием мы тщательно отбирали полифункциональное игровое оборудование. Перечислим лишь некоторое: сенсорные дорожки и тренажеры; шариковые бассейны; различные по размеру балансиры; подвесные платформы для проведения занятий по методу сенсорной интеграции; тоннели; специальные сенсорные гамаки из эластичного и мягкого материала; сенсорные мячи и другое оборудование. Все сенсорные тренажеры использовались в занятиях с детьми в последовательности с учетом возможных усложнений ориентировочно-зрительных действий и дозированностью их объема. В ходе занятий действия с сенсорными модулями велись последовательно-параллельно. Это предполагало многократность тренировочных упражнений на каждом из них и последующий перенос усвоенного способа действий детьми с ЗПР на другие схожие или отличные от ранее используемых модули.

Алгоритм занятий в сенсорной среде для формирования вестибулярной и проприоцептивной информации у детей: определенная группа занимающихся детей в сенсорной среде (характеристика группы по результатам диагностики особенностей формирования вестибулярной и проприоцептивной информации); направленность игрового взаимодействия с ориентировкой на индивидуально-типологические особенности каждого ребенка или на типологические особенности группы детей с ЗПР; игровые технологии общеразвивающей и коррекционно-развивающей работы с группой дошкольников с ЗПР и нормотипичными детьми в группе комбинированной направленности.

Выводы. Результаты исследования позволили выделить у детей дошкольного возраста с ЗПР ряд особенностей формирования вестибулярной и проприоцептивной информации. Она не соответствует нормативным возрастным показателям. Построение коррекционно-развивающей работы по формированию вестибулярной и проприоцептивной информации у детей с разными стартовыми возможностями, в том числе у детей с ЗПР, необходимо проводить на основе результатов диагностики особенностей этой информации и определения типологии трудностей овладения ею детьми дошкольного возраста с ЗПР. Важной составляющей образовательной деятельности с детьми является создание вариативной коррекционно-развивающей образовательной платформы по формированию вестибулярной и проприоцептивной информации у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в полифункциональной сенсорной среде.

Литература:

1. Агаева, И.Б. Инновационная полифункциональная среда как средство коррекции психофизического развития дошкольников / И.Б. Агаева // Сибирский вестник специального образования. - 2013. - № 1 (19). - С. 7-13

2. Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес; Пер. с англ. Юлии Даре. - Москва: Теревинф, 2009. - 272 с.

3. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Воронеж: МОДЭК, 1996. - 384 с.

4. Бабкина, Н.В. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики / Н.В. Бабкина, И.А. Коробейников // Клиническая и специальная психология. - 2019. - № 3. -С. 125-142

5. Баряева, Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития / Л.Б. Баряева: монография. - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 319 с.

6. Баряева, Л.Б. Роль двигательного анализатора в развитии ребенка со стертой дизартрией / Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина, И.А. Филатова // Специальное образование. - 2021. - № 3(63). - С. 6-22

7. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. - Москва: Когито-Центр, 2009. - 192 с.

8. Бобрик, Ю.В. Физическая абилитация детей с замедлением психического развития / Ю.В. Бобрик, Н. Хаит // Научный вестник Крыма. - 2020. -№ 1(24). - С.1-4

9. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - Москва: Просвещение, 1988. - 144 с.

10. Вечканова, И.Г. Сущность абилитации детей с задержкой психического развития в современном научном и образовательном пространстве / И.Г. Вечканова // Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 23-32

11. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития / Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина. - Москва: Педагогика, 1984. - 256 с.

12. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, Ю.С. Галлямова. [и др.]. - Москва: УМЦ «Добрый мир», 2018. - 331 с.

13. Замиралова, О.В. Особенности сенсорно-перцептивных функций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / О.В. Замиралова, К.С. Зиблая // Auditorium. - 2019. - № 2 (22). - С. 158-161

14. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольника / А.В. Запорожец, А.П. Усова. - Москва: АПН РСФСР, 1963. - 227 с.

15. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Дефектология. - 2006. - №3. - С. 15-28

16. Полифункциональная интерактивная среда развития детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Л.Б. Баряева, О.Г. Приходько, И.Г. Вечканова [и др.]. - Москва.: МГПУ, 2021. - 144 с.

17. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития: Учебное пособие / У.В. Ульенкова. - 2-е изд., испр. и доп. - Нижний Новгород: Издательство НГПУ, 1994. - 228 с.

18. Чораян, О.Г. Взаимосвязь сенсорно-речевого и сенсорно-перцептивного способов кодирования информации с уровнем интеллектуального развития / О.Г. Чораян, И.О. Чораян // Валеология. - 2013. - № 1. - С. 14-21

19. Isbell, Ch. Sensory integration: a guide for preschool teachers / Ch. Isbell, R. Isbell. - North Carolina: Gryphon House Books, 2007. - 144 р.

20. Conners, C. Psychological assessment of children with minimal brain dysfunction / C. Conners // Annals of the New York Academy of Sciences. - 1973. - № 205. - P. 283-302

21. Miller, L.J. Sensational Kids: Hope and Help for Children with Sensory Processing Disorder (SPD) / L.J. Miller. - New York: Random House, 2020. - 384 р.

Педагогика

УДК 37.01

кандидат филологических наук, доцент Телегина Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат филологических наук, доцент Ваганова Наталья Вячеславовна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ

МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена возможностям использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Большое внимание уделяется повышению уровня мотивации как одной из ключевых предпосылок успешного обучения. Подчеркивается невозможность эффективного обучения учащихся при наличии негативного отношения к процессу освоения материала, урока в целом. Авторы рассматривают причины низкой учебной мотивации, способы повышения ее уровня. В статье освещены особенности применения в учебном процессе популярных обучающих интернет-ресурсов (GrammarUp, BBC LearningEnglish, iSLCOLLECTIVE, Kahoot, Wordwall, цифровая платформа LeamingApps.org,Mentimeter). Эти программы показали свою эффективность не только в повышении уровня знаний, но и являются отличными помощниками в развитии мотивации обучающихся. Особую роль в работе с современными учениками играет смешанное обучение. Смешанное обучение предполагает изучение иностранного языка онлайн и традиционных форм преподавания, осуществляемых в соответствии с учебным планом. Его преимущества дают учителю возможность преподавать дисциплины по специальности, эффективно организовывать самостоятельную работу при помощи информационных технологий. Данная форма обучения позволяет индивидуализировать процесс обучения, развивать личностные качества учащихся, повысить интерес к предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.