14. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Implementation of the competence approach with the help of network project activities // Opcion. 2019. T. 35. № Special Issue 19. C. 591-616.
Педагогика
УДК:37.02
старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Гордеева Елена Андреевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Пичужкина Дарья Юрьевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛИЗАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье рассматриваются дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий для организации внеурочной деятельности обучающихся с целью их профилизации. Продемонстрированы эти возможности на примере конкретных проектов, олимпиад, конкурсов, проводимых преподавателями Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина и волонтерами центра проекта Microsoft «Твой курс: ИТ для молодежи».
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, внеурочная деятельность, профориентационная деятельность, Интернет-проект, сервисы Веб 2.0.
Annоtation. The article discusses the didactic capabilities of information and communication technologies for organizing extracurricular activities of students with a view to their profiling. These opportunities are demonstrated on the example of specific projects, competitions, contests conducted by teachers of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University and volunteers of the Microsoft project center "Your Course: IT for Youth".
Keywords: information and communication technologies, extracurricular activities, career counseling activities, Internet project, Web 2.0 services.
Введение. Дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий для организации внеурочной деятельности обучающихся подробно рассматриваются авторами учебника [1]. Отмечается, что ключевыми вопросами организации внеурочной деятельности с использованием средств ИКТ являются: реализация деятельностного подхода во внеурочной деятельности с использованием средств ИКТ; организационное сопровождение внеурочной деятельности средствами ИКТ; инновационные формы организации внеурочной деятельности на основе ИКТ; ресурсное обеспечение внеурочной деятельности; ИКТ во внеурочной деятельности как средство ранней профилизации обучающихся.
Использованию ИКТ в патриотическом воспитании обучающихся посвящена статья [7], в общекультурном развитии личности - статья [5], для формирования информационной культуры - статья [6].
Говоря о различных вариантах применения ИКТ во внеурочной деятельности, следует обратить внимание на возможности ранней профилизации обучающихся в различных областях (журналистика, конструирование, дизайн, и т.п.), и, безусловно, в IT-сфере.
В последнее время все чаще поднимаются вопросы, связанные с проблемами подготовки IT-специалистов. Проблема IT-образования становится настолько острой, что влияет на развитие отрасли в целом. Рынок рабочей силы в этом секторе испытывает постоянный и все нарастающий дефицит кадров.
Автор статьи [3] отмечает, что согласно результатам исследования, проведенного Фондом развития интернет-инициатив, «через 10 лет российская экономика будет дополнительно нуждаться в двух миллионах IT-специалистов. Причем это касается не только разработчиков программного обеспечения, но и аналитиков, дизайнеров, системных администраторов, специалистов по базам данных, менеджеров продуктов... Как утолить кадровый голод? Для этого вузам и ссузам уже сейчас нужно дополнительно набирать по 40 тысяч студентов-айтишников ежегодно».
И школам, и вузам необходимо вести постоянную работу по профориентации школьников. Процесс профориентационной работы, популяризации IT-специальностей должен носить практико-ориентированную направленность, связанную с включением обучающихся в активную деятельность, ключевой задачей которой должна стать пропедевтика профессиональных знаний в различных секторах IT-индустрии.
В Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина активная профориентационная деятельность по привлечению молодежи в IT-сферу ведется в рамках центра проекта Microsoft «Твой курс: IT для молодежи» [8].
Цель статьи - обосновать дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий для организации внеурочной деятельности обучающихся с целью их профилизации, продемонстрировать эти возможности на примере конкретных проектов, олимпиад, конкурсов.
Изложение основного материала статьи. Для привлечения абитуриентов на IT-направления подготовки кафедра прикладной информатики и информационных технологий в образовании НГПУ им. К. Минина использует как традиционные формы профориентационной деятельности (дни открытых дверей, олимпиады, каникулярные школы, встречи на базе образовательных организаций), так и инновационные формы такой деятельности. Это дистанционные олимпиады, сетевые проекты, мастер-классы силами студентов, специальные акции.
Хорошо зарекомендовавшей себя формой являются обучающие олимпиады по сервисам Веб 2.0 для школьников. Участники олимпиады знакомятся с облачными сервисами, технологией вики; коллективно работают с Google-картами, фото- и видео-сервисами; учатся совместно редактировать документы, карты знаний, ленты времени и презентации. Все олимпиады проводятся на вики-сайте университета: http://wiki.mininuniver.ru.
В таблице представлены олимпиады разных лет, продемонстрирована организация исследовательской деятельности участников, использование различных Интернет-сервисов.
Название олимпиады Организация исследовательской деятельности с использованием Интернет-сервисов
В Нижний Новгород - это значит домой (http://goo.gl/4qm80) Этапы олимпиады: - «Пройдись по тихим школьным этажам...» (оформление страницы команды на http://wiki.mininuniver.ru) - «Вот эта улица, вот этот дом.» (совместная работа с Google-картой) - «Славься Отечество наше свободное!» (on-line визуализация событий, значимых в истории Нижнего Новгорода) - «На Волге широкой, на стрелке далекой.» (создание авторских фото и видео-альбомов) - «Давай пожмем друг другу руки.» (создание совместных on-line презентаций)
Славься, Отечество наше свободное! (http://goo.gl/L4Oqu) Этапы олимпиады: - «С чего начинается Родина?» (создание Google-сайта команды) - «Пойдёмтеко мы сражатися, за матушку, за родную землю, за родную землю, за славный город Москву» (размещение на совместной Google-карте памятных мест, связанных с Нижегородским ополчением) - «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (on-line визуализация событий Бородинского сражения с помощью лент времени, причинно-следственных карт, SWOT-анализа результатов сражения и др.) - «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия» (собирание пазлов памятников Санкт-Петербурга и создание совместной on-line презентации) - «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой» (размещение на совместной on-line интерактивной доске информации об одном из великих деятелей России, у которого юбилейная дата)
Поклонимся великим тем годам (http://goo.gl/EuPo9) Этапы олимпиады: - «Мы этой памяти верны» (оформление страницы команды на вики-сайте университета) - «Мы помним» (на сайте Летописи.ру в проекте «Мы помним» размещение статей о героях Великой Отечественной войны) - «Никто не забыт, ничто не забыто» (создание on-line презентации, рассказывающей о подвиге участников блокады Ленинграда) - «Не забывай те грозные года, когда кипела волжская вода» (on-line визуализация событий Сталинградской битвы с помощью лент времени, ментальных карт, инфографики) - «Потому она и дорога, насмерть прикипевшая к России Курская великая дуга.» (создание плейкаста о событиях или героях Курской битвы)
1Т-марафон (http://goo.gl/jxcyCT) Этапы олимпиады: - «Мы выбираем IT!» (оформление страницы команды на вики-сайте университета, размещение метки команды на совместной Google-карте) - «Я б в 1Тишники пошел, пусть меня научат» (представление с помощью on-line ментальной карты одной из IT-профессий) - «Юбилей Рунета» (создание on-line презентации, посвященной лучшим сайтам Нижегородской области) - «История IT в лицах» (собирание пазлов из фотографий выдающихся IT персон, размещение информации о них в совместной on-line презентации) - «IT-гимн» (написание синквейнов и размещение их на на совместной on-line интерактивной доске)
Страна читателей» (https://goo.gl/6bghoL) Этапы олимпиады: - «Мы - читатели!!!» (оформление страницы команды на вики-сайте университета, создание коллективной on-line презентации, рассказывающей о любимых книгах участников команды) - «Исследуем творчество писателей с помощью сервисов Веб 2.0» (собирание пазлов из портретов писателей, размещение на Google-карте мест, связанных с этим писателем, создание ментальной карты, представляющей биографию и творчество данной личности) - «Вспомним всех поименно» (создание видеоролика, где участники должны были прочитать какое-либо стихотворение военных лет на фоне памятника героям войны в своем населенном пункте, размещение его на YouTube, создание плейкаста со стихотворением военных лет, используя фотографии ветеранов из школьных музеев) - «Литература в музыке и живописи; музыка и живопись в литературе» (создание on-line интерактивной доски по теме этапа)
Обучающие олимпиады для школьников Нижегородской области являются примером проектной деятельности будущих абитуриентов, в которых формируются такие качества, как умение проявлять инициативу, работать в команде, выполнять самооценку своей работы, осваивать новые Интернет-сервисы, готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения. При этом студенты университета выступают совместно с преподавателями организаторами олимпиады, членами жюри.
Большую профориентационную работу по привлечению молодежи в IT-сферу ведут волонтеры центра проекта Microsoft «Твой курс: IT для молодежи». Сегодня термин «волонтерство» рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах. Н.В. Тарасова в [9] подчеркивает, что волонтерская
деятельность в настоящее время может выступить той действенной формой социализации молодежи, которая обеспечит противопоставление потребительской психологии и соответствующим ей моделям поведения. А в случае центра «Твой курс: 1Т для молодежи» речь еще идет и о мотивации студентов-волонтеров и школьников к освоению различных новых информационных технологий.
Волонтерская деятельность студентов заключается в участии в днях открытых дверей в качестве ассистентов тренеров во время всевозможных мастер-классов, проведении профориентационных тренингов на базе школ, участии в организации и проведении сетевых мероприятий для школьников.
Во время проведения основного профориентационного тренинга проекта «Я специалист будущего» волонтеры помогают школьникам лучше понять, чем занимаются специалисты 1Т-сферы, знакомят с известными личностями в области 1Т, с различными профессиями, мотивируют к выбору будущей профессии в пользу 1Т.
Кроме проведения профориентационных тренингов на базе школ и во время дней открытых дверей, в университете эффективной формой мотивации старшеклассников на приобщение к миру 1Т-технологий являются сетевые проекты для школьников, которые проводят студенты-волонтеры. При этом участникам предлагается интересное содержание заданий, требующих продуманного использования сетевых сервисов. Пример - сетевой проект «Выходи в Интернет», который полностью разработали и провели первокурсники для обучающихся старших классов Нижегородской области в 2018 г. Организаторы проекта предложили школьникам вместе выйти Интернет, чтобы повысить уровень информационной и общей культуры, воспользоваться возможностями Интернета для получения новых знаний и необходимых ИКТ-навыков, сформировать навыки отбора качественных Интернет-ресурсов, этичного и безопасного поведения в Интернет. Другие примеры сетевой проектной деятельности представлены в учебно-методических пособиях [2, 4].
Серьезной задачей является привлечение в 1Т-сферу девушек. Волонтерами центра проекта «Твой курс: 1Т для молодежи» проведена акция «Digigirlz». Многие уверены, что в 1Т-сферу должны идти только мужчины. Этот стереотип волонтеры развенчали на мастер-классе для старшеклассниц, напомнив, что с середины 19 века великие женщины-изобретательницы вносили важный вклад в развитие компьютерных технологий и математики, а в наше время стали покорять и бизнес высоты, занимая ключевые посты в крупнейших 1Т -компаниях. Закончилось мероприятие в компьютерном классе, где девочки поработали с различными онлайн тренажерами.
Сегодня волонтеры центра проекта «Твой курс: 1Т для молодежи» разрабатывают для школьников несколько мастер-классов по 3D - моделированию, созданию сайтов, программированию на языке С# . Целью этих мастер-классов является ориентирование молодежи на использование информационных технологий для дальнейшего развития личных и профессиональных качеств в 1Т-сфере, привлечение абитуриентов на 1Т -направления Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.
В год 75-летия победы в Великой Отечественной войны волонтеры центра поставили задачу активизировать деятельность по привлечению школьников в проект «Мы помним», который с 2007 года ведется на страницах http://letopisi.org. Интернет-проект «Мы помним» посвящен участникам Великой Отечественной войны 1941-45 гг., тем, кто с оружием в руках отстоял независимость нашей Родины, тем, кто самоотверженно трудился в тылу.
Ежегодно проект «Мы помним» стартует в конце мая и завершается подведением итогов ко дню Победы в следующем году. За 12 лет в проекте приняли участие более 1200 школьников, студентов и педагогов. Создано более 1000 вики-статей. Большое количество статей подготовлено нижегородскими учениками, студентами, педагогами. Вики-страница проекта в 2019-2020 году:
http://letopisi.org/index.php/Мы_помним_Проект-2019-2020.
Волонтеры центра проекта «Твой курс: 1Т для молодежи» приняли решение викифицировать старые статьи проекта, добавить в них категории, связаться с авторами статей в случае необходимости корректировки, а также привлечь новых участников проекта, самим написать статьи о своих родных-участниках войны.
Выводы. На примерах обучающих олимпиад по сервисам Веб 2.0, сетевых проектов, работы волонтеров центра проекта «Твой курс: ИТ для молодежи» мы показали возможности внеурочной деятельности обучающихся для мотивации молодежи к освоению современных информационных технологий, профилизации школьников. Другими способами профилизации могут быть: кружковая работа в области программирования, моделирования, веб-дизайна, мобильных технологий; работа различных 1Т-клубов, встречи с успешными выпускниками и т.п.
Литература:
1. Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А., Сонина М.Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебник. М.: ИНФРА-М. 2018. 529 с.
2. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Интернет-проект: от идеи до реализации // Методическое пособие. Нижний Новгород. 2017.
3. Колесникова К. России может не хватить 2 миллионов 1Т-специалистов // Российская газета. 2018. № 26 (7489).
4. Круподерова Е.П. Социальные сетевые сервисы в проектной деятельности обучающихся. Учебно-методическое пособие. 2016.
5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Обучающая олимпиада по сервисам Веб 2.0 «Страна читателей» //Информатика в школе. 2015. № 5 (108).
6. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2017. С. 123-128.
7. Круподерова К.Р. Патриотическое воспитание молодежи через сетевую проектную деятельность // Вестник Мининского университета. 2014. №1 (5). С. 19.
8. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Задачи центра «Твой курс: 1Т для молодежи» к мотивации школьников к выбору 1Т сферы. // Мир компьютерных технологий: сборник статей по материалам
Региональной студенческой научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Нижний Новгород. 2015. С. 88-91.
9. Тарасова Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен. // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 46-51.
Педагогика
УДК 372. 811.1
кандидат педагогических наук, доцент Крылова Алла Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Лаптева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Айтуганова Жанна Илевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань)
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ У МАГИСТРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация. Статья рассматривает проблемы формирования компетенций по иностранному языку на этапе обучения в магистратуре технического вуза и пути повышения эффективности формирования данных компетенций. Проведен анализ условий обучения иностранному языку профессиональной направленности на данной ступени обучения и анализ языковой подготовки с точки зрения формирования как «hard skills», так и «soft skills», даны практические рекомендации по организации обучения с применением практико-ориентированных подходов, в том числе с применением средств электронного обучения.
Ключевые слова: профессиональный иностранный язык, технический английский, иностранный язык в магистратуре, универсальные компетенции, коммуникативная компетенция, «жесткие» навыки, «мягкие» навыки, электронное обучение.
Annotation. The article considers the problems of developing foreign language competencies at the stage of studying at a Master's degree course at Technical University and the ways of increasing the effectiveness of developing these competencies. It gives the analysis of specific conditions for teaching a foreign language for Special Purposes at this stage of training, the analysis of language training in terms of the developing both hard skills and soft skills, provides practical recommendations on the organization of training using practice-oriented approaches, including e-learning.
Keywords: professional foreign language, technical English, a foreign language for a Master's degree course, universal competencies, communicative competence, "hard" skills, "soft" skills, e-learning.
Введение. Обучение иностранному языку в техническом вузе является неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалиста на всех этапах и ступенях его обучения, в том числе, на ступени обучения в магистратуре и носит профессионально ориентированный характер, что часто отражается и в самом названии дисциплины «Иностранный язык профессиональной направленности» или «Иностранный язык как профессиональный». Однако подготовка на данной ступени обучения имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать как при разработке содержания, так и методов и подходов к обучению иностранному языку. Поэтому целью данной статьи является показать возможные пути повышения эффективности формирования универсальных компетенций при обучении иностранному языку в магистратуре, с учетом особенностей и целей обучения на данной ступени образования.
Изложение основного материала статьи. В техническом вузе одна или несколько дисциплин языкового цикла входят в обязательную часть программы магистратуры и являются одними из дисциплин, обеспечивающими формирование универсальных компетенций (УК), закрепленных в новых Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО 3++) [6].
Так, универсальная компетенция, отнесенная к категории «Коммуникация» звучит как способность «применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия» [6, с. 7]. Еще одной универсальной компетенцией, отнесенной теперь уже к категории «Межкультурное взаимодействие» относится способность «анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия» [там же]. Как видим, обе компетенции имеют общее ключевое понятие «взаимодействие» или, другими словами, «коммуникация», «общение». Изучение иностранного языка на этапе обучения в магистратуре в рамках дисциплины «Иностранный язык профессиональной направленности» как раз и нацелено на формирование заданных компетенций.
Таким образом, в качестве конечной цели изучения иностранного языка в магистратуре может рассматриваться формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции, уровень которой позволяет магистрантам использовать иностранный язык в будущей научно-исследовательской и профессиональной деятельности, а также в образовательной деятельности в процессе обучения в вузе.
Задачи обучения иностранному языку, сформулированные в работе Т.Ю. Поляковой, состоят в «последовательном овладении магистрантами составляющими профессиональной иноязычной компетенции (субкомпетенциями), межкультурной и другими экстралингвистическими компетенциями, обеспечивающими эффективность профессионального общения. В результате освоения программы магистрантами должны быть приобретены лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, стратегическая, социокультурная и социальная субкомпетенции» [5, с. 28].