ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Работа представлена кафедрой педагогики.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. П. Тряпицына
В статье представлена методика использования художественной литературы в процессе подготовки будущих учителей. Предлагаемые виды заданий к художественным текстам способствуют развитию умений учителя решать все группы профессиональных задач.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, детство, профессиональная задача, художественная литература.
The following article deals with the methods of integration of the fiction literature in the course of the future pedagogues' training. Various fiction-text tasks, provided in the paper, are aimed at further development of the teachers' ability to face all types of professional challenges.
Key words: vocational competence, childhood, professional challenge, fiction literature.
В профессиональной деятельности учителя в настоящее время происходят значительные изменения. Поскольку современное образование ориентировано на личность учащихся, одной из ведущих функций учителя становится содействие образованию школьника, проявляющееся в создании условий для самореализации, развития творческих, умственных и физических способностей ребенка. Все чаще учитель осознает свою позицию как позицию «педагогической поддержки» ученика. Умение согласовывать педагогические интересы с интересами ребенка - необходимый профессиональный навык педагога. Новые цели образования, осознание в качестве важнейшей ценности педагогической деятельности личности ученика требуют серьезной подготовки учителя, достижения уже в вузе будущим специалистом определенного уровня профессиональной компетентности. При этом важно учитывать, что происходящие в России и мире в целом модерниза-ционные процессы в социальной и культурной сферах оказывают непосредственное влияние на подрастающее поколение. Современные дети - это дети XXI в., они не мыслят своей жизни без информационных технологий, Интернета, предъявляют новые требования к себе и окружающим, отражающие особенности мировоззрения современного человека. Учитывая эти изменения, в процессе профессиональной подготовки учителя важно уделять внимание развитию таких ценностей, которые способствуют пониманию студентами современного детства. Однако кругозор студентов недостаточно широк, как правило, они не имеют реального педагогического опыта общения с детьми, потому образ современных подростков складывается исходя из
общих представлений о детстве, во многих случаях с опорой на опыт собственного детства. Поэтому при подготовке учителей важно обращаться к таким источникам информации, которые позволяют получить более полные и разнообразные представления о детстве'.
Одним из таких источников может быть художественная литература, представляющая все многообразие образов детства, откликающаяся на изменения, происходящие в мире детства.
В контексте анализа работ, посвященных развитию профессиональной компетентности современного учителя, был разработан один из возможных вариантов методики использования художественной литературы на занятиях по педагогике, который был апробирован в ходе экспериментальной работы.
При разработке методики учитывались:
• понимание профессиональной компетентности будущего учителя как интегральной характеристики, определяющей способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи с использованием знаний,
профессионального и жизненного опыта, „ „2 ценностей и наклонностей ;
• результаты исследований взаимосвязи педагогики и искусства, согласно которым привлечение художественных произведений оказывает положительное влияние на процесс подготовки будущих учителей .
Первым шагом в определении способов работы с художественными текстами стало выявление проблем современного детства. Анализ теоретических работ, современных исследований, беседы, наблюдения, отзывы учителей позволили выделить достаточно большое количество проблем со-
временного детства. В работе мы придерживались позиции Д. И. Фельдштейна, который, говоря о современном детстве, обращает внимание на такие проблемы,как проблема индивидуальности, внутреннего мира ребенка; взаимодействия взрослых и детей; социализации, возникновения новых молодежных субкультур; нравственности, духовного развития детей; проблема организации учебного процесса для нового по-4
коления .
Следующий этап заключался в определении круга произведений художественной литературы, в которых отражены проблемы современного детства. В творчестве писателей современности предлагаются варианты решения проблем современного детства, связанные с информатизацией общества, обострившимся вниманием к внутреннему миру ребенка, возникновением новых молодежных субкультур, а также с такими глобальными проблемами, как наркомания, беспризорность, криминализация. В творчестве многих писателей, в особенности фантастов, предпринята попытка спрогнозировать будущее детства, установить направленность изменений в его развитии.
Отбор художественных текстов осуществлялся по следующим показателям: в тексте представлен образ современного ребенка, раскрываются актуальные проблемы современного детства, выявляются причины тех или иных проблем, предлагаются варианты их решения; автор предлагает неоднозначную трактовку современного детства и вызывает тем самым разнообразие суждений читателей.
Разработка заданий к текстам осуществлялась в контексте развития профессиональных компетенций, выделенных на основе групп профессиональных задач: понимать ученика в образовательном процессе; планировать, организовывать образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования; осу-
ществлять коммуникацию с субъектами образовательного процесса и др.
Целостная методика использования художественной литературы,, разработанная в ходе экспериментальной работы, представляет собой: описание типов заданий в логике изучения отдельных курсов; рекомендации по выполнению этих заданий, обоснование критериев выполнения заданий, а также критериев развития профессиональной компетентности при использовании художественной литературы.
При разработке заданий к художественным текстам учитывались такие факторы, как начитанность студентов и время изучения педагогической дисциплины (на каком курсе - младшем или старшем - изучается дисциплина, изучали ли студенты педагогику ранее и т. д.). Учет указанных факторов менял методический рисунок занятий, определял выбор художественных произведений.
Например, при решении группы профессиональных задач, связанных со способностью учителя понимать ребенка в образовательном процессе, могут быть использованы следующие виды заданий к художественным текстам в ходе освоения студентами курсов «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика».
1. Демонстрировать знание индивидуальных различий учеников и учитывать эти различия в образовательном процессе.
Прочитайте тексты (В. Каверин «Два капитана», Р. Бредбери «Вино из одуванчиков»). Сравните поведение героев-под-ростков в данной ситуации. Выявите общее и различное (курс «Теоретическая педагогика»).
2. Выражать веру в возможности обучения каждого ребенка.
Прочитайте данный фрагмент текста (Л. Исарова «Война с аксиомой»). Оцените позицию учителя по отношению к успеваемости учеников. Сформулируйте свое
мнение о том, с каких позиций должен подходить современный учитель к обучению детей (курс «Введение в педагогическую деятельность»).
3. Выстраивать стратегии объяснений под индивидуальные потребности учащихся.
Прочитайте текст, иллюстрирующий положение о том, что у каждого ребенка могут свои цели и интересы в освоении материала (В. Тендряков «Ночь после выпуска»). Предложите способы, с помощью которых учитель может выявить возможные интересы учащихся класса (курс «Практическая педагогика»).
Все виды заданий к текстам разделяются на обязательные и дополнительные. К обязательным видам работы с художественными текстами отнесены: самостоятельное изучение предлагаемого материала, подготовка сообщения или мини-ста-гьи, решение учебных и профессиональнопедагогических задач, ситуаций, организация и проведение эксперимента, подготовка и проведение дебатов, дискуссий. В число дополнительных видов заданий входят: презентация информации, представленной в художественной литературе, создание баз данных по какой-либо проблеме, создание и поддержка сайтов, выполнение творческих заданий (подготовка ролевой игры, проведение интервью и т. д.).
Одна из задач исследования заключалась в обосновании критериев оценивания выполненных заданий. Эти критерии отличаются в зависимости от вида задания.
Задания устного характера, предложенные выше и предполагающие обоснование студентами своего мнения по анализируемой проблеме, могут быть оценены по следующим показателям: полнота раскрытия проблемы, аргументация своей позиции по проблеме, научная обоснованность, корректность высказанного мнения, логичность построения высказывания.
Для заданий проектного характера предлагаются следующие критерии оценивания: актуальность темы проектирования, научное обоснование проекта, целостность структуры и полнота описания содержания проекта, новизна проекта и его практическая значимость, оформление проекта и его презентация.
Аналитико-преобразующий этап исследования показал, что применение художественной литературы в процессе освоения педагогических дисциплин способствует развитию профессиональной компетентности будущих учителей, что проявляется в положительной динамике умений студентов решать все группы профессиональных задач; более глубоком понимании студентами проблем детства.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 РоботоваА. С. Художественно-образное познание педагогической действительности средствами литературы: Дис. на соис учен, степени д-ра пед. наук. СПб., 1996.
Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
Искусство и педагогика: Из культурного наследия России Х1Х-ХХ вв.: Хрестоматия / Автор-сост. М. А. Верб. 2-е изд., доп. Псков: ПОИПКРО, 2002.
Фельдштейн Д. И. Актуальные направления психолого-педагогических исследований // Диссертационные исследования в системе психолого-педагогических знаний (состояние и проблемы). М., 2002.