Научная статья на тему 'Использование художественной литературы на занятиях по педагогике как средства развития профессиональной компетентности будущего учителя'

Использование художественной литературы на занятиях по педагогике как средства развития профессиональной компетентности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
690
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / детство / профессиональная задача / художественная литература / vocational competence / childhood / professional challenge / fiction literature

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матросова Ю. С.

В статье представлена методика использования художественной литературы в процессе подготовки будущих учителей. Предлагаемые виды заданий к художественным текстам способствуют развитию умений учителя решать все группы профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The following article deals with the methods of integration of the fiction literature in the course of the future pedagogues" training. Various fiction-text tasks, provided in the paper, are aimed at further development of the teachers" ability to face all types of professional challenges.

Текст научной работы на тему «Использование художественной литературы на занятиях по педагогике как средства развития профессиональной компетентности будущего учителя»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Работа представлена кафедрой педагогики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. П. Тряпицына

В статье представлена методика использования художественной литературы в процессе подготовки будущих учителей. Предлагаемые виды заданий к художественным текстам способствуют развитию умений учителя решать все группы профессиональных задач.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, детство, профессиональная задача, художественная литература.

The following article deals with the methods of integration of the fiction literature in the course of the future pedagogues' training. Various fiction-text tasks, provided in the paper, are aimed at further development of the teachers' ability to face all types of professional challenges.

Key words: vocational competence, childhood, professional challenge, fiction literature.

В профессиональной деятельности учителя в настоящее время происходят значительные изменения. Поскольку современное образование ориентировано на личность учащихся, одной из ведущих функций учителя становится содействие образованию школьника, проявляющееся в создании условий для самореализации, развития творческих, умственных и физических способностей ребенка. Все чаще учитель осознает свою позицию как позицию «педагогической поддержки» ученика. Умение согласовывать педагогические интересы с интересами ребенка - необходимый профессиональный навык педагога. Новые цели образования, осознание в качестве важнейшей ценности педагогической деятельности личности ученика требуют серьезной подготовки учителя, достижения уже в вузе будущим специалистом определенного уровня профессиональной компетентности. При этом важно учитывать, что происходящие в России и мире в целом модерниза-ционные процессы в социальной и культурной сферах оказывают непосредственное влияние на подрастающее поколение. Современные дети - это дети XXI в., они не мыслят своей жизни без информационных технологий, Интернета, предъявляют новые требования к себе и окружающим, отражающие особенности мировоззрения современного человека. Учитывая эти изменения, в процессе профессиональной подготовки учителя важно уделять внимание развитию таких ценностей, которые способствуют пониманию студентами современного детства. Однако кругозор студентов недостаточно широк, как правило, они не имеют реального педагогического опыта общения с детьми, потому образ современных подростков складывается исходя из

общих представлений о детстве, во многих случаях с опорой на опыт собственного детства. Поэтому при подготовке учителей важно обращаться к таким источникам информации, которые позволяют получить более полные и разнообразные представления о детстве'.

Одним из таких источников может быть художественная литература, представляющая все многообразие образов детства, откликающаяся на изменения, происходящие в мире детства.

В контексте анализа работ, посвященных развитию профессиональной компетентности современного учителя, был разработан один из возможных вариантов методики использования художественной литературы на занятиях по педагогике, который был апробирован в ходе экспериментальной работы.

При разработке методики учитывались:

• понимание профессиональной компетентности будущего учителя как интегральной характеристики, определяющей способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи с использованием знаний,

профессионального и жизненного опыта, „ „2 ценностей и наклонностей ;

• результаты исследований взаимосвязи педагогики и искусства, согласно которым привлечение художественных произведений оказывает положительное влияние на процесс подготовки будущих учителей .

Первым шагом в определении способов работы с художественными текстами стало выявление проблем современного детства. Анализ теоретических работ, современных исследований, беседы, наблюдения, отзывы учителей позволили выделить достаточно большое количество проблем со-

временного детства. В работе мы придерживались позиции Д. И. Фельдштейна, который, говоря о современном детстве, обращает внимание на такие проблемы,как проблема индивидуальности, внутреннего мира ребенка; взаимодействия взрослых и детей; социализации, возникновения новых молодежных субкультур; нравственности, духовного развития детей; проблема организации учебного процесса для нового по-4

коления .

Следующий этап заключался в определении круга произведений художественной литературы, в которых отражены проблемы современного детства. В творчестве писателей современности предлагаются варианты решения проблем современного детства, связанные с информатизацией общества, обострившимся вниманием к внутреннему миру ребенка, возникновением новых молодежных субкультур, а также с такими глобальными проблемами, как наркомания, беспризорность, криминализация. В творчестве многих писателей, в особенности фантастов, предпринята попытка спрогнозировать будущее детства, установить направленность изменений в его развитии.

Отбор художественных текстов осуществлялся по следующим показателям: в тексте представлен образ современного ребенка, раскрываются актуальные проблемы современного детства, выявляются причины тех или иных проблем, предлагаются варианты их решения; автор предлагает неоднозначную трактовку современного детства и вызывает тем самым разнообразие суждений читателей.

Разработка заданий к текстам осуществлялась в контексте развития профессиональных компетенций, выделенных на основе групп профессиональных задач: понимать ученика в образовательном процессе; планировать, организовывать образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования; осу-

ществлять коммуникацию с субъектами образовательного процесса и др.

Целостная методика использования художественной литературы,, разработанная в ходе экспериментальной работы, представляет собой: описание типов заданий в логике изучения отдельных курсов; рекомендации по выполнению этих заданий, обоснование критериев выполнения заданий, а также критериев развития профессиональной компетентности при использовании художественной литературы.

При разработке заданий к художественным текстам учитывались такие факторы, как начитанность студентов и время изучения педагогической дисциплины (на каком курсе - младшем или старшем - изучается дисциплина, изучали ли студенты педагогику ранее и т. д.). Учет указанных факторов менял методический рисунок занятий, определял выбор художественных произведений.

Например, при решении группы профессиональных задач, связанных со способностью учителя понимать ребенка в образовательном процессе, могут быть использованы следующие виды заданий к художественным текстам в ходе освоения студентами курсов «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика».

1. Демонстрировать знание индивидуальных различий учеников и учитывать эти различия в образовательном процессе.

Прочитайте тексты (В. Каверин «Два капитана», Р. Бредбери «Вино из одуванчиков»). Сравните поведение героев-под-ростков в данной ситуации. Выявите общее и различное (курс «Теоретическая педагогика»).

2. Выражать веру в возможности обучения каждого ребенка.

Прочитайте данный фрагмент текста (Л. Исарова «Война с аксиомой»). Оцените позицию учителя по отношению к успеваемости учеников. Сформулируйте свое

мнение о том, с каких позиций должен подходить современный учитель к обучению детей (курс «Введение в педагогическую деятельность»).

3. Выстраивать стратегии объяснений под индивидуальные потребности учащихся.

Прочитайте текст, иллюстрирующий положение о том, что у каждого ребенка могут свои цели и интересы в освоении материала (В. Тендряков «Ночь после выпуска»). Предложите способы, с помощью которых учитель может выявить возможные интересы учащихся класса (курс «Практическая педагогика»).

Все виды заданий к текстам разделяются на обязательные и дополнительные. К обязательным видам работы с художественными текстами отнесены: самостоятельное изучение предлагаемого материала, подготовка сообщения или мини-ста-гьи, решение учебных и профессиональнопедагогических задач, ситуаций, организация и проведение эксперимента, подготовка и проведение дебатов, дискуссий. В число дополнительных видов заданий входят: презентация информации, представленной в художественной литературе, создание баз данных по какой-либо проблеме, создание и поддержка сайтов, выполнение творческих заданий (подготовка ролевой игры, проведение интервью и т. д.).

Одна из задач исследования заключалась в обосновании критериев оценивания выполненных заданий. Эти критерии отличаются в зависимости от вида задания.

Задания устного характера, предложенные выше и предполагающие обоснование студентами своего мнения по анализируемой проблеме, могут быть оценены по следующим показателям: полнота раскрытия проблемы, аргументация своей позиции по проблеме, научная обоснованность, корректность высказанного мнения, логичность построения высказывания.

Для заданий проектного характера предлагаются следующие критерии оценивания: актуальность темы проектирования, научное обоснование проекта, целостность структуры и полнота описания содержания проекта, новизна проекта и его практическая значимость, оформление проекта и его презентация.

Аналитико-преобразующий этап исследования показал, что применение художественной литературы в процессе освоения педагогических дисциплин способствует развитию профессиональной компетентности будущих учителей, что проявляется в положительной динамике умений студентов решать все группы профессиональных задач; более глубоком понимании студентами проблем детства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 РоботоваА. С. Художественно-образное познание педагогической действительности средствами литературы: Дис. на соис учен, степени д-ра пед. наук. СПб., 1996.

Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

Искусство и педагогика: Из культурного наследия России Х1Х-ХХ вв.: Хрестоматия / Автор-сост. М. А. Верб. 2-е изд., доп. Псков: ПОИПКРО, 2002.

Фельдштейн Д. И. Актуальные направления психолого-педагогических исследований // Диссертационные исследования в системе психолого-педагогических знаний (состояние и проблемы). М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.