Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности будущего учителя средствами художественной литературы'

Развитие профессиональной компетентности будущего учителя средствами художественной литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОВРЕМЕННОЕ ДЕТСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / TEACHER’S COMPETENCE / MODERN CHILDHOOD / PROFESSIONAL PROBLEM / BELLES-LETTRES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матросова Юлия Сергеевна

Рассматривается один из возможных путей развития профессиональной компетентности будущих учителей — использование произведений художественной литературы в процессе изучения педагогических дисциплин; анализируются результаты использования разработанной методики в образовательной практике педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Professional Competence of Preservice Teachers by means of Belles-lettres Literature

The paper deals with methods of employment of belles-lettres in the process of teachers’ training. A range of assignments based on belles-lettres is suggested for the development of teachers’ competence.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности будущего учителя средствами художественной литературы»

18. Federal'naja tselevaja programma razvitija obrazovanija na 2011-2015 gg. Rezhim dostupa: http://www.fcpro.ru/program-meropr (data obrashchenija: 13.10.2012).

19. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovanija. (Standarty vtorogo pokolenija)./ Ministerstvo obrazovanija i nauki RF. M.: Prosveshchenie, 2011. 48 s.

20. Fokina S. L. Formirovanie obobshchennyh poznavatel'nyh umenij i ih vlijanie na razvitie poznavatel'nyh interesov uchashchihsja: Dis. ... kand. ped. nauk. L., 1977. 179 s.

21. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole: ot dejstvij k mysli. Sistema zadanij: Posobie dlja uchitelja / Pod red. A. G. AsmolovaM.: Prosveshchenie, 2011. . 2-e izd. 159 s.

Ю. С. Матросова

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рассматривается один из возможных путей развития профессиональной компетентности будущих учителей — использование произведений художественной литературы в процессе изучения педагогических дисциплин; анализируются результаты использования разработанной методики в образовательной практике педагогического вуза.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, современное детство, профессиональная задача, художественная литература.

Yu. Matrosova

Development of Professional Competence of Preservice Teachers by means of Belles-lettres Literature

The paper deals with methods of employment of belles-lettres in the process of teachers ’ training. A range of assignments based on belles-lettres is suggested for the development of teachers ’ competence.

Keywords: teacher’s competence, modem childhood, professional problem, belles-

lettres.

В современном мире образование рассматривается как движущая сила прогрессивного и стабильного развития общества. Основным стратегическим ресурсом развития становятся люди, обладающие знаниями, их интеллектуальный капитал и профессиональная компетенция; именно образованность людей определяет ценностную направленность, возможности и границы грядущих перемен.

В связи с этим к системе высшего педагогического образования предъявляются новые требования по подготовке специалистов, способных отвечать вызовам новой эпохи и этике полисубъектного взаимодействия, готовых к сотрудничеству, умеющих

работать в команде и обладающих такими профессиональными качествами, как открытость новому, диалоговость, полиобразованность (В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Ю. Н. Кулюткин, Е. Е. Сапогова и др.) [2; 5; 8].

Современный учитель должен обладать сложными умениями, связанными с пониманием индивидуальных особенностей ученика, различных контекстов (социальных, культурных, национальных и т. д.), в которых проходит обучение, с проектированием индивидуальных образовательных маршрутов, которые строятся учителем и учеником с учётом как интересов обучающегося, так и требований образовательных стандартов. Учителю необходимо понимать,

какие произошли изменения пространства жизни, в котором растут современные дети.

Особую роль в профессиональной подготовке будущих учителей играют педагогические дисциплины. Педагогика как учебный предмет квалифицируется как адаптированная и ценностно-ориентированная система знаний педагогической науки (В. В. Кра-евский). Однако в содержании педагогической подготовки, в учебных материалах, предлагаемых сегодня студенту, нет достаточной информации о современном ребенке; как правило, речь идет о некоем «абстрактном» ученике, тогда как современные дети очень разные. В результате этого, в педагогическом профессиональном образовании наблюдается такое явление, которое называют «гуманитарным голоданием», «дефицитом культуры», «бездетной педагогикой». Для того чтобы педагог мог успешно взаимодействовать с детьми, необходимо найти такие средства профессиональной подготовки учителя, которые способствовали бы пониманию особенностей современного детства.

В настоящее время исследователями доказаны познавательные возможности художественной литературы в изучении и понимании педагогических явлений (Р. Р. Москвина и Г. В. Мокроносов, В. П. Зинченко, А. С. Роботова) [6; 2; 7]. В работах А. С. Ро-ботовой наиболее полно представлены функции художественных произведений при изучении педагогической реальности. В то же время художественная литература как средство становления профессиональной компетентности учителя не была рассмотрена исследователями педагогического образования, тогда как сегодня весьма актуальным является вопрос о новых средствах и возможностях достижения учителем профессиональной компетентности.

Анализ современного социокультурного контекста образования, изучение результатов исследований различных аспектов профессиональной деятельности современного учителя позволили сформулировать про-

блему, которая заключается в выявлении путей использования произведений художественной литературы, раскрывающих различные аспекты детства, в процессе становления профессиональной компетентности будущих учителей при изучении педагогических дисциплин.

Логику исследования обусловили общенаучные принципы деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская; А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, Г. И. Щукина), который позволяет обосновать, каким образом в процессе образовательной деятельности, предполагающей решение профессиональных задач, может быть использована художественная литература, способствующая развитию профессиональной компетентности будущего учителя. Социокультурный подход (П. Н. Сорокин, Л. С. Выготский, Н. Д. Кондратьев, М. Оссовская, Е. В. Пискунова) позволил выявить проблемы, интересы, ценности современных учеников, спроектировать задания, решение которых способствует пониманию студентами особенностей современного детства как самоценного периода жизни человека.

В ходе теоретического анализа было установлено, что возможности использования художественной литературы в процессе изучения педагогических дисциплин, влияющие на становление профессиональной компетентности студентов, заключаются:

- в расширении кругозора будущего учителя;

- в развитии интереса у будущих учителей к изучаемым педагогическим явлениям;

- в содействии осмыслению ценностных ориентаций будущего учителя в сфере образования, что позволяет осуществлять осознанный выбор способа решения профессиональных задач;

- в развитии способностей осуществлять рефлексию и самооценку.

Анализ художественной литературы показал, что наиболее острыми для современных писателей являются проблемы нравст-

венности и детской жестокости. Практически все произведения, создаваемые в настоящее время, так или иначе, затрагивают данную проблему. В творчестве писателей современности предлагаются варианты решения проблем современного детства, связанных с информатизацией общества, возникновением новых молодежных субкультур, а также с такими глобальными проблемами, как наркомания, беспризорность, криминализация. В творчестве многих писателей, в особенности фантастов, предпринята попытка спрогнозировать будущее детства, установить направленность изменений в его развитии. Не остаются без внимания авторов и так называемые «вечные» темы: взаимоотношения взрослых и детей и, конечно, школьная тема.

Особо важно отметить и тот факт, что эти же проблемы детства, как свидетельствуют данные проведенного опроса, чувствуют и осознают будущие учителя. В ходе анкетирования, в котором приняли участие 123 студента П-ГУ курсов различных факультетов РГПУ им. А. И. Герцена, будущие учителя отметили, что изменения, происходящие в обществе, привели к потере нравственных ориентиров, к обострению конфликта между двумя поколениями. Результаты опроса свидетельствуют о том, что большинство студентов признают произведения художественной литературы важным источником знаний о детстве, однако лишь незначительная часть опрошенных студентов знакома с современными произведениями, раскрывающими проблемы детства. Поэтому первый этап построения методики использования произведений художественной литературы при изучении педагогических дисциплин был связан с определением критериев отбора художественных произведений, в которых отражены проблемы современного детства. В качестве таких критериев были выбраны следующие:

- соответствие выбранного произведения актуальным проблемам современного детства и педагогической деятельности;

- наличие неоднозначной трактовки проблем современного детства;

- соответствие задачам профессиональной подготовки студентов с учётом разнообразия суждений читателей.

В составленный перечень художественных текстов вошли произведения, показывающие сложность и разные контексты современного детства. К числу таких произведений были отнесены классические романы и повести на «школьную тему» (В. Тендряков, В. Распутин, Ф. Искандер, А. Лиханов, Н. Никонов, Ю. Яковлев, Г. Щербакова и др.); современные произведения российских и зарубежных авторов (П. Санаев «Похороните меня за плинтусом», А. Иванов «Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО», А. Геласимов «Нежный возраст», «Фокс Малдер похож на свинью», Л. Улицкая «Девочки», Д. Пеннак «Господа дети», Ю. Гордер «Мир Софии» и др.).

Следующий этап исследования заключался в разработке типологии заданий к художественным текстам. Было выделено семь типов заданий, в числе которых задания на знакомство с художественными произведениями об учителе и о детстве; на понимание и анализ проблем детства, представленных в художественных текстах; на оценку того или иного произведения о детстве; на применение предложенных фрагментов из произведений в обосновании собственной педагогической позиции; на творческое выражение собственной педагогической позиции; задания смешанного типа.

Разработка заданий к текстам осуществлялась в контексте развития профессиональной компетентности будущих учителей. В исследовании под профессиональной компетентностью, которая формируется в процессе вузовского образования, понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний,

профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [4].

При разработке заданий к художественным текстам учитывались такие факторы, как начитанность студентов и время изучения педагогической дисциплины (на каком курсе — младшем или старшем — изучается дисциплина, изучали ли студенты педагогику ранее и т. д.). Учет указанных факторов менял методический рисунок занятий, определял выбор художественных произведений.

Приведем примеры типовых заданий:

1-й тип — задания на знакомство с художественными произведениями об учителе и о детстве: Опишите образ педагога-мастера. Как вы его себе представляете? Герои каких художественных произведений послужили прототипом вашего идеала?

2-й тип — задания на понимание педагогических проблем, представленных в художественных текстах: Выявите проблему, затрагиваемую автором произведения (П. Санаев. «Похороните меня за плинтусом»). Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между тем, как данная проблема изображена в книге, и реальным положением вещей. Для доказательства своего мнения используйте знания из разных наук.

3-й тип — задания на анализ педагогических проблем, отраженных в художественных текстах: Проанализируйте данный художественный текст (Н. Соломко. «Белая лошадь горе не мое»), воссоздающий возможный вариант поведения учителя на уроке. Постройте прогноз развития данной ситуации. Прокомментируйте действия учителя и выразите свое отношение к ним.

4-й тип — задания на оценку того или иного произведения: Прочитайте текст (Л. Исарова. «Война с аксиомо»й). Оцените действия учителя. Как вы считаете, приемлем ли такой способ общения между учителями/ между учителем и учеником в современной школе?

5-й тип — задания на применение предложенных фрагментов из художественных произведений в обосновании собственной педагогической позиции: Прочитайте текст, описывающий ситуации, в которых учитель вынужден устанавливать дисциплину в классе (Д. Пенак. «Господа дети»). Определите возможные причины подобного поведения учеников. Предложите способ, позволяющий учителю решить данную задачу.

6-й тип — задания на творческое выражение собственной педагогической позиции: Как вы понимаете смысл данного высказывания? Изложите в форме эссе свои взгляды на рассматриваемую автором текста проблему (А. Лиханов. «Благие намерения»).

7-й тип — задания смешанного типа: Выделите основную проблему, затрагиваемую автором текста (А. Алексин. «Поздний ребенок»). Проведите дебаты по данной проблеме.

Подчеркнем, что разработка заданий к текстам осуществлялась на основе следующих групп профессиональных задач: понимать ученика в образовательном процессе; планировать, организовывать образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования; осуществлять коммуникацию с субъектами образовательного процесса.

Все виды заданий к текстам были разделены на обязательные и дополнительные. К обязательным видам работы с художественными текстами отнесены: самостоятельное изучение предлагаемого материала, подготовка сообщения или мини-статьи, решение учебных и профессионально-педагогических задач, ситуаций, подготовка и проведение дебатов, дискуссий, выполнение творческих заданий. В число дополнительных видов заданий входят: презентация информации, представленной в художественной литературе, создание баз данных художественной литературы по какой-либо проблеме, создание и поддержка сайтов, проведение интервью и др.

Из существующего многообразия образовательных технологий в экспериментальной части исследования были использованы следующие: технология решения профессиональных задач, анализ конкретных ситуаций, технологии рефлексивного обучения и организации проектной деятельности. Применение каждой технологии предполагало использование произведений художественной литературы, что потребовало ознакомление студентов с приемами работы с художественными текстами [1].

На основе изученных трудов А. А. Брудного, С. А. Васильева, Г. Г. Граник и Л. А. Концевой, Л. П. Доблаева, Н. А. Кузнецовой, Н. П. Локаловой, В. А. Якунина были выделены традиционные приемы работы с художественными текстами: выделение

главной, существенной информации; формулировка вопросов по содержанию текста; составление к тексту заголовка, отражающего основную мысль; письменное (реферат) или устное (пересказ) изложение содержания текста и др. Основной акцент использования художественных произведений был сделан на использовании технологий, которые способствуют проявлению активной роли читателя как интерпретатора, соавтора произведения: создание встречного текста, продолжение диалога с автором произведения, написание текста по ключевым словам, самостоятельное приведение примеров.

Любое художественное произведение предполагает множественность интерпретаций, возможностей домысливания, что позволяет читателю не просто запоминать и воспроизводить авторский замысел, а чувствовать себя вовлеченным в прочитанное

— именно в этом состоит основное различие между научными и художественными текстами. Если научный текст по педагогике, как правило, труден для понимания, обладает высоким уровнем обобщения и представляет слишком абстрактные понятия, претендующие на знание абсолютной истины, то художественный текст позволяет че-

рез анализ конкретных ситуаций, образное, метафорическое изображение действительности подняться на уровень теоретических обобщений.

Выбор конкретных способов работы определялся структурой и методическими особенностями темы, а также опытом и предрасположенностью самого преподавателя к тому или иному способу описания и воссоздания ситуации.

Предлагаемая методика прошла апробацию на различных факультетах РГПУ им.

А. И. Герцена.

Анализ и интерпретация полученных данных показали, что применение художественной литературы может быть эффективным при изучении разных педагогических дисциплин, оказывая при этом различное влияние на становление профессиональной компетентности.

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что процесс становления профессиональной компетентности будущих учителей характеризуется сложностью и неравномерностью и зависит от ряда причин, в частности, от того, на каком факультете — естественном или гуманитарном — обучаются студенты. Так, применение произведений художественной литературы на гуманитарных факультетах оказало большее влияние на развитие деятельностной составляющей профессиональной компетентности студентов, а на естественных факультетах использование работы с художественными текстами способствовало развитию личностных характеристик профессиональной компетентности. Студенты естественных факультетов изначально с большим интересом отнеслись к возможности использовать художественные произведения в учебном процессе, поскольку в силу рода деятельности они имеют дело в основном с научными текстами; студенты с интересом выполняли задания на оценку художественного произведения, на творческое выражение собственной позиции.

Студенты гуманитарных факультетов оказались более подготовленными к выполнению заданий, направленных на анализ педагогических проблем, представленных в художественных текстах, на оценку того или иного произведения. Очевидно, причина этого заключается в том, что студенты-гуманитарии чаще в силу специфики своей деятельности много работают с художественным текстом, быстрее вникают в суть описанных авторами проблем.

В ходе экспериментальной работы было установлено, что трудности, с которыми

Динамика профессиональной компетентности студентов гуманитарных факультетов

1

сталкивались студенты в процессе работы с художественными текстами, обусловлены рядом причин: недостатком имеющегося у студентов опыта анализа художественных произведений; неумением студентов за конкретными педагогическими ситуациями, созданными авторами произведений, увидеть общие характеристики современной педагогической реальности; отсутствием опыта участия в дискуссиях и недостаточно развитыми способностями логически обосновывать свою точку зрения.

Динамика профессиональной компетентности студентов естественных факультетов

1

Рис. 1. Динамика изменения профессиональной компетентности студентов:

1 —изменение отношения к получаемой профессии,

2 — осознание важной роли учителя в обществе,

3 — развитие способностей к самоанализу и самооценке,

4 — становление ценностных ориентаций, базирующихся на социальных и этических ценностях,

5 — понимание условия задачи, логически непротиворечивое обоснование варианта решения,

6 — оценка возможных последствий выбранного решения, осуществление рефлексии.

Анализ результатов апробации предложенной методики свидетельствует о том, что применение художественной литературы в процессе освоения педагогических дисциплин способствует развитию профессиональной компетентности будущих учителей. Это проявляется в более глубоком понимании студентами проблем детства, что, в свою очередь, определяет положи-

тельную динамику становления умений студентов решать профессиональные задачи.

Полученные результаты позволяют утверждать, что новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые выявлены и обоснованы возможности произведений художественной литературы в становлении профессиональной компетентности будущего учителя, исходя из функций

литературы и с учетом профессиональных задач, которые необходимо уметь решать современному учителю.

Разработанные методические рекомендации, система заданий, критерии оценивания результатов их выполнения расши-

ряют методический инструментарий преподавателя педагогики и могут быть использованы как в педагогических вузах, так и в системе повышения квалификации учителей при рассмотрении проблем современного детства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анализ художественного текста (эпическая проза): Хрестоматия / Сост. Н. Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2004. 442 с.

2. Зинченко В. П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. I. Живое знание. Самара, 1998. 216 с.

3. Искусство и педагогика: Из культурного наследия России Х1Х-ХХ вв.: Хрестоматия / Автор-сост. М. А. Верб. 2-е изд., доп. Псков: ПОИПКРО, 2002. 220 с.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред.

проф. В. А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И.

Герцена, 2005.

5. Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. 400 с.

6. Москвина Р. Р., Мокроносов Г. В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. 199 с.

7. Роботова А. С. Художественно-образное познание педагогической действительности средствами литературы: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1996.

8. СапоговаЕ. Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001. 460 с.

REFERENCES

1. Analiz hudozhestvennogo teksta (epicheskaja proza): Hrestomatija / Sost. N. D. Tamarchenko. M.: RGGU, 2004. 442 s.

2. Zinchenko V. P. Psihologicheskaja pedagogika: Materialy k kursu lektsij. Ch. I. Zhivoe znanie. Samara, 1998. 216 s.

3. Iskusstvo i pedagogika: Iz kul'turnogo nasledija Rossii XIX-XX vv.: Hrestomatija / Avtor-sost. M. A. Verb. 2-e izd., dop. Pskov: POIPKRO, 2002. 220 s.

4. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii: Kollektivnaja monografija / Pod red. prof. V. A. Kozyreva, prof. N. F. Radionovoj i prof. A. P. Trjapitsynoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2005.

5. Kuljutkin Ju. N., Bezduhov V. P. Cennostnye orientiry i kognitivnye struktury v dejatel'nosti uchitelja. Samara: Izd-vo SamGPU, 2002. 400 s.

6. Moskvina R. R., Mokronosov G. V. Chelovek kak objekt filosofii i literatury. Irkutsk: Izd-vo Irkut. un-ta, 1987. 199 s.

7. Robotova A. S. Hudozhestvenno-obraznoe poznanie pedagogicheskoj dejstvitel'nosti sredstvami literatury: Dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1996.

8. Sapogova E. E. Psihologija razvitija cheloveka. M.: Aspekt-press, 2001. 460 s.

В. А. Менг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ОТ ИСТОКОВ ЗАРОЖДЕНИЯ К НОВЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рассматривается исторический контекст развития дидактических функций учебного фильма в период с 1896 года по настоящее время. Вводится понятие образовательного фильма как нового образовательного феномена.

Ключевые слова: учебный фильм, образовательный фильм, научно-популярное кино, дидактические функции учебного фильма, этапы развития учебного фильма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.