ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА И ЗАПАДА
УДК 371(09) (37)
В. Г. Безрогов
Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва
E-mail: [email protected]
Vitaly G. Bezrogov
Dr. Sc. (Education), Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Chief Researcher Centre of History of Pedagogy and Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow
В. К. Пичугина
Доктор педагогических наук, профессор РАО, ведущий научный сотрудник Центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: [email protected]
Victoria K. Pichugina
Dr. Sc. (Education), Professor Leading Researcher, Centre of History of Pedagogy and Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow
ФРАНЦУЗСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ АНТОЛОГИЙ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ I
Проанализирован опыт создания учебных пособий во французской историко-педагогической науке, центрирующейся как в исследовательских проектах, институтах, так и в университетах. Поставлена цель выявить репертуар антологий по истории образования, изданных во Франции в начале XXI столетия. На основе собранного библиографического, историографического и книговедческого материала изучены рамки и спектр подобного рода изданий, выяснен их статус, адресность и роль в преподавании, изучении и презентации истории образования как в профессиональных кругах, так и у широкой аудитории. Выявлены и рассмотрены два варианта (направления) внутри единого «жанра» антологии по истории педагогики. Один вариант связан с антологией, посвященной тому или иному историческому периоду (внутри одной страны или на международном уровне). Другой — с изучением истории той или иной педагогической идеи. Выяснено, что, в частности, и в первом, и во втором случаях возможно создание антологии, включающей в себя материалы очень ограниченного по хронологии периода, если этот период или рассматриваемая идея развивались исключительно быстро внутри самих себя.
Ключевые слова: история педагогики, антология, учебное пособие, преподавание, профессиональная подготовка учителей.
Как цитировать статью: Безрогов В. Г., Пичуги -на В. К. Французский опыт создания антологий по истории педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 4 (53). С. 90-100. Б01: 10.24411/2224-0772-2018-10020
Введение. История педагогики как научное направление. В истории науки французские авторы одними из первых обратили внимание на историю воспитания и обучения как на специфическую область исследования. Раннее французское Просвещение подарило миру фигуру аббата Клода Ферри (1640-1723), с 1696 года члена Французской академии. Занимаясь разными историческими изысканиями, он обратил внимание на смену обычаев, дидактических и воспитательных идей в ходе истории становления цивилизаций разных народов. Это было, по сути, начало истории педагогики как науки. Преподававший в Сорбонне педагогику Эмиль Дюркгейм (1858-1917), автор курса по истории образования во Франции, завершает ранний этап появления и утверждения французской историко-педагогической науки. Скорее всего, неслучайно, что один из основателей современной историко-педагогической науки, француз Анри-Ирене Марру (1904-1977) воплотил в себе предшествующие достижения своих соотечественников в данной области.
В итоге сложившаяся к нашему времени традиция внимания к истории педагогики привела, с одной стороны, к характерному для подготовки исследователей-педагогов во Франции тезису о том, что любое педагогическое исследование неизбежно исторично, встроено в идущую из прошлого последовательность, опыт и наследие. С другой стороны, вероятно, именно поэтому в связи с таким отношением во Франции был открыт один из первых в Западной Европе центров по истории образования (1970), ставший затем структурным подразделением Института национальных педагогических исследований (1977-2011). В настоящее время он существует как часть Лаборатории исторических исследований Рона-Альпы, входящей в Национальный центр научных исследований и действующей в сотрудничестве с тремя лионскими университетами и университетом Гренобля.
Источники. История педагогики как учебная дисциплина. Постоянное внимание к образовательной тематике как предмету исследований исторического прошлого привело не только к популярности данного направления среди ученых, но и к созданию различных пособий для подготовки кадров и для общего совершенствования профессионального сознания педагогов в школах и университетах. В таком контексте становится понятным приоритет и традиции, которые имеет французская наука в данной сфере. Одной из первых историко-педагоги-ческих антологий и, вероятно, первой антологией по истории античной
педагогики стало издание, подготовленное и выпущенное в 1897 году двумя французскими преподавателями: школьным — Люси Саффруа и университетским — Жоржем Ноэлем [6].
Идея создания антологий была поддержана как на международном, так и на национальном уровне. К настоящему моменту на полках библиотек франкоязычных коллежей и университетов стоит уже немало историко-педагогических антологий, посвященных самым разным историческим периодам и аспектам эволюции образовательных систем, педагогических идей и практик их воплощения. Остановимся в нашем анализе на пяти изданиях, демонстрирующих и типичные, и новаторские подходы к выявлению, сбору, аранжировке материалов, их интерпретации, подаче и разработке алгоритмов изучения в высшей школе. Это три антологии, посвященные тому или иному историческому периоду: античной школе, Средневековью, эпохе Нового времени [2; 5; 7], а также две тематические, посвященные популярным во французской науке темам общего образования всей нации и истории физического воспитания [3; 4].
Антология как жанр: репертуар изданий. Антологии по истории образования выпускаются во Франции и как отдельные пособия, и в комплекте с общими учебниками или сводными трудами, а также в составе различного рода серий — как педагогического, так и общекультурного содержания. Цель их выпуска заявляется обычно весьма широкой, как это сделано в серии антологий «Педагоги со всего мира» (Pédagogues du monde entier), которая предназначена, как говорится на обложке каждого тома, «самой широкой аудитории, родителям, преподавателям и студентам, которые желают взглянуть на общее движение мысли и практики в области образования, которое формирует, лепит, выстраивает общество и взывает к мужчинам и женщинам завтрашнего дня». Обратим внимание на несколько важных моментов, связанных с такой целевой установкой и адресацией. В отличие от аналогичных российских текстов, французский главным адресатом заявляет «широкую публику», а потом уже конкретизирует в ней родителей, учителей и студентов. Отечественные «рекламные аннотации» четко обозначают прагматику профессиональной ниши: преподаватели, аспиранты, магистры, бакалавры, учителя, родители, и скороговоркой — все интересующиеся. Нужно сначала стать учителем или студентом, чтобы к тебе обратились составители данной книги.
Другое важное отличие, о котором мы частично уже сказали выше:
рассматривание неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего как общего движения социума, вылепляемого и постоянно простраи-ваемого историческим развитием образования. Поэтому любая практическая, теоретическая, исследовательская работа в области педагогики неизбежно рассматривается как встроенная в историю, требующая исторического подхода и нуждающаяся потому, в частности, в антологиях, показывающих движение от прошлого к нынешнему. Воззвание к «мужчинам и женщинам завтрашнего дня» неслучайно появляется в виде серии историко-педагогических антологий. На данный момент издательством Фабер (Fabert) выпущено 28 томов, включивших в себя самые разные педагогические тексты от античности до современности. В данной статье мы рассмотрим эту серию на примере тома, посвященного Средним векам [5].
Другая серия, «Закладки» (Signets), выпускаемая издательством «Бель Леттр» (Les Belles Lettres), посвящена новым аспектам вроде бы давно изученного и весьма давнего прошлого — античности с VIII в. до н.э. по VI в. н.э. Серия выпускается в карманном формате для широкого распространения. Удивительным образом, но на данный момент в этой серии издано также 28 выпусков, как и в серии «Педагоги со всего мира». Каждая из книг серии посвящена какому-то одному аспекту жизни античной цивилизации, подробно и целостно рассматриваемому специалистами по Греции и Риму в формате, удобном для чтения неспециалистом в образовательных и иных целях. Среди выпусков томики, посвященные фигуре императора, отношению к цветам и животным, к юмору, к преступлению и истории, к окружающей природе, ночному небу, к еде, одежде, запахам и т.д. Отдельный выпуск посвящен школам и образованию [2].
Третья антология, посвященная педагогике и образованию в эпоху Нового и Новейшего времени, XVIII-XX векам, выпущена издательством «Рец» (Retz) в серии пособий по истории образования, общей педагогике и медицине («Les usuels Retz»). Она корреспондируется с «Историей французской педагогики XVII-XX веков» Андрэ Шервеля, но может быть применена и самостоятельно, т.к. содержит значительный объем авторского текста, составляющий примерно треть от объемного тома в более чем тысячу страниц [7].
Тематическая антология по истории идеи всеобщего образования выпущена в серии «Прилавок идей» (Le comptoir des idées) издательством
«Privat». Это не серия антологий, а серия разножанровых изданий от монографий до коллективных сборников и материалов конференций, посвященных светскому гражданскому образованию в его самых разных аспектах — от политической социализации до обучения морали и светской этике. В таком контексте была выпущена антология, посвященная идее массового светского обучения и воспитания граждан. Она построена в жанре «anthologie commentée», то есть антологии, в которой значительные фрагменты исторических документов встроены в авторский текст наподобие «Тысячи и одной ночи». Рассказ составителя определяет восприятие текста источника и затем перебрасывает мостик к следующему. Документ оказывается внутри рассказа современного исследователя или помещен вслед за этим рассказом. Разная степень популярности такого нарратива определяет границы аудитории подобного пособия [4].
Если у антологии о всеобщем образовании круг читателей определен профессионалами и политиками, то у аналогичной по жанру, но более открытой по стилю и подаче текста антологии по истории спорта и физического воспитания круг читателей запланирован более широким, хотя издание не отходит от научности и специальности [3]. Но специальные схемы и детальные объяснения умело обрамлены более общими и понятными рассуждениями, повествованиями и иллюстрациями. Единство гимнастики и морали заявлено в книге важной идеей, имеющей отношение ко всему обществу. Антология по истории физического воспитания имеет целью представить труды и вклад в ее развитие основателей этого направления, начиная с конца XVIII века. Интересно, что данная антология подготовлена по инициативе журнала «Физическое воспитание и спорт». Поэтому она адресована и широкой публике, и тренерам — нынешним и обучающимся.
Античная школа среди «Закладок». Антология по истории античной школы и образования составлена видным историком древней Греции и Рима, специалистом по истории риторики, членом Академии надписей и изящной словесности, кавалером национального ордена «За заслуги», старшим членом Университетского института Франции Лореном Перно. Привлечение такого мэтра к работе над антологией показывает, в частности, высокий статус антологии как жанра, демонстрирующего достижения науки тем, кто в нее еще только собираются прийти. Прагматика пособия соединяется с его научной отточенностью.
В антологию помещен 41 грекоязычный автор от Гомера, VIII в. до
н.э., до Николая Дамасского, VI в.н.э. (включая восемь авторов из античного сборника «Греческая антология» и Марка Аврелия, писавшего по-гречески). Латинских авторов отобрано 25 — от Плавта, III в. до н.э., до Сидония Аполлинария, V в.н.э., плюс несколько анонимных панегириков. Книга разбита на восемь проблемно-ориентированных разделов: «Преподаватели», «Школа», «Организация, правила и управление», «Домашняя школа». «Портреты учеников», «Обучение любви» (непременная для французов тема), «Тяжелое ремесло учителя», «Учителя философии, учителя жизни». Последний раздел посвящен знаменитой теме о софистах, Сократе, образе и облике учителя в эллинской и эллинистической цивилизации.
Каждый фрагмент текста снабжен небольшой авторской аннотацией и озаглавлен. Заголовок обозначает для читателя, о чем будет говориться в данном фрагменте. Такие озаглавливания очень важны при исследовании отношения современных ученых к наследию прошлого. Они показывают акцентирование внимания на одних аспектах и помещение в тень других. При таком рассмотрении особенно важны, как нам кажется, те авторы, чьи сочинения и/или фрагменты сочинений приведены в книге не один раз. Таких авторов насчитывается 21 из 66: Аристотель, Аристофан, Гален, Гомер, Гораций, Исократ, Квинтилиан, Ксенофонт, Либаний, Николай Дамасский, Петроний, Пиндар, Платон, Плиний Младший, Плутарх, Светоний, Сенека, Тацит, Цицерон, Эпиктет, Юлиан Отступник. Именно эти имена представляют читателю греко-римскую цивилизацию, воплощенную в античной школе и педагогике.
Так, Ксенофонт впервые появляется в третьем разделе книги отрывком из «Киропедии» (I, 2, 6-7), в котором описан порядок обучения справедливости в школе. Затем в раздел об обучении дома включен фрагмент из «Домостроя», где муж наставляет жену (VIII, 4-8). Сочинение «Пир» в разделе о воспитании любовью напоминает о важности гармонии душевного и телесного в этой сфере воспитания и самовоспитания (VIII, 19-23). Говоря о позитивной роли учителя мудрости, Л. Перно привлекает «Воспоминания о Сократе» (I, 2, 1-8), а в споре о значении софистов дает слово «Искусству охоты» (13). Дальнейшее изучение акцентуации составителя на том или ином фрагменте того или иного сочинения античного автора, которого явно заслуживает отраженный в данной антологии подход, даст важный материал о восприятии педагогического наследия греческих и римских авторов современным
исследователем, о механизмах и процессе презентации им выбранных сторон жизни античного общества как основных и репрезентативных для темы об античной школе и педагогике.
Дитя Средневековья и его наставники. Посвященная Средним векам антология составлена знаменитым историком средневековой французской школы, учеником А.-И. Марру Пьером Рише, профессором университета Западный Париж — Нантер-ла-Дефанс, автором многих книг по истории школы и педагогики в Средние века. В своей антологии Пьер Рише делает новаторский ход, ожидать который от уже весьма пожилого ученого (он родился в 1921 году) было весьма затруднительно. Он объединяет свой, как историка педагогики, подход к прошлому с другим направлением во французской историографии, активно развивающимся с 1960 года и уже ставшим своего рода субдисциплиной — с историей детства, основанной Филиппом Арьесом. В отличие от Арьеса, считавшего началом истории представлений о детстве период раннего Нового времени, Пьер Рише полагает, что историю средневекового воспитания невозможно рассматривать вне разговора о детях и детстве в Средние века. Вместо тезиса о неизвестности понятия «детство» средневековому человеку Рише показывает характерные особенности и конфигурации понимания Средневековьем такого понятия [5].
Как и античный том, данная антология состоит из восьми разделов: «Новый взгляд на ребенка [в Средневековье]», «Начало жизни», «Дети и родители», «Ребенок и школа», «Обучение детей аристократов и простонародья», «Счастье и горе детей», «Дети-монахи (Дети в монастырях)», «Религиозная жизнь детей». Вопросы социализации, обучения и воспитания затрагиваются в каждом из разделов, но более всего, конечно, в четвертом. Посмотрим, выбор каких текстов предлагается составителем. В четвертый раздел помещено 17 текстов VI-XV веков, от Григория Турского и Admonitio generalis Карла Великого, бесед с учени-ками Эльфрика, воспоминаний Гвиберта Ножанского о своем учителе до хартий Парижского университета, Джеффри Чосера и авторов раннего Возрождения Маффео Веджо и Джованни Ручеллаи. В качестве обязательного и непременного элемента средневекового образовательного ландшафта составитель включает тексты иудейской и мусульманской педагогических традиций (Моше бен Маймона и Ибн Сухнуна).
197 текстов от 1599-го по 2003 год: новоевропейский канон по истории педагогики. Именно такое число фрагментов потребовалось про-
фессорам Лилльского университета (Lille-3) Лоранс Лёффель и Франсуа Жаке-Франсийону, а также профессору Пикардийского университета Рено д'Энферу, составителям антологии по истории педагогики Нового и Новейшего времен, чтобы отразить ее ход на 677 страницах более чем тысячестраничного общего издания. «История школы. Антология по образованию и просвещению во Франции XVIII-ХХ веков» состоит из 379 страниц сорока авторских очерков о различных аспектах истории педагогики этого времени и из антологии текстов, разместившейся на остальных 677-ми. Тексты в антологии выстроены строго по хронологии без деления на разделы. Каждый фрагмент сущностно озаглавлен, к нему написано небольшое предисловие, название произведения воспроизведено в сноске. Очерки построены тематически и содержат ссылки на различные тексты из антологии. Очерки объединены в четыре большие группы: «Образование и просвещение в обществе модерна», «Сферы и институты образования и просвещения». «Формы, виды, способы обучения», «Школьное образование и его содержание». В каждом очерке ссылка на литературу и на три-пять фрагментов из приложенного собрания текстов. В подготовке данного тома активно участвовали шесть сотрудников Центра истории педагогики Национального института педагогических исследований. Помимо них в подготовке сорока очерков приняло участие еще двадцать специалистов из четырнадцати университетов.
Комментированные антологии как жанр. Если антология по истории педагогики XVIII-XX веков, по сути, представляет собой конволют, в котором под одной обложкой помещены и очерки по истории образования, и источники (только, в отличие от настоящего конволюта, соединенные отсылками из очерков к текстам), то две другие рассматриваемые в данной статье антологии соединяют в себе авторское изложение материала и подтверждающее, иллюстрирующее, расширяющее этот рассказ представление взору читателя текстов исторических источников.
Первая из них посвящена истории идеи всеобщего равного светского образования [4]. Изложение начинается с Французской революции, с фигур Кондорсе и Талейрана. Большие выдержки из «Доклада об общей организации народного образования», «Эскиза исторической картины прогресса человеческого разума» и «Плана организации [системы] народного образования» обрамлены текстом, комментирующим и демонстрирующим их смысл и значимость. Сами фрагменты полиграфически
выстроены как цитаты, хотя по объему значительно превышают тот авторский текст, к которому относятся. Подобный принцип выдержан по всем десяти разделам книги, каждый из которых посвящен конкретному хронологическому периоду. Периоды следуют друг за другом последовательностью разделов книги. Применительно к конкретному периоду определена его основная, с точки зрения составителей, проблема. Те области, уровни, аспекты в системе образования, к которым относится выявленная проблема-доминанта, указаны в названии раздела. Завершается антология документами о непрерывном образовании 1970-х годов, в соответствующей главе также представленными в «рамках» объясняющего их текста как макроцитаты.
«Спортивная антология» о истории физического воспитания снабжает материал большим комментарием, но помещенным перед эксцерптом из текста, обычно весьма значительным. Составители антологии стараются сделать подачу исторических текстов более живой, иллюстрированной артефактами повседневной жизни, презентируют себя работающими в рамках «культурной истории спорта», «истории спорта с культурологической, с историко-культурной точки зрения». Поэтому вступительная статья к каждому из отобранных сочинений выглядит и его микроисследованием, и популярным о нем очерком [3].
Для антологии отобраны фигуры пятнадцати педагогов. Некоторым посвящены отдельные главы, другие помещены в главу по двое или трое. Исходной точкой опять взято XVIII столетие. Фигура французского гражданина испанского происхождения генерала Франсуа Амороса-и-Ордеано (1770-1848), автора первого, как полагают составители антологии, пособия по физическому воспитанию (1834), открывает данное издание. Основное внимание в антологии уделено пособиям и дидактическим материалам по организации обучения. Итоговая глава книги посвящена пособию по занятиям атлетикой, изданному в 1895 году тремя авторами: Жоржем Сен-Клером (1845-1910), Францем Райхелем (1871-1937) и Леоном Маццучелли, чемпионом по бегу с препятствиями на 100 и на 400 м (1893-1894, годы жизни неизвестны). Таким образом, вся антология хронологически «упакована» между 1834-м и 1895 годами, показывая интенсивность и разнообразие в прорабатывании различных подходов к физическому воспитанию, устройству стадионов, снарядов, к методике обучения и (само)совершенствования не только спортсменов, но и «простых» людей. Такой вид антологии интересен тем, что позво-
ляет читателю подробно увидеть судьбоносный период в развитии той или иной сферы в истории образования. Аналогичными антологиями, но в ином ключе, выступают антологии, посвященные небольшому историческому периоду в истории педагогики. Например, такого рода антологией можно считать отечественное издание «Педагогические идеи Великой Французской революции. Речи и доклады», выпущенное в 1926 году под редакцией А. П. Пинкевича (тексты были даны в переводах О. Е. Сыркиной).
Заключение. Антология как онтология. Мы рассмотрели в данной статье пять различных историко-педагогических антологий. Все они составлены для обучения. Четыре из них входят в ту или иную серию. Пятая является изданием тематического журнала, подводящим историческую «платформу» под свое существование. Все пять книг имеют образовательную направленность и адресованы, в том числе, преподавателям, инструкторам, студентам, учителям, родителям. Из четырех серий две специально разработаны для образовательных учреждений (издательства «Фабер» и «Ретц»). Из оставшихся одна адресована рассмотрению истории политической идеи, исключительно важной для истории образования и его современного состояния. Другая посвящена презентации относительно новых в науке о классической древности тем. Каждый томик в ней подготовлен первоклассным специалистом, но предназначен как специалистам, так и широкой публике: между ними не возводится стена, равно как и между студентами, преподавателями, учителями и всеми остальными. Серия «Педагоги со всего мира» издательства «Фабер» заслуживает особого исследования, которое еще ждет своего часа. В целом, можно сказать, что французский опыт создания пособий для историко-педагогических дисциплин и других курсов по различным педагогическим наукам, опыт, основанный на ценности истории для любого педагога и любого исследования в области образования, заслуживает, как нам кажется, самого пристального внимания.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ) «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».
Литература
1. Педагогические идеи Великой Французской революции. Речи и доклады Мирабо, Таллейрана-Перигора, Кондорсе и др. / пер. О. Е. Сыркиной; под ред. А. П. Пинкевича. М.: Работник просвещения, 1926. 281 с.
2. À l'École des Anciens. Professeurs, élèves et étudiants. Textes réunis et présentés par L. Pernot. Paris: Les Belles Lettres, 2008. 310 p.
3. Anthologie commentée des textes historiques De l'education physique et du sport. Sous la direction de Georges Vigarello. Paris: Revue EP. S, 2001. 278 p.
4. Ducomte J.-M., Martin J.-P., Roman J. Anthologie de l'éducation populaire. Toulouse: Privat, 2013. 389 p.
5. Riché P. Être enfant au Moyen Âge — Anthologie de textes consacrés à la vie de l'enfant du Vème au XVème siècle. Paris-Lyon-Nantes, 2010. 229 p.
6. Saffroy L., Georges N. Les Écrivains pédagogues de l'antiquité: extraits des oeuvres de Xénephon, Platon, Aristote, Quintilien, Plutarque. Paris: Ch. Delagrave, 1897. 187 p.
7. Une histoire de l'école. Anthologie de l'éducation et de l'enseignement en France XVIIIe-XXe siècle. Sous la dir. de R. D'Enfert, F. Jacquet-Francillon, L. Loeffel. Paris: Retz, 2010. 1056 p.
ANTHOLOGIES ON THE HISTORY OF EDUCATION IN FRANCE: HERITAGE AND EXPERIENCE
The authors analyze the experience of creating textbooks in French history of education, centered in research projects, institutes and universities. The aim is to identify the repertoire of anthologies on the history of education, published in France at the beginning of the 21st century. On the basis of the collected bibliographic, historiographical and bibliological material, the framework and range of such publications have been studied, their status, targeting and role in teaching, studying and presenting the history of education in professional circles and in a wide audience are clarified. Two variants (directions) within a single "genre" of anthology on the history of pedagogy are identified and considered. One option relates to an anthology of a historical period (within a country or at the international level). The other is the study of the history of one pedagogical idea. It is found that both in the first and in the second cases, it is possible to create an anthology, which includes materials of a very limited chronological period, if the educational system of this period or the idea developed extremely quickly.
Keywords: History of education, anthology, teaching manual, instruction, professional education.
References
• À l'École des Anciens. Professeurs, élèves et étudiants. Textes réunis et présentés par L. Pernot. Paris: Les Belles Lettres, 2008. 310 p.
• Anthologie commentée des textes historiques De l'education physique et du sport. Sous la direction de Georges Vigarello. Paris: Revue EP. S, 2001. 278 p.
• Ducomte J.-M., Martin J.-P., Roman J. Anthologie de l'éducation populaire. Toulouse: Privat, 2013. 389 p.
• Pedagogicheskie idei Velikoj Francuzskoj revolyucii. Rechi i doklady Mirabo, Tallejrana-Perigora, Kondorse i dr.. Per.O.E.Syrkinoj. Pod red.A.P.Pinkevicha. M.: Rabotnik prosveshcheniya, 1926. 281 s. [in Rus]
• Riché P. Être enfant au Moyen Âge — Anthologie de textes consacrés à la vie de l'enfant du Vème au XVème siècle. Paris-Lyon-Nantes, 2010. 229 p.
• Saffroy L., Georges N. Les Écrivains pédagogues de l'antiquité: extraits des oeuvres de Xénephon, Platon, Aristote, Quintilien, Plutarque. Paris: Ch. Delagrave, 1897. 187 p.
• Une histoire de l'école. Anthologie de l'éducation et de l'enseignement en France XVIIIe-XXe siècle. Sous la dir. de R. D'Enfert, F. Jacquet-Francillon, L. Loeffel. Paris: Retz, 2010. 1056 p.