Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
инклюзивное образование / обучающиеся с особыми образовательными потребностями / физическая культура / гуманитарные технологии / inclusive education / special educational needs / physical education / humanitarian technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Муллер Ольга Юрьевна

Цель: выявление отношения будущих учителей физической культуры к использованию гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования и их влияния на эффективность организации совместных занятий с участием детей с особыми образовательными потребностями. Материалы и методы исследования. Основным методом исследования выбран метод анкетирования на основе опросника, направленного на выявление отношения будущих учителей физической культуры к использованию гуманитарных технологий при организации совместных инклюзивных занятий. При создании опросника, адаптированного к нашему исследованию, были использованы следующие методики: «Методика оценки работы учителя» (Л.М. Митина); опросник «Самоанализ затруднений в деятельности педагога» (Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх); «Методика диагностики профессиональной педагогической толерантности» (Ю.А. Макаров). Результаты. Представлены эмпирические данные, указывающие на эффективность организации совместных занятий с участием детей с особыми образовательными потребностями. Анализ этих данных позволяет установить приоритеты в разработке методик и технологий проведения занятий физической культурой в условиях инклюзивного образования с использованием гуманитарных технологий. Заключение. Основной вывод по итогам проведенного исследования заключается в том, что достижение качественного инклюзивного образования станет возможным при комплексной разработке, организации и проведении инклюзивных занятий по физической культуре с использованием гуманитарных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Муллер Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF HUMANITARIAN TECHNOLOGIES BY FUTURE PE TEACHERS IN INCLUSIVE EDUCATION

Aim. To identify the attitude of future PE teachers toward humanitarian technologies in inclusive education and their effect on classes with children with special educational needs. Materials and methods. The survey method was used as the main one to identify the attitude of future PE teachers toward humanitarian technologies in inclusive classes. Our questionnaire was based on the following methods: a method for evaluating teachers’ performance (L. Mitina); self-analysis of difficulties in teachers’ activities (L. Gorbunova, I. Tsvelyukh); a method for diagnosing professional pedagogical tolerance (Yu. Makarov). Results. Empirical data are presented that contribute to the effectiveness of classes with children with special educational needs. The analysis of these data helps set priorities in the development of methods and technologies for PE classes in inclusive education. Conclusion. The quality of inclusive education can be achieved through the comprehensive development, organization, and conduct of inclusive technologyassisted PE classes.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья УДК 376.1

DOI: 10.14529/hsm23s214

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Э.Ф. Насырова, elm.n@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8395-9679 О.Ю. Муллер, olga_megion@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8938-5386 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия

Аннотация. Цель: выявление отношения будущих учителей физической культуры к использованию гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования и их влияния на эффективность организации совместных занятий с участием детей с особыми образовательными потребностями. Материалы и методы исследования. Основным методом исследования выбран метод анкетирования на основе опросника, направленного на выявление отношения будущих учителей физической культуры к использованию гуманитарных технологий при организации совместных инклюзивных занятий. При создании опросника, адаптированного к нашему исследованию, были использованы следующие методики: «Методика оценки работы учителя» (Л.М. Митина); опросник «Самоанализ затруднений в деятельности педагога» (Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх); «Методика диагностики профессиональной педагогической толерантности» (Ю.А. Макаров). Результаты. Представлены эмпирические данные, указывающие на эффективность организации совместных занятий с участием детей с особыми образовательными потребностями. Анализ этих данных позволяет установить приоритеты в разработке методик и технологий проведения занятий физической культурой в условиях инклюзивного образования с использованием гуманитарных технологий. Заключение. Основной вывод по итогам проведенного исследования заключается в том, что достижение качественного инклюзивного образования станет возможным при комплексной разработке, организации и проведении инклюзивных занятий по физической культуре с использованием гуманитарных технологий.

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся с особыми образовательными потребностями, физическая культура, гуманитарные технологии

Для цитирования: Насырова Э.Ф., Муллер О.Ю. Использование гуманитарных технологий будущими учителями физической культуры в условиях инклюзивного образования // Человек. Спорт. Медицина. 2023. Т. 23, № S2. С. 91-97. DOI: 10.14529/hsm23s214

Original article

DOI: 10.14529/hsm23s214

USE OF HUMANITARIAN TECHNOLOGIES BY FUTURE PE TEACHERS IN INCLUSIVE EDUCATION

E.F. Nasyrova, elm.n@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8395-9679 O.Yu. Muller, olga_megion@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8938-5386 Surgut State University, Surgut, Russia

Abstract. Aim. To identify the attitude of future PE teachers toward humanitarian technologies in inclusive education and their effect on classes with children with special educational needs. Materials and methods. The survey method was used as the main one to identify the attitude of future PE teachers toward humanitarian technologies in inclusive classes. Our questionnaire was based on the following methods: a method for evaluating teachers' performance (L. Mitina); self-analysis of difficulties in teachers' activities (L. Gorbunova, I. Tsvelyukh); a method for diagnosing professional pedagogical tolerance (Yu. Makarov). Results. Empirical data are presented that contribute to the effectiveness of classes with children with special educational needs. The analysis of these data helps set priorities in the development of methods and

© Насырова Э.Ф., Муллер О.Ю., 2023

technologies for PE classes in inclusive education. Conclusion. The quality of inclusive education can be achieved through the comprehensive development, organization, and conduct of inclusive technology-assisted PE classes.

Keywords: inclusive education, special educational needs, physical education, humanitarian technologies

For citation: Nasyrova E.F., Muller O.Yu. Use of humanitarian technologies by future pe teachers in inclusive education. Human. Sport. Medicine. 2023;23(S2):91-97. (In Russ.) DOI: 10.14529/hsm23s214

Введение. Физическая культура является обязательным предметом как в общеобразовательных учреждениях, так и в организациях высшего образования всех профилей. Требования современного общества затрагивают актуальные вопросы, касающиеся направления физической подготовки обучающихся, что особенно важно в отношении детей с особыми образовательными потребностями (ООП) [1]. Несмотря на то, что множество таких детей в современном мире получают реальные возможности для интеграции в общество, по-прежнему сохраняются некоторые препятствия, в том числе связанные с трудностями в организации занятий по физической культуре.

В связи с подготовкой в условиях инклюзивного образования квалифицированных кадров, которые обладают высокой мотивацией к выполнению своей деятельности, знают психологические и возрастные особенности обучающихся с различными нозологиями, умеют реализовывать взаимодействие между различными субъектами образовательного процесса, возникает необходимость в овладении педагогами физической культуры методикой обучения детей с ООП [5, 10, 12].

Исследования В.А. Бурцева, Н.А. Воронова, Л.А. Парфеновой, С.В. Седоченко, И.Н. Тимошиной, A. Méndez-Giménez и др., посвященные изучению различных аспектов физического воспитания в инклюзивном образовании, охватывают широкий круг вопросов, связанных с проблемами применения технологий и методов обучения в условиях инклюзивного образования [2, 3, 13, 16, 19]. Одна из важных составляющих в направлении физического воспитания детей, по мнению исследователя О. С. Поповой, - это введение коррекционных и адаптивных компонентов при физической подготовке детей, имеющих нарушения зрения [15]. На эффективность методики К.И. Николаевой, способствующей развитию интереса, координационных способностей, моторной памяти детей с наруше-

нием зрения, указывают результаты эмпирического исследования возможностей использования элементов рок-н-ролла в процессе адаптивного физического воспитания детей [11]. А.Д. Подулыбина отмечает, что при физической подготовке детей с нарушениями слуха большое значение уделяется подвижным играм, что обусловлено прямой связью между двигательным и слуховым анализаторами человека [14].

В том случае, если учитель видит, что применяемая методика или технология не приносит предполагаемого результата, то он может использовать ресурсы личности обучающихся и тем самым повысить ее эффективность. Эта технология называется гуманитарной. Учитывая потребности и интересы обучающихся, учитель может регулировать их поведение, предлагая новый тип взаимоотношений учителя и ученика на занятиях физической культуры. Следовательно, в условиях инклюзивного образования вопросы применения гуманитарных технологий в сфере физической культуры приобретают актуальный характер.

Цель исследования: выявить отношение будущих учителей физической культуры к использованию гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования и их влияние на эффективность организации совместных занятий с участием детей с особыми образовательными потребностями.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 36 студентов направления бакалавриата «Физическая культура для лиц с ограниченными возможностями здоровья (адаптивная физическая культура)» с профилями: «Адаптивное физическое воспитание», «Адаптивный спорт». Основным методом исследования выбран метод анкетирования на основе опросника, направленного на выявление отношения будущих учителей физической культуры к использованию гуманитарных технологий при организации совместных занятий с участием

детей с особыми образовательными потребностями. При создании опросника, адаптированного к нашему исследованию, были использованы следующие методики: «Методика оценки работы учителя» (Л.М. Митина) [8]; опросник «Самоанализ затруднений в деятельности педагога» (Л.Н. Горбунова, И.П. Цве-люх) [4]; «Методика диагностики профессиональной педагогической толерантности» (Ю.А. Макаров) [7].

Результаты. Несмотря на требования, касающиеся направления физической подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями, организация занятий по физической культуре в условиях инклюзивного образования сопровождается рядом трудностей. Актуализируются проблемы, указывающие на наличие различных барьеров, препятствующих адаптации физкультурно-образовательной среды к возможностям обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Одним из доступных направлений физической деятельности в отношении обучающихся с ООП являются рекреационные виды физических упражнений, т. е. «инклюзивная физическая рекреация», эффективность которой доказана эмпирическими исследованиями [6, 15, 17, 18, 20]. От учителя физической культуры требуется владение гуманитарными технологиями, которые позволяют создавать ситуации, проявляющиеся в конструктивном позитивном взаимодействии всех участников образовательного процесса. «Гуманитарные технологии в образовании - это последовательность действий педагога, специально организованных для конкретной педагогической ситуации и обеспечивающих такое взаимодействие с учащимися, которое оказывает целенаправленное влияние на их поведение за счет использования ресурсов, связанных с гуманитарными знаниями о личности (потребности, интересы, мотивы), что приводит к повышению эффективности решаемой в данный момент педагогической задачи (обучения, воспитания, развития и т. п.)» [9]. Преимуществом использования гуманитарных технологий в инклюзивном образовании является задействование личностно-ориентированных, здоровьесберегающих и игровых технологий, создающих доброжелательную атмосферу, основанную на ситуации успеха, где принятие выбранного решения и желаемого поведения остается за обучающимся. При совместной

деятельности обучающихся с ООП со здоровыми детьми предполагается работа в парах, в команде, выполнение совместных проектов в виде организации спортивных праздников и т. д. Основу физкультурно-рекреационной деятельности с применением гуманитарных технологий составляет соревновательная, игровая деятельность, элементарные спортивные состязания, физкультурные праздники, конкурсы, викторины, дни здоровья, прогулки, экскурсии.

Для подтверждения тезиса о возможностях и перспективах использования гуманитарных технологий в данной профессиональной деятельности нами проведено исследование среди студентов направления бакалавриата «Физическая культура для лиц с ограниченными возможностями здоровья (адаптивная физическая культура)». По результатам проведенного опроса, около 60 % респондентов положительно оценивают перспективу организации занятий физической культурой с участием детей с ООП совместно с остальными. Аргументация большинства выражена тем, что «у детей с ООП появится мотивация к социализации». Различные варианты ответов предложили студенты по поводу эффективных занятий физическими упражнениями в условиях инклюзивного образования, например, эстафета, утренняя гимнастика, день здоровья и т. д. В то же время готовность организовывать такую совместную деятельность с использованием гуманитарных технологий выразили только 28 % студентов. Мнение респондентов о предпочтении работы с детьми с различными нозологическими группами разделилось: 46 % опрошенных указали на детей с нарушениями слуха; 23 % - на возможность реализации совместных занятий с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 31 % - на детей с нарушениями зрения.

Более 40 % опрошенных студентов, которые высказались против организации таких совместных занятий, указывают на сохранение множества барьеров и противоречий, не способствующих социализации, росту мотивации и значительному повышению здоровья у детей с ООП в условиях неравной конкуренции со здоровыми детьми. Ориентировались они при этом на критерии затратности и сложности, эмоциональной напряженности при организации совместных инклюзивных занятий физической культурой.

Факторы, затрудняющие организацию занятий физической культурой в условиях инклюзивного образования Factors that impede PE lessons in inclusive education

Отраженные по десятибалльной шкале факторы, затрудняющие работу учителя физической культуры при организации инклюзивных занятий по мнению опрошенных студентов, с наибольшей вероятностью препятствуют организации таких занятий физической культурой (см. рисунок). Около 75 % опрошенных отметили, что наибольшие сложности связаны с организацией общения между здоровыми детьми и детьми с ООП. Примерно 67 % респондентов указали на недостаток соответствующего спортивного оборудования и инвентаря. Более 50 % опрошенных студентов заявили о нехватке знаний по методике проведения совместных инклюзивных занятий физической культурой с использованием гуманитарных технологий.

Наименее влиятельным признается факт возможного наличия психологических барьеров между здоровыми детьми и детьми с ООП,

что отметили 42 % студентов. Особое значение также имеет полученный эмпирический факт, согласно которому около 38% респондентов имеют опыт в коммуникациях с такими детьми.

Заключение. Выявленные проблемы и трудности в организации занятий по физической культуре в условиях инклюзивного образования позволят устранить различные барьеры, препятствующие адаптации физ-культурно-образовательной среды к возможностям обучающихся с особыми образовательными потребностями. Анализ полученных данных будет способствовать установлению приоритетов в разработке методик и технологий проведения занятий физической культурой в условиях инклюзивного образования с использованием гуманитарных технологий. При этом эффективность и успех подобных занятий возможны только при определенных условиях.

Список литературы

1. Бегидова, Т.П. Роль адаптивной физической культуры и спорта в инклюзивном образовании / Т.П. Бегидова, М.В. Бегидов, Е.В. Суханова // Адаптивная физ. культура. - 2019. - № 4. -С. 48-49.

2. Бурцев, В.А. Инновационные формы привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Бурцев, А.Г. Черенщин-ков, Е.А. Герасимов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 1. -С. 136-140.

3. Воронов, Н.А. Занятия спортом как средство повышения личностного адаптационного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Воронов // Наука, техника и образование. - 2018. - № 3. - С. 110-113.

4. Горбунова, Л.Н. Исследовательский тренинг в повышении квалификации педагогов -субъектов развития образования / Л.Н. Горбунова // Стандарты и мониторинг в образовании. -2009. - № 6. - С. 21-25.

5. Казбекова, И.Г. Педагогические предпосылки подготовки специалистов физической культуры и спорта к работе в условиях инклюзивного образования / И.Г. Казбекова // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сб. ст. - Екатеринбург, 2019. -С. 33-35.

6. Коган, О. С. Инклюзивное образование для детей-инвалидов и их дальнейшая социализация с помощью физической культуры и спорта / О. С. Коган //Вестник Орлов. гос. ун-та. Сер. «Новые гуманитарные исследования». - 2015. - № 1 (42). - С. 176-178.

7. Макаров, Ю.А. Личность педагога и метод диагностики толерантности в профессиональной педагогической среде / Ю.А. Макаров // Альманах современной науки и образования. -Тамбов. - 2011. - № 5. - С. 108-111.

8. Митина, Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы / Л.М. Митина. - М.: Учреждение Рос. академии образования «Психологический институт», МГППУ, 2010. - 386 с.

9. Митин, А.Е. Гуманитарные технологии: обоснование основных положений применения в образовании / А.Е. Митин, С. О. Филиппова //Проблемы педагогики и психологии. - 2013. - № 3. -С. 255-262.

10. Муллер, О.Ю. Современная модель методической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / О.Ю. Муллер //Ценности и смыслы. - 2017. - № 2. - С. 149-158.

11. Николаева, К.И. Эффективность применения элементов рок-н-ролла в процессе адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения / К.И. Николаева // Russian Journal of Education and Psychology. - 2015. - № 5 (49). - С. 549-562.

12. Панкратович, Т.М. Формирование готовности студентов института физической культуры и спорта к реализации инклюзивной формы образования в профессиональной деятельности / Т.М. Панкратович, Е.М. Голикова // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. -

2015. - № 5. - С. 55-58.

13. Парфенова, Л.А. Инновационные формы и долгосрочные программы привлечения молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к занятиям физической культурой и спортом: монография / Л.А. Парфенова, И.Н. Тимошина. - Казань: Поволжская ГАФКСиТ,

2016. -123 с.

14. Подулыбина, А.В. Физическое воспитание школьников с нарушением слуха /А.В. Подулы-бина // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. - 2012. - № 3. - С. 160-166.

15. Попова, О.С. Реализация процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста с депривацией зрения в условиях коррекционной школы / О. С. Попова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4. - С. 346-352.

16. Седоченко, С.В. Исследование мотивации к занятиям адаптивным спортом в аспекте социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Седоченко, О.Н. Савинкова, Т.П. Бегидова //Вестник Ун-та Рос. академии образования. - 2018. - № 4 (11). -С. 115-118.

17. Черкасов, В.В. Физкультурно-спортивная ориентация детей с ОВЗ / В.В. Черкасов, И.А. Ильиных, Е.А. Лапаев //Вестник Сургут. гос. пед. ун-та. - 2021. - № 1. - С. 126-133.

18. Gilbert, E.N. Designing inclusive physical education with universal design for learning / E.N. Gilbert // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. - 2019. - No. 7. - С. 15-21.

19. Méndez-Giménez, A. Modelo de educacióndeportiva versus modelotradicional: efectosen la motivación y deportividad / A. Méndez-Giménez, J. Fernández-Río, D. Méndez-Alonso // Revista Internacional de Medicina y Ciencias de la ActividadFísica y del Deporte. - 2015. - Vol. 15 (59). -Р. 449-466.

20. Yaneva, A. ^ the question for physical education and sports in higher education in Bulgaria / A. Yaneva, S. Miletiev // Strategies for Policy in Science and Education. - 2019. - № 4. - P. 428-443.

References

1. Begidova T.P., Begidov M.V., Sukhanova E.V. [The Role of Adaptive Physical Culture and Sports in Inclusive Education]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive Physical Culture], 2019, no. 4, pp. 48-49. (in Russ.)

2. Burtsev V.A., Cherenshchinkov A.G., Gerasimov E.A. [Innovative forms of attracting persons with disabilities to physical education and sports activities]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2018, no. 1, pp. 136-140. (in Russ.)

3. Voronov N.A. [Sports as a Means of Increasing the Personal Adaptation Potential of Persons with Disabilities]. Nauka, tekhnika i obrazovaniye [Science, Technology and Education], 2018, no. 3, pp. 110-113. (in Russ.)

4. Gorbunova L.N. [Research Training in Advanced Training of Teachers - Subjects of Educational Development]. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and Monitoring in Education], 2009, no. 6, pp. 21-25. (in Russ.)

5. Kazbekova I.G. [Pedagogical Prerequisites for Training Specialists in Physical Culture and Sports to Work in Inclusive Education]. Problemy vnedreniya rezul'tatov innovatsionnykh razrabotok: sbornik statey [Problems of Implementing the Results of Innovative Developments. Collection of Articles], 2019, pp. 33-35. (in Russ.)

6. Kogan O.S. [Inclusive Education for Disabled Children and Their Further Socialization Through Physical Education and Sports]. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Novyye guma-nitarnyye issledovaniya [Bulletin of Oryol State University. Ser. New Humanities Research], 2015, no. 1 (42), pp. 176-178. (in Russ.)

7. Makarov Yu.A. [Personality of a Teacher and the Method of Diagnosing Tolerance in a Professional Pedagogical Environment]. Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya [Almanac of Modern Science and Education], 2011, no. 5, pp. 108-111. (in Russ.)

8. Mitina L.M. Psikhologu ob uchitele. Lichnostno-professional'noye razvitiye uchitelya: psikho-logicheskoye soderzhaniye, diagnostika, tekhnologiya, korrektsionno-razvivayushchiye programmy [To a Psychologist About a Teacher. Personal and Professional Development of a Teacher. Psychological Content, Diagnostics, Technology, Correctional and Developmental Programs]. Moscow, MGPPU Publ., 2010. 386 p.

9. Mitin A.E., Filippova S.O. [Humanitarian Technologies. Justification of the Main Provisions of Application in Education]. Problemypedagogiki ipsikhologii [Problems of Pedagogy and Psychology], 2013, no. 3, pp. 255-262. (in Russ.)

10. Muller O.Yu. [Modern Model of Teachers' Methodological Readiness to Work in Inclusive Education]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings], 2017, no. 2, pp. 149-158. (in Russ.)

11. Nikolayeva K.I. [Efficiency of Using Rock and Roll Elements in the Process of Adaptive Physical Education of Children with Vision Deprivation]. Russian Journal of Education and Psychology [Russian Journal of Education and Psychology], 2015, no. 5 (49), pp. 549-562. (in Russ.) DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-44

12. Pankratovich T.M., Golikova E.M. [Formation of Readiness of Students of the Institute of Physical Culture and Sports to Implement an Inclusive form of Education in Professional Activities]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture. Education, Training], 2015, no. 5, pp. 55-58. (in Russ.)

13. Parfenova L.A., Timoshina I.N. Innovatsionnyye formy i dolgosrochnyye programmy privle-cheniya molodezhi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidov k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy i sportom: monografiya [Innovative Forms and Long-Term Programs for Attracting Young People with Disabilities and People with Disabilities to Physical Education and Sports]. Kazan', Povolzhskaya GAFKSiT Publ., 2016. 123 p.

14. Podulybina A.V. [Physical Education of Schoolchildren with Hearing Impairment]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva [Bulletin of the Volga University V.N. Tatishcheva], 2012, no. 3, pp. 160-166. (in Russ.)

15. Popova O.S. [Implementation of the Process of Physical Education of Children of Primary School Age with Vision Deprivation in a Correctional School]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2020, no. 4, pp. 346-352. (in Russ.)

16. Sedochenko S.V., Savinkova O.N., Begidova T.P. [Study of Motivation to Engage in Adaptive Sports in the Aspect of Social Integration of Persons with Disabilities]. Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education], 2018, no. 4 (11), pp. 115-118. (in Russ.)

17. Cherkasov V.V., Il'inykh I.A., Lapayev E.A. [Physical Education and Sports Orientation for Children with Disabilities]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut State Pedagogical University], 2021, no. 1, pp. 126-133. (in Russ.)

18. Gilbert E.N. Designing Inclusive Physical Education with Universal Design for Learning. Journal of Physical Education, Recreation and Dance, 2019, no. 7, pp. 15-21. DOI: 10.1080/ 07303084.2019.1637305

19. Méndez-Giménez A., Fernández-Río J., Méndez-Alonso D. Modelo de Educacióndeportiva Versus Modelotradicional: Efectosen la Motivación y Deportividad. RevistaInternacional de Medicina y Ciencias de la ActividadFísica y del Deporte, 2015, vol. 15 (59), pp. 449-466. DOI: 10.15366/ rim-cafd2015.59.004

20. Yaneva A., Miletiev S. ^ the Question for Physical Education and Sports in Higher Education in Bulgaria. Strategies for Policy in Science and Education, 2019, no. 4, pp. 428-443.

Информация об авторах

Насырова Эльмира Фанилевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования, Сургутский государственный университет, Сургут, Россия.

Муллер Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования, Сургутский государственный университет, Сургут, Россия.

Information about the authors

Elmira F. Nasyrova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Pedagogy of Professional and Additional Education, Surgut State University, Surgut, Russia.

Olga Yu. Muller, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Pedagogy of Professional and Additional Education, Surgut State University, Surgut, Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.11.2022

The article was submitted 13.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.