Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменко Елена Викторовна, Артеменко Тарас Григорьевич

Цель: проверить эффективность программы развития инклюзивной компетентности учителей по физической культуре в условиях образовательной среды. Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы, психодиагностические, эмпирические и математико-статистические методы, анкетирование, собеседование. Для выявления и оценки инклюзивной компетентности учителей по физической культуре создана экспериментальная выборка, включающая 30 учителей по физической культуре образовательных учреждений города Якутска Республики Саха (Якутия). С целью контроля изменений показателей выборка респондентов была рандомной и поделена на две группы - контрольную и экспериментальную, по 15 учителей в каждой группе. Равнозначность группы была определена с помощью U-критерия Манна - Уитни. Результаты. По результатам эксперимента были выделены следующие педагогические условия развития инклюзивной компетентности педагогов: 1) компетентносный подход является основой для реализации разработанной программы; 2) программа направлена на развитие инклюзивной компетентности и усовершенствование профессионального мастерства; 3) у педагогов развивается мотивационный, когнитивный и рефлексивный компоненты инклюзивной компетентности; 4) реализация программы будет непрерывной и с учетом основных тенденций зарубежной и отечественной инклюзивных практик; 5) в образовательной организации формируется единая команда специалистов инклюзивной образовательной среды. Заключение. Учет выявленных педагогических условий будет способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки учителей по физической культуре для работы в инклюзивной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артеменко Елена Викторовна, Артеменко Тарас Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE COMPETENCY IN PE TEACHERS IN AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Aim. The purpose of the study was to test the effectiveness of the program for the development of inclusive competency in PE teachers in an educational environment. Materials and methods. The study involved a review of scientific and methodological literature, a psychodiagnostic assessment, empirical and statistical methods, questioning, and an interview. The inclusive competency of PE teachers was evaluated in an experimental sample that included 30 PE teachers from educational institutions in Yakutsk. The sample of respondents was random and divided into two groups (control and experimental, n = 15 in each group). Group equivalence was determined using the Mann-Whitney U test. Results. The results obtained allowed to identify the following pedagogical conditions for the development of inclusive competency in PE teachers: 1) a competency-based approach as the basis for the implementation of the program; 2) the program will be aimed at developing inclusive competency and enhancing professional skills; 3) teachers will develop motivational, cognitive, and reflective components of inclusive competency; 4) the program will be continuously implemented with respect to both foreign and domestic inclusive practices; 5) a single team of specialists responsible for the inclusive educational environment will be formed in the educational institution. Conclusion. The abovementioned pedagogical conditions will contribute to professional performance in PE teachers in an inclusive educational environment.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании и спортивной тренировке

Modern pedagogical and psychological technologies in education and sports training

Научная статья

УДК 796.011.1

DOI: 10.14529/hsm23s110

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Е.В. Артеменко, ewa12@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-0193-0723 Т.Г. Артеменко, 2336964@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8737-3672

Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия), Россия

Аннотация. Цель: проверить эффективность программы развития инклюзивной компетентности учителей по физической культуре в условиях образовательной среды. Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы, психодиагностические, эмпирические и математико-статистические методы, анкетирование, собеседование. Для выявления и оценки инклюзивной компетентности учителей по физической культуре создана экспериментальная выборка, включающая 30 учителей по физической культуре образовательных учреждений города Якутска Республики Саха (Якутия). С целью контроля изменений показателей выборка респондентов была рандомной и поделена на две группы - контрольную и экспериментальную, по 15 учителей в каждой группе. Равнозначность группы была определена с помощью U-критерия Манна - Уитни. Результаты. По результатам эксперимента были выделены следующие педагогические условия развития инклюзивной компетентности педагогов: 1) компетентносный подход является основой для реализации разработанной программы; 2) программа направлена на развитие инклюзивной компетентности и усовершенствование профессионального мастерства; 3) у педагогов развивается мотивационный, когнитивный и рефлексивный компоненты инклюзивной компетентности; 4) реализация программы будет непрерывной и с учетом основных тенденций зарубежной и отечественной инклюзивных практик; 5) в образовательной организации формируется единая команда специалистов инклюзивной образовательной среды. Заключение. Учет выявленных педагогических условий будет способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки учителей по физической культуре для работы в инклюзивной образовательной среде.

Ключевые слова: инклюзивная образовательная среда, инклюзивная компетентность, учитель по физической культуре

Для цитирования: Артеменко Е.В., Артеменко Т.Г. Педагогические условия развития инклюзивной компетентности учителей по физической культуре в условиях образовательной среды // Человек. Спорт. Медицина. 2023. Т. 23, № S1. С. 70-75. DOI: 10.14529/hsm23s110

© Артеменко Е.В., Артеменко Т.Г., 2023

Original article

DOI: 10.14529/hsm23s110

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE COMPETENCY IN PE TEACHERS IN AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

E.V. Artemenko, ewa12@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-0193-0723 T.G. Artemenko, 2336964@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8737-3672

Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha, Republic of Sakha (Yakutia), Russia

Abstract. Aim. The purpose of the study was to test the effectiveness of the program for the development of inclusive competency in PE teachers in an educational environment. Materials and methods. The study involved a review of scientific and methodological literature, a psychodiagnostic assessment, empirical and statistical methods, questioning, and an interview. The inclusive competency of PE teachers was evaluated in an experimental sample that included 30 PE teachers from educational institutions in Yakutsk. The sample of respondents was random and divided into two groups (control and experimental, n = 15 in each group). Group equivalence was determined using the Mann-Whitney U test. Results. The results obtained allowed to identify the following pedagogical conditions for the development of inclusive competency in PE teachers: 1) a competency-based approach as the basis for the implementation of the program; 2) the program will be aimed at developing inclusive competency and enhancing professional skills;

3) teachers will develop motivational, cognitive, and reflective components of inclusive competency;

4) the program will be continuously implemented with respect to both foreign and domestic inclusive practices; 5) a single team of specialists responsible for the inclusive educational environment will be formed in the educational institution. Conclusion. The abovementioned pedagogical conditions will contribute to professional performance in PE teachers in an inclusive educational environment.

Keywords: inclusive educational environment, inclusive competency, PE teacher

For citation: Artemenko E.V., Artemenko T.G. Pedagogical conditions for the development of inclusive competency in PE teachers in an educational environment. Human. Sport. Medicine. 2023;23(S1):70-75. (In Russ.) DOI: 10.14529/hsm23s110

Введение. В настоящее время в современном образовании уделяется особое внимание инклюзивному образованию. К сожалению, педагоги в своей работе сталкиваются с так называемыми средовыми «барьерами», которые и затрудняют подготовку специалистов в сфере физической культуры к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде [1, 10]. Также работа учителя по физической культуре усложнена повышенным психологическим напряжением в связи с тем, что необходимо обеспечить безопасность всех учащихся, занимающихся физическими упражнениями на занятиях, и в то же время больше внимания уделять детям с особенностями здоровья [9].

Практика показывает, что на сегодня остается актуальным вопрос интеграции «особых» детей в «массовую» школу [8].

Главная проблема, которая стоит перед современной школой, - это не только специфика форм и методов обучения, но и низкий

уровень подготовленности кадров, формирующих инклюзивную образовательную среду, проводящих психологическую и коррек-ционную работу с учащимися с особыми образовательными потребностями [3, 5].

Проблема исследования: на эмпирическом уровне выявление и оценка компетентности педагогов для реализации инклюзивной практики в образовательных организациях. Цель исследования: проверить эффективность программы развития инклюзивной компетентности учителей по физической культуре для работы в условиях образовательной среды.

Материалы и методы. В исследовании использовался комплекс методов: теоретические и аналитические, психодиагностические, математико-статистические, констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента, собеседование, анкетирование.

С целью теоретически обосновать, разработать и внедрить программу, направленную

на развитие инклюзивной компетентности учителей по физической культуре для работы в условиях образовательной среды, были определены этапы педагогического эксперимента.

На первом этапе предполагалось выявление и оценка инклюзивной компетентности педагогов по физической культуре (констатирующий). На втором этапе (формирующий) -разработка и апробация программы развития инклюзивной компетентности учителей по физической культуре в образовательной среде. Третий этап (контрольный) - оценка эффективности программы, направленной на профессиональное развитие учителей по физической культуре в условиях инклюзивной образовательной среды.

Для определения уровня сформированно-сти инклюзивной компетентности применялись методики: анкета «Изучение готовности педагогов общеобразовательных организаций к внедрению инклюзивного образования» (автор Е.Е. Буренина); анкета «Я и инклюзивное образование» - часть 1 (автор Л.М. Митина); «Методика диагностики профессиональной педагогической толерантности» (автор Ю.А. Макарова); оценочные опросники «Показатели деятельности педагога, реализующего инклюзивную практику» (авторы С.К. Нартова-Бочавер, Е.В. Самсонова) [2, 4, 6, 7].

Проведенный анализ научных исследований дал возможность выделить основные компоненты инклюзивной компетентности -мотивационный, когнитивный и рефлексивный. Также были определены маркеры, с помощью которых можно оценить сформиро-ванность инклюзивной компетентности педагога.

С учетом результатов констатирующего эксперимента на втором этапе (формирующем) разработана и внедрена программа, направленная на развитие инклюзивной компетентности учителей по физической культуре в образовательной среде. Программа представляет собой теоретический курс, практические занятия, мастер-классы, кейсы для подготовки учителей по физической культуре в образовательных учреждениях, включённых в процесс инклюзивного образования.

На контрольном этапе были применены те же методики для определения уровня инклюзивной компетентности у учителей по физической культуре, что и на констатирующем этапе.

Результаты. По результатам диагностических срезов определена эффективность программы «Профессиональное развитие учителя по физической культуре для работы в условиях инклюзивной образовательной среды», реализованной в общеобразовательных организациях.

В ходе педагогического эксперимента в экспериментальной группе повысился моти-вационный компонент инклюзивной компетентности. 100 % педагогов преодолели первый уровень. На втором уровне находились 50 % педагогов в стадии формирования компетентности. Высокий (третий) уровень моти-вационного компонента инклюзивной компетентности повысился на 20 % - с 30 до 50 % (см. таблицу).

Когнитивный и рефлексивный компоненты инклюзивной компетентности педагогов были зафиксированы на низком уровне, что составило 80 % и свидетельствовало о не-сформированной инклюзивной компетентности. Особенно трудности возникли у педагогов при оценивании таких компетенций, как «Организация совместной деятельности и общения детей», «Командное взаимодействие» и «Решение коррекционных задач».

Когнитивный компонент инклюзивной компетентности педагогов на констатирующем этапе преобладал на низком уровне сфор-мированности, который составил 80 %, средний уровень был выявлен у 20 % респондентов, высокий уровень сформированности когнитивного компонента не выявлен ни у одного педагога. После формирующего этапа была выявлена положительная динамика роста когнитивного компонента. На втором уровне, в стадии формирования, находилось 60 % педагогов, на низком уровне осталось 40 %. На высоком уровне не было выявлено ни одного респондента, но 3 человека (10 %) были оценены своими коллегами выше - баллы составляли свыше 2,5, что можно также отнести к положительной тенденции.

Рефлексивный компонент инклюзивной компетентности педагогов показал низкий уровень сформированности на констатирующем этапе. 80 % педагогов имели низкий уровень сформированности рефлексивного компонента, у 20 % педагогов был выявлен средний уровень (см. таблицу). На констатирующем этапе сформированного рефлексивного компонента инклюзивной компетентности высокого уровня выявлено не было ни

Относительные показатели сформированной инклюзивной компетентности педагогов (до и после реализации программы), % Relative measurements of inclusive competency in PE teachers (before and after the program), %

Компоненты Component Мотивационный Motivational Когнитивный Cognitive Рефлексивный Reflexive

до before после after до before после after до before после after

Сформирован (высокий 3 уровень) Formed (high level - 3) 30 50 0 10 0 10

В стадии формирования (средний 2 уровень) Under formation (intermediate level - 2) 50 50 20 50 20 60

Не сформирован (низкий 1 уровень) Not formed (low level - 1) 20 0 80 40 80 30

у одного педагога. На контрольном этапе, после обучения по программе, 60 % респондентов показали средний уровень, на низком уровне остались 30 % педагогов. Больше 2,5 балла оценили свою компетентность 10 % (3 чел.) педагогов.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что выявлена положительная динамика в сформированности инклюзивной компетентности, которая проявилась в репрезентации мотивационных изменений, умении решать профессиональные задачи в реализации инклюзивного образования, что свидетельствует о развитии когнитивных способностей; зафикси-

ровано улучшение рефлексивных умений -выделять и анализировать проблемы, переориентировать их в сферу профессиональных задач, конструировать пути решения и находить способы выхода из проблем.

Заключение. Таким образом, можно утверждать, что повышение уровня сформиро-ванности компонентов инклюзивной компетентности учителей - мотивационного, когнитивного и рефлексивного - дают возможность говорить о готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде и свидетельствуют об эффективности разработанной программы.

Список литературы

1. Артеменко, Е.В. Формирование инклюзивной компетентности педагога физической культуры в образовательной организации / Е.В. Артеменко, К.Г. Пермякова // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи»: материалы VIII Регион. науч. конф. молодых ученых. - Чурапча: ЧГИФКИС, 2021. - С. 151-155.

2. Буренина, Е.Е. Готовность педагогических работников общеобразовательных организаций к внедрению инклюзии /Е.Е. Буренина // Человек и образование. - 2014. - № 4 (41). - С. 54-57.

3. Волхова, Ю.А. Особенности внедрения инклюзивной практики в образовательную систему России / Ю.А. Волхова // Науч.-метод. электрон. журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. -С. 1136-1140.

4. Емельянова, И.Д. Профессиональная компетентность педагогов, реализующих инклюзивную практику в системе дошкольного образования, как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья /И.Д. Емельянова, С.В. Маркова, О.А. Подольская //Перспективы науки и образования. - 2019. - № 4 (40). - С. 361-376. БОГ. 10.32744^.2019.4.28

5. Жихарева, Е.В. Семья ребенка с ОВЗ: технологии помощи и поддержки / Е.В. Жихарева. -Барнаул: Западно-Сибирский МОЦ, 2017. - 64 с.

6. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования /Л.М. Митина. - СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.

7. Першина, Н.А. Исследование психологической готовности участников образовательного процесса к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Першина, Ю.В. Кузьмина, М.В. Шамардина // Сибир. психол. журнал. - 2019. - № 72. -С. 180-191.

8. Токарева, И.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из основных направлений работы с детьми и родителями в рамках сопровождения инклюзивного образования / И.А. Токарева, Т. В. Загоскина // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. материалов IIIМеждунар. науч.-практ. конф. -М. : МГППУ, 2015. - С. 276-279.

9. Хитрюк, В.В. Инклюзивное образование: педагогическая технология формирования готовности будущих педагогов / В. В. Хитрюк // Вестник Моск. ун-та. Серия 20. Пед. образование. -2015. - № 1. - С. 100-112.

10. Taylor Brian Lavinscky Pereira. Individualized education plan applied to physical education as a support for inclusion in Brazilian schools / Taylor Brian Lavinscky Pereira, Mey de Abreu van Munster, Michelle Grenier //International Journal of Inclusive Education. DOI: 10.1080/13603116.2022.2123963 (дата обращения: 15.09.2022).

References

1. Artemenko E.V., Permyakova K.G. Formirovanie inklyuzivnoi kompetentnosti pedagoga fizi-cheskoy kul'tury v obrazovatel'noy organizatsii [Formation of Inclusive Compensation of Pedagogical Physical Culture in an Educational Organization]. Sovremennye problemy fizicheskoy kul'tury, sporta i molodezhi: materialy VIII Regional'noy nauchnoy konferencii molodyh uchenyh [Modern Problems of Physical Culture, Sports and Youth. Proceedings of the VIII Regional Scientific Conference of Young Scientists], 2021, pp. 151-155. (in Russ.)

2. Burenina E.E. [Readiness of Pedagogical Workers of Educational Organizations to Implement Inclusion]. Chelovek i obrazovanie [Human and Education], 2014, no. 4 (41), pp. 54-57. (in Russ.)

3. Volkhova Yu.A. [Features of the Implementation of Inclusive Practice in the Educational System of Russia]. Nauchno-metodicheskiy elektronniy zhurnal "Kontsept" [Concept], 2017, vol. 39, pp. 1136-1140. (in Russ.)

4. Emelyanova I.D., Markova S.V., Podolskaya O.A. [Professional Competence of Teachers Implementing Inclusive Practice in the System of Preschool Education as a Condition for the Socialization of Children with Disabilities]. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects of Science and Education], 2019, no. 4 (40), pp. 361-376. (in Russ.) DOI: 10.32744/pse.2019.4.28

5. Zhikhareva E.V. Sem'ya rebenka s OVZ: tekhnologii pomoshchi i podderzhki [Family of a Child with Disabilities. Technologies of Assistance and Support]. Barnaul, West-Siberian MOC Publ., 2017. 64 p.

6. Mitina L.M. Psihologiya lichnostno-professional'nogo razvitiya sub"ektov obrazovaniya [Psychology of Personal and Professional Development of Subjects of Education]. St. Petersburg, Nestor-History Publ., 2014. 376 p.

7. Pershina N.A., Kuzmina Yu.V., Shamardina M.V. [Study of the Psychological Readiness of Participants in the Educational Process for Inclusive Education of Children with Disabilities]. Sibirskiy psihologicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2019, no. 72, pp. 180-191. (in Russ.) DOI: 10.17223/17267080/72/10

8. Tokareva I.A., Zagoskina T.V. [Formation of a Tolerant Attitude Towards Children with Disabilities as One of the Main Areas of Work with Children and Parents as Part of the Support of Inclusive Education]. Inklyuzivnoe obrazovanie: rezul'taty, opyt i perspektivy: sbornik materialov III Mezhduna-rodnoy nauchno-praktichesko konferencii [Inclusive Education. Results, Experience and Prospects. Collection of Materials of the III International Scientific and Practical Conference], 2015, pp. 276-279. (in Russ.)

9. Khitryuk V.V. [Inclusive Education. Pedagogical Technology of Formation of Readiness of Future Teachers]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Ser. 20. Teacher Education], 2015, no. 1, pp. 100-112. (in Russ.) DOI: 10.51314/2073-2635-2015-1-100-112

10. Taylor Brian Lavinscky Pereira, Mey de Abreu van Munster, Michelle Grenier. Individualized Education Plan applied to Physical Education as a Support for Inclusion in Brazilian Schools. International Journal of Inclusive Education, 2022. DOI: 10.1080/13603116.2022.2123963

Информация об авторах

Артеменко Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чу-рапча, Республика Саха (Якутия), Россия.

Артеменко Тарас Григорьевич, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, доцент кафедры естественных дисциплин, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия), Россия.

Information about the authors

Elena V. Artemenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha, Republic of Sakha (Yakutia), Russia.

Taras G. Artemenko, Candidate of Sciences (Physical Education and Sports), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Natural Disciplines, Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha, Republic of Sakha (Yakutia), Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022

The article was submitted 05.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.