Научная статья на тему 'АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муллер Ольга Юрьевна

Цель исследования - разработка структуры модели адаптивной физической культуры и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке результативности формирования компонентов социокультурной компетентности студентов с особыми образовательными потребностями. Методологическая база исследования - литературный обзор, сравнение, анализ, обобщение, педагогический эксперимент. На основании теоретических исследований разработана структура модели адаптивной физической культуры, состоящая из шести элементов, каждому из которых присуща определенная функция. Также была проведена опытно-экспериментальная работа, полученные данные которой свидетельствуют о том, что разработанная модель способствует результативному формированию социокультурной компетентности студентов с особыми образовательными потребностями. Результаты исследования указывают на связь между социокультурной функцией и социальной адаптацией лиц с особыми образовательными потребностями, что следует использовать при выборе педагогических подходов к занятиям отдельными видами адаптивной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муллер Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF PEOPLE WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The purpose of the study is to develop the structure of the model of adaptive physical culture and conduct experimental work to test the effectiveness of the model for the formation of components of the socio-cultural competence of students with disabilities in sports activities. The methodological base of the research is literary review, comparison, analysis, generalization, pedagogical experiment. On the basis of theoretical studies, the structure of the model of adaptive physical culture has been developed, consisting of six elements, each of which has specific function. Experimental work was also carried out, the data obtained from which indicate that the developed model contributes to the effective formation of the sociocultural competence of students with disabilities in the conditions of sports activities. The results of the study indicate the relationship between the socio-cultural function and social adaptation of people with disabilities, which should be used when choosing pedagogical approaches to practicing certain types of adaptive physical culture.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

УДК 796.01

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Ольга Юрьевна Муллер, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Сургутский государственный университет, Сургут

Аннотация

Цель исследования - разработка структуры модели адаптивной физической культуры и проведение опытно--экспериментальной работы по проверке результативности формирования компонентов социокультурной компетентности студентов с особыми образовательными потребностями. Методологическая база исследования — литературный обзор, сравнение, анализ, обобщение, педагогический эксперимент. На основании теоретических исследований разработана структура модели адаптивной физической культуры, состоящая из шести элементов, каждому из которых присуща определенная функция. Также была проведена опытно-экспериментальная работа, полученные данные которой свидетельствуют о том, что разработанная модель способствует результативному формированию социокультурной компетентности студентов с особыми образовательными потребностями. Результаты исследования указывают на связь между социокультурной функцией и социальной адаптацией лиц с особыми образовательными потребностями, что следует использовать при выборе педагогических подходов к занятиям отдельными видами адаптивной физической культуры.

Ключевые слова: инклюзивное образование, адаптивная физическая культура, социализация, студенты с особыми образовательными потребностями.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p248-252

ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF PEOPLE WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Olga Yuryevna Muller, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Surgut State

University, Surgut

Abstract

The purpose of the study is to develop the structure of the model of adaptive physical culture and conduct experimental work to test the effectiveness of the model for the formation of components of the socio-cultural competence of students with disabilities in sports activities. The methodological base of the research is literary review, comparison, analysis, generalization, pedagogical experiment. On the basis of theoretical studies, the structure of the model of adaptive physical culture has been developed, consisting of six elements, each of which has specific function. Experimental work was also carried out, the data obtained from which indicate that the developed model contributes to the effective formation of the socio-cultural competence of students with disabilities in the conditions of sports activities. The results of the study indicate the relationship between the socio-cultural function and social adaptation of people with disabilities, which should be used when choosing pedagogical approaches to practicing certain types of adaptive physical culture.

Keywords: inclusive education, students with special educational needs, adaptive physical education, socialization.

ВВЕДЕНИЕ

Преимущество профессионального образования в сфере физической культуры и спорта заключается в обеспечении возможности трудоустройства по различным профессиям: тренер, инструктор по физической культуре, преподаватель, педагог физической культуры, менеджер разного уровня, инструктор-методист лечебной физической культуры и массажа. Поэтому занятия адаптивной физической культурой, помогающие достичь цели, развить силу воли, укрепить физические качества, значительно увеличивают возможности человека с особыми образовательными потребностями (ООП) [1, 9]. Адаптивная

физическая культура является интегрированной наукой, т.к. объединяет различные сферы: общая физическая культура, психология, медицина, коррекционная педагогика и др. Целью адаптивной физической культуры является коррекция и устранение психологического и физического состояния, восстановление социальных функций лиц с ООП [8]. Авторы Г.А. Литвина, В.Е. Кульчицкий и А.В. Агеев указывают на то, что основная цель адаптивной физической культуры — максимально возможное развитие жизнеспособности человека с ООП за счет обеспечения оптимального режима функционирования физических и психологических характеристик, гармонизации, максимальной самореализации [5]. Именно в сфере спортивной деятельности в наибольшей степени сближены личные и общественные интересы, спорт как специфический социокультурный феномен нацелен на формирование и развитие культуры умений и навыков двигательной активности. Социокультурная практика спортивной деятельности актуализирует потенциальные возможности человека с ООП к саморазвитию, самовосстановлению, повышает качество его жизни, помогает наиболее полно интегрироваться в социальную среду.

Адаптивная физическая культура как средство социокультурной адаптации лиц с ООП стала признаваться в России с 1990-ых гг. В этот период в Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта был открыт первый в России факультет адаптивной физической культуры и здесь же был разработан государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Адаптивная физическая культура» [2]. В настоящее время многими специалистами признается, что адаптивная физическая культура — наиболее доступное средство социокультурной адаптации лиц с ООП. Полагается, что адаптивная физическая культура помогает человеку с ООП найти равновесие между недостатками своего физического здоровья и развитием личности возможно во многом через определенный уровень социализации [4].

Цель исследования - разработка структуры модели адаптивной физической культуры и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке результативности модели формирования компонентов социокультурной компетентности студентов с особыми образовательными потребностями.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды Г.А. Литвиной, В.Е. Кульчицкой и А.В. Агеева, К.П. Зайфиди, О.С. Коган и др., в которых адаптивная физическая культура рассматривается как средство социокультурной адаптации лиц с ООП. Методы, используемые при проведении исследования: литературный обзор, сравнение, анализ, обобщение. Проанализировав исследования авторов, мы выявили структуру модели адаптивной физической культуры. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования компонентов социокультурной компетентности студентов с ООП состояла из двух этапов: констатирующего и оценочного.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Учитывая вышерассмотренные факторы социализации обучающихся с ООП, мы разработали структуру модели адаптивной физической культуры, в которой составляющие находятся в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга, и работая как единое целое. В центре структуры - физическое упражнение как системообразующий фактор (рисунок). Основой для нее служит понимание того, что социокультурная адаптация лиц с ООП является многогранным процессом полноценной вовлеченности в основные сферы жизни и общения с окружающим миром.

Как видно на рисунке, в структуру модели адаптивной физической культуры входит шесть основных элементов, каждому из которых присуща определенная функция. При этом структура модели адаптивной физической культуры обладает и социокультурной функцией, которая не привязана ни к одному из элементов, но присуща каждому из

них. Поэтому, на наш взгляд, именно социокультурная функция, в первую очередь, способствует социальной адаптации обучающихся с ООП.

Рисунок - Структура модели адаптивной физической культуры

По мнению исследователей П.К. Зайфиди и А.П. Макиной, культурная функция в сфере адаптивной физической культуры способствует изменению личностного отношения к себе, повышает уверенность в своих силах [3]. Психологические тесты, проведенные авторами среди участников спортсменов-инвалидов, говорят о наличии у них положительного отношения к тренировкам и к своей деятельности, указывается на повышение у них активности, общительности и положительного отношения к другим. Н.А. Строгова в своем исследовании [7] указывает на следующую роль социокультурной функции в адаптивной физической культуре, способствующую социализации лиц с ООП: обеспечение отвлечения сознания от отягощающих и утомляющих проблем детей с ООП; воспитание морально-волевых качеств. Отсюда, по нашему мнению, следует необходимость ориентации на социокультурный подход в сфере адаптивной физической культуры, который позволит направить отдельные элементы, назначаемые в зависимости от нозологии, на достижение конкретной цели, так или иначе способствующей социализации обучающегося.

Конкурс профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» позволяет содействовать в процессе социокультурной инклюзии в обществе. Участие в конкурсе дает возможность получить профессию и быть социальным человеком есть у каждого [6]. От Сургутского университета в 2018 году была делегирована в качестве участницы в данном конкурсе студентка, которая продемонстрировала свое профессиональное мастерство по компетенции «Адаптивная физическая культура» в проведении фрагментов тренировочного занятия по баскетболу и спортивного праздника для лиц разных нозологических групп и заняла призовое место. Участие в чемпионате «Абилимпикс» позволяет нам констатировать тот факт, что данный конкурс - один из действенных способов социализации студентов, обеспечивающий высокий уровень профессиональной социализации посредством тесной связи с региональными работодателями.

Также нами был проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации формирования компонентов социокультурной компетентности студентов с ООП. Для оценки сформированных уровней мы выявили совокупность критериев, соот-

ветствующих следующим структурным компонентам данной компетентности: когнитивному, коммуникативному и социокультурному.

В нашем исследовании мы сравниваем показатели сформированное™ социокультурной компетентности на начало эксперимента и по его завершению. Полученные данные эксперимента свидетельствуют о том, что разработанная модель способствует результативному формированию социокультурной компетентности студентов с ООП. Данный факт свидетельствует о формировании положительной мотивации и установок, активизирующих деятельность лиц с особыми образовательными потребностями, и повышающих самооценку, способствующих их социализации.

ВЫВОДЫ

Таким образом, комплексный подход в использовании социокультурной функции в сфере адаптивной физической культуры не только позволяет найти подходящие для педагога методы физического воспитания, связанные с социализацией, но и мотивирует обучающегося на выполнение важной и интересной для себя деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бегидова Т.П. Роль адаптивной физической культуры и спорта в инклюзивном образовании / Т.П. Бегидова, М.В. Бегидов, Е.В. Суханова // Адаптивная физическая культура. - 2019. - № 4. - С. 48-49.

2. Воронов Н.А. Занятия спортом как средство повышения личностного адаптационного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Воронов // Наука, техника и образование. - 2018. - № 3. - С. 110-113.

3. Зайфиди П.К. Адаптивная физическая культура и спорт в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов Костромской области / П.К. Зайфиди, А.П. Макина // Вестник практической психологии образования. - 2019. - № 4 (4). - C. 111-123.

4. Коган О.С. Инклюзивное образование для детей-инвалидов и их дальнейшая социализация с помощью физической культуры и спорта /

5. О.С. Коган // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2015. - № 1 (42). - С. 176-178.

6. Литвина Г.А. Адаптивная физическая культура как средство физической реабилитации и социальной адаптации / Г.А. Литвина, В.Е. Кульчицкий, А.В. Агеев // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №3 (58). - С. 62-63.

7. Сидоров В.В. Движение «Абилимпикс» как один из способов повышения мотивации к профессиональному самоопределению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Сидоров, О.С. Куницына // Инновационное развитие профессионального образования. -2016. - № 1 (09). - С. 75-76.

8. Строгова Н.А. Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов / Н.А. Строгова // Теория и практика общественного развития. -2012. - № 2. - С. 169-171.

9. Черкасов В.В. Физкультурно-спортивная ориентация детей с ОВЗ / В.В. Черкасов, И.А. Ильиных, Е.А. Лапаев // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. -2021. - № 1. - С. 126-133.

10. Gilbert E.N. Designing inclusive physical education with universal design for learning / E.N. Gilbert // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. - 2019. - № 7. - С. 15-21.

REFERENCES

1. Begidova, T.P. (2019), "The role of adaptive physical culture and sports in inclusive education", Adaptive physical culture, No. 4, рр. 48-49.

2. Voronov, N.A. (2018), "Sports as a means of increasing the personal adaptive potential of persons with disabilities", Science, technology and education, No. 3, рр. 110-113.

3. Zayfidi, P.K. (2019), "Adaptive physical culture and sport in the system of complex rehabilitation and habilitation of disabled people in the Kostroma region", Bulletin of Practical Psychology of Education, No. 4 (4), рр. 111-123.

4. Kogan, O.S. (2015), "Inclusive education for disabled children and their further socialization through physical culture and sports", Bulletin of the Oryol State University. Series: New Humanities Research, No. 1 (42), рр. 176-178.

5. Litvina, G.A., Kulchitsky, V.E. and Ageev, A.V. (2016), "Adaptive physical culture as a means of physical rehabilitation and social adaptation", World of science, culture, education, No. 3 (58), рр. 6263.

6. Sidorov, V.V. (2016), "The Abilimpics movement as one of the ways to increase motivation for professional self-determination of disabled people and persons with disabilities", Innovative development of professional education, No. 1 (09), рр. 75-76.

7. Strogova, N.A. (2012), "Adaptive physical culture in the system of complex rehabilitation and social integration of disabled people", Theory and practice of social development, No. 2, рр. 169-171.

8. Cherkasov, V.V., Ilinykh, I.A. and Lapaev, E.A. (2021), "Physical culture and sports orientation of children with disabilities", Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, No. 1, рр. 126-133.

9. Gilbert, E.N. (2019), "Designing inclusive physical education with universal design for learning", Journal of Physical Education, No. 7, рр. 15-21.

Контактная информация: olga_megion@mail.ru>

Статья поступила в редакцию 23.06.2022

УДК 378.146

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЦЕССОМ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Неля Сергеевна Ниясова, кандидат педагогических наук, доцент, Элла Салимчановна Кульмаметьева, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Анатольевна Пантю-хова, старший преподаватель, Михаил Васильевич Свешников, преподаватель, Омский государственный педагогический университет, Омск

Аннотация

Технология оценочной деятельности преподавателей физического воспитания способствует повышению качества физкультурного образования студентов специальных медицинских групп за счёт дифференциации оценочного фонда, индивидуализации критериев педагогической оценки, вариативности сроков выполнения контрольных заданий и комплектования нозологических групп с учётом сформированного отношения личности к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: физкультурное образование, специальная медицинская группа, оценивающая деятельность, преподаватель, модульный подход.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p252-258

DESIGNING THE EVALUATION ACTIVITY OF TEACHER IN THE MANAGEMENT OF THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS

Nelya Sergeevna Niyasova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Ella Salimchanov-na Kulmameteva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Anatolyevna Pantyu-khova, the senior teacher, Mikhail Vasilevich Sveshnikov, the teacher, Omsk State Pedagogical University, Omsk

Abstract

The problem of evaluation activities of physical education teachers is associated with an increase in the quality of higher education of students of special medical groups. The purpose of the study is to design the technology of assessment support for students in building up the individual health saving route by means of physical culture and sports. The study was conducted at the pedagogical university, 140 students participated. The modular technology of the evaluation activity of the physical education teacher contrib-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.