Научная статья на тему 'АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
241
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЬЕ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТИВНАЯ СРЕДА / ОБЩЕСТВО / SOCIAL INTEGRATION / YOUTH / HEALTH / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / DISABILITIES / ADAPTIVE ENVIRONMENT / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Олонец Светлана Борисовна, Ефремова Татьяна Геннадьевна, Согомонян Ксения Владимировна

С момента выделения адаптивной физической культуры в самостоятельное реабилитационное направление назрела необходимость социологического осмысления ее как фактора социальной интеграции молодежи. В рамках данной статьи рассматриваются факторы, влияющие на процесс социальной интеграции молодежи с ограниченными возможностями здоровья, а также проанализированы основные направления структуры адаптивной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Олонец Светлана Борисовна, Ефремова Татьяна Геннадьевна, Согомонян Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AS A FACTOR OF SOCIAL INTEGRATION OF YOUTH

From the moment of the allocation of adaptive physical culture into an independent rehabilitation direction, there is a need for sociological understanding of it as a factor of social integration of youth. Within the framework of this article, the factors influencing the process of social integration of young people with disabilities are considered, and the main directions of the structure of adaptive physical culture are analyzed.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316

DOI 10.23672/r9444-8929-4499-r

Олонец Светлана Борисовна

доцент кафедры физической культуры и спорта Академии физической культуры и спорта, Южный федеральный университет sveta.olonez@mail.ru

Ефремова Татьяна Геннадьевна

доцент кафедры физической культуры и спорта Академии физической культуры и спорта, Южный федеральный университет gennchmelev@rambler.ru

Согомонян Ксения Владимировна

Старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта Академии физической культуры и спорта, Южный федеральный университет k.v.sogomonyan@gmail.com

Svetlana B. Olonets

Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports Academy of Physical and Sports, Southern Federal University sveta.olonez@mail.ru

Tatiana G. Efremova

Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports Academy of Physical and Sports, Southern Federal University gennchmelev@rambler.ru

Ksenia V. Soghomonyan

Senior lecturer of the Department of Physical Culture and Sports Academy of Physical Culture and Sports, South Federal University k.v.sogomonyan@gmail.com

Адаптивная

физическая культура как фактор социальной интеграции молодежи

Adaptive physical culture

as a factor of social integration of youth

Аннотация. С момента выделения адаптивной физической культуры в самостоятельное реабилитационное направление назрела необходимость социологического осмысления ее как фактора социальной интеграции молодежи. В рамках данной статьи рассматриваются факторы, влияющие на процесс социальной интеграции молодежи с ограниченными возможностями здоровья, а также проанализированы основные направления структуры адаптивной физической культуры.

Ключевые слова: социальная интеграция, молодежь, здоровье, адаптивная физическая культура, ограниченные возможности здоровья, адаптивная среда, общество.

Annotation. From the moment of the allocation of adaptive physical culture into an independent rehabilitation direction, there is a need for sociological understanding of it as a factor of social integration of youth. Within the framework of this article, the factors influencing the process of social integration of young people with disabilities are considered, and the main directions of the structure of adaptive physical culture are analyzed.

Keywords: social integration, youth, health, adaptive physical culture, disabilities, adaptive environment, society.

В настоящее время, в условиях системного кризиса, охватившего различные сферы современной общественной жизнедеятельности, происходит развитие процессов социальной защиты населения и приходит все более глубокое осознание глобальной значимости здоровья как главной детерминанты конструктивного и полноценного развития всех слоев населения в целом, и молодежи, в особенности [1, 2]. Темпы социально-экономических, технологических, информационных и климатических изменений в мире требуют быстрой адаптации и постоянной интеграции к трансформирующимся условиям жизни лиц всех групп здоровья [3, 4], в том числе и групп с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно данным официальной статистики, количество детей и молодежи с ОВЗ в современной России постоянно и неуклонно возрастает. Так, эксперты Минтруда обнаружили, что рост количества детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья наблюдается с каждым годом, так, число молодых людей с ОВЗ в 2019 г. достигло 670 тыс., а в 2020г. выросло почти на 20 тысяч [5]. И в результате такого очевидного обострения проблемы инвалидности в среде молодых людей, возникает потребность в эффективной деятельности по созданию условий для интеграции в общественную жизнь данной категории населения, в первую очередь, посредством адаптивной физической культуры и спорта.

Данной проблеме посвящены работы современных отечественных исследователей: Н.А. Воронова, А.В. Гладилиной, Т.В. Скобликовой, А.А. Сте-панец, Н.А. Строговой, Г.А. Литвиной, В.Е. Кульчицкого, А.В. Агеева и др. Как справедливо подчеркивает А.А. Степанец, чем раньше молодой индивид с ОВЗ приступит к практике адаптивной физической культуры (АФК), «тем эффективней будут результаты физического, социального и культурного восстановления» и социальной интеграции [6, с. 823].

Молодежь с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) - это члены общества, которые в силу ограниченности своих соматических, физических, социально-психологических, интеллектуальных, культурных возможностей, связанных с состоянием здоровья, нуждаются в организации специальных процессов и социальных технологий с целью интеграции в общество для полноценного существования и функционирования [7, 8].

Социальная интеграция молодежи с ОВЗ - это весьма многогранный процесс социализации, адаптации и изменения сферы сознания молодого индивида «от уныния и пассивности к активности и желанию прикладывать максимальные усилия для восстановления своего здоровья и полноценного общения с окружающим социумом» [9]. Социальная интеграция молодых лиц с ОВЗ в обществе представляет собой процесс налаживания разрушенных связей между ними и обществом, обеспечивающий их включенность в основные сферы жизнедеятельности - быт, труд, активный отдых и досуг, и, что особенно важно, -в образование.

Это связано с тем, что для российской действительности сегодня характерна социальная интеграция посредством льготного включения учащейся молодежи с ОВЗ в образовательную среду, исходя из ее статуса инвалидности. Данный факт можно считать положительной стороной государственного регулирования проблемы интеграции инвалидов в социум посредством образовательного пространства, что позволяет преодолеть медико-ориентированную модель отношения общественности к проблеме молодежной инвалидности, характерную для российского общества.

Какие же факторы влияют на процесс социальной интеграции молодежи с ОВЗ?

Во-первых, фактор государственной политики и защиты молодежи с ОВЗ путем обеспечения таких важных мер, как: доступная, адаптивная среда, государственная поддержка организаций, содействующим молодежи с ОВЗ в занятиях адаптивной физической культурой, предоставление льгот при посещении спортивно-оздоровительных учреждений [10].

Во-вторых, фактор создания адаптивной среды, которая позволит обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию молодежи с ОВЗ в образовательные организации. И здесь главными являются два принципа: принцип

изменения парадигмы специального образования (отказ от медицинского подхода в пользу психолого-педагогического) [11]; второй принцип - изменение концептуальных основ специального образования, затрагивающий вопросы интеграции и инклюзивного образования, вопросы возможности выбора формы обучения, типа и вида образовательного учреждения молодежи с ОВЗ, вопросы развития медико-психолого-педагогического сопровождения молодого индивида с ОВЗ и его семьи в процессе воспитания и обучения.

В-третьих, важнейшим фактором социально-психологической интеграции является отношение к молодежи с ОВЗ со стороны здоровых слоев населения. Именно поэтому сегодня актуализируется фактор изменения отношения общества к молодежи с ОВЗ, основной принцип которого гласит, что к молодежи с ОВЗ следует относиться не как к «инаковым», больным, а как к личностям, и м е ю щим равные права с обычными гражданами.

В-четвертых, фактор семейной поддержки -весьма важный фактор в решении проблемы социальной интеграции молодежи с ОВЗ. За последние годы государство внесло существенные изменения в семейной социальной политике: семья несет ответственность за решение важных для нее вопросов, в т.ч. и в части обеспечения материальной, педагогической, социально-психологической поддержки детей-инвалидов. Именно семья является одним из основных ресурсов для интеграции инвалида в обществе [12].

В-пятых, адаптивная физическая культура как фактор социализации, социальной интеграции молодежи с ОВЗ, речь о которой пойдет далее.

Что же представляет собой адаптивная физическая культура (АФК)?

Как указывает Н.А. Воронов, АФК направлена на организацию работы с теми группами учащейся молодежи, которые входят в те или иные нозологические группы в зависимости от заболеваний [13].

Адаптивная физическая культура - это особый социальный феномен, комплекс мер оздоровительного характера, основной целью которого является: во-первых, установление и укрепление социальных связей всякого молодого индивида с ОВЗ, (который ранее имел ограниченный доступ в рамках реализации своего потенциала или вовсе не был включен в социальный процесс); во-вторых, его приобщение к полноценной осмысленной жизни с возможностью социальной интеграции.

Как показывает анализ научной литературы по соответствующему направлению, структура АФК включает в себя следующие направления [14]:

- адаптивное физическое воспитание, способствующее формированию знаний, умений и навыков, развивающих специальные качества, помогающих использовать потенциал сохранившихся двигательных функций;

- адаптивная двигательная рекреация, необходимая для восстановления сил, физической,

умственной и психической энергии, смены деятельности, получения позитивных эмоций;

- адаптивный спорт для молодежи с ОВЗ, обучающий спортивному мастерству, ставящий своей целью достижение наивысших результатов, вырабатывающий стремление к победе, уверенности в себе, свои силы и собственные возможности;

- адаптивная физическая реабилитация, причем последняя играет первостепенную роль в социальной интеграции, ибо «основной целью реабилитации является восстановление социального статуса молодого инвалида, правового положения» [12, с. 186]. Адаптивная физическая реабилитация направлена на восстановление двигательных и психических функций, которые были временно утрачены или нарушены, за исключением тех, которые стали причиной получения инвалидности [15].

Заметим, что все эти направления охватывают основные существующие виды физкультурной деятельности молодых людей с ОВЗ.

В целом, АФК представляет собой инновационное направление в рамках российской системы реабилитации, адаптации и социальной интеграции молодежи с ОВЗ, будучи частью физической

Литература:

1. Гафиатулина Н.Х. Здоровьесберегающие модели профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности // «Инженерный вестник Дона». 2013. № 3. URL : http://www.ivdon.ru/magazine/archive/ n3y2013/1824 (доступ свободный).

2. Ponomarev I.E. The influence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia). International Journal of Applied Exercise Physiology / I.E. Ponomarev, N.K. Gafiatulina, E.I. Zritineva et [al.]. 2019. Vol. 8. № 2.1. P. 250-257.

3. Ефремова Т.Г. Физическая культура в системе детерминант здоровьесберегающего поведения / Т.Г. Ефремова, Т.А. Степанова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019. № 6. С. 22-25.

4. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье студенческой молодежи как индикатор социокультурной интеграции // Социально-гуманитарные знания. 2013. №11. С.255-261.

5. URL : https://45jurist.ru/ugolovnoe-pravo/statisti ka-detej-s-ovz-v-rossii-2020.html

6. Степанец А.А. Развитие адаптивного спорта среди молодежи в России: социокультурный анализ // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2016. № 18. С. 821-825.

7. Пономарев И.Е. Модель формирования здо-ровьеукрепляющего стиля жизни студентов вуза в процессе физического воспитания /

культуры [16], АФК предназначена для молодежи со стойкими нарушениями соматических и физиологических функций вследствие имеющихся заболеваний, травм и врожденных дефектов, направлена на стимуляцию позитивных реакций организма и формирование необходимых двигательных умений, навыков, физических качеств и способностей.

Учтет всех факторов, влияющих на процесс социальной интеграции молодежи с ОВЗ, с необходимостью приведет к тому, что молодежи, имеющей ограничения в состоянии здоровья, откроются новые возможности обучения, личностного продвижения и самореализации; изменится отношение социума к вопросам адаптивной физической культуры, инклюзивного спорта и образования; расширится информационное поле специалистов о современных организационно-методических подходах в физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности при работе с молодежью, имеющей ОВЗ.

Таким образом, АФК занимает особое место в рамках социальной интеграции и преодоления эксклюзии молодежи с ОВЗ, предоставляя объективные возможности на процесс социальной инклюзии (включения) и активное участие молодых людей во многие сферы жизнедеятельности общества.

Literature:

1. Gafiatulina N.Kh. Health-preserving models of professional socialization of student youth in conditions of social uncertainty // «Engineering Bulletin of the Don». 2013. № 3. URL : http://www.ivdon.ru/ magazine/archive/n3y2013/1824 (free access).

2. Ponomarev I.E. The influence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia). International Journal of Applied Exercise Physiology / I.E. Ponomarev, N.K. Gafiatulina, E.I. Zritineva et [al.]. 2019. Vol. 8. № 2.1. P. 250-257.

3. Efremova T.G. Physical culture in the system of determinants of health-preserving behavior / T.G. Efremova, T.A. Stepanova // Physical culture: upbringing, education, training. 2019. № 6. P. 22-25.

4. Gafiatulina N.Kh. Social health of student youth as an indicator of sociocultural integration // Social and humanitarian knowledge. 2013. № 11. Р. 255261.

5. URL : https://45jurist.ru/ugolovnoe-pravo/statisti ka-detej-s-ovz-v-rossii-2020.html

6. Stepanets A.A. The development of adaptive sports among young people in Russia: sociocultural analysis // Medical and pharmaceutical journal «Pulse». 2016. № 18. Р. 821-825.

7. Ponomarev I.E. Model of the formation of health-strengthening lifestyle of university students in the process of physical education / I.E. Ponomarev,

И.Е. Пономарев, С.С. Косинов, С.Б. Олонец // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 4. С. 258-262.

8. Олонец С.Б. Физическая культура и спорт как способ реализации стратегии здравоохранения / С.Б. Олонец, В.М. Бабаева, К.В. Согомонян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 9. С. 79-82.

9. Строгова Н.А. Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2.

10. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. № 181 ФЗ. URL : http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_8559

11. Ефремова Т.Г. Здоровье как ценность: особенности социально-культурных и личностных представлений // Культура физическая и здоровье. 2019. № 3(71). С. 61-65.

12. Алимян А.А. Социальная интеграция инвалидов в российском обществе / А.А. Алимян, В.Р. Ку-зякина, А.И. Девятилова // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях: материалы IV Междунар. научно-практической конференции. Курск, 2019. С. 185-189.

13. Воронов Н.А. Адаптивная физическая культура и здоровье // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 1.

14. Гпадилина А.В. Адаптивная физическая культура как средство интеграции в социум лиц с ограниченными возможностями / А.В. Гладилина, Т.В. Скобликова // Университетская наука: взгляд в будущее. 2020. С. 500-503.

15. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: сущность, история и современное состояние // Теория и практика физической культуры. 2016. № 10. С. 20-23.

16. Пономарев И.Е. Массовый спорт и спорт высших достижений как современный социокультурный феномен / И.Е. Пономарев, Л.Ю. Стриева, С.Б. Олонец // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 1. С. 236240.

S.S. Kosinov, S.B. Olonets // State and municipal management. Scholarly notes. 2020. № 4.

8. Olonets S.B. Physical culture and sport as a way to implement the health strategy / S.B. Olonets, V.M. Babaeva, K.V. Sogomonyan // Humanities, socio-economic and social sciences. 2019. № 9. P. 79-82.

9. Strogova N.A. Adaptive physical culture in the system of complex rehabilitation and social integration of disabled people // Theory and practice of social development. 2012. № 2.

10. Federal Law «On social protection of disabled people in the Russian Federation» dated 24.11.1995. № 181 FZ. URL : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_8559

11. Efremova T.G. Health as a value: features of socio-cultural and personal representations // Physical culture and health. 2019. № 3(71). Р. 61-65.

12. Alimyan A.A. Social integration of disabled people in Russian society / A.A. Alimyan, V.R. Kuzya-kina, A.I. Devyatilova // Actual problems of the development of physical culture and sports in modern conditions: materials of the IV International. scientific and practical conference. Kursk, 2019. Р. 185-189.

13. Voronov N.A. Adaptive physical culture and health // International journal of humanitarian and natural sciences. 2018. № 1.

14. Gladilina A.V. Adaptive physical culture as a means of integration into society of persons with disabilities / A.V. Gladilina, T.V. Skoblikova // University science: a look into the future. 2020. Р. 500-503.

15. Evseev S.P. Adaptive physical culture: essence, history and current state // Theory and practice of physical culture. 2016. № 10. Р. 20-23.

16. Ponomarev I.E. Mass sports and sports of the highest achievements as a modern socio-cultural phenomenon / I.E. Ponomarev, L.Yu. Striyeva, S.B. Olonets // State and municipal management. Scholarly notes. 2019. № 1. Р. 236-240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.