Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ТЕХНИК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ ОСНОВАМ РИСУНКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ТЕХНИК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ ОСНОВАМ РИСУНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогика профессионального образования / педагогика художественного образования / дизайн-образование / компетентностный подход в профессиональном образовании / рисунок в дизайн-образовании. / Pedagogy of vocational education / pedagogy of art education / design education / competency-based approach in vocational education / drawing in design education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстых Е. Л.

В статье рассматриваются методические аспекты использования графических техник в практике обучения студентов-дизайнеров основам академического рисунка. Графика может использоваться для различных творческих задач: для работы над длительным академическим рисунком, а также над зарисовками и краткосрочными набросками. Автором проанализированы все материалы, используемые художниками для графических работ: бумага, карандаш, сепия, сангина, уголь и другие. Умелое использование различных материалов позволит студентам более четко и ярко выразить дизайнерскую идею.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF GRAPHIC TECHNIQUES IN THE PROCESS OF TEACHING DESIGNERS THE BASICS OF DRAWING

The article discusses the methodological aspects of the use of graphic techniques in the practice of teaching design students the basics of academic drawing. Graphics can be used for various creative tasks: for working on a long academic drawing, as well as for sketches and short-term sketches. The author analyzed all the materials used by artists for graphic works: paper, pencil, sepia, sanguine, charcoal and others. Skillful use of various materials will allow students to more clearly and vividly express the design idea.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ТЕХНИК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ ОСНОВАМ РИСУНКА»

УДК 378.14

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ТЕХНИК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ ОСНОВАМ РИСУНКА

© 2023 Е. Л. Толстых

кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка и живописи, декан художественно-графического факультета e-mail: elena. tols @ mail. ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются методические аспекты использования графических техник в практике обучения студентов-дизайнеров основам академического рисунка. Графика может использоваться для различных творческих задач: для работы над длительным академическим рисунком, а также над зарисовками и краткосрочными набросками. Автором проанализированы все материалы, используемые художниками для графических работ: бумага, карандаш, сепия, сангина, уголь и другие. Умелое использование различных материалов позволит студентам более четко и ярко выразить дизайнерскую идею.

Ключевые слова: педагогика профессионального образования, педагогика художественного образования, дизайн-образование, компетентностный подход в профессиональном образовании, рисунок в дизайн-образовании.

THE USE OF GRAPHIC TECHNIQUES IN THE PROCESS OF TEACHING DESIGNERS THE BASICS OF DRAWING

© 2023 E. L. Tolstykh

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Drawing and Painting, Dean of the Art and Graphic Faculty e-mail: elena. tols @ mail. ru

Kursk State University

The article discusses the methodological aspects of the use of graphic techniques in the practice of teaching design students the basics of academic drawing. Graphics can be used for various creative tasks: for working on a long academic drawing, as well as for sketches and short-term sketches. The author analyzed all the materials used by artists for graphic works: paper, pencil, sepia, sanguine, charcoal and others. Skillful use of various materials will allow students to more clearly and vividly express the design idea.

Keywords: pedagogy of vocational education, pedagogy of art education, design education, competency-based approach in vocational education, drawing in design education.

Современное художественное образование переживает глубокие и масштабные изменения, сопряженные с изменившимися социокультурными условиями общественной жизни, с растущим влиянием информационной среды, особенностями рынка труда, новыми вызовами времени [11]. Об этих процессах сегодня пишут и размышляют многие исследователи, акцентируя внимание на необходимости обеспечения диалектического единства традиций и инноваций в профессиональном художественном образовании, обращении к проверенным и апробированным временем педагогическим идеям, принципам и технологиям, формирующим широкий комплекс

профессиональных компетенций, устойчивых художественных умений и навыков будущих специалистов [2; 3; 4; 8; 9; 10; 17; 18; 19; 20]. «Современный дизайн стал вполне влиятельным и активным фактором современного рынка товаров и услуг, определяющим потребительский спрос, формирующим потребности и представления об эстетических свойствах "второй природы" - мира предметов и вещей, окружающих человека, отражающих его вкусовые пристрастия и образ жизни. Дизайн стал мощным фактором формирования сознания человека. Эти обстоятельства существенно повышают требования к качеству подготовки будущих дизайнеров в учреждениях высшего профессионального художественного образования, равно как и ответственность самих дизайнеров за результаты их профессиональной деятельности. Дизайн зримо отражается в качестве производимой вещи, ее утилитарных и эстетических свойствах. По сути, дизайнер оказывается едва ли не главным "посредником" между производителем и потребителем, определяя потребительские качества производимого товара. В этой диалектической связи спроса и предложения дизайнер выступает ключевым субъектом производственного процесса, от уровня общей и профессиональной культуры которого реально зависит успешность или неуспешность всего производства» [16, с. 521-521].

Современный дизайнер должен освоить широкий комплекс профессиональных умений и навыков, профессиональных техник, без которых невозможно стать успешным в профессии, достичь уровня мастерства в современном дизайне [23; 24]. Что же представляет собой феномен «графические техники»? Какими способами возможно их освоение будущими дизайнерами в системе современного профессионального художественного образования?

Графическими техниками называют разнообразные материалы, работа которыми основана на передаче выразительных возможностей линии, штриха, пятна. К ним относятся: карандаш, уголь, тушь, сангина, сепия, акварель. Графические работы могут быть черно-белыми (карандаш, уголь), однотонными (сепия, соус, сангина), иногда цветными (пастель, смешанные техники). Обучение некоторым графическим техникам предусмотрено рабочей программой по рисунку для дизайнерских направлений подготовки.

Откуда берет свое начало графика? История графики начинается с первобытного периода, когда первые художники делали рельефные изображения в скале, иногда подкрашивая их, а также просто рисунки красками. Использовали они для этого природные материалы - охру разных цветов, измельченный гематит и черный пигмент, который добывали из древесного угля. В качестве связующего вещества использовали кровь и жир животных, воду. До настоящего времени лучше всего сохранился красный пигмент. Первыми художественными принадлежностями были палочки и примитивные кисти, изготовленные из меха животных, а также полые трубки, тростины. Зачастую древние художники рисовали непосредственно пальцами.

Художники всех исторических периодов применяли графические материалы по-своему. И значение графики в изобразительном искусстве было различным. Достаточно долго она играла вспомогательную роль, как основа для живописных работ и средство изучения натуры с помощью зарисовок [25; 27]. Рисунок сам по себе является основой и для живописи, и для скульптуры. В графике самостоятельную художественную ценность имеют не только большие законченные композиции, но и натурные зарисовки, наброски, подготовительные рисунки к произведениям живописи, скульптуры и архитектуры. Анализируя историю использования графических материалов, можно сделать вывод, что им подвластны различные жанры: пейзаж, натюрморт, портрет и другие. При этом они имеют разнообразные

возможности трактовки и отображения жизни в реалистическом и символическом смысле [26].

Начиная осваивать техники графики, студенту первым делом нужно правильно выбрать бумагу. Первоначально для этой цели можно использовать плотный ватман. Для большей части графических техник подойдет прочный, с высоким уровнем белизны ватман. Есть недостаточно прочная бумага, которая может легко рваться. К тому же есть «сухие» и «мокрые» графические материалы, поэтому важно понимать, как бумага будет реагировать на воду. Для материалов, разведенных водой, не подходит тонкая бумага, потому что она сразу промокнет и начнет деформироваться. Еще одна характеристика бумаги - фактура. Чем более зернистой является поверхность листа, тем более объемным и глубоким может казаться изображение. Характеристикой бумаги может являться цвет. Это так называемая пастельная бумага. Она может иметь любой цвет, тон ее может быть и нейтральным, и насыщенным. Поверхность пастельной бумаги мягкая, немного шероховатая. Для работы пастелью, карандашом, углем еще можно использовать крафтовую оберточную бумагу. Она имеет темно-охристый или светло-коричневый цвет.

Рассмотренные виды бумаги являются классическими, они наиболее часто используются художниками. Но с приобретением опыта студенты могут экспериментировать с другими видами бумаги. Например, иногда очень эффектно смотрятся зарисовки на обратной стороне старых обоев. Для рисования углем могут быть использованы шероховатая бумага, холст, картон и даже шершавые ткани.

Графитный карандаш - самый распространенный материал. Он используется с первых занятий по рисунку, а также нужен опытным художникам для решения различных задач. Графит, который применяется для изготовления простых карандашей, -это минерал темно-серого цвета. Степень твердости карандаша зависит от соотношения компонентов, температуры в печи и времени обжига. Если в смеси больше глины, то готовый карандаш тверже, и наоборот. Твердые карандаши 4Н-2Н используются для разработки света, мягкие карандаши 4В-2В необходимы для работы с тенями, средними карандашами Н-НВ работают с полутонами. При этом белым тоном всегда является цвет бумаги, если художник не поставил себе специальную задачу по использованию тонированной бумаги. Основной способ работы с графитным карандашом - штриховка. Остро отточенным грифелем проводятся линии на небольшом расстоянии друг от друга под одним и тем же углом. При этом надо стараться, чтобы тон был однородным. Расстояние между штрихами должно быть одинаковым. Для усиления глубины тона применяют пересекающиеся штрихи. Самым темным в этом случае получится тон, где сочетаются штриховки большого количества направлений. Для работы пятном грифель карандаша надо положить почти боком к поверхности бумаги, тогда получается плотное мягкое пятно. Карандаш готов к любым индивидуальным экспериментам, которые может проводить рисующий. Работать карандашом легко и свободно, к тому же его легко исправить с помощью резинки или клячки. Другие графические техники не дают возможности такого простого исправления. Графитный карандаш хорошо подходит для фиксации жизненных впечатлений в виде набросков. Также им можно выполнять подготовительные рисунки для живописных композиций, фресок, мозаик. Первоначальный замысел дизайнерского или архитектурного проекта тоже можно фиксировать с помощью карандашного рисунка [12; 13].

Еще одним популярным графическим материалом является уголь. Он бывает в различных формах и изготавливается из нескольких видов дерева. Настоящий уголь делают из веток с помощью обжига в закрытых контейнерах. Еще один вид рисовального угля - прессованный. Он изготавливается из ламповой сажи с клеящим веществом, глиной и ультрамарином, спрессованных в палочки или в виде карандаша [14]. Студентам-

дизайнерам лучше использовать прессованный уголь, так как он образует ровную плотную линию в рисунке. Изображать легкие тона и переходы в рисунке углем можно с помощью пальцев или растушки. Исправляют рисунок углем с помощью клячки, которой можно промокнуть линии или прокатать по части рисунка. Важно удалять ненужное именно таким способом, не используя обычный прием стирания, потому что от этого уголь сильнее проникает внутрь основы и уже не удалится. Рисунки углем или угольным карандашом требуют закрепления фиксатором и помещения под стекло.

Еще два графических материала, используемые в учебном процессе, - сангина и сепия. Они представляют собой мелки или карандаши, имеющие коричневые и красноватые цвета - от светло-коричневого и красновато-рыжего у сангины до темно-коричневого теплого у сепии. В состав сангины и сепии входят жженая сиена, или окись железа, и глина, и в зависимости от количества пигментов и температуры изготовления они принимают различные оттенки. Эти материалы достаточно мягкие, они дают возможность рисовать и тонкие, и насыщенные толстые линии. При рисовании сангиной студенты могут применять различные способы нанесения материала на бумагу: тонкие линии, штриховка, пятна, широкие мазки. Начинают работу с наброска мелком общего силуэта будущего рисунка. Для рисования сангиной и сепией лучше использовать бумагу светло-серого или светло-коричневого цвета. Растушевка может позволить сделать на рисунке полутона, создать легкие переходы от одного оттенка к другому, выполнить полупрозрачные линии или тона. Оттенок сангины хорошо подходит для рисования обнаженного тела, а также для портретов, поэтому рекомендованы рабочей программой по рисунку. Более холодные оттенки этих материалов могут использоваться для создания пейзажей. Также возможны сочетания различных материалов, комбинирование сангины, сепии и угля [5]. Это дает возможность получить очень интересные изображения, используя сочетания холодных и теплых тонов [6; 7].

Соус - еще один мягкий материал. Его изготавливают из графита или сланца с водой; он представляет собой застывшую массу, пригодную для рисования кистью. Соус бывает различных оттенков в белых, серых, коричневых, рыжих и черных цветах. Сначала растушками заполняют легкие прозрачные тона, потом, повторно проходя их, постепенно увеличивают насыщенность. При этом стёрка может использоваться как белый карандаш, а не только как средство удаления ошибок. Для придания законченности рисунку самим мелком делают акценты и тени [1]. Студенты-дизайнеры могут использовать технику соуса для выполнения предварительных эскизов, а также в качестве основного материала для длительных работ. Техника соуса позволяет сочетать сухую технику с водной. Сначала сухим соусом наносят силуэты изображения, а далее кистью, смоченной в воде с порошком соуса, пишут как акварелью. После высыхания бумаги можно обрисовать контуры сухими или мокрыми штрихами соуса. Переход от тона в тон, от цвета к цвету выполняется с помощью ластика или растушевки, когда бумага станет сухой. Работы, которые выполнены соусом, желательно хранить под стеклом. Также рекомендуется фиксировать их лаком. Важно помнить, что покрытый лаком рисунок выглядит темнее на несколько тонов. Закрепляющее средство может наноситься только в конце работы. Работа различными графическими материалами позволяет студентам более свободно, творчески и эмоционально относиться к выполнению задания, воспринимать натуру образно, раскрывать свой творческий потенциал. Мягкие графические материалы позволяют добиться минимальными средствами максимума выразительности и полноты раскрытия художественного замысла [15].

Развитие практических умений и навыков будущих дизайнеров, освоение ими графических техник невозможно рассматривать вне контекста развития мышления, общей

культуры каждого студента. Успешность профессиональной деятельности дизайнера во многом определяется сформированностью базовых психофизиологических структур, от которых зависит творческий потенциал художника. Речь идет прежде всего о мышлении, воображении, ассоциативных связях, развитости сенсорной сферы, памяти, зрительного анализатора, - именно эти структуры сознания личности предопределяют творческие возможности дизайнера, сформированность его профессиональных умений и навыков, реального опыта проектной деятельности, степень оригинальности творческого почерка художника [21]. Это означает необходимость интеграции усилий всех субъектов, включенных в процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров, позволяющей расширять горизонты мышления каждого студента, актуализировать внутренние психологические ресурсы личности, формировать широкую общую и профессиональную культуру будущих специалистов. Известно, что большие художники в процессе создания своих шедевров идут чаще всего от собственной интуиции и творческого опыта, их ведет в творчестве некая внутренняя психологическая сила, веления которой не всегда поддаются анализу и определению. И потому истинное искусство остается некой сакральной Тайной, непостижимым профессиональным секретом, в приобщении к которому и состоит передаваемый «из рук в руки» опыт художественного творчества. Только так: от Мастера - к ученику, к продолжателю, последователю. Так наследуются традиции в искусстве, так формируется художественная школа. И чаще всего ее секрет лежит во внутреннем озарении, особом творческом видении художника, мощной стихии воодушевления, порыва, порождающих великие творения настоящего искусства [22]. Рисунок, графическая техника студента отражают сформированность всего комплекса профессионально-личностных качеств будущего дизайнера, весь спектр его внутренних психофизиологических качеств и свойств. Без этих личностных качеств, художнических умений и навыков стать мастером в профессии невозможно.

Библиографический список

1. Барщ, А. О. Наброски и зарисовки: учебно-методическое пособие для худож. училищ и училищ прикл. искусства / А. О. Барщ. - Москва: Искусство, 1970. - 166 с.

2. Бредихин, А. П. Дипломный проект как важнейший элемент в системе средств оценки качества профессиональной подготовки дизайнеров и архитекторов в вузе / А. П. Бредихин // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования. - 2019. -С. 104-113.

3. Бредихин, А. П. Дипломный проект как форма проверки качества профессиональной подготовки дизайнеров: будущий специалист между университетом и бизнесом / А. П. Бредихин // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. - Казань, 2020. - С. 84-89.

4. Бредихин, А. П. Личность будущего специалиста в системе современного профессионального художественного образования: векторы трансформации / А. П. Бредихин // Высшее и среднее профессиональное образование России: вчера, сегодня, завтра. - Казань, 2023.

5. Бредихин, А. П. Проблемы и опыт организации взаимодействия преподавателя со студентами-дизайнерами в электронной информационно-образовательной среде / А. П. Бредихин // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: в 2 частях. / ред.: Х.С. Гафаров. - Минск, 2020. - С. 39-47.

6. Бредихин, А. П. Развитие профессионального художественного образования в условиях глобализации культуры: традиции, проблемы, противоречия / А. П. Бредихин // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета.

- 2021. - № 3 (59). - С. 261-272. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4069 (дата обращения: 12.08.2023).

7. Бредихин, А. П. Традиции национальной культуры и реалии современного художественного образования: способен ли компетентностный подход обеспечить творческое развитие личности художника? / А. П. Бредихин // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. -№ 4 (60). - С. 559-567. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4217 (дата обращения: 12.08.2023).

8. Галкина, И. С. Методологические подходы к анализу феномена профессиональной культуры будущего дизайнера / И. С. Галкина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос.ун-та. - 2021. - № 3 (59). - С. 295-305. -URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4072 (дата обращения: 12.08.2023).

9. Галкина, И. С. Профессиональная культура личности будущего дизайнера: проблемы формирования в образовательном процессе университета / И. С. Галкина // Высшее и среднее профессиональное образование России: вчера, сегодня, завтра. -Казань, 2023.

10. Галкина, И. С. Пути и способы развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров в образовательном процессе университета / И. С. Галкина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 4 (60). - С. 577-585. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4219 (дата обращения: 12.08.2023).

11. Галкина, И. С. Развитие субъектности личности будущего дизайнера в коллективной творческой деятельности / И. С. Галкина // Страховские Чтения. - 2021.

- № 29. - С. 105-110.

12. Кузин, В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В. С. Кузин. - Москва: Академия, 2013. - 232 с.

13. Лучшие рисунки студентов Института им. И.Е. Репина [Электронный ресурс].

- URL: https://olga-koshkina.livejournal.com/13329.html (дата обращения: 18.05.2023).

14. Мир наскальной живописи [Электронный ресурс]. - URL: http://worldrockart.ru (дата обращения: 25.04.2023).

15. Могилевцев, В. А. Основы рисунка / В. А. Могилевцев. - Санкт-Петербург: Артиндекс, 2007. - 72 с., ил.

16. Репринцев, М. А. Информационные ресурсы в профессиональной подготовке будущих дизайнеров: потенциалы развития мышления молодых художников / М. А. Репринцев // Цифровая трансформация в высшем и профессиональном образовании / под редакцией Р.С. Сафина, И.Э. Вильданова. - Казань, 2022. -С. 520-524.

17. Репринцев, М. А. Проектная деятельность в системе средств развития композиционного мышления студентов-дизайнеров / М. А. Репринцев // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования. - Минск, 2021. - С. 28-34.

18. Репринцев, М. А. Проектная деятельность в системе средств современного дизайн-образования: от профессиональных компетенций - к обретению индивидуального творческого стиля художника / М. А. Репринцев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. -№ 3 (59). - С. 355-373. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4078 (дата обращения: 12.08.2023).

19. Репринцев, М. А. Психологические основы проектной деятельности дизайнера: механизмы и условия развития творческого мышления будущего художника / М. А. Репринцев // Страховские Чтения. - 2021. - № 29. - С. 239-244.

20. Репринцев, М. А. Психолого-педагогическое обеспечение свободы творчества в деятельности дизайнера / М. А. Репринцев // Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека. - Ярославль, 2021. - С. 232-237.

21. Репринцев, М. А. Развитие личностных качеств будущего дизайнера как предпосылка его успешности в профессиональной деятельности / М. А. Репринцев // Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий. - Ереван, 2022. - С. 531-542.

22. Репринцев, М. А. Развитие у студентов навыков проектирования в современном профессиональном дизайн-образовании: диалектика интериоризации и экстериоризации / М. А. Репринцев // Высшее и среднее профессиональное образование России: вчера, сегодня, завтра. - Казань, 2023.

23. Репринцев, М. А. Реализация потенциала этнокультурных традиций в проектной деятельности студентов-дизайнеров / М. А. Репринцев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. -№ 4 (60). - С. 568-576. - иИЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get р<^/4218 (дата обращения: 12.08.2023).

24. Репринцев, М. А. Формирование ценностного отношения студентов к традиционному народному искусству в современном дизайн-образовании: от народных промыслов - к освоению дизайн-технологий / М. А. Репринцев // Современные тенденции развития этнопедагогики в образовательном пространстве мира. - Чебоксары, 2022. -С. 289-295.

25. Соловьева, Б. А. Искусство рисунка / Б. А. Соловьева. - Ленинград: Искусство, 1989. - 256 с.

26. Фонд «Академия художеств». База данных работ [Электронный ресурс]. -иЯЬ: https://academart.com/ru (дата обращения: 18.05.2023).

27. Что такое набросок [Электронный ресурс]. - иЯЬ: https://skillbox.ru/media/design/nabrosok-sketch-eski (дата обращения: 20.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.