13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 741.02-035.67 МИЛОКУМОВ С.А.
профессор, кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Ялте E-mail: [email protected]
UDC 741.02-035.67 MILOKUMOV S.A.
Professor, Department of Fine Arts, Teaching Methods and Design, Humanities and Education Science Academy (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University in
Yalta
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РИСУНКА В ТЕХНИКЕ ШАРИКОВОЙ РУЧКИ FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF DRAWING IN THE TECHNIQUE OF BALLPOINT PEN
В статье рассматриваются особенности рисунка в технике шариковой ручки, как в историческом аспекте его становления, так и в плане необходимости его более активной интеграции в программы подготовки будущих художников, дизайнеров. Раскрываются особенности техники рисунка шариковой ручкой в контексте освоения приёмов и навыков академического рисунка.
Ключевые слова: рисунок, техника шариковой ручки, рисунок шариковой ручкой, профессиональное образование, подготовка бакалавров.
The article deals with the peculiarities of the drawing in the ballpoint pen technique, as in the historical aspect of its formation and in the need for its greater integration in the training programs offuture artists, designers. The features of the ballpoint pen drawing technique revealed in the context of mastering the techniques and skills of academic drawing.
Keywords: drawing, technique of ballpoint pen, ballpoint pen drawing, vocational education, bachelor degrees.
Техника рисунка шариковой ручкой предстала неким камертоном для определения уровня подготовки и готовности бакалавров в области изобразительного искусства и дизайна для максимально полной творческой реализации. Освоение техники рисунка шариковой ручкой обучающимся по направлению подготовки «Изобразительное искусство» и «Дизайн» продиктовано не только требованиями современного рынка проектных услуг, но и самим процессом проектирования. Сегодня, с одной стороны, приобретает всё большую актуальность бережное отношение к лучшим традициям мирового изобразительного искусства, что невозможно без достаточно высокого уровня овладения техникой академического рисунка, как основы изобразительного творчества, а с другой - творческое осмысление и привнесение новых приёмов и техник. Именно развитие специальных навыков и способностей, которые необходимы для реализации творческих идей в области дизайна (наброски, скетчи, эскизы) и художественной графики (иллюстрации, станковое искусство), и является целью обучения рисунку в технике шариковой ручки во всей широте его графических возможностей. Однако, как показали исследования и опросы, проведённые в ряде профильных вузов, вопрос взаимосвязи и взаимозависимости академического рисунка и в технике шариковой ручки в профессиональном обучении дизайнеров и художников остаётся открытым. Как никогда назрела острая необходимость последующих шагов в развитии у обучающихся специальных навыков выполнения рисунка шариковой ручкой в качестве связующей нити между академическим рисунком и современной худо-
жественной и проектной графикой.
Профессиональное образование в современных условиях всё возрастающей потребности в конкурентоспособных выпускниках должно обеспечить формирование у студентов в процессе обучения всего необходимого набора компетенций, основанных как на академических знаниях, так и на основе новых материалов и технологий. Пожалуй, одним из таких относительно новых графических материалов является шариковая ручка, использование которой в профессиональной среде художников и дизайнеров открыло целое направление в искусстве не только проектной графики, но и скетчинга, иллюстрации и станкового творчества.
История становления рисунка в технике шариковой ручки не превышает и 50 лет, однако его графическая предтеча в наскальных петрографах, фиксирующих обобщённое восприятие среды обитания, насчитывает не одну тысячу лет. Показательна в этом отношении Пермская цивилизация художников Прикамья с её знаменитым «звериным стилем». Похожие сценки охоты украшают и пещеру Альтаир в Испании, а также искусно выполненные наскальные рисунки в Сахаре. Как раз в Африке, в Древнем Египте рисунок впервые стал не только предметом пристального исследования, но и теоретического обучения его основам, были сформулированы правила отображения действительности и обучения, касавшиеся моторики рук. Институт по изучению скульптуры и живописи открыли уже при Рамзесе II. Таким образом, в те далёкие времена был создан фундамент главного графического средства для всего изобразительного искусства. Несомненно, что это
© Милокумов С.А. © Milokumov S.A.
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020
линия, линейный рисунок, причём не только для академической школы в самом широком смысле, но и для рисунка в технике шариковой ручки, в частности.
Проводя анализ профессионального образования и его проблематики в сфере изобразительных искусств в разные периоды его развития, обращает на себя внимание различие в подходах и целях. К примеру, в Древней Греции и Риме преподавание в школах искусств было нацелено на гармонию пространства и пластику форм. Ученики познавали природу тела и тонкости его пропорций. Обязательность преподавания в древних школах рисунка с натуры свидетельствует о серьёзности отношения к дисциплине. Сикионская школа рисования, к примеру, опираясь на научный метод, обучала премудростям дисциплины на природе. Дополняя опыт египтян, художники Античности посвятили свои исследования объёму и светотени. Эпоха же Римской империи запомнилась лишь эксплуатацией наработанных приёмов в технике рисунка, которые, к сожалению, растрачиваются в эпоху Средневековья. Пожалуй, настоящее пробуждение интереса к изучению проблем искусства и реалистическому рисунку началось в эпоху Возрождения. Заслуживает особого внимания факт появления в технике рисунка новых приёмов и новых материалов, таких как свинцовые и серебряные грифели, итальянский карандаш, мел, уголь, пастель, тушь, акварель, цветные чернила и белила. Став неким фундаментом для подавляющего большинства художественных школ, эти материалы и техники и сегодня успешно продолжают эстафету изучения и развития изобразительного искусства и, в частности, рисунка. Благодаря усилиям по обобщению практики преподавания рисунка, появился на свет трактат Л.Б. Альберти «Три книги о живописи», основные положения которого остаются актуальными и сегодня. Большим поклонником идеи применения теории в вопросах обучения слыл и Леонардо да Винчи. Наследие великих художников Возрождения предопределило возникновение и развитие системы академического образования. Рисунок, которому отводится основная роль, уже с XVII века является самостоятельной и самодостаточной дисциплиной в создаваемых государственных художественных заведениях и академиях художеств, где обучение осуществлялось на основе теории, от простого к сложному. В России таким центром педагогической и методической работы, где достаточно активно осуществлялось развитие методов изучения и преподавания рисунка, стала основанная в 1757 году Академия художеств, система образования которой выстраивалась на научно-теоретической основе с особым вниманием к вопросам методики преподавания. Золотыми буквами вписаны в историю развития Российской академической школы рисования имена замечательных педагогов А.П. Лосёнко и В.К. Шебуева. Чуть позже, при Императорской академии художеств, по причине острой нехватки преподавателей рисунка было учреждено специальное учебное педагогическое заведение, в стенах которого создавались программы и требования по рисунку для средних учебных заведений.
Очень много было сделано в этом направлении такими художниками и педагогами, как Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, а особенно - П.П. Чистяков, чьи размышления о пропедевтике в рисунке актуальны и сегодня.
Необходимо отметить, что ХХ век - это время формирования различных взглядов и мнений на преподавание рисунка, его формы и методы, цели и задачи, что поспособствовало упадку академической системы преподавания. На этом фоне открываются новые художественные факультеты, где наравне с практическими занятиями активно разрабатывается и сама методика преподавания рисунка. Сегодня художники и дизайнеры, следуя лучшим достижениям академического рисунка, привносят в своё творчество элементы новизны, дополняя его новыми техниками и материалами. Однако, при этом и в живописи, и в архитектуре, и в дизайне рисунок был и остаётся их фундаментом. Н.Н. Ростовцев в своё время отметил, что «С рисунка начинается всякое изображение формы...» [5, с. 3]. Само художественное мышление, являясь следствием последовательного анализа «формы явления, восприятия и изображения» и формирует собственно изобразительный процесс. Но, пожалуй, основное в процессе творчества, способствующее формированию в обучающемся истинного художника - это восприятие предмета через осознание формы и содержания, то есть сам предмет, его восприятие и последующее изображение.
Практика рисунка наших дней, её принципы основаны на реалистической школе академического рисунка. Это единая база для профессиональной подготовки студентов направлений «Изобразительное искусство» и «Дизайн». Понятие «академично» по определению Н.И. Кондакова - это «в высшей степени научно, на основе последних достижений науки» [4, с. 18]. Термин «ака-демизация» рассматривается как «необходимая сторона развития художественно-изобразительной культуры, связанная с сохранением и развитием наиболее совершенных традиций и образцов искусства и созданием на этой основе художественной школы, профессионального образования» [2, с. 200]. Понятие «академический» понимается как придерживающийся установленных традиций [1, 3]. Н.Н. Ростовцев акцентировал, что дисциплина «Академический рисунок» «раскрывает перед учащимися принципы построения реалистического изображения на плоскости и даёт художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы» [5, с. 10]. Пожалуй, самым универсальным инструментом на профессиональном поприще дизайнеров и художников, основой для их творческого роста является именно академический рисунок.
Необходимо отметить, что рисунок, являясь результатом процесса изучения предмета, построения композиции или создания эскиза под живопись, бывает не только вспомогательным, но и самостоятельным направлением в изобразительном творчестве, к примеру, иллюстрация, скетч, проектная и станковая графика. Большинство из этих направлений в виде произведений
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
прочно заняли своё достойное место в истории искусств. Однако, скетч, к примеру, в том числе и в технике шариковой ручки, как вид графического искусства в дизайне и художественном изобразительном творчестве заявил о себе лишь в 60-70 годах ХХ столетия. Внимание со стороны профессионалов к этому направлению и технике шариковой ручки растёт год от года, а значит, есть объективная необходимость освоения техники рисунка шариковой ручкой обучающимися.
Для решения различных творческих задач, как для профессионала, так и для начинающего художника или дизайнера, существенно важным есть момент выбора инструмента и материала, оптимально обеспечивающих качество в реализации творческих задач. На разных этапах развития человечества, а значит, и развития рисунка, люди творческих профессий использовали самые различные графические материалы. Пожалуй, самым известным и востребованным материалом для рисунка на протяжении вот уже не одной сотни лет является карандаш. Начиная с XIII века, он был «серебряным», «свинцовым», «итальянским» и только в XVI веке карандаш обрёл графитовый стержень.
Карандаш является универсальным инструментом для графических работ на бумаге разного тона и плотности. В современном исполнении он предлагается в виде грифеля без оправы, как цанговый и, конечно же, как классический карандаш в деревянной оболочке. Но ещё более замечательные (как тонально, так и линейно) возможности для работы на больших и очень больших форматах у угля. Его изготавливают для удобства в виде круглых стержней длиной 6-8 см и диаметром 5 мм. Он обеспечивает на бумаге глубокий матовый чёрный след, позволяет выполнять жирные и тонкие линии и штриховку, а также технологичен при выполнении техники растушёвки. Под стать углю и материал с красно-коричневатым оттенком - сангина, которая мастерски сочетается с ним в рисунке. Как и уголь, она удивительным образом растирается на бумаге и держит штрих. В эпоху Возрождения техникой рисунка сангиной гениально владели Леонардо да Винчи и Рафаэль, а в более поздний период - Ж. Шарден, П. Рубенс и А. Ватто.
Ещё один графический материал, расцвет которого наблюдался в конце XIX века, - это тушь-перо. Явление рисунка пером в качестве формы в изобразительном искусстве - явление молодое и оригинальное, поначалу ставшее массовым увлечением не только среди профессиональных художников, но и среди любителей. Потом появились восточная тушь Гохуа и специальная бумага к этой технике: Гу Сю, Ханси, Бункаси и Кодзоси. Сегодня, благодаря развитию современных технологий, для реализации творческих проектов у художников и дизайнеров появился целый арсенал графических материалов: фломастер, восковой карандаш, маркёр и шариковая ручка.
История шариковой ручки начинается с патента Джона Лауда от 30 октября 1888 года. Спустя почти тридцать лет изобретение было усовершенствовано Ван Вечтен Райзбергом, дополнено Джозефом Ласло Биро.
И только патент Марселя Бик 1953 года явил миру одноразовую модель шариковой ручки, мировой бестселлер «Bic Cristal». В России шариковые ручки появились в начале 60-х и вплоть до средины 70-х ощущался их дефицит.
Стоит отметить, что в художественной среде новый графический материал вызвал неподдельный интерес своей надёжностью и практичностью, и, конечно же, широкими графическими возможностями. Шариковая ручка как инструмент приглянулась дизайнерам, художникам- графикам и архитекторам. Они по достоинству оценили её технические возможности в линейном рисунке, тоновой графике и при создании широкой гаммы текстур. Рисунок в технике шариковой ручкой с успехом был опробован в таких направлениях графического искусства, как комикс, станковая графика и скетч. Можно с уверенностью говорить о первых пиках популярности этого инструмента в конце 80-х и 2000-х годов. Сегодня он очень востребован как в профессиональной среде дизайнеров, так и в творческой жизни художников. Процесс исследования возможностей техники шариковой ручкой продолжается.
Сегодня можно говорить о целой субкультуре вовлечённых в творческий процесс рисования шариковой ручкой, у которой есть свои виртуальные площадки, галереи и конкурсы. Это направление рисунка стало частью творческой жизни в студенческой среде будущих дизайнеров, архитекторов и художников. Шариковая ручка стала незаменима в проектной деятельности, скетчах и эскизах, что, с одной стороны, способствовало росту неподдельного интереса к инструменту со стороны обучающихся, а с другой - обеспечило ускоренное развитие этой техники рисунка как самостоятельного вида изобразительного искусства. Этому способствовало также дальнейшее совершенствование инструмента: изменение диаметра шарика в конструкции ручки, широкий выбор чернил, разнообразие дизайна самих ручек. Но, пожалуй, самое интересное в истории овладения этим инструментом - это осознание художниками, что его специфические особенности требуют и повышенного внимания. В первую очередь это обусловлено технологическими тонкостями шариковой ручки: дозированный объём подачи красящего материала предопределяет работу над небольшими графическими произведениями не монументального характера. Особое внимание при наложении тонов и оттенков требует от студентов овладение техникой перекрёстной и параллельной штриховки. Приветствуется в рисунке шариковой ручки абсолютное знание предмета изображения, а ещё лучше - рисунок по памяти или воображению, поскольку не допускается использование предварительного карандашного рисунка, по которому технологически невозможно качественно вести работу шариковой ручкой. Но, наверное, самое необычное и трудноисполнимое - это отказ от правок в процессе рисования в любом виде и на любом из этапов. Шариковая ручка - настолько тонкий и чувствительный инструмент, что реагирует на любую, даже самую незначительную, деформацию
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020
поверхности бумаги вследствие работы ластиком или любого другого корректирующего материала.
Важно понимать, что рисунок - это не только творчество в чистом виде, но и, собственно, само действо формотворчества, от начального эскиза до законченного образа. Поэтому, наравне с творческим воображением, одной из главных задач является выработка у студентов конструктивно-пространственного мышления. И в этой связи необходимо отметить, что попытка обучающихся решать творческие и технологические задачи для ускорения процессов моделирования и фиксации результата при помощи полного перехода на компьютерные технологии приводит ко многим потерям, как в области наработок рукотворного рисунка, так и в образном мышлении. Исключительность в развитии концептуально-логического и художественно-интуитивного подходов в деятельности профессиональных художников и дизайнеров принадлежит лишь живому рисунку. Только он, одновременно являясь и учебно-познавательным и творческим процессом, обеспечивает развитие фантазии, моторики, наблюдательности, координации глаз и рук, обогащает практические навыки, вырабатывает мастерство, формирует и развивает образное мышление. Не стоит забывать про систематичность занятий рисунком, а также по представлению и с натуры. И по праву «Академический рисунок», как дисциплина, всегда была и остаётся нерушимым базисом для изобразительной грамоты, а её изучение позволяет студентам освоить в совершенстве технические приёмы рисунка. Многое, конечно, в реализации творческих работ зависит и от культурно-художественного уровня обручающегося. В целом, необходимо понимать, что рисунок - это процесс длительного исследования натуры, её анализ, последовательные этапы построения объекта изображения, а также не менее ответственное завершение работы с максимальной реализацией поставленной творческой задачи. Для такого рисунка апробированы классические материалы: сангина, уголь, грифель и сепия. Обязательным дополнением к этому подбору материалов является ластик. Основные подходы к академическому рисунку и рисунку в технике шариковой ручки очень близки, однако есть технологические особенности, а также стилистические, обусловленные современными требованиями рынка услуг. Цифровые технологии, предлагая широкий выбор современных инструментов, бесспорно, с одной стороны, облегчают труд, но с другой - способствуют возникновению новых трудностей. Глобальная экономика, политика и культура провозглашают новые требования и вызовы к системе обучения будущих специалистов. Художник и дизайнер, обладающие навыками рисунка в технике шариковой ручки, имеют преимущество перед цифровиками в более продуктивной визуализации идей в виде скетчей и эскизов за короткий промежуток времени. Сегодня это определяющее творческое преимущество, позволяющее
исследовать и визуализировать при помощи шариковой ручки достаточный объём идей и форм за день.
Суммируя всё выше изложенное, отметим, что, не смотря на почти полувековую историю рисунка в технике шариковой ручки, его успешную реализацию в художественном творчестве и дизайн-проектировании, сегодня в России не уделяется достаточного внимания целенаправленному формированию у студентов навыков выполнения рисунка в технике шариковой ручки. Этот графический материал пока не рассматривается в виде спецкурса, интегрированного модуля в обучении дизайнеров и художников. К примеру, академический рисунок для студентов направления «Дизайн» излишне академичен и не связан технологически с дизайн-проектированием. Поэтому задача уточнения особенностей рисунка, разработки содержания и методики обучения технике шариковой ручки как никогда актуальна. При этом, необходимо сохранение неразрывной связи двух рисунков, академического и шариковой ручкой, подчёркивая их общность и уделяя должное внимание отличительным особенностям. В образовательном процессе, формируя содержание обучения, очень важно установить и сохранить наличие логических связей между рисунком шариковой ручкой, «Академическим рисунком» и дисциплинами «Проектирование» и «Пропедевтика». Рисунок есть важнейшее изобразительное средство творческого метода дизайнера для максимально эффективного проектирования. Являясь основой изобразительного искусства, академический рисунок объединил всё в одно целое: проектную и станковую графику, фалеристику и скульптуру, живопись и монументальное искусство. Растворяясь в каждом из направлений, сохраняя себя, рисунок явил себя как инструмент в каждом из них. Может и поэтому, овладение различными приёмами рисунка есть залог успешности в дизайн-проектировании и художественном творчестве. Изменение содержания образования, а также форм и методов в концепции учебных заведений с оглядкой на социально-экономические процессы, есть хороший тренд как для системы, так и для будущих художников и дизайнеров. Академический рисунок сегодня и методика его преподавания, являясь естественным базисом в усвоении знаний и навыков, как некий маятник, преодолевающий путь от академической универсальности к узконаправленности, всё увереннее движется в сторону подготовки дизайнеров самого широкого профиля. Игнорирование этой тенденции в учебном процессе фактически лишает будущих специалистов полноценного участия в конкурентной борьбе среди профессионалов. Рисунок же шариковой ручкой, освоение его техники и приёмов благоприятствует дальнейшему творческому совершенствованию обучающихся, способствует росту универсальности и развитию их мастерства.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Библиографический список
1. Арсланов В. Г. Пластические искусства / В. Г. Арсланов, В. В. Ванслов, О. Б. Дубова. М. : Пассим, 1995. 154 с.
2. Гладышев Г. М. Академический рисунок как основа искусства дизайнера и архитектора. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 5 (180). С. 199-205.
3. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты : в 2 т. / пер. Ц. Г. Нессельштраус, ред. пер. Н. И. Филичева. Л., М. : Искусство, 1957. Т. II. 256 с.
4. КондаковН. И. Логический словарь-справочник. М. : Наука, 1975. 720 с.
5. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок : учебник для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. М. : Просвещение, Владос, 1995. 340 с.
References
1. Arslanov V. G. Plastic arts / V. G. Arslanov, V. V. Vanslov, O. B. Dubova. M. : Passim, 1995. 154 p.
2. Gladyshev G. M. Academic drawing as the basis for the art of designer and architect. // Vestnik of Orenburg State University. 2015. № 5 (180). Pp. 199-205.
3. Durer A. Diaries, letters, treatises : in 2 t. / translation C. G. Nesselstrauss, translation editor N. I. Filicheva. L., M. : Art, 1957. T. II. 256 p.
4. Kondakov N. I. Logical dictionary and reference book. M. : Nauka, 1975. 720 p.
5. Rostovtsev N. N. Academic drawing : a textbook for students of art-graphic faculties of pedagogical institutes / N. N. Rostovtsev. M. : Prosveshchenie, Vlados, 1995. 340 p.