202//2 ■
УДК 741.021.2
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ У ДИЗАЙНЕРОВ-ГРАФИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ СКЕТЧИНГА
ремя перемен в экономике, технологиях и коммуникациях предъявляет системе высшего образования новые требования, связанные с изменением содержания, методов и принципов обучения. Все большее внимание уделяется динамике преобразований, «приоритетом является становление компетентного, высококвалифицированного специалиста, освоившего свою специальность, и способного ориентироваться в смежных областях деятельности» [7, с. 388], что обуславливает актуальность усовершенствования способов подготовки будущих дизайнеров, способных одерживать победу в конкурентной борьбе. Конкурентоспособность будущего графического дизайнера-графика представляет собой инте-гративную характеристику, которая отражает его «способность соответствовать современным требованиям социального заказа к качеству профессиональной деятельности дизайнера-графика, обеспечивающая востребованность на рынке труда» [8, с. 38].
Современные выпускники уже сегодня должны соответствовать новым требованиям рынка труда. Все большее значение приобретает развитие у обучающихся креативности, ряда навыков для повышения эффективности деятельности, способности комплексного подхода к решению различных задач и генерации большого количества идей. Развитие этих навыков будет способствовать положительной динамике в различных аспектах творческой деятельности.
Цель настоящего исследования - изучение актуального состояния и обоснование интеграции скетчинга в процесс художественно-графической подготовки студентов-дизай-
ш
неров для развития у них конкурентных преимуществ в области дизайн-проектирования.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития у обучающихся ряда навыков, способствующих повышению их творческой эффективности и профессионализма.
Важность развития у будущих дизайнеров навыков владения скетчингом со всем его многообразием возможностей продиктовано самой технологией проектирования, а также востребованностью на рынке услуг. Перед дизайнерами стоит непростая задача как сохранения, так и творческого осмысления и развития лучших традиций русского изобразительного искусства с использованием новых технологий, что предполагает высокий уровень овладения техникой рисунка как основы изобразительного творчества. По словам Микеланджело, «рисунок <...> есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки» [4, с. 197].
В большинстве учебных программ по академическому рисунку слабо представлены связи с другими дисциплинами, призванными сформировать у будущих дизайнеров ряд профессиональных навыков в области современного дизайн-проектирования. Остается актуальным вопрос о взаимозависимости академического рисунка и скетчинга. Весомый вклад в развитие современных подходов к овладению навыками скетчинга, изучение его влияния на профессиональный рост и развитие конкурентных преимуществ специалистов внесли отечественные и зарубежные исследователи: Г. Б. Бархин, С. Г. Ажгихин, И. В. Алексеева, К. Г. Зайцев, М. А. Репинцев, С. А. Лобанова, М. В. Филатова, М. Роуди. В своих исследованиях они убедительно продемонстрировали актуальность развития навыков скетчинга, способствующих визуализации творческих идей, креативности и проектного мышления. К примеру, Б. Г. Бархин писал, что ценность исполнения таких быстрых набросков состоит в том, что «они дают возможность не только фиксировать уже осоз-
нанный компонент проектного действия, но и получить новый материал для умственных построений» [2, с. 35]. В своих рассуждениях С. Г. Ажгихин акцентирует внимание на том, что в процессе такой работы «формируются знания и умения, требующие определенного уровня функционирования системно-вариативного мышления, а также совершенствуются знания, умения и вырабатываются навыки композиционно-вариативной деятельности [1]. По определению М. Роуди, метод скетчинга, являясь базовым при изучении таких дисциплин, как «Пропедевтика», «Проектирование», рассматривается как различного рода визуальные заметки, которые могут включать в себя рукописный текст, схемы, рисунки, изобразительные элементы [5]. Целью освоения обучающимися быстрого рисунка, скетчинга, является развитие специфических навыков и способностей, которые позволяют создавать высокохудожественные произведения проектной и станковой график, иллюстрации. Будущий дизайнер должен владеть полным набором технических приемов скетчинга, а также быть осознанным в процессе творчества, что достигается за счет освоения всей гаммы материалов, используемых в скетчинге.
«Быстрый рисунок», а именно так переводится с английского языка «Sketch», транслирующий главную мысль или идею проекта, предполагает и соответствующий «быстрый» и технологичный набор инструментов. Для работы, как правило, используют как классические образцы графических материалов, такие как карандаши разной степени твердости, пастель, уголь, акварель, так и целую гамму современных материалов. К ним можно отнести шариковую ручку, линеры, ручки-кисти, маркеры, фломастеры, гелиевые ручки разных толщин. Такое обилие графических материалов позволяет максимально творчески подходить к скетчингу, который за последние годы сформировал несколько разновидностей.
Архитектурный скетчинг - это главный инструмент архитектора на этапе разработки концепции, позволяющий наглядно изобра-
зить архитектурные ансамбли, здания, объёмно-декоративные конструкции.
Промышленный скетчинг - главный инструмент дизайнеров в проектировании предметного мира.
Ландшафтный скетчинг - как правило, цветные наброски растений и парковой архитектуры.
Интерьерный скетчинг - зарисовки внутреннего пространства строения с передачей текстур, декоративных элементов, вариантов освещения.
Иллюстративный скетчинг - дневник зарисовок и эмоций с более подробной проработкой деталей.
При всем многообразии скетчинга он является универсальным практическим профессиональным инструментом для перевода реалистического объекта в стилизованное двухмерное изображение. Это можно проследить в скетчах и набросках, где линия формирует объемы и окружающее их пространство, определяет понимание сущности изображения. Приемы и навыки выполнения быстрого рисунка обеспечивают гармоничный переход от пространственного мира к стилизованно-обобщенному. Этот метод является более трудоемким, нежели рисунок карандашом, а также «позволяет нагляднее продемонстрировать уровень техники и знаний художника, так как свойства материала принуждают работать без исправлений, наверняка» [3, с. 62]. Работы, выполненные маркерами, фломастерами или гелиевой ручкой, более устойчивы к истиранию, чем созданные карандашом.
Сегодня многие обучающиеся, следуя модному тренду, стремятся заменить в технологии проектирования скетчинг на бумаге на зарисовки в графических редакторах. Однако при таком необдуманном подходе у них «не возникает желания применять в проекте приобретенные ранее собственные профессиональные навыки в графическом искусстве. В результате как художник-график он теряет необходимую в таком деле практику, а с ней и профессиональные навыки» [6, с. 337]. Бесследно могут исчезнуть навыки рукотворного изображения, значение которого не заменит
ни один технический прогресс. Ведь в деятельности дизайнера главенствующую роль занимают художественно-интуитивный и концептуально-логический подходы, что может быть обеспечено лишь живым рисунком. Дизайнер, владеющий скетчингом, может визуализировать большее количество идей за короткое время, быстро и профессионально решить поставленные творческие задачи по сравнению с аналогичной работой с использованием цифровых технологий, что является не только неоспоримым фактом, но и явным конкурентным преимуществом. Но главное состоит в том, что скетчинг - это не обилие изображений в короткие сроки, а принцип осуществления профессиональных проектных решений, что особенно важно в дизайн-проектировании, процесс которого включает незыблемые четыре этапа. И что особенно важно, в трёх из них процесс проектирования не представляется возможным без владения навыками скетчинга. На первом этапе пред-проектных исследований, в процессе изучения технических и технологических аспектов, работы с архивами и натуральными исследованиями, скетчинг по М. Роуди, похожий на заметки, схемы, рукописный текст, является безальтернативным инструментом реализации дизайн-проектирования. На втором этапе разработки общих принципов концептуального решения, где необходимо проработать структуру, компоновку, формообразование, стилистику проектируемого объекта, только профессионал, владеющий скетчингом, может обеспечить объемы и вариативность этого процесса. Третий этап, при котором осуществляется более детальная проработка форм, эргономики, сравнительный анализ вариантов и выбор основного, только скетчинг обеспечивает решение (объемное и временное) поставленной задачи. И это называется культурой проектирования, основной элемент которой - скетчинг - не получил своего достойного места в образовательном процессе. Налицо явное противоречие между запросами обучающихся с формирующейся культурой проектирования и нехваткой технологий, которые бы смогли обеспечить дол-
жный уровень развития этой культуры в процессе проектирования.
Обучение рисунку будущих дизайнеров носит характер академичности, недостаточно связано с реализацией основных аспектов предстоящей профессиональной деятельности. Приобретает актуальность дальнейшая разработка содержания и методики обучения скетчингу. Важно выстраивание связей скетчинга с такими дисциплинами, как «Академический рисунок», «Проектирование», «Пропедевтика», поскольку рисунок - это важное изобразительное средство творческого метода дизайнера, позволяющее максимально эффективно решать различные проектные задачи. Владение различными приемами рисования позволит выпускникам одерживать победу в конкурентной борьбе при прочих равных условиях, оставаться востребованными специалистами, готовыми к сложным вызовам современности.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрен вид актуального графического рисунка - скетчинга как основа профессиональной подготовки студентов-дизайнеров. Предлагаемый вид рисунка представляет собой основу для устранения противоречий между требованиями рынка труда к специалистам в сфере дизайна, всесторонне подготовленных к активной творческой деятельности, и отсутствием программ специальной художественно-графической подготовки студентов-дизайнеров при изучении учебных дисциплин, направленных на развитие навыков в области дизайн-проектирования.
Ключевые слова: современное образование, образовательный процесс, скетчинг, навыки скетчинга, конкурентные преимущества.
SUMMARY
The article considers a type of actual graphic drawing sketching as a basis for professional training of design students. The proposed type of drawing represents the basis for eliminating the contradictions between the requirements of the labor market for specialists in the field of design, comprehensively prepared for active creative activity, and the lack of special programs of artistic and graphic training of design students in
the study of academic disciplines aimed at the development of skills in the field of design-projecting.
Key words: modern education, educational process, sketching, sketching skills, competitive advantages.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ажгихин С. Г. Активные методы обучения проектированию в графическом дизайне // Преподаватель XXI век. - 2010. -№ 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ aktivnye-metody-obucheniya-proektirovaniyu-v-graficheskom-dizayne.
2. Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования. - М.: Стройиздат, 1982. -224 с.
3. Кичигина А. Г. Современные художественные материалы в академическом рисунке // Проблемы академического рисунка в современной системе образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24-28 окт. 2016 г., г. Омск / Омск. гос. технич. ун-т, Институт дизайна и технологий. - Омск: ОмГТУ, 2016. - С. 58-68.
4. Мастера искусства об искусстве. - М.: Искусство, 1966. - Т. 2. - 398 с.
5. Роуди М. Визуальные заметки: иллюстрированное руководство по скетчноутингу; пер. К. Наумов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 224 с.
6. Хворостов А. С. Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - С. 336-339.
7. Чвала М. С. Профессиональная компетентность как основа высокой конкурентоспособности специалиста в области графического дизайна // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - 2015. - № 46. - Ч. 1. -С. 387-392.
8. Чвала М. С. Формирование конкурентоспособности будущих бакалавров в области графического дизайна: дис. ... канд. пед. наук. - Ялта, 2019. - 219 с.
А. А. Лаба
УДК 378.147:78
ФОРМИРОВАНИЕ ХОРМЕЙСТЕРСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИРИЖИРОВАНИЮ
о
ажным вопросом в подготовке будущих учителей музыки общеобразовательных учреждений является формирование хормейстерских навыков, необходимых для организации школьных хоровых коллективов. Одним из важнейших аспектов такой подготовки является освоение элементов общения с учащимися, которые включают владение дирижерским жестом, управление певческим процессом, корректировку вокальных действий в ходе коллективного звучания хорового произведения.
Учитель музыки в общеобразовательной школе должен владеть приемами дирижирования школьным хором. В этой связи освоение учебной дисциплины «Дирижирование и чтение хоровых партитур» является составной частью базовой профессиональной подготовки. В ходе формирования знаний по данному курсу, обучающиеся интегрируют информацию, полученную ими в ходе изучения дисциплин «Сольфеджио и теория музыки», «Специальный инструмент, аккомпанемент», «Вокальная подготовка», «Анализ музыкальных произведений», «История музыки (зарубежной, отечественной)». Вместе с этим изучение данной дисциплины является основой для последующего освоения курсов «Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательных учреждениях», «Хороведе-ние и методика работы с хором», «Учебная практика исполнительская», «Производственная практика педагогическая».
Работа дирижера-хормейстера трактуется как один из сложнейших многофункциональных видов музыкально-исполнительской деятельности. В качестве «инструмента» дири-