были обусловлены не только культурными и социальными, но, в значительной степени, и политическими факторами. С одной стороны, это влияние на китайский кинематограф более передового западного кино, что выразилось в широком спектре реализации - от низкопробного подражания, до создания собственных шедевров по канонам европейского и американского киноискусства. С другой, воздействие японской киноиндустрии и развитие идей паназиатизма. Третья тенденция связана с патриотическим движением в борьбе китайского народа с иностранным засильем и прямой агрессией. Наконец, последняя, и уверенно набиравшая обороты в 1930-х - 1940-х годах, тенденция склонения китайского киноискусства в сторону левых, революционных взглядов. Вышеопределенные тенденции являлись серьезными факторами, направленными на формирование мировоззрения людей, что оказывало существенное влияние на развитие политических, культурно-образовательных и экономических процессов в Китае того времени. Образование КНР 1 октября 1949 г. окончательно закрепило победу левого кино в дальнейшем развитии китайского кинематографа на следующие пол столетия.
Литература и источники
1. Непомнин О.Е. История Китая: ХХ век. М., 2011.
2. Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. М., 1973.
3. Торопцев С.А. Очерки истории китайского кино 1896 - 1966. М., 1979. С. 15.
4. Торопцев С.А. Трудные годы китайского кино. М., 1975.
5. Садуль Ж. Обзор кинематографии Азии и Африки (глава IX) / Всеобщая история кино. Т. 6., М., 1963.
References and Sources
1. Nepomnin O.E. Istoriya Kitaya: HKH vek. M., 2011.
2. Samoe vazhnoe iz vsekh iskusstv. Lenin o kino. M., 1973.
3. Toropcev S.A. Ocherki istorii kitajskogo kino 1896 - 1966. M., 1979. S. 15.
4. Toropcev S.A. Trudnye gody kitajskogo kino. M., 1975.
5. Sadul' ZH. Obzor kinematografii Azii i Afriki (glava IX) / Vseobshchaya istoriya kino. T. 6., M., 1963.
КАРЕВ БОРИС АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин ДВЮИ МВД России, Хабаровск (karevdok.27@mail.ru). ШАН ШАН - аспирант Тихоокеанского государственного университета Россия (7176792@qq.com). KAREV, BORIS A. - Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of social, humanitarian and economic disciplines of the Far Eastern Law Institute of Internal Affairs of the Russian Federation, Khabarovsk SHANG, SHANG - Ph.D. student, Pacific national University Russia, Khabarovsk.
УДК 372.874
АФАНАСЬЕВА Т.С., БАРЦИЦ Р.Ч. РОЛЬ СКЕТЧЕЙ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ
ФАКТОР ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ
Ключевые слова: скетч, подготовительный материал, дисциплина «академическая живопись», учебный план, средний балл успеваемости, дизайн.
В статье говорится об упражнение скетч, главная цель которого развить воображение и собственное творчество студента. Зарубежные источники предлагают методику преподавания скетчей, как необходимый элемент подготовки дизайнеров. Скетчи являются новым видом подготовительного материала, в котором ценится индивидуальность. Цель скетча - развить воображение и собственное творчество студентов, что является профессиональной компетенцией в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Техника выполнения скетчей эффективно влияет на обучение студентов-бакалавров (средний балл успеваемости) и получение необходимых профессиональных компетенций, которые указаны в государственных образовательных стандартах. Скетчи позволяют развиться компетентному потенциалу студентов.
AFANASYEVA, T.S., BARZIZ, R.Ch. THE ROLE OF SKETCH IN THE ACADEMIC PAINTING AS AN ESSENTIAL FACTOR IN THE
TRAINING OF DESIGNERS
Keywords: sketch, preparatory material, the subject "academic painting", curriculum, the average score academic performance, design.
The article talks about the sketch exercise, the main purpose of which is to develop the imagination and the student's own creativity. Foreign sources offer a technique for teaching sketches, as an indispensable element of training designers. Sketches are a new kind of preparatory material, in which individuality is valued. The purpose of the sketch is to develop the imagination and own creativity of students, which is a professional competence within the framework of federal state educational standards. The technique of sketching effectively influences the training of bachelor students (average score of achievement) and the acquisition of the necessary professional competencies, which are specified in the state educational standards. Sketches allow developing the competent potential of students.
Термин CKeT4 актуален сегодня, как отдельный вид искусства. Им интересуются как художники, так и простые люди. Существует много современных художников, которые посвятили себя быстрому рисунку. В их числе, например, George Cwirko, Ximena Arias, John Fenerov, Rohan Sharad Dahotre, Diana Kuksa, Stina Persson, Andi Soto и мноие другие. [1] В таких работах отмеченные выше и многие другие художники стремятся передать эмоции и динамику, свое внутреннее я.
В России тема скетчей тоже является актуальной. На сегодняшний день существует множество дистанционных курсов по этой теме. Задача педагога таких курсов, на наш взгляд, найти баланс между академизмом и современными стилями искусства.
В.С. Кузин в своей книге «Наброски и зарисовки» и Ю.М. Тютюнова в монографии «Пленэр: наброски, зарисовки, этюды» рассматривают основы выполнения любого подготовительного этапа на основе академических законов. Современные скетчи включают себя новые веяния искусства, поэтому в них академизм отходит на второй план. В упражнениях скетча и любых набросках развиваются все необходимые навыки и умения для будущего художника или дизайнера, но свободолюбивые скетчи интенсивнее развивают воображение и собственное творчество, это их главная цель. Проблема индивидуальности в искусстве одна из самых центральных, поэтому скетч актуален на рынке искусств.
Что необходимо современному студенту в художественном ВУЗе, например, в МГОУ на факультете изобразительного искусства, кафедра живопись. В рамках дисциплины «Академическая живопись» прописаны четкие компетенции, например, ОПК-2 владение основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями и другие. Именно в скетче можно создать необычную цветовую композицию, которая будет основана на эмоциях творца. Студенты не боятся экспериментировать цветовой гаммой в быстром скетче.
Основа современного дизайна строится на понятие скетча, то есть наброска будущего продукта. В рамках дисциплины «Академическая живопись» в виде самостоятельной работы студенты начиная с первого курса должны научиться их выполнять на высоком уровне. Именно подготовительный этап показывает заказчику будущий проект, то как он будет выглядеть, например, макет сайта, изделие продукта, или набросок будущего ландшафта. В современном искусстве возникло новое направление фэшн иллюстрация не только, как «подготовительный скетч, но законченное произведение искусства. [4]
В МГОУ направление подготовки «54.03.01 Дизайн» делится на: графический дизайн, дизайн костюма и средовой дизайн. Для каждого профиля подготовки существуют разные типы скетча.
В зарубежной педагогике понятие скетчей уже включено в учебный план подготовки дизайнеров, например, Koos Eissen является доцентом в Технологическом университете Делфта и преподает занятия по рисованию на факультете промышленного проектирования с акцентом на скетче. В его книгах показаны наглядные упражнения для промышленных и графических дизайнеров. Существует много зарубежных учебников на тему скетча, например, Sarah Simblet "Sketchbook for artists", Jeff Mellem "Sketching People: Life Drawing Basics", Thomas C. Wong "Sketch markers", Helen Birch "Freehand: Sketching Tricks and Tips Drawn From Art" и мное другие. [2]
В современных скетчах главная задача не найти нужную форму объекта, а поиск идеи или, как их называют в зарубежных пособиях, Идеологические скетчи. Ставятся такие
вопросы при выполнении такого наброска: Что клиент хочет? Кто это? Какие я могу использовать ресурсы? Что конкретно нужно сделать? [3]
Еще один тип исследовательские скетчи. Их ценность заключается в исследовании той или иной проблемы. В них главный приоритет состоит в том, чтобы найти общую идею для самого себя. Такой тип скетчей используется, например, в МГОУ. Студенты-дизайнеры МГОУ (первый курс бакалавриат) выполняли скетчи натюрморта, который выполнялся в аудитории по учебному плану дисциплины. Данный этап работы в виде подготовительного материала показал исследовательскую работу, а именно, по направлениям - тема, идея, композиция. Студенты были ограничены одним цветом (Гризайль - вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого). Благодаря данному упражнению, студенты решают задачу тона [5].
Следующий этап - объяснительные скетчи. На данном этапе решаются проблемы формы и структуры скетча. Студенты после выполнения гризайли делали такой же набросок, но в цвете. Такие скетчи должны быть понятны всем зрителям, то есть доносить авторские идею и замысел без дополнительных пояснений. Выполнение такого этапа работы необходимо для дизайнеров, потому что клиент будет судить профессиональные навыки по таким скетчам.
В дизайнерской отрасли следующий этап уже происходит с помощью САО-программы и 3Б эскизирование. Процесс проектирование становится приоритетным, но перед ним всегда идут 2Б наброски. Важна сама суть создание скетча, материал исполнения отходит на второй план. Эскизы имеют определенные бесценные и эксклюзивные характеристики, которые выражают художественный вкус, которого трудно достигнуть в 3Б передачи. [2]
Для студентов после выполнения исследовательского скетча и объяснительного скетча предстояла задача выполнить натюрморт в академическом стиле, основываясь на полученных наработках в подготовительном материале.
В рамках дисциплины «Академическая живопись», с учетом требований ФГОС ВО и в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которую ориентирована программа, программа включает художественно-просветительскую деятельность. Один вид деятельности - это развитие собственного творческого потенциала и профессионального мастерства. Студенты в рамках дисциплины должны быть просвещены, зачем делать скетчи. Благодаря такому упражнению развивается художественное (абстрактное) мышление, которое необходимо дизайнерам. Рост профессионального мастерства невозможен без первого этапа - подготовительного (исследовательского). Благодаря скетчу развивается одна из основной компетенции - ОК - 1 способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.
Целью освоения дисциплины «Академическая живопись» является овладение основами письма в технике реалистической живописи и создание профессиональных работ через формирование у студентов необходимого фундамента знаний, умений и навыков [6]. Задачи дисциплины:
1. Дать профессиональные знания будущему бакалавру, дизайнеру;
2. Подготовить к самостоятельной творческой работе;
3. Сформировать общую культуру учащихся;
4. Развить творческие способности учащихся в области живописи;
5. Формировать мировоззрение будущего бакалавра, художника-дизайнера;
6. Воспитать гражданина, патриота Родины;
7. Научить анализу собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.
В учебном плане дисциплины «Академическая живопись» не предусмотрена самостоятельная работа. Студенты должны быть мотивированы сами работать над подготовительным материалом, потому что навыки скетча пригодятся для работы
дизайнером в будущем. Обучающиеся должны поставить перед собой цель получить необходимые навыки, знания и умения для будущей профессии дизайнера и достичь ее можно с помощью скетча в том числе. Проведя педагогический эксперимент, нами было выявлено, что без набросков у студентов конечный результат получался хуже. Заданные критерии оценивания для самостоятельной работы:
• Композиция;
• Колористическое решение;
• Грамотность построения;
• Эстетика;
• Тоновое решение.
Оценивание результатов педагогического эксперимента проведится на просмотре студенческих работ комиссией, состоящей из педагогов кафедры живопись и заведующего кафедрой. Студенты показывают все работы, выполненные по художественным дисциплинам, сделанные за семестр. Если обучать студентов первого курса, то эффект будет постепенный [7, с. 240]. К третьему курсу можно понять насколько эффективным было обучение скетча.
Результаты говорят, что средняя успеваемость группы возрастает с выполнением именно подготовительного материала.
Таблица 1
Средний балл успеваемости дисциплины «Академическая живопись» _Данные летней сессии 2017 года._
2 курс 3 курс 3 курс Декоративно
Декоративно Дизайн прикладное
прикладное костюма искусство
искусство
Средний балл группы за 57 баллов 81 балл 79 балла
дисциплину «Академическая
живопись»
Процент студентов, которые 15 % 100% 85%
сделали скетчи
Процент студентов, которые 7% 0% 50%
сделали длительные
самостоятельные работы
Поскольку просмотр проводится сразу у всего курса, члены комиссии имеют возможность непосредственно перед началом аттестации осмотреть всю экспозицию, выделив лучшие и худшие работы. Оценивание студенческих работ проводится по рейтинговой 100-балльной системе с последующим переводом оценки в пятибалльную:
100-81 баллов дают оценку «отлично». Работы студента отличаются грамотностью композиционного, конструктивного построения, колористически правильны. Студент умеет правильно передавать пропорции, форму, объем изображаемых объектов, их пространственное положение и материальность. Работы эстетичны и производят стойкое эмоциональное воздействие на зрителя. На просмотре студенты должны предоставить подготовительный материал. Только студенты дизайнеры имеют «отличный» средний балл.
Третий курс дизайн костюма показал лучший средний балл по сравнению с направлением подготовки 54.03.02 декоративно прикладное искусство и народные промыслы третьего курса. В таблице 1 приведен пример второго курса направления декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Данная группа не делала самостоятельную работу по желанию, что тотально отразилось на среднем балле успеваемости.
Подведя итог, можно сделать вывод, что любой подготовительный матерел отразится на повышении средней успеваемости группы. Благодаря скетчам развиваются необходимые
профессиональные навыки, знания и умения по дисциплине «Академическая живопись». Также стоит отметь междисциплинарные связи. В зависимости от направления подготовки, следует изменить тему скетчей, но на первом курсе у подготовительного материала другая задача.
Первый курс только начинает ориентироваться в понятиях скетча, таких как тон, композиция, идея, тема, форма и так далее. Все эти понятия переносятся и в длительную аудиторную работу. [8, с 90] Студенты могут потеряться в таком разнообразии задач. На первом курсе бакалавриата студенты все еще думают, какое направление подготовки выбрать, поэтому нецелесообразно дать узкие темы. Дисциплина «Академическая живопись» имеет четкий собственный учебный план. Для первого курса стоит задача выполнить три натюрморта (в теплой гамме, холодной и контрастный). Исходя из данных задач, скетч играет вспомогательную роль в достижении цели.
Для ясности задач скетча была проведена беседа во время промежуточного простора. Данный контроль помогает студентам оценить всю проделанную работу в рамках дисциплины «Академическая живопись». Студенты показывают аудиторные работы и скетчи. На промежуточных просмотрах использовались технологии педагогического общения при которых, не только преподаватель комментировал работы студентов, но и студенты занимали активную позицию. Коммуникация представляла собой общение между педагогом и студентами и студентами между собой. Во время беседы студенты вслух проговаривали, какие критерии должны были быть применены. Данное оценивание совпадает с критериями, предъявляемыми и к длительной работе.
Критерии оценивания скетчей на промежуточном просмотре:
• колористическое решение;
• композиционное построение;
• эстетика художественного исполнения;
• сила и качество эмоционального воздействия работы.
Во время беседы студенты учились анализу и самоанализу, а именно нужно было решить, что в скетче другого студента хорошо и плохо, что нужно поправить. Данная технология общения эффективно закрепляет полученные знания.
Благодаря технологии педагогического общения развивается аналитический скетч. В процессе работы над ним развиваются самоанализ и мышление студента. Художник может работать быстро, изображая спонтанные бессознательные образы. Благодаря пониманию цели и задач скетчинга происходит более серьезное продумывание темы и композиции. При работе над сложной композицией из нескольких предметов развивается самоанализ, следовательно, такие скетчи можно назвать аналитическими, то есть продуманными. Студенты используют индукцию и дедукцию, то есть идут от общего к частному и наоборот.
Студенты, работая над скетчем, имеют возможность выбрать масштаб и формат. Работая в аудитории, студенты ограничены планшетом, в отличие от скетча. Если мы рассмотрим масштаб подготовительного этапа, то можно понять, что между планшетом и наброском должны быть одни и те же соотношения. В независимом скетче студенты отталкиваются от композиции. Данный выбор формата обсуждается в беседе.
Вывод заключается в том, что скетчи являются новым видом подготовительного материала, в котором ценится индивидуальность. Цель скетча - развить воображение и собственное творчество студентов, что является профессиональной компетенцией в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. В рамках дисциплины «Академическая живопись» скетчи смотрятся органично, потому что происходит соединение двух методов преподавания «геометрального» и «натурального». Студенты, безусловно, должны владеть не только основными законами живописи, которые формулировались веками. Но и современные тенденции тоже должны быть учтены. Оригинальность творчества в данном случае состоит в том, что оно востребовано рынком искусства, особенно в сфере дизайна. ВУЗы должны вводить инновации, которые улучшают качество
обучения. Упражнение скетч улучшает средний балл группы, что является положительном моментом в обучении.
Литература и источники
1. Olofsson Erik, Sjolen Klara Design Sketching [Электронный ресурс]. URL: http://www.student-resource-jaime-treadwell.com/basic_sketching-for%20the%20industrial%20designer.pdf (Дата обращения: 16.11.2017).
2. Koos Eissen, Roselien Steur, Sketching - The Basics, publisher: BIS Publishers B.V, 2011.
3. Klara, Sjolen, Erik, Olofsson, Design Sketching. publisher: Keeos Design, 2005.
4. Дирксен Джули, Искусство обучать: как сделать любое оучение нескучным и эфективным / пер. с англ. Ольги Долговой. М.: Манн, Иванов и Фебер, 2017.
5. Кузин В.С. Рисунок: наброски и зарисовки: учеб.пособие для вузов 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2013.
6. Ломов С.П. Живопись. М.: Агар, 2008.
7. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 2010.
8. Тютюнова Ю. М. Пленер: наброски, зарисовки, этюды: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015.
References and Sources
1. Olofsson Erik, Sjolen Klara Design Sketching [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.student-resource-jaime-treadwell.com/basic_sketching-for%20the%20industrial%20designer.pdf (Data obrashcheniya: 16.11.2017).
2. Koos Eissen, Roselien Steur, Sketching - The Basics, publisher: BIS Publishers B.V, 2011.
3. Klara, Sjolen, Erik, Olofsson, Design Sketching. publisher: Keeos Design, 2005.
4. Dirksen Dzhuli, Iskusstvo obuchat': kak sdelat' lyuboe ouchenie neskuchnym i ehfektivnym / per. s angl. Ol'gi Dolgovoj. M.: Mann, Ivanov i Feber, 2017.
5. Kuzin V.S. Risunok: nabroski i zarisovki: ucheb.posobie dlya vuzov 2-e izd., stereotip. M.: Akademiya, 2013.
6. Lomov S.P. ZHivopis'. M.: Agar, 2008.
7. Rostovcev N.N. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva v shkole. M.: Agar, 2010.
8. Tyutyunova YU. M. Plener: nabroski, zarisovki, ehtyudy: Uchebnoe posobie dlya vuzov. M.: Akademicheskij proekt, 2015.
АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА - ассистент кафедры живописи, аспирант, Московский Государственный Областной Университет.
БАРЦИЦ РАУФ ЧИНЧОРОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна Московского государственного областного педагогического университета.
AFANASYEVA, TATYANA S. - assistant, Department of painting, Ph.D. student, Moscow State Regional University (TatianaAfa1992@yandex.ru)
BARZIZ, RAUF Ch. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of design, Moscow State Regional Pedagogical University (r.barziz@mail.ru).
УДК 371.134:7
ЧАЙКА Н.М., ЧВАЛА М.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ
Ключевые слова: индивидуальность, педагог-художник, психолого-педагогические условия, методика преподавания, профессионализм, формирование.
В статье описаны результаты исследования формирования профессиональной индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства: уточнен термин «профессиональная индивидуальность», разработана модель системы формирования с учетом необходимых условий, охватывающая все структурные составляющие становления личности будущего педагога-художника, разработано методическое обеспечение. Для реализации цели и задач исследования предложены следующие теоретико-методологические основы: определение психолого-педагогических условий формирования индивидуальности, инновационные методики, подходы к преподаванию художественных дисциплин. Апробация модели системы формирования профессиональной индивидуальности проходила на базе Гуманитарно-педагогической академии (филиала) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего заведения «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского» в г. Ялте, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», опубликованы в материалах конференций и научных статьях.
CHAIKA, ^М., CHVALA, M.S. THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE TEACHERS-ARTISTS
Keywords: personality, teacher, artist, psycho-pedagogical conditions, methods of teaching, professionalism, formation.