Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНОВОЙ МУЗЫКИ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЯКУТСКИХ СКАЗОК ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНОВОЙ МУЗЫКИ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЯКУТСКИХ СКАЗОК ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сказка / фоновая музыка / дети старшего дошкольного возраста / фольклор / музыкально-звуковое оформление / компьютерные технологии / развитие восприятия / fairy tale / background music / children of senior preschool age / folklore / music and sound design / computer technology / development of perception

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Мария Кимовна

Основная цель статьи состоит в том, чтобы выявить влияние фоновой музыки на развитие восприятия детьми старшего дошкольного возраста якутских сказок. В исследование включены дети старшего дошкольного возраста. Изучены особенности понимания детьми старшего дошкольного возраста эмоциональных состояний литературных героев сказки. Исследованы особенности восприятия детьми выразительной стороны сказки, а также восприятие выразительной стороны сказки. Раскрыта роль фоновой музыки при восприятии детьми якутских сказок. Описаны принципы и методы работы по ознакомлению детей со сказками с использованием фоновой музыки. Автор раскрывает содержание работы по восприятию сказки, состоящий из трех этапов. Перечислены методы обучения, применяемые на занятиях по прослушиванию сказок. Приведены результаты диагностики до и после эксперимента. Доказано, что использование фоновой музыки при восприятии детьми сказок положительно влияет на развитие музыкальной восприимчивости, формирование основ музыкального вкуса, умение сравнивать, сопоставлять, различать и узнавать прослушанное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Мария Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main goal of the article is to influence background music on the perception of Yakut fairy tales by preschool children. The study included children older than preschool age. The features of understanding by children of senior preschool age of the emotional appearance of literary heroes of fairy tales have been studied. The features of children's perception of the expressive side of speech, as well as the perception of the expressive side of speech, were studied. The role of background music in children's perception of Yakut fairy tales is revealed. The principles and methods of introducing children to fairy tales using background music are described. The author reveals the content of the work on the perception of a fairy tale, consisting of three stages. The teaching methods used in classes for listening to fairy tales are listed. The diagnostic results before and after the experiment are presented. It has been proven that the use of background music when children perceive fairy tales has a positive effect on the development of musical sensitivity, the formation of the foundations of musical taste, the ability to compare, juxtapose, distinguish and recognize what they have heard.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНОВОЙ МУЗЫКИ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЯКУТСКИХ СКАЗОК ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНОВОЙ МУЗЫКИ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЯКУТСКИХ СКАЗОК ДЕТЬМИ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Основная цель статьи состоит в том, чтобы выявить влияние фоновой музыки на развитие восприятия детьми старшего дошкольного возраста якутских сказок. В исследование включены дети старшего дошкольного возраста. Изучены особенности понимания детьми старшего дошкольного возраста эмоциональных состояний литературных героев сказки. Исследованы особенности восприятия детьми выразительной стороны сказки, а также восприятие выразительной стороны сказки. Раскрыта роль фоновой музыки при восприятии детьми якутских сказок. Описаны принципы и методы работы по ознакомлению детей со сказками с использованием фоновой музыки. Автор раскрывает содержание работы по восприятию сказки, состоящий из трех этапов. Перечислены методы обучения, применяемые на занятиях по прослушиванию сказок. Приведены результаты диагностики до и после эксперимента. Доказано, что использование фоновой музыки при восприятии детьми сказок положительно влияет на развитие музыкальной восприимчивости, формирование основ музыкального вкуса, умение сравнивать, сопоставлять, различать и узнавать прослушанное.

Ключевые слова: сказка, фоновая музыка, дети старшего дошкольного возраста, фольклор, музыкально-звуковое оформление, компьютерные технологии, развитие восприятия.

Annotation. The main goal of the article is to influence background music on the perception of Yakut fairy tales by preschool children. The study included children older than preschool age. The features of understanding by children of senior preschool age of the emotional appearance of literary heroes of fairy tales have been studied. The features of children's perception of the expressive side of speech, as well as the perception of the expressive side of speech, were studied. The role of background music in children's perception of Yakut fairy tales is revealed. The principles and methods of introducing children to fairy tales using background music are described. The author reveals the content of the work on the perception of a fairy tale, consisting of three stages. The teaching methods used in classes for listening to fairy tales are listed. The diagnostic results before and after the experiment are presented. It has been proven that the use of background music when children perceive fairy tales has a positive effect on the development of musical sensitivity, the formation of the foundations of musical taste, the ability to compare, juxtapose, distinguish and recognize what they have heard.

Key words: fairy tale, background music, children of senior preschool age, folklore, music and sound design, computer technology, development of perception.

Введение. Музыка занимает в нашей жизни большое место. Она звучит повсюду: в передаче по радио и телевидению, в театре и концертном зале. Ни один праздник не обходится без музыки. С музыкой связаны многие события в жизни людей.

Проведение занятий с использованием информационного ценностного подхода в обучении дает огромную возможность использовать музыкальные произведения самых различных жанров. С искусство слова - поэзией, литературой у музыки много общего. Использование фоновой музыки с музыкально-литературными композициями помогает детям представить себе литературного героя, описать его, составить характеристику, разыграть сценку, выступить с монологом или диалогом. Музыка помогает детям усваивать содержание прочитанного, создаёт эмоциональный настрой.

Якутское устное творчество богато своим глубоким содержанием и совершенной формой. Устное народное творчество для народа, не имевшего письменности, было тем живительным родником, который помог не только выживанию в суровых северных условиях, но и способствовал в дальнейшем развитию родной литературы.

Фоновая музыка с ее многообразием средств и форм может при умелом пользовании стать действенным инструментом для воспитания нравственного, эстетического воспитания детей на примере сказочного репертуара. Ведь родная речь, звучащая в сказках, особая их тональность, выразительность, приобретут в этом случае особую неповторимость, музыкальный и звуковой материал подирается в зависимости от вида, содержания той или иной сказки.

Среди несомненных достоинств компьютерное оформление сказок предполагает не пассивность детей, в их активность, то есть непосредственное участие в постановке музыкальных сказок. Таким образом, работа со сказками включает и работу по развитию речи, и занятия с каждым ребенком над дикцией, произношением. В ходе работы ребенок получает возможность контролировать себя, анализировать свои достижения и достижения своих сверстников, он может свободно выражать свое мнение, внося определенные коррективы.

Таким образом, достижения в области высоких технологий, в том числе и компьютерных, сегодня уверенно шагнули в нашу повседневную жизнь, стали неотъемлемой частью современной жизни, характерными признаками которой являются развитие современных направлений культуры, рост благосостояния народа, повышение заинтересованности людей в реализации своих способностей, в том числе и в воспитании подрастающего поколения. Компьютеры стали все более широко использоваться в образовательных организациях, включая детские сады.

Изложение основного материала статьи. Якутским сказочным фольклором интересовались многие видные писатели, ученые. Среди них можно назвать такие имена, как С.И. Боло, Е.М. Никифоров, А.А. Новгородов, Э.К. Пекарский, А.А. Саввин, В.Л. Серошевский, И.А. Худяков, К.Г. Чиряев. Первые якутские писатели А.Е. Кулаковский, П.А. Ойунский, а затем и следующее поколение наших писателей широко использовали в своем творчестве мотивы, образы, богатейший язык сказок.

Сказка - это самый любимый литературный жанр детей. Ребенок впервые знакомится с искусством слова, слушая народную сказку. Сказка пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие, ребенок мысленно походит путь вместе с героем. Создатель этнопедагогики Г.Н. Волков пишет: «Сказку рассматривать как одну из иллюстраций народных представлений о цели воспитания в гармоничном развитии личности и о самом процессе воспитания как о едином и целостном процессе» [2, С. 58]. Использование фоновой музыки позволяет комплексно подходить к развитию детей, интегрировать различные виды деятельности. Так, фоновая музыка может выступать в качестве средства для формирования у ребенка более полного представления о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, развития образного мышления, творческого воображения, фантазии. Фоновая музыка с ее многообразием средств и форм может при умелом пользовании стать действенным инструментом для воспитания нравственного, эстетического воспитания детей на примере сказочного репертуара. Фоновая музыка достаточно богата, поэтому легче найти адекватную внешнюю форму выражения переживаемых ими чувств, эмоций. При этом надо постоянно

помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал.

На первый взгляд может показаться странной идея фоновой музыкальной поддержки якутской сказки в виде звукового оформления при помощи различных музыкальных программ и других современных звуквоых средств. Можно сказать, что якутская сказка сама по себе уникальна и не нуждается в улучшении со стороны. Но мы, воспитывающие взрослые должны учесть некоторые обстоятельства, существенно влияющие на взгляды в воспитании детей. Мы должны признать несоответствие традиционно сложившейся системы и технологии воспитания с требованиями нынешней жизни, особенностям развития и потребностям наших дошкольников.

Цель нашего исследования: разработка и апробация педагогических условий развития восприятия у детей 5-6 лет, посредством использование фоновой музыки.

Задачи работы:

- создать развивающую музыкальную среду для развития восприятия сказок детьми старшего дошкольного возраста;

- составить систему занятий по якутским сказкам с использованием фоновой музыки;

- экспериментально апробировать воздействие разработанной системы занятий.

Принципы работы:

- принцип системности - подразумевает четко спланированную систему использования якутских народных сказок и предуматирвает постепенно усложнение материала;

- принцип поэтапности - работа по использованию якутских волшебных сказок не должна строиться однородно, она должна подразумевать под собой принцип от простого к сложному. Каждый этап работы должен создавать базу для следующего этапа;

- принцип учета ведущего вида деятельности - для того чтобы работа была более эффективной, необходимо учитывать и опираться на ведущий вид деятельности детей. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - игра;

- принцип доступности - подразумевает подачу материала в доступной для детей форме, но сам материал не должен искажаться;

- принцип последовательности и параллельности - воспитатель должен последовательно подвести детей к достижению главной цели. Для этого необходимо вести работу последовательно по всем этапам и по всем направлениям работы;

- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей - предполагает проведение работы, опираясь на те умения и навыки, которыми располагает каждый конкретный ребенок.

В план работы включены такие сказки, как «Старуха Таал-Таал», Богатырь с размером в кулак», «Мэник Мэнигийээн», «Куерэгэй» («Жаворонок»), «Чаачахаан уонна Алаа Могус».

Работа по восприятию сказки состояла из трех этапов:

1) подготовительный этап - выбор сказки, подбор музыкальных звуков;

2) содержательный этап - вхождение в сказочное пространство;

3) оценочно-результативный - заключительный.

I. Подготовительный этап:

а) выбор сказки - обязательным условием подбора и разработки материала явилась этническая особенность фольклорного жанра. Работа со сказкой предполагает несколько направлений самостоятельной деятельности детей: слушание, пересказ воспроизведения, ролевое исполнение, пение, рефлексия.

б) подбор музыкальных звуков материала в зависимости от содержания сказки - зависит от содержания той или иной сказки. При этом учитывали возрастные особенности детей.

В процессе работы с детьми на развитие восприятия якутских сказок мы использовали музыкально-звуковое оформление сказок при помощи различных музыкальных программ и современных звуковых средств. Разумное сочетание компьютерных технологий в детском саду с традиционными методами воспитания является требованием дня.

Фоновая музыка используется для формирования полного представления о предметах, явлениях, событиях окружающего мира ребенка. В этом плане разработка музыкально-звукового сопровождения сказок при помощи компьютерных музыкальных программ, звуковых WAV файлов (сэмплов), синтезаторов, живого звука преследует цель повышения эффективности восприятия народных сказок, развития творческих способностей детей.

Схематичный пример создания музыкально-звукового оформления якутской сказки:

1. Студийная музыкальная программа Samplitude Music Studio 2023.

2. Микрофон Октава МК-319.

3. Звуковая библиотека сэмплов.

4. Музыкальные WAV файлы.

II. Содержательный этап включает 2 занятия:

1) Ознакомительное занятие представляет собой предварительное ознакомление со сказкой. Вхождение в сказочное пространство.

2) Основное занятие - чтение детям сказки под фоновую музыку (необходимо создавать благоприятную обстановку). Далее проводится беседа по следующему содержанию: основная смысловая нагрузка сказки; мотивы поступков героев сказок (видимую, скрытую мотивацию); способы преодоления трудностей; линия отношения героев к окружающему миру (созидательная, разрушительная); актуализированность чувств (символы).

III. Оценочно-результативный этап.

Заключительный этап предполагает вхождение детей в пространство сказки через обыгрывание (настольный, пальчиковый, теневой). Театральная игра - уникальное средство ненасильственного воспитания ребенка, а потому с ее помощью он учится добровольно и охотно. Самобытность и творческое начало проявляются в таких играх. Вместе с детьми составляем план работы. Советуемся с детьми, учитывая их желание, делаем разные атрибуты, поделки. Дети любят рисовать по сюжету сказок с фоновой музыки. Также используем в своей работе коллаж природного материала. Для закрепления сказок мы используем такие наглядные пособия: кубики, якутские настольные игры, кукольный театр Сыахай, пальчиковый театр.

В процессе восприятия сказки использовали методы обучения: наглядные методы, демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, кукол, моделей образцов), применение технических средств обучения (использование аудиозаписей), словесные методы (рассказ, чтение, пояснение, беседа), практические методы (упражнения подражательно-исполнительского характера, упражнения конструктивного характера, упражнения творческого характера, игровые упражнения), игровые методы (игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы, музыкально-дидактические игры).

Таким образом, система работы по развитию восприятия сказок посредством фоновой музыки разработана с учетом возрастных и национальных особенностей якутских детей и предусматривает вовлечение в педагогическую деятельность.

Диагностика уровня развития восприятия детьми старшего дошкольного возраста сказок включала изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста эмоциональных состояний литературных героев сказки, изучение восприятия выразительной стороны сказки, изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений. В исследовании принимали участие две однородные группы детей, каждая группа из которых насчитывала по 12 детей в возрасте 5-6 лет, опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Сулусчаан» Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия). Динамика развития восприятия выразительной стороны сказки у детей старшего дошкольного возраста отражена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровня развития восприятия выразительной стороны сказки у детей старшего дошкольного

возраста (в %)

уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

высокий 16,6 41,6 25 33,3

средний 75,1 58,4 66,7 58,4

низкий 8,3 - 8,3 8,3

По итогам проведения 1 методики можно констатировать, что если до формирующего эксперимента у детей обеих групп преобладал средний уровень развития понимания эмоциональных состояний, то на контрольном уровне мы наблюдаем значительную динамику в экспериментальной группе: во-первых, отсутствует низкий уровень, во-вторых, увеличилось количество детей с высоким уровнем. Изучение восприятия детьми выразительной стороны сказки показало, что использование фоновой музыки помогает детям глубже почувствовать эмоциональные состояния героев, изображенных в сказке. Дети воспринимают состояние радости и грусти, гнева, удивления, печали, осознают, с каким эмоциональным переживанием связаны слова из сказки (см. таблицу 2).

Таблица 2

Показатели изучения восприятия выразительной стороны сказки у детей старшего дошкольного возраста (в %)

уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

высокий 16,6 50 16,6 25

средний 66,8 50 75,1 66,7

низкий 16,6 - 8,3 8,3

Результаты изучения эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений отражены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели изучения эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений (в %)

уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

высокий 16,6 41,7 16,6 33,3

средний 66,8 58,3 75,1 66,7

низкий 16,6 - 8,3 -

В процессе наблюдения отмечали, сопровождается ли вхождение в сюжет застыванием в одной позе или неожиданными действиями; проявляется ли более определенное сопереживание и сочувствие персонажам по мере развития сюжета, а также фиксировали, сопровождается ли появление эмоциональной оценки событий необходимостью общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. По данным таблицы видно, что дети экспериментальной группы в начале эксперимента справились с заданием хуже, чем дети контрольной группы, но в конце эксперимента показали выше результат, чем дети контрольной группы. В целом, результаты трех методик говорят об эффективности разработанных педагогических условий по использованию фоновой музыки для развития восприятия сказки детьми.

Выводы. Таким образом, мы подтвердили эффективность эмоционального компонента использования фоновой музыки. Главным в процессе слушания музыки является развитие музыкальной восприимчивости, формирование основ музыкального вкуса, умение сравнивать, сопоставлять, различать и узнавать прослушанное. Участие детей в музыкальном озвучивании сказок активизирует творческое воображение, слуховое представление, эстетический вкус, нравственное отношение.

Литература:

1. Борисова, A.A. Саха остуоруйалара: хомуурунньук / A.A. Борисова. - Дьокуускай: Бичик, 2002. - 200 с.

2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - Москва: Академия, 1999. - 402 с.

3. Запорожец, A.B. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения / A.B. Запорожец. - Москва: Просвещение, 1984. - 322 с.

4. Черных, В.Г. Исользование музыкальных произведений на уроках чтения / В.Г. Черных. - Благовещенск, 1993.-23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.