Научная статья на тему 'Приобщение дошкольников к музыкальной и театрализованной деятельности'

Приобщение дошкольников к музыкальной и театрализованной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА / MUSIC FAIRY TALE / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSIC ACTIVITY / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THEATRICAL ACTIVITY / СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ / AUDITORY ATTENTION / ШУМОВОЙ ОРКЕСТР / NOISE ORCHESTRA / СЦЕНИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / CLASSICAL MUSIC / SCENIC EXPRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сат Надесса Дарымаевна, Сат Калина Куусаловна

В данной статье описаны некоторые формы работы по постановке музыкальных сказок в детском саду, в частности, тувинских народных сказок. Авторы рассматривают постановку музыкальной сказки как сложный, но наиболее эффективный путь нравственно-эстетического воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stating the music fairy tale in kindergartens

In given article is described some forms of the work on stating the music fairy tales in kindergartens, in particular, Tuvinian public fairy tales. The Authors consider stating the music fairy tale as complex, but the most efficient method morally-aesthetic education детей.

Текст научной работы на тему «Приобщение дошкольников к музыкальной и театрализованной деятельности»

Существенно важным является с самых первых, изначальных шагов по овладению ребенком умений чтения методически обеспечить занятия таким образом, чтобы поле чтения у ребенка не замыкалось на одной букве, а по меньшей мере охватывало две буквы, образующее слияние. Практика подтверждает, что при такой постановке занятий поле чтения расширяется значительно быстрым темпом.

Таким образом, уже в период обучения грамоте, в частности, на самых первоначальных ступенях выработки умений чтения, нужно с возможной полнотой и точностью загружать каждый из началов поступления в мозг зрительных и речеслуходвигательных сигналов, опираться на большое число ориентиров. Чтение протекает при сложном взаимодействии зрительных, слуховых, артикуляционных, мыслительных, волевых ориентиров и других компонентов [1].

Литература

1. Горецкий В.Г. Об обучении грамоте // Начальная школа.-1999.-№9.

2. Львов М Р, Горецкий В.Г, Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.:Издагельский центр «Академию),2004.

3. Методика начального обучения русскому языку в национальной школе / Под ред. И.В.Баранникова, А.И.Грекул. - Л, 1984

4. Программы начальной школы. Русский язык. 1-4 классы национальных школ РФ. -Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2002.

5. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений по специальности «Педагогика и методика начального обучения» / М.С. Соловейчик, П. С.Же дек, Н.Н.Светловская и др., Под ред. М.С.Соловейчик.-М.: «Просвещение», 1993.

6. Сегленмей С.Ф. Шумные губные и переднеязычные фонемы [п], [б], [т], [д] в тувинской системе письма // Становление и развитие науки в Туве. 1 часть. - Кызыл, 2000.

7. Шатрова Л.З., Сабаткоев Р. Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ): Пособие для учителя -СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2003.

8. Эльконин Д. Б. Как научить детей читать. - М., 1976.

Н.Д. Сат, К.К. Сат ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье описаны некоторые формы работы по постановке музыкальных сказок в детском саду, в частности, тувинских народных сказок. Авторы рассматривают постановку музыкальной сказки как сложный, но наиболее эффективный путь нравственно-эстетического воспитания детей.

Ключевые слова: музыкальная сказка, музыкальная деятельность, театрализованная деятельность, слуховое внимание, шумовой оркестр, сценическая выразительность, классическая музыка.

Sat N.D.,Sat K.K.

Stating the music fairy tale in kindergartens

In given article is described some forms of the work on stating the music fairy tales in kindergartens, in particular, Tuvinian public faiiy tales. The Authors consider stating the music faiiy tale as complex, but the most efficient method morally-aesthetic education детей.

Keywords: music fairy tale, music activity, theatrical activity, auditory attention, noise orchestra, scenic expressiveness, classical music.

Для дошкольников (особенно старших групп) должны быть созданы условия для целенаправленного приобщения к театру. В старшем дошкольном возрасте начинается накопление театральных впечатлений, которые являются основой для художественно-эстетического развития детей.

С целью выяснить уровень детских представлений о театральном искусстве и наличие сценических навыков у дошкольников нами был проведён эксперимент в одном из детских садов г. Кызыла.

Обследование проводилось в

подготовительной группе индивидуально с

каждым ребёнком (ответы записывались на диктофон и протоколировались).

I серия заданий выявляла представления детей о театре. Ребёнка спрашивали:

- что такое театр?

что такое спектакль? кто ставит спектакли?

- как ты понимаешь слова «сценарий», «сценарист», «режиссёр», «актёр», «писатель»?

- кто играет роли?

- как называется человек, который пишет картины?

- кто пишет музыку?

Анализ ответов показал разноречивые представления детей о театре. Одна группа детей выделила главным в театре показ зрелищ («театр - это дом, где люди смотрят спектакли, концерты, праздники, Новый Год»). Другая группа детей выделила несущественные или несвойственные театру функции («там показывают кино»; «там смотрят цирк»). Третья группа детей вообще не знала, что отвечать на вопрос о театре. В целом у большинства детей не было чёткого представления о театре.

На вопрос: «Кто ставит спектакли?» -только часть детей ответила «режиссёр», остальные дети не смогли ответить. Никто из детей не смог объяснить такие понятия, как «спектакль», «сценарий». А режиссёр, сценарист, писатель - «это люди, которые играют в телевидении». «Актёр - это человек, который играет в кино», «актёр - это человек, который играет роли». Все дети без затруднения ответили только на последние два вопроса («картины пишет художник, а музыку - композитор»).

Как видно из этих примеров, чётких представлений о театре и людях, которые там работают, у большинства детей не было.

II серия заданий выявляла сценические навыки у детей. Детям прочитали фольклорную сказку «Овца, лиса и волк» и предложили изобразить лису волка и овцу. В протоколе фиксировались интонация, с которой дети произносили слова сказочных персонажей, их движения, мимика, жесты, поза, взгляд.

Больше всего детям удалось изобразить повадки лисы. Дети старались передать вкрадчивый голос лисы, мягкую крадущуюся походку, хитрый взгляд. Затруднения возникли при изображении волка и овцы. Девочки стеснялись изображать волка и отказывались выполнить задание. При изображении овцы дети смогли передать только её блеяние, а вот соединить звукоподражание с движениями, позой, жестами не смог ни один ребёнок.

В целом эксперимент показал, что представление о театре у дошкольников нечёткое, дети не смогли объяснить, какова роль представителей искусства (актёров, писателей, художников, музыкантов) в театре. Выявились затруднения и в сценическом изображении сказочных персонажей.

Предварительная работа с детьми должна проводиться в трёх направлениях:

• систематическое расширение знаний детей в области театрального искусства в целом;

• подготовка детей к восприятию конкретного спектакля;

• воспроизведение детьми литературных произведений в форме инсценирования.

Художественно-творческая деятельность дошкольников будет намного эффективна, если активно приобщать детей к основам театрального искусства.

Воспитатели должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования гармоничного развития детей.

Некоторые формы работы по постановке музыкальных сказок, описанные в данной статье, апробированы в течение трех лет в МДОУ «Детский сад № 4» г. Кызыла и дали хорошие результаты в развитии детей, используются в настоящее время, что подтверждает их эффективность.

В работе с детьми по созданию музыкальной сказки мы пытались реализовать следующие задачи: а) активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через чтение, просмотр фильмов, посещение театров, прослушивание музыкальных произведений на сказочные темы; б) развивать слуховое внимание, воображение; в) способствовать всестороннему речевому развитию (речевое общение, образная речь, интонационные средства выразительности).

На занятиях дети знакомились с тувинскими народными сказками и сказками других народов. Учитывая сложности восприятия детьми-дошкольниками

музыкального произведения (наглядно-образное мышление, неустойчивое внимание, малый объем музыкальной памяти), на музыкальных занятиях мы использовали различные дополнительные средства выразительности: стихи и отрывки литературных произведений.

Речевое развитие предполагает освоение звуковой культуры речи (интонация, артикуляция, чистота и точность произношения). Речевые упражнения сопровождались музыкой.

Окружающий мир полон различных звуков. Чтобы показать волшебный лес, загадочную страну или пение птиц, необходимо развивать такие качества, как внимание,

наблюдательность и научиться различать звуки окружающего мира. С этой целью с детьми проводились игры: «Как звучит дерево?», «Как звучит вода?». Дети являлись музыкантами шумового оркестра:

воспроизводили звучание воды, звучание стука камушек, постукивание ракушек, треск огня, шум дождя во время игр. «Мы в лесу» — шелест, шорох, скрип, птицы, костер, ветер; «Мы на море» - прибой волны, камушки, ракушки, ветер, чайки; «Мы шумим» - все шумовые звуки; «Мы поем» — музыкальные звуки.

Слуховое внимание наиболее трудная область развития для дошкольников. Для того чтобы продолжительное время слушать серьезную музыку, необходима определенная подготовка. Дети должны научиться понимать, откуда берутся звуки, различать их, следить за развитием звука в динамике, определять характер звука и музыки в целом. Дети слушали классическую музыку — Чайковский, Моцарт, Вивальди, Мусоргский, Римский-Корсаков; современную классику -Прокофьев, Свиридов; эстрадные композиции; народную музыку; детские песенки и детское музицирование.

Музыка может быть фоном, на котором развивается действие; музыка помогает войти в нужное эмоциональное состояние; музыка сопровождает все ритмические действия от простейшей игры или сигнала до сюжетного постановочного танца и, конечно же, музыка помогает усилить и ярче представить сказочные персонажи.

Знакомство с музыкой происходило во время чтения текста сказки. Музыкальные фрагменты звучали как фон, сопровождали описание какого-либо персонажа или действия. Песни разучивались при работе над образом, танцующие персонажи знакомились с музыкой при разучивании танца. Знакомство с музыкой и прочтение текста сказки происходило одновременно. Художественное слово и музыка дополняли друг друга, усиливали впечатление от услышанного.

Начиная работу над постановкой тувинской народной сказки «Шиижегей кушкаш» («Чижик»), мы опирались на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Ребенку предлагалось рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж. Поскольку личный опыт еще не велик, педагог корректировал и помогал, подсказывал наиболее яркие особенности персонажа, помогал глубже понять образ, побуждал ребенка проявить воображение, фантазию. Хорошо представив и поняв образ персонажа, ребёнок озвучивал роль. Ребенок начинал понимать, что, если хорошо представить предмет, о котором идет речь, и выразительно сказать, - то текст запоминается лучше и

быстрее. Таким образом, работа над персонажем способствовала развитию психических процессов — памяти, воображения, мышления, речи.

Речь является и средством сценической выразительности. Прежде всего, текст должен быть понятен зрителям. Для четкого произношения необходимы правильное дыхание и артикуляция. Педагог учил детей дышать с закрытым ртом, «не хватать» воздух, не поднимать плечи - упражнение «Понюхаем цветочек». Учил брать короткое дыхание -«Чуть не опоздал» - быстро, коротко взяли воздух и сказали первое слово. Учил работать диафрагмой - «Надули животики и сдули» (проверка, как работает диафрагма - положить ладонь на живот). Учил брать долгое дыхание

- «Взяли носом много воздуха, но так, чтобы никто не заметил»; «Стеснительный путешественник» (мы первый раз высоко в горах, нам хочется поглубже вдохнуть, но так, чтобы никто не заметил).

Правильная артикуляция достигалась многими музыкальными упражнениями: «Да, дэ, ди, до, ду», «Паровоз кричит ду-ду», «А вагоны говорят — так, так...», «До, ре, ми», «Звуки музыки», «Во кузнице».

Музыка помогала найти пластическое решение образа, подсказывала характер героя и придавала выразительность движениям. Передавать образ в движении дети учились, исполняя различные этюды на занятиях хореографией и музыкой.

В нашем репертуаре и русские народные песни и пляски: «Во саду ль», «Яблочко», «Камаринская», «Светит месяц», «Калинка» и тувинские народные песни и танцы: «Хандагайты», «Челер - Ой», «Бисгиц Тыва», частушки: «Адым», «Декей - Оо».

Также шумовым оркестром дети озвучивали сказки «Маша и Медведь», «Петя и Волк», «Репка», «Козлик медные рожки», «Обмен квартир» и мюзикл «Приключение красок».

Сказка «Шиижегей кушкаш» («Чижик») стала итоговым спектаклем детей. Основная мысль сказки заключается в том, что нельзя быть безучастным, равнодушным к чужой беде. «Худо тому, кто добра не делает никому»

- гласит русская народная пословица. Мы стремимся, чтобы воспитанники нашего детского сада росли чуткими, доброжелательными людьми, способными сопереживать.

В сказке участвовали все дети подготовительной группы. В этой группе, как и во всех группах, есть дети малоактивные и

застенчивые. Работа над сказкой, например, помогла необщительным детям (Хеймер-оол, Ай-кат, Диана, Капитали на, Виталий, К ежик, Ира, Анчы) реализовать свои творческие способности. В постановке сказки все дети подготовительной группы участвовали активно и с удовольствием. Дети сами и пели («Песни Чижика», «Анайжыктар», «Теве-Хая», «Сайзанак», «Песня ветра», «Дружба - это здорово»), и танцевали («Скакуны», «Танец волков», «Лучники», «Танец с шерстью»).

Выступление перед публикой является самым волнующим и ответственным этапом в

нашей работе. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, в свои силы и способности. Формируется чувство

ответственности за общее дело. Ребенок ощущает радость общения со сверстниками и со взрослыми. Взрослым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка.

Следствием данной работы явилось то, что у детей сформировались устойчивый интерес к музыкальной и театрализованной

деятельности, навыки публичного

выступления.

У.А. Маадыр-оол

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В формировании экологических представлений и понятий у учащихся начальных классов ведущую роль играют логические приемы: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, установления причин и взаимосвязей. Успешных результатов по умственным операциям можно добиться в ходе повседневной учебной работы.

Ключевые слова: начальная школа, окружающий мир, экологические представления и понятия, логические приемы, сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация, установление причин и взаимосвязей.

Maadyr-ool Y.A.

Use logical acceptance on lesson surrounding world in grade school

In shaping the ecological presentations and notion beside pupil initial classes leading role play logical acceptance: comparisons, categorizations, systematizations, generalizations, determinations of the reasons and intercoupling. Successful result is on mental operation possible to obtain in the course of everyday scholastic work.

Keywords: the grade school, surrounding world, ecological presentations and notions, logical acceptance, comparison, analysis, syntheses, categorization, generalization, systematization, determination of the reasons and intercoupling.

Одним из основных задач экологического образования является формирование экологических представлений и понятий. К решению этой задачи приступают, в основном, в начальной школе. Именно в начальной школе на уроках окружающего мира обеспечивается формирование

естественнонаучной основы для понимания школьниками зависимостей и связей между объектами природы. Младшими школьниками осваиваются первоначальные представления и понятия о природных объектах и явлениях природы, о взаимосвязях в мире природы, о взаимовлиянии мира природы и общества. Научные знания, получаемые в курсе окружающего мира, позволяют школьникам оценить их роль в жизни человека и в мире природы, прийти к выводу о целесообразности бережного отношения к природе. В формировании экологических представлений и

понятий ведущую роль играют логические приемы.

Важнейшими логическими операциями, на которые указывает Н. АМенчинская, являются анализ и синтез. Это положение было окончательно доказано на основании учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Значит, учебный процесс надо строить таким образом, чтобы стимулировать аналитическую и синтезирующую деятельность мозга.

Потребность в активной мыслительной деятельности вызывает дидактический прием -сравнение. Сравнение позволяет найти черты сходства и отличия в предметах и явлениях. Однако при помощи сравнения нельзя выявить существенные признаки. Этому способствует применение другого дидактического приема — противопоставления. При помощи противопоставления сопоставляются

взаимоисключающие признаки. В результате

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.