Педагогика
УДК 371.39
студент Осинина Ольга Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФЕНОМЕН СКАЗКИ В ДОШКОЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Аннотация. В статье рассматривается музыкальная сказка как феномен музыкальной культуры и детской дошкольной педагогики. Ссылаясь на фундаментальные исследования, авторы, в частности. отмечают, что в музыке сказка является частью музыкального театра (опера, балет). Отразилась она и в инструментальных жанрах, что особенно заметно в русской музыкальной культуре. Опираясь на современные педагогические труды, авторы отмечают богатый потенциал сказки в сфере коррекционной педагогики, например, как средства преодоления детской агрессии, а также симптомов гиперактивности. Данная практическая сфера, обозначенная в исследованиях как «сказкотерапия», активно развивается в пространстве детского дошкольного эстетического образования. Трудно переоценить роль, которую сказка играет в формировании разнообразных навыков, способностей, умений дошкольников, в том числе тех, что касаются основ общей культуры. Необходимость музыки как важного компонента «игры в сказку» обусловлена уникальными потенциями этого искусства, его благотворного влияния на психоэмоциональное состояние детей. Сказка способствует формированию в малышах эмоциональной отзывчивости, творческого отношения к миру. Отдельное внимание в статье уделяется методам работы с детьми над музыкальной сказкой. Определяются роли участников творческого процесса, доля работы в этом взрослых и детей, выявляется специфика восприятия музыкальной сказки дошкольниками. Авторы формулируют возможные стратегии, принципы работы воспитателя с малышами, рассматривают разные варианты музыкальной сказки и этапы ее создания. В числе прочего, концентрируется внимание на использование музыкальной классики как звуковой основы сказки. Подобный подход содействует выработке у детей хорошего музыкального вкуса и слухового опыта в восприятии классической музыки. В выводах авторы подчеркивают, что музыкальная сказка как жанр обладает богатым интеллектуальным, творческим, педагогическим потенциалом, особенно важным для процесса социализации детей -необходимым при переходе от детского сада к школе. В статье отмечается, что моральный опыт, касающийся выбора между добром и злом, красотой и уродством, аккумулированный в сказках, помогает личностному, нравственному становлению детей, закладывает основы этической культуры. Это свойство представляет особую ценность с точки зрения духовного воспитания, являющегося приоритетом современного общества.
Ключевые слова: музыкальная педагогика, сказка, воспитание, культура, дошкольники, классика, творчество.
Annotation. The article considers a musical fairy tale as a phenomenon of musical culture and preschool pedagogy. Referring to fundamental research, the authors, in particular. note that in music a fairy tale is part of the musical theater (opera, ballet). It was also reflected in instrumental genres, which is especially noticeable in Russian musical culture. Based on modern pedagogical works, the authors note the rich potential of the fairy tale in the field of correctional pedagogy, for example, as a means of overcoming child aggression, as well as symptoms of hyperactivity. This practical area, designated in the studies as "fairy tale therapy", is actively developing in the space of preschool aesthetic education. It is difficult to overestimate the role that a fairy tale plays in the formation of a variety of skills, abilities, and abilities of preschoolers, including those related to the foundations of a common culture. The need for music as an important component of "playing a fairy tale" is due to the unique potential of this art, its beneficial effect on the psycho-emotional state of children. The fairy tale contributes to the formation of emotional responsiveness in children, a creative attitude to the world. Special attention is paid to the methods of working with children on a musical fairy tale. The roles of participants in the creative process are determined, the share of work in this is adults and children, the specifics of the perception of a musical fairy tale by preschoolers are revealed. The authors formulate possible strategies, principles of the teacher's work with kids, consider different versions of a musical fairy tale and the stages of its creation. Among other things, attention is focused on the use of musical classics as the sound basis of a fairy tale. This approach contributes to the development of good musical taste and auditory experience in the perception of classical music in children. In the conclusions, the authors emphasize that the musical fairy tale as a genre has a rich intellectual, creative, pedagogical potential, which is especially important for the process of socialization of children - necessary during the transition from kindergarten to school. The article notes that the moral experience regarding the choice between good and evil, beauty and ugliness, accumulated in fairy tales, helps the personal, moral development of children, lays the foundations of ethical culture. This property is of particular value from the point of view of spiritual education, which is a priority of modern society.
Key words: musical pedagogy, fairy tale, education, culture, preschoolers, classics, creativity.
Введение. Дошкольный возраст - один из самых важных в процессе становления человеческой личности. Ценен он также для формирования эстетической, в частности, музыкальной культуры. Необходимость присутствия музыки в жизни детей объяснима уникальными возможностями этого вида искусства, воздействующего на психоэмоциональное состояние детей самого раннего возраста. Общеизвестно, что музыка способствует развитию не только специальных, но интеллектуальных способностей, эмоциональной отзывчивости, формированию основ общей культуры, эстетического вкуса. Приобретая опыт восприятия музыки, дети приобщаются не только к этому искусству, но и художественной культуре вообще. Навыки «диалога с искусством» они могут получить только в процессе воспитания. Многие педагоги, однако, предостерегают: не это должно стать главной целью воспитателя. Цель - в ином: постепенном формировании собственных эстетических предпочтений, интересов, потребностей, вкусов ребенка. Лишь получив положительный эмоциональный отклик, испытав удовольствие от общения с искусством и с тем человеком, который с ним познакомил, ребенок начинает прокладывать собственный путь к нему, осваивая азы музыкальной культуры. Опытные родители и педагоги знают, что это надо начинать делать с первых дней жизни.
Погружение в мир музыки подобно процессу овладения речью: и в том, и в другом случае благотворную роль оказывает среда. Для того, чтобы овладеть грамотной речью, ребенок должен ее слышать в своем окружении, а, чтобы полюбить музыкальную классику, должен иметь опыт ее восприятия, что означает - привыкнуть к ее специфическому языку, научиться понимать ее интонации. Слуховой опыт детства, как правило, никуда не уходит с возрастом, в дальнейшем
он будет проявляться в потребности слушать хорошую музыку. Именно поэтому так важно, чтобы в работе с детьми дошкольного возраста воспитатель, педагог опирался на высокие в отношении художественного качества образцы, заимствованные, прежде всего, из наследия композиторов-классиков.
Данная проблема рассматривается исследователями в аксиологическом ракурсе, ведь приобщение детей к миру музыкальной классики напрямую связано с формированием ценностей жизненных, осознанием эстетических и этических ориентиров - при том, что первые шаги детей в мире музыки предполагали прикосновение к высоким ее образцам. Формирование навыков, связанных с восприятием музыки на материале, не имеющем художественной ценности, не дает желаемого результата - музыкально-творческого и общекультурного.
Занимаясь музыкальным развитием, важно помнить и об общем воспитании детей, о том, что музыка способна оказывать воздействие на нравственные струны души.
На вопрос о том, какие занятия естественнее всего для дошкольников, педагоги отвечают однозначно: конечно же, игры и детские сказки. Мир, в котором дети чувствуют себя наиболее раскованно, комфортно, открывает им возможности для воображения, фантазии, творчества.
В музыкальных сказках это не только проявляется в полной мере, но еще и усиливается музыкальным сопровождением, особым эмоциональным воздействием. Музыкальная сказка важна и в отношении духовно-нравственного совершенствования ребенка, поскольку содержит в себе мощный импульс для развития добрых чувств в маленьком человеке, задает критерии оценки окружающего мира, позволяет отделить зерна от плевел, добро от зла. Кстати, в дальнейшем это поможет еще и восприятию оперных сказок, с их концепцией двуемирия, предполагающей наличие пространства реального и идеального [3].
Многие исследователи указывают и на психотерапевтические возможности сказки. Так, например, В.А. Грошенкова пишет: «Сказкотерапия ... одно из наиболее эффективных средств коррекции эмоциональных проявлений у детей дошкольного возраста наряду с игровой терапией, психогимнастикой, арт-терапией.» [1]. О сказке как эффективном средстве преодоления детской гиперактивности пишут также И.З. Сковородкина и О.Н. Морозова [5].
Ученые отмечают потенции сказки, как явления, пригодного для социализации ребенка: реакция на события сказки требует от маленького человека мобильности - качества, весьма актуального для нашего времени. Сказка не только рождает «игровое» отношение к действительности, но заставляет ребенка быстро думать, быстро принимать решения, чему-то «на ходу» учиться. Все эти качества и действия являются приоритетами в современном обществе, образовании и воспитании. С.В. Фролова пишет: «Сегодня наступил момент, когда важно «научить учиться и разучиваться» в ситуации быстрого обновления и перемен.» [7].
Таким образом, можно констатировать, что в современной науке и педагогической практике назрела необходимость подробного изучения музыкальной сказки как эффективного средства дошкольной педагогики.
Все сказанной позволяет сформулировать цель данной статьи - изучение феномена музыкальной сказки в контексте музыкальной педагогики, как инструмента формирования музыкальной культуры у дошкольников.
Изложение основного материала статьи. О великой роли и значении сказки в детской педагогике в свое время размышляли Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, другие видные педагоги и деятели культуры [4].
Сказка представляется эффективным инструментом для совершенствования интеллекта ребенка, развивая в нем логику, способность к размышлению, даже анализу. Музыкальная сказка в этом отношении - не исключение. Малыши эмоционально откликаются на музыку, улавливают ее общее настроение, позднее, получив определенный опыт, «считывают» ее язык, что помогает понять содержание, воспринять его более полно и глубоко, то есть - опять же -формирует музыкальную культуру.
Учтем, однако, что подобный результат достигается лишь в том случае, когда педагог использует весь спектр музыкальной деятельности, все ее виды, доступные дошкольникам, в комплексе. Музыкальна сказка и здесь оказывается на высоте: синтез слова, музыки, движения и визуальной составляющей в ней как нельзя лучше соответствует педагогическим задачам.
Вспомним, что сказка - это еще и уникальный музыкальный жанр, имеющий немало примеров в музыкальной классике (это оперы-сказки, балеты на основе сказочных сюжетов, инструментальные сочинения). О.В. Соколов писал: «Сказка в музыке - очень интересный, оригинальный жанр, обязанный своим утверждением русской музыкальной культуре. Хотя родственные эпические инструментальные жанры - баллада, легенда - были известны западноевропейской музыке XIX в., собственно сказка сложилась именно в русской музыке, вероятно, благодаря ее глубокой укорененности в архаических пластах фольклора» [6, С. 101]. Приобщая детей к музыкальной сказке, таким образом, педагог достигает цели освоения родной культуры, народных истоков, исконных русских традиций.
В педагогических изысканиях, посвященных музыкальной сказке отмечается, что по природе своей она является сюжетно-ролевой игрой. Одним из доминирующих её свойств становится синтез искусств - театра, музыки, литературы, живописи. Именно диалог различных видов искусства открывает поистине необозримые возможности для детского творчества и развития.
Применительно к данной проблематике важным становится выбор методов, распределение ролей каждого из участников, выстраивание общей композиции, этапов работы над сказкой, ее совместного создания. Необходимо подчеркнуть, что именно совместный труд порождает дух творчества и ощущение общего дела, что также имеет воспитательное значение. В сказках, предназначенных для младшего дошкольного возраста, главную роль берет на себя именно педагог, генерирующий идеи и побуждающий к творческим действиям воспитанников. Дети постарше, таким образом, оказываются подготовленными к ролям, предполагающим большую самостоятельность, осмысленность и активность, подходят к их выполнению с определенным опытом.
Музыкальная сказка, как отмечалась, по природе своей явление игровое, поэтому в ней активно используются эвристические, игровые, поисковые методы, а также методы диалога и командной работы. Важной является и тактика их применения, избранная в качестве основы диалога с воспитанниками. Вызывая эмоциональный отклик на музыку, педагог должен помнить о том, что маленький ребенок не может долго удерживать внимание на каком-либо предмете или явлении, поэтому необходимо выстроить драматургию занятий таким образом, чтобы постоянно переключать детское внимание, варьировать виды деятельности, одновременно выполняя задачи, связанные с освоением новой музыки.
Одним из самых трудных и ответственных моментов создания музыкальной сказки является подготовительный этап, предполагающий выбор сюжета и работу над сценарием. Два последних явления напрямую зависят от аудитории, т.е. от возраста детей. Это может быть и знакомая, всеми любимая сказка, и абсолютно авторская, созданная педагогом самостоятельно или в команде с детьми и их родителями. Ценность последней неоспорима.
В качестве возможных путей создания авторской сказки можно предложить следующие: «вариация на сказку» (где какой-либо из знакомых сюжетов обретает своё прочтение); сюжет, где сказки «перепутались» (герои одного произведения оказываются в другой сказке); сказка с другим концом (варьируя финал необходимо помнить, что преобладание позитивных
моментов и ценностей - условие константное); вариант «снимается кино» (сказка предстает как киносценарий, воплощаемый в жизнь режиссером и «съемочной группой», в данном случае возможно представить сюжет как римэйк известных классических сказок, современных мультфильмов и проч. Успех подобного предприятия подтверждается и современной музыкально-театральной практикой, в которой заметными явлениями становятся сочинения, созданные по мотивам знакомых русских сказок (например, тем фактом, что «Рождественская сказка» Р.К. Щедрина стала почти такой же «визитной карточкой» для Мариинского театра, как «Щелкунчик» П.И. Чайковского для Большого).
В качестве руководства для решившихся сочинить авторскую музыкальную сказку в содружестве со своими подопечными, можно использовать богатый опыт, накопленный в отечественной дошкольной педагогике. Так, например, С.А. Кузнецова предлагает применять такие способы сочинения сказок, как: задание «продолжи историю», буква-слово-сказка, создание комиксов-сказок, создание новых сказочных персонажей из пазлов («Чудо-Юдо из кусочков»), составление дневника любого героя или животного и др. [2].
Следующий этап предполагает звукорежиссерскую работу, так как связан с озвучанием. Народная, авторская или иная сказка требует выбора народной или классической музыки, причем в качестве «экспертов» для этого можно привлечь и воспитанников, предварительно познакомив с материалом и вызвав определенные реакции и оценки. Фрагменты выбранных для сказки музыкальных сочинений могут быть заранее представлены на музыкальных занятиях и описаны детьми, впечатления от них могут быть выражены не только словесно, но и в виде рисунков, подобранных стихов или мини-рассказов.
Репетиционный этап также содержит ряд трудностей и проблем. Опытные педагоги отмечают, что разучивание сказки, как правило, тоже воспринимается детьми как игра. Меняясь ролями, запоминая музыкальные характеристики всех образов, дети передают ее содержание в ритмопластических импровизациях, произнося или пропевая отдельные реплики героев.
Если педагог применяет элементы танцев, они не должны быть сложными, требующими особых усилий, многократных упражнений, повторений, чтобы не притупить в детях радость общения с музыкой и миром сказочных чудес. В то же время они должны быть достаточно выразительными, обеспечивать возможность адекватного эмоционального отклика ребенка.
Подобный метод привносит в контакт педагога с ребятами элементы проблемности (обсуждения, какая музыка больше подходит к конкретной сказочной ситуации, какие варианты движений лучше передадут настроение того или иного героя и т.д.). В этом случае каждый из ребят почувствует себя немного в роли «режиссера-постановщика». При подобном подходе развивающий потенциал сказки усиливается.
Выводы. Таким образом, остается вне сомнений интеллектуальный, творческий и педагогический потенциал музыкальной сказки, которая может стать отличным подспорьем музыкального воспитателя в работе с детьми. Особенно это касается принципов воспитания и обучения ребят старшего дошкольного возраста, поскольку адаптивные механизмы сказки, направленной в числе прочего на социализацию, столь необходимую при переходе детей к школьной жизни, зарекомендовали себя в практике самым достойным образом. Отметим, что размышления по поводу нравственного выбора между добром и злом, красотой и уродством, который предлагает любая сказка, помогает заложить основы этики, необходимой во взрослой жизни. Таким образом, сегодняшние малыши на примере сказки начинают учиться тому, что пригодится в будущем. Этот момент, присутствующий в «игре в сказку», ценен особо и соответствует приоритетам современного общества.
Литература:
1. Грошенкова, В.А. Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха /
B.А. Грошенкова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 3. - С. 11.
2. Кузнецова, С.А. Уроки сказок: программы занятий по творческому развитию детей / С.А. Кузнецова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 282 с.
3. Мозгот, С.А. Паломничество к образу рая: миры-«перевёртыши» в опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова /
C.А. Мозгот // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2009. -№ 3. - URL: htpps://cyberleninka.ru/article/n/stvo-k-obrazu-raya-miry-perevyortyshi-v-opere-snegurochka-n-a-rimskogo-korsakova (дата обращения: 10.11.2022).
4. Прокофьева, И.В. Дидактическая сказка как психолого-педагогический подход к организации начального музыкального образования / И.В. Прокофьева, А.М. Жукова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. - № 71-3. - URL: htpps://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-skazka-kak-psichologo-pedagogicheskiy-obrazovaniya (дата обращения: 07.11.2022).
5. Сковородкина, И.З. Сказка как эффективная техника работы с проблемой детской гиперактивности / И.З. Сковородкина, О.Н. Морозова // Журнал медико-биологических исследований. - 2014. - № 1. - URL: htpps://cyberleninka.ru/ artide/n/skazka-kak-effektivnaya-tehnika-raboty-s-problemoy-detskoy-giperaktivnosti (дата обращения: 06.11.2022).
6. Соколов, О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры / О.В. Соколов. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. - 220 с.
7. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета, 2022. - Т. 10, № 2. - С. 3.
Педагогика
УДК 37.014.252
студент Павлов Никита Игоревич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); студент Павлов Кирилл Игоревич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа)
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация. В исследовательской работе был представлен анализ того, как изменялся формат сетевого взаимодействия между высшими учебными заведениями в условиях эпидемиологических ограничений и их последствий. Выделены главные особенности сложившегося формата и различия от традиционной сетевой формы взаимодействия. Выявлено основное решение, которое направлено на устранение негативных факторов стремительного переходного периода. Решением актуальной проблемы стало составление новых онлайн-курсов, а также разработка платформ для их размещения. Главным