Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКА / РЕЧЬ / ДОШКОЛЬНИК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ДЕТСКИЙ САД / ШКОЛА / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заварина Светлана Юрьевна

В статье отражены некоторые аспекты развития музыкального творчества в условиях дошкольных образовательных организаций и начальной школы. Рассмотрены теоретические основы формирования знаний, умений, навыков, различных познавательных психических процессов и личностных качеств посредством музыкального творчества дошкольников и младших школьников на основе знакомства с музыкальными произведениями, их компонентами. Конкретизировано понятие музыкального творчества, выявлены особенности его развития. Определена и охарактеризована основная проблема развития музыкального творчества дошкольников и младших школьников. Теоретическим путем выявлено, что музыкальное творчество является результатом увиденного, услышанного, прочувствованного ребенком на эмоциональном уровне. Установлен алгоритм развития музыкального творчества с использованием русских народных сказок. Данная последовательность включает подготовительный, основной и завершающий этапы. Выявлены показатели уровня развития музыкальных творческих способностей дошкольников и младших школьников, адаптированные к образовательным условиям. В их число входят: самостоятельность, целенаправленность, структурированность, творческая продуктивность. Обобщены результаты проведенного констатирующего этапа исследования по развитию музыкального творчества дошкольников и младших школьников, которое включало 347 респондентов в 3 детских садах и 4 школах городского округа Орехово-Зуево Московской области. Сделан вывод о необходимости совместного развития музыкальной и речевой деятельности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заварина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MUSICAL CREATIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN AND JUNIOR SCHOOL CHILDREN

The article reflects some aspects of the development of musical creativity in the conditions of preschool educational organizations and elementary school. The theoretical foundations of the formation of knowledge, skills, various cognitive mental processes and personal qualities through the musical creativity of preschoolers and younger schoolchildren on the basis of acquaintance with musical works and their components are considered. The concept of musical creativity is concretized, the features of its development are revealed. The main problem of the development of musical creativity of preschoolers and younger schoolchildren is defined and characterized. Theoretically, it was revealed that musical creativity is the result of what a child sees, hears, feels on an emotional level. An algorithm for the development of musical creativity using Russian folk tales has been established. This sequence includes preparatory, main and final stages. The indicators of the level of development of musical creative abilities of preschoolers and younger schoolchildren, adapted to educational conditions, are revealed. These include: independence, purposefulness, structuredness, creative productivity. The results of the ascertaining stage of the study on the development of musical creativity of preschoolers and younger schoolchildren, which included 347 respondents in 3 kindergartens and 4 schools of the city district of Orekhovo-Zuyevo, Moscow Region, are summarized. The conclusion is made about the need for the joint development of musical and speech activities of children.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

С целью реализации оценочного компонента мы предлагаем использовать технологию компьютерного тестирования с применением облачных сервисов. Разработан банк тестовых заданий с автоматизированной обработкой результатов по всем направлениям самостоятельной работы магистров, которые можно использовать в качестве самоконтроля изученного материала и рефлексии. Существует возможность многократного прохождения теста и демонстрации корректности ответов на вопросы, что позволяет анализировать ошибки и корректировать траекторию процесса самообучения. К преимуществам компьютерного тестирования можно отнести возможность применения мобильных приложений, что обеспечивает доступность тестирования во времени и пространстве. При организации самостоятельной работы студентов компьютерное тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества [3, C. 115].

В результате реализации модели организации самостоятельной работы магистров в условиях трансформации высшего образования в ходе экспериментальной работы на базе Академии психологии и педагогики Южного федерального университет можно утверждать о формировании высокого уровня таких личностных качеств самомотивация и самопланирование, самоорганизация и самоуправление, самоконтроль и самооценка.

Выводы. В результате переноса процесса организации самостоятельной работы магистров в цифровую экосистему вуза трансформируется условия ее реализации, к которым можно отнести увеличение объема учебных материалов, необходимость формирования навыком самоорганизации и самоконтроля, индивидуализация процесса обучения.

Таким образом, модель организации самостоятельной работы магистров в условиях цифровой трансформации образования представляет собой совокупность направлений самостоятельной работы магистров и возможностей интеграции компонентов цифровой образовательной среды вуза, основная роль в которой отводится инновационным цифровым технологиям. В технологическом компоненте модели выделены цифровые образовательные ресурсы, облачные сервисы (сетевые технологии), мобильные технологии и онлайн-курсы.

Литература:

1. Биджиев, Д.У. Структура и сущность понятия самостоятельной работы в контексте цифрового образования / Д.У. Биджиев // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6(91). - С. 281-283.

2. Жирякова, А.В. Направления цифровой трансформации образования в условиях информационного общества / А.В. Жирякова // Мир университетской науки: культура, образование. - 2019. - № 9. - С. 49-54.

3. Жирякова, А.В. Тестирование как эффективная форма контроля самостоятельной работы студентов / А.В. Жирякова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-1. - С. 114-117.

4. Лешер, О.В. Цифровая образовательная среда вуза как ресурс формирования познавательных потребностей студентов / О.В. Лешер, Л.А. Григоренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-4. -С. 166-169.

5. Петрова, М.В. Адаптивность как ключевой аспект педагогической компетентности / М.В. Петрова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2017. - № 6. - С. 91-98.

6. Петрова, Н.П. Готовность будущих педагогов к сетевому взаимодействию с обучающимися в условиях цифровизации образования / Н.П. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-1. -С. 235-237.

7. Петрова, Н.П. Особенности организации педагогической практики в условиях цифровизации образования / Н.П. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 275-277.

8. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: Под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Научные редакторы серии Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая [и др.]. - Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2019. - 344 с.

9. Individualization and self-design technology implementation results for continuing education of teachers / S.V. Kotov, N.P. Petrova, V. Petrova [et al.] // Opcion. - 2020. - Vol. 36. - No Special Edition 26. - P. 541-558.

10. Work experience internship of the students pursuing master's degree in teacher education / L.N. Kharchenko, I.F. Igropulo, N.P. Klushim [et al.] // Opcion. - 2020. - Vol. 36. - No SpecialEdition26. - P. 1596-1612.

Педагогика

УДК 373.2, 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Заварина Светлана Юрьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье отражены некоторые аспекты развития музыкального творчества в условиях дошкольных образовательных организаций и начальной школы. Рассмотрены теоретические основы формирования знаний, умений, навыков, различных познавательных психических процессов и личностных качеств посредством музыкального творчества дошкольников и младших школьников на основе знакомства с музыкальными произведениями, их компонентами. Конкретизировано понятие музыкального творчества, выявлены особенности его развития. Определена и охарактеризована основная проблема развития музыкального творчества дошкольников и младших школьников. Теоретическим путем выявлено, что музыкальное творчество является результатом увиденного, услышанного, прочувствованного ребенком на эмоциональном уровне. Установлен алгоритм развития музыкального творчества с использованием русских народных сказок. Данная последовательность включает подготовительный, основной и завершающий этапы. Выявлены показатели уровня развития музыкальных творческих способностей дошкольников и младших школьников, адаптированные к образовательным условиям. В их число входят: самостоятельность, целенаправленность, структурированность, творческая продуктивность. Обобщены результаты проведенного констатирующего этапа исследования по развитию музыкального творчества дошкольников и младших школьников, которое включало 347 респондентов в 3 детских садах и 4 школах городского округа Орехово-Зуево Московской области. Сделан вывод о необходимости совместного развития музыкальной и речевой деятельности детей.

Ключевые слова: творчество, музыка, речь, дошкольник, младший школьник, детский сад, школа, педагог.

Annоtation. The article reflects some aspects of the development of musical creativity in the conditions of preschool educational organizations and elementary school. The theoretical foundations of the formation of knowledge, skills, various cognitive mental processes and personal qualities through the musical creativity of preschoolers and younger schoolchildren on the basis of acquaintance with musical works and their components are considered. The concept of musical creativity is concretized, the features

of its development are revealed. The main problem of the development of musical creativity of preschoolers and younger schoolchildren is defined and characterized. Theoretically, it was revealed that musical creativity is the result of what a child sees, hears, feels on an emotional level. An algorithm for the development of musical creativity using Russian folk tales has been established. This sequence includes preparatory, main and final stages. The indicators of the level of development of musical creative abilities of preschoolers and younger schoolchildren, adapted to educational conditions, are revealed. These include: independence, purposefulness, structuredness, creative productivity. The results of the ascertaining stage of the study on the development of musical creativity of preschoolers and younger schoolchildren, which included 347 respondents in 3 kindergartens and 4 schools of the city district of Orekhovo-Zuyevo, Moscow Region, are summarized. The conclusion is made about the need for the joint development of musical and speech activities of children.

Key words: creativity, music, speech, preschooler, junior schoolchild, kindergarten, school, teacher.

Введение. В настоящее время проблема развития творчества, в том числе и музыкального, является очень актуальной. Систематический анализ научной литературы показывает, что данному вопросу применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста посвящается большое количество научно-исследовательских работ как ученых, так и практических педагогов, психологов, музыкальных руководителей. Актуальность темы определятся тем, что развитие музыкального творчества являются важнейшим компонентом воспитания образованного и интеллигентного человека в будущем, умеющего ценить прекрасное, творчески мыслить.

На поиск путей формирования знаний, умений, навыков, различных познавательных психических процессов и личностных качеств посредством музыкального творчества дошкольников и младших школьников на основе знакомства с музыкальными произведениями, их компонентами, в свое время обращали внимание известные ученые прошлого: Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман [21 и др. В настоящее время наиболее актуальными для развития музыкального творчества являются следующие направления: развитие электронного музыкального творчества [51, использование музыкальной импровизации [71, формирование интереса к музыкальному творчеству и самореализация в нем [8, 111 и др.

Отметим, что, несмотря на то, что проблема развития музыкального творчества дошкольников и младших школьников находится в центре изучения, однако знакомство с научной литературой показало, что многие идеи не подкреплены реальными подтверждениями и представлены лишь общими представлениями, неконкретными суждениями.

Данное противоречие легло в основу определения проблемы настоящего исследования - проблема развития музыкального творчества дошкольников и младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая особенности развития музыкального творчества, следует обратиться к трактовке данного понятия. В большинстве работ, отражающих методику музыкального воспитания [1, 6, 10], понятие рассматривается в рамках интеллектуальной деятельности человека. Э.Б. Абдуллин рассматривает музыкальное творчество как «умение импровизировать и сочинять музыку по заданным параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым» [1, С. 103]. Вместе с тем, в научных трудах отмечается, что музыкальное творчество тесно взаимосвязано с личностной мотивационной сферой ребенка. Таким образом, данное понятие необходимо рассматривать не только с компетентностных, но и с личностно-ориентированных позиций.

Современные исследования развития музыкального творчества дошкольников и младших школьников зачастую сосредоточены не вокруг формируемых компетенций ребенка, а его личностных качеств, психологической готовности к данному процессу. Е.Н. Федорович, рассматривая психологические аспекты развития музыкального творчества, отмечает: «Музыкальная психология в последние десятилетия XX столетия интенсивно развивалась, и именно в этот период ученым удалось подойти к разгадке многих ранее неясных явлений» [10, С. 7].

Многолетний опыт работы показал, что детское музыкальное творчество является результатом увиденного, услышанного, прочувствованного ребенком на эмоциональном уровне; оно отражает прошлый и настоящий опыт, также умение воссоздавать новые образы и выражать их в логично построенной музыкальной форме, под действием произведений искусства.

Рассуждая о важности музыкального и творческого развития в дошкольном и младшем школьном возрастах, следует отметить необходимость развития способностей средствами искусства. Если произведение понятно ребенку, необходимо прочувствовать его особенности, подобрать и выразительные слова для их описания. Благодаря этому дети научатся хорошо различать смысловые оттенки и переносить их в свое творчество, выражающееся в импровизации, танце, ритме, звучащей мелодии.

Обращаясь к возрастным особенностям музыкального восприятия и творческого созревания, следует отметить, что наиболее эффективно и результативно данный процесс складывается к старшему дошкольному возрасту, так как данном этапе дети в полной мере пользуются сложными видами восприятия, активизируются мыслительные процессы. В старшем дошкольном возрасте у детей проявляется особый интерес к музыке, дети стремятся придумать свою собственную мелодию, подражать колориту звуков природы, отражать в музыкальном творчестве собственный опыт, пытаясь сделать своё произведение более интересным.

Благодаря хорошо развитой памяти, воображению, мышлению у дошкольников возникает свой замысел конкретного сюжета и мотив к его реализации. При этом, если брать понятие «творчество», то при сочинении в дошкольном возрасте ребёнок не создаёт ничего нового. Он оперирует уже знакомыми ему из прошлого опыта реальной действительности сюжетами, конструкциями, персонажами, музыкальными решениями.

В младшем школьном возрасте при должной подготовке дети способны активно выражать свое музыкальное творчество посредством движений, игры на простейших музыкальных инструментах, собственного воспроизведения музыкальной колористики и пр. В это возрасте дети анализируют, сопоставляют музыкальные произведения, рассуждая об их сходстве и различиях. Так, например, прослушав произведения «Жаворонок» М.И. Глинки и П.И. Чайковского, младшие школьники дают им краткую характеристику, делятся своими впечатлениями о музыке, выражая и обосновывая разное мнение, настроение и позиции композиторов.

В ходе многолетней работы в области развития музыкальных творческих способностей дошкольников и младших школьников, удалось разработать алгоритм развития музыкального творчества с использованием русских народных сказок. Данная последовательность включает подготовительный, основной и завершающий этапы.

На подготовительном этапе обогащаются знания детей о сказках. Дошкольники или младшие школьники узнают структуру сказочного повествования, знакомятся с героями, сюжетными особенностями русской сказки (зачин, повтор).

На основном этапе дети начинают более глубоко усваивать сюжеты, образы, соединять их с музыкальным произведением. Систематический анализ построения сказочного сюжета приводит детей сначала к творческой речевой, а затем - музыкальной деятельности. В итоге реализации данного этапа у детей побуждается интерес к придумыванию собственной сказки, музыки к ней.

Завершающий этап развития музыкальных творческих способностей дошкольников и младших школьников реализуется с учетом рефлексии каждого ребенка, анализа его работы всем детским сообществом (группой детского сада, классом). Каждый ребенок анализирует составленную сказку, музыку к ней, оценивает выразительность средств передачи образа героя, подобранных музыкальных инструментов (металлофон, погремушки, бубен, ложки, дудочка, свистулька, фортепиано и пр.).

Для выявления уровня развития музыкальных творческих способностей дошкольников и младших школьников использовались показатели Л.М. Ворошниной, адаптированные к образовательным условиям: самостоятельность, целенаправленность, структурированность, творческая продуктивность. Охарактеризуем более подробно некоторые из них.

Самостоятельность как показатель уровня развития музыкальных творческих способностей дошкольников и младших школьников отражает умение ребенка составлять собственные сказки, отображать сюжет и характер героя с использованием музыкальных инструментов, употреблять выразительные средства в новых сочетаниях.

Целенаправленность проявляется в умении ребенка привести содержание сказки и использовать музыкальные фрагменты в соответствии с общим замыслом, не уходя от темы. Данный показатель желательно обсуждать с группой (классом), ведя диалог и отстаивая свое мнение.

Композиционная целостность (структурированность) проявляется в умении дошкольников и младших школьников составлять рассказ в созвучие с заданной структурой, сохранять композицию сюжетного и музыкального монолога (начало, развитие сюжета, концовка). Для выявления данного показателя целесообразно использовать таблицы, схемы.

Творческая продуктивность отражает умение придумывать несколько рассказов, музыкальных композиций на одну тему. Как показатель уровня развития музыкальных творческих способностей дошкольников и младших школьников, она может оцениваться путем составления таблицы с указанием количества и систематическими групповыми подсчетами.

Начиная со старшего дошкольного возраста у детей возникает и активно развивается творческая самостоятельность. Они в свободной форме пользуются диалогической и монологической речью, осознанно используют различные аллегории. Ряд исследователей отмечают, что далеко не все дошкольники способны создавать свои собственные сочинения связно, грамматически правильно, выразительно, хотя еще с ранних лет дети сталкиваются с музыкальными произведениями различных жанров и художественной литературой. Данные трудности объясняются как недостаточным формированием психических процессов, таких как мышление, воображение, восприятие, память; недостаточно сформированным музыкальным слухом; так и неразвитой языковой и музыкальной способностями. Вследствие этого, большинство исследователей подчеркивает необходимость специального обучения для развития творческих способностей в области музыки и слова.

Далее коротко представим результаты проведенного исследования по развитию музыкального творчества дошкольников и младших школьников, проведенного в 3 детских садах и 4 школах городского округа Орехово-Зуево Московской области. Всего в исследовании участвовали 347 респондентов.

Экспериментальная часть работы представлена тремя этапами - поисково-констатирующим, формирующим и контрольным. Для проведения экспериментальной работы потребовалось подобрать подходящие методики, соответствующие возрастным категориям и особенностям детей.

Для выявления уровня развития музыкального творчества, нами использовались адаптированные под условия детских садов и школ и дополненные музыкальной составляющей методики по развитию речи, разработанные В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, О.Н. Пищухиной. Как отмечалось и аргументировалось ранее, основным лейтмотивом диагностики была избрана сказочная тематика. Далее охарактеризуем кратко одно из авторских заданий.

Задание 1. «Назови сказку, опиши характер».

Цель: выявить знания детей о русских народных сказках, основных жанровых характеристиках музыкальных произведений.

Материал: иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка», иллюстрации с изображениями главных героев; записи музыкальных произведений: «Осень» А. Александрова, «Детская полька» М. Глинки, «Лиса по лесу ходила» русская народная песня, «Марш» Ж Люлли; детские музыкальные инструменты: металлофон, погремушки, треугольник, бубен, ложки, дудочка, свистулька, фортепиано.

Методика проведения: проводилась индивидуальная беседа, в ходе которой дошкольнику или младшему школьнику задавались вопросы:

1. Как ты думаешь, какая это сказка? Чем сказка отличается от рассказа?

2. Любишь ли ты слушать музыку?

3. Посмотри на иллюстрации и соотнеси их с музыкой. Какой герой сказки подходит к этому музыкальному произведению?

4. Какие музыкальные произведения ты знаешь?

5. С каких слов обычно начинается сказка?

6. Какой бывает музыка, что хочется под нее делать? Включаются записи музыкальных произведений: «Осень» А. Александрова, «Детская полька» М. Глинки, «Лиса по лесу ходила» русская народная песня, «Марш» Ж. Люлли.

7. Как ты думаешь, кто сочиняет сказки, а музыку?

8. Какая твоя любимая сказка?

9. Какая твоя любимая музыка?

10. Попробуй рассказать о любом герое (на выбор) и продемонстрировать его характер на любом музыкальном инструменте (на выбор). Объясни свое решение.

Анализ ответов детей показал, что на констатирующем этапе 90% дошкольников и младших школьников ответили, что «в сказке есть что-то придуманное, а рассказ - это правда», «сказка - это то, чего не бывает». Встречались ответы: «сказку сочинил кто-то в прошлом, потом рассказал кому-то другому, потом еще раз рассказал, и сказка дошла до нас». Около 95% респондентов ответила, что любит слушать музыку. Встречались ответы: «Музыку тоже можно записать, но не буквами, а специальными крючочками, а потом ее прочитать и играть». Ответы детей показали, что знания о сказках и музыке не являются всеобъемлющими и последовательными. При ответе на 3 вопрос дети сомневались, невнимательно слушали, отвечали наугад, не могли объяснить причину подбора иллюстрации к музыкальному произведению. На вопросы, ориентированные на знаниевую составляющую (4, 5, 6), дети отвечали мало, в 93% случаев ничего не называя. На вопрос 5 дети отвечали: «Жили-были бабушка и дедушка», «Ну жили там животные». Данная формулировка говорит о недостаточном количестве изученных сказок. На 7 вопрос большинство детей (72%) ответило правильно, назвав писателей, композиторов, некоторые русские народные произведения. На вопрос 8 более 94% детей начинали перечислять сказки: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», остальные называли мультфильмы «Фиксики», «Рейнджеры», «Черепашки Ниндзя», что свидетельствует о незнании понятия сказка и о недостаточном количестве знания сказок. На 9 вопрос более

82% дошкольников и младших школьников давали характеристику музыке - бодрая, спокойная и пр. При ответе на 10 вопрос дети легко выбирали главного героя, но затруднялись с выбором музыкального произведения.

На диагностическом этапе нами были использованы следующие критерии оценки.

Высокий уровень - 2 балла: ребёнок способен передать основную мысль сказочного литературного текста и музыкального произведения, усваивает и понимает основной лейтмотив музыкального произведения; ответы осуществляются в чёткой последовательности; дошкольник или младший школьник использует авторскую лексику, удачно заменяет ее собственной; соотносит особенности характера сказочного героя с музыкальным произведением; умеет слушать музыкальное произведение, понимает его характер; не нуждается в подсказках педагога.

Средний уровень - 1 балл: при ответе на вопросы ребёнок отвлекается, не понимая некоторые из них, уходит от сюжетной линии, но смысл литературного и музыкального произведений соотносит; может заменить авторскую лексику своей, неверно подобрать музыку к герою, но пробовать объяснить свое решение; пренебрегает использованием сложных предложений и музыкальных характеристик в речи; допускает грамматические ошибки, в объяснении задумывается, делает частые паузы; при ответах на вопросы требуется некоторая помощь педагога.

Низкий уровень - 0 баллов: ребенок не понимает, неверно преподносит содержание текста и музыкального произведения; в ответах демонстрируется бедный лексический запас и незнание музыкальных произведений; имеются грамматические ошибки в речи; в ответах встречается значительное количество пауз; существует необходимость в постоянных подсказках педагога.

Выводы. Проанализировав ответы дошкольников и младших школьников на констатирующем этапе педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что большинство детей не смогли самостоятельно справиться с заданием, при этом делая грамматические ошибки, не соблюдая структурированность текста, имея бедный словарный запас и демонстрируя незнание основных музыкальных и художественных жанров. Около 30% детей дошкольного и младшего школьного возраста не смогли самостоятельно справиться с заданием, передать основную мысль музыки, сказочного текста и изложить содержание в конкретной последовательности.

На данном этапе не прослеживалась связь между тематическим единством музыкального и художественного произведения, музыки и характера сказочного героя. В названиях собственно сочиненных сказок наиболее часто встречались такие, как: «Дедушка и волк», «Лошадки на природе», «Жили-были котята», «Как звери подружились» и пр., которые раскрывают основное содержание. В соотнесении характера героя и музыкального инструмента дети на данном этапе чаще всего действовали путем подбора, прислушиваясь к звучанию.

Исследование музыкального творчества дошкольников и младших школьников продолжается. Уже на констатирующем этапе исследования сделан вывод о необходимости совместного развития музыкальной и речевой деятельности детей; намечаются такие пути развития данных сфер, как: знакомство с различными жанрами музыкальных и художественных произведений; обсуждение характеров героев и музыкальных произведений с опорой на чувственный опыт ребенка; обогащение среды детских садов и школ музыкальными инструментами; увеличение количества работы детей в музыкальной атмосфере с использованием свободного времени.

Литература:

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Прометей, 2020. - 503 с.

2. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 1983. - 255 с.

3. Заварина, С.Ю. Развитие творческого воображения дошкольников посредством музыкальной деятельности / С.Ю. Заварина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-1. - С. 98-101.

4. Заварина, С.Ю. Художественно-творческое развитие младших школьников во внеурочной деятельности / С.Ю. Заварина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-1. - С. 142-145.

5. Кулакова, В.Э. Возможности использования электронного музыкального творчества в учебном процессе с младшими школьниками / В.Э. Кулакова // Музыкальное образование: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 154-158.

6. Пешкова, В.Е. Теория и методика музыкального образования в начальных классах школ Адыгеи: учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 135 с.

7. Савельева, И.П. Развитие творческих навыков дошкольников с помощью музыкальной импровизации по методике К. Орфа / И.П. Савельева, А.С. Киндяшева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - № 4-2. - С. 84-89.

8. Стефина, Н.В. Творчество как способ самореализации младшего школьника на уроках музыкального искусства / Н.В. Стефина // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2018. - № 1-6 (33). - С. 101-104.

9. Трофимова, Е.Д. Музыкальное творчество старших дошкольников / Е.Д. Трофимова // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы. Материалы VII Международной научной конференции. - 2019. - С. 57-63.

10. Федорович, Е.Н. Основы музыкальной психологии: учебное пособие / Е.Н. Федорович, Е.В. Тихонова; ред. И.Н. Немыкина. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 281 с.

11. Храмова, Л.А. Особенности формирования интереса к музыкальному творчеству у обучающихся дошкольного возраста / Л.А. Храмова, О.А. Сизова, Т.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 68-4. - С. 258-260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.