Педагогика
УДК 378.1
старший преподаватель Жирякова Анастасия Владимировна
Академия психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлена модель организации самостоятельной работы магистров в условиях трансформации высшего образования. Обоснована актуальность процессов цифровой трансформации образования, которые влекут за собой модернизацию всех компонентов учебного процесса, в том числе и самостоятельной работы магистров. Методологической основой модели являются компетентностный, информационный, ресурсный, средовой подходы. Модель содержит следующие компоненты: целевой, мотивационный, организационный, методологический, технологический, результативный и оценочный компоненты. В статье подробно рассмотрен технологический компонент модели, который предполагает использование возможностей цифровой образовательной среды вуза, инновационных цифровых технологий с целью формирования таких качеств личности магистров как самомотивация и самопланирование, самоорганизация и самоуправление, самоконтроль и самооценка.
Ключевые слова: самостоятельная работа, цифровая трансформация образования.
Annotation. The article presents the model of masters' self-study in the context of the transformation of higher education. It's substantiated the relevance of the processes of digital transformation of education, which entail the modernization of all components of the educational process, including masters' self-study. The methodological basis of the model is competence, information, resource, environmental approaches. The model contains the following components: target, motivational, organizational, methodological, technological, performance and evaluation components. The article considers in detail the technological component of the model, which involves the use of the capabilities of the digital educational environment of the university, innovative digital technologies in order to form such personal qualities of masters as self-motivation and self-planning, self-organization and self-government, self-control and self-esteem.
Key words: masters' self-study, digital transformation of education.
Введение. В Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020, а также в программе развития «Цифровая экономика Российской Федерации до 2035 года» поставлена цель цифровой трансформации общества, особая роль отводится изменениям в сфере образования и науки.
В условиях цифровой трансформации образования изменяются подходы, принципы, методы, формы и содержание магистерской подготовки. Важным направлением подготовки магистров становится формирование гибких компетенций, навыков самоорганизации и самообучения, самоконтроля и рефлексии в цифровой образовательной среде, развитие цифровой грамотности студентов. Указанное актуализирует проблему организации самостоятельной работы магистров в условиях трансформации образования.
Изложение основного материала статьи. Проведенный анализ литературы [1, 8, 10] указывает на постоянный интерес к проблеме организации самостоятельной работы студентов с позиций системного, деятельностного, компетентностного, ресурсного подходов. Исследователи указывают на многоаспектный комплексный характер данного понятия, выделяют мотивационный, когнитивный, процессуальный и рефлексивный компоненты. Опираясь на анализ исследований в данной области [5, 9], можно утверждать о влиянии процессов цифровой трансформации на специфику организации учебного процесса в магистратуре, изменение форм и методов организации учебных занятий, научно-исследовательской работы, производственных практик в рамках субъектно-деятельностного и средового подходов.
Мы согласны с Петровой Н.П., что цифровизация образования сопровождается существенной перестройкой процесса обучения во всей совокупности его составляющих. [6, C. 235] Мы считаем, что основной задачей цифровой трансформации образования является создание условий для овладения обучающимися основным содержанием, достижение самостоятельно спланированных целей, развитие самостоятельности при достижении планируемых результатов [2, C. 50].
Важными аспектами цифровизации высшего образования являются формирование цифровой образовательной среды и трансформация самого процесса подготовки магистров, переориентация его на формирование гибких компетенций студентов и «достижение профессиональной и социальной успешности в цифровом обществе» [7, C. 276]. Наряду с вышесказанным существенно меняется подход к организации самостоятельной работы магистров, что вызвано увеличением трудозатрат на самостоятельную работу до 70-80%, особенно при выполнении научно-исследовательской работы и прохождении производственной педагогической практики [1, С. 281]. Кроме того, трансформируются методы, формы и средства организации СРС, перенося ее в цифровую экосистему вуза путем реализации смешанной модели обучения.
В условиях цифровизации высшего образования появляются принципиально новые возможности организации самостоятельной работы магистров, что, в свою очередь, требует создания определенных педагогических условий. На наш взгляд, педагогические условия определяют содержание и технологию выполнения самостоятельной работы магистров и состоят из следующих компонентов:
- цели самостоятельной работы (прообраз результата), определяющие планирование самостоятельной работы;
- технологии организации самостоятельной работы - методы, приемы и формы организации, способствующие реализации достижения целей СРС;
- ресурсы образовательной среды, обеспечивающие достижение учебных целей и управление процессом самостоятельной работы.
Под ресурсным обеспечением самостоятельной работы магистров будем понимать совокупность программно-технических средств и информационных образовательных ресурсов, интегрированных в цифровую образовательную среду вуза.
Цифровая образовательная среда выводит на новый уровень возможности организации самостоятельной работы магистров, способствует персонализации обучения и вовлеченности студентов в работу [5, C. 166].
В рамках нашего исследования была разработана модель организации самостоятельной работы магистров в условиях цифровой трансформации образования (Рис. 1), которая представляет собой совокупность компонентов самостоятельной работы магистров и современных цифровых технологий как инструментов реализации этих компонентов. Модель представлена следующими компонентами: целевой, мотивационный, организационный, методологический, технологический, результативный и оценочный компоненты.
В основе модели лежит сочетание различных видов автономной учебно-познавательной деятельности магистров с возможностями современных цифровых технологий, интегрированных в цифровую экосистему вуза и реализуемых путем смешанной модели обучения.
Из широкого спектра цифровых технологий, на наш взгляд, наиболее востребованными и актуальными при организации самостоятельной работы магистров являются цифровые образовательные ресурсы, облачные сервисы (сетевые технологии), мобильные технологии, а также средства электронного обучения, а именно онлайн курсы.
Рисунок 1. Модель организации самостоятельной работы магистров в условиях трансформации высшего
образования
Сетевые (облачные) технологии являют основой формирования цифровой образовательной среды вуза. Каждому субъекту предоставляется доступ к хранилищу данных. В зависимости от производителя технологии предоставляется различный функционал как преподавателю, так и студенту. В Южном федеральном университете активно используют корпоративные возможности облака Microsoft Drive и систему видеоконференций Microsoft Teams, которая позволяет создавать команды для студентов по отдельным дисциплинам или направлениям, управлять доступом к данным внутри облака, осуществлять совместную работу в документах облака в режиме онлайн. Кроме этого, популярным является облако Google Drive, имеющее схожий функционал.
К цифровым образовательным ресурсам в плане организации самостоятельной работы магистров следует в первую очередь отнести электронные библиотечные системы и каталоги, которые ориентированы на обеспечение информационных потребностей студентов в процессе обучения и научной деятельности. Они интегрируют в удобном доступе тесты учебников, пособий, справочники и многие другие печатные издания в электронной форме. Часто элементы ЭБС имеют гипертекстовую структуру, что обеспечивает мгновенные доступ в различным материалам.
Результаты анкетирования магистрантов показали, что абсолютное большинство (84%) регулярно используют электронную библиотечную систему Южного федерального университета, интегрированную в цифровую образовательную среду вуза. Кроме этого, студенты часто обращаются к научной библиотеке elibrary, национальному открытому университету «ИНТУИТ», электронной библиотеке диссертаций РГБ. Среди преимуществ ЭБС были отмечены круглосуточный доступ, поиск книг по разным элементам, возможность копирования, наличие библиографического описания. К недостаткам магистранты отнесли отсутствие возможности скачивать книги.
Мобильные приложения возможно использовать в качестве вспомогательных элементов процесса организации самостоятельной работы магистров. Основной целью применения мобильных приложений является коммуникация. Быстрый доступ к электронной почте или любого мессенджера приводит к быстрому обмену информацией. К тому же мобильные технологии используется студентами в жизни довольно активно, что не требует дополнительных усилий по освоению данной технологии.
Широкое распространение в последнее десятилетие получила технология онлайн обучения. Использование массовых открытых онлайн курсов при организации самостоятельной работы расширяет выбор форм и методов обучения, создает условия для виртуальной академической мобильности, повышает доступность образовательного контента.
Неотъемлемым компонентом самостоятельной работы является выбор форм и методов обучения, а также контроль результатов.
Выбор инновационных активных и интерактивных методов и форм организации деятельности магистров способствует снижению временных затрат на выполнение самостоятельной работы, и, в тоже время, повышает эффективность изучения материала. Примером может стать применение деловых игр, проектной методики и метода мозгового штурма в неразрывной связи с использованием современных цифровых образовательных технологий. Активизации познавательной деятельности магистров может стать организации научно-исследовательских конференций и проектов, способствующих реализации креативной составляющей в контексте самоорганизации.
С целью реализации оценочного компонента мы предлагаем использовать технологию компьютерного тестирования с применением облачных сервисов. Разработан банк тестовых заданий с автоматизированной обработкой результатов по всем направлениям самостоятельной работы магистров, которые можно использовать в качестве самоконтроля изученного материала и рефлексии. Существует возможность многократного прохождения теста и демонстрации корректности ответов на вопросы, что позволяет анализировать ошибки и корректировать траекторию процесса самообучения. К преимуществам компьютерного тестирования можно отнести возможность применения мобильных приложений, что обеспечивает доступность тестирования во времени и пространстве. При организации самостоятельной работы студентов компьютерное тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества [3, C. 115].
В результате реализации модели организации самостоятельной работы магистров в условиях трансформации высшего образования в ходе экспериментальной работы на базе Академии психологии и педагогики Южного федерального университет можно утверждать о формировании высокого уровня таких личностных качеств самомотивация и самопланирование, самоорганизация и самоуправление, самоконтроль и самооценка.
Выводы. В результате переноса процесса организации самостоятельной работы магистров в цифровую экосистему вуза трансформируется условия ее реализации, к которым можно отнести увеличение объема учебных материалов, необходимость формирования навыком самоорганизации и самоконтроля, индивидуализация процесса обучения.
Таким образом, модель организации самостоятельной работы магистров в условиях цифровой трансформации образования представляет собой совокупность направлений самостоятельной работы магистров и возможностей интеграции компонентов цифровой образовательной среды вуза, основная роль в которой отводится инновационным цифровым технологиям. В технологическом компоненте модели выделены цифровые образовательные ресурсы, облачные сервисы (сетевые технологии), мобильные технологии и онлайн-курсы.
Литература:
1. Биджиев, Д.У. Структура и сущность понятия самостоятельной работы в контексте цифрового образования / Д.У. Биджиев // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6(91). - С. 281-283.
2. Жирякова, А.В. Направления цифровой трансформации образования в условиях информационного общества / А.В. Жирякова // Мир университетской науки: культура, образование. - 2019. - № 9. - С. 49-54.
3. Жирякова, А.В. Тестирование как эффективная форма контроля самостоятельной работы студентов / А.В. Жирякова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-1. - С. 114-117.
4. Лешер, О.В. Цифровая образовательная среда вуза как ресурс формирования познавательных потребностей студентов / О.В. Лешер, Л.А. Григоренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-4. -С. 166-169.
5. Петрова, М.В. Адаптивность как ключевой аспект педагогической компетентности / М.В. Петрова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2017. - № 6. - С. 91-98.
6. Петрова, Н.П. Готовность будущих педагогов к сетевому взаимодействию с обучающимися в условиях цифровизации образования / Н.П. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-1. -С. 235-237.
7. Петрова, Н.П. Особенности организации педагогической практики в условиях цифровизации образования / Н.П. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 275-277.
8. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: Под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Научные редакторы серии Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая [и др.]. - Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2019. - 344 с.
9. Individualization and self-design technology implementation results for continuing education of teachers / S.V. Kotov, N.P. Petrova, V. Petrova [et al.] // Opcion. - 2020. - Vol. 36. - No Special Edition 26. - P. 541-558.
10. Work experience internship of the students pursuing master's degree in teacher education / L.N. Kharchenko, I.F. Igropulo, N.P. Klushim [et al.] // Opcion. - 2020. - Vol. 36. - No SpecialEdition26. - P. 1596-1612.
Педагогика
УДК 373.2, 373.3
кандидат педагогических наук, доцент Заварина Светлана Юрьевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье отражены некоторые аспекты развития музыкального творчества в условиях дошкольных образовательных организаций и начальной школы. Рассмотрены теоретические основы формирования знаний, умений, навыков, различных познавательных психических процессов и личностных качеств посредством музыкального творчества дошкольников и младших школьников на основе знакомства с музыкальными произведениями, их компонентами. Конкретизировано понятие музыкального творчества, выявлены особенности его развития. Определена и охарактеризована основная проблема развития музыкального творчества дошкольников и младших школьников. Теоретическим путем выявлено, что музыкальное творчество является результатом увиденного, услышанного, прочувствованного ребенком на эмоциональном уровне. Установлен алгоритм развития музыкального творчества с использованием русских народных сказок. Данная последовательность включает подготовительный, основной и завершающий этапы. Выявлены показатели уровня развития музыкальных творческих способностей дошкольников и младших школьников, адаптированные к образовательным условиям. В их число входят: самостоятельность, целенаправленность, структурированность, творческая продуктивность. Обобщены результаты проведенного констатирующего этапа исследования по развитию музыкального творчества дошкольников и младших школьников, которое включало 347 респондентов в 3 детских садах и 4 школах городского округа Орехово-Зуево Московской области. Сделан вывод о необходимости совместного развития музыкальной и речевой деятельности детей.
Ключевые слова: творчество, музыка, речь, дошкольник, младший школьник, детский сад, школа, педагог.
Annоtation. The article reflects some aspects of the development of musical creativity in the conditions of preschool educational organizations and elementary school. The theoretical foundations of the formation of knowledge, skills, various cognitive mental processes and personal qualities through the musical creativity of preschoolers and younger schoolchildren on the basis of acquaintance with musical works and their components are considered. The concept of musical creativity is concretized, the features