Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / цифровые технологии / трансформация образования / деятельностный подход / индивидуальная траектория / цифровая грамотность / образовательная среда / independent work / digital technologies / transformation of education / structure and essence of independent work / activity approach / individual trajectory / digital literacy / components of independent work / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.У. Биджиев

В статье проведен анализ сущностных характеристик понятия «самостоятельная работа студентов вуза». Автор отмечает пересмотр процесса обучения в пользу цифровых образовательных технологий и выведение организации самостоятельной работы магистров на новый уровень. Автор обращает внимание на компоненты и структуру самостоятельной работы, где делает акцент на информационно-технологический компонент в подготовке студентов в цифровой образовательной среде. В статье представлена авторская трактовка понятия «самостоятельная работа». Автор делает вывод о том, что в организации самостоятельной работы необходимо принимать во внимание индивидуальную образовательную траекторию студента, учитывать специфику направления подготовки. Отмечается направленность самостоятельной работы на развитие творческого потенциала личности с целью успешной самореализации в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND ESSENCE OF THE CONCEPT OF INDEPENDENT WORK IN THE CONTEXT OF DIGITAL EDUCATION

The article analyzes essential characteristics of a concept of independent work of university students. The author notes the revision of the learning process in favor of digital educational technologies and bringing the organization of independent work of masters to a new level. The author draws attention to the components and structure of independent work, where he focuses on the information technology component in the preparation of undergraduates in the digital educational environment. The article presents the author’s own interpretation of the concept of “independent work”. The author concludes that in the organization of independent work it is necessary to take into account the individual educational trajectory of the student, to take into account the specifics of the direction of training. The focus of independent work on the development of the creative potential of the individual with the aim of successful self-realization in professional activity is noted.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371

Bidzhiev D.U., Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer,

Department of Mathematics and Methods of its Teaching, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: pnpprof@mail.ru

STRUCTURE AND ESSENCE OF THE CONCEPT OF INDEPENDENT WORK IN THE CONTEXT OF DIGITAL EDUCATION. The article analyzes essential characteristics of a concept of independent work of university students. The author notes the revision of the learning process in favor of digital educational technologies and bringing the organization of independent work of masters to a new level. The author draws attention to the components and structure of independent work, where he focuses on the information technology component in the preparation of undergraduates in the digital educational environment. The article presents the author's own interpretation of the concept of "independent work". The author concludes that in the organization of independent work it is necessary to take into account the individual educational trajectory of the student, to take into account the specifics of the direction of training. The focus of independent work on the development of the creative potential of the individual with the aim of successful self-realization in professional activity is noted.

Key words: independent work, digital technologies, transformation of education, structure and essence of independent work, activity approach, individual trajectory, digital literacy, components of independent work, educational environment.

Д.У. Биджиее, канд. пед. наук, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Е-mail: pnpprof@mail.ru

СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проведен анализ сущностных характеристик понятия «самостоятельная работа студентов вуза». Автор отмечает пересмотр процесса обучения в пользу цифровых образовательных технологий и выведение организации самостоятельной работы магистров на новый уровень. Автор обращает внимание на компоненты и структуру самостоятельной работы, где делает акцент на информационно-технологический компонент в подготовке студентов в цифровой образовательной среде. В статье представлена авторская трактовка понятия «самостоятельная работа». Автор делает вывод о том, что в организации самостоятельной работы необходимо принимать во внимание индивидуальную образовательную траекторию студента, учитывать специфику направления подготовки. Отмечается направленность самостоятельной работы на развитие творческого потенциала личности с целью успешной самореализации в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, цифровые технологии, трансформация образования, деятельностный подход, индивидуальная траектория, цифровая грамотность, образовательная среда.

Развитие цифровых технологий, социальных сетей и мессенджеров повлекли за собой изменение общественных ценностей, привели к сетевой идентификации человека. Сформировался новый тип обучающихся, самостоятельно определяющих свою образовательную траекторию. Они нацелены на личностное развитие и стремятся сочетать работу и учебу. Соответственно, система образования, модернизируясь, должна адаптироваться к требованиям цифровой экономики, систему образования. В этой связи подготовка студентов должна осуществляться посредством цифровых технологий в цифровой образовательной среде.

В то же время реализация Федеральных образовательных стандартов подготовки студентов и магистров последнего поколения предполагает значительное усиление роли самостоятельной работы при формировании профессионально значимых качеств специалиста, способного быть конкурентоспособным на современном рынке услуг Пересматривается позиция студента и преподавателя в новых условиях реализации образовательных программ. В требованиях к условиям реализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры особое внимание уделено цифровой образовательной среде, которая должна предоставить не только доступ магистра к электронным образовательным ресурсам, но и обеспечить эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе с использованием сетевых технологий на всех этапах образовательного процесса.

Пересмотр обучения в пользу цифровых образовательных технологий выводит на новый уровень процесс организации самостоятельной работы студентов и магистрантов. Меняются не только способ коммуникации, но и методы, формы, средства и технологии ее организации на всех этапах самостоятельной работы.

Актуальность данного исследования заключается в том, что автор рассматривает самостоятельную работу в контексте цифровой трансформации образования и определяет новые векторы ее развития.

Цель данного исследования заключается в проведении ретроспективного анализа организации самостоятельной работы магистрантов, определении ее сущности, структуры, основных подходов и направлении ее развития в контексте цифровой трансформации образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены сущностные характеристики и структура самостоятельной работы обучающихся в контексте цифровой трансформации образования.

В исследовании становится актуальным пересмотр процесса организации самостоятельной работы студентов в условиях цифровой трансформации образования, т.к. новые социально-экономические условия требуют развития навыков самостоятельного приобретения знания, самоорганизации в информационной среде, цифровой грамотности. В современных условиях обучающийся трансформируется в активного потребителя знаний, способного к формулировке проблем и самостоятельному поиску их оптимальных решений, в результате которого он получает опыт профессиональной деятельности. Следовательно, самостоятельная работа должна стать одной из основных форм подготовки конкурентоспособных кадров в высшем образовании.

В современной теории и практике преподавания до сих пор нет единой трактовки понятия самостоятельной работы, что говорит о многогранности данной категории. Основные подходы к определению самостоятельной работы представлены в табл. 1 [10; 5, 3; 11].

Таблица 1

Подходы к определению понятия «самостоятельная работа»

Сущность определения Авторы

вид учебной деятельности Б.П. Есипов, А.Г. Молибог В.И. Звягинский, В.М. Рогозинский, Л.Г Вяткин, Е.Я. Голант, И.А. Зимняя, А.Ю. Коджаспиров, ГМ. Коджаспиро-ва, М.И. Махмутов, Л.С. Клентак

самостоятельная познавательная деятельность П.И. Пидкасистый, М.И. Махмутов, М.В. Самар-дак, Е.Н. Трущенко, А.А. Дробышевский

средство формирования творческой личности Л.С. Клентак, Р.Б. Срода, М.И. Махмутов, Е.Я. Голант, М.Г. Гарунов

форма обучения М.И. Моро, И.Э. Унт, В.И. Андереев, И.И. Ильясов, М.Г Гарунов, А.С. Лында, Р.А. Низамов

средство обучения Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый

метод обучения Ю.К. Бабанский, А.В. Усова, И.В. Кузьмина, Л.В. Жарова

поиск информации С.И. Архангельский, В.И. Андреев, А.В. Казаков, Л.А. Тамбиева, Л.Л. Сорокина

Определение структуры и сущности понятия самостоятельной работы требует теоретико-методологического анализа педагогических исследований в историческом аспекте. О развитии самостоятельности, способностей к самопознанию и методах организации самостоятельной работы учащихся говорится еще в трудах Аристотеля, Платона и Сократа. В эпоху Средневековья Ф. Рабле и М. Монтень высказываются о необходимости формирования самостоятельности ребенка с целью познания и развития умственных способностей. В дидактике основоположником понятий самостоятельности учебной деятельности считают Я.А. Коменского. Он говорит о стремлении человека к познанию мира и самостоятельном достижении «разнообразного познания» [1].

Анализ исследований [1—10] показывает, что сформировалось два основных подхода к определению понятия самостоятельной работы. С одной стороны, она рассматривалась как вид деятельности обучаемого, с другой точки зрения она выступала формой организации обучения.

Так, например, Б.П. Есипов понимает под самостоятельной работой такой вид деятельности, который «выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию и в специально представленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, проявляя

свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий» [5].

A.П Молибог рассматривает самостоятельную работу как деятельность, складывающуюся из таких элементов, как творческое восприятие и осмысление учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ [3].

B.И. Звягинский разделяет эту позицию и определяют самостоятельную работу как планируемую деятельность по усвоению знаний и умений, которая организована без прямой помощи преподавателя, но методически направляема им с целью достижения конкретного результата [1].

Отличительной чертой в определении сущности понятия самостоятельной работы в трудах учёных [3-9] является отсутствие прямого руководства педагога в деятельности учащихся, а также целенаправленный характер этой деятельности.

Мы согласны с И.А. Зимней, которая говорит о самостоятельной работе как о высшей форме учебой деятельности, отмечая внутреннюю мотивацию учащихся как необходимую составляющую в структуре самостоятельной деятельности. Процесс самостоятельной работы требует высокого уровня личной ответственности, самосознания и рефлексии. Также акцент делается на целенаправленном характере самосовершенствования, результативности самостоятельной деятельности и удовлетворенности ей [2].

Так, А.А. Дробышевский отмечает, что самостоятельная работа - это «целенаправленная и структурированная познавательная деятельность в высокотехнологичной дидактической среде, осуществляемая на основе опосредованного, целенаправленного, постоянного управления со стороны преподавателя» [7].

Мы поддерживаем точку зрения Л.С. Клентак, которая в основе понятия самостоятельной деятельности выделяет интеграцию учебно-творческих достижений посредством технологии портфолио и педагогической поддержки индивидуальных образовательных маршрутов [8].

Вместе со Н.Б. Стрекаловой мы отмечаем высокую значимость самостоятельной работы для формирования навыков исследовательской деятельности и активизации творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Особое внимание уделяется информационно-образовательной среде, в условиях которой осуществляется самостоятельная деятельность современных студентов. Результат такой работы будет зависеть от цифровой грамотности как студентов, так и преподавателя. При этом самостоятельная работа носит индивидуализированный характер [10].

Необходимость модернизации структуры образовательного процесса, в том числе и самостоятельной работы студентов, обусловлена требованиями цифровой экономики и современного информационного общества, в котором процесс цифровизации образования занимает одну из главенствующих ролей. Внедрение цифровых инструментов, переход к цифровой образовательной среде, разработка и применение цифровых образовательных ресурсов, развитие онлайн-обра-зования - все это неотъемлемые составляющие современной образовательной системы.

Процессы цифровой трансформации образования затрагивают все стороны организации учебного процесса. Вместе с этим трансформируется понятие самостоятельной работы. Во-первых, смещается акцент в сторону увеличения доли самостоятельной работы и ее персонализации. Во-вторых, существенно изменяется инструментарий ее организации. Цифровая образовательная среда становится основой для ее организации, цифровые образовательные ресурсы выступают незаменимым средством обучения, осуществление обратной связи и контроля за ходом и результатом самостоятельной работы студентов также происходит посредством цифровых технологий. Таким образом, цифровая трансБиблиографический список

формация образования привела нас к изменению роли и сущности понятия самостоятельной работы, которая признается наиболее эффективным средством формирования способностей к самообразованию и самореализации в условиях современного информационного общества, преобладающим видом деятельности в цифровой образовательной среде.

Вместе со Стрекаловой Н.Б. отметим в структуре самостоятельной работы в условиях цифровой трансформации образования необходимость информационно-технологического компонента, отражающего обязательность применения в самостоятельной работе современных инструментов обработки информации и сетевого сотрудничества в цифровой образовательной среде.

В контексте нашего исследования в структуре самостоятельной работы мы выделили такие компоненты, как мотивационный, рефлексивный и информационно-технологический.

Мотивационный компонент предполагает усиление мотивации самостоятельной работы обучающихся, познавательный и профессиональный интерес к изучению определенных дисциплин, которые пополняют умения и навыки, а также умения мотивировать свою деятельность. Внутренние мотивы дают возможность обучающимся осуществлять сбор, анализ, обработку и хранение информации с использованием цифровых технологий, что актуализирует их профессиональную деятельность. К будущей профессиональной деятельности побуждает потребность к саморазвитию, стремление к изучению новых современных технологий и систем, а также возможность использовать программные продукты и цифровые технологии при разработке проектов.

Рефлексивный компонент. В результате учебной деятельности происходит процесс научения личности, ее развития. Обучающийся может самостоятельно решать задачи, которые перед ним поставлены, для него не существует непреодолимого препятствия и его деятельность является потенциально осуществимой.

Информационно-технологический компонент предполагает самостоятельный выбор используемых для самостоятельной работы цифровых технологий, готовность работать с различными цифровыми инструментами, использовать возможности цифровой образовательной среды. Информационно-технологический компонент можно соотнести с понятием цифровой грамотности относительно организации самостоятельной работы, включая технологическую составляющую (знания технических особенностей цифровых устройств, умения работы с ними, настройки конфигурации устройств), практическое применение прикладного и специализированного программного обеспечения для решения задач самостоятельной работы, осуществление коммуникации в цифровой среде. Самостоятельный выбор учебной траектории и работа с неограниченным объемом изучаемых материалов также характеризуют данный компонент.

На наш взгляд, самостоятельная работа обучающихся в контексте цифровой трансформации образования определяется возможностями использования цифровых технологий, где выделены сетевые технологии и сервисы, цифровые образовательные ресурсы, мобильные приложения и открытые онлайн-курсы, а также основными направлениями самостоятельной работы: самостоятельная работа в рамках учебных дисциплин, научно-исследовательская работа и проектная деятельность.

Таким образом, можно сделать вывод, что, учитывая многокомпонентную структуру самостоятельной работы и изменение ее сущности в условиях цифровой трансформации образования, самостоятельную работу можно рассматривать как целенаправленную самоорганизуемую информационно-исследовательскую деятельность обучающихся, выполняемую с помощью цифровых технологий под воздействием педагогического управления и самоуправления как механизмов обеспечения ее качества.

1. Звягинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.

2. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект). Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006; № 8: 20 - 2б.

3. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Минск, 1975.

4. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. Москва, 1986.

5. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Москва, 1961.

6. Жуйкова О.В. Организация самостоятельной работы студентов - будущих инженеров при изучении графических дисциплин в техническом вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 2014.

7. Дробышевский А.А. Организация самостоятельно работы студентов с применением компьютерных технологий обучения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2013.

8. Клентак Л.С. Формирование способности к самоорганизации самостоятельной работы студентов технического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Самара, 2017.

9. Вяткин Л.Г Самостоятельная работа учащихся на уроке. Саратов, 1978.

10. Стрекалова Н.Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде. Диссертация ... доктора педагогических наук. Самара, 2017.

References

1. Zvyaginskij V.I. Innovacionnye processy v obrazovanii i pedagogicheskaya nauka. Innovacionnye processy v obrazovanii. Tyumen', 1990.

2. Zimnyaya I.A. Kompetentnostnyj podhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennyh podhodov k problemam obrazovaniya? (teoretiko-metodologicheskij aspekt). Vysshee obrazovanie segodnya: reformy, novovvedeniya, opyt. 2006; № 8: 20 - 26.

3. Molibog A.G. Voprosy nauchnoj organizaciipedagogicheskogo truda v vysshej shkole. Minsk, 1975.

4. Skatkin M.N. Metodologiya imetodika pedagogicheskih issledovanij. Moskva, 1986.

5. Esipov B.P. Samostoyatel'naya rabota uchaschihsya na uroke. Moskva, 1961.

6. Zhujkova O.V. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov- buduschih inzhenerov pri izuchenii graficheskih disciplin v tehnicheskom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2G14.

7. Drobyshevskij A.A. Organizaciya samostoyatel'no raboty studentov s primeneniem komp'yuternyh tehnologij obucheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2G13.

В. Klentak L.S. Formirovanie sposobnosti k samoorganizacii samostoyatel'noj raboty studentov tehnicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Samara, 2G17.

9. Vyatkin L.G. Samostoyatel'naya rabota uchaschihsya na uroke. Saratov, 197В.

1G. Strekalova N.B. Upravlenie kachestvom samostoyatel'noj raboty studentov v otkrytoj informacionno-obrazovatel'noj srede. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Samara, 2G17.

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 378

Gumashvili I.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chemistry and MPH, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: inga-ramazovna@mail.ru

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: sovdat@list.ru

CONDITIONS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF 1ST-YEAR STUDENTS. The article considers psychological and pedagogical conditions of socio-psychological adaptation of 1st-year university students. The authors of the article emphasize that the process of adaptation of first-year students has many factors in its nature. These factors manifest themselves in different ways at different stages of study, some factors, for example, can be psychologically rebuilt. In the paper, the authors noted contribution of both foreign and Russian scientists to the study of this problem. The article reveals organizational, activity, professional, socio-psychological and household adaptations. Full-fledged psychological adaptation includes three important stages: the first stage - acquaintance with the place of study, the rights and obligations of the student and the beginning of study; the second stage - mastering the rules and norms of the university and immersion in the learning process; the third stage - conscious and creative improvement of studies. The adaptation process is considered comprehensively in the interrelation of its levels: at the level of interpersonal relationships, behavior of a single student, at the level of psychophysiological activity of the organism. the author gives practical recommendations to facilitate the process of adaptation of first-year students.

Key words: conditions, socio-psychological adaptation, student, university.

И.Р. Гумашвили, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: inga-ramazovna@mail.ru

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: sovdat@list.ru

УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

В статье рассмотрены психолого-педагогические условия социально-психологической адаптации студентов 1 курса вуза. Автор статьи подчеркивает, что процесс адаптации студентов первого курса имеет в своей природе множество факторов. Эти факторы на разных этапах учёбы проявляют себя по-разному, некоторые факторы, например, психологические, могут перестраиваться. В работе автор отметил вклад в изучение данной проблемы как зарубежных, так и отечественных ученых. В статье раскрыты организационная, деятельностная, профессиональная, социально-психологическая и бытовая адаптации. Процесс адаптации рассмотрен комплексно во взаимосвязи его уровней: на уровне межличностных отношений, поведения отдельно взятого студента, на уровне психофизиологической деятельности организма. Автором даны практические рекомендации для облегчения процесса адаптации студентов первого курса.

Ключевые слова: условия, социально-психологическая адаптация, студент, вуз.

Актуальность данной проблематики заключается в том, что процесс адаптации студентов первого курса имеет в своей природе множество факторов. Эти факторы на разных этапах учёбы проявляют себя по-разному, некоторые факторы, например, психологические, могут перестраиваться. Все преподаватели высших учебных заведений прекрасно понимают, что при работе со студентами первокурсниками необходимо учитывать ряд особенностей, свойственных данному возрасту. Эти особенности вызваны как возрастными, так и социальными причинами [1-5].

Цель данной статьи - выявление условий социально-психологической адаптации студентов 1 курса.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть понятие «адаптация», ее функции; изучить роль аутогенной тренировки как эффективного способа, повышающего адаптивность организма.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение.

Понятие адаптации трактуется как возможность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды и считается одним из важных и основных понятий, которые исследует наука. Благодаря адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма.

Исследователи выделяют три основные группы факторов, которые оказывают значительное воздействие на процесс адаптации первокурсников к учёбе в высшем учебном заведении: социологические, психологические, педагогические факторы.

Кратко опишем каждый из факторов. Психологические факторы включают такие индивидуально-психологические и социально-психологические особенности, как направленность личности, потенциал адаптации, интеллектуальные качества личности.

Стоит подчеркнуть, что процесс адаптации представляет собой в первую очередь понимание ситуации в целом и умение из нее делать выводы, что конечном итоге позволяет изменить свое отношении к ней, что непосредственно

влияет на психологическую оценку у человека. Напротив, бывают ситуации, когда человек в силу обстоятельств, связанных с его психологическим здоровьем, не может удовлетворить свои актуальные потребности, тогда чаще всего возникает чувство тревоги, страх, беспокойство, выступающие как защитный механизм. Возникновение тревоги, в свою очередь, усиливает поведенческую активность и видоизменяет формы поведения.

Педагогические факторы связаны с коллективом вуза и организацией процесса обучения в нём. Сюда относится мастерство преподавателя, процесс организации образовательной среды и материально-техническая база высшего учебного заведения.

Социологические факторы охватывают социальный статус студента, имеет значение возраст (не все студенты поступают в высшее учебное заведение в возрасте 18-19 лет, хотя таких большинство), социальное происхождение и то образовательные учреждения, которое до этого закончил студент.

Обучение в учебном заведении, а особенно в высшем учебном заведении, является достаточно трудоемким процессом, в основе трудностей лежат различного рода факторы: организационные, методические, психологические. Также следует подчеркнуть, что существуют как трудности, которые присущи и актуальны для всех студентов, так и специализированные, специфические трудности, которые возникают исключительно у студентов первых курсов. Особенно это касается стрессовых состояний, которые обоснованы процессом ухода из школы и освоением новой учебной деятельности в вузе. Когда юноши и девушки заканчивают выпускной класс школы, они практически сразу погружаются в новую студенческую жизни, и, чтобы быть достаточно продуктивными, им необходимо успешно адаптироваться в новых условиях. Для того, чтобы можно было контролировать процесс адаптации и управлять им, педагогам и руководству вуза необходимо знать и понимать наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются студенты первых курсов высшего учебного заведения.

Остановимся кратко на каждый из них. Организационная адаптация подразумевает то, что студент постепенно осваивается в новом учебном заведении,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.