Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКА САМООБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ-МАГИСТРОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ ВУЗА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»'

РАЗВИТИЕ НАВЫКА САМООБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ-МАГИСТРОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ ВУЗА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫК САМООБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ-МАГИСТРЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА ВУЗА / ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широколобова Анастасия Георгиевна, Ларионова Юлия Сергеевна

Цель исследования состоит в обосновании эффективности организации самостоятельной работы студентов-магистров в электронной среде вуза в рамках авторского электронного образовательного курса дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle для развития у них навыка самообразования. В статье раскрывается понятие «навык самообразования», которое является необходимым умением в учебной деятельности студента при реализации самостоятельной работы студентов-магистров в электронном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle; описываются организация и этапы самостоятельной работы студентов-магистров в электронном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle; выявляются уровни формирования навыка самообразования у студентов. Научная новизна исследования заключается во внедрении новых цифровых технологий в учебный процесс высшей школы - авторского электронного курса дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle и массового открытого онлайн-курса с платформы Coursera, интегрированного в электронный курс дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» для реализации эффективной самостоятельной работы студентов-магистров с целью формирования навыка самообразования. Результатами исследования являются: раскрытие понятия «навык самообразования», являющегося ключевой компетенцией современного мира; создание авторского электронного учебного курса дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle, в рамках которого реализовывалась самостоятельная работа студентов-магистров; организация самостоятельной работы студентов в электронном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle; описание этапов самостоятельной работы студентов-магистров в электронном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Широколобова Анастасия Георгиевна, Ларионова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRADUATE STUDENTS’ SELF-EDUCATION SKILL DEVELOPMENT THROUGH THE ORGANISATION OF INDEPENDENT WORK IN THE UNIVERSITY E-LEARNING ENVIRONMENT IN THE FRAME OF THE DISCIPLINE “BUSINESS FOREIGN LANGUAGE IN PROFESSIONAL ACTIVITY”

The purpose of the study is to substantiate the effectiveness of organising graduate students’ independent work in the university e-learning environment in the frame of an author’s e-learning course for the discipline “Business Foreign Language in Professional Activity” on the LMS Moodle platform to develop their self-education skill. The paper provides insight into the notion of “self-education skill”, which is a necessary competence in graduate students’ educational activity within the implementation of their independent work in the e-learning course for the discipline “Business Foreign Language in Professional Activity” on the LMS Moodle platform; describes the stages and organisation of graduate students’ independent work in the said e-learning course; identifies the levels of self-education skill formation among the students. Scientific novelty of the study lies in introducing new digital technologies into the educational process of higher education, i.e. the author’s e-learning course for the discipline “Business Foreign Language in Professional Activity” on the LMS Moodle platform and a Coursera massive open online course integrated into the author’s e-learning course for the implementation of graduate students’ effective independent work in order to form their self-education skill. The results of the study are as follows: the researchers have shed light on the notion of “self-education skill”, which is a key competence in the modern world; have created the author’s e-learning course for the discipline “Business Foreign Language in Professional Activity” on the LMS Moodle platform, within the frame of which graduate students’ independent work was implemented; have organised students’ independent work in the said e-learning course; have described the stages of graduate students’ independent work in the e-learning course.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКА САМООБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ-МАГИСТРОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ ВУЗА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

ИЗДАТЕЛЬСТ

$ гратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 1. С. 144-152 | 2022. Volume 7. Issue 1. P. 144-152

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Развитие навыка самообразования у студентов-магистров посредством организации самостоятельной работы в электронной среде вуза в рамках дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности»

Широколобова А. Г., Ларионова Ю. С.

Аннотация. Цель исследования состоит в обосновании эффективности организации самостоятельной работы студентов-магистров в электронной среде вуза в рамках авторского электронного образовательного курса дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle для развития у них навыка самообразования. В статье раскрывается понятие «навык самообразования», которое является необходимым умением в учебной деятельности студента при реализации самостоятельной работы студентов-магистров в электронном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle; описываются организация и этапы самостоятельной работы студентов-магистров в электронном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle: выявляются уровни формирования навыка самообразования у студентов. Научная новизна исследования заключается во внедрении новых цифровых технологий в учебный процесс высшей школы - авторского электронного курса дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle и массового открытого онлайн-курса с платформы Coursera, интегрированного в электронный курс дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» для реализации эффективной самостоятельной работы студентов-магистров с целью формирования навыка самообразования. Результатами исследования являются: раскрытие понятия «навык самообразования», являющегося ключевой компетенцией современного мира; создание авторского электронного учебного курса дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle, в рамках которого реализовывалась самостоятельная работа студентов-магистров; организация самостоятельной работы студентов в электронном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle; описание этапов самостоятельной работы студентов-магистров в электронном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle.

EN

Graduate Students' Self-Education Skill Development

through the Organisation of Independent Work

in the University E-Learning Environment in the Frame of the Discipline

"Business Foreign Language in Professional Activity"

Shirokolobova A. G., Larionova J. S.

Abstract. The purpose of the study is to substantiate the effectiveness of organising graduate students' independent work in the university e-learning environment in the frame of an author's e-learning course for the discipline "Business Foreign Language in Professional Activity" on the LMS Moodle platform to develop their self-education skill. The paper provides insight into the notion of "self-education skill", which is a necessary competence in graduate students' educational activity within the implementation of their independent work in the e-learning course for the discipline "Business Foreign Language in Professional Activity" on the LMS Moodle platform; describes the stages and organisation of graduate students' independent work in the said e-learning course; identifies the levels of self-education skill formation among the students. Scientific novelty of the study lies in introducing new digital technologies into the educational process

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220009

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

of higher education, i.e. the author's e-learning course for the discipline "Business Foreign Language in Professional Activity" on the LMS Moodle platform and a Coursera massive open online course integrated into the author's e-learning course for the implementation of graduate students' effective independent work in order to form their self-education skill. The results of the study are as follows: the researchers have shed light on the notion of "self-education skill", which is a key competence in the modern world; have created the author's e-learning course for the discipline "Business Foreign Language in Professional Activity" on the LMS Moodle platform, within the frame of which graduate students' independent work was implemented; have organised students' independent work in the said e-learning course; have described the stages of graduate students' independent work in the e-learning course.

Введение

Резкие темпы технологического роста, новые современные технологии, потребность рынка в компетентных и квалифицированных специалистах обуславливает необходимость перехода к новой цифровой образовательной среде, то есть к электронному обучению, дистанционным образовательным технологиям, массовым открытым онлайн-курсам, основными характеристиками которых являются гибкость, динамичность, модульность и интерактивность.

На этапе цифровизации общества, развития цифровой экономики и цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности человека высшее образование также подверглось влиянию цифры. Цифровая трансформация высшего образования - серия глубоких и скоординированных изменений с использованием цифровых инструментов, сервисов и технологий, которые приводят к трансформации всех процессов: административно-управленческих, образовательных и научно-инновационных в деятельности учреждений высшего образования (Ачкасова, 2021).

Цифровизация образования существенно изменила не только суть и форму образовательного процесса, но и требования к компетенциям будущих выпускников. Будущие выпускники должны обладать такими навыками, как мобильность, гибкость мышления, креативность, умение работать в команде, цифровая грамотность и способность к самообучению и самообразованию.

Для того, чтобы приобрести вышеперечисленные навыки, студенту недостаточно только изучать дисциплины в университете, которые касаются его будущей профессии. Студенты, получив в вузе определенную квалификацию, согласно требованию времени, должны будут в будущем постоянно повышать свою профессиональную значимость, следовательно, им необходимо сформировать в себе навык самообразовательной деятельности еще в стенах вуза, то есть навык "lifelong learning" (обучение в течение всей жизни). Обучение в течение всей жизни - ключевой навык XXI в. для любого человека, поскольку является не только предпосылкой активной гражданской позиции, но и полноценного участия в жизни общества (Gil, Dlugosz, 2015). Следовательно, любой член общества, который хочет эффективно вписаться в современный образ жизни и полезную общественную и профессиональную деятельность, должен регулярно повышать свою образовательную квалификацию, а для этого нужен навык самообразования.

Требования ФГОС ВО сегодня ориентированы на перераспределение учебной нагрузки в пользу увеличения часов на самостоятельную работу студентов, что оказывает огромное влияние на организацию всего учебного процесса в вузе. Трансформирующаяся парадигма образования меняет роли как преподавателя, так и студента в учебном процессе. Увеличение часов на самостоятельную работу студентов требует от преподавателя высшей школы пересмотреть технологии организации всего процесса обучения и самостоятельной работы студентов в частности. Преподавателю необходимо научиться грамотно планировать обучение и правильно использовать часы, выделяемые на самостоятельную работу студентов посредством разработки новых и эффективных моделей ее организации (Велединская, Дорофеева, 2015; Дегиль, Костюкова, 2016).

Эффективные модели организации самостоятельной работы могут быть реализованы через системы управления обучения (далее - LMS). Соответственно, хорошо продуманная и выстроенная самостоятельная работа студентов на платформе LMS Moodle с интегрированной в нее возможностью самообразовательной деятельности студентов будет выполнять следующие функции:

- развивать и совершенствовать образовательные, творческие, профессиональные навыки студентов;

- развивать и совершенствовать коммуникативные способности студентов;

- стимулировать студентов к самообразованию;

- способствовать формированию и повышению мотивации к самообразованию у студентов;

- формировать уровень самооценки и самоконтроля студентов (Корвяков, 2003).

Самообразовательная деятельность - важный вид учебной деятельности в вузе и в учебном процессе. И только преподаватель сможет решить, каким способом построить обучение, организовать учебную работу студентов, чтобы подобная организация учебной деятельности наилучшим образом повлияла на развитие и совершенствование их самообразовательной деятельности в учебном процессе (Орешкина, 2014; Макарова, Старцев, 2017).

Для эффективной организации самостоятельной работы студентов в настоящее время многие вузы России используют и внедряют в учебный процесс разнообразные формы электронного обучения, которые позволяют грамотно совершенствовать навык самообразовательной деятельности у обучающихся (Рыманова, 2013).

Подчеркнем, что динамика проектирования и внедрения электронного обучения и электронных обучающих курсов (Cornelius, Calder, Mtika, 2019) в работу высшей школы носит положительный характер и отражает общую тенденцию цифровой трансформации образования. Использование цифровых технологий в обучении студентов требует индивидуальных подходов к отбору и разработке учебных материалов, их содержания и средств. Необходимой и актуальной задачей для преподавателя становятся изучение особенностей этих технологий и разработка дидактики интеграции электронного обучения для изучения как гуманитарных, так и технических дисциплин в вузе.

Следовательно, актуальность настоящего исследования заключается в необходимости формирования навыка обучения в течение всей жизни, который эффективнее всего реализуется через цифровые технологии в высшем образовании, а они, в свою очередь, соответствуют заказу современного общества на подготовку специалиста для цифровой экономики в условиях цифровизации, глобализации и массовой коммуникации в электронной среде.

Как показывает наш педагогический опыт, цифровые технологии дают большую возможность нынешним студентам для развития их самообразовательного навыка, для повышения профессиональных качеств в будущей трудовой деятельности, поэтому новой тренд "lifelong learning" позитивно воспринимается студентами и дает понимание необходимости непрерывно в течение всей жизни развивать свои навыки и компетенции и в первую очередь навык самообразования.

Теоретическую базу исследования составили работы отечественных исследователей, посвященные вопросам организации самообразовательной деятельности обучающихся (Байлук, 2013; Нечаев, 1992; Матюшкин, 2009; Корвяков, 2003; Спиридонова, 1997); публикации, рассматривающие организацию электронного обучения студентов и интеграцию массовых онлайн-курсов в учебный процесс (Велединская, Дорофеева, 2015; Дегиль, Костюкова, 2016; Можей, Лукьянов, 2017; Рыманова, 2013); труды зарубежных авторов, исследующих вопросы самообразования средствами Интернета и мотивации к самообразованию (Gil, Dlugosz, 2015; Hartnett, 2016; Pascariu, 2020; Sagitova, 2014).

Считаем, что вопрос формирования навыка самообразования у студентов в рамках цифровой трансформации образования является недостаточно изученным. Анализ теоретической и методической литературы по теме исследования показал, что на сегодняшний день не существует универсальных рекомендаций по организации самообразовательной деятельности студентов с использованием электронной обучающей среды и систем управления обучением.

По нашему мнению, самым современным и востребованным подходом для развития самообразовательной деятельности является внедрение в самостоятельную работу студентов массовых открытых онлайн-курсов (далее -МООК). Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендовано в ст. 16 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (Об образовании в РФ, 2012), что влечет за собой постепенное изменение принципов, организации и реализации учебного процесса и создание условий для реализации грамотно построенного персонализированного обучения.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

- раскрыть сущность понятия «навык самообразования» в педагогической науке;

- создать авторский электронный курс дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle для организации самостоятельной работы с целью формирования навыка самообразования у студентов-магистров;

- описать этапы организации самостоятельной деятельности студентов-магистров в электронном образовательном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle;

- выявить уровень сформированности навыка самообразования у студентов-магистров, достигнутый с помощью организованной самостоятельной работы студентов-магистров в электронном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle, средствами анкетирования.

Для решения обозначенных задач нами были использованы следующие методы исследования: метод теоретического анализа, направленный на изучение и обобщение работ российских и зарубежных исследователей по вопросам самообразования, метод статистического наблюдения, метод анкетирования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке технологии организации самостоятельной работы студентов-магистров в электронном образовательном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle, который может быть применен для формирования навыка самообразования обучающихся.

Сущность понятия «навык самообразования» в педагогической науке

Вопросу развития самообразовательной деятельности многие ученые уделяли пристальное внимание. Существует огромное количество определений данного понятия. Например, В. В Байлук полагает (2013), что это - «сознательная и самоуправляемая репродуктивно-познавательная деятельность человека, направленная на освоение знаниевого опыта общества с целью удовлетворения его личностно и профессионально значимых потребностей» (с. 8).

В. А. Корвяков (2003) полагает, что самообразовательная деятельность - это та самая деятельность, основой которой являются знания и навыки, приобретенные в процессе грамотно организованного процесса обучения при ведущей роли преподавателя, и осуществляется эта деятельность только при самоуправлении личности обучающегося. В процессе формирования самообразовательной деятельности студенты начинают развивать такие качества, как дисциплинированность, трудолюбие, инициативность, самостоятельность, ответственность, мотивация, настойчивость, нацеленность на достижение результата, исполнительность, добросовестность. Все эти качества будут необходимы будущему выпускнику не только в обучении, но и в его будущей профессиональной деятельности (с. 60).

Л. С. Спиридонова (1997) утверждает, что «продуманное комплексное и обязательное обучение студентов основам и навыкам самообразовательной деятельности применительно к избранной специальности в рамках учебного процесса важно и необходимо» (с. 20).

В. Л. Нечаев (1992) рассматривает самообразование как «специфический вид занятий человека вне стационарных форм обучения без постоянного, систематического руководства преподавателя по собственному или кем-то разработанному плану учебы» (с. 96).

Анализ теоретических источников конца XX - начала XXI в. позволяет судить о том, что вопросы формирования навыка самообразовательной деятельности у обучающихся интересовали ученых, но не было выработано единой концепции развития навыка обучения в течение всей жизни, который в условиях цифровой трансформации жизни общества приобретает все большую значимость. Тенденции цифровой трансформации образования свидетельствуют о необходимости изменения учебных методов и технологий для эффективного развития навыка самообразовательной деятельности.

Наш педагогический и практический опыт позволяют охарактеризовать сущность понятия «навык самообразования» как совокупность личностных способностей человека: способность работать с источниками информации, способность анализировать образовательную информацию, способность работать с поисковыми системами Интернета, способность выстраивать поисковую стратегию и индивидуальную траекторию обучения в рамках цифровой трансформации образования.

Таким образом, сформированность навыка самообразования наиболее сложно оценить, поскольку он относится к ментальному понятию «способность к обучению», которая во многом зависит от природных личных качеств индивидуума, его природной адаптивной способности к условиям времени и потребности современного общества, его будущей конкурентоспособности на рынке труда; проверить навык самообразования студентов в период обучения особенно затруднительно, поскольку формирование и совершенствование этого навыка происходит в течение всей жизни.

Организация самостоятельной работы студентов-магистров

в электронном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе ЬМ8 МооШе

В рамках исследования целенаправленно был создан авторский электронный обучающий курс дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle для организации самостоятельной работы студентов-магистров, направленной на формирование навыка самообразования, который реализует концепцию «обучение в течение всей жизни» в будущей трудовой деятельности выпускника.

Электронный курс дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины и интегрирован на платформу LMS Moodle.

Курс включает четыре тематических модуля: Модуль 1. Самопрезентация. Устройство на работу. Резюме/ Собеседование; Модуль 2. Деловая переписка; Модуль 3. Бизнес этика. Национальные особенности бизнеса; Модуль 4. Переговоры. Выставка.

Для эффективной организации самостоятельной работы обучающихся мы провели опрос с целью определения уровня владения цифровыми компетенциями студентов-магистров по дисциплине «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности», предполагая, что студенты-магистры могут иметь определенную степень цифровой грамотности и опыт работы на платформе LMS Moodle вуза. Нами учитывалось то, что, проходя производственную практику на ведущих предприятиях региона, студенты использовали свои первые профессиональные навыки, совершенствовали их, накапливали опыт и знания информационных технологий.

В качестве респондентов выступили студенты очной и заочной формы обучения института экономики и управления и института химических и нефтегазовых технологий всех направлений подготовки («Управление корпоративными финансами», «Практическая экономика», «Экономика инноваций»; «Менеджмент», «Образовательные программы», «Стратегическое управление», «Стратегическое управление минерально-сырьевыми комплексами», «Налоговый консалтинг: учет и внутренний аудит», «Химическая технология», «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Техносферная безопасность») магистры первого курса.

В анкетировании приняло участие 87 студентов-магистров.

Вопросы анкеты (ответы «да» в процентах):

• Имеете ли вы опыт работы с платформой LMS Moodle? (100%)

• Обучались ли вы когда-либо на открытых образовательных платформах? (94%)

• Обучались ли вы когда-либо на зарубежных МООК? (10%)

• Пользовались ли вы когда-либо агрегатором для поиска необходимого вам онлайн-курса? (90%)

• Знаете ли вы разницу между зарубежными платформами, такими как Coursera, EdX, Udacity, FutureLearn, MIT Open Course Ware? (59%)

• Считаете ли вы эффективным получать необходимые образовательные и профессиональные навыки посредством самостоятельного обучения на электронных курсах? (72%)

• Хотели бы вы получить степень магистра и международный диплом, обучаясь на МООК? (88%)

Полученные результаты анкетирования свидетельствуют о том, что 72% опрошенных студентов готовы

к освоению электронных обучающих курсов самостоятельно, но их навык самостоятельной работы и самообразования не является удовлетворительным, а значит нуждается в совершенствовании. Ответы студентов демонстрируют их понимание необходимости навыка самообразования и готовности работать, используя не только традиционные формы обучения, но и электронные образовательные среды самостоятельно.

Таким образом, можно утверждать, что успешность формирования навыка самообразования обучающегося определяется готовностью студентов к его формированию, готовность же студента к самообразованию подразумевает у него наличие устойчивой мотивации, которая обусловлена целевыми установками личности к достижению положительного результата от обучения, в частности.

Этапы организации самостоятельной работы студентов-магистров в электронном образовательном курсе дисциплины

«Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе ЬМ8 МооШе

В процессе организации самостоятельной работы студентов-магистров в электронном образовательном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle авторы выделили пять этапов.

На первом этапе организации самостоятельной деятельности происходит введение студентов-магистров в электронный курс, в частности, во вводный модуль электронного курса дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle и в электронную систему самостоятельной работы в нем.

Вводный модуль электронного курса - это информационный блок для студентов (Рисунок 1). В него включены следующие элементы и ресурсы: рабочая программа по дисциплине, порядок работы/критерии оценивания работы в курсе, инструкция по прикреплению выполненного задания в курс, онлайн-консультация с преподавателем, форум для общения студентов и преподавателя, контакты преподавателя, список необходимой литературы для освоения данного курса.

Рисунок 1. Вводный модуль курса

Преподаватель объясняет структуру электронного курса, проводит инструктаж по работе с курсом, указывает сроки выполнения работ (данная информация продублирована во вводном модуле в формате видеоролика).

Для организации самообразовательной деятельности в каждый модуль курса дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» были встроены задания, формирующие навык самообразования. Например, необязательные к выполнению задания, содержащие ссылки на интернет-ресурсы с дополнительными материалами (статьи и видео по теме модуля, тесты). Студенты, мотивированные к самообразованию, выполняют их самостоятельно в удобное для себя время в процессе подготовки к аудиторному занятию. При развитии навыка самообразовательной деятельности следует помнить о необходимости формулировать корректные установки и конкретные задачи для выполнения студентами определенного задания, выявления трудностей усвоения материала, анализа проблемы и способа ее решения. Отработка данной стратегии со временем сократит педагогическое вмешательство преподавателя в процесс самообучения.

На втором этапе организации самостоятельной деятельности студентов-магистров им предлагается самостоятельно выполнить следующее задание: составить резюме по инструкции с любых внешних ресурсов, например видео-инструкции "4 tips how to apply for a job" (Рисунок 2), при этом происходит знакомство студентов с потенциальными ошибками при написании резюме. При успешном составлении резюме будущие специалисты имеют шанс быть приглашенными на собеседование с потенциальным работодателем. На этом этапе мы также предлагаем задания на изучение особенностей ведения делового разговора, в частности, собеседования при приеме на работу.

Задание.1 Просмотрите видео "4 tips how to apply for a job."

1. 4 TIPS FOR APPLYING FOR A JOB

О

Смотреть... Поделиться

1р11Р8ШГ"'1в",ре- c_ APPLYING TO A JOB 7& IN PERSON ^ % 1

j гД>#

Посмотреть на QVouTube

Рисунок 2. Пример видеозадания "4 tips how to apply for a job"

На третьем этапе организации самостоятельной работы студентов предлагаем им проверить самих себя, для чего необходимо самостоятельно выполнить лексическое задание, не являющееся обязательным к выполнению в электронном курсе, по просмотренному видеоматериалу (Рисунок 3). Всего 85% из 87-ми студентов после нескольких неудачных попыток пройти это задание справились с ним успешно. На основе этого задания преподаватель может положительно оценить попытки тех студентов, которые проявили инициативу проверить себя в необязательных заданиях и тем самым сделали первые шаги в сторону самообразования и совершенствования навыков самоконтроля и самоанализа.

Рисунок 3. Пример лексического задания

На четвертом этапе организации самостоятельной работы студентов в электронный курс дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle был интегрирован МООК с открытой образовательной платформы Coursera (Рисунок 4). Также возможна интеграции МООК с образовательных платформ FutureLearn или Edx (в зависимости от тематики курса) на выбор преподавателя.

Обзор Личное развитие Личное развитие

Career planning: resume/CV, cover letter, interview

★ * ★ * ★ 4.8 Оценки: 988 Dr Peter J Mitchell

1

Tonuk Stat« Univeftlty

Участвовать бесплатно

Доступна финансовая помощь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На чи нается 20 ию ня г.

50 926 уже зарегистрированы

Рисунок 4. Пример МООК на Coursera

Студентам предлагается самостоятельно изучить указанные преподавателем темы из МООК на внешних платформах Coursera, FutureLearn, Edx.

Задание по прохождению предложенного преподавателем модуля в МООК нацелено на изучение теории по написанию правильно структурированного сопроводительного письма к резюме для устройства на работу. Безусловно, письменный вид заданий выступает как самостоятельный вид учебной деятельности и способствует формированию навыка грамотного изложения своих мыслей на базе полученной информации. После прохождения задания из модуля МООК студенты выполняют ряд тестов в электронном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle на проверку правильности выполнения задания из модуля МООК.

МООК - относительно новая форма представления знаний в учебном процессе, а встраивание МООК в систему LMS Moodle очень эффективно за счет дополнительного повышения доли ответственности преподавателя при организации самостоятельной работы студентов, которая, в свою очередь, требует от студентов самоорганизации и самоконтроля, их мотивации к развитию и приобретению навыка самообразования. Преподаватель, внедряя МООК в систему LMS Moodle, реализует принцип непрерывного обучения ("lifelong learning"), индивидуализирует этот процесс, формирует познавательную деятельность студентов, помогает в реализации потенциала студентов и развивает их профессионально-личностные качества (Можей, Лукьянов, 2017; Hartnett, 2016). Таким образом, преподаватель выступает неким новатором в мире новых современных технологий, нового формата подачи материала, новой цифровой дидактики, формируя навык самообразования у студентов. Интеграция МООК в любой электронный курс на платформе LMS Moodle может выступать неким психологическим «крючком», на который можно «поймать» студентов с еще только-только развивающейся мотивацией к изучению определенной темы курса и дисциплины.

На пятом этапе организации самостоятельной работы студентов мы применяем элемент «Семинар» платформы LMS Moodle. Элемент «Семинар» платформы LMS Moodle используется для проведения социальной рефлексии и групповой работы студентов. Преподаватель задаёт тему семинара и регламент участия. Обучающиеся выполняют свое задание, а затем могут взаимно оценивать работы всех участников семинара на основе системы критериев, заданных преподавателем. Итоговая оценка каждого студента вычисляется как средняя от суммы его оценок, выставленных всеми участниками семинара.

Продолжительный опыт работы со студентами показывает, что многие студенты представляют на финальное итоговое задание несколько вариантов правильно структурированного и оформленного резюме для оценивания одногруппниками. Таким образом, при реализации этого вида задания студентами достигается определенная степень самостоятельности и преодолевается демотивация по освоению нового учебного материала.

Остальные три модуля курса по дисциплине включают подобные по характеру задания, использующие МООК и формирующие навык самообразования.

По завершении курса можно выделить несколько положительных характеристик данной формы организации самостоятельной работы студентов: все студенты (87 человек) приступили к работе в электронном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moo-dle; 90% студентов выполнили более 70% заданий курса и получили зачет; 60% студентов выполняли необязательные задания (видно по шкале прогресса на платформе LMS Moodle); по активности студентов в чате курса была видна заинтересованность студентов темами курса и своим прогрессом по курсу.

Сформированность навыка самообразования студентов-магистров

в результате прохождения электронного образовательного курса дисциплины

«Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе ЬМ8 МооШе

Для выявления уровня сформированности навыка самообразования у студентов-магистров в конце семестра им была предложена анкета по самооцениванию сформированности навыка самообразования. Студентам было предложено ответить на следующие вопросы анкеты (Таблица 1).

Таблица 1. Анкета для самооценивания навыка самообразования студентами-магистрами

Вопрос Уровни сформированности (ответ) Количество ответов

1. Готовы ли Вы к самообразованию в течение всей жизни? Высокий (да) 56

Средний (скорее да, чем нет) 19

Низкий (нет) 12

2. Как Вы оцениваете свою способность работать с поиском информации? Высокий (да) 12

Средний (скорее да, чем нет) 67

Низкий (нет) 8

3. Как Вы оцениваете свой уровень мотивации? Высокий (да) 17

Средний (скорее да, чем нет) 51

Низкий (нет) 19

4. Как Вы оцениваете свою способность анализа образовательной информации? Высокий (да) 13

Средний (скорее да, чем нет) 66

Низкий (нет) 8

5. Как Вы оцениваете свою способность выстраивать индивидуальную траекторию обучения в рамках цифровой трансформации образования? Высокий (да) 15

Средний (скорее да, чем нет) 41

Низкий (нет) 31

6. Как Вы оцениваете свой результат после прохождения электронного курса дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Моойе? Высокий (да) 67

Средний (скорее да, чем нет) 12

Низкий (нет) 8

7. Считаете ли Вы эффективным обучение на образователь ных электронных платформах? Высокий (да) 74

Средний (скорее да, чем нет) 10

Низкий (нет) 3

Итого ответов 609

Опрос студентов в конце завершения курса показал следующее: 87 студентов ответили на 7 вопросов, разделенных на три уровня сформированности навыка самообразования, что в итоге дало 609 ответов. Исходя из 609-ти ответов, анкетирование показало, что 42% студентов приобрели высокий навык самообразования в рамках самостоятельной работы, организованной в электронном курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle, и желают продолжить его совершенствование; 44% студентов оценили свой навык самообразования как средний; 14% студентов с низким уровнем сформированности навыка самообразования указывают на необходимость совершенствования самостоятельной работы как для студентов, так и для преподавателя.

Об уровне сформированности навыка самообразования можно также судить по умению четко формулировать цель в процессе обучения, конкретизировать задачу и фокусировать внимание на главных и значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, что студенты демонстрировали в ходе аудиторной работы по дисциплине.

Заключение

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы и обобщения:

1. Дана характеристика сущности понятия «навык самообразования», которое рассматривается как комплекс личностных качеств, которые могут быть использованы в педагогической практике педагогами всех уровней.

2. Представлен авторский электронный обучающий курс дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle, который позволил эффективно реализовать самостоятельную работу студентов-магистров с целью формирования навыка самообразования.

3. Описаны пять этапов организации самостоятельной работы студентов-магистров в электронном обучающем курсе дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» на платформе LMS Moodle, которые могут стать базовыми для эффективной организации самостоятельной работы студентов педагогическими кадрами высшей школы.

4. Выявлены уровни сформированности навыка самообразования у студентов-магистров средствами анкетирования, которые показали следующее: 42% студентов приобрели высокий навык самообразования в рамках самостоятельной работы, но желают продолжить его совершенствование; 44% студентов приобрели средний уровень сформированности навыка самообразования; 14% студентов - низкий уровень сформированности навыка самообразования, и эти показатели указывают на необходимость совершенствования самостоятельной работы как студентами, так и преподавателями.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в формировании цифровых компетенций педагогических работников с целью усовершенствования технологий организации учебного процесса в условиях цифровой трансформации образования.

Источники | References

1. Ачкасова О. Г. Стратегические ориентиры цифровой трансформации высшего образования // Трансформация национальной социально-экономической системы России, тренд цифровые технологии: сборник материалов III международной научно-практической конференции (г. Москва, 04 декабря 2020 г.) / отв. ред. Л. Н. Косова. М.: РГУП, 2021.

2. Байлук В. В. Человекознание. Духовная самореализации личности: законы успеха. Екатеринбург, 2013.

3. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Эффективное сопровождение электронного обучения: технологии вовлечения и удержания учащихся // Образовательные технологии. 2015. № 3.

4. Дегиль И. М., Костюкова Т. А. Специфика работы преподавателя вуза в электронной образовательной среде // Открытое и дистанционное образование. 2016. № 3 (63). https://doi.Org/10.17223/16095944/63/1

5. Корвяков В. А. Самообразовательная деятельность как педагогическая проблема // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. № 7.

6. Макарова Л. Н., Старцев М. В. Проблемные зоны взаимодействия преподавателей и студентов // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 5. https://doi.org/10.20310/1819-8813-2017-12-5-210-216

7. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / под ред. А. А. Матюшкиной. М.: КДУ, 2009.

8. Можей К. А., Лукьянов Д. В. Аспекты практической реализации массовых открытых онлайн-курсов в образовательном процессе высшего учебного заведения. Минск: БГУ, 2017. http://elib.bsu.by/handle/123456789/184485

9. Нечаев В. Л. Социология образования. М.: МГУ, 1992.

10. Об образовании в РФ: Федеральный закон № 273-ФЗ: принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

11. Орешкина А. К. Теоретические основы развития образовательного пространства системы непрерывного образования в контексте его социальных измерений // Инновационные образовательные технологии. 2014. № 2 (38).

12. Рыманова И. Е. Использование среды Moodle для обучения профессиональному иностранному языку студентов технического вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 11 (29).

13. Спиридонова Л. С. Человек как субъект социологического исследования. СПб.: ЛГУ, 1997.

14. Cornelius S., Calder C., Mtika P. Understanding learner engagement on a blended course including MOOC // Research in learning technology. 2019. Vol. 27.

15. Gil A., Dlugosz J. The Role of the Internet in Self-Study // Society.Integration. Education: Proceedings of the International Scientific Conference. Rezeknes Augstskola (Rezekne, May 22-23, 2015). Rezekne, 2015. Vol. IV. https://doi. org/10.17770/sie2015vol4.398

16. Hartnett M. The Importance of Motivation in Online Learning // Hartnett M. Motivation in Online Education. Singapore: Springer, 2016. https://doi.org/10.1007/978-981-10-0700-2_2

17. Pascariu C. C. Lifelong learning as a continuous self-education action // Romanian Journal of School Psychology. 2020. Vol. 13. Issue 25.

18. Sagitova R., Students' Self-education: Learning to Learn Across the Lifespan // Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 152. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.09.194

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Широколобова Анастасия Георгиевна1, к. филол. н., доц. Ларионова Юлия Сергеевна2

1 Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово

2 Кемеровский государственный медицинский университет

Shirokolobova Anastasia Georgievna1, PhD Larionova Julia Sergeevna2

1 T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo

2 Kemerovo State Medical University

1 nastja_shirokolo@rambler.ru, 2 julialari@rambler.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 24.12.2021; опубликовано (published): 28.02.2022.

Ключевые слова (keywords): навык самообразования; студенты-магистры; организация самостоятельной работы; электронная среда вуза; деловой иностранный язык в профессиональной деятельности; self-education skill; graduate students; organisation of independent work; university e-learning environment; Business Foreign Language in Professional Activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.