сформировался как личность, профессионал, он может продолжить свое обучение в системе онлайн образование при любой форме обучения.
Литература:
1. Большой психологический словарь./ сост. и об. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811 с.
2. Волкова О.А. Возможности освоения ценностно-смысловых компетенций на различных этапах взаимодействия студента с образовательной средой // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика: материалы Всерос. Нач. практ. конф. (г. Азов, 19 ноября 2019 г.) - Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. - 340 с.
3. Грязнов С.А. Вызовы цифрового обучения. // Развитие современного образования в контексте педагогической компетенциологии. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием Чебоксары, 2021. -Издательство «Издательский дом «Среда». - 236 с.
4. Журавлева Т.Л. Активизация профессионального саморазвития обучающихся в образовательных организациях высшего образования системы МВД России: монография. - СПб.: изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. - 168 с.
5. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и практического исследования. / Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - С. 9-16.
6. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа. - 1990. - 119 с.
7. Национальный проект «Образование». URL:http:// government.ru/ info/ 35566.
8. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Некоторые эффекты информатизации образовательной среды современного вуза. / Открытое образование. - 2016 г. - Т.20, № 3. - С. 28.
9. Присутствие в среде: методология и теория обучения. / С.Ф. Сергеев // Школьные технологии. - 2011. - № 5. -С. 43-54.
10. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»: Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3. - URL:http://edufm.spb.ru/files/.
11. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. // 2-я Российская конференция по экологической психологии: материалы. - Москва; Самара, 2001. - С. 172-176.
12. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 3 (3), 2011. - C. 133-136.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации». ст. 15, п. 1.
14. Шведова С.В., Маевская И.М. Цифровизация образовательного процесса: риски и перспективы в условиях пандемии COVID-19 // Primo aspect. - 2020. - № 3(43). - С. 75-85.
15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - Москва: Смысл, 2001. - 365 с.
Педагогика
УДК 373.24
кандидат педагогических наук, доцент Заварина Светлана Юрьевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по развитию творческого воображения с использованием различных видов музыкальной деятельности во время занятий и свободной детской деятельности. Охарактеризована этапность и направленность работы с детьми при участии родителей на формирующем этапе эксперимента. Сделан вывод об эффективности развития творческого воображения с использованием классических произведений музыкального искусства.
Ключевые слова: воображение, творчество, дошкольная образовательная организация, старшая группа, экспериментальное исследование, музыкальное развитие, творческое развитие.
Annоtation. The article presents the results of an experimental study on the development of creative imagination using various types of musical activity during classes and free children's activities. The staging and direction of work with children with the participation of parents at the formative stage of the experiment is characterized. The conclusion is made about the effectiveness of the development of creative imagination using classical works of musical art.
Keywords: imagination, creativity, preschool educational organization, senior group, experimental research, musical development, creative development.
Введение. Актуальность изучения вопросов, связанных с развитием воображения и творчества в детском саду не вызывает сомнений. Одним из эффективных средств развития детского воображения является музыкальная деятельность различной направленности, осуществляемая вовремя занятий и режимных моментов.
В своей основе воображение зачастую сравнивается с чутким «музыкальным инструментом», позволяющим каждому ребенку выразить свою сущность. Овладение данным инструментом ребенком делает работу педагога целенаправленной, более эффективной; позволяет с легкостью осуществлять контроль и придумывать траекторию детского развития. С развитием воображения посредством музыкальной деятельности каждый ребенок открывает новые возможности для самовыражения.
Практическая ориентированность современной образовательной деятельности направляет на реализацию личностные интересы каждого ребенка. Важным в данном вопросе является творческий поиск и исполнение замыслов педагога с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Объектом исследования стали приемы, методы и средства, способствующие развитию творческого воображения дошкольников в музыкальной деятельности.
Предметом настоящего исследования является: процесс развития творческого воображения у детей в условиях дошкольной образовательной организации с использованием различных видов музыкальной деятельности.
В соответствии с объектом и предметом исследования была определена его цель: изучение условий развития творческого воображения в дошкольном возрасте посредством музыкальной деятельности.
Представленное исследование решало следующие задачи:
1) раскрыть сущность развития воображения у дошкольников;
2) изучить направления, формы и особенности педагогической работы по развитию воображения у дошкольников на музыкальных занятиях и во время режимных моментов;
3) выявить уровень развития воображения у дошкольников на констатирующем этапе;
4) определить и экспериментально проверить систему работы по развитию воображения у дошкольников старшей возрастной группы в рамках проекта «Рисуем музыку».
В ходе проведенной работы использовались следующие методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по теме, эксперимент в совокупности его констатирующего, формирующего и контрольного этапов, статистическая обработка полученных результатов.
Базой исследования послужили: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 8 «Василек» комбинированного вида г. Ногинск Богородского городского округа, его старшие группы в количестве 92 обучающихся и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 23 г. о. Орехово-Зуево, его старшие группы в количестве 94 обучающихся.
Практическое значение исследования связано с возможностью активного применения его результатов в сфере развития воображения у дошкольников на музыкальных занятиях и в режимных моментах.
Изложение основного материала статьи. Развитие творческого воображения детей старшей группы ДОО в возрасте 5-6 лет исследовалось с помощью диагностической методики «Фантазия» (Р.С. Немов) [3].
В качестве экспериментальной группы выступил детский сад № 8 «Василек». Результаты дошкольников на данном этапе следующие:
• высокий - 5%;
• средний - 20%;
• низкий - 75%.
Наглядно результаты отражены на рисунке 1.
■ высркии ■ средним ■ низким
Рисунок 1. Результаты констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе
В качестве контрольной группы выступил детский сад № 23. Результаты представлены на рисунке 2.
• высокий - 6%;
• средний - 19%;
• низкий - 75%.
■ высркии ■средним ■низким
Рисунок 2. Результаты констатирующего этапа эксперимента в контрольной группе
На данном этапе результаты в контрольной и экспериментальной группах были показаны приблизительно одинаковые. В контрольной группе они были немного ниже.
Переходя к формирующему этапу эксперимента хочется отметить, что соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании» [7] существует необходимость в новых подходах к организации развития творческого воображения детей, в частности - музыкального развития в ДОО. Предполагаемый эксперимент направлен формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей, развитие его творческого воображения.
На формирующем этапе в МДОУ ЦРР № 23 работа велась по общепринятой системе на музыкальных занятиях, во время физкультурных занятий с музыкальным сопровождением, в повседневной детской деятельности.
В качестве основных направлений работы на формирующем этапе были избраны следующие:
1) развивать детское музыкальное творчество, эстетическое восприятие музыкальными средствами, познавательную активность в музыкальной области;
2) повышать компетентность детей по музыкальной культуре;
3) разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре через организацию совместной творческой деятельности;
4) обобщить передовой педагогический опыт работы педагогов последних лет (2019-2021) по приобщению дошкольников к музыкальной культуре с участием родителей;
5) учить детей воплощать музыку в различных видах деятельности: рисунках, аппликациях, лепных фигурках, отражая ее настроение и характер.
Работа в экспериментальном детском саду № 8 «Василек» комбинированного вида строилась поэтапно (подготовительный, основной, заключительный), с учетом региональных особенностей, предпочтений детей и первоначальных запросов родителей.
На подготовительном этапе была изучена современная научно-методическая литература, в большинстве случаев отражающая передовой практический опыт 2019-2021 годов [1, 2, 4, 5, 6, 8].
На данном этапе также было проведено анкетирование родителей, в ходе которого были выявлены родительские предпочтения и музыкальная направленность. В анкетировании присутствовали следующие вопросы: «Любит ли ваш ребенок выполнять под музыку домашние дела?», «Какую классическую музыку любит ваш ребенок?», «Какие детские песни вы поете с ребенком?» и др. Проведенное анкетирование вызвало большой резонанс в группе. Многие родители были обеспокоены тем, что по музыкальному развитию занимаются с ребенком мало.
Анализ Интернет-ресурсов по данной теме позволил выявить различные подборки статей для работы с родителями и подобрать музыкальные композиции для детей.
С привлечением администрации ДОО удалось осуществить подбор необходимых материалов и обновление центра по музыкальной деятельности в группе.
На подготовительном этапе был составлен, одобрен старшим воспитателем и заведующей и размещен на сайте ДОО перспективный план мероприятий, предполагающий музыкальное развитие детей не только во время занятий, но и в свободное от них время. Предполагалось использовать музыку во время приема пищи, утренней гимнастики, прогулок, выборочно во время других занятий - по рисованию, лепке, аппликации.
Во время эксперимента предполагалось активное участие родителей, анкетирование который было проведено ранее. Работа была построена с учетом ответов в анкетах, преимущественно строилась с теми, кто был серьезно обеспокоен малой заинтересованностью семьи в музыкальном развитии ребенка.
Во время основного этапа формирующего эксперимента были непосредственно проведены серия музыкальных занятий, дополнительно включающих:
1) слушание музыки на заданную тему;
2) знакомство с различными музыкальными произведениями на заданную тему;
3) беседа о приемах музыкального выражения, характере образов, особенностях произведения;
4) музицирование на различных инструментах, подручном материале.
На заключительном этапе деятельность детей была обогащена рассматриванием картин и иллюстраций, подбором музыкальных произведений к ним; чтением стихов од музыку; игрой на различных музыкальных инструментах.
По окончании формирующего эксперимента была вновь проведена диагностика выявления уровня развития творческого воображения на основе методики «Фантазия» (Р.С. Немов) [3].
На данном этапе результаты в контрольной и экспериментальной группах существенно разнились. В контрольной группе высокий уровень овладения творческим воображением показали - 35%, средний - 55%, низкий - 10%. В экспериментальной группе результаты уровня овладения творческим воображением были значительно выше. Высокий -40%, средний - 56%, низкий - 4%. Наглядно результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Данные контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента
Выводы. Полученные результаты исследования показывают значимое различие у детей в начале проведения эксперимента и по его окончанию. Подтвердилось первоначальное предположение о том, что необходимым условием формирования творческого воображения ребенка является использование в работе классических произведений музыкального искусства. Исследованием установлено, что система работы по развитию различных направлений музыкальной деятельности, основанная на эстетическом воспитании и развитии, положительно влияет и более эффективно развивает творческие качества личности дошкольника.
Литература:
1. Васенина С.И., Асатрян О.Ф., Кокорева К.В. Организация развития творческого воображения у старших дошкольников средствами театрального искусства в условиях дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 66-2. - С. 76-79.
2. Колычева Г.Ю., Калинина И.Г., Заварина С.Ю. Развитие нравственно-этических качеств детей младшего школьного возраста посредством рефлексивной среды (на примере уроков математики и музыки) // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 6 (48). - С. 263-274.
3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
4. Петрунина М.А. Педагогические возможности восприятия музыки как средства развития творческого воображения у дошкольника // Вопросы педагогики. - 2020. - № 11-2. - С. 262-267.
5. Сухорукова И.М. Развитие воображения дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ // Педагогическое призвание: сборник статей Международного научно-методического конкурса: в 2 ч. - МЦНП «Новая наука». - 2019. -С. 260-264.
6. Терещенко Д.А., Ходусова Г.П. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на основе использования различных изобразительных техник // Молодой исследователь: вопросы науки и практики. Сборник трудов III Региональной научно-практической конференции. - Киров, 2020. - С. 178-180
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 30.07. 2021).
8. Шерер Н.В. Исследование особенностей развития творческого воображения старших дошкольников // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях. Под редакцией Е.В. Шмаковой, Г.С. Чесноковой. - Новосибирск, 2020. -С. 356-357.
Педагогика
УДК 373.66
кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
директор Аникина Татьяна Николаевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя школа №3 городского округа города Бор (г. Бор)
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ОНЛАЙН КУРСА ДЛЯ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы обоснования, построения и внедрения в практику общеобразовательной школы профильного онлайн курса для психолого-педагогических классов. Обоснованы теоретические основы построения курсов, описаны риски при внедрении интерактивных курсов для психолого-педагогических классов в практику школ.
Ключевые слова: профильный курс, интерактивное обучение, смешанное обучение, профориентация старшеклассников. Annotation. The article is devoted to the study of the problem of substantiation, construction and implementation in the practice of a general education school of a profile online course for psychological and pedagogical classes. The theoretical foundations of building courses are substantiated, the risks are described when introducing interactive courses for psychological and pedagogical classes into school practice.
Keywords: profile course, interactive learning, blended learning, vocational guidance for high school students.
Введение. В настоящее время в свете социально-экономических преобразований, затрагивающих все сферы общества, в том числе и образование, одним из приоритетных направлений является цифровизация и индивидуализация [10]. Эти процессы обозначают наличие широких возможностей для развития способностей и профессиональных задатков каждого старшеклассника, построения индивидуального маршрута и дальнейшего профессионального самоопределения. Особенно важным представляется ориентация в профессии и формирование важных профессиональных качеств, а также педагогической одаренности будущих учителей, учеников психолого-педагогических классов.
В январе 2021 года на Гайдаровском форуме «Россия и мир после пандемии» министр просвещения Российской Федерации С.С.Кравцов обозначил, что подготовку будущих учителей необходимо модернизировать, результатом этого процесса станет открытие 5 тысяч предпрофильных классов на территории России.
В региональный социально-педагогический кластер Нижегородской области в настоящее время помимо 51 экспериментальной площадки (две из которых являются региональными), 17 ассоциаций педагогов, 16 клинических баз практик, 150 организаций-партнеров, входят и 7 психолого-педагогических классов. Первые классы для старшеклассников, желающих получить в дальнейшем профессию педагога, были открыты в Нижнем Новгороде в 2017 году. Однако существует достаточно большое количество трудностей открытия и функционирования психолого-педагогических классов.